Демократия.Ру




Свобода — единственная вещь, которую вы не можете получить, если вы не даёте её сами. У. Уайт


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


24.11.2024, воскресенье. Московское время 00:14


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Часть особенная (продолжение)

Голосование

Конец делу венец. Наконец, мы подошли к основному этапу избирательной кампании, ради которого и делалось все то, о чем шла речь выше. В том числе и нарушения закона. Естественно, что наибольшая опасность нарушений ожидается (а на практике - и реализуется) именно в день голосования.

Общее описание процедуры

В принципе данные выборы уже не первые: в рамках действующей системы избирательного законодательства выборы депутатов Государственной Думы проводятся уже в третий раз. Но, тем не менее, имеет смысл напомнить основные подходы, в них реализуемые. Во-первых, поскольку выборы приводятся по смешанной избирательной системе, то на каждом избирательном участке имеются бюллетени двух различных видов. В законе это формулируется как голосование по двум различным избирательным округам - одномандатному (каковых 225) и федеральному (охватывающему всю Россию). Соответственно одним бюллетенем производится голосование за кандидатов, выдвинутых в одномандатном избирательном округе, а другим голосуют за списки кандидатов, зарегистрированные избирательными объединениями, блоками в федеральном избирательном округе. В отличие от того, что было до 1993 года, голосование в бюллетенях производится занесением крестика или иного символа в квадратик, помещенный напротив фамилии соответствующего кандидата либо названия избирательного объединения, блока, зарегистрировавшего список кандидатов. Это отличие от ранее практиковавшегося голосования методом вычеркивания имеет определенный смысл с точки зрения предотвращения фальсификаций. Вычеркивание позволяло недобросовестным членам избирательных комиссий, добавив еще одну вычеркнутую строку, понизить результат нежелательного кандидата, оставив бюллетень действительным. Теперь же если в участковой избирательной комиссии найдется желающий «подкорректировать» неудобные бюллетени, то самый простой способ - внести крестик в еще один квадрат. Тем самым бюллетень сразу становится недействительным. Но доля недействительных бюллетеней, как правило, невелика - 2-3% и, если «подкорректированным» окажется слишком много бюллетеней, то эта доля резко возрастет, что сразу привлечет внимание и может послужить основанием для последующего расследования. Однако у избирателя, как и при голосовании вычеркиванием, сохраняется (по крайней мере, частично) возможность отвергнуть всех внесенных в бюллетень, поскольку в бюллетене обязательно должна присутствовать позиция «Против всех кандидатов» («Против всех списков») и, если за эту позицию проголосует больше избирателей, чем проголосовало за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, то никто не становится избранным, а выборы признаются несостоявшимися и назначаются новые выборы. Цель этой графы очень проста - это последняя линия обороны в случае, если создаются противоправные препятствия в процессе выдвижения и регистрации кандидатов. Если избиратели видят, что пользующийся реальными симпатиями кандидат не попал в бюллетень, то они могут воспрепятствовать остальным, не побрезговавшим принять участие в заведомо нечестной игре, оказаться избранными. Наиболее известный случай реального использования этой графы имел место в нашумевших, заведомо «корректировавшихся» губернатором выборах во Владивостоке. Однако, законом не предусмотрено никаких прямых последствий для голосования «Против всех списков», что способно (будем надеяться - только теоретически) привести к весьма абсурдным последствиям.

Согласно новому закону, голосование на выборах депутатов ГД производится с 8 до 20 часов по местному времени. В 8 часов председатель УИК должен объявить помещение участка открытым и предъявить к осмотру членам УИК и вошедшим на участок избирателям, наблюдателям и иным присутствующим пустые ящики для голосования (как стационарные, так и переносные) которые только после этого опечатываются либо пломбируются. Единственными ящиками для голосования, которые на момент открытия избирательного участка могут быть опечатанными, - это ящики с бюллетенями досрочно проголосовавших избирателей. Из сказанного ясно, что участковая избирательная комиссия начинает свою деятельность до 8 часов и с момента начала ее работы (а не с момента открытия участка) вправе присутствовать наблюдатели.

Процесс голосования включает получение избирателем, внесенным в список избирателей на данном участке, у члена УИК (с правом решающего голоса) двух бюллетеней (или одного бюллетеня, но об этом позже), собственноручное занесение избирателем в список избирателей данных о своем паспорте и собственноручную роспись за получение каждого из двух бюллетеней. Затем избиратель в закрытой кабине или ином помещении, позволяющем соблюсти тайну голосования, собственноручно вносит какой-либо знак (знаки) в выбранные им квадраты (по одному в каждом бюллетене). Вслед за этим избиратель опускает бюллетени в ящик для голосования (урну).

По окончании голосования члены участковой избирательной комиссии переходят к подсчету голосов в поданных бюллетенях. При этом голосование может быть завершено и до указанных 20 часов, но только на очень малом числе участков, таких как участки, образованные на судах, находящихся в плавании, в воинских частях, на полярных станциях, в труднодоступных и отдаленных местностях (перечень которых должен быть утвержден законом соответствующего субъекта) и то только в случае, если к моменту этого раннего закрытия проголосовали все избиратели внесенные в список.

Особые варианты общей процедуры

Досрочное голосование

Закон предусматривает и некоторые модификации основной процедуры. Так, например, допускается проведение досрочного голосования на отдельных избирательных участках либо на труднодоступных территориях в пределах одного участка. Следует иметь в виду, что по новому закону «О выборах депутатов...» теперь не допускается проведение досрочного голосования в индивидуальном порядке, как это было на прежних выборах. Допускается только коллективное, в рамках отдельных территорий, досрочное голосование. Однако на проводящихся одновременно с выборами Думы выборах в иные органы власти и местного самоуправления в соответствии с местными (субъекта Российской Федерации) законами может применяться досрочное голосование. Поэтому в таких регионах избиратель, получая открепительное удостоверение для участия в выборах ГД, сможет кое-где одновременно проголосовать досрочно на местных выборах. При проведении досрочного голосования также вправе присутствовать наблюдатели, причем, если оно производится на труднодоступной территории, то есть с выездом, то избирательная комиссия обязана обеспечить возможность присутствия при этом (по существу - проезда к месту голосования) не менее чем двум своим членам с правом совещательного голоса, наблюдателям от различных кандидатов, избирательных объединений, блоков.

Голосование «на дому»

Законом допускается также проведение голосования вне помещения для голосования, как принято говорить, «на дому». Однако, поскольку именно этот вид голосования неоднократно использовался для фальсификаций (в виде обхода домов людьми с бюллетенями, особенно в сельской местности), теперь процедура его проведения значительно ужесточена. В частности, требуется, чтобы обращение в УИК с просьбой о проведении голосования «на дому» была подана (хотя бы в устной форме - через идущего голосовать соседа, например) не позднее чем за четыре часа до истечения времени голосования. Всякое такое обращение заносится в специальный реестр. Но даже если обращение было подано в устной форме (через соседа, по телефону), то для выдачи бюллетеня все равно требуется наличие письменного заявления от избирателя, желающего проголосовать «на дому», причем в нем должна быть указана причина, по которой избиратель не может проголосовать в помещении избирательного участка. Причем новый закон указывает, что причина должна быть уважительной (состояние здоровья, инвалидность и т.п.). В дополнение ко всему этому закон требует раздельного подсчета числа бюллетеней в каждом из переносных ящиков, поэтому для каждого ящика должен вестись свой реестр - к кому из избирателей с этим ящиком ходили.

Так же как и при проведении досрочного голосования на труднодоступных территориях, закон требует от избирательной комиссии обеспечить возможность присутствия при этом (по существу - проезда к месту голосования) не менее чем двум членам с правом совещательного голоса, наблюдателям от различных кандидатов, избирательных объединений, блоков. Более того - о проведении голосования «на дому» должно быть объявлено не позднее чем за 30 минут до выезда (выхода) членов избиркома (с правом решающего голоса). А чтобы была реальная возможность проследить за всеми голосованиями, законом ограничено количество переносных ящиков для голосования, используемых для голосования «на дому», - таковых не может быть более трех. Само голосование должны проводить не менее двух членов избиркома с правом решающего голоса. Существенно, что выехавшая для проведения голосования группа вправе дать проголосовать только тем избирателям, которые внесены в официально заверенную выписку из реестра обращений, которую - вместе с ограниченным количеством избирательных бюллетеней под расчет - выехавшая группа обязана получить перед выездом. Они, конечно, вправе принять обращение избирателя с просьбой о проведении голосования «на дому», но проголосовать он сможет только, когда к нему выедут в другой раз.

Некоторые детали

В ходе всех вышеприведенных вариантов голосования допускается обращение избирателя с просьбой оказать помощь в заполнении бюллетеня. Например, если избиратель - слабовидящий. Но эту помощь не могут оказывать люди, хоть сколь-нибудь причастные к работе избирательной комиссии либо к участникам выборов. То есть помогать в заполнении бюллетеней запрещается как членам избирательной комиссии, так и наблюдателям, кандидатам, доверенным лицам и т.д.. По существу, такую помощь может оказывать лишь другой пришедший проголосовать избиратель или, при голосовании «на дому», - сосед.

Избиратель, если он того пожелает, может, получив один бюллетень, отказаться получать другой, для чего законом как раз и предусмотрено отдельное проставление подписей за каждый из двух бюллетеней.

С другой стороны, если избиратель заметил, что он допустил ошибку при заполнении бюллетеня, он вправе потребовать, чтобы ему выдали новый бюллетень вместо испорченного.

Тем из избирателей, кто в день голосования не сможет проголосовать на избирательном участке, соответствующем месту его постоянного или преимущественного проживания, предоставлена возможность проголосовать на ином участке, по открепительному удостоверению. Но голосовать обоими бюллетенями можно только в пределах «своего» избирательного округа. На практике это означает, что проголосовать за партийные списки избиратель сможет на любом избирательном участке, поскольку избирательный округ в этом случае - вся Россия, а вот за кандидата-одномандатника - только в том избирательном округе, который соответствует месту постоянного или преимущественного жительства избирателя. Вне этого одномандатного округа ему выдадут только один избирательный бюллетень.

На что обращать внимание

Закон предъявляет определенные требования к оборудованию и оформлению помещения избирательного участка. Уже говорилось, что на избирательном участке не может быть никакой предвыборной агитации. Но должен быть стенд с информационными (без агитации) материалами о кандидатах, избирательных объединениях, блоках. На этом же стенде должны быть помещены образцы заполнения избирательных бюллетеней, в которых не могут фигурировать реально участвующие в выборах кандидаты, избирательные объединения, блоки. Новый закон потребовал помещения на этот же стенд извлечений из законов, устанавливающих уголовную и административную ответственность за нарушения избирательных прав граждан. Кстати, настоятельно рекомендуется внимательно ознакомиться с этими извлечениями - могут возникнуть ситуации, когда ссылка на них окажется весьма полезной. Но первым делом надо проверить наличие самого стенда и присутствие на нем всех требуемых материалов, их соответствие вышеприведенным требованиям, а также доступность всех вывешенных материалов для свободного прочтения, что также требуется по закону. Одновременно следует убедиться в отсутствии на избирательном участке любых агитационных материалов (листовок, наклеек и т.п.). О том, что в 8 часов, при открытии участка для избирателей, проверяется, пусты ли ящики для голосования, уже говорилось.

Кроме того, закон требует, чтобы в помещении для голосования помимо ящиков для голосования наличествовали кабины (или иные специально оборудованные места либо комнаты) для тайного голосования, оборудованные столами, освещением и письменными принадлежностями (кроме карандашей). В наличии всего этого следует убедиться, а особенное внимание обратить на отсутствие карандашей в кабинах (местах, комнатах) для голосования. Подчас их специально раскладывают члены избиркома с тем, чтобы потом иметь возможность подправлять неугодные бюллетени.

В процессе голосования надлежит следить за массой вещей. Здесь опишем только те из них, которым соответствуют наиболее часто встречающиеся формы нарушений. Одновременно скажем о правах наблюдателя о об ограничениях на его деятельность. О правах членов избирательной комиссии уже достаточно подробно говорилось выше. В том, что касается противодействия возможным нарушениям они, естественно, располагают еще большими возможностями, чем наблюдатели.

Начнем с того, что в число прав наблюдателя закон включает право знакомиться со списком избирателей. Цель - воспрепятствовать «участию» в голосовании мертвых душ. Такой способ подлога достаточно распространен. И если наблюдатель обнаруживает, что по адресу уже года два как снесенного дома числится сотни полторы избирателей, он может воспользоваться другим своим законным правом - правом обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю УИК или лицу, его замещающему. Если председатель или комиссия отмахнулись от замечания, то вступает в силу право наблюдателя на обжалование решений и действий (бездействия) избирательной комиссии. Обжаловать можно как в вышестоящую комиссию, так и в суд. Для этого, как минимум, надо знать координаты вышестоящей ИК, а лучше - иметь контакт со «своим» членом с правом совещательного голоса в таковой комиссии.

Само собой разумеется, что наблюдатель вправе присутствовать в помещении избирательной комиссии с момента начала ее работы в день голосования (т.е. еще до открытия избирательного участка) и до получения сообщения о приемке протоколов об итогах голосования вышестоящей ИК. В помещении для голосования рекомендуется регулярно обходить кабины для голосования (естественно, когда в них нет избирателей), проверяя их на отсутствие агитационных материалов (иногда там намеренно оставляют листовки, наклейки и т.п.) и карандашей. Поскольку наличие того и другого является прямым нарушением закона, то можно не сомневаясь их изымать. Если после этого в кабине не останется никакого пишущего прибора, то опять-таки следует обратиться к председателю избиркома с соответствующим замечанием, лучше, впрочем, - с предложением.

Далее, наблюдатель вправе наблюдать за выдачей бюллетеней. Одним из наиболее распространенных нарушений здесь является выдача одному человеку нескольких наборов (пар) бюллетеней, зачастую - на членов семьи, по их паспортам. Это прямое и безусловное нарушение закона, за которое законом же предусмотрена ответственность соответствующего члена ИК. Другое, неоднократно имевшее место, нарушение - выдача бюллетеней, в квадратиках которых уже проставлены знаки. Это прямая фальсификация, за что предусмотрена уже уголовная ответственность (статья 142 УК), о чем невредно напомнить во всеуслышанье. Есть и некоторая вариация на эту тему, именуемая обычно «гусеницей», «петлей Нестерова» или системой «мужик в кустах». Состоит она в том, что вначале уговаривают (обычно за вознаграждение) некого избирателя не голосовать, а вынести и отдать бюллетень (бюллетени) организатору такой цепочки. Полученный бюллетень заполняется желательным организатору образом. Затем уговаривают, опять же за вознаграждение, следующего избирателя, получив бюллетень, опустить не его, а заранее заполненный организатором бюллетень, полученный же в УИК чистый бюллетень передать организатору. Затем все это повторяется снова и снова. Описанные действия организатора подпадают под статью 141 УК России, т.е. являются уголовным преступлением и поэтому можно и должно обратиться к предизбиркома с предложением обратиться в правоохранительные органы (в милицию, к милиционеру, присутствующему на участке в данном случае) с требованием пресечь данную противоправную деятельность и задержать лицо (организатора), ее осуществляющее.

Наряду с описанным, надлежит следить, не ведется ли в помещении для голосования предвыборная агитация. Причем формы ее могут разные, начиная с вполне дубовых, когда какая-нибудь бабушка обращается к члену избирательной комиссии, наблюдателю или даже просто другому избирателю с просьбой разъяснить порядок заполнения бюллетеня, а тот дает разъяснения типа: «Поставь галочку вот в этот квадратик» или просто берет и сам ставит, не спрашивая, за кого собственно эта самая бабушка хочет проголосовать. Бывает и так, что в помещении для голосования постоянно присутствуют «помощники», которые охотно предлагают свою помощь в заполнении бюллетеней, а приступив к ее осуществлению, начинают объяснять, за кого именно будет правильно проголосовать. И тот, и другой вариант суть нарушения закона.

Известен и следующий способ давления на избирателей, особенно распространенный в сельской местности. Состоит он в том, что в помещении для голосования постоянно присутствует кто-то из местного начальства и молча ждет, чтобы идущие к урнам избиратели показывали ему заполненные бюллетени. Те, кто этого не делают, могут в дальнейшем ожидать неприятностей в тех делах, где они зависят от местного начальства (дрова, транспорт и т.п.). Это тот случай, когда очень трудно давать советы, тем более, что и сам активист может достаточно сильно зависеть от этого же начальства. Тем не менее в такой ситуации наиболее разумным представляется оповестить (не особо распространяясь об этом) представителей штаба кандидата, объединения, «своего» члена в вышестоящей комиссии с тем, чтобы в данную ИК был десантирован журналист либо член вышестоящего избиркома. Насчет журналиста, надо думать все понятно, а вот «свой» член вышестоящей ИК сможет разъяснить председателю14 УИК, что игнорирование комиссией подобной ситуации может рассматриваться как его соучастие в совершении уголовного преступления, предусмотренного статьями 141 и 142 УК России, а именно - воспрепятствование реализации избирательных прав и нарушение тайны голосования.

Несмотря на усталость следует увеличить бдительность в последний час голосования. Именно это время наиболее удобно для того, чтобы подбросить бюллетени, проголосовав тем самым за не пришедших на участок избирателей. Разумеется, делается это членами избиркома с правом решающего голоса - непосредственно или при прямом их участии, ибо именно они могут знать, кто именно из избирателей не пришел, и только они имеют доступ к бюллетеням, хотя непосредственно опустить в урну пачку бюллетеней может и их сообщник - не член комиссии.

Из всего сказанного видно, что во время голосования основная нагрузка ложится на активистов в участковых избирательных комиссиях. Но и активисты, состоящие (особенно в ранге членов) в избирательных комиссиях более высокого уровня, без дела не остаются. На них ложатся, как минимум, две задачи: во-первых, заниматься решением проблем, связанных с противоправным проведением агитации в день голосования. Во-вторых, им надо быть наготове, чтобы оказать поддержку своим соратникам, особенно наблюдателям, в участковых избирательных комиссиях при возникновении там конфликтов. Довольно часты случаи, когда наблюдателей пытаются, например, выстроить вдоль дальней стенки и сказать: «Вот отсюда и наблюдайте». Это явно противоречит закону и чревато даже отменой итогов голосования на территории соответствующего избирательного участка, но убедить в этом председателя комиссии и даже саму комиссию удается зачастую лишь представителям свыше.

Следует сказать, что закон содержит запрет для наблюдателя предпринимать действия, препятствующие работе избирательной комиссии, и даже указание на то, что в случае создания таких препятствий наблюдатель (а равно и любое иное лицо) удаляются из помещения для голосования. Но довольно часто председатели склонны очень уж широко трактовать эту норму, в частности, объявлять, что наблюдатели препятствуют работе комиссии, даже когда они пользуются (теперь уже прямо закрепленным и за ними в законе) правом обращать внимание комиссии на происходящие нарушения избирательного закона. Например, когда наблюдатель требует прекратить выдачу по несколько пар бюллетеней в одни руки - по нескольким паспортам. Вот тогда и возникает потребность в помощи активиста из вышестоящей комиссии, даже если там он всего лишь наблюдатель - ведь он может обратиться к своей комиссии с сообщением о происходящих противоправных действиях в нижестоящей комиссии. А если активист имеет статус члена комиссии, то он может не только вынести вопрос на обсуждение и официальное голосование в своей комиссии, но и сам явиться в комиссию, где имеют место нарушения. Практика показывает, что это оказывается эффективным, даже когда член комиссии обладает только правом совещательного голоса.

Раз уж мы упомянули о том, что запретно по закону для наблюдателей, приведем еще несколько действий, запрещенных для их, равно как и для членов комиссии с правом совещательного голоса.

Прежде всего, закон запрещает им заниматься предвыборной агитацией, помогать избирателю заполнять избирательный бюллетень и нарушать тайну голосования. Впрочем, все это запрещено и членам комиссии с правом решающего голоса, и одна из задач наблюдателей - следить за соблюдением этого запрета. При этом закон уточняет, что наблюдатели и члены комиссии с правом совещательного голоса вправе носить значки или планки, на которых указан их статус и кем именно они назначены, но прямо оговаривается, что значки и планки эти не должны содержать признаков предвыборной агитации.

Закон предусматривает, что член избирательной комиссии (независимо от его статуса) немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, «если они пытаются воспрепятствовать работе избирательной комиссии либо осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав, а также нарушить тайну голосования». Что не исключает также и последующего его привлечения к уголовной либо административной ответственности.

Законом предусмотрен и еще ряд прав и запретов, но относятся они уже к следующему этапу - этапу подсчета голосов.

Подведение итогов голосования

Подсчет голосов, согласно закону, начинается сразу после окончания голосования, причем заканчивается оно не сразу после истечения времени голосования, а лишь после того, как получат бюллетени и проголосуют все избиратели, находившиеся в помещении для голосования в момент, когда время для голосования истекло. И только после этого подсчет голосов начинается и, опять же согласно закону, «проводится без перерыва до установления итогов голосования, которые должны быть доведены до сведения всех членов участковой избирательной комиссии и лиц, присутствующих при ... подсчете голосов». А в число таких лиц входят и наблюдатели.

Основное содержание этого этапа состоит в том, члены участковой избирательной комиссии (с правом решающего голоса) подсчитывают голоса в поданных бюллетенях и по результатам подсчета составляют два протокола (отдельно по одномандатному избирательному округу - голосование за кандидатов и по федеральному - голосование за списки кандидатов). Подписанные всеми членами комиссии с правом решающего голоса протоколы незамедлительно переправляются в территориальную избирательную комиссию. Поскольку при передаче протоколов в территориальную избирательную комиссию довольно часто выявляются ошибки в составлении протоколов, работа участковой избирательной комиссии должна заканчиваться лишь после получения извещения из ТИК о благополучной приемке протоколов. Но, учитывая имеющийся опыт, законодатель выделил (хоть и неявно) в этой процедуре несколько стадий.

Предварительные операции (до непосредственного подсчета по бюллетеням)

Но до того как начнется собственно подсчет голосов, поданных в бюллетенях, избирательная комиссия (в лице ее членов с правом решающего голоса) должна подсчитать и погасить неиспользованные избирательные бюллетени. После этого она должна просуммировать (отдельно по каждому из двух видов - одномандатных и списочных) число погашенных избирательных бюллетеней, число бюллетеней, испорченных избирателями, огласить полученную сумму и занести ее в соответствующие строки протоколов об итогах голосования и в их увеличенные формы. Наличие и необходимость заполнения увеличенных форм бюллетеней - очень важное нововведение, и к нему мы вернемся чуть позже. Пока скажем, что до начала непосредственного подсчета голосов должны быть произведены еще несколько операций:

    · подсчитывается и вносится в протокол (и, соответственно, в его увеличенную форму) количество неиспользованных открепительных удостоверений; со всеми этими операциями вправе визуально знакомиться члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдатели и ряд других лиц;

    · по каждой странице списка избирателей производится подсчет целого ряда показателей (подробнее это описано в памятке наблюдателю), результаты заносятся в специальные графы внизу соответствующей страницы и подписываются проводившим подсчеты членом участковой избирательной комиссии (УИК) с правом решающего голоса. Затем он суммирует эти показатели по всем страницам списка и оглашает их, но результаты подсчета вносит на последнюю страницу списка и подписывает уже председатель УИК (его заместитель или секретарь);

    · председатель УИК (его заместитель или секретарь) уточняет, оглашает и заносит в соответствующий протокол (и в его увеличенную форму) число избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования15, а также число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией;

    · оглашаются и заносятся в протоколы и в их увеличенные формы данные, относящиеся к голосованию по открепительным удостоверениям (в дополнение к упомянутым выше данным о так или иначе неиспользованных открепительных удостоверениях);

    · так же фиксируется количество выданных избирателям бюллетеней, причем отдельно бюллетени, выданные при основном голосовании, при голосовании вне помещения для голосования и при проведении досрочного голосования (коли такое было на этом участке).

После всего это принимаются меры по пресечению доступа к списку избирателей до окончания заполнения обоих протоколов об итогах голосования. И начинается, наконец, подсчет голосов, поданных в бюллетенях для голосования.

Необходимо отчетливо понимать - всБ вышеперечисленное в обязательном порядке должно быть завершено до начала работы с бюллетенями, находящимися в ящиках для голосования. Этого прямо требует закон и требует не случайно. Так, например, погашение неиспользованных бюллетеней обеспечивает невозможность их подбрасывания в ходе долгой и трудоемкой процедуры подсчета голосов. Предварительный подсчет и занесение в протокол (и в его увеличенную форму) исчисленного по спискам избирателей количества выданных бюллетеней имеет ту же цель, равно как и ограничение доступа к списку избирателей до заполнения протоколов. Из сказанного видно, что одна из задач активиста - отследить соблюдение этого требования закона, поскольку оно вовсе не является случайным или малозначащим.

Особо, как и было обещано, следует сказать об увеличенных (на классной доске, на ватмане и т.п.) формах протоколов. Как следует из их названия, они представляют крупномасштабное воспроизведение бланка протокола об итогах голосования, тех его позиций, в которые заносятся числовые данные. Увеличенные формы протоколов (обоих) должны находиться в помещении для голосования с момента начала голосования. Назначение увеличенных форм - чтобы все, имеющие право присутствовать при подсчете голосов (члены УИК, наблюдатели, представители СМИ и прочие), могли видеть и фиксировать то, какие именно числа вносятся в протоколы об итогах голосования.

С нормой об увеличенных формах протоколов тесно связана и другая норма - о праве указанных выше, имеющих право присутствовать при подсчете лиц либо получить заверенные копии протоколов об итогах голосования, либо заверить изготовленные ими самостоятельно копии. Очевидно, что в условиях УИК реальной является именно вторая из указанных в законе возможностей - самостоятельное изготовление копий с последующим их заверением. Очевидно также, что наличие отовсюду видимых увеличенных форм протокола с внесенными в них цифрами сильно облегчает самостоятельное изготовление копий. Дополнительно облегчить изготовление копий для себя можно при наличии заранее заготовленных форм протоколов (или просто - копий бланков протокола). Обычно такие формы протокола заранее подготавливаются организациями, направляющими и/или работающими с членами избиркомов с правом совещательного голоса и наблюдателями. Эти формы, как правило, прилагаются или входят в состав так называемых рабочих блокнотов наблюдателя и тому подобных материалов. Разумеется, вся эта работа приобретает смысл, если полученные в УИК-ах копии протоколов концентрируются в штабах кандидатов, избирательных объединений, блоков, в аналитических центрах и суммируются на предмет проверки подсчетов, осуществляемых в избирательных комиссиях более высокого уровня.

Непосредственный подсчет голосов избирателей

Итак, все подсчеты и иные операции, которые закон требует проделать после окончания голосования, но до начала непосредственного подсчета голосов, завершены. Можно начинать непосредственный подсчет голосов избирателей, т.е. работу с бюллетенями, заполненными избирателями. Всю эту работу проводят члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Процедура подсчета достаточно подробно, даже, пожалуй, чрезмерно подробно прописана в законе. К сожалению, здесь мы имеем, похоже, тот самый случай, когда усердие превозмогает разум. Описанная процедура получилась не то неоправданно трудоемкой (двукратный пересчет), не то просто внутренне противоречивой16 - в зависимости от способа прочтения закона. Конкретный способ прочтения закона в таких условиях будет, к сожалению, определяться инструктивными материалами ЦИК. Тем не менее из описанного в законе можно выделить то, что должно быть соблюдено при любом варианте трактовки закона.

Во-первых, обязательным является отдельный подсчет количества бюллетеней, содержащихся в каждом из переносных ящиков для голосования. Переносные ящики для голосования используются при голосовании вне помещения для голосования в день голосования (голосовании «на дому») и при проведении досрочного голосования на выборах в ГД. Закон требует, чтобы сначала подсчитывались количества бюллетеней, оставленных досрочно проголосовавшими избирателями (если таковое на данном избирательном участке проводилось) и лишь потом - оставленные избирателями, голосовавшими «на дому». При этом, до вскрытия каждого из переносных ящиков должно быть оглашено количество избирателей, проголосовавших (согласно соответствующим документам) с использованием данного переносного ящика для голосования, а сам ящик должен быть предъявлен всем присутствующим (не только членам комиссии), дабы можно было убедиться в неповрежденности печатей (пломб) на нем. Вскрытие и подсчет количества бюллетеней производится отдельно для каждого из переносных ящиков. Существенно, что в этот момент производится только подсчет количества бюллетеней, но никоим образом не должно производиться ознакомление с результатами голосования избирателей по этим бюллетеням - это прямо запрещено. Правда, при этом должны отделяться бюллетени неустановленной формы (в т.ч. поддельные или из другого участка, округа), что может оказаться трудновато сделать, не глядя на лицевую сторону бюллетеня. Но закон требует соблюдения тайны голосования на этом этапе.

Есть требующий особого внимания момент, связанный с подсчетом количества бюллетеней в каждом из переносных ящиков. Законом предусмотрено, что если в каком либо из переносных ящиков количество обнаруженных бюллетеней по какому либо из 2-х избирательных округов (одномандатному либо федеральному) окажется больше, чем их там следует быть исходя из соответствующих документов, то все бюллетени по соответствующему округу, находящиеся в данном переносном ящике, признаются недействительными. Общее количество признанных таким образом недействительными бюллетеней вносится в специальную строку протокола об итогах голосования по соответствующему избирательному округу. Специально для членов избирательных комиссий: практика показывает, что при применении этой нормы очень распространены ошибки. Обычная их форма - именно в эту строку вносят общее количество недействительных бюллетеней, большая часть из которых недействительна из-за неправильного их заполнения избирателями, но не по причине необъяснимого появления лишних бюллетеней в ящике. Вряд ли стоит подробно объяснять, что норма об отдельном подсчете и признании недействительными бюллетеней в переполненных переносных ящиках родилась не случайно, а из-за чрезвычайно распространенной практики фальсификации с использованием этих самых ящиков.

После того, как подсчитаны количества бюллетеней в каждом из переносных ящиков, начинается работа со всем массивом бюллетеней, включая и те, что находятся в стационарных ящиках для голосования. Первым делом проверяется, с участием всех присутствующих, целостность печатей (пломб) на этих ящиках. После этого ящики вскрываются, из них извлекаются бюллетени, они смешиваются с ранее извлеченными из переносных ящиков, и начинается собственно подсчет поданных голосов.

Согласно закону, первым делом бюллетени сортируются, т.е. раскладываются соответственно тому, за кого в них поданы голоса избирателей. Отдельно кладутся недействительные бюллетени. Естественно, что в процессе этой сортировки бюллетени для голосования по разным округам (одномандатному и федеральному) кладутся порознь. В отношении процедуры сортировки закон предписывает: «При сортировке избирательных бюллетеней члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим. Одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается.» Вот и занятие для членов избиркомов с правом совещательного голоса и наблюдателей - следить за правильностью процесса сортировки. Но не только. Уже упоминалось о такой «хитрости», как перевод в недействительные нежелательных бюллетеней посредством проставления символов в лишних квадратиках. Собственно, именно этим и мотивируется упоминавшийся выше запрет на пользование письменными принадлежностями членам ИК, но его наличие не обязательно послужит помехой для особо желающих.

Осталось отметить, что в ходе сортировки отделяются также бюллетени неустановленной формы (поддельные, не того округа или участка, без подписей членов или печати комиссии и т.п.).

Согласно закону, после сортировки производится подсчет голосов избирателей, т.е. бюллетеней в отсортированных ранее кучках. Подсчет бюллетеней по каждой позиции (то бишь в каждой кучке) ведут не менее двух членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Полученные результаты оглашаются и заносятся в соответствующие протоколы и в их увеличенные формы. Здесь очень сложный момент для членов избиркомов с совещательным голосом и наблюдателей - необходимо постараться проследить за правильностью подсчета. К сожалению, в прописанной в законе процедуре ни на каком этапе не подсчитывается общее число обнаруженных бюллетеней - оно устанавливается только путем суммирования результатов подсчета по кучкам. Таким образом, если несколько завысить или занизить результаты подсчета бюллетеней в той или иной кучке, то обнаружить это, не назначая повторного пересчета, будет практически невозможно. А добиться повторного пересчета весьма проблематично, разве что счетчики зарвутся, завышая число подсчитанных бюллетеней, так что после суммирования их общее число превысит число выданных бюллетеней. Трудно дать конкретные рекомендации о контроле за правильностью подсчета, поскольку это зависит от того, как именно счетчики будут его проводить. Но обычно для удобства считающие раскладывают бюллетени на кучки равного размера (по 10, 50, 100), а затем подсчитывают количество получившихся кучек. Практика показывает, что это сильно облегчает контроль.

Есть и еще один важный момент для контроля. Хотя закон и требует предъявления в ходе сортировки бюллетеней для визуального контроля, но при том количестве бюллетеней, которое подлежит подсчету (одна или несколько тысяч) реально трудно проследить за правильностью сортировки, за правильностью раскладки бюллетеней по кучкам. Да и позже можно в суматохе перебросить какое-то количество бюллетеней из одной кучки в другую. Поэтому надлежит следить, только ли одинаково заполненные бюллетени лежат в соответствующей кучке. Закон дает право всем, кто, помимо членов с правом решающего голоса, по закону имеет право присутствовать при голосовании, визуально знакомиться с рассортированными избирательными бюллетенями. Опираясь на это можно потребовать, чтобы в ходе подсчета бюллетени укладывались лицом вверх17. Если это делать отказываются, то следует потребовать предусмотренного законом визуального ознакомления с рассортированными, т.е. лежащими в кучках бюллетенями. Разумеется, можно ожидать встречных претензий типа того, что своими требованиями Вы создаете помехи работе избирательной комиссии, но в данном случае Ваша позиция неколебима - Вы требуете исполнения прямо указанной в законе нормы. А описанный выше вариант - требование держать бюллетени в кучках «лицом» вверх суть всего лишь компромиссный вариант реализации этой нормы, на который Вы согласны пойти.

Подсчет закончен, наблюдение - нет

Но вот подсчет закончен, результаты оглашены и занесены в протокол и в его увеличенную форму. По ходу оглашения и занесения Вам следует записывать эти цифры в имеющиеся у Вас копии протоколов или их формы. Следующий шаг - проверка установленных законом контрольных соотношений. Ну, например, что общее число подсчитывавшихся бюллетеней не превышает количества выданных, о чем уже упоминалось. Если контрольные соотношения не совпали, то участковая ИК обязана принять решение о дополнительном (по существу - повторном) подсчете, под которым могут пониматься либо те или иные арифметические операции, предусмотренные содержанием протокола, либо возврат к пересчету непосредственно избирательных бюллетеней. Здесь, как уже говорилось, могут всплывать те или иные «мелкие хитрости», допущенные в ходе подсчета, поэтому за происходящим на этом шаге надлежит следить, чтобы не было простой «подгонки под ответ».

После всего этого комиссия упаковывает избирательные бюллетени: каждую отсортированную кучку отдельно. И завершает составление протоколов (обоих) об итогах голосования на данном участке. Протоколы подписываются всеми членами УИК с правом решающего голоса. Если некоторые из них отсутствуют, должна быть сделана на протоколе запись с указанием причины их отсутствия. Следует помнить: если протоколы подписаны менее чем половиной членов избиркома с правом решающего голоса, - они недействительны. Каждый из протоколов составляется (и подписывается) в трех экземплярах. Закон специально оговаривает, что протокол не может заполняться карандашом, и в нем не может быть никаких исправлений. Специально для членов избирательной комиссии - если Вы в чем-то несогласны с зафиксированным в протоколе (любом, не только об итогах голосования), то Вы вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе должна быть сделана специальная запись. Это право принадлежит и членам избирательных комиссий с правом совещательного голоса.

Теперь наступает очень важный момент для активистов. Коль скоро протоколы официально оформлены и подписаны, Вы вправе требовать выдать Вам заверенные копии протокола либо, что более реально, заверения изготовленных Вами самими копий (часть 27 статьи 77). Не следует принимать никаких возражений типа того, что возможно еще внесение исправлений, если эти протоколы не будут приняты территориальной избирательной комиссией, операторами ГАС «Выборы». Закон прямо оговаривает, что протоколы (точнее их первые экземпляры) направляются в ТИК после выдачи заверенных копий протоколов и заверения копий изготовленных самостоятельно (часть 28 статьи 77), так что после отправки копий в ТИК Вам могут даже и отказать. Но дело не в этом. Практика показывает, что немалое количество «корректировок» происходило именно на этом отрезке пути - между участковой и территориальной избирательными комиссиями. В частности, достаточно распространен такой способ - под тем предлогом, что возможны проблемы с введением протоколов в ГАС «Выборы» (если ГАС обнаруживает ошибку, то протокол отвергается), председатель уговаривает членов УИК с правом решающего голоса подписать несколько пустых бланков и при сдаче протоколов в ТИК (сопровождаемой вводом данных из них в ГАС) вносятся поправки, устраняющие расхождения. Совершенно очевидно, что располагая подписанными, но незаполненными протоколами, можно ввести в данные об итогах голосования и поправки политически значимые. Поэтому-то наличие копий протоколов, заверенных до отправления первых экземпляров протоколов об итогах голосования в ТИК, имеет столь важное значение. Это - звено в создании альтернативной, контрольной системы подсчета.

Приведем пример уловки, которую можно выявить только имея достоверные данные о результатах подсчета бюллетеней в УИК. Состоит она в том, что если «свой» кандидат (или список) не получил наибольшего числа голосов на данном избирательном участке, то в первом экземпляре протокола, отправляемом в ТИК, полученные им голоса «обменивают» с голосами кандидата (списка), получившего больше голосов. То есть, если «свой» кандидат Иванов получил 500 голосов, а «не свой» Петров - 800, то в строку Иванова записывают 800 голосов, а в строку Петрова - 500. Естественно, что никакие контрольные соотношения при этом не нарушаются и выявить эту уловку в комиссиях более высокого уровня практически невозможно, Больше того, при беглом просмотре подправленного протокола об итогах голосования он почти не отличается от правильного - числа-то одни и те же, только двое из них поменялись местами. Собственно, и сами по себе активисты, действующие в участковой ИК (наблюдатели, члены с правом совещательного голоса) выявить это, как правило, тоже не в состоянии18. Для выявления необходимо взаимодействие с теми, кто действует в территориальной избирательной комиссии, которая может либо просуммировать все данные, о которых ей сообщат из УИК-ов, либо сверить каждый из официально поступивших протоколов с данными, сообщенными активистами из УИК-ов. Но даже если у Вас нет контактов с активистами в ТИК, то получение заверенных копий протоколов (и именно до направления их первых экземпляров в ТИК) имеет немалую ценность. Ведь если председатель (а обычно именно он сдает протоколы в ТИК), заверяя Вам копии протоколов, подпишется под одними цифрами, а сдавая протоколы в ТИК, проставит свои подписи под другими, то тем самым он распишется (в буквальном смысле слова) в совершении уголовного преступления, прямо предусмотренного в Уголовном кодексе. Далеко не всякий на это решится. Да и члены УИК с правом решающего голоса могут задуматься - стоит ли соглашаться на подписание незаполненных бланков протоколов, ведь к уголовной ответственности могут привлечь и их - как соучастников.

Напомним, что после официального поступления протоколов с итогами голосования в ТИК содержащиеся в них данные, во-первых, вводятся в ГАС «Выборы», а во-вторых, суммируются лично членами ТИК с правом решающего голоса, и полученные суммы составляют содержание протоколов об итогах голосования, но уже территориальной ИК. Компьютеры ГАС «Выборы» суммируют эти же числа самостоятельно, а затем самостоятельно и независимо от бумажных протоколов передают (по электронным каналам связи) эти данные в компьютеры ГАС «Выборы» вышестоящей, окружной ИК, а те - в компьютеры ЦИК. Т.е. после официального поступления протоколов об итогах голосования в ТИК данные идут двумя параллельными, но независимыми путями. Поэтому фальсифицировать их после официального поступления данных в ТИК довольно сложно.

Следует специально сказать о способе изготовления копий протоколов (для последующего заверения) в УИК. В принципе есть два варианта. Первый уже описан - фиксировать числа по мере их оглашения и занесения в увеличенную форму. Это можно (и весьма желательно) сопровождать отслеживанием правильности подсчета. Есть (законом предусмотрен) и более простой путь. Согласно закону, протокол об итогах голосования в комиссиях всех уровней (кроме ЦИК) изготовляется в трех экземплярах. Первый отправляется в вышестоящую ИК, второй остается в составившей его избирательной комиссии, а третий предназначен для ознакомления всех присутствующих и снятия с него копий, что предпочитается многими наблюдателями. Нет спору - второй способ легче. Однако, легко понять, что имея дело с третьим экземпляром, Вы можете напороться на протокол с уже «подправленным» содержимым. В частности, с использованием уже описанной уловки с обменом голосов по строкам. Учитывая, что окончательное подписание протокола происходит после напряженного и продолжительного рабочего дня и далеко за полночь и что исправление чисел, занесенных в увеличенную форму (из-за выявленных ошибок в подсчетах), это - вполне реальная возможность. Поэтому желательнее все-таки в качестве основного использовать первый вариант - фиксирование (хотя бы наиболее значимых) чисел голосов, поданных за основных, лидирующих кандидатов, списки, по мере их оглашения и занесения в увеличенную форму.

Чтобы завершить тему о передаче протоколов из УИК в ТИК, следует сказать, что же все-таки происходит, когда обнаруживается ошибка (описка, опечатка либо ошибка в сложении данных - т.е. то, что не требует пересчета самих бюллетеней) в протоколе участковой избирательной комиссии об итогах голосования после его направления в комиссию территориальную. Учитывая особую уязвимость этого этапа, в новом законе специально предусмотрено, что делать в такой ситуации. Поскольку протокол составлен и подписан участковой избирательной комиссией, то и изменения в него может вносить только сама участковая избирательная комиссия. Поэтому закон предусматривает, что решение о внесении требуемых уточнений в протокол рассматривается на заседании участковой ИК. Но при этом первоначально отправленный в ТИК первый экземпляр в УИК не возвращается. Если же УИК примет решение о внесении уточнений в протокол, то составляется новый протокол об итогах голосования, на котором делается отметка «Повторный», и этот протокол опять-таки отправляется в ТИК. При этом в ТИК остается (в качестве официально поступившего документа) и экземпляр первоначально направленного туда протокола. Поскольку повторный протокол, согласно закону, также является протоколом об итогах голосования, то на него распространяются соответствующие требования закона, в том числе - право на снятие (заверение) копий с него. Учитывая вышеописанное, этим правом непременно надо воспользоваться. А для того, чтобы была возможность это сделать, желательно оставаться в УИК до получения сообщения о успешном принятии протокола в ТИК, и закон прямо разрешает присутствовать наблюдателям (не говоря уж о членах комиссии с правом совещательного голоса) до этого момента (часть 5 статьи 29). Как правило, до этого момента стараются удержать и членов УИК с правом решающего голоса. Если же участковая комиссия все-таки предпочтет разойтись, не дожидаясь такого сообщения, а внесение уточнений потребовалось, то закон предписывает уведомить о соответствующем решении всех присутствовавших при составлении первоначальной версии протокола, включая и членов с правом совещательного голоса и наблюдателей.

Осталось сказать о специфике работы в территориальной и окружной избирательных комиссиях. На этом этапе их работа в основном сводится к сбору протоколов из нижестоящих комиссий, суммировании содержащихся в них данных, занесении их в протокол и передаче наверх результирующих протоколов и сводных таблиц. Но есть и некоторые нюансы. Насчет специфики ТИК мы уже говорили - в ТИК обычно производится ввод данных из поступивших из УИК-ов протоколов в компьютер ГАС «Выборы». Специфика деятельности окружной избирательной комиссии более очевидна - в ней на основании суммарного протокола о результатах голосования за кандидатов по одномандатному избирательному округу принимается решение о том, кто именно оказался избранным, т.е. устанавливаются не только итоги голосования по одномандатному и федеральному избирательному округу, но и результаты выборов в данном избирательном округе. Однако это не освобождает ОИК от обязанности отправить протоколы (точнее - их первые экземпляры) об итогах голосования за кандидатов-одномандатников и за партийные списки в Центральную избирательную комиссию РФ. При этом к направляемым наверх протоколам в обязательном порядке прикладываются сводные таблицы, содержащие данные тех протоколов, суммированием которых получен данный протокол. То есть сводная таблица, прикладываемая к протоколу территориальной ИК, включает все данные, полученные из участковых ИК, а сводная таблица, прикладываемая к протоколу окружной ИК, - все данные, полученные из территориальных ИК. Таким образом, член избиркома с правом совещательного голоса в окружной избирательной комиссии имеет доступ к официальным вариантам данных об итогах голосования на всех участках соответствующего избирательного округа, что позволяет и на уровне ОИК производить сопоставление с данными, зафиксированными активистами в участковых ИК. Правда, надо учитывать, что число участковых ИК на территории одной окружной, как правило, превышает четыре сотни, поэтому предпочтительнее все-таки сначала провести эту сверку на уровне территориальной ИК. Можно воспользоваться и тем, что закон требует от окружных ИК не позднее чем через две недели опубликовать все эти данные (включая и результаты голосования во всех участковых ИК), но практика показывает, что оспорить уже официально установленные и опубликованные результаты выборов куда сложнее, чем добиться пересмотра решений избирательных комиссий еще до того, как они официально опубликованы и, тем более, уже выданы удостоверения лицам, признанным избранными депутатами.

И последний нюанс. Закон требует, чтобы в ТИК и в ОИК суммирование данных, содержащихся в протоколах нижестоящих ИК, производилось лично членами соответствующих избирательных комиссий с правом решающего голоса. Однако на практике они зачастую предпочитают не утруждать себя и ждут результатов подсчетов, полученных в ГАС «Выборы». Иногда их руководители даже пытаются не выдавать членам ИК, а тем более - иным лицам протоколы, поступающие из нижестоящих комиссий, до получения результирующего протокола из компьютера ГАС «Выборы», поскольку закон требует прилагать соответствующую распечатку ко второму (хранящемуся у секретаря) экземпляру протокола. А такая задержка с выдачей сильно обесценивает значение ГАС «Выборы» как параллельного канала передачи данных и более того - делает всю процедуру подведения итогов уязвимой для компьютерных вариантов махинаций. А их обнаруживать куда труднее, чем махинации на бумаге. Если Вы столкнетесь со ссылками на необходимость дожидаться получения материалов из ГАС «Выборы», то имейте в виду, что, согласно закону, любые данные об итогах голосования, полученные через ГАС «Выборы», не имеют никакого юридического значения. Поэтому, когда Вы официально требуете официальные (т.е. юридически значимые) документы (протоколы, скажем), на ознакомление с которыми имеете право, то никакие ссылки на необходимость получения материалов, не являющихся официальными, силы иметь не могут. Когда именно избирком приложит компьютерную распечатку ко 2-му экземпляру протокола - его дело. Для члена соответствующего избиркома, впрочем, совсем небесполезно попасть в группу контроля за ГАС «Выборы».


14 Здесь довольно часто приходится говорить именно о председателе избирательной комиссии, поскольку по закону именно на него возложено наблюдение за соблюдением порядка в помещении для голосования, и закон предусматривает, что его распоряжения, отданные в пределах его компетенции, подлежат исполнению. Но если председатель явно потворствует творящимся нарушениям, то он может быть привлечен к ответственности, в том числе, к уголовной.

15 Здесь существенно упоминание о моменте окончания голосования, поскольку почти на все избирательные участки приходят люди, не включенные до дня голосования в список избирателей; их вносят в список именно в день голосования. Делается это, естественно, по предъявлению документов, подтверждающих постоянное или преимущественное проживание данного избирателя на территории именно этого избирательного участка.

16 А местами, пожалуй, и нелепой. Например, в ходе непосредственного подсчета голосов членам ИК (кроме председателя, его зама и секретаря) запрещается пользоваться пишущими принадлежностями. То есть запрет распространяется и на членов ИК с правом совещательного голоса, которым доступ к бюллетеням запрещен, но не распространяется на наблюдателей. Dura lex, sed lex.

17 А членам комиссии с совещательным голосом, наблюдателям (если сложились отношения взаимного доверия) при этом желательно рассредоточиться так, чтобы наполнение каждой кучки находилось под неусыпным и неослабным контролем.

18 По полных данных об итогах голосования. Но когда этот момент наступит, добиться пересмотра результатов крайней мере, до публикации будет уже очень и очень сложно.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта