Демократия.Ру




У диктатора должна быть некая мистическая притягательная сила, благодаря которой его последователи впадают в своего рода религиозный восторг. Он должен обладать неким магнетизмом, чтобы они считали за честь отдать за него жизнь. Они должны чувствовать что Сомерсет Моэм


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


03.12.2024, вторник. Московское время 18:37

Выступление Кристиана Надо, Директора проекта МФИС в Москве, на конференции «Избирательная система Свердловской области как основа формирования и развития института представительной и выборной демократии на Среднем Урале» в Екатеринбурге 23 октября 1998 года

1. Уважаемый господин Мостовщиков, уважаемые члены избирательных комиссий, дамы и господа!
Сегодня я хочу коротко коснуться вопросов сравнительного анализа финансирования предвыборных кампаний. Я постараюсь быть кратким и прошу вас задавать мне вопросы после моего выступления. Сначала позвольте мне сказать несколько слов о Международном фонде избирательных систем и его деятельности в России.

2. МФИС осуществляет свою деятельность во всем мире в течение уже более десяти лет, поддерживая развивающуюся демократию путем обеспечения технической поддержки и предоставления экспертных оценок избирательным комиссиям и гражданским организациям. Наш подход к решению задач, учитывающий специфические потребности каждой страны и уделяющий внимание институционному развитию, привел к устойчивому росту нашего Фонда. Со времени основания Фонда в 1987 году МФИС работал в 90 странах мира. В настоящее время у нас есть представительства в большинстве стран СНГ. По ним можно судить о работе МФИС в России и о текущей деятельности Фонда. Финансирование предвыборной кампании является одним из вопросов, который в течение некоторого времени составлял тему наших консультаций и который будет актуален в будущем. Давайте сначала поговорим о международном опыте в этой области, а затем перейдем к тому, что может быть полезным в вашей работе.

3. Прежде всего, разрешите начать с того, что лишь немногим странам удалось достичь соответствующего равновесия в финансировании избирательных кампаний. Финансирование предвыборной кампании в широком смысле этого понимания представляет собой сбор и использование денежных средств кандидатами, избирательными объединениями и блоками для продвижения своих политических кандидатов на выборах. При этом основным вопросом является то, как контролировать процесс расходования денежных средств кандидатами и то, как сделать источники финансирования открытыми для общественности. Отвечая на этот вопрос, можно сказать, что в таких странах как США, Канада, Россия и Франция, финансирование из государственного бюджета предоставляется политическим партиям и их кандидатам для проведения предвыборной кампании, при этом вводятся ограничения на получение финансирования от частных лиц, или запрещение финансирования частными лицами. Попытки ограничить уровень расходов партий и кандидатов обычно сопряжены с проблемой определения начала политической кампании, установления соответствующего предела расходов и того, какие действия следует расценивать как поддержку кандидата. Например, выборы губернатора штата Калифорния в США в 1998 году были связаны с деятельностью групп, которые выступали против абортов или за охрану окружающей среды. Представители этих групп по почте обращались к избирателям от имени кандидатов. При этом сами кандидаты никак не могли контролировать ситуацию.

4. Вопрос о реформировании финансирования предвыборной кампании коснулся западных демократий, которые стремились к тому, чтобы вернуть доверие к органам власти и лидерам. Общественное восприятие слишком сильного влияния «больших денег», а не идей, на политику вызвало интерес и привело к переменам. Например, Канада, Великобритания, Испания, США, Япония и Австралия пересматривают или уже пересмотрели положения о финансировании предвыборной кампании. Одной из основных международных тенденций этого опыта является стремление к открытости через отчетность. Поскольку финансирование предвыборной кампании трудно контролировать, основной идеей является дать возможность избирателям самим решить, кто является лучшим кандидатом и убедиться в том, что они знают, кто стоит за этим кандидатом. Отчетность является ключом к решению этой задачи. Но при этом присутствует эффект домино. Открывая источник финансирования, кандидат может рассчитывать на дальнейшую поддержку избирателей или на их неприятие. Что за этим следует? Как это может использоваться в рамках Закона об основных гарантиях избирательных прав?

5. Отчетность состоит из трех компонентов: самих отчетов, их доступности и освещения отчетов в средствах массовой информации. В отчет входят квитанции и чеки по расходованию денежных средств, которые были потрачены на то, чтобы кандидат или объединение победило на выборах. По сути дела, все расходы должны проходить через один счет, как это предусмотрено избирательным законодательством России. Отчеты наиболее эффективны, когда они представляются регулярно в течение избирательной кампании, а не после проведения выборов; чтобы избиратели располагали информацией до того, как они сделают свой выбор. Это относится к области деятельности областных избирательных комиссий, которые могут расширить рамки требований законодательства.

6. Доступность отчетов - это доступность информации по отчетам в реальном масштабе времени для средств массовой информации, гражданских объединений и кандидатов (включая конкурентов) или других заинтересованных сторон. По этому вопросу я приглашаю вас посетить страницу в Интернете Федеральной избирательной комиссии США по адресу: www.fec.gov. Там вы найдете пример неограниченного доступа к финансовой отчетности кандидатов. Там вы также сможете найти любое документальное подтверждение расходов кандидатов на любую выборную должность федерального уровня США. Такой неограниченный доступ к отчетам помог гражданским организациям и политическим партиям проследить расходование финансовых средств кандидатами. Они являются основными действующими лицами, которые в настоящее время участвуют в дебатах по финансированию предвыборной кампании в США.

7. Освещение отчетов в средствах массовой информации - это отслеживание и отражение информации по расходованию финансов средствами массовой информации и гражданскими объединениями для информирования общественности. Ни один из кандидатов не хочет иметь негативных откликов в ходе предвыборной кампании. Этот аспект имеет основополагающее воздействие на кандидатов и усиливает положения о финансировании предвыборной кампании. Например, если кандидат может документально подтвердить лишь часть расходов, которые очевидны в ходе предвыборной кампании, избиратели начнут задавать ему вопросы и делать свои выводы.

8. Отчетность можно стимулировать различными способами, такими как: выпуск пресс релизов относительно наличия отчетов кандидатов; публикация сводок отчетности кандидатов; предоставление информации таким образом, чтобы можно было иметь представление о том, сколько денежных средств было пожертвовано и истрачено; обеспечение равного доступа общественности к средствам массовой информации, кандидатам и к информации о кандидатах.

9. Соблюдение законности достигается также путем облегчения отчетности для кандидатов, например, путем предоставления кандидату пакета форм отчетности и инструкций по необходимой отчетности. Формы отчетности должны четко определять правила отчетности и штрафные санкции в случае несоблюдения этих форм. Необходимо проводить семинары для кандидатов до выборов, на которых кандидаты, средства массовой информации и заинтересованные партии могли бы «пройтись по» избирательным законам и получить ответы на вопросы о финансировании предвыборной кампании. Для средств массовой информации можно подготовить такие же пакеты, которые давали бы информацию о том, когда открыты офисы, и когда необходимо представлять отчеты (то есть, когда они могут получить информацию для изучения). Путем информирования средств массовой информации и привлечения их в качестве активных участников избирательные комиссии могли бы способствовать открытости финансирования при низких затратах денежных средств.

10. Полагаю, что штрафные санкции в Российском законодательстве граничат с выбором между жизнью и смертью. Либо штраф слишком мал, либо непомерно велик (например, он влечет за собой потерю должности в случае, если кандидат выбран, а также имя кандидата может быть вычеркнуто из списка кандидатов в бюллетене). Например, закон было бы легче соблюдать, если бы степень наказания соответствовала степени нарушений. Важно, чтобы применение закона не только восстанавливало справедливость, но и обеспечивало присутствие справедливости.

11. Все эти вопросы часто встают на повестке дня, и как отмечалось вначале, не могут быть решены в одночасье. Разрешите мне зачитать вам список проблем, которые возникают при осуществлении и обеспечении действия положений закона о финансировании предвыборной кампании только в одной избирательной комиссии:

- В связи с большим количеством кандидатов сложно обработать все поступающие отчеты.
- Недостаточное финансирование приводит к недостаточному количеству персонала, отвечающего за контроль т аудиторскую проверку отчетов.
- Недостаточны полномочия по обеспечению действия законов.
- Кандидаты не полностью понимают требования закона и, таким образом, не соблюдают их. Из-за запутанных правил и инструкций кандидатам сложно интерпретировать их.
- Сложные по форме и содержанию образцы документов и формы, соблюдение которых предписано законом.
- Иногда кандидаты не могут провести различий между личными расходами и расходами на предвыборную кампанию.
- Нечестность кандидатов при предоставлении отчетности о финансовых операциях.

12. Может ли кто-либо сказать, о какой избирательной комиссии идет речь? Может ли такое быть в России? Это был список трудностей местной избирательной комиссии США. Перед каждой страной стоят сложные проблемы, и никто не может сказать, что чей-то ответ правильный, а чей-то неверный. Поэтому Международный фонд избирательных систем хочет поделиться своим опытом с другими странами мира и предоставить свою экспертную оценку. По крайней мере таким образом можно извлечь урок из опыта других и использовать чужой опыт для решения своих вопросов.

13. Пожалуйста, обращайтесь в наш фонд в любое время. Мы всегда готовы помочь вам в вашей работе и подготовить для вас исследования по сравнительному анализу информационных материалов. Спасибо за внимание. Желаю вам успехов в предстоящих федеральных выборах. Мы надеемся на сотрудничество с вами. Спасибо.




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта