
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ
Заключение
Клиентелизм является важнейшим фактором российских выборов последних лет, причем он определяет характер отношений практически всех субъектов избирательного процесса. Эти отношения лишь по форме являются демократическими, а по сути они скорее клиентелистские. Элита научилась управлять выборами. Чаще всего, их результат известен заранее, и выборы просто его подтверждают.
Безусловно, исходы и последствия выборов в России определяются целостным комплексом факторов, в котором клиентелизм не всегда является наиболее значимым. Но объективный анализ электорального поведения российских граждан без учета фактора клиентелизма, по-видимому, следует признать невозможным.
Перспективы замены клиентелистской модели выборов на демократическую пока пессимистические: вся российская избирательная система скорее утверждает клиентелистский подход, чем разрушает его.
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ

|