Демократия.Ру




В основном, искусство правления состоит в том, чтобы забирать как можно больше денег у одной части граждан и раздавать другой. Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778), французский философов-просветитель


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


24.11.2024, воскресенье. Московское время 01:08


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Часть особенная

Общие принципы избирательного процесса мы рассмотрели. Теперь следует рассмотреть, как мы можем принимать в этом процессе участие. На первый взгляд может показаться, что достаточно рассказать о порядке заполнения бюллетеня и все. Но ситуация не столь проста. Ведь избиратель принимает участие в выборах с момента их объявления и даже раньше. Принимает участие в первую очередь пассивно - в качестве объекта агитации. Кто его агитирует ясно - кандидаты, партии и средства массовой информации. А в законе сказано, что активное избирательное право - право избирателя, а кандидаты пользуются всего лишь пассивным избирательным правом. И чтобы мы с Вами были действительно активными участниками выборов необходимо достаточно отчетливо понимать, что же именно вокруг нас происходит до дня голосования.

Особенно это важно в свете существования тех самых «грязных избирательных технологий», о которых мы все так много слышали. С ними тоже необходимо быть знакомым. Не с целью их применения, разумеется. Тогда зачем? Чтобы не быть объектом предвыборных манипуляций. Ведь говорят все здорово. Здесь, конечно, нельзя обучить распознавать все нюансы, но о наиболее грубых способах сказать стоит.

Прежде всего, неплохо знать - уважает ли данный претендент законы. Ведь если кандидат не склонен их соблюдать, то что же он будет позволять себе, если окажется избранным? Гадать не стоит, но ясно, что заботиться об интересах его избирателей или страны он точно не будет.

Поэтому вначале скажем об этапах избирательной кампании и предписаниях закона на это время. А в завершение речь пойдет о самом важном дне - о дне голосования.

Выдвижение, сбор подписей

Желающий быть избранным должен быть выдвинут, то есть стать кандидатом. Затем он должен пройти регистрацию, то есть стать зарегистрированным кандидатом. Чтобы пройти регистрацию, нужно собрать необходимое число подписей, либо внести избирательный залог.

Как показала практика, нечистая игра может начинаться уже на этапе сбора подписей. Такой способ регистрации используется пока еще многими кандидатами. Суть этой нечистой игры в том, что в период сбора подписей вдруг появляются сборщики подписей под разными петициями, преимущественно местного значения (с требованием заасфальтировать подъезд к жилым домам, оборудовать детскую площадку и тому подобное). Но если пристальней ознакомиться с предлагаемой петицией, то вдруг оказывается, что это лист для сбора подписей за кандидата, объединение/блок. Но та часть листа, из которой это следует, оказывается «случайно» прикрытой текстом той самой петиции или чем-то еще. Таким образом, следует проявлять повышенную осторожность уже даже при таких безобидных и, вроде бы, очень нужных вещах в период избирательной кампании.

Кроме того, известны случаи нарушений других требований закона по процедуре сбора подписей. Например, нельзя собирать подписи в местах выдачи зарплаты. Запрещено также платить или иным способом вознаграждать избирателей за поставленные ими подписи в подписных листах.

Вопрос - а что же делать, если Вам стало известно о таких нарушениях и уловках? Сообщить в соответствующую избирательную комиссию. Избирательная комиссия вправе отказать кандидату в регистрации, или даже отменить регистрацию зарегистрированного кандидата, если станут известны допущенные им нарушения и комиссия сочтет их серьезными. Или еще проще - сообщить об этом команде конкурирующего кандидата, а они уже добьются рассмотрения соответствующего вопроса в комиссии.

Агитация

Пройдя регистрацию, кандидат вправе начать предвыборную агитацию. Вещь и нужная, и неизбежная. Если, конечно, это честная предвыборная кампания. Но не всякая агитация приемлема и законна. Во всех демократических странах недопустим подкуп избирателей в любой форме. Есть и ряд других ограничений. Избирателю нужно знать о крючках, на которые вас могут подловить не очень добросовестные кандидаты.

Начнем рассказ с уловок наиболее грубых и намеренно раздражающих. Раздражающих именно избирателей. В их числе такой способ, как звонки избирателям по телефону среди ночи с призывами голосовать за некоего кандидата. Ясно, что это делают отнюдь не сторонники кандидата, но в три часа ночи человек не склонен рассуждать.

Другой вариант: распространяются призывы прийти на встречу с кандидатом. Причем сам этот кандидат о встрече и не слыхивал и, естественно, не приходит. Неудивительно, что это вызывает весьма негативную реакцию избирателей.

Распространен и такой способ. Выпускаются и распространяются листовки, от имени некоего кандидата и агитирующих за него, но с таким содержанием (например, с откровенно грубыми выпадами в адрес соперника), которое отбивает у избирателей желание голосовать за данного кандидата. Это и есть примеры тех самых «грязных избирательных технологий». Хотя и далеко не исчерпывающий список.

Пока шла речь о «подделках» под законную агитацию. Но есть и такие способы предвыборной агитации, которые запрещены в принципе. Независимо от формы и способов их реализации.

Например, все материалы и выступления не должны содержать призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, пропаганду войны. Также запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду.

Но существует одна форма незаконной предвыборной агитации, заслуживающая отдельного разговора.

Это -
П
одкуп избирателей

Подкуп избирателей - одна из древнейших форм воздействия. Еще в Древнем Риме трибуны и сенаторы, чтобы добиться расположения плебса, устраивали из собственных средств раздачи хлеба, гладиаторские бои. Оттуда и клич «Хлеба и зрелищ!». Но мы избираем себе слуг-начальников не по критерию их личной щедрости. А для наиболее эффективного управления нашими общими делами. Тем более что в наше время эта щедрость проявляется обычно за счет наворованных средств. Наворованных у нас с вами. Поэтому во всех демократических странах добиваться расположения избирателей на выборах за счет их «материального поощрения» неприемлемо.

Уже на прошлых (1995 г.) выборах законом были запрещены такие действия как бесплатная или по заниженным ценам раздача разного рода полезных в хозяйстве вещей или продуктов или оказание услуг. А в 1997 году в закон «Об основных гарантиях...» введен и общий термин для этих действий - «подкуп избирателей».

При этом сделано было разумное исключение: разрешена бесплатная раздача специально изготовленных для предвыборной кампании печатных материалов и значков. Разрешена также оплата со стороны кандидата, объединения/блока связанной с выборами работы граждан. К числу таковых работ законом отнесены работы по сбору подписей, дежурству на избирательных участках, агитационная деятельность. Заметим, что бесплатная раздача футболок с предвыборной символикой и тому подобных предметов «двойного назначения» законом не позволяется. Равно как и бесплатная или слишком дешевая починка крыш, дверей в подъездах, кранов, ботинок, остекление балконов и тому подобное. Разумеется - все это запрещено только в период избирательной кампании. Но в другое время желающих почему-то не находится. Запрещены и такие акции, как продажа колбасы за 2 рубля 20 копеек. Это явно будет подпадать под продажу по заниженной цене.

Как только эти способы подкупа оказались прямо запрещены законом - в ход пошли более утонченные приемы.

Кандидатам, объединениям/блокам и организациям во время избирательной кампании запрещена благотворительная деятельность в любом виде. Запрещена также и опосредованная благотворительность и благотворительность в поддержку кандидатов, избирательных объединений либо от их имени.

И если Вы, в период избирательной кампании вдруг сталкиваетесь с проявлением повышенного к Вам внимания, причем реализующегося в ощутимой форме - есть смысл задуматься - с какой целью это делается? И даже обратить на это внимание избирательной комиссии.

И последнее ограничение -
С
роки окончания предвыборной агитации

Шум и гром даже вполне законной предвыборной агитации многим действуют на нервы. А кому-то и на способность к здравому рассуждению. Поэтому, российские законодатели решили, что надо перед самым днем голосования дать избирателям передохнуть от агитации и поразмыслить. Поэтому в законодательстве (начиная с закона «Об основных гарантиях...») предусмотрено, что за сутки до дня голосования все агитационные мероприятия должны быть прекращены. Конечно, в условиях России, растянувшейся на много часовых поясов, это вызывает ряд проблем. Например, с радио- и телевещанием, особенно таких радиостанций, как «Маяк». В любом случае, в каждой местности начиная с 0 часов дня, предшествующего дню голосования, запрещены всякие предвыборные митинги, встречи, раздачи листовок и тому подобного материала, агитационные публикации в газетах, доставляемых или поступающих в продажу в этот день, и так далее.

Однако закон предусматривает и определенные меры по обеспечению информированности избирателей. В частности, это обязательное наличие информационных материалов о кандидатах на избирательных участках. При этом закон прямо запрещает наличие на избирательных участках материалов агитационного характера. Но, представляя документы в избирательную комиссию, кандидат обязан предоставить массу сведений о себе. Помимо фамилии, имени и отчества от него требуется сообщить об имеющемся образовании, месте работы или службы, роде занятий, доходах и имуществе. Он может сообщить о своем членстве в какой-либо общественной организации. Если у кандидата имеется судимость, которая не была снята или погашена, то он обязан о ней сообщить. Также требуется сообщать об иностранном гражданстве. Все эти сведения в обязательном порядке заносятся в избирательный бюллетень. ЕщБ кандидат может предоставить краткую биографию. Все это печатается на специальных плакатах, которые расположены на стендах на избирательном участке. Причем все эти сведения комиссии, по мере сил, подвергают проверке, равно как и конкуренты кандидата. Таким образом, избирателю обеспечивается получение необходимого минимума данных о каждом кандидате.

Голосование

Наконец, мы подошли к основному этапу избирательной кампании, ради которого и делалось все то, о чем шла речь выше. Естественно, что больше всего нарушений происходит именно в день голосования.

Общее описание процедуры

Сейчас избиратель голосует, ставя крестик или любой другой символ в квадратик, напротив фамилии соответствующего кандидата либо названия избирательного объединения, зарегистрировавшего список кандидатов. Этот способ положительно отличается от ранее практиковавшегося метода вычеркивания неугодных вам кандидатов.

У избирателя сохраняется возможность отвергнуть всех внесенных в бюллетень, поскольку в бюллетене обязательно должна присутствовать позиция «Против всех кандидатов» (»Против всех списков»). В случае если за эту позицию проголосует больше избирателей, чем проголосовало за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, то никто не становится избранным, а выборы признаются несостоявшимися, и назначаются новые. Цель этой графы очень проста - это последняя линия обороны в случае, если создаются противоправные препятствия в процессе выдвижения и регистрации кандидатов. Если избиратели видят, что пользующийся реальными симпатиями кандидат не попал в бюллетень, то они могут воспрепятствовать остальным кандидатам, которые не побрезгали принять участие в нечестной игре, оказаться избранными. Наиболее известный случай реального использования этой графы имел место в нашумевших, так скажем, «корректировавшихся» губернатором выборах во Владивостоке.

Как правило, законами устанавливается, что голосование производится с 8 до 20 часов по местному времени.

Процесс голосования избирателя начинается с получения избирателем, внесенным в список избирателей на данном участке бюллетеня у члена участковой избирательной комиссии. Выдавать бюллетени имеют право только члены с правом решающего голоса.

При получении бюллетеня закон требует от избирателя собственноручного занесения в список избирателей данных о своем паспорте и собственноручную роспись за получение каждого из бюллетеней. Закон, разумеется, предусматривает и возможность того, что избиратель окажется, в силу тех или иных причин, не в состоянии осуществить занесение данных и роспись. На этот случай предусмотрена особая процедура. Учитывая особую важность этого момента для слушателей, мы вернемся к нему позднее, где и уточним детали упомянутой процедуры.

Получив бюллетень, избиратель в закрытой кабине или ином помещении, позволяющем соблюсти тайну голосования, собственноручно вносит какой-либо знак в выбранные им квадраты по одному в каждом бюллетене. Затем избиратель опускает бюллетени в ящик для голосования. Здесь, предусматриваются нюансы для тех случаев, когда у избирателя возникают с этим проблемы. Их мы также рассмотрим позднее.

Заканчивая изложение общей процедуры, заметим, что если избиратель допустил ошибку при заполнении бюллетеня, он вправе потребовать новый. Разумеется, если он еще не опустил бюллетень в урну.

А теперь -
О
собые варианты общей процедуры

Досрочное голосование

В числе этих вариантов - возможность проведения досрочного голосования на отдельных избирательных участках либо на труднодоступных территориях в пределах одного участка. Следует иметь в виду, что в некоторых законах теперь не допускается проведение досрочного голосования в индивидуальном порядке, как это было на прежних выборах. Допускается только коллективное, в рамках отдельных территорий, досрочное голосование. Причина проста и общеизвестна - слишком много было на этой почве злоупотреблений, причем - массовых.

Кроме сроков, процедура досрочного голосования практически ничем не отличается от обычной процедуры. По крайней мере - для избирателя.

Голосование «на дому»

Законом допускается также проведение голосования вне помещения для голосования, как принято говорить, на дому. Однако, поскольку этот вид голосования неоднократно использовался для фальсификаций в виде обхода домов людьми с бюллетенями, особенно в сельской местности, теперь его процедура проведения значительно ужесточена. В частности, требуется, чтобы обращение в участковую избирательную комиссию с просьбой о проведении голосования «на дому» была подана хотя бы в устной форме - через идущего голосовать соседа, например, не позднее, чем за четыре часа до истечения времени голосования. Все обращения заносятся в специальный реестр. Но даже если обращение подано устно через соседа или по телефону, то для выдачи бюллетеня все равно требуется наличие письменного заявления от избирателя, желающего проголосовать «на дому». В заявлении должна быть указана причина, по которой избиратель не может проголосовать. При этом новый закон отмечает, что причина должна быть уважительной: состояние здоровья, инвалидность и тому подобное. В силу того, что закон требует раздельного подсчета числа бюллетеней в каждом из переносных ящиков, для каждого из них должен вестись свой реестр - к кому из избирателей с этим ящиком ходили.

Закон требует от избирательной комиссии обеспечить проезд к месту голосования не менее чем двум членам комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям от различных кандидатов, избирательных объединений и блоков. Ящиков для голосования вне избирательного участка не может быть больше трех, что позволяет реально проконтролировать голосование на дому наблюдателями. Само голосование должны проводить не менее двух членов избиркома с правом решающего голоса. Следует помнить, что выехавшая для проведения голосования группа вправе дать проголосовать только тем избирателям, которые внесены в официально заверенную выписку из реестра обращений, которую группа обязана получить перед выездом. При этом выданное выездной группе количество бюллетеней ограничено. Оно должно соответствовать числу избирателей, внесенных в эту выписку из реестра. Поэтому нужно внимательно относиться к заполнению бюллетеня, чтобы его не испортить. Если ваш сосед пожелает также пожелает проголосовать на дому, члены избирательной комиссии вправе принять его заявление, но проголосовать он сможет только, когда к нему выедут в другой раз.

Голосование по открепительному удостоверению

Избирателям, не сумевшим проголосовать на избирательном участке в день голосования по месту его постоянного или преимущественного проживания, закон может предоставить возможность проголосовать на другом участке, по открепительному удостоверению. Но голосовать такими бюллетенями можно только в пределах «своего» избирательного округа. Пусть и на другом участке.

А теперь вернемся к более подробному рассмотрению моментов особенно важных для слушающих настоящее изложение. Итак - переходим к обсуждению ситуации:

Слабовидящий избиратель на избирательном участке

Обсудим эту ситуацию с учетом ряда моментов упомянутых выше лишь вскользь.

Из описания процедур легко понять, что некоторые из действий, которые закон требует от избирателя совершить в ходе голосования, для слабовидящего избирателя будут весьма затруднительными. Разберем, поэтому, голосование по этапам.

Первый из них -
П
олучение бюллетеня

При получении бюллетеня закон требует от избирателя двух прямо описанных в законе действий. Первое состоит в том, что избиратель обязан собственноручно внести в список серию и номер своего паспорта. Второе, - расписаться за получение бюллетеня. И хотя эти два действия выглядят очень похожими, закон придает им существенно разный статус. Существенный с точки зрения рассматриваемой ситуации.

Когда речь идет о паспортных данных, закон позволяет, чтобы эти данные, по просьбе избирателя, записал член участковой избирательной комиссии. Причем - только член комиссии с правом решающего голоса. На практике это делает тот самый член комиссии, который и выдает бюллетень. Закон не дает позволения вносить эти данные кому-либо кроме самого избирателя или члена участковой комиссии.

С подписью за выданный бюллетень ситуация в законе прямо противоположная. Разумеется, закон разрешает избирателю, если он не в состоянии сам расписаться за бюллетень, обратиться к помощи другого человека. Но ни в коем случае не к члену избирательной комиссии. Ни с правом решающего, ни с правом совещательного голоса. Не может оказать содействие в получении бюллетеня даже член иной избирательной комиссии. Не может расписаться за избирателя и любой из наблюдателей как, впрочем, и кандидат, его доверенное лицо и так далее. Короче говоря, - никто из причастных к проведению выборов не вправе расписаться за избирателя в получении им бюллетеня. Даже если он их об этом попросит.

А к кому же обращаться в такой ситуации? Закон предусматривает единственную возможность - расписаться за избирателя, по его просьбе, вправе только другой избиратель. Но просто попросить другого избирателя расписаться за себя недостаточно. Прежде всего, закон требует от избирателя, желающего, чтобы за него расписался кто-то другой, оповестить об этом избирательную комиссию. Оповестить устно. Также закон требует, чтобы данные о том, кто расписался за Вас, были внесены в список. Включая также серию и номер паспорта.

Но вот бюллетень получен. Далее следует -
З
аполнение бюллетеня

Напомним, что заполнить бюллетень - значит поставить крестик в квадратик напротив фамилии того кандидата, которого Вы желаете увидеть избранным. Или в квадратике напротив слов «Против всех кандидатов», если Вам неприемлемы все кандидатуры. Понятно, что и здесь могут возникнуть проблемы.

Закон разрешает и в этом случае обратиться к помощи другого лица. Возникает естественный вопрос - какого именно? В соответствии с законом здесь те же требования и ограничения, что и при получении бюллетеня. Ввиду важности вопроса - повторим их. Не имеет права помогать в заполнении бюллетеня член избирательной комиссии. Аналогично такую же помощь не могут оказывать и наблюдатели. Даже если они назначены политически нейтральным общественным объединением или непосредственно гражданами. Не имеют права помогать кандидаты и лица официально, в рамках выборов, имеющие к ним отношение. Например - доверенные лица кандидатов, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков. Оказать содействие в заполнении бюллетеня имеет право исключительно другой избиратель. «Просто» избиратель, который не является при этом никем из указанных выше участников процесса выборов.

Если же кто-то из этих самых участников и решит оказать помощь, то последствия могут быть самые шумные - вплоть до отстранения члена избирательной комиссии от работы в комиссии. А наблюдателя и прочих вправе просто удалить с избирательного участка. И им это известно. Так что если они, вдруг, согласятся помочь, то неплохо задуматься - а стоит ли доверять человеку прямо идущему на нарушение закона?

Возможен случай, когда члены комиссии или наблюдатели будут препятствовать избранному Вами человеку помогать Вам в заполнении бюллетеня, ссылаясь на нарушение при этом тайны голосования. Вашего голосования. Ситуация не простая и здесь нужно учитывать два момента. Во-первых, право на тайну голосования - это Ваше право. И только Вам решать - пользоваться им или нет. А во-вторых, закон ведь предусматривает обращение за помощью в этом вопросе. И оговаривает, кто вправе оказывать такую помощь и кто не вправе. В рамках этих ограничений - Вы полностью свободны.

Итак - бюллетень заполнен. Осталось опустить его в урну. В законе нет никаких ограничений на оказание помощи в этом. Да это и не так уж и необходимо, поскольку урна (точнее говоря - ящик для голосования) обычно находится под непрестанным наблюдением. По крайней мере, закон требует этого.

Чтобы завершить изложение процедурных тонкостей, следует отметить, что всБ это относится и к так называемому голосованию на дому. Поэтому никто из пришедших к Вам из избирательной комиссии (а таких может быть от 2-х до 4-х человек, а иногда и больше) не вправе ни расписаться за Вас, ни помочь с заполнением бюллетеня. Придется искать кого-нибудь, что называется «на месте», то есть вашего родственника, соседа, знакомого.

После всех описанных сложностей у слушателя может возникнуть вопрос - а может и вовсе не голосовать самому. А просто попросить кого-нибудь, кому Вы вполне доверяете пойти с Вашим паспортом и проголосовать за Вас? В таком случае мы вынуждены Вас огорчить - закон это запрещает. Даже если Вы дадите этому человеку не только свой паспорт, но и какую-нибудь доверенность. Закон не допускает никаких исключений в этом вопросе. Более того, наблюдателей и членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса специально инструктируют следить за этим и пресекать такие поползновения. Ведь совсем недавно это было повсеместным нарушением.

И в заключение стоит сказать об одной распространенной ситуации. Практика показала, что, несмотря на шумность избирательной кампании, достаточно много избирателей, придя на избирательный участок, еще не знают, за кого им голосовать. Особенно широко это распространено как раз на выборах, местного уровня. Если и Вы окажетесь в подобной ситуации, то имейте в виду два обстоятельства. Первое - на участке обязательно должен быть стенд с информационными материалами о кандидатах. А если голосование идет за списки кандидатов, то помимо размещенных на стенде данных о списке на участке должен иметься полный перечень кандидатов в списке для ознакомления любого желающего. И в бюллетене есть краткие данные о кандидатах (или о списках кандидатов). При этом закон никак не ограничивает Вас в праве обратиться к любому присутствующему с просьбой прочитать Вам эти материалы. Закон просто ничего об этом не говорит. А для граждан действует, как известно, принцип: «Что не запрещено законом, то разрешено». Но при этом надо учитывать второе обстоятельство - в помещении избирательного участка, в день голосования, запрещена любая агитация. Поэтому, если в ходе зачитывания Вам по Вашей просьбе упомянутых материалов, начнется обсуждение написанного, то это будет, почти наверняка, воспринято кем-нибудь из присутствующих как предвыборная агитация. Причем справедливо. Поэтому следует категорически избегать высказываний типа: «А голосовать стоит только за Печкина!» и не провоцировать их у окружающих.

Ну вот, - процесс завершен. Бюллетень получен, заполнен и опущен в урну. А раз уж у Вас достало желания и терпения прослушать весь этот текст, то можно надеяться, что заполнен он обдуманно. Ваш голос имеет значение и для будущего нашей страны важно ваше участие в выборах. А в конце, несколько слов -

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ

Автор: В.И.Васильев, А.Е.Постников - ИРИС
Форма выпуска: Книга



Первое издание ИРИС - книга В. И. Васильева и А. Е. Постникова «Путеводитель по избирательной кампании: пособие для кандидатов в депутаты, избирательных объединений и избирательных блоков». Это популярный комментарий законодательства о выборах депутатов Государственной Думы. В книгу включены рисунки популярного карикатуриста А. Бильжо. Издание предназначено для кандидатов в депутаты, организаторов избирательных кампаний, избирательных объединений, избирательных блоков и иных участников выборов.

Подробнее >>>



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта