Демократия.Ру




Свободу симулировать нельзя. Станислав Ежи Лец (1909-1966), польский поэт, философ


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


23.12.2024, понедельник. Московское время 06:43


ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Шаг 1. Обеспечьте организацию и подготовку выборов

До объявления дня выборов избирательная комиссия субъекта Российской Федерации должна осуществить организационную подготовку выборов. Должны быть получены, разработаны, пересмотрены, проверены и окончательно утверждены все документы, формы, протоколы, свидетельства и административные процедуры, необходимые для подготовки и проведения выборов. Весь персонал и члены рабочих групп, которые привлекаются к подготовке и проведению выборов, должны пройти тщательную подготовку по вопросам избирательного права и процедурам выборов. Также необходимо проверить соответствие таких лиц установленным законом требованиям.

Шаг 2. Определите требуемое количество подписей

После объявления дня выборов определяются границы избирательного округа. Окружная избирательная комиссия определяет количество голосов в округе, а также количество подписей, которые требуется собрать избирательным объединениям, избирательным блокам и инициативным группам избирателей для регистрации выдвинутых ими кандидатов. Такое требование должно предусматривать сбор подписей в количестве 1% от общего числа избирателей, зарегистрированных в данном округе. Кроме того, должно быть определено максимальное количество представляемых подписей.

В случае проведения повторных выборов или досрочных выборов в связи с роспуском законодательного собрания, если орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации своевременно не назначит выборы в соответствии со статьей 4, избирательная комиссия субъекта РФ может принять решение о сокращении количества подписей избирателей, которое необходимо собрать в соответствии с настоящей статьей, на одну треть.

Шаг 3. Заведите дело

Когда избирательное объединение, избирательный блок или инициативная группа граждан, выдвигающая кандидата в депутаты законодательного собрания [субъекта] Российской Федерации, получили инструкции в окружной избирательной комиссии, подали подписные листы или другие документы, либо обратились с вопросами в окружную избирательную комиссию, такая комиссия должна завести учетное дело по каждому объединению, блоку или группе граждан. Такое дело должно содержать все документы избирательного объединения, блока или группы граждан, относящиеся к данным выборам. Такие дела должны храниться в установленном порядке и в полном объеме содержать относящиеся к ним документы. Учетное дело открывается по любой инициативной группе граждан, проживающих в Российской Федерации. По требованию копии материалов предоставляются любому лицу за плату, размер которой устанавливается таким, чтобы покрыть расходы на воспроизведение материалов.

Шаг 4. Примите документы избирательных объединений/блоков

До начала сбора подписей уполномоченные представители каждого избирательного объединения или избирательного блока должны представить документы в окружную избирательную комиссию того избирательного округа, в котором будет баллотироваться их кандидат. В таких документах должны быть указаны округ, в котором баллотируется кандидат, фамилия, имя и отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность, место жительства каждого кандидата. Также должно быть приобщено письменное заявление кандидата о его согласии баллотироваться по данному избирательному округу. См. Приложение А.

Специальные требования, предъявляемые к избирательному объединению. Уполномоченные представители каждого избирательного объединения должны также представить копию свидетельства о регистрации избирательного объединения министерством юстиции [субъекта] Российской Федерации, копию его зарегистрированного устава, протокол съезда (конференции) избирательного объединения (или собрания регионального отделения избирательного объединения), на котором были выдвинуты кандидаты, и доверенность уполномоченного представителя избирательного объединения, оформленная в установленном законом порядке.

Специальные требования к избирательному блоку. Уполномоченные представители каждого избирательного блока также должны представить копии свидетельств о регистрации избирательных объединений или отделений избирательных объединений, входящих в избирательный блок, министерством юстиции [субъекта] Российской Федерации; копию их зарегистрированных уставов, протоколы собрания делегатов избирательных объединений, входящих в избирательный блок, на котором были выдвинуты кандидаты, подписанные уполномоченными представителями такого избирательного объединения, и доверенность уполномоченного представителя избирательного объединения, оформленная в установленном законом порядке.

Окружная избирательная комиссия рассматривает представленные документы и в трехдневный срок выдает уполномоченным представителям избирательных объединений или блоков, представившим документы в комиссию, свидетельство о приеме документов, исполненное в письменном виде решение об отказе комиссии выдать указанное свидетельство должно быть мотивировано и исполнено в письменном виде. Решение комиссии об отказе в принятии документов может быть обжаловано в избирательную комиссию [субъекта] Российской Федерации или в суд [субъекта] Российской Федерации.

Шаг 5. Распространите соответствующие официальные инструкции по оформлению подписных листов

Каждое избирательное объединение или избирательный блок, выдвигающие кандидатов, или любой гражданин, желающий выдвинуть свою кандидатуру по выборам депутатов законодательного собрания [субъекта] Российской Федерации, может по требованию и без промедления получить в окружной избирательной комиссии инструкции по оформлению подписных листов. Такие инструкции должны содержать положения законов, нормативных актов, а также разъяснения по процедурам, подлежащие опубликованию и устанавливающие сроки подачи подписных листов, требуемое количество действительных подписей избирателей и максимальное требуемое количество подписей. Такая информация должна быть отражена в каждом подписном листе (включая требования в отношении лиц, которые могут заниматься сбором подписей избирателей, и обязанности сборщиков подписей и кандидатов), а также образец формы подписного листа. Образец таких инструкций приводится в приложении В.

Окружная избирательная комиссия ведет официальный учет всех инструкций или документов по оформлению и заполнению подписных листов, выданных комиссией каждому избирательному объединению или блоку, выдвигающим кандидатов, или гражданину, выдвинувшему свою кандидатуру, по выборам депутатов законодательного собрания [субъекта] Российской Федерации.

Шаг 6. Опубликуйте информацию о кандидатах

В трехдневный срок со дня официального уведомления о инициативе сбора подписей в поддержку кандидата такая информация должна быть официально опубликована окружной избирательной комиссией и предоставлена в СМИ.

Шаг 7. Давайте письменные незамедлительные ответы на все вопросы

В течение официально установленного периода сбора подписей избирательные объединения, блоки и инициативные группы граждан, выдвинувшие кандидатов, могут в письменном виде подавать вопросы по процедуре сбора подписей в окружную избирательную комиссию. На все вопросы должны быть даны ответы в трехдневный срок со дня получения вопроса, при этом организован учет вопросов и ответов. Любые споры по поводу интерпретации законов, инструкций или процедур разрешаются большинством голосов членов окружной избирательной комиссии не позднее чем через 2 дня после подачи заявления.

Если кандидату отказано в регистрации, окружная избирательная комиссия должна указать причину отказа и, по требованию, незамедлительно предоставить ответ с указанием причины отзыва кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения или блока, выдвинувшего кандидата.

Шаг 8. Получение подписных листов

Каждому подписному листу, представленному для проверки, окружной избирательной комиссией должен быть присвоен уникальный регистрационный номер. В таком номере указывается год подготовки подписного листа (например, Подписной лист N1-97). Такой номер присваивается в целях учета.. После подачи подписных листов каждое избирательное объединение, блок или инициативная группа граждан, представившие подписные листы, получают письменное подтверждение о приеме подписных листов окружной избирательной комиссией. Избирательные объединения и блоки представляют подписные листы отдельно по каждому выдвигаемому ими кандидату.

Каждый подписной лист принимается только в случае, если он сброшюрован, пронумерован и исполнен на листе формата А4. Избирательная комиссия заверяет каждую страницу подписного листа, содержащую подписи (в том числе и обратную сторону листа, содержащую подписи избирателей) печатью комиссии. С подписных листов должны быть сняты копии.

Совместно с подписным листом кандидат должен приложить заявление о своем согласии в случае избрании сложить себя все полномочия, несовместимые со статусом депутата. До получения такого заявления проверка подписных листов не допускается. См. Приложение С.

Лицо, представившее подписные листы от имени избирательного объединения, блока или группы граждан, получает письменное подтверждение о приеме, подписанное не менее чем двумя членами комиссии. Такое подтверждение должно содержать следующие данные:

    1. лицо, представившее подписной лист (включая наименование избирательного объединения, блока или кандидата, в поддержку которого собраны подписи в подписном листе);
    2. лицо, принявшее подписной лист;
    3. дата, время и место представления;
    4. количество страниц представленного подписного листа (любая страница, в том числе обратная сторона листа, содержащая подписи, считается отдельной страницей);
    5. официальный регистрационный номер, присвоенный подписному листу;
    6. оттиск печати окружной избирательной комиссии.

Окружная избирательная комиссия подшивает копию такого подтверждения в дело, после чего она становится официальным документом по выборам. Содержащаяся в подтверждении информация должна быть опубликована в трехдневный срок после уведомления.

Кандидаты или их уполномоченные представители заключают письменный договор с сборщиками подписей об оплате их услуг. Копии таких договоров представляются в окружную избирательную комиссию кандидатами, избирательными объединениями или блоками вместе с другой отчетностью о получении и расходовании средств за период сбора подписей. См. Приложение D.

Шаг 9. Проверка подлинности подписей

Уполномоченный представитель или представители избирательного объединения, блока или кандидата может присутствовать при проверке подписей и других документов.

1. Правильно организуйте свою работу.

Работая в сотрудничестве с главой местной администрации, окружная избирательная комиссия должна выделить ответственного за проведение проверки подлинности подписей, содержащихся в подписных листах. Ответственный за проверку должен получить необходимую административную помощь и провести проверку подлинности подписных листов не позднее чем через пять дней после приема подписного листа. Каждое лицо, осуществляющее проверку подписных листов, должно расписаться в форме с указанием того, какие подписные листы были им обработаны (см. приложение Е).

В случае возникновения вопросов относительно подлинности подписного листа, либо если окружной избирательной комиссии необходимо организовать полную проверку подписных листов, окружная избирательная комиссия может продлить проверку еще на пять дней (при этом общий срок проверки не должен превышать десяти дней).

2. Определите требуемое количество подписей.

После того, как избирательной комиссией субъекта Федерации будут установлены границы избирательного округа, каждая окружная избирательная комиссия, созданная по выборам депутатов законодательного собрания [субъекта] Российской Федерации на основе списков, предоставляемых местными органами власти, должна определить не позднее чем за п дней до дня выборов количество избирателей в соответствующем округе. Окружная избирательная комиссия должна затем рассчитать 1 % от общего числа избирателей в округе, и такое число представляет количество подписей, необходимых избирательному объединению, блоку или инициативной группе избирателей для регистрации кандидатов в депутаты. Указанные цифры подлежат незамедлительному опубликованию и представляются любому гражданину, кандидату, избирательному объединению или блоку по требованию.

В случае проведения повторных выборов или досрочных выборов в связи с роспуском законодательного собрания, если орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации своевременно не назначит выборы в соответствии со статьей 4, избирательная комиссия субъекта РФ может принять решение о сокращении количества подписей избирателей, которое необходимо собрать в соответствии с настоящей статьей, на одну треть.

3. Что составляет основу для признания страницы подписного листа недействительной?

При проверки страницы подписного листа в первую очередь необходимо проверить, содержит ли такая страница всю требуемую информацию. Если страница не соответствует приведенным ниже требованиям, то все подписи на такой странице признаются недействительными.

    Если страница подписного листа не содержит указания имени и адреса кандидата, избирательного объединения или блока, то такая страница является недействительной.

    Если страница подписного листа не содержит подписи или требуемой информации о лице, собиравшим подписи, а именно: фамилии, имени отчества, адреса, номера паспорта, то такая страница признается недействительной.

    Если все подписи на странице подписного листа были получены обманным или иным противозаконным способом, в том числе в местах , в которых по закону запрещено осуществлять сбор подписей, то такая страница является недействительной.

См. Приложение F.

4. Когда подпись признается действительной?

Каждая подпись подлежит проверке на подлинность, проводимой идентичным образом. Отклонения от установленного порядка проверки не допускаются, если только они не применяются ко всем подписным листам и не запрещены законом.

Подпись считается действительной и идет в зачет только тогда, когда она соответствует требованиям, указанным в Законе «О выборе депутатов законодательного собрания». Такие требования устанавливаются следующими положениями в отношении избирателя, поставившего свою подпись в подписном листе:

    избиратель должен проживать в избирательном округе и быть занесенным в список избирателей того округа, в котором выдвинут кандидат;
    избиратель должен подписать подписной лист собственноручно;
    избиратель должен указать свою фамилию, имя и отчество;
    избиратель должен указать свой адрес, дату рождения, номер паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, а также дату подписи;
    избиратель должен быть не моложе 18 лет;
    подпись принадлежит избирателю, который в связи со слепотой или иным физическим недостатком не может поставить подпись в подписном листе, однако другое лицо, указанное избирателем, поставило подпись в подписном листе за такого избирателя.

См. Приложение G.

5. Что является основанием для признания подписи недействительной?

    Два сотрудника или члена окружной избирательной комиссии не могут разобрать подпись и написанное печатными буквами имя избирателя, подписавшегося под подписным листом.

    Имя лица не найдено в списке избирателей соответствующего округа.

    Подпись/имя уже встречалось в предыдущих подписных листах в поддержку того же кандидата/избирательного объединения/избирательного блока (повторная подпись).

    Дата рождения, номер паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, или адрес не соответствуют избирателю или показывают, что избиратель моложе 18 лет.

    Подпись оказывается поддельной или ложной (примечание: имеет отметку о как поставленная за слепого избирателя или избирателя не способного поставить подпись в связи с физическими недостатками).

    Подпись сделана печатными буквами.

    Подпись была получена в месте, в котором сбор подписей запрещен законом.

6. Маркировка подписных листов (разъяснение маркированных обозначений)

При проверке подлинности подписей в подписных листах в зависимости от результатов проверки могут быть использованы следующие обозначения (Д = действительный, НЧ = нечитаемый, П = повторная подпись, НО = не в округе, ЛП = ложная или поддельная подпись с последующим разъяснением). Такие пометки делаются в различных графах, относящихся к проверке таблиц.

7. Проверка повторных подписей.

При проверке подписей по спискам избирателей в списке избирателей должна быть сделана отметка с указанием присвоенного подписному листу регистрационного номера. Если окажется, что избиратель проставил свою подпись несколько раз под подписным листом с одним и тем же номером, то повторная подпись помечается соответствующим образом и при подсчете подписей не учитывается.

8. Ведение итоговой учетной таблицы.

По мере проверки страницы подписного листа, результаты должны заноситься в итоговую учетную таблицу по каждому подписному листу. После завершения проверки каждой страницы подписного листа в такую учетную таблицу заносятся проверочные данные. В учетной итоговой таблице содержится следующая информация: количество действительных подписей по округу, количество нечитаемых подписей, количество повторных подписей, количество подписей избирателей, не обнаруженных в списке избирателей округа, количество поддельных подписей (см. образец в приложении Н).

9. Прекращение проверки, когда набрано необходимое количество подписей.

Ответственный а проверку подписных листов или назначенное им лицо ведет учет результатов в учетных итоговых таблицах, и после того, как количество действительных подписей достигло минимальный уровень (1 % от общего количества избирателей в избирательном округе), проверка подлинности подписей прекращается, а подписной лист признается действительным.

10. Прекращение проверки, когда количество недействительных подписей превышает допустимый уровень

Если при учете результатов проверки в итоговых таблицах количество недействительных подписей превысит допустимый предел, равный 1 % от общего количества зарегистрированных избирателей в округе, проверка подлинности подписей прекращается, а подписной лист признается недействительным.

Шаг 10. Выдача решения о регистрации

По завершении проверки подлинности подписей, содержащихся на всех страницах в подписных листах, или когда количество признанных действительными подписей равно минимальному требуемому уровню, должно быть сделано заключение в котором указываются общие результаты проверки. Окружная избирательная комиссия выдает свидетельство, в котором должна содержаться следующая информация:

имя кандидата/наименование избирательного объединения/блока

регистрационный номер подписного листа

требуемое количество действительных подписей

количество действительных подписей

количество подписей, признанных недействительными

    количество повторных подписей
    количество нечитаемых
    количество подписей избирателей, не обнаруженных в списках избирателей
    количество поддельных подписей

количество представленных страниц

дата представления подписного листа

дата выдачи свидетельства

подпись и печать окружной избирательной комиссии

Такое свидетельство должно содержать решение о регистрации кандидата/избирательного объединения или об отказе в регистрации.

Не позднее чем через 24 часа после выдачи свидетельства результаты проверки должны быть доведены до сведения кандидатов / избирательных объединений / блоков и выдана копия указанного свидетельства. Кроме того, такие данные должны быть опубликованы в средствах массовой информации. См. Приложение I.

Шаг 11. Подложные подписные листы

Любая ложная информация, обнаруженная в подписных листах должна быть зарегистрирована, а все относящиеся к не документы передаются в прокуратуру, в которой проводится расследование заявлений и определяется необходимость в возбуждении судебного преследования.

К фальсификации относятся:

    проставление нескольких подписей одним лицом в подписных листах;

    указание заведомо ложной информации касательно имени, места жительства, номера паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, или даты рождения;

    сбор подписей в местах, сбор подписей в которых запрещен законом

    (Сбор подписей запрещен: 1) в рабочее время на рабочих местах, или в местах выполнения служебных обязанностей; 2) в день выдачи заработной платы или в местах выдачи других пособий рабочим и служащим).

    подписание листа от имени другого лица без разрешение на то такого лица;

Шаг 12. Ведение учета

Все документы, связанные с подписными листами, подлежат учету и предоставляются для ознакомления гражданам или представителям средств массовой информации в течение не менее 6 месяцев со дня выборов.

Шаг 13. Перенесение выборов

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации может отложить выборы на 60 дней, и соответствующая окружная избирательная комиссия принимает меры для дополнительного выдвижения кандидатов, и осуществлению других избирательных действий, если в связи с о снятием кандидатур в избирательном бюллетене остался всего один кандидат.

ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ

Автор: В.И.Васильев, А.Е.Постников - ИРИС
Форма выпуска: Книга



Первое издание ИРИС - книга В. И. Васильева и А. Е. Постникова «Путеводитель по избирательной кампании: пособие для кандидатов в депутаты, избирательных объединений и избирательных блоков». Это популярный комментарий законодательства о выборах депутатов Государственной Думы. В книгу включены рисунки популярного карикатуриста А. Бильжо. Издание предназначено для кандидатов в депутаты, организаторов избирательных кампаний, избирательных объединений, избирательных блоков и иных участников выборов.

Подробнее >>>



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта