Контроль за финансированием избирательной кампании кандидатов на выборах Президента Российской Федерации в июне 1996 года
Роберт Далл
МФИС Круглый стол
18 апреля 1996
Роберт Далл
Открытость информации - это один из наиболее существенных составляющих элементов механизма, регулирующего вопросы финансирования политических кампаний. Этот фактор основывается на праве избирателей знать основные аспекты финансовой деятельности кандидатов и политических организаций, в особенности частные источники финансирования их предвыборной деятельности.
Открытость закреплена в положениях законов о выборах, которыми предусматривается финансовая отчетность кандидатов и политических организаций перед избирательными органами в отношении вопросов проведения предвыборной кампании. В законах, закрепляющих принцип открытости информации, указывается, какие данные о получении и расходовании средств на цели предвыборной кампании должны содержаться в финансовых документах, а также устанавливаются сроки и формы отчетности.
Принцип открытости информации, связанной с вопросами финансирования предвыборной кампании, изначально основывается на соблюдении требований законодательства в отношении отчетности. В то же время открытость достигается более за счет «рыночного подхода» к решению проблемы влияния денег на политику и политических деятелей, чем строгими правоохранительными мерами, призванными обеспечить действие законов. Открытость позволяет общественности обеспечить саморегулирование политической системы. В этом процессе общественности оказывают помощь средства массовой информации и гражданские общественные организации, осуществляющие проверку, анализ и опубликование информации, содержащейся в отчетах кандидатов и политических организаций.
Открытость обеспечивает предоставление информации, на основе которой избиратели могут решить, какому кандидату отдать свой голос. Информация о частных источниках поддержки кандидатов имеет особую важность для избирателей, так как она помогает определить характер, склонности, убеждения и подлинные намерения претендентов.
Процесс обеспечения открытости вопросов финансирования предвыборной кампании основывается на трех ключевых компонентах:
- Отчетность: Законы и иные нормативно-правовые акты (а также избирательные органы, обеспечивающие их действие) требуют полного учета и оформления всей документации по как получаемым, так и расходуемым на цели предвыборной кампании средствам кандидатов и политических организаций как непосредственно в ходе избирательной кампании, так и после проведения выборов.
- Доступ к информации: Разумная и постоянная возможность доступа к финансовым отчетам избирательных кампаний кандидатов, предоставляемая средствам массовой информации, гражданским общественным организациям, кандидатам и политическим организациям (включая политических противников), а также всем другим заинтересованным лицам как в ходе подготовки, так и после проведения выборов.
- Гласность: Контроль, анализ и опубликование данных, содержащихся в отчетах по проведению предвыборной кампании, средствами массовой информации в целях информирования общественности, пресечения неправомерной финансовой деятельности или предоставления в отчетах кандидатов и политических организаций информации, не соответствующей действительности.
Процесс обеспечения открытости информации, предоставляемой в финансовых отчетах политических предвыборных кампаний, нельзя считать завершенным, если такая информация не прошла проверку и не представлена вниманию всех граждан, пользующихся избирательными правами. Для того, чтобы определить возможности обеспечения контроля за финансированием предвыборной кампании кандидатов в рамках выборов Президента Российской Федерации в июне, журналистам необходимо ответить на следующие вопросы:
- Каким образом Центральная избирательная комиссия будет предоставлять общественности и представителям СМИ информацию о финансировании избирательных кампаний кандидатов при подготовке и после проведения выборов Президента?
- Каким образом средства массовой информации смогут осуществлять запрос на получение данных, содержащихся в финансовых отчетов по предвыборным кампаниям кандидатов, в Центральной избирательной комиссии? Какая информация и какие документы будут предоставлены представителям средств массовой информации для ознакомления и на каком основании?
- С какой периодичностью и в каких изданиях будет ЦИК публиковать информацию, полученную от отделений Сберегательного банка РФ в отношении поступления средств на специальные временные счета кандидатов на должность Президента?
- Воспользуется ли Центральная избирательная комиссия своим закрепленным законодательством правом на запрос информации из Сберегательного банка в отношении расходования средств, находящихся на счетах кандидатов, и если воспользуется, то когда и с какой периодичностью будут делаться такие запросы? Будет ли ЦИК опубликовывать такую информацию, или каким-либо иным образом предоставлять ее общественности и представителям средств массовой информации для ознакомления? Будет ли информация о расходовании кандидатам средств, подлежащая гласности, включать предусмотренную законодательством документацию в отношении договоров, заключаемых между кандидатами и подрядчиками, предоставляющими товары и услуги?
- Какие методы могут быть применены средствами массовой информации для осуществления контроля за потенциально возможным использованием средств, предоставляемых кандидатам как отдельными лицами, так и организациями на цели предвыборной кампании, не учитываемых в официальных избирательных фондах»!
Российское законодательство о выборах предусматривает предоставление полной финансовой отчетности по предвыборной кампании после проведения выборов. Такая информация подлежит тщательной проверке даже несмотря на то, что голосование уже завершено. Кандидаты и их сторонники должны знать, что они несут как правовую ответственность за соблюдение требований законов в отношении отчетности, так и политическую ответственность за характер и источники средств, получаемых и расходуемых на свои политические цели.
Для распространения подлинно демократической практики в России потребуется время. Следующие выборы станут более открытыми и справедливыми только в том случае, если принцип открытости информации будет воплощен в наиболее полной мере как в ходе подготовки и проведения, так и непосредственно после выборов Президента. Обеспечения контроля за вопросами финансирования предвыборной кампании на протяжении всего избирательного процесса представляется наиболее значимым слагаемым успеха.
Кроме соблюдения законов о финансировании предвыборных кампаний открытость также подразумевает обеспечение принципов политической морали и этики. С точки зрения этических принципов открытость заключается в соблюдении должностными лицами требований по предоставлению информации о личных финансовых источниках - после их избрания и во время нахождения на должности. Такая открытость, особенно в отношении источников доходов, имеет основной целью обеспечить контроль и предотвратить возможность неправомерных выплат и отчислений должностным лицам со стороны отдельных лиц или групп, стремящихся оказать определенное влияние на деятельность государственных органов. Таким образом, концепция открытости распространяется на весь процесс получения выборной должности и выполнения на ней служебных обязанностей.
|