Демократия.Ру




Единомыслие — это когда мыслит только один. Я. Муха


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.11.2024, четверг. Московское время 16:54

Открытость и гласность в вопросах финансирования предвыборной кампании

Гизела Сэлас

Ассоциация организаторов выборов стран Центральной и Восточной Европы Международный фонд избирательных систем Центральная избирательная комиссия Российской Федерации

Гизела Сэлас, консультант МФИС

Перевод предоставлен Московским отделением МФИС

Что такое «отчетность в вопросах финансирования предвыборной кампании»?

Что такое «финансирование предвыборной кампании»?

Финансирование предвыборной кампании в широком смысле этого понятия представляет сбор и использование денежных средств кандидатами, политическими партиями или политическими комитетами (комитетами поддержки кандидата) для обеспечения победы на выборах.

Денежные средства - это всего лишь символ. Деньги - это инструмент, а значение их заключается в том, каким образом они будут использованы людьми для приобретения влияния, как они могут быть превращены в материальные ценности или использованы в сочетании с другими материальными ресурсами для получения политической власти.

Деньги являются насущно необходимым компонентом практически всех аспектов предвыборной кампании. Если есть деньги, могут быть использованы практически любые приемы и методы предвыборной агитации,. Деньги - далеко не все в политике, однако в тех случаях, когда государство не обеспечивает финансирования, огромное число предвыборных кампаний терпят неудачу в связи с отсутствием денежных средств. Многие кандидаты тратят большое количество времени и сил на поиск и сбор денег.

Большую помощь может оказать то, что политики называют «ранними деньгами», то есть денежные средства, имеющиеся в наличии на начальном этапе, когда проводится планирование и приобретаются места для рекламы и время на каналах радио- и телевизионных компаний. С помощью таких денег можно добиться того, чтобы кандидат находился в центре внимания, завоевал к себе доверие избирателей, что позволит «мобилизовать» сторонников и привлечь больше денежных средств.

Доступ к средствам массовой информации является критически важным фактором для распространения идей партии. В тех случаях, когда законы государства разрешают получать платный доступ к средствам массовой информации, кандидаты могут использовать денежные средства для приобретения эфирного времени и, таким образом, пользоваться правом на свободу самовыражения. Это особенно хорошо видно в странах, находящихся в переходном периоде, в которых государство в течение долгого времени держало монополию на печатные средства массовой информации и контролировало доступ к электронным СМИ. Доступ к средствам массовой информации и беспристрастное сбалансированное освещение предвыборной деятельности кандидатов является одним из факторов, обеспечивающих справедливость выборов. Необходимо провести разграничение между независимым освещением деятельности кандидатов и политических партий в средствах массовой информации и освещением в рамках приобретенного кандидатами или политическими партиями эфирного времени. Это может быть обеспечено за счет включения в программу сопроводительной надписи, информирующей зрителей о том, кто заплатил за подготовку данного выпуска.

Неденежные средства, как, например, печатные материалы, предоставляемые местной типографией, стройматериалы с лесопильни, пищевые продукты из ресторана и т.п., имеют не меньшую ценность, чем деньги. Получение таких средств выгодно для кандидатов, поскольку за них в противном случае все равно пришлось бы платить. Поддержка сильной партии или влиятельного профсоюза также может обеспечить не только повышенное внимание прессы и бесплатное освещение в СМИ, но и содействие добровольных помощников. Большое количество воодушевленных активистов или опытных работников также может оказать незаменимую помощь.

Необходимо отметить, что в связи со скрытым использованием неденежных средств, как, например, средств, имеющихся у кандидатов, баллотирующихся на очередной срок, могут возникнуть проблемы. Должностные лица, выдвинувшие свою кандидатуру на очередной срок, в ходе проведения предвыборной кампании должны проявлять особую осторожность и не допускать использование в этих целях свои офисы, персонал и средства. Такое злоупотребление служебным положением может не только вызвать критику со стороны общественности, но и быть признано нарушением законов о проведении предвыборной кампании.

Государственное финансирование кандидатов означает получение кандидатами денежных средств из государственного бюджета для покрытия разрешенных законом расходов на проведение политической кампании.

Частные средства на проведение предвыборной кампании могут поступать из различных источников, начиная с пожертвований отдельных физических лиц и кончая личными средствами самого кандидата. Частные средства могут поступать от комитетов поддержки, политических партий, профсоюзов и корпораций. Очень важно определить, как денежные средства распределяются между кандидатами. В финансовом отношении некоторые кандидаты могут быть «более равны» чем другие. Несмотря на то, что американская система строится на допущении политического равенства «одно лицо - один голос», денежные средства не распределяются между кандидатами по принципу равноправия. В общем, выборные должностные лица, выдвигающие свои кандидатуры, привлекают больше денежных средств, чем их соперники. Возможно, это объясняется тем, что жертвователи хотят получить назад свои доллары в виде доступа к власти предержащим или каких-либо привилегий после выборов и считают, что деньги, вложенные в кандидата, - это «лучшие инвестиции».

Способность принимать решения, выдвигать политические инициативы, санкционировать действия и утверждать расходы правительства, что находит одобрение среди определенной части электората, а также возможность привлекать к себе внимание средств массовой информации благодаря своему положению, - все это обеспечивает неизмеримое преимущество должностного лица, баллотирующегося на очередной срок, перед другими кандидатами.

Что из себя представляет кандидат?

Кандидат это любое лицо, которое соответствует одному или нескольким нижеуказанным определениям:

    1. Лицо, стремящееся выполнить квалификационные требования для выдвижения своей кандидатуры или для участия в выборах путем сбора подписей избирателей в свою поддержку;

    2. Лицо, получающее пожертвования или осуществляющее расходы или давшее свое согласие на то, чтобы любое иное лицо получало пожертвования или осуществляло расходы для обеспечения выдвижения своей кандидатуры, участия в выборах или сохранения за собой государственной выборной должности;

    3. Лицо, назначившее казначея для проведения предвыборной кампании и определившее основной депозитарий для размещения средств на проведение избирательной кампании; или

    4. Лицо, представившее квалификационные документы, и давшее клятву кандидата в соответствии с требованиями закона.

Что из себя представляет казначей?

Кандидат должен иметь одного казначея для проведения предвыборной кампании. В обязанности казначея входит подробное ведение счетов и учет всех поступивших средств и расходов, осуществленных кандидатом или от его имени. Отчетность должна своевременно отражать все поступившие пожертвования и сделанные расходы.

После окончания предвыборной кампании казначей должен представить финансовую документацию за отчетный период. В штате Флорида закон требует, чтобы отчетность велась за количество лет, равное сроку полномочий, установленному для должности, на которую баллотируется кандидат. Это необходимо в том случае, когда потребуется проведение аудита финансовых документов.

Казначей предвыборной кампании отвечает за регулярное и своевременное представление отчетов о всех поступивших пожертвованиях и произведенных расходах на цели предвыборной кампании в соответствующий регистрационный орган. Такая отчетность представляется в соответствии с законом в установленные сроки до выборов. Все отчеты должны предоставляться для всеобщего ознакомления.

Что такое «пожертвование»?

Законы штатов и федеральные законы дают определение пожертвованию. Пожертвование - это подарок, денежный вклад, кредитный платеж или предоставление денежных средств или иных ценностей, в том числе взносы в неденежной (натуральной) форме, имеющие соответствующую стоимость в денежном выражении, сделанные в целях оказания воздействия на результаты выборов.

Лицо, осуществляющее пожертвования в неденежной форме в пользу кандидата, должно проинформировать кандидата о справедливой рыночной стоимости своего вклада при его осуществлении. Пожертвования в неденежной форме должны быть отражены в отчетах казначея предвыборной кампании.

Кредиты тоже считаются пожертвованиями, и в их отношении действуют ограничения на размер пожертвований. Кредиты также должны быть отражены в отчетах казначея предвыборной кампании.

Ограничения на размер пожертвования зависят от того, на какую должность баллотируется кандидат - федеральную или на уровне штата (Приложение 2, Федеральная избирательная комиссия, Руководство для граждан; Приложение 3, Положения штата Флорида, 106.08). В Соединенных Штатах физическое лицо при выборах на федеральном уровне может осуществить пожертвование на сумму 1000 долларов на одни выборы, в то время как на уровне штата кандидату, баллотирующемуся на должность на уровне штата или местном уровне, могут быть сделаны пожертвования только на сумму 500 долларов. Кандидаты имеют право принимать пожертвования в размере максимальной допустимой суммы с лица по каждым выборам, в которых они принимают участие в таком качестве. Кандидат не может принять пожертвование до тех пор, пока он не представит и не зарегистрирует документ о назначении казначея предвыборной кампании и определении депозитария предвыборной кампании (Приложение 1/Форма 1) в соответствующем регистрационном органе.

В штате Флорида кандидат не может принимать пожертвований после того, как он снимет свою кандидатуру, потерпит поражение на выборах, а также после того, как все другие кандидаты снимут свои кандидатуры, или когда такой кандидат будет избран. В то же время федеральный закон разрешает кандидатам принимать пожертвования для погашения существующих задолженностей, сделанных в связи с предвыборной кампанией.

В штате Флорида в отношении пожертвований действуют следующие исключения:

    1. Пожертвования от иностранных граждан запрещены. Федеральным законом иностранные граждане определены как физические лица, не являющиеся гражданами Соединенных Штатов и не проживающие в США постоянно.

    2. Кандидат может внести любую сумму денежных средств для проведения своей предвыборной кампании. Размер пожертвований членов его семьи не может превышать 500 долларов на одни выборы.

    3. Кандидат не может принимать пожертвования, сумма которых превышает 100 долларов на выборы, от детей, находящихся на иждивении и не достигших 18 лет.

    4. Кандидат не может принимать пожертвования, общая сумма которых превышает 50.000 долларов, от исполнительных комитетов, национальной политической партии, политической партии штата и графства.

Сбор средств на предвыборную кампанию

Сбор средств на проведение предвыборной кампании означает любое мероприятие, проводимое в целях получения денежных средств, которые будут использованы на проведение предвыборной кампании кандидата на государственный пост. Все денежные средства и иные пожертвования, полученные в ходе такого мероприятия, считаются пожертвованиями на цели предвыборной кампании. В отношении всех таких пожертвований действуют указанные ранее положения.

Что такое «расходы»?

Расходы означают покупку, платеж, выделение средств, кредит и т.п., осуществленные в целях оказания воздействия на результаты выборов.

Кандидат должен осуществлять все расходы на предвыборную кампанию за счет средств на счете предвыборной кампании. Это необходимо для проведения аудиторской проверки.

К расходам относится внесение квалификационного сбора за выдвижение кандидатуры. Только казначей предвыборной кампании кандидата или помощник казначея имеют право подписывать чек на снятие средств с счета предвыборной кампании.

Кандидат не может санкционировать осуществление каких-либо расходов на приобретение товаров или оплату услуг, если средств на счете предвыборной кампании недостаточно для полной оплаты указанных товаров или услуг. Окончательный расчет за товары или услуги должен осуществляться после доставки товаров или приемки услуг.

СРЕДСТВА НА ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ

Кандидат может создать фонд средств на небольшие текущие расходы для проведения предвыборной кампании. Для создания такого фонда казначей предвыборной кампании должен выписать чек на снятие средств со счета предвыборной кампании.

Что собой представляет регистрирующий орган?

Регистрирующий орган представляет собой орган, ответственный за подготовку и проведение выборов, установленный законом, отвечающий за прием и регистрацию квалификационных документов и отчетов кандидатов на выборах.

В чем заключается роль партии?

В демократических странах обычно в выборах принимают участие по крайней мере две соперничающие политические партии. В странах, находящихся на переходном этапе развития, существуют определенные сложности при создании политических партий. Роль партий нельзя недооценивать, когда речь идет об открытости и гласности в вопросах финансирования предвыборной кампании. Установление открытой и прозрачной избирательной системы позволяет избежать различного рода разногласий между партиями за счет обеспечения действия механизма раскрытия информации. Когда борющиеся партии имеют доступ к финансовой отчетности других партий, это способствует обеспечению действия принципа свободы и справедливости на выборах.

Почему необходимо регулирование вопросов финансирования предвыборной кампании?

Финансовое неравенство между должностными лицами, баллотирующимися на очередной срок, и другими претендентами на эти посты, а также между состоятельными и малоимущими сторонниками кандидатов обусловило потребность в установлении правового контроля. Реформа требовалась не только для более ясного регулирования вопросов финансирования избирательной кампании, но она также отражала желание обеспечить возможность получения политического влияния не только тем, кто рассчитывает, в основном, на денежные пожертвования, но и тем, кто опирается на другие принципы.

В течение длительного периода в Соединенных Штатах вообще не существовало системы отчетности, какой мы ее имеем сегодня. Механизм поддержки многих политических кандидатов был не таким очевидным, как это казалось на первый взгляд. Это привело к общераспространенному убеждению в том, что политики - люди нечестные, что в стремлении победить на выборах кроется своекорыстная цель. Доверие общества к избранным должностным лицам резко упало, поскольку многие люди считали, что официальные посты занимают только для оказания содействия группам особых интересов, которые предоставляли финансовую поддержку кандидатам и, как следствие, обеспечили их победу на выборах.

На волне уотергейтского скандала федеральное правительство и органы власти штатов, а также местные органы власти приняли большое количество законов по финансовым вопросам, которые требовали раскрытия информации о финансировании избирательных кампаний. Президент Форд подписал поправки о федеральной избирательной кампании, которые приняли силу закона в 1974 г. С тех пор был принят целый ряд других законов, регулирующих финансирование избирательных кампаний на федеральном уровне и на уровне штатов, в котором закреплялся принцип открытости и гласности, что обеспечивало возрождение доверия к системе.

Основным обоснованием введения государственного финансирования деятельности политических партий и покрытия расходов, связанных с выборами, является стремление установить «равное игровое поле». Государственное финансирование также может помочь оградить политические партии от финансового давления в тех случаях, когда роль партии является сложной и противоречивой.

Чтобы обеспечить регулирование роли денег в предвыборных кампаниях, используются различные методы.

Вот некоторые основные из них:

1. Установление контроля над расходами кандидатов.

    - Строгий учет и отчетность по поступлениям и расходам.

2. Введение ограничений на пожертвования со стороны физических лиц.

3. Введение ограничений на размер пожертвования со стороны политических партий.

4. Предоставление кандидатам свободного эфирного времени на каналах радио-и телевизионных компаний.

5. Возможное государственное финансирование предвыборных кампаний кандидатов на президентских выборах и выборах на уровне штатов.

Кого затрагивает отчетность по вопросам финансирования предвыборной кампании?

Механизм финансовой отчетности может привести к эффекту «домино». Раскрывая информацию об источниках пожертвований, кандидат, таким образом, указывает, где он черпает поддержку. Обнародуя такую информацию, кандидат тем самым воздействует на других людей, на политические группы и частные организации, в результате чего последние либо оказывают ему поддержку либо выступают против него.

Принцип равного доступа к средствам массовой информации получил широкое признание в государствах с установившейся демократией. Все соперничающие на выборах стороны должны иметь разумную возможность довести до избирателей свои идеи. Там, где обеспечен принцип свободы слова, избиратели будут проинформированы о финансовой стороне деятельности кандидатов.

Зачем это нужно?

Справедливая система раскрытия финансовой информации о поступлениях и расходах на предвыборную кампанию преследует две основные цели:

Объективные законы призваны обеспечить справедливые и равные условия проведения предвыборной кампании для всех кандидатов. Благодаря обеспечению действия закона избиратели получат информацию, на основе которой они смогут сделать осознанный, информированный выбор в день голосования.

Эффективное регулирование вопросов финансирования избирательной кампании зависит от механизма раскрытия информации. Механизм раскрытия начинается с установления требований по отчетности.

Кому это помогает?

Механизм раскрытия информации обеспечивает регулирование политической системы информированной общественностью. Информация, связанная с источниками финансирования кампаний кандидатов, позволяет избирателям узнать, что из себя представляет каждый кандидат, каковы его интересы и даже, возможно, определить, каковы его намерения.

Физические и юридические лица, а также группы интересов, которые предоставляют средства кандидату, указывают на то, к чьему мнению будут прислушиваться кандидаты в случае победы на выборах.

Насколько это соответствует открытым и гласным выборам?

Сама идея раскрытия информации является основополагающей концепцией открытых и гласных выборов. Невозможно определить эффективность закона о финансировании избирательных кампаний лишь на основе технического осуществления регулирования вопросов, связанных со сбором и расходованием средств на предвыборную деятельность. Необходимо также определить эффективность механизмов отчетности для выявления правонарушений. Для того чтобы обеспечить информированность общества, необходимо оказать содействие средствам массовой информации и гражданским объединениям в вопросах проверки и опубликования отчетности, предоставленной кандидатом.

Основные составляющие закона о раскрытии информации

Эффективность процесса раскрытия информации о финансировании избирательной кампании зависит от трех нижеследующих компонентов.

Отчетность. Законы и нормативно-правовые акты, а также органы, отвечающие за организацию выборов, в обязанности которых входит обеспечение действия указанных актов, требуют полного раскрытия информации, в том числе представления документального подтверждения поступлений и расходования средств в целях оказания воздействия на исход выборов кандидатами и избирательными объединениями, в ходе предвыборной кампании и в период после выборов.

Доступ к информации. Предоставление на разумной и постоянной основе доступа для средств массовой информации, гражданских объединений, кандидатов (включая соперников на выборах), избирательных объединений и других заинтересованных лиц к отчетности по вопросам финансирования предвыборной кампании.

Гласность. Осуществление наблюдения, контроля и опубликование информации, содержащейся в финансовых отчетах о предвыборной кампании, представителями средств массовой информации в целях информирования общественности и недопущения правонарушений при привлечении средств и составлении отчетности кандидатами и избирательными организациями.

Обеспечение действия

Положения об отчетности

Кто предоставляет и почему?

Там, где существует частное финансирование, любое пожертвование считается инвестицией в кандидата со стороны жертвователя. Даже пожертвование в размере одного доллара может означать еще один голос в поддержку кандидата. Жертвователь становится лично вовлеченным в предвыборную кампанию, поскольку он вносит свой материальный вклад. Если жертвователь дает деньги, то, по всей вероятности, он предоставит и другую поддержку кандидату, рассказав своим друзьям о своих «инвестициях» и призвав других голосовать за кандидата.

Несмотря на то, что кандидат очень заинтересован в привлечении средств, он должен с особой осторожностью относиться к тому, откуда поступают эти деньги. Большинство политических пожертвований делается на основе доброй воли. Однако кандидаты должны знать, что жертвователи ожидают от них взамен в случае победы на выборах.

Не существует какой-либо одной причины, по которой граждане жертвуют денежные средства на проведение политических кампаний. Некоторые осуществляют пожертвования, поскольку их просят внести свой вклад. Другие делают это, исходя из чувства гражданского долга, или потому, что они разделяют платформу кандидата. Некоторые граждане делают пожертвования в комитеты политического действия для того, чтобы продемонстрировать свое лояльное отношение к администрации, профсоюзу или группе, на чье имя делается такой взнос. Другие жертвователи стремятся завоевать расположение выборных должностных лиц и надеются, что, вкладывая средства в их предвыборную кампанию, они могут получить возможность прямого доступа к власть предержащим. В то же время некоторые осуществляют пожертвования из тщеславия и из соображений престижа, например, для того чтобы быть приглашенным на обед в Белый Дом или присутствовать на мероприятиях по сбору финансовых средств, в которых принимает участие Президент или какая-либо иная важная персона.

В тех случаях, когда федерального финансирования не предусматривается, партии могут обеспечивать финансирование деятельности кандидатов за счет средств, выделяемых штатом. Сложно обеспечить принцип свободы и справедливости выборов, если органы власти закрывают источники финансирования кандидатам от оппозиционных

партий, а все средства, находящиеся в распоряжении правящей партии, направлены на обеспечение преимуществ кандидату от правящей партии по сравнению с его конкурентами.

Требования к регистрации кандидатов

Процедура, которую необходимо соблюдать каждому гражданину, выдвигающему свою кандидатуру, для того, чтобы должным образом зарегистрироваться в качестве кандидата, является основополагающей в этом вопросе. Эта процедура предоставляет всем заинтересованным сторонам право на внесение своего кандидата в избирательный бюллетень.

Регистрирующий орган должен обеспечить, чтобы информация по процедуре была доступна избирателям так, чтобы каждый гражданин мог выяснить требования, предъявляемые к регистрации кандидатов. Во-вторых, необходимо обеспечить наличие регистрационных форм соответствующих документов для тех лиц, которые желают зарегистрироваться в качестве кандидатов.

Любое лицо может заявить о выдвижении своей кандидатуры в любое время до проведения выборов. В то же время, действительный квалификационный срок для кандидата представляет собой определенный временной период, который заканчивается достаточно задолго до дня выборов для того, чтобы была возможность провести предвыборную кампанию, подготовить избирательные бюллетени и избирательное оборудование.

Что должно быть зарегистрировано и когда?

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

    Форма с указанием имени, адреса, партийной принадлежности, если выборная должность является партийной, должность, на которую баллотируется кандидат, наименование банка, в котором открыт счет, имя казначея предвыборной кампании заполняется при выдвижении кандидатуры.

    Заявление кандидата о том, что он ознакомлен с положениями законов о выборах, также подлежит регистрации.

    Заявление о раскрытии финансовой информации с указанием источников доходов кандидата, текущих активов и долговых обязательств.

    Клятва используется как официальное заявление кандидатов о том, что они будут соблюдать федеральные законы и законы штатов, что они не откажутся от должности, на которую они баллотируются, в случае победы на выборах. Эта форма используется как основание для официального размещения имени кандидата в избирательном бюллетене.

При выборах на большинство должностей вводится квалификационный сбор, который взимается, когда кандидат подает квалификационные документы. Сбор обычно составляет определенный процент от денежного оклада, установленного для должности, на которую проводятся выборы.

Когда лицо регистрируется в качестве кандидата на какую-либо должность, в соответствии с законом ему предоставляется информация о тестировании избирательного оборудования, дается календарный план предоставления отчетности, а также копия законов, связанных с размещением и снятием знаков политической кампании. От кандидата необходимо получить расписку в получении вышеуказанных документов.

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ

После того, как кандидат открывает счет предвыборной кампании, в соответствии с законом должны предоставляться подробные отчеты о пожертвования и расходах на указанные цели.

В законе должны регулироваться вопросы предоставления отчетности. В общем, отчеты должны представляться ежеквартально. В период непосредственно перед выборами отчеты могут представляться за 2 недели до выборов или даже за несколько дней до выборов.

Как осуществляется регулирование?

Регистрирующий орган должен обеспечить своевременное, полное и достоверное представление отчетов.

Доступ к отчетности

Введение открытой системы учета, свободной для всеобщего ознакомления, является ключевым фактором, обеспечивающим свободные выборы. Регистрирующий орган может обеспечить действие принципа открытости с помощью следующих средств.

Выпуск пресс-релизов о возможности ознакомления с отчетами кандидатов.

Подготовка отчетов, содержащих обобщенную информацию по отчетам кандидатов.

Опубликование информации о том, представил ли кандидат требуемые отчеты или нет

    Дата предоставления отчета

    Сумма поступлений и расходов, указанных в документах за отчетный период

Предоставление средствам массовой информации, кандидатам и избирателям равного доступа к информации о кандидатах.

ЗАКОНЫ О ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ

Почему необходима поддержка положений о предоставлении информации по финансированию предвыборной кампании?

В первую очередь, продвижение концепции о финансировании предвыборной кампании, само по себе, является полезной программой, направленной на обеспечение информированности граждан. Жесткое регулирование не принесет никакой пользы, если граждане не будут хорошо информированы по этому вопросу. Обеспечение действия законов должно строиться на принципе ясности и последовательности. Организаторы выборов должны приложить все усилия для того, чтобы обеспечить, чтобы кандидаты и казначей предвыборной кампании знали требования законов. Необходимо обеспечить, чтобы они хорошо понимали законы и соблюдали их. В этом им необходимо оказать помощь и содействие.

Система раскрытия информации о финансировании предвыборной кампании для успешной ее работы должна предусматривать порядок информирования кандидатов, средств массовой информации и граждан о положениях и требованиях закона.

Информирование кандидатов, казначеев и средств массовой информации

Кандидаты и казначеи

Информационный пакет для кандидата (Приложение 1). Такой информационный пакет должен содержать обобщенные положения законов, связанных с выдвижением кандидатов, и все соответствующие формы. Информация должна быть изложена в такой форме, чтобы любому лицу, ранее не сталкивавшемуся с законами, она была понятна и доступна. В такой пакет также необходимо включить общую информацию в отношении требований к отчетности с указанием санкций, применяемых в случае нарушения таких требований.

    Семинары

Организация семинарских занятий с кандидатами является очень важным и полезным средством. Аудитория обучаемых на таких семинарах может состоять из всех лиц, желающих выдвинуть свою кандидатуру или просто интересующихся положениями законов, регулирующих вопросы предвыборной кампании, как, например, студенты и представители средств массовой информации. Цель семинара - обсудить вопросы, содержащиеся в информационном пакете для кандидата, рассмотреть положения законов о выборах, ознакомиться с методами и порядком подачи и регистрации форм, связанных с предвыборной деятельностью, а также ответить на любые вопросы, которые могут возникнуть у аудитории по финансированию предвыборной кампании.

    Корреспонденция

Когда кандидат представляет первую форму с заявлением о выдвижении своей кандидатуры, очень важно обеспечить подтверждение получения такой формы. После получения подтверждения о том, что лицо зарегистрировано в качестве кандидата, сотрудник регистрирующего органа должен довести до сведения кандидата требования по финансовой отчетности в связи с предвыборной кампанией, которые действуют на протяжении всего предвыборного периода.

Средства массовой информации

Информационный пакет для средств массовой информации содержит данные о должности, на которую проводятся выборы, список лиц, выдвинувших свои кандидатуры, план-календарь по финансовой отчетности и другие документы. Такой пакет содержит информацию о требованиях закона к кандидату и позволяет средствам массовой информации принять активное участие в обеспечении открытости и гласности избирательного процесса.

    Правовое обучение граждан

Получив свободный доступ к информации о кандидатах, граждане могут стать информированными, знающими избирателями. Выяснив информацию о том, как осуществляется финансирование предвыборной кампании кандидатов, избиратели смогут понять, кто поддерживает кандидата, и использует ли кандидат собственные средства для целей предвыборной кампании. В том случае, когда обеспечена свобода средств массовой информации, граждане могут сами определить, можно ли полагаться на данные, сообщаемые средствами массовой информации для получения такой информации.

    Законы по вопросам этики

Закон должен регулировать и вопросы о политической этике, запрещая использование государственных средств, находящихся в распоряжении должностных лиц, баллотирующихся на очередной срок, на цели политической кампании. Также должно быть ограничено использование офисного оборудования и персонала. Должностные лица, баллотирующиеся на очередной срок, должны проводить границу между своей официальной работой и деятельностью в рамках предвыборной кампании. Закон должен устанавливать санкции, применяемы в отношении таких должностных лиц за правонарушения. Орган, отвечающий за подготовку и проведение выборов, как, например, Федеральная избирательная комиссия, может сыграть важную роль в обеспечении действия законов. Если все факты правонарушений вскрываются и предаются огласке, то такой порядок помогает избирателям принять решение о том, кому стоит доверять государственную должность.

    Наблюдение и контроль

В обязанности сотрудника регистрирующего органа входит обеспечение своевременного предоставления отчетности всеми кандидатами.

Аудиторские отчеты

Неполные отчеты

По получении отчетов сотрудник регистрирующего органа просматривает отчеты, полученные от каждого кандидата, на соответствие требованиям оформления. Полнота отчетности определяется проверкой на соответствие требованиям закона по пунктам. Как правило, отчеты должны содержать следующую информацию.

    Откуда поступило каждое пожертвование (включая дату, полное имя, адрес каждого жертвователя и его род занятий?

    На что были осуществлены расходы (с указанием даты, полного имени, адреса лица, которому были переведены денежные средства)?

    Цель расходов

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ

Обязанности кандидатов, казначеев и организаторов выборов должны быть четко определены в законе для обеспечения действия принципа отчетности и соответствия требованиям закона. Установление штрафных санкций в отношении кандидатов может явиться эффективным средством обеспечения деятельности законов первой очереди. Применение административных наказаний или привлечение к уголовной ответственности должно использоваться как запасное средство для более серьезных, грубых и намеренных правонарушений. Меры по обеспечению действия законов должны проводиться в полном объеме на основе принципа единообразия. Наказания должны применяться к нарушителям законов для того, чтобы обеспечить правопорядок и поставить преграды правонарушителям.

Непредставление отчетности

Когда сотрудник регистрирующего органа определит, что отчет не представлен, он должен немедленно уведомить кандидата о непредставлении отчетности и сообщить о размере штрафа, налагаемого за каждый день просрочки.

Уведомление о штрафе

Когда отчет представлен с задержкой, сотрудник регистрирующего органа определяет сумму причитающего штрафа и уведомляет об этом кандидата. Штраф определяется на основе нижеследующей информации в зависимости от того, что наступит ранее.

    Дата получения отчета регистрирующим органом

    Дата, указанная на почтовом штемпеле отправленного почтой отчета

    Дата, указанная кандидатом на почтовой квитанции при отправке отчета по почте

    Дата доставки официальной курьерско - экспедиторской службой

Отчет избирательной комиссии о правонарушениях

После получения уведомления о наложении штрафа кандидат имеет в своем распоряжении установленный период времени для уплаты штрафа или обжалования решения в избирательную комиссию. Кандидат может обжаловать или оспорить решение о наложении штрафа в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств, вызвавших просрочку предоставления отчетности. Избирательная комиссия имеет право провести расследование и определить, имело ли место нарушение законов о выборах и вынести решение о таком нарушении. Нарушением считается преднамеренное совершение действия, запрещенного законом о выборах, или преднамеренное несовершение действия, требуемого законами о выборах.

Кроме того, избирательная комиссия может наложить штраф на кандидата, менеджера предвыборной кампании, казначея предвыборной кампании или заместителя казначея за непредставление отчетов о предвыборной кампании или представление неполного или неточного отчета помимо установленного ранее штрафа.

Если кандидат не ответит на уведомление о представлении неполного отчета, уведомление о непредставлении отчета или уведомление о наложении штрафа, Департамент по выборам может сообщить об этом в избирательную комиссию и санкционировать избирательную комиссию на принятие окончательного решения по делу.

Любое лицо, располагающее информацией о нарушении законов о выборах, может подать официальную жалобу в избирательную комиссию. Если комиссия решит, что жалоба имеет законное основание, она проводит расследование по факту нарушения закона о выборах.

Жалобы и все прилагаемые документы являются конфиденциальными, и любое лицо, раскрывающее информацию, связанную с жалобой, совершает тем самым административное правонарушение первой степени. Податель жалобы при этом не связан с какими-либо обязательствами о соблюдении конфиденциальности. Лицо, в отношении которого подается жалоба, подпадает под действие положений о конфиденциальности, однако может отказаться от своих прав, представив заявление о том, в комиссию.

Проблемы, возникающие при осуществлении и обеспечении действия положений закона о финансировании предвыборной кампании

Нет ни одной системы, регулирующей вопросы финансирования предвыборных кампаний, без определенных проблем. Ниже приводится перечень проблем, с которыми пришлось столкнуться нашей организации.

    В связи с большим количеством кандидатов сложно обработать все поступающие отчеты.

    Недостаточное финансирование приводит к недостаточному количеству персонала, отвечающего за контроль и аудиторскую проверку отчетов.

    Недостаточны полномочия по обеспечению действия законов.

    Кандидаты не полностью понимают требования закона и, таким образом, не соблюдают их. Из-за запутанных правил и инструкций кандидатам сложно интерпретировать их.

    Сложные по форме и содержанию образцы документов и формы, соблюдение которых предписано законом.

    Иногда кандидаты не могут провести разграничения между личными расходами и расходами на предвыборную кампанию.

    Нечестность кандидатов при предоставлении отчетности о финансовых операциях.

Избирательный орган должен иметь достаточно средств для сбора и анализа отчетов о финансировании предвыборных кампаний, предоставляемых кандидатами. Такая процедура проверки и обобщения должна стать неотъемлемой частью эффективного закона о раскрытии финансовой информации.

Анкета

1. Вы лучше поняли роль финансирования предвыборных кампаний для обеспечения демократических выборов?

2. Вы поняли, каким образом финансирование и отчетность обеспечивают открытость и гласность выборов?

3. Достаточно ли ясно были доведены эти концепции?

4. Поможет ли Вам данное руководство при разработке законов и нормативных положений, регулирующих вопросы отчетности и обеспечения действия требований об отчетности по вопросам финансирования предвыборной кампании?

5. Достаточно ли было предоставлено времени на обсуждение раскрываемых вопросов?




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта