«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
II. Типы систем голосования
Мажоритарные/Плюралистические Системы (Системы абсолютного и относительного большинства)
Системы Пропорционального Представительства
Типы Альтернативных, Полупропорциональных и Смешанных Системы
Андрэ Блэ и Луи Массикот, соответственно профессор и доцент ф-та политологии Монреальского университета, недавно описали избирательные системы с учетом основных политических принципов:
Классификация избирательных систем может быть основана на формуле выборов, которая определяет, каким образом должны быть подсчитаны голоса для распределения мест, на величине округа, по числу мест на округ, или на структуре бюллетеня, которая определяет, каким образом избиратели выражают свою волю (цитаты опущены). . .
Существуют три основные формулы выборов соответствующие как к многочисленным критериям законности, так и к требованиям к кандидату. Сторонников плюрализма устраивает, что кандидат получает больше голосов, чем каждый его отдельный оппонент, в то время, как другие считают, что победителем должен быть объявлен тот или та, кто может собрать более половины голосов, то есть, - большинство. Защитники пропорционального представительства (PR) полагают, что политические партии должны быть представлены в Парламенте в точном (или почти точном) соответствии с количеством отданных за них голосов.7
Несмотря на то, что выбор избирательной системы может потребовать практической оценки политических потребностей и возможностей государства, это - «не просто чисто техническая проблема», но также - проблема, затрагивающая культурную сферу и имеющая стоимостное выражение, и «может иметь колоссальные последствия для функционирования политической системы».8
В Соединенных Штатах и других странах с демократией британского образца преобладает избирательная система голосования относительным большинством по одномандатным округам (SMP). По этой системе (или по системе голосования абсолютным большинством) избирается по одному законодателю от округа, при этом побеждает кандидат, набравший наибольшее число голосов. Четыре из 53 демократических государств, рассматриваемых в недавно вышедшей книге Сравнение демократий: Выборы и голосование в глобальной перспективе, используют мажоритарную норму при выборе президента и 13 - при выборе в законодательные органы.9
В других западных демократиях в основном используется форма пропорционального представительства (PR). Законодатели избираются от больших многомандатных округов пропорционально числу голосов, полученных их партией. Как отмечают Блэ и Массикот в книге «Сравнивая демократии»: «С начала 20-х гг. число демократических государств, использующих пропорциональное представительство, остается более или менее постоянным, в пределах около 60%. Единственно важной тенденцией последних лет стала растущая популярность смешанных систем, при которых различные формулы используются одновременно в период проведения одних и тех же выборов».10
Выбор между системами голосования, основанными на мажоритарном/плюралистическом принципе (принципе абсолютного и относительного большинства), и системой пропорционального представительства (или их сочетанием), часто вызывает оживленные споры. Каждый из двух основных подходов имеет свои преимущества и недостатки; ни один из них в чистом виде не способствует демократическому развитию, но и не наносит ему ущерб. Оба оказывают существенное влияние на соперничество политических партий и создание коалиций. Выбирая между вариантами этих двух основных систем голосования, приходится класть на одну чашу весов значимость власти, а на другую - поведение избирателей, рассматривая их в контексте конкретных политических и исторических условий каждой страны.
Этот выбор часто рассматривается как выбор между политической стабильностью, обеспечиваемой мажоритарным/плюралистическим подходом, и справедливым и разнообразным представительством, которое достигается пропорциональным представительством. Такая распространенная точка зрения является несколько упрощенной. Каждая сторона в споре выдвигает веские аргументы в поддержку своего подхода и в ответ на критику их излюбленной системы. (См. Разделы III и IV). В конечном итоге, вопрос для каждой страны может заключаться в том, что именно больше влияет на политическую стабильность, законотворческий процесс и удовлетворение избирателей, недостаточно или чрезмерно представленные в законодательных органах соперничающие политические взгляды.
Мажоритарные/Плюралистические Системы (Системы абсолютного и относительного большинства)
Краткий обзор. В системах абсолютного и относительного большинства кандидаты избираются в законодательные органы крупнейшим блоком избирателей в их конкретном географическом округе (избирательном округе). В большинстве подобных систем требуются только итоги голосования «относительным большинством»: кандидат, набравший большинство голосов, побеждает, независимо от того, каким образом голоса распределились между многочисленными кандидатами. Нормы некоторых систем предусматривают, что для победы кандидат должен получить абсолютное большинство голосов всех проголосовавших (50%+1). Требованием для мажоритарных систем, если только это не политические системы, где доминируют две партии, является проведение второго, повторного тура выборов. Нормы голосования абсолютным/относительным большинством почти всегда применяются в одномандатных округах.
С точки зрения власти, основным преимуществом этих систем является то, что они обеспечивают прямое представительство для жителей конкретной географической единицы. С точки зрения организации выборов, мажоритарные системы упрощают процедуру голосования и подсчета голосов. Эти системы, однако, не созданы для обеспечения политическим партиям мест в законодательных органах пропорционально долям полученных голосов. На практике выходит, что в этих системах более широко представлена крупнейшая партия и недостаточно представлены - либо не представлены вообще - более мелкие партии. В результате происходит отторжение небольших партий и создается система, где доминируют две или три основные партии.
Система Голосования Относительным Большинством по Одномандатным Округам
Системы голосования относительным большинством по одномандатным округам (SMP) преобладают в странах, унаследовавших британскую традицию управления _ Соединенных Штатах, Великобритании и Канаде (в 1993 г. избиратели в Новой Зеландии выбрали «смешанную систему», во многом похожую на ту, которая существует в Германии). При SMP избирается по одному законодателю от округа, избиратели отдают один голос за одного из кандидатов, и побеждает тот, кто набрал большинство голосов (иногда его называют «first-past-the-post» - финишировавший первым).
Второй Тур Мажоритарных Выборов
По мере роста числа кандидатов при выборах по одномандатным округам до трех и более, процент голосов, необходимых для получения большинства, сокращается. При таком положении создается следующая возможность: для победы кандидаты, скорее, должны получить поддержку только одного меньшинства из участвующих в голосовании, а не согласие большинства. Таким образом, второй тур выборов используется во многих системах с одномандатными округами, включая некоторые «открытые» первичные выборы политических партий и «специальные» (на замещение вакантных мест) выборы в Соединенных Штатах.
При таком подходе второй тур выборов проводится, если в результате первого тура не было набрано большинство голосов. Второй тур обычно проводится вскоре после первого тура (от 1 до 5 недель) и только между двумя кандидатами, набравшими большее число голосов в первом туре. Избиратели заполняют один бюллетень за выбранного ими кандидата, а победившим кандидатом считается тот, кто получил большинство голосов - при таком методе это точно будет большинство. Из 25 стран, где проводятся прямые президентские выборы, в 15 выборы проводятся в два тура.
Мажоритарные/Плюралистические Системы с Двойным Голосованием (Системы абсолютного и относительного большинства с Двойным Голосованием)
Франция приняла систему голосования, которая способствует, но не требует того, чтобы кандидаты избирались в законодательные органы скорее абсолютным большинством, чем относительным большинством голосов избирателей. Выборы обычно проводятся два воскресенья подряд по одномандатным избирательным округам. Избиратели голосуют за одного кандидата, которому они отдали предпочтение. Кандидаты, набравшие более 50% голосов, получают место в Парламенте, места, не распределенные в первом туре, переходят во второй тур. Ко второму туру не допускаются кандидаты, получившие менее 12.5% в первом туре. Избиратели вновь отдают голос одному кандидату, и победителю требуется получить только относительное большинство голосов во втором туре. Если несколько кандидатов идут друг за другом с небольшим разрывом и каждый набрал более 12.5% в первом туре, победителю второго тура будет вновь достаточно получить поддержку сравнительно незначительного относительного большинства. Хотя при этой системе и поощряется создание коалиций и можно согласовать проведение выборов в два тура или по округам, общие итоги не подсчитываются на пропорциональной основе.
Широкомасштабные Выборы Относительным Большинством Голосов
В Соединенных Штатах иногда используют подсчет относительного большинства голосов по многомандатным округам при выборах в городские советы и законодательные органы штата. Законодатели избираются по округам (зачастую от целого города), в которых выбираются два или более мест. Число голосов избирателей соответствует числу занимаемых мест, а победителями становятся те, кто получил наибольшее число голосов.
Широкомасштабные выборы в основном объединяют несколько выборов по системе SMP и, тем самым, еще более усугубляют недостаток пропорциональности таких систем. Они ведут к дискриминации мелких партий, политических и социальных меньшинств, чье политическое влияние и возможность избрания своего представителя в одном относительно большом географическом районе еще более уменьшаются.11
Сочетание Выборов Относительным Большинством Голосов по Одномандатным Округам и Широкомасштабных Выборов
Особенностью американских кампаний по выборам в городской совет является то, что широкомасштабное голосование за получение некоторых мест часто осуществляется в сочетании с голосованием за другие (обычно, более многочисленные) места путем голосования относительного большинства за одного кандидата. Такой подход призван обеспечить понимание представителями как проблем конкретных соседних районов, так и - в более широком смысле - интересов целого города или другого географического района. Распределение некоторых мест путем всеобщего голосования часто приводит к расширению оставшихся районов, в результате чего политические и социальные меньшинства лишаются возможности быть избранными на любом уровне.
Системы Пропорционального Представительства
Краткий обзор. Большинство демократий в развитых странах, за исключением стран, унаследовавших британскую систему, используют определенную форму пропорционального представительства. В их числе - Бельгия, Дания, Финляндия, Германия, Греция, Ирландия, Израиль, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Испания, Швеция и Швейцария. Общей тенденцией большей части нашего столетия было движение к системе пропорционального представительства, это относится также к Новой Зеландии и новым демократиям Восточной и Центральной Европы и бывшим республикам Советского Союза. Кроме России, некоторые формы и особенности пропорционального представительства применяются в Венгрии, Польше, Румынии, Болгарии, Чехии и Словакии.
При пропорциональном представительстве члены законодательных органов избираются в относительно крупных многомандатных избирательных округах, пропорционально числу голосов, набранных их политической партией. Число кандидатов, избранных от каждого округа, называется «величиной округа»; чем больше кандидатов от округа (большая величина округа), тем в большей степени доля каждой партии при распределении мест будет соответствовать доле полученных голосов. Иногда избирательным округом бывает целая страна, как, например, Израиль или Нидерланды, и федеральный избирательный округ - при голосовании партийными списками на выборах в Государственную Думу Российской Федерации в 1993 и 1995 гг.
Места распределяются пропорционально общему числу голосов, полученных партией; отдельные кандидаты или партии не должны набрать абсолютное или относительное большинство голосов, чтобы быть избранными. Задача состоит в том, чтобы как можно большее число избирателей были представлены в законодательных органах кандидатами (партиями), которым они отдали свои голоса и, соответственно, в том, чтобы каждая политическая партия или избирательный блок были представлены в законодательном органе - по возможности - в полном соответствии с количеством полученных голосов.
Системы пропорционального представительства должны обеспечивать формулу выборов для распределения мест внутри каждого многомандатного округа. В основном выбирают из двух вариантов. При использовании методов подсчета «наивысших средних чисел» общее число голосов, полученных каждой партией, делится на последовательный ряд делителей и места распределяются согласно наибольшим полученным частным (наиболее распространенная и известная «формула д'Хондта»). При использовании методов «наибольших остатков» подсчет осуществляется в два этапа: число голосов, отданных за каждую партию, делится поровну (общее число голосов, отданных всем партиям, делится либо на число кандидатов, которые будут избраны, либо на число кандидатов + 1), и полученное в результате число соответствует числу мест, изначально отданных каждой партии; нераспределенные места распределяются между партиями в соответствии с наибольшими остатками (излишками) голосов после деления. Оба эти метода, а также их разновидности, дают различные степени пропорциональности и разным образом могут влиять на положение мелких партий.
Системы Голосования Партийным Списком
Большинство западных демократий используют систему пропорционального представительства в форме голосования партийным списком. При этой системе партии, как правило, выдвигается перечень или список кандидатов, соответствующий числу мест, заполняемых по пропорциональному представительству, а избиратели голосуют за весь партийный список, а не за отдельных кандидатов. Партии получают места пропорционально своей доле голосов, а места отдаются кандидатам в порядке очередности по партийному списку сверху вниз по числу мест, на которые партия имеет право. Обычно, минимальные учитываемые «пороги» голосов, отданных в поддержку партии, устанавливаются на уровне от 3% до 5%, с тем, чтобы помешать распространению слишком большого числа мелких и расколовшихся партий; партия, которая не смогла преодолеть этот порог, не получает мест.
Закрытый список. Эта система используется в Израиле, Болгарии и в части голосования партийным списком на выборах в России и Германии.12 В системе голосования закрытым списком очередность кандидатов в партийном списке определяется партией. Избиратели могут голосовать только за партийный список в целом, а не за отдельных кандидатов. Места распределяются между кандидатами в точном соответствии с их очередностью в списке. Не удивительно, что такой подход часто критикуют за предоставление чрезмерной власти лидерам партии и за то, что он не дает достаточного выбора избирателям при определении того, какие кандидаты партии избираются.
Открытый список. В системе голосования открытым списком избиратели выбирают отдельных кандидатов из партийного списка.13 Эти голоса учитываются при подсчете общего числа голосов, отданных за партию, для определения пропорционального распределения мест партии, однако, они подсчитываются в первую очередь при определении порядка, в котором кандидаты партии получают каждое место, полагающееся партии. Это позволяет избирателям осуществлять определенный контроль за тем, какие кандидаты «продвигаются вверх по списку» для получения мест.
Простым вариантом этой системы является «список с порядковыми номерами с правом выбора одного кандидата», используемый в Бельгии и Дании. Каждая партия представляет список кандидатов под номерами. Избиратели могут отметить в бюллетене либо весь список, либо отдельного кандидата из списка. Голосование за отдельных кандидатов присоединяется к голосам, отданным за партию, для пропорционального распределения мест, а также продвигает кандидата вверх по списку. В системе, использующей «список с порядковыми номерами с правом выбора нескольких кандидатов», которая действует в Италии, избиратели могут голосовать за трех или четырех кандидатов из партийного списка для того, чтобы отдать предпочтение более, чем одному кандидату из списка.
Другой подход заключается в «голосовании списком без очередности за нескольких кандидатов по выбору». Партийный списки, выдвигаемые на выборах, составляются без определенной последовательности и в них не указаны внутрипартийные приоритеты, отдаваемые высокопоставленным кандидатам. Избиратели имеют право не только указать нескольких кандидатов в одном партийном списке, но и выбирать кандидатов более, чем из одного партийного списка. Как принято в Швейцарии и Люксембурге, избиратели отдают столько голосов, сколько мест выдвинуто на выборах, им также разрешено кумулятивное голосование (рассматриваемое ниже), при котором они могут отдавать до двух голосов за отдельного кандидата, чтобы выразить свое предпочтение и помочь кандидату продвинуться вверх по списку.
В Финляндии используется система голосования «списком без очередности с требованием голосования за одного кандидата». В партийных списках нет очередности, избиратели должны выбрать отдельного кандидата для того, чтобы отдать свой голос партии, и их выбор определяет как пропорциональное распределение мест в законодательных органах между партиями, так и порядок, в соответствии с которым кандидаты выбираются из партийных списков для заполнения этих мест.
Система Дополнительного Члена
В Германии и некоторых новых демократических государствах Восточной Европы используется смешанный вариант, называемый системой «дополнительного члена». Это - попытка объединить преимущества системы относительного большинства в одномандатных округах, в особенности, в том, что касается географического представительства, и системы пропорционального представительства голосованием партийным списком. Этот метод заключается в том, что определенная часть (обычно - половина) членов законодательного органа избирается в относительно небольших одномандатных округах относительным (или абсолютным /дополнительными) большинством голосов, а другая часть избирается в многомандатных округах (часто, в масштабах страны) голосованием партийными списками.
Компенсирование двумя бюллетенями. Наиболее распространенным вариантом, как, например, в Германии, является голосование двумя бюллетенями. Первый бюллетень предназначен для проведении выборов между отдельными кандидатами в одномандатных округах, число которых равно половине мест в законодательном органе; победители определяются в соответствии с нормами абсолютного или относительного большинства. Второй бюллетень - соревнование закрытых партийных списков. Эти голоса аккумулируются на уровне страны для определения общего соотношения мест в законодательном органе, которые должны быть отданы каждой партии. Кандидатов берут из партийных списков и прибавляют к числу кандидатов, уже избранных этой партией на выборах в одномандатных округах, с тем, чтобы компенсировать какие-либо отклонения от пропорционального представительства, возникшие в результате определения итогов выборов в округе. Таким образом, избиратели выбирают местных представителей от небольших округов, однако партии также получают места пропорционально общему числу полученных ими голосов. (В Германии при голосовании партийным списком устанавливается 5% порог с тем, чтобы избежать предоставления мест совсем мелким партиям). Во-вторых, система пропорционального представительства позволяет избирателям отдать предпочтение партии отдельно от выбора кандидатов (одномандатных) из первого бюллетеня, поощряя на обоих этапах выбор кандидатов, которым действительно было отдано предпочтение.
Компенсирование одним бюллетенем. Используя этот метод, который был предложен для Канады, избиратели голосуют только одним бюллетенем за одного кандидата относительным большинством. В этом случае не проводится отдельное голосование партийным списком; о предпочтении партии судят по выбору отдельных кандидатов. Голоса, отданные за всех кандидатов, собираются на региональном уровне и составляют региональное голосование за партию, а места дополнительно отдаются каждый партии с тем, чтобы достичь региональной пропорциональности. Несмотря на то, что преимуществом этого метода является относительная простота, у него есть два недостатка: избиратели только могут выразить поддержку партии путем выборов относительным большинством голосов, что мешает голосованию за мелкие партии и понижает их шансы получить какие-либо места; и, как в системах голосования закрытым партийным списком, избиратели не могут выбрать, какие кандидаты заполнят дополнительные места, полученные благодаря механизму компенсирования.
Некомпенсирующее голосование двумя бюллетенями. При такой системе, используемой в Венгрии и в России, каждый из двух этапов голосования подсчитывается отдельно и места выделяются на каждом этапе отдельно. Процентное отношение голосов, отданных за партийные списки, используется только для распределения половины мест, определенных голосованием по списку, и не используется для выравнивания отклонений от пропорциональности в половине, избранной во время выборов в одномандатных округах. Эта система является простым сочетанием двух основных подходов к выборам и может более точно быть названа «полупропорциональной»; она дает менее пропорциональные результаты, чем методы компенсирования, но более пропорциональные, чем непосредственные мажоритарные системы.
Единый передаваемый голос (STV)
В Ирландской Республике, в Верхней Палате парламента Австралии и на Мальте используют форму пропорционального представительства, называемую «Голосованием с передачей голоса другому депутату» (в начале века эта система использовалась также в некоторых городах Соединенных Штатов). Законодатели избираются в многомандатных округах (обычно, от трех до семи кандидатов от округа). Кандидаты, включая независимых, включаются в отдельные списки. Остальных кандидатов избиратели выстраивают по номерам в бюллетене в зависимости от степени предпочтения (скорее, «порядковое», чем «абсолютное» голосование), и не придерживаются каких-либо партийных списков.
Системы голосования с передачей голоса другому депутату призваны максимально расширить выбор избирателей с тем, чтобы большинство избирателей способствовали избранию кандидата. Избиратели могут свободно выбрать именно тех депутатов, которым они отдали предпочтение, не опасаясь того, что их голоса будут потрачены на победивших с большим отрывом или полностью проигравших: поскольку их голоса не нужны либо не играют никакой роли при избрании кандидата, голоса перераспределяются. 14
Для определения побеждающих кандидатов необходимо предпринять несколько шагов. Во-первых, устанавливается пороговая «квота», которая выражает минимальное число голосов первого предпочтения, которые кандидат должен получить для того, чтобы быть избранным. В основном, порог определяется методом, исчисляемым путем объединения общего числа голосов в округе и деления его на число мест, которые должны быть заполнены, плюс одно, а затем - добавлением одного голоса. Например, если избиратели отдали 1.200 голосов за семь мест, порог получится путем деления 1200 на 8 (7+1) плюс один - 151 голос.
Сначала подсчитываются голоса, отданные первым предпочтением, и кандидаты, достигшие квоты, считаются избранными. После этого процедура STV предусматривает два типа передачи голосов. Как только кандидат достигает порога, лишние голоса (сверх порога) перераспределяются следующему в списке предпочтений кандидату, а голоса пересчитываются, чтобы определить, достигли ли другие кандидаты порога после перераспределения.15 Если во время тура ни один кандидат не достиг порога, кандидат, находящийся на последнем месте, исключается, а эти голоса переходят к кандидатам второй очереди и производится еще один подсчет. Процесс передачи голосов продолжается до тех пор, пока все места не будут заполнены. В результате большее число избирателей способствует избранию поддерживаемого ими кандидата. Однако, некоторая произвольность возникает в результате процесса перераспределения голосов избирателей второго предпочтения, поддерживающих наименее популярных кандидатов; если квоты были достигнуты ранее, рассматриваются не все вторые предпочтения избирателей, поддерживающих проигрывающих кандидатов.
Типы Альтернативных, Полупропорциональных и Смешанных Системы
В некоторых способах проведения выборов предпринята попытка уменьшить негативные аспекты систем голосования абсолютным/относительным большинством, не принимая полностью систему пропорционального представительства.
Альтернативное Голосование (АГ)
Альтернативное голосование (также называемое голосованием предпочтительным абсолютным большинством) выработано для использования при выборах одного должностного лица или выборах в законодательный орган одномандатного округа. Однако это - более сложная система, поскольку в ней используется предпочтительное («по порядковому номеру») голосование, при котором избиратели выстраивают кандидатов по номеру в бюллетене по степени предпочтения.
Кандидат может сразу победить, набрав абсолютное большинство первых приоритетных голосов. Если ни один кандидат не победил в первом туре, начинается процесс исключения наименее популярных кандидатов и перераспределения их голосов. Кандидат, набравший наименьшее число голосов в первом туре, исключается; голоса, набранные им, передаются кандидату, который был на втором месте у тех избирателей, которые проголосовали за исключенного кандидата, и начинается новый подсчет голосов. Если ни один кандидат не набрал абсолютного большинства голосов, исключается другой кандидат с последней строки бюллетеня, голоса перераспределяются, и так продолжается до тех пор, пока кандидат не будет избран.
Эта система в целом является мажоритарным вариантом голосования единым передаваемым голосом, рассмотренным выше. В ней не существует проблема разделения голосов между несколькими кандидатами, что ведет к тому, что побеждает кандидат, набравший относительное большинство голосов, который получил поддержку лишь меньшей части избирателей; этот подход призван помочь установить, кого выбрало бы большинство, если бы все предпочтения были приняты во внимание. Однако, передача голосов, очевидно, может привести к победе кандидата, не получившего наибольшего числа голосов в первом туре.
Несмотря на использование преимущественного голосования и перераспределения итогов, альтернативное голосование не является пропорциональной системой и может привести к неправильному распределению мест в законодательных органах, не соответствующему общему числу голосов, полученному партией. Этот метод может помочь избежать ограниченных итогов голосования относительным большинством, не вызывая необходимости проведения окончательного тура выборов в исполнительные/административные органы. Тем не менее, голосование с выстраиванием кандидатов по предпочтению («по порядковому номеру») - более сложное, чем «абсолютное» голосование при обычном SMP голосовании и требует от избирателей принятия более сложных решений.
Полупропорциональные Системы
В полупропорциональных системах используются многомандатные округа и итоги выборов определяются относительным большинством голосов, однако, они призваны уменьшить преимущества доминирующих партий и помешать одной партии избирать всех своих представителей на выборах раз за разом. В этих системах итоги несколько более пропорциональны (или, по крайней мере, менее односторонние). Тем не менее, эти способы не очень точны, оказывают небольшую помощь мелким партиям и могут дать результаты с искажением воли избирателей.
Кумулятивное голосование. Избиратели отдают голоса, соответствующие количеству мест, которые необходимо заполнить, но могут распределять эти голоса («аккумулировать») в любом сочетании по своему усмотрению, как одному, так и нескольким кандидатам. Например, при выборах трех кандидатов избиратель может отдать все три голоса одному кандидату, либо два - одному из них и один - еще одному или по одному - каждому из трех кандидатов. Это позволяет избирателям, поддерживающим только одного или двух кандидатов, добиться победы хотя бы одного кандидата относительным большинством голосов на выборах в многомандатных округах, объединив свои голоса.
Эта система сложна и в то же время требует многого от избирателей. Она неизбежно способна привести к кумулятивному голосованию за одного из кандидатов. Она также требует усложнения стратегии партий в плане того, сколько кандидатов выдвигать, разъяснения избирателям, что необходимо сделать для расширения возможности получения наибольшего числа мест, и, тем самым, может привести к фальсификациям и неразберихе. Одним из ярких примеров в Соединенных Штатах является отказ от этой системы после выборов 1980 г, в законодательные органы штата Иллинойс.
Ограниченное голосование. Каждый избиратель имеет право проголосовать за число кандидатов, меньшее общего количества избираемых (например, голосование за трех кандидатов при пяти местах). Смысл заключается в том, чтобы помешать лидирующим партиям или группам захватить все места абсолютным или относительным большинством голосов, пока партия меньшинства выставляет кандидата и поддерживающие ее избиратели голосуют. Эта система до сих пор используется при выборах в Сенат Испании (где большинство провинций избирают четырех сенаторов, а избирателям разрешено отдать три голоса за различных кандидатов). Эта система также создает дилемму для партий, заключающуюся в том, что они должны определить, сколько кандидатов выдвигать и поддерживать (хотя подобные подсчеты могут быть разумным требованием для партий).
Квалифицированное относительное большинство. Во многих странах предусмотрено голосование относительным большинством с ограничением итогов. В Аргентине кандидат на пост президента, набравший большинство голосов, побеждает при условии, что 1) относительное большинство составляет по меньшей мере 45% проголосовавших или 2) более 40% и кандидат опережает следующего кандидата, набравшим наибольшее число голосов, по меньшей мере, на 10%.
Смешанные Системы.
«Смешанные системы» - это системы, в которых различные формулы пропорционального представительства и голосования относительным/абсолютным большинством используются на одних и тех же выборах. Согласно недавнему исследованию в Сравнении демократий: Выборы и голосование в глобальной перспективе, 11 стран, включая Германию, Японию, Италию и Россию имеют смешанные системы.16 Блэ и Массикот так описывают принятые процедуры:
Существует по меньшей мере три способа смешивания пропорционального представительства с нормами голосования относительным и абсолютным большинством. Простейший путь (который мы предлагаем называть сосуществованием) заключается в применении принципа пропорционального представительства в некоторых частях территории государства, и голосование либо относительным, либо абсолютным большинством в остальных частях. Во время выборов в Сенат во Франции система голосования относительным абсолютным большинством используется в департаментах, имеющих четыре и менее мест, в то время, как система пропорционального представительства преобладает в департаментах, куда должны быть избраны пять и более кандидатов.
Другая разновидность смешанной системы заключается в том, что на одной территории страны есть две команды депутатов. Этот тип смешанной системы, который мы предлагаем называть комбинированным, можно наблюдать на примере Японии после реформы избирательной системы 1994 г. Начиная со следующих выборов, 300 членов Палаты Представителей будут избираться по одномандатным округам по принципу «финишировавшего первым». Остальные 200 членов будут избраны в округах в регионах на основе системы пропорционального представительства. Примером такой же системы расширенного вида может служить избирательная система России, за исключением того, что члены, избранные по системе пропорционального представительства, составляют половину общего числа и избираются по единому федеральному округу. На Тайване 125 членов избираются в 27 одномандатных округах без передачи голоса и 36 членов - по системе пропорционального представительства в общенациональном округе.
В японской и российской системах места, полученные в результате голосования по системе пропорционального представительства, не распределяются таким образом, чтобы устранить несоответствия, созданные в результате применения норм голосования относительным большинством в одномандатных округах. Каждая половина членов (нижней палаты) отбирается независимо от другой. Лучшим примером третьего вида смешанной системы является система, используемая в Германии, где места распределяются путем корректировки с тем, чтобы компенсировать слабость партий, не сумевших получить места при голосовании в одномандатных округах, и создать Парламент, в котором каждая партия получит места по справедливости. Так, в Бундестаге 328 членов избраны относительным большинством голосов в одномандатных округах, а остальные 328 - по системе пропорционального представительства по общенациональному избирательному округу...
Система Венгрии объединяет 176 членов, избранных абсолютным большинством по одномандатным округам, со 152 членами, избранными непосредственно по системе пропорционального представительства д'Хонта в 20 региональных округах, и, в то же время корректирует расхождения, оставшиеся в результате того, что эта система предусматривает распределение 58 мест на общенациональном уровне путем пропорционального представительства на основе голосования за кандидатов, проигравших на остальных двух уровнях. 17
Таким образом, эти примеры демонстрируют, что многочисленные варианты избирательных систем не являются чем-то статичным, предоставляют возможность обновления и помогают приспособиться к совершенствующимся демократических структурам.
7 Места и голоса: Последствия и определяющие избирательных систем, выше, стр.50
8 Там же.
9 Там же, стр. 53
10 Там же, стр. 52
11 «При выборах относительным большинством, даже если избиратели отдали в индивидуальном порядке столько голосов, сколько членов должно быть избрано (и, тем самым, могут, по желанию, распределить свои голоса между партиями), слияние партий обычно позволяет партии большинства захватить все, или почти все, места». Блэ и Массикот, «Избирательные системы», Сравнение демократий, см. выше, стр.52
12 «Не менее 14 из рассматриваемых (24) стран с системой пропорционального представительства используют метод (закрытых списков)». Блэ и Массикот, «Избирательные Системы», Сравнение демократий, Там же, стр. 64
13 «В девяти (из 24) систем пропорционального представительства избиратели могут отдать предпочтение одному или более кандидатам из партийного списка, за который они проголосовали». Там же.
14 «Сознательное голосование за кандидата (или партию), не являющихся первым выбором избирателя, называется «стратегическим, сфальсифицированным, или даже неискренним» голосованием... Кандидат, которому большинство избирателей на самом деле отдали предпочтение, может получить совсем немного голосов, если его популярность переоценена избирателями, это - случай самоосуществленного пророчества. С этой точки зрения, порядковое голосование - лучший способ определения подлинных пристрастий людей. Тем не менее, абсолютное голосование используется гораздо более широко, поскольку оно проще.» Тааджпира и Шугарт, Места и голоса, см. выше, стр.12
15 Излишние голоса могут распределяться одним из двух способов. При первом - (побеждающим) кандидатам не разрешено превышать квоту. По достижении квоты излишние голоса немедленно передаются следующему указанному кандидату. При втором - (все) голоса, отданные за кандидата, получившего излишнее число первостепенных голосов, пересматриваются с тем, чтобы определить распределение второстепенных голосов. Излишние голоса распределяются пропорционально, в соответствии со второочередным выбором ( всех голосов, отданных за этого кандидата)». Джозеф Ф.Циммерман, «Равенство Представительства Женщин и Меньшинств» в книге Уилмы Рул и Джозефа Ф.Циммермана Сравнение Перспектив Избирательных Систем: Их влияние на Женщин и Меньшинства, (Westport, Conn., Greenwood Press, 1994), стр.8
16 Блэ и Массикот, «Избирательные Системы», Выше, стр.65
17 Там же, стр. 65-66
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|