Демократия.Ру




Демократия - это возможность самим выбирать себе рабовладельцев. Неизвестный автор


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


23.12.2024, понедельник. Московское время 01:55

Руководство по проведению проверки подписей избирателей

Конни Каплан

Конни КАПЛАН, МФИС

Данное руководство разработано с целью предоставления информации о методах, проведения проверки подписей избирателей и возможности их внедрения в избирательный процесс. Цель данного руководства - представить основу для разработки правил и порядка проведения проверки подписей избирателей

Данное руководство было разработано благодаря финансовой помощи, предоставленной Американским агентством международного развития (USAID). Точка зрения, выраженная в данном руководстве, принадлежит исключительно автору и может не совпадать с мнением Международного Фонда избирательных систем (IFES). Данное руководство предназначено для общего пользования и может беспрепятственно воспроизводится, желательно со ссылкой на данное руководство.

Что означает «проверка достоверности подписей избирателей»?

Проверка достоверности подписей - это процесс определения достоверности подписей в подписных листах, поставленных избирателями, обладающими активным избирательным правом. Процесс проверки может также включать в себя дополнительные этапы, если подпись является подлинной. Эти вопросы включают следующее: является ли подписавшийся постоянно проживающим на территории избирательного округа, в котором баллотируется кандидат, и соответствует ли подписавшийся другим требованиям, выдвигаемым законодательством о выборах.

Проверка подписей избирателей требует от избирательной комиссии больших усилий, особенно если она -испытывает финансовые или кадровые трудности. Существует несколько способов проведения проверки, которые могут использоваться для удовлетворения требований законодательства с учетом возможностей избирательной комиссии. В данном руководстве рассматриваются различные методы, предлагается определенный порядок проведения проверки достоверности подписей, и даБтся ряд рекомендаций по внедрению процесса такой проверки.

Цель проведения проверки достоверности подписей

Проверка достоверности подписей является одним из способов, с помощью которого избирательная комиссия может обеспечить включение в избирательные бюллетени только правомочных кандидатов (списков кандидатов). Проверка достоверности является необходимым элементом обеспечения прозрачности избирательного процесса, поскольку все кандидаты (списки кандидатов) должны отвечать требованиям законодательства о выборах. Выборы не могут считаться «свободными и честными», если в избирательном бюллетене может оказаться неправомочный кандидат.

Обязанностью избирательной комиссии является активное и эффективное внедрение Программы проверки достоверности подписей.

Организация программы проверки достоверности подписей

Для обеспечения эффективности Программы проверки достоверности подписей, следует учитывать:

- Анализ и толкование существующего законодательства о выборах.
- Потребности избирательной комиссии.
- Существующие методы проверки достоверности подписей.
- Разработку правил и порядка работы избирательной комиссии.
- Внедрение утвержденного порядка проверки достоверности подписей.

Анализ существующего законодательства о выборах

Перед началом разработки и внедрения процедуры проверки достоверности подписей, избирательная комиссия должна истолковать и понять юридические требования, предъявляемые к проверке подписей, законодательством о выборах.

Темы такого анализа должны охватывать следующие вопросы:

- Обязанности избирательных комиссий.
- 'Регистрация избирателей.
- Выдвижение кандидатов (списка кандидатов).
- Разрешенные и запрещенные законодательством методы сбора подписей.
- Количество подлинных подписей, которое может быть представлено в избирательную комиссию избирательным объединением, избирательным блоком или кандидатом.
- Основания для признания подписи недействительной.
- Требования к включению референдума в избирательный бюллетень.

Избирательная комиссия также должна знать необходимые временные графики, влияющие на проведение проверки достоверности подписей и решение избирательной комиссии.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (Закон «Об основных гарантиях») обеспечивает юридическую основу проведения регистрации избирателей, обладающих активным избирательным правом, осуществления пассивного избирательного права кандидатов (списка кандидатов), а также выдвигает основные требования к избирательным комиссиям. Далее рассмотрены соответствующие статьи закона, касающиеся проверки подписей избирателей.

Статья 3. Принципы проведения выборов и референдумов в Российской Федерации

Пункт 3.

- Свободное и добровольное участие гражданина в выборах и референдуме.

Статья 4. Всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме

Пункт 1.

- Юридические требования к избирателям, участвующим в голосовании, то есть

Избирателем может быть гражданин Российской Федерации (за исключением пункта 3 Статьи 4), а также
Возраст избирателя должен быть не менее 18 лет.

Пункт 2.

- В голосовании может участвовать избиратель, вне зависимости от:
Пола.
Расовой принадлежности.
Национальности.
Языка.
Происхождения.
Имущественного положения.
Должностного положения.
Постоянного места жительства.
Отношения к религии.
Убеждений.
Принадлежности к общественным объединениям, а также
Других обстоятельств.

Статья 17. Регистрация (учет) избирателей, участников референдума

Пункт 1

- О прохождении регистрации (учета) всеми гражданами Российской Федерации, обладающими активным избирательным правом.

Пункт 2.

- Устанавливает регистрацию (учета) избирателя в качестве его/ее постоянной регистрации в пределах его/ее настоящего места жительства.

Статья 18. Составление списков избирателей, участников референдума

Пункт 1.

- Соответствующие избирательные комиссии, комиссии референдума составляют списки избирателей, участников референдума в целях проверки данных и проведения голосования.

Пункт 10.

- Порядок составления списков избирателей, участников референдума, включая следующие вопросы:
Расположение сведений об избирателях в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, по адресам избирателей).
Фамилия, имя, отчество.
День, месяц и год рождения.
Адрес места постоянного или преимущественного проживания.
Подпись председателя и секретаря соответствующей избирательной комиссии.
Пункт 12.

- Избирательная комиссия, комиссия референдума может производить уточнение списка избирателей.

Пункт 13.

- Избирательная комиссия представляет списки избирателей для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения не позднее, чем за 20 дней до дня голосования.

Пункт 14.

- Порядок устранения ошибки или неточности в списке избирателей и порядок исключения гражданина из списка избирателей после его подписания с указанием даты исключения гражданина из списка и причины такого исключения.

Статьи 19 - 25. Порядок образования избирательных округов, избирательных участков, участков референдума. Порядок формирования избирательных комиссий, комиссий референдума

- Образование избирательных округов и округов референдума, а также избирательных комиссий, включая их состав, требования к образованию избирательных округов, права и обязанности членов избирательных комиссий, комиссий референдума.

Статья 26. Гласность в деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума

- Вопросы гласности в деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума.

Статья 28. Право выдвижения кандидатов

Пункт 1

- Кандидаты могут быть выдвинуты избирателями, избирательными объединениями и избирательными блоками.

Пункт 2.

- Кандидат должен представить письменное заявление лица о согласии баллотироваться кандидатом, а также уведомление о начале сбора подписей.

Пункт 3.

- Устанавливает следующие периоды выдвижения кандидатов (списков кандидатов):
Не менее 45 дней - при выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и в иные федеральные государственные органы;
Не менее 30 дней - при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
Не менее 20 дней - при выборах в органы местного самоуправления, глав и иных должностных лиц муниципальных образований.

Пункт 4.

- Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.

Статья 29. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями

Пункт 1.

- Выдвижение кандидатов проводится непосредственно избирателями с последующим сбором подписей в поддержку кандидатов.

Статья 30. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями, избирательными блоками

Пункт 1.

- Кандидатов (списки кандидатов) вправе выдвигать избирательные объединения, избирательные блоки.

Пункт 4.

- Список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком, представляется в избирательную комиссию.

Статья 31. Сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов (списков кандидатов)

Пункт 1.

- В поддержку кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых избирателями, собираются подписи избирателей в порядке и количестве, определяемых законодательством о выборах.
- Максимальное количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов (списков кандидатов), не может превышать два процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа.

Пункт 2.

- Максимальное количество подписей, необходимое для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, не может превышать два процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа, поделенного на число мандатов.

Пункт 3.

- Может устанавливаться квота на сбор подписей избирателей при проведении выборов в федеральные органы власти;
- Количество подписей, превышающее квоту, не учитывается.

Пункт 4.

- Установление квоты на сбор подписей избирателей при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления для отдельных частей территорий субъекта Российской Федерации не допускается.

Пункт 6.

- Подписи могут собираться только среди тех избирателей, которые:
Обладают активным избирательным правом, а также
Проживают на территории избирательного округа.

- Вознаграждение избирателей за внесение подписи и принуждение в процессе сбора подписей не допускаются.

- Сбор подписей в процессе и в местах выдачи заработной платы запрещаются.

- Грубое или неоднократное нарушение этих запретов может быть основанием для признания недействительности собранных подписей и (или) отмены регистрации кандидата (списка кандидатов).

Пункт 7.

-Право сбора подписей избирателей принадлежит совершеннолетнему дееспособному гражданину Российской Федерации.
- Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок могут заключать с лицом, собирающим подписи избирателей, договор о сборе подписей.

Пункт 8.

- Избиратель, ставя подпись в подписном листе, собственноручно указывает:

- Фамилию, имя, отчество;
- Адрес места жительства;
- Серию и номер паспорта или заменяющего его документа;
- Дату внесения подписи.

Статья 32. Регистрация кандидатов (списков кандидатов)

Пункт 2.

- Законами может устанавливаться предельное количество представляемых подписей избирателей, которое не должно превышать установленное законом, необходимое для регистрации количество подписей более чем на пятнадцать процентов.

Пункт 3.

- Законами должна предусматриваться процедура проверки достоверности подписей избирателей, собранных в поддержку кандидатов (списков кандидатов).

- Проверке подлежат либо все представленные подписи, либо часть этих подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия);
- При обнаружении среди проверяемых подписей доли недостоверных подписей, избирательная комиссия вправе отказать в регистрации кандидата (списка кандидатов).
- При обнаружении среди проверяемых подписей недостаточного для регистрации соответствующего кандидата (списка кандидатов) количества достоверных подписей, избирательная комиссия вправе отказать в регистрации кандидата (списка кандидатов),
- При проведении проверки подписей, представленных каждым избирательным объединением, избирательным блоком, кандидатом, вправе присутствовать все представители кандидатов.
- Учету не подлежат подписи, исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата (списка кандидатов) до представления подписей в избирательную комиссию.

Пункт 4.

- Избирательные комиссии регистрируют кандидата (список кандидатов) в течение установленного законодательством срока:

- В течение срока, который не должен превышать 10 дней при проведении выборов в федеральные органы государственной власти
- В течение срока, который не должен превышать 5 дней при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

- Избирательная комиссия в течение установленного законодательством срока обязана принять решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) либо об отказе в регистрации.

Пункт 5.

- Кандидат может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу.

Пункт 7.

- Основания отказа зарегистрировать кандидата (список кандидатов):

- Недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей.
- Проведение предвыборной пропаганды среди избирателей избирательным объединением, избирательным блоком до регистрации кандидата (списка кандидатов) избирательной комиссией.
- Нарушение порядка создания избирательного фонда и расходования его средств.
- Превышение установленной законом предельной доли недостоверных подписей
- Превышение максимального количества подписей в поддержку кандидата (списка кандидатов), установленного законодательством.
- Иные основания.

- Соответствующая избирательная комиссия обязана в течение суток выдать копию решения избирательной комиссии.

Пункт 8.

- Кандидат вправе в любое время снять свою кандидатуру, но не позднее, чем за три дня до дня голосования.

Пункт 9.

- Избирательное объединение, избирательный блок в любое время, но не позднее, чем за три дня до дня голосования вправе отозвать кандидата (список кандидатов) и отказаться от участия в выборах.

Пункт 10.

- Общее число кандидатов, исключенных из списка, не должно превышать 25 процентов от общего числа кандидатов в заверенном списке.

Статья 33. Порядок реализации инициативы проведения референдума

Пункт 11.

- Подписи граждан в поддержку инициативы проведения референдума собираются инициативной группой по проведению референдума в порядке и количестве, определяемых законодательством.

- Максимальное количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума, не может превышать 2 процента от числа граждан, имеющих право на участие в референдуме, на референдуме субъекта Российской Федерации.

- Максимальное количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума, не может превышать 5 процентов от числа граждан, имеющих право на участие в референдуме, на местном референдуме.

- Число граждан, имеющих право на участие в референдуме, определяется на основании данных регистрации участников референдума по состоянию на 1 января или 1 июля соответствующего года.

Пункт 12.

- Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум.

Пункт 13,

- Подписи могут собираться среди участников референдума на всей территории предлагаемого референдума.

Пункт 15.

- После окончания сбора подписей, инициативная группа по проведению референдума подсчитывает общее количество собранных подписей избирателей.

- Пронумерованные и сброшюрованные подписные листы и экземпляр итогового протокола инициативной группы по проведению референдума передаются уполномоченными представителями инициативной группы в избирательную комиссию (комиссию референдума).

Пункт 16.

- Избирательная комиссия (комиссия референдума) проверяет соблюдение требований законодательства Российской Федерации при сборе подписей, в том числе проверяет достоверность собранных подписей в соответствии с порядком, установленным пунктом 3 статьи 32 настоящего Федерального закона.

- В случае обнаружения нарушения указанных требований избирательная комиссия (комиссия референдума) выносит постановление об отказе в проведении референдума.

Цель установления требований к проведению проверки достоверности подписей избирателей

Требования к проверке достоверности подписей избирателей дают избирательной комиссии необходимые технологии и знания для обеспечения соблюдения установленных процедур проверки. К проверке подписей предъявляются различные требования, многие из которых касаются способов составления и заполнения подписных листов.

Определив требования к проведению проверки достоверности подписей, избирательная комиссия может разработать и внедрить соответствующую процедуру проверки. Любая проверка должна обеспечивать гибкость. По окончании процесса проверки, следует проанализировать весь ход выполнения процедуры для выявления возникших трудностей.

Избирательная комиссия, при разработке порядка проведения проверки достоверности подписей, должна учитывать следующие вопросы:

- Тип имеющегося исходного документа для разработки и внедрения программы проверки достоверности подписей.

- Тип сведений, содержащихся в исходном документе.

- Способ составления и заполнения подписных листов.

- Предполагаемое количество проверяемых подписей в течение определенного периода времени.

- Предполагаемое количество представленных подписных листов по выдвижению кандидатов (списков кандидатов), в которых нужно проверить достоверность подписей.

- Время, отведенное на процедуру проверки.

- Финансовые средства, имеющиеся в распоряжении избирательной комиссии на проведение проверки подписей.

- Имеющийся в наличии штат работников для проведения проверки.

- Имеющееся оборудование, используемое для проведения проверки.

- Место (места) проведения проверки.

Цель руководящих принципов проведения проверки достоверности подписей избирателей

Руководящие принципы проведения проверки достоверности подписей служат для обеспечения законности деятельности избирательной комиссии. Если не установлены основные принципы или правила, то возможно предвзятое и неправомочное отношение к отдельным кандидатам. Поэтому избирательная комиссия может подвергнуться критике за такие действия. Устанавливая руководящие принципы, которые одинаково доступны для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, а также политических партий, избирательные комиссии могут избежать ошибок, ведущих к падению доверия граждан ко всей избирательной системе.

Руководящие принципы проверки достоверности подписей должны включать:

- Детальные процедуры, которые будут проводиться избирательной комиссией, включая:

- Дату (даты) проведения проверки достоверности подписей избирателей, выступивших в поддержку кандидата (списка кандидатов).
- Метод проведения проверки подписей избирателей.
- Роль работников избирательной комиссии в проверке подписей.
- Роль добровольных помощников и активистов в проведении проверки подписей.
- Порядок подачи заявлений с возражениями относительно проверки подписей.
- Присутствие наблюдателей при проведении проверки подписей.
- Доступ средств массовой информации к проверке подписей.
- Дату объявления результатов проверки подписей.
- Порядок подачи заявлений (жалоб) с возражениями относительно решения избирательной комиссии кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками.

Методы проведения проверки достоверности подписей избирателей

Все методы проверки достоверности подписей основаны на визуальном сравнении, которое осуществляется на определенном этапе проверки. Несмотря на то, что компьютерные технологии помогли усовершенствовать и сократить процесс проверки достоверности подписей, в настоящее время не существует ни одной программы электронной проверки, в которой бы только компьютер решал вопрос о подлинности подписей избирателей. Для электронной проверки необходимо, чтобы обе сравниваемые подписи, которые были поставлены на таких документах, то есть в записи о регистрации избирателя и в подписном листе, были одного типа и качества. А поскольку подпись одного и того же человека каждый раз несколько отличается, то компьютер не сможет точно сопоставить обе подписи.

Существуют компьютерные программы, которые могут обрабатывать списки избирателей, в которых указаны одинаковые данные в определенных полях. Тем не менее, пока остается необходимость визуально определять подлинность подписи. Избиратель часто заполняет исходные документы по-разному, и это также затрудняет процесс проверки. В идеале проверка подписей включает проверку исходных данных с использованием возможности действительного сравнения подписи избирателя с исходным документом. Но, поскольку подпись любого человека всегда немного отличается, то именно человек, а не компьютер, должен попытаться точно сопоставить обе подписи и принять решение о еБ достоверности.

Следовательно, в настоящем контексте, визуальная проверка достоверности подписей считается операцией, которая выполняется в основном вручную с некоторым привлечением компьютерных технологий обработки исходных письменных документов различного качества. Электронная проверка подписей является сочетанием передовой компьютерной технологии и визуального сравнения.

Типы исходных документов

При организации проверки достоверности подписей, избирательной комиссии может помочь анализ имеющихся исходных документов и сведений по каждому типу документов. Методы ведения документации и организации доступа к ней со стороны избирательной комиссии также являются важными элементами проверки достоверности подписей. Исходные документы, в которых содержатся поля с одинаковыми данными, чрезвычайно полезны. Кроме того, проверка подписей считается более точной, если проверяется несколько полей данных. Однако чем больше документов задействовано в процессе проверки достоверности подписей, тем больше времени занимает процесс, поскольку требуется установить схожесть данных в документах.

Исходные документы, рассматриваемые избирательной комиссией, могут включать, но не ограничиваясь этим:

- Списки избирателей.

- Паспорт или заменяющий его документ.

- Водительское удостоверение.

- Свидетельство или регистрационную запись о рождении.

- Свидетельство или регистрационную запись о смерти.

Поля сравниваемых данных могут включать, но не ограничиваясь, следующими сведениями:

- Фамилия, имя, отчество.

- Номер и серия паспорта или заменяющего его документа.

- День, месяц и год рождения.

- Адрес места жительства.

- Собственноручная подпись.

Избирательная комиссия, в принятых ею руководящих принципах по проведению проверки подписей, должна определить, какие поля данных должны совпадать для признания подписей идентичными. Разве недостаточно сравнивать только фамилию, имя отчество, их написание, а также дату рождения? Или должны совпадать фамилия, имя, отчество, дата рождения, номер и серия паспорта? При одинаковом заполнении документов можно написать компьютерные программы получения списка возможных совпадений, главным образом, методом сравнения фамилии, имени, отчества избирателя и даты его/ее рождения. Список возможных совпадений является исходной точкой для начала проверки достоверности подписей избирателей.

Визуальный метод проверки достоверности подписей

Визуальная проверка является наиболее широко используемым и легко осуществимым методом проверки достоверности подписей. Основная роль в визуальной проверке принадлежит лицу (лицам), которое сравнивает подписи в первичном документе с подписью в подписном листе кандидата (списке кандидатов). Первичным документом, который обычно используется для визуального сравнения, является список избирателей. Однако могут использоваться другие первичные документы, содержащие необходимые сведения об избирателе.

Благодаря простоте проведения такого метода, результаты визуальной проверки подписей избирателей чрезвычайно легко опровергнуть, поскольку они опираются на субъективное мнение работников избирательных комиссий относительно схожести подписей. Часто работники избирательных комиссий не имеют необходимого опыта и навыков для правильного сравнения подписей избирателей. Визуальный метод также основан на анализе документов различного качества и на кропотливой проверке соблюдения других требований, предъявляемых к избирателю.

Подготовленные профессиональные работники могут выступать в качестве «экспертов» при проведении проверки достоверности подписей, однако к их помощи обращаются только в случаях возникновения серьезных фальсификаций и при обнаружении большого количества поддельных подписей. Такие технические эксперты также могут готовить и обучать работников избирательных участков методам проверки подписей и осуществлять непосредственный контроль над ходом ее проведения, сравнивая подписи в спорных случаях, когда возникают сомнения относительно достоверности подписей.

Для проведения визуальной проверки, избирательной комиссии необходимо иметь в своем распоряжении: исходный документ с подлинной подписью избирателя, доступ к такому документу, лицо (лиц), имеющих соответствующую подготовку для проведения проверки подписей, а также документы, в которые заносятся результаты проверки достоверности подписей. Чем тщательнее проверяется достоверность подписей, тем больше времени занимает этот процесс.

Визуальный метод проверки достоверности подписей должен включать:

- Проверку соответствия избирателя всем требованиям законодательства о выборах в случае подлинности его подписи.

- Понимание того, что не нужно проводить проверку достоверности подписей, если нет достаточного количества сведений об избирателе, то есть не указаны:

- Фамилия, имя, отчество;
- Адрес места жительства;
- Номер и серия паспорта или заменяющего его документа;
- Дата постановки подписи в подписном листе.

- Поверхностный просмотр всех сведений об избирателе в подписном листе и их сравнение с сведениями об избирателе в исходном документе.

- Более подробное изучение индивидуальных особенностей подчерка, таких как: заглавные буквы в некоторых словах, необычное написание некоторых букв, буквенных окончаний, буквосочетаний и числительных.

- Изучение подписных листов с целью нахождения в них похожих подписей.

- Изучение «эмоционального состояния» избирателя при подписании им/ей подписного листа.

- Возраст подписавшего на момент подписания исходного документа и на момент подписания подписного листа.

- Все документы, отражающие результаты процесса проверки достоверности подписей.

Преимущества визуальной проверки достоверности подписей

Визуальная проверка подписей является довольно распространенным и наиболее легко реализуемым методом проверки. Проверка подписей может проводиться на основе имеющейся документации и с привлечением работников избирательной комиссии. Необязательно выделять дополнительные средства или привлекать новых работников. При проведении такой процедуры, избирательная комиссия имеет право доступа к исходным документам, может проводить обучение соответствующих работников, а также проверять достоверность подписей в соответствии с требованиями законодательства.

Недостатки визуальной проверки достоверности подписей

Визуальная проверка достоверности подписей может проходить медленно и чревата ошибками. Избирательная комиссия решает вопрос о правомочности избирателя, находит исходный документ с подписью избирателя, а также принимает решение относительно достоверности подписи избирателя. В зависимости от количества проверяемых подписей, проверка может затянуться на некоторое время, так что будут нарушены сроки, установленное законодательством о выборах для этой процедуры.

Электронный метод проверки достоверности подписей

В электронном методе проверки достоверности подписей основной упор делается на компьютерную технологию, помогающую осуществить проверку подписей. Несмотря на то, что компьютерная технология может взять на себя решение большинства трудоемких процессов, она является дорогостоящей и довольно часто устаревает уже через несколько лет. Тем не менее, внедрение компьютеров в процесс информирования избирателей, доказало свою действенность и эффективность.

В ходе проверки достоверности подписей избирателей, компьютеры могут выполнять следующие задачи:

- Определять, находится ли место жительства подписавшего на территории данного избирательного округа.

- Определять, указал ли подписавшийся все необходимые сведения, то есть:

- Фамилию, имя, отчество.
- Адрес места жительства.
- Номер и серию паспорта или заменяющего его документа.

- Обеспечивает избирательной комиссии быстрый и беспрепятственный доступ к исходному документу избирателя.

- Увеличивает количество подписей, проверенных за определенный период времени.

- Обеспечивает возможность визуального сравнения подписей на мониторе компьютера, а не на бумаге.

- Контролирует обработку и осуществляет подсчет подлинных подписей избирателей.

Чтобы обеспечить работу многих прикладных компьютерных программ требуются операторы, которые занимаются переносом данных из исходного бумажного документа в электронную базу данных. В зависимости от количества полей ввода данных и сведений, необходимых для управления данными, эта операция быть весьма длительной, однако она позволяет создать постоянную базу данных избирателей. Большинство баз данных со сведениями о регистрации содержат:

- Фамилию, имя, отчество избирателя.

- Адрес места жительства избирателя.

- Дату регистрации (постановки на учет) или внесения изменений в сведения о регистрации избирателя.

- Дату рождения избирателя.

- Номер и серию паспорта или заменяющего его документа.

- Избирательный участок (участки), на территории которого проживает избиратель.

Более совершенные компьютерные технологии позволяют сканировать исходные документы. Процесс сканирования документов сходен с копированием, при этом сведения об источнике обычно преобразуются в точки и пиксели и хранятся на магнитном или оптическом диске. После извлечения сведений, они могут быть выведены на экран или распечатаны на принтере. Некоторые компьютерные технологии имеют функцию перевода подписи в цифровую форму, при котором сканированные подпись или документ кодируются в графический файл, который затем хранится в памяти компьютера.

Компьютерные системы, программное и аппаратное обеспечение способны быстро изменять технологии сбора и хранения данных. Электронная проверка достоверности подписей избирателей должна обладать следующими возможностями:

- Определять, указана ли фамилия подписавшегося в записях о регистрации избирателя.

- Определять избирательный округ подписавшегося.

- Контролировать, была ли уже проверена достоверность подписи и не стоит ли эта подпись в других подписных листах.

- Контролировать и вести подсчет достоверных подписей.

Данные компьютерные прикладные программы могут исключить некоторую часть ручного труда. Однако проверка достоверности подписей все же будет производиться визуальным методом. Тем не менее, в зависимости от используемой технологии, электронным методом могут проверяться подписи в цифровой форме, увеличенное изображение которых выводится на экран компьютерного монитора для лучшего изучения.

Электронный метод проверки подписей избирателей должен также отвечать определенным требованиям визуального метода проверки подписей, в том числе:

- Проверку соответствия избирателя требованиям к заполнению подписного листа, если подпись является достоверной.

- Понимание того, что не нужно проводить проверку достоверности подписей, если недостаточно сведений об избирателе, то есть не указаны:

- Фамилия, имя, отчество
- Адрес места жительства;
- Номер и серия паспорта или заменяющего его документа;
- Дата постановки подписи в подписном листе.

- Поверхностный анализ всех сведений об избирателе, внесенных в подписной лист, и их сравнение с оригинальной записью в исходном документе.

- Более подробное изучение индивидуальных особенностей подчерка, таких как: заглавная буква в определенных словах, необычное написание некоторых букв, буквенных окончаний, двойных буквосочетаний и написание числительных.

- Изучение подписных листов с целью выявления в них похожих подписей.

- Изучение «эмоционального состояния» избирателя при постановке подписи в подписном листе.

- Возраст подписавшего на момент подписания исходного документа и на момент подписания

- подписного листа.

Преимущества электронного метода проверки достоверности подписей

Электронный метод проверки подписей основан на компьютерной технологии, которая позволяет увеличить производительность труда работников избирательной комиссии. Метод позволяет избежать человеческих ошибок, которые могут возникнуть в процессе поиска фамилии избирателя в списке избирателей, при определении избирательного участка, к которому приписан избиратель, а также при обобщении результатов проверки достоверности подписей. Электронный метод позволяет проверить большее количество подписей за более короткий срок.

Недостатки электронного метода проверки достоверности подписей

Одним из наиболее серьезных недостатков электронного метода проверки подписей являются затраты на приобретение и обслуживание компьютеров. Избирательная комиссия должна связать себя серьезными обязательствами и провести детальный анализ потребностей электронной системы проверки перед закупкой компьютерной технологии. Если компьютерная система проверки уже установлена, то можно произвести ее модернизацию с учетом потребностей и материального положения избирательной комиссии.

Методы случайной выборки

Методы случайной выборки часто используются в случаях, когда необходимо проверить достоверность большого количества подписей избирателей в поддержку референдума или иных инициатив, при проведении выборов в органы государственной власти Российской Федерации, то есть при сборе подписей в нескольких избирательных округах. Выборочная проверка может помочь избирательной комиссии определить примерное количество представленных достоверных и Недействительных подписей. Тем не менее, порядок проведения выборки не должен противоречить действующему законодательству о выборах.

Большинство законов о выборах разрешает избирательным органам самостоятельно выбирать метод проведения выборочной проверки, который не выходит за рамки руководящих принципов. Закон также определяет способы подсчета результатов случайной выборки по всему избирательному округу или по выборной должности.

Выборочная проверка

Метод выборочной проверки основан на последовательной нумерации проверяемого документа и на работе генератора случайных чисел, который произвольно выбирает номера подписей, подлежащих проверке. Иногда требуется проверить достоверность некоторого процентного соотношения подписей, при этом подписи выбираются произвольно.

Метод выборочной проверки проще всего объяснить на примере кандидата, баллотирующегося на должность в государственные органы власти. Подписи в поддержку кандидата собираются по всей стране. В программу проведения выборочной проверки достоверности подписей избирателей должно входить следующее:

- Подписи в поддержку кандидата должны быть представлены по избирательным округам с указанием количества поданных подписей по каждому избирательному округу. Также подсчитывается процентное соотношение подписей по каждому округу.

- В каждом избирательном округе в произвольном порядке последовательно нумеруются подписные листы в поддержку кандидата.

- Используя компьютерную программу генератора случайных чисел, выбираются номера проверяемых подписей. Эти номера не объявляются до начала проведения проверки достоверности подписей избирателей.

- Подписные листы, в которых содержаться подписи, выбранные для проверки с помощью генератора случайных чисел, должны быть отложены от остальных подписных листов.

- Избирательная комиссия должна принять решение о проверке всех подписей в выбранных подписных листах или о проведении повторной выборки с целью выбора определенных строк, подлежащих проверке.

- Все регулярные процедуры проверки достоверности подписей используются для проверки подписей определенных избирателей.

- По окончании проверки достоверности подписей, избирательная комиссия подсчитывает соотношение достоверных и недействительных подписей, обнаруженных в каждом подписном листе.

- Избирательная комиссия затем применяет полученное соотношение достоверных и недействительных подписей в каждом подписном листе ко всем подписным листам, представленным избирательным округом.

- Если во время проверки достоверности подписей обнаружены повторяющиеся подписи, избирательная комиссия подсчитывает количество повторяющихся подписей в каждом подписном листе и, с учетом этого количества, изменяется общая сумма достоверных подписей.

- На основании результатов выборочной проверки достоверности подписей, избирательная комиссия суммирует приблизительное общее количество достоверных и недействительных подписей по всему избирательному округу.

- Результаты приблизительных подсчетов достоверных и недействительных подписей по каждому избирательному округу складываются для получения приблизительного общего количества подлинных и недействительных подписей по всей стране.

Предлагаемые правила и порядок проведения проверки достоверности подписей избирателей

Руководящие принципы Программы проверки достоверности подписей избирателей должны объяснять цель, порядок и сроки проведения проверки. Если нет возможности включить руководящие принципы в законодательство о выборах, то избирательная комиссия должна всенародно утвердить эти принципы перед началом проверки достоверности подписей.

Вопросы комплектования кадрами и финансирование

Многие избирательные комиссии испытывают финансовые и кадровые трудности. Поэтому избирательной комиссии следует обратить свое внимание на альтернативные методы осуществления своей деятельности. Одним из потенциальных источников дополнительных работников могут стать добровольные помощники и активисты из негосударственных организаций, которые могут работать непосредственно в избирательной комиссии. Критерии набора групп добровольных помощников и активистов должны включать:

- Непартийная направленность деятельности негосударственной организации.

- Отсутствие предвыборной активности или политической ориентации со стороны добровольных помощников и активистов, желающих работать в избирательной комиссии.

- Желание добровольных помощников и активистов работать в избирательной комиссии и их обязательство выполнять все правила и процедуры, установленные избирательной комиссией.

Вопросы финансирования должны решаться избирательной комиссией таким образом, чтобы обеспечивать выполнение все необходимых задач. При проведении любой проверки подписей, наибольшая доля расходов приходится на выплату заработной платы работникам, поскольку проверка обычно является утомительным и трудоемким процессом. Естественно, если у избирательной комиссии есть желание внедрить компьютерную технологию, то в бюджете комиссии может появиться дополнительная статья расходов.

Первоначальное рассмотрение документа

Началом процесса проверки должно стать первоначальное рассмотрение документа во избежание дополнительных трудозатрат, если окажется, что документ оформлен неправильно. Приступая к осуществлению программы проверки достоверности подписей, избирательная комиссия должна утвердить порядок проверки подписей, который обеспечит наибольшую эффективность работы. Эти основные методы контроля помогут избежать повторных проверок подписей, которые не обязательно проводить в отношении всех кандидатов (списка кандидатов).

1. Определите количество достоверных подписей, необходимых для регистрации кандидата (списка кандидатов) избирательной комиссией. В законе о выборах установлено процентное соотношение, подсчитываемое избирательной комиссией и объявляемое в избирательном участке.

2. Проверьте правомочность выдвижения кандидата.

- Является ли кандидат зарегистрированным избирателем в соответствующем избирательном округе?
- Соответствует ли кандидат предвыборным требованиям, установленным законодательством о выборах?
- Представил ли кандидат все необходимые заявления и документы, установленные законодательством о выборах?

3. Проверьте порядок заполнения подписных листов в поддержку кандидата (списка кандидатов).

- Все ли страницы отвечают необходимым требованиям, установленным законодательством о выборах?
- Все ли страницы должным образом сброшюрованы?
- Все ли страницы должным образом пронумерованы?
- Составлены ли все подписные листы по единой форме?
- Все ли подписные листы заполнены на соответствующем языке?
- Все ли Подписные листы В поддержку референдума сброшюрованы вместе по избирательным округам?
- Указывается ли количество подписей в подписных листах?

4. Проверьте статистику в подписных листах.

- Проверьте представленный результат подсчета подписей.
- Определите количество подписей, превышающее необходимую квоту подписей в поддержку кандидата (списка кандидатов).

5. Проверьте каждый подписной лист или страницу на предмет схожих подписей, что может являться признаком фальсификации подписей.

- Все ли подписи сделаны одними чернилами?
- Нет ли общих совпадений или повторения похожих подписей? При фальсификации подписей обычно несколько человек садятся за один стол и переписывают фамилии из списка избирателей и, таким образом, один и тот же человек расписывается в нескольких местах.
- Наклон или направление почерка являются одинаковым во всех подписях?
- Фамилии указаны в алфавитном порядке или по территориальному признаку?

6. Изучите подпись человека, который занимался сбором подписей.

- Этот человек является правомочным избирателем соответствующего избирательного округа?
- Подписной лист соответствует всем требованиям законодательства, включая требования к языку и постановке даты заполнения листов.

Начните поочередно проверять подписи только в случае, если кандидат (список кандидатов) соответствует требованиям законодательства о выборах. Если в одном из указанных выше случаев определенное количество подписей признается недействительным требования к подписным листам к подписным листам не соблюдаются, прекратите проверку подписей.

Правила проведения проверки достоверности подписей

1. В течение суток последнего дня регистрации кандидатов (списка кандидатов) или включения в бюллетень референдума, избирательная комиссия проводит заседание и принимает «Правила и процедуру проведения проверки достоверности подписей избирателей».

- Все кандидаты, представители избирательных объединений, избирательных блоков и политических партий могут присутствовать на этом заседании.
- Избирательная комиссия устанавливает время для проведения всенародного обсуждения «Правил и процедуры проверки» до введения их в силу.

2. Ведутся четкие и подробные протоколы всех действий избирательной комиссии, а также выступлений присутствующих на заседании.

3. Избирательная комиссия устанавливает время и точное место начала проверки достоверности подписей.

4. Избирательная комиссия определяет количество наблюдателей, которым разрешено присутствовать при проверке достоверности подписей избирателей.

5. Избирательная комиссия принимает решение о допуске представителей средств массовой информации к проверке достоверности подписей избирателей.

6. Избирательная комиссия назначает одного из исполнительных членов комиссии ответственным за проведение проверки достоверности подписей избирателей и утверждает «Порядок проведения проверки достоверности подписей для работников избирательной комиссии» (см. ниже).

7. Процесс проверки подписей включает изучение соответствующих сведений для определения следующего:

- Указана ли фамилия подписавшегося в списках избирателей.
- Проживает ли подписавшийся на территории соответствующего избирательного округа.
- Содержатся ли сведения в подписном листе точные сведения о лице, поставившим подпись, номер и серию паспорта или заменяющего его документа
- Является ли достоверной подпись избирателя и принадлежит ли она тому, кто указан в списке избирателей.

8. Работники избирательной комиссии входят в группы проверки достоверности подписей избирателей, которые проводят проверку сведений в подписных листах. Избирательная комиссия может выделить необходимое количество работников для проведения проверки подписей избирателей.

9. Работу каждой группы, состоящей из двух работников избирательной комиссии, может контролировать специальный наблюдатель, уполномоченный в соответствии с настоящими правилами. Однако, отсутствие наблюдателя во время проверки достоверности подписей не препятствует началу и не влияет на правомочность этой процедуры.

10. Группа проверки достоверности подписей избирателей, выделенная избирательной комиссией, имеет бланк для занесения в него результатов проверки. По окончании процедуры наблюдатель может заверить бланк, однако отсутствие подписи наблюдателя не влияет на правомочность результатов проверки достоверности подписей избирателей. Копии заполненных бланков представляется наблюдателям по их просьбе.

11. Если в ходе проведения проверки подписей наблюдатель хочет предъявить свои возражения в отношении несоответствий, обнаруженных работником избирательной комиссии, наблюдатель должен немедленно сообщить работнику о своем возражении в отношении обнаруженных несоответствий и работник делает об этом в бланке соответствующую запись. Если наблюдатель не возражает относительно обнаруженных несоответствий в момент внесения в бланк записи работником избирательной комиссии, наблюдатель не может представить никаких доказательств или доводов любого рода в отношении обнаруженных несоответствий, то связанные с ними вопросы, а также любые возражения в отношении таких несоответствий, обнаруженных работником избирательной комиссии, снимаются.

12. Избирательная комиссия вправе принять решение о проверке иных сведений или иных вспомогательных исходных документов при проведении проверки достоверности подписей избирателей.

13. До принятия решения о соответствии подписного листа в поддержку кандидата (списка кандидатов) требованиям законодательства о выборах, избирательная комиссия должна принять во внимание следующее:

- Любые возражения в отношении несоответствий, обнаруженных работниками избирательной комиссии, в ходе проверки достоверности подписей.
- Содержит ли подписной лист в поддержку кандидата (списка кандидатов) необходимое количество подписей.
- Отвечает ли подписной лист в поддержку кандидата требованиям законодательства в отношении способа и порядка его заполнения для включения фамилии кандидата в избирательный бюллетень.
- Были ли получены от кандидата, избирательного объединения, избирательного блока все остальные необходимые документы и заявления.

14. Избирательная комиссия вправе выслушать доводы наблюдателей до принятия своего решения. Доказательства могут представляться в избирательную комиссию в специально отведенное для этого время или в письменном виде.

15. Избирательная комиссия оформляет свое решение в письменном виде и сообщает о регистрации или отказе в регистрации кандидата. Копия решения избирательной комиссии представляется всем представителям заинтересованных сторон.

16. Время работы по проведению проверки достоверности подписей определяется и устанавливается избирательной комиссией. Время работы по проведению проверки может при необходимости изменяться. Объявление об изменении времени работы вывешивается на входную дверь у места проведения проверки достоверности подписей.

17. Любой представитель, несогласный с решением избирательной комиссии, должен направить заявление со своими возражениями в избирательную комиссию в течение суток со времени принятия решения. В заявлении должно указываться определенное основание (основания) для такого предъявления такого возражения, а также просьба к избирательной комиссии о пересмотре своего решения.

Порядок проведения проверки достоверности подписей работниками избирательных комиссий

1. Каждой группе работников выдается папка с документами, в которой содержится следующее:

- Подписной лист в поддержку кандидата (списка кандидатов) или референдума;
- Листок учета проверки достоверности подписей избирателей;
- «Правила проведения проверки достоверности подписей избирателей», утвержденные избирательной комиссией;
- «Порядок проведения проверки достоверности подписей работниками избирательных комиссий».

2. Один из работников действует в качестве официального секретаря группы и заполняет все бланки, однако заверять документы должны оба работника.

3. Листки учета заводятся на каждую проверяемую страницу подписного листа. Листки учета нумеруются или иным образом обозначаются так, чтобы было понятно, к какой странице подписного листа относиться лист учета.

4. Подсчитайте количество подписей на странице и внесите полученный результат в указанное поле. Подписи, вычеркнутые до подачи документов о регистрации кандидата (списка кандидатов), подсчету не подлежат.

5. Перейдите к утвержденному порядку проверки достоверности подписей. Если используется метод случайной выборки, проверяйте только те подписи, которые указаны в подписном листе.

6. Отметьте крестиком (х) соответствующие колонки, в зависимости от характера обнаруженных несоответствий. Критериями отбора являются:

- Недействительная подпись или адрес места жительства гражданина;
- Подписавшийся не включен в список избирателей;
- Место жительства гражданина находится за пределами территории избирательного округа;
- Подпись гражданина не является подлинной;
- Обратитесь к руководящим принципам по проверке подписей для получения дополнительной информации.
- Другие факторы, если категория отбора не указана в листке учета;
- Подлинная или недействительная подпись гражданина.

1. Крестик (х) должен стоять, по крайней мере, в одной колонке для каждой проверенной подписи.

2. Если у наблюдателя имеется собственное мнение относительно подлинности подписи, обратитесь к старшему ответственному сотруднику для разрешения спора.

3. Если наблюдатель возражает против несоответствий, обнаруженных сотрудником или старшим ответственным сотрудником, обведите спорную запись красной ручкой.

4. После проверки достоверности всех подписей, подсчитайте количество крестиков в каждой колонке. Внесите данные о несоответствиях в указанное поле, расположенное в нижней части листка учета.

5. Оба работника избирательной комиссии должны заверить листки учета, попросить старшего ответственного сотрудника впечатать их фамилии, имена, отчества и адреса и заверить листок учета.

6. Перейдите к проверке следующей страницы, используя новый листок учета.

7. После проверки всех подписей и заполнения всех листков учета, вложите документы в папку и верните ее старшему начальнику.

Образец листка учета

Типовые листки учета для учета результатов проверки достоверности подписей избирателей могут быть разработаны для каждой программы.

ЛИСТОК УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ ДОСТОВЕРНОСТИ ПОДПИСЕЙ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

Кандидат ____________
Округ ________________
Лист N_______________
Количество подписей на странице____________
Количество проверяемых подписей____________

Строка N

Подлинная и действи-
тельная подпись

Недействи-
тельная подпись или место жительства

Подписав-
шийся не включен в списки избира-
телей по данному округу

Место жительства избирателя расположено за пределами избиратель-
ного округа

Подпись не является подлин-
ной

Другие причины - указать

Всего

Строка N

1.

             

1.

2

             

2.

3.

             

3.

4.

             

4.

5.

             

5.

6.

             

6.

7.

             

7.

8.

             

8.

9.

             

9.

10.

             

10.

11.

             

11.

12

             

12.

13.

             

13.

14.

             

14.

15.

             

15.

16.

             

16.

17.

             

17.

18.

             

18.

19.

             

19.

20.

             

20.

21.

             

21.

22.

             

22.

23.

             

23.

24.

             

24.

25.

             

25.

Дата:__________________________

Подписи:

Работники избирательной комиссии:
_______________________________
_______________________________

Наблюдатели:
_______________________________
_______________________________

Предлагаемые изменения в законодательство о выборах

(Примечание. При рассмотрении Закона «Об основных гарантиях» мне не удалось найти положения, в отношении которых предлагаются указанные ниже изменения. Тем не менее, в «Порядке сбора подписей избирателей в поддержку кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, выдвигаемых по одномандатным избирательным округам и кандидатов, выдвигаемых избирательными объединениями, избирательными блоками в Федеральном избирательном округе» от 18 августа 1995 года, имеется ряд определенных статей. Однако я не уверен в том, что этот документ еще действует).

Работу избирательной комиссии по проверке достоверности подписей избирателей можно значительно упростить, если пересмотреть действующее законодательство о выборах и четко определить требования пассивного избирательного права.

Подписные листы

- Все подписные листы должны быть одного размера (формат А-4) и содержать действительные подписи правомочных избирателей. Копии подписных листов не принимаются. Подписной лист, не отвечающий этим требованиям, проверке не подлежит и не принимается.

- Все подписные листы должны быть последовательно пронумерованы и сброшюрованы с одного конца, но не подаваться в виде сплошного рулона бумаги. Подписные листы, представленные с нарушением этих требований, не принимаются.

- Сбор подписей в поддержку кандидата, баллотирующегося на государственную должность, или в поддержку референдума, производится в избирательном округе. Подписные листы должны содержать подписи избирателей, обладающих активным избирательным правом и проживающих в данном избирательном округе. Подписные листы брошюруются и последовательно нумеруются по каждому избирательному округу. Подписи граждан, проживающих в других избирательных округах, проверке и подсчету не подлежат.

- Лицо, занимающееся сбором подписей, должно подтвердить тот факт, что им были лично собраны подписи, стоящие в подписных листах, и на них стоит его собственноручная подпись. Если сборщик подписей не является избирателем, обладающим активным избирательным правом, то все собранные им подписи недействительны.

- Подпись избирателя учитывается только один раз. Если одна и та же подпись стоит в подписных листах в поддержку двух кандидатов, баллотирующихся на одну должность, то не учитывается ни одна из подписей.

Случайная выборка

- На основе использованного примера, подсчитайте соотношение подлинных и недействительных подписей по каждому избирательному округу.

- Примените полученное соотношение подлинных и недействительных подписей по любому избирательному округу к общему количеству подписей по этому избирательному округу.

- Подсчитайте процент повторения подписей на примере каждого избирательного округа.

- Учитывая степень повторения подписей и количество недействительных подписей, подсчитайте общее количество подлинных подписей по каждому избирательному округу, подсчитайте общее количество подлинных подписей в подписных листах в масштабе всей страны.

- Если в результате расчетов для всей страны общее количество подлинных подписей не превышает 95 процентов от минимального количества подписей, необходимых для регистрации кандидата, то подписной лист считается недействительным.

- Если в результате расчетов для всей страны общее количество подлинных подписей превышает 95% от минимального количества достоверных подписей, то подписной лист считается действительным.

Приложения

Список некоторых компаний, специализирующихся в сфере технологий управления данными и электронной проверки достоверности подписей.

Примерные юридические положения.

Приложение

Список некоторых компаний, специализирующихся в сфере технологий управления данными и технологий электронной проверки достоверности подписей

В настоящее время существует множество компаний, которые занимаются технологиями управления данными и электронной проверки достоверности подписей. Большинство из них занимается разработкой технологий оцифровывания подписей и сканирования документов, что является следующим поколением компьютерной обработки данных.

Ниже приводится список компаний, специализирующихся в сфере технологий управления данными:

- ElectioNSystems and Supplies (бывшая AmericaNInformatioNSystems and Business Records Systems)

- Fidlar and Chambers

- Eagle Imaging InformatioNSystems

- Diverse Integrated Systems

- Global ElectioNSystems

- PMI Imaging Systems

- Microvote Corp.

- Prism Systems

- Sequoia Pacific Systems

- Unisys Corp.

- Votec Corp.

Международный Фонд избирательных систем (МФИС) не занимается продвижением продукции любой компании, специализирующейся на технологиях управления данными. Более подробную информацию по компаниям, занимающихся технологиями управления данными и электронной проверки достоверности подписей, можно получить в московском информационном центре МФИС, а также в исследовательском центре МФИС в Вашингтоне.




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта