Демократия.Ру




Птицу можно поймать. Но можно ли сделать, чтобы клетка была ей приятнее вольного воздуха? Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781), немецкий поэт, драматург


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.11.2024, четверг. Московское время 12:58

Памятка Для Иностранных (Международных) Наблюдателей

Участие зарубежных представителей в наблюдении за подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации является одной из важных мер обеспечения открытости и гласности выборов главы Российского государства.

Признавая значение деятельности иностранных (международных) наблюдателей на всех стадиях избирательной кампании как самостоятельных участников избирательного процесса, а также с целью структуризации правовых оснований этой деятельности, в Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации» содержится отдельная статья, регламентирующая порядок и правила деятельности иностранных (международных) наблюдателей.

Статья 22 Иностранные (международные) наблюдатели

1. Иностранные (международные) наблюдателя получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном федеральным законам; в аккредитуются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации при наличии соответствующего приглашения.
2. Приглашения могут быть направлены Президентом Российской Федерации, Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации* Центральной избирательной комиссией Российской Федерации после официального опубликования решения о назначении выборов Президента Российской Федерации. Предложения о направлении приглашений могут быть поданы международными и национальными правительственными в неправительственными организациями, а также частными лицами, имеющими признанный авторитет в области защиты прав я свобод человека и гражданина. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации направляет приглашения в соответствии с предложениями каждого избирательного объединения, избирательного блока, имеющих в фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации выдает иностранному (международному) наблюдателю удостоверение установленного образца в соответствии с представленными им документами, удостоверяющими наличие приглашения любого органа или лица, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Такое удостоверение дает право иностранному (международному) наблюдателю осуществлять свою деятельность в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации.
4. Деятельность иностранных (международных) наблюдателей регулируется настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
5. Срок полномочий иностранного (международного) наблюдателя начинается со дня аккредитация в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и заканчивается в день официального опубликования общих результатов выборов Президента Российской Федерации.
6. Иностранный (международный) наблюдатель осуществляет свою деятельность самостоятельно и независимо. Материально - финансовое обеспечение деятельности иностранного (международного) наблюдателя осуществляется за счет средств стороны, направившей наблюдателя, или за счет его собственных средств.
7. Иностранный (международный) наблюдатель во время пребывания на территории российской Федерации находится под покровительством Российской Федерации. Избирательные комиссии, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны оказывать ему необходимое содействие.
8. Иностранные (международные) наблюдатели вправе после дня голосования излагать свое мнение об избирательном законодательстве Российской Федерации и о подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации, проводить пресс - конференции к обращаться в средства массовой информации.
9. Иностранные (международные) наблюдатели вправе встречаться с кандидатами, зарегистрированными кандидатами и их доверенными лицами, уполномоченными представителями избирательных объединений, избирательных блоков.
10. Иностранные (международные) наблюдатели не вправе использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением за ходом избирательной кампании, подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации,
11. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе лишить аккредитации иностранного (международного) наблюдателя в случае нарушения им федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права.

С учетом значительного интереса международного сообщества к политическим процессам, происходящим в Российской Федерации и, в частности, к проведению свободных, периодических, обязательных выборов Президента Российской федерации - главы Российского государства, гаранта Конституции Российской федерации, прав и свобод человека и гражданина, предлагается данная Памятка, подготовленная на основе действующего российского избирательного законодательства и имеющейся практики деятельности иностранных (международных) наблюдателей. Памятка призвана помочь иностранным (международным) наблюдателям правильно понимать законодательство о выборах в Российской Федерации и использовать свои права и обязанности при выполнении важной и ответственной миссии по наблюдению.

Под иностранным (международным) наблюдателем понимается лицо, представляющее иностранную или международную организацию, приобретающее право на осуществление наблюдения за подготовкой и проведением выборов в Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации».

1. Иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Для наблюдателей из стран СНГ, а также некоторых других иностранных государств, с которыми у Российской Федерации заключены соответствующие двухсторонние соглашения, существует безвизовый режим пересечения границы, в связи с чем разрешения на въезд в Россию не требуется.

Аккредитация иностранных (международных) наблюдателей в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи производится Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по их заявлению и при наличии у них соответствующего приглашения от уполномоченных на это Федеральным законом государственных органов и лиц Российской Федерации принять участие в выборах в качестве иностранного (международного) наблюдателя. Представления от направляющей страны или организации каких-либо дополнительных документов (писем» направлений, доверенностей и т.п.) не требуется.

2. Пункт 2 настоящей статьи определяет исчерпывающий перечень государственных органов и лиц Российской Федерации, имеющих право направлять приглашение для участия в наблюдении за выборами в качестве иностранных (международных) наблюдателей. Это - Президент Российской Федерации, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федераций, Правительство Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.

Приглашения от указанных государственных органов и лиц Российской Федерации могут быть направлены только после официального опубликования решения о назначении выборов Президента Российской федерации.

Приглашения для участия в наблюдении за выборами в качестве иностранных (международных) наблюдателей в адрес международных и национальных правительственных и неправительственных организаций, а также частных лиц, имеющих общепризнанный авторитет в области защиты прав и свобод человека и гражданина, направляются Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Государственная Дума федерального Собрания Российской Федерации направляет приглашения в соответствии с предложениями каждого избирательного объединения, избирательного блока, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Центральной избирательной комиссией Российской Федерации приглашения могут быть направлены избирательным органам зарубежных стран, а также иностранным (международным) организациям, специализирующимся в вопросах избирательного законодательства « выборов.

В то же время Законом устанавливается крут организаций и лиц, которые могут вносить предложения соответствующим государственным органам и лицам Российской Федерации о направлении ими приглашений для участия в наблюдении за выборами иностранных (международных) наблюдателей. Такие предложения могут вносить международные и национальные правительственные и неправительственные организаций, а также частные лица, имеющие общепризнанный авторитет в области защиты прав и свобод человека и гражданина.

3. Документом, дающим право иностранным (международным) наблюдателям осуществлять наблюдение за подготовкой и проведением выборов, является удостоверение установленного образца. Образец и описание удостоверения иностранного (международного) наблюдателя разрабатываются и утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Для оформления удостоверения иностранного (международного) наблюдателя лицом, получившим приглашение любого органа или лица, указанных в пункте 2 настоящей статьи, в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации представляются: заявление на аккредитацию в качестве иностранного (международного) наблюдателя, копия соответствующего приглашения и документ, удостоверяющий личность. Удостоверение иностранного (международного) наблюдателя дает право иностранному (международному) наблюдателю осуществлять свои полномочия в период с даты аккредитации до дня официального опубликования результатов выборов Президента Российской Федерации. При этом под днем официального опубликования результатов выборов понимается дата с учетом проведения повторного голосования по выборам Президента Российской Федерации, поэтому полномочия иностранного (международного) наблюдателя сохраняются и на период проведения повторных выборов, при этом дополнительной аккредитации не требуется. Иностранные (международные) наблюдатели вправе осуществлять свою деятельность по наблюдению за выборами на любом этапе избирательной кампании, в том числе и на этапе повторных выборов Президента Российской Федерации.

4. В соответствии с пуню-ом 4 настоящей статьи, иностранный (международный) наблюдатель в своей деятельности руководствуется Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации», а также Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Это означает, что иностранный (международный) наблюдатель наделяется федеральным законодательством соответствующими полномочиями, которые он вправе реализовать в своей деятельности по следующим направлениям;

присутствовать на избирательных участках, включая помещения для голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, в том числе в день досрочного голосования, и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей. Посещение избирательных участков, образованных в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, следственном изоляторе, изоляторе временного содержания, может осуществляться только в соответствии с порядком и правилами, установленными Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими требования к посещению указанных объектов,
присутствовать в территориальных избирательных комиссиях, комиссиях субъектов Российской Федерации, а также в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации при установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей;
наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям, а также за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям» погашенных избирательных бюллетеней;
перед непосредственным подсчетом голосов избирателей участковой избирательной комиссией присутствовать при оглашении суммарных данных по списку избирателей по федеральному избирательному округу, а также знакомиться со списком избирателей после его заверения подписью председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии и печатью участковой избирательной комиссии;
присутствовать при непосредственном подсчете голосов избирателей и наблюдать за их подсчетом на расстоянии и в условиях, обеспечивающих обозримость содержания избирательных бюллетеней, а также наблюдать за. действиями членов участковой избирательной комиссии; визуально знакомиться с любым заполненым или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей;
наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования л иных документов с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, в том числе в день досрочного голосования, и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протоколов об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках;
знакомиться с протоколами участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами об итогах голосования и о результатах выборов иной избирательной комиссии, в которой он присутствует; изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в избирательную комиссию либо составленных этой комиссией в день голосования, в том числе в день досрочного голосования. Избирательная комиссия обязана заверить указанные копии либо выдать иностранному (международному) наблюдателю заверенные копии указанных документов;
после окончания голосования присутствовать при подсчете и погашении неиспользованных избирательных бюллетеней, оглашении числа погашенных избирательных бюллетеней, числа неиспользованных и погашенных в соответствии с пунктом 8 статьи 64 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» открепительных удостоверений;
визуально ознакомиться с погашенными избирательными бюллетенями и открепительными удостоверениями под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса;
встречаться с кандидатами, зарегистрированными кандидатами и их доверенными лицами, уполномоченными представителями избирательных объединений, избирательных блоков;
после дня голосования (что соответствует принципу невмешательства наблюдателей в избирательный процесс) публично излагать свое мнение об избирательном законодательстве Российской Федерации и о подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации, проводить пресс-конференции и обращаться в средства массовой информации;
информировать по итогам выборов соответствующие избирательные комиссии о соблюдении избирательных прав граждан Российской Федерации, а также направлять им рекомендации о совершенствовании избирательного законодательства, практики его применения,
Осуществление иностранными (международными) наблюдателями иных действий, кроме вышеперечисленных, федеральным законодательством не предусматривается. Кроме того, согласно частям 10 и 11 настоящей статьи иностранные (международные) наблюдатели не вправе использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением за ходом избирательной кампании, подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации. В случае нарушения иностранным (международным) наблюдателем федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе лишить его аккредитации. При этом Центральная избирательная комиссия Российской Федерации уведомляет о принятом решении государственные органы или должностных лиц, которыми были направлены приглашения этим лицам для участия в наблюдении за выборами в качестве иностранных (международных) наблюдателей.

5. Согласно части б настоящей статьи иностранный (международный) наблюдатель осуществляет свою деятельность самостоятельно и независимо. Это означает, что иностранный (международный) наблюдатель в день голосования вправе посещать избирательные участки без специального сопровождения и предварительного согласования своих действий по наблюдению за выборами с соответствующими избирательными комиссиями.

Материально-финансовое обеспечение деятельности иностранного (международного) наблюдателя (транспортные расходы, расходы на проживание, услуга связи и др.) производится за счет средств стороны, направившей наблюдателя, или за счет его собственных средств, в связи с чем иностранный (международный) наблюдатель не вправе требовать оплаты этих расходов или услуг от государственных органов или избирательных комиссий Российской Федерации.

6. В соответствии с частью 7 настоящей статьи иностранный (международный) наблюдатель во время пребывания на территории Российской Федерации находится под покровительством Российской Федерации. Это означает, что Российская Федерация принимает все предусмотренные федеральным законодательством меры по защите прав иностранных (международных) наблюдателей, а также принимает необходимые меры в отношении тех лиц, которыми нарушаются права иностранных (международных) наблюдателей вплоть до привлечения их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, избирательные комиссии, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции оказывают необходимое содействие иностранным (международным) наблюдателям, то есть создают им соответствующие условия для реализации ими своих полномочий свободно и независимо.

Списки иностранных (международных) наблюдателей, осуществляющих наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов в избирательных комиссиях, составляются соответствующими избирательными комиссиями на основе представляемых иностранными (международными) наблюдателями удостоверений иностранных (международных) наблюдателей.

Список иностранных (международных) наблюдателей, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протокола об итогах голосования в участковой избирательной комиссии, хранится у секретаря участковой избирательной комиссии в опечатанном виде в охраняемом помещении до окончания работы комиссии.

Список иностранных (международных) наблюдателей, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протокола об итогах голосования в территориальной избирательной комиссии, хранится у секретаря территориальной избирательной комиссии в охраняемом помещении до окончания работы комиссии, а в случае, если территориальная избирательная комиссия работает на постоянной основе, - до передачи в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации после официального опубликования общих результатов выборов Президента Российской Федерации.

Список иностранных (международных) наблюдателей, присутствовавших при установлении итогов голосования и определении результатов выборов и составлении протокола об итогах голосования в избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, хранится у секретаря избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

Заверенную копию списка иностранных (международных) наблюдателей комиссия субъекта Российской Федерации передает в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта