Процедура прохождения законопроекта
Сначала проект вносится в Думу одним из субъектов, имеющим право законодательной инициативы. Это может быть депутат Госдумы, член Совета Федерации, Президент, правительство РФ, законодательный орган субъекта, один из высших судов (Верховный, Конституционный или Арбитражный).
Проект ставится в план работы Думы, рассылается всем депутатам и иным лицам, имеющим право законодательной инициативы (см. выше).
Проект может быть принят в первом чтении или отвергнут. Если проект прошел первое чтение, то в профильном комитете создается рабочая группа по рассмотрению поступающих поправок. При этом поправки не должны менять концепцию законопроекта, но нет единого подхода к тому, что следует понимать под термином «концепция».
Каждая поправка должна получить экспертную оценку рабочей группы, а итоги работы группы должны быть утверждены на заседании профильного комитета. Обычно этот этап занимает не менее месяца.
Затем закон выносится на второе чтение. После утверждения палатой текста с учетом поправок текст «вычищается» - производится лингвистическая экспертиза, и итоговый текст выносится уже на третье чтение.
После утверждения закона в третьем чтении закон отправляется в Совет Федерации, Совет Федерации может в течение двух недель либо принять, либо отвергнуть закон.
Если закон отвергнут - то создается совместная согласительная комиссия по обработке поступивших от Совета Федерации предложений. Текст меняется, и должен пройти все три чтения опять! Обычно Дума не тратит на это слишком много времени.
Если закон был отвергнут Советом Федерации, Госдума может преодолеть эту стадию, если подтвердит свою поддержку данного закона квалифицированным большинством. Тогда закон попадет к Президенту, минуя Совет Федерации (пример – Федеральный закон «О гарантиях избирательных прав и права граждан РФ на референдум»).
Закон, поступивший к Президенту (из Думы или от Совета Федерации) подлежит рассмотрению Президентом в течение двух недель. Если Президент подписывает закон, то он публикуется и вступает в силу.
Если же Президент «налагает вето», то вся история начинается сначала.
Если закон был отвергнут Президентом после того, как прошел обе палаты Федерального Собрания, то у него все же есть шансы обрести законную силу, если в обеих палатах при новом голосовании он наберет квалифицированное большинство (пример – закон о реституции культурных ценностей).
|