«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
Глава XII - Голосование и определение результатов выборов
Статья 67 - Помещение для голосования
Помещение для голосования безвозмездно предоставляется участковым избирательным комиссиям главой соответствующего муниципального образования, а в случае, если уставом муниципального образования должность главы муниципального образования не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то органом местного самоуправления. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места, пригодные для тайного голосования. Кабины, иные специально оборудованные места для тайного голосования оснащаются столами, системой освещения и письменными принадлежностями (применение карандашей для таких целей не допускается).
Внутри помещения для голосования или непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на котором помещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней и информация обо всех кандидатах, баллотирующихся по соответствующему одномандатному избирательному округу, избирательных объединениях, избирательных блоках, списки кандидатов которых зарегистрированы избирательной комиссией [субъекта Российской Федерации]. Образцы заполненных избирательных бюллетеней не должны содержать фамилии кандидатов, баллотирующихся по данному избирательному округу, а также названия избирательных объединений, избирательных блоков, участвующих в данных выборах. В указанных информационных материалах не должно содержаться агитационных призывов.
В помещении для голосования должна находиться увеличенные формы протокола об итогах голосования по одномандатному избирательному округу и об итогах голосования по избирательному округу [субъекта Российской Федерации], предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления.
Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, кабины и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
Статья 68 - Избирательные бюллетени
Каждый избиратель получает два избирательных бюллетеня для голосования по выборам депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти [субъекта Российской Федерации]: один - для голосования по избирательному округу [субъекта Российской Федерации], другой - для голосования по одномандатному избирательному округу.
Форма избирательных бюллетеней утверждается избирательной комиссией [субъекта Российской Федерации] не позднее чем за 28 дней до дня голосования. Текст избирательного бюллетеня для голосования по избирательному округу [субъекта Российской Федерации] утверждается избирательной комиссией [субъекта Российской Федерации], а для голосования по одномандатному избирательному округу - соответствующей окружной избирательной комиссией не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне избирательного бюллетеня и должен содержать разъяснение о порядке заполнения избирательного бюллетеня.
Избирательный бюллетень для голосования по одномандатному избирательному округу должен содержать в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех кандидатов, зарегистрированных в избирательном округе, а также их год рождения, адрес места жительства, основное место работы или службы, род занятий. Если кандидат выдвинут избирательным объединением или избирательным блоком, в бюллетене указывается наименование такого избирательного объединения или избирательного блока. Если кандидат выдвинут непосредственно избирателями, его принадлежность к общественному объединению указывается только по желанию кандидата. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня кандидатов помещается строка «Против всех кандидатов» с расположенным справа от нее пустым квадратом.
Избирательный бюллетень для голосования по избирательному округу [субъекта Российской Федерации] должен содержать наименования всех избирательных объединений или избирательных блоков, зарегистрировавших список кандидатов; наименования располагаются в порядке, который определяется жеребьевкой, проводимой избирательной комиссией [субъекта Российской Федерации]. Фамилии, имена и отчества первых трех кандидатов в каждом списке кандидатов размещаются под наименованием избирательного объединения или блока, зарегистрировавшего список кандидатов. Справа от наименования каждого избирательного объединения, избирательного блока помещается пустой квадрат. В конце перечня избирательных объединений и избирательных блоков помещается строка «Против всех списков кандидатов« с расположенным справа от нее пустым квадратом.
Избирательные бюллетени для голосованию по избирательному округу [субъекта Российской Федерации] изготовляются исключительно по распоряжению и под наблюдением избирательной комиссии [субъекта Российской Федерации], а избирательные бюллетени для голосования по одномандатным избирательным округам - соответствующих окружных избирательных комиссий. Избирательные бюллетени являются документами строгой отчетности. Степень защиты избирательных бюллетеней определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Число избирательных бюллетеней, изготовленных для проведения выборов депутатов по каждому избирательному округу, не должно превышать более чем на 3 процента число зарегистрированных по данному округу избирателей. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. По решению избирательной комиссии [субъекта Российской Федерации] избирательные бюллетени печатаются на русском и других языках народов Российской Федерации на территории их компактного проживания. Если избирательные бюллетени печатаются на двух или более языках, каждый избирательный бюллетень на данном избирательном участке должен содержать текст на русском языке. Текст таких избирательных бюллетеней утверждается избирательной комиссией [субъекта Российской Федерации]. Избирательные бюллетени печатаются не позднее чем за 20 дней до дня голосования по распоряжению соответствующих избирательных комиссий.
Избирательные бюллетени типография после выбраковки передает по акту не менее, чем двум уполномоченным для этого членам избирательной комиссии, разместившей в соответствии с настоящим Законом заказ на изготовление избирательных бюллетеней. После передачи бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники типографии в присутствии членов соответствующей избирательной комиссии, доверенных лиц кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков уничтожают отбракованные и лишние избирательные бюллетени, о чем составляется акт, который подписывается всеми присутствующими лицами.
Избирательные бюллетени доставляются в окружные избирательные комиссии не позднее чем за 16 дней до дня голосования, а в участковые избирательные комиссии - не позднее чем за 4 дня до дня голосования. Число избирательных бюллетеней, передаваемых участковым избирательным комиссиям, не должно превышать число избирателей, включенных в список избирателей по избирательному участку более чем на 0,5%.
Ответственность за правильность передачи избирательных бюллетеней несут председатели избирательных комиссий, осуществляющих передачу и получение бюллетеней. Избирательная комиссия [субъекта Российской Федерации] устанавливает форму акта сдачи-приемки бюллетеней, который подписывается в двух экземплярах председателем и секретарем каждой избирательной комиссии, которая передает или получает избирательные бюллетени. Данный акт подтверждает число переданных или полученных избирательных бюллетеней. Указанные акты должны храниться каждой комиссией вместе с другими избирательными документами. До дня голосования бюллетени должны храниться в опечатанном и охраняемом помещении.
На лицевой стороне избирательного бюллетеня в правом верхнем углу два члена участковой избирательной комиссии ставят свои подписи, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Избирательные бюллетени, не заверенные участковой избирательной комиссией (за исключением бюллетеней, заверенных окружной избирательной комиссией в случае досрочного голосования в соответствии с настоящим Законом), признаются избирательными бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются. В случае выбытия некоторых кандидатов (списков кандидатов) после изготовления избирательных бюллетеней участковые избирательные комиссии по указанию избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), вычеркивают в бюллетенях данные о соответствующих кандидатах (списках кандидатов). Избирательные комиссии не должны вносить какие-либо другие отметки в избирательные бюллетени. Информация о кандидатах, которые были сняты с регистрации, снявших свои кандидатуры или отозванных избирательным объединением, избирательным блоком, а также об избирательных объединениях, избирательных блоках, отказавшихся от участия в выборах и отозвавших списки кандидатов, после того, как были напечатаны избирательные бюллетени, помещается на стенде внутри или перед помещением для голосования, а также в кабинах для голосования в соответствии с настоящим Законом.
В исключительных случаях на избирательных участках, расположенных в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, при наличии технических средств допускается изготовление избирательной документации, включая избирательные бюллетени, непосредственно участковой избирательной комиссией. Решение о изготовлении избирательной документации с указанием необходимого тиража бюллетеней принимается участковой избирательной комиссией по согласованию с окружной избирательной комиссией.
Статья 69 - Досрочное голосование
Избиратель, который в день голосования по какой-либо причине будет отсутствовать по месту своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательные бюллетени в помещении окружной избирательной комиссии (15 - 4 дня до дня голосования) или участковой избирательной комиссии (не ранее чем за 3 дня до дня голосования) соответствующей территории, на которой проживает такой избиратель. Окружные и участковые избирательные комиссии при досрочном голосовании обязаны обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательных бюллетеней и учет волеизъявления избирателя, проголосовавшего досрочно, при установлении итогов голосования и определении результатов выборов. При досрочном голосовании в помещении окружной или участковой избирательной комиссии два члена комиссии должны поставить свои подписи на лицевой стороне выдаваемых ему избирательных бюллетеней в правом верхнем углу, которые заверяются печатью комиссии до выдачи избирательных бюллетеней избирателю. Окружная избирательная комиссия составляет список досрочно проголосовавших избирателей. Участковая избирательная комиссия продолжает составление данного списка.
Получение избирателем бюллетеней должно быть удостоверено подписью избирателя в списке избирателей, проголосовавших досрочно. Избиратель помещает заполненные избирательные бюллетени в конверт, который затем заклеивается и передается дежурному члену участковой или окружной избирательной комиссии. Два члена комиссии ставят свои подписи на месте склейки на конверте, которые заверяются печатью комиссии, а также подписью избирателя, проголосовавшего досрочно.
Запечатанные конверты с избирательными бюллетенями хранятся у секретаря окружной избирательной комиссии в помещении комиссии до момента передачи всех бюллетеней в участковую избирательную комиссию, в помещении участковой избирательной комиссии - до дня голосования. Окружные избирательные комиссии передают список избирателей, проголосовавших досрочно, и конверты с заполненными избирательными бюллетенями соответствующей участковой избирательной комиссии не позднее чем за 3 дня до дня голосования. Участковая избирательная комиссия обязана проверить список избирателей, проголосовавших досрочно, и число запечатанных конвертов с избирательными бюллетенями, полученными участковой избирательной комиссией, после чего председатель и секретарь окружной и участковой избирательной комиссии подписывают акт сдачи-приемки бюллетеней и списка досрочно проголосовавших избирателей по форме, установленной избирательной комиссией [субъекта Российской Федерации]. Указанные акты хранятся в каждой комиссии совместно с другими избирательными документами.
В исключительных случаях окружная избирательная комиссия вправе по согласованию с избирательной комиссией [субъекта Российской Федерации] принять решение о проведении досрочного голосования, но не ранее 20 дней до дня голосования на отдельных избирательных участках, образованных в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на одном или более избирательных участках.
Статья 70 - Порядок голосования
Участковые избирательные комиссии оповещают избирателей о месте и времени голосования не позднее чем за 20 дней до дня проведения голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного голосования не позднее чем за 5 дней до дня голосования.
Голосование проводится с 8:00 до 22:00 часов по местному времени в день голосования.
В 8:00 часов в день голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым. Председатель предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям и иным лицам, указанным в части 2 статьи 30 настоящего Закона пустые стационарные и переносные ящики для голосования, которые вслед за тем опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии в присутствии указанных лиц перед началом голосования сообщает о количестве избирателей, проголосовавших досрочно, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с избирательными бюллетенями и список избирателей, проголосовавших досрочно. Затем конверты поочередно вскрываются, и извлеченные оттуда избирательные бюллетени помещаются в стационарный ящик для голосования, при этом должна быть соблюдена тайна волеизъявления избирателя. Если из конверта извлечено более двух избирательных бюллетеней, все избирательные бюллетени, извлеченные из такого конверта, признаются недействительными и погашаются, о чем делается запись в протоколе участковой избирательной комиссии. Число избирателей, проголосовавших досрочно (отдельно - в окружной и участковой избирательной комиссии) перед началом голосования вносится в строки 3 и 4 протоколов об итогах голосования и в увеличенные формы протоколов об итогах голосования, а в списке избирателей - против соответствующих фамилий избирателей делается отметка «Проголосовал досрочно».
Председатель участковой избирательной комиссии затем приглашает избирателей приступить к голосованию.
Избиратель предъявляет свой паспорт или заменяющий его документ, члену избирательной комиссии с правом решающего голоса, ответственному за выдачу бюллетеней. Затем избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего паспорт документа могут быть внесены в список избирателей членом избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность записи, произведенной в списке избирателей, и расписывается в списке избирателей в получении избирательных бюллетеней, после чего член избирательной комиссии с правом решающего голоса выдает избирателю избирательные бюллетени.
Если избиратель не может самостоятельно расписаться в списке избирателей в получении избирательных бюллетеней, он вправе воспользоваться помощью другого избирателя, за исключением членов участковой избирательной комиссии, уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока, кандидатов, доверенных лиц кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков или наблюдателей. Лицо, оказавшее помощь избирателю, расписывается в списке избирателей в строке «Подпись избирателя в получении избирательного бюллетеня» с указанием своей фамилии, имени и отчества.
Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц запрещено. Избирательные бюллетени заполняются в кабинах или иных специально оборудованных местах для тайного голосования. Голосование в иных местах в помещении участковой избирательной комиссии не допускается.
Присутствие кого-либо другого, кроме самого избирателя в кабине, ином специально оборудованном месте для тайного голосования не допускается. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательные бюллетени, вправе пригласить в кабину, специально оборудованное место или комнату для тайного голосования для оказания ему помощи любое лицо, за исключением членов участковой избирательной комиссии, уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока, кандидатов, доверенных лиц кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и наблюдателей. Фамилия лица, оказавшего помощь избирателю, отмечается в списке избирателей напротив подписи избирателя в получении избирательных бюллетеней.
Для того чтобы заполнить избирательный бюллетень, избиратель проставляет любой знак в пустом квадрате справа от фамилии кандидата (наименования избирательного объединения, избирательного блока), за которого (за список кандидатов которого) он голосует или в квадрате справа от строки «Против всех кандидатов» (»Против всех списков кандидатов»). Если избиратель считает, что допустил ошибку при заполнении избирательного бюллетеня, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии, который выдал ему избирательные бюллетени, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень вместо испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень и делает соответствующую запись в списке избирателей напротив фамилии этого избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается (при этом должна быть обеспечена тайна голосования), о чем двумя членами участковой избирательной комиссии составляется акт.
Избиратель опускает заполненные избирательные бюллетени в опечатанные (опломбированные) стационарные ящики для голосования.
Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя участковой избирательной комиссии, его заменяет заместитель председателя участковой избирательной комиссии. В случае отсутствия заместителя председателя - секретарь или любой другой член участковой избирательной комиссии, должным образом уполномоченный ею.
Следующие лица вправе присутствовать в помещении для голосования и наблюдать за ходом голосования, подсчета голосов и оформления протоколов об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями:
кандидаты и их доверенные лица,
уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, избирательных блоков,
наблюдатели,
иностранные (международные) наблюдатели,
представители средств массовой информации.
Представители государственных органов и органов местного самоуправления могут находиться на избирательных участках в ходе голосования, подсчета голосов и подведения итогов голосования участковой избирательной комиссией только по инициативе комиссии и исключительно для целей содействия проведению выборов или обеспечения порядка. Представители государственных органов и органов местного самоуправления не могут при исполнении своих служебных обязанностей одновременно выступать в качестве наблюдателей.
Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они пытаются воспрепятствовать работе избирательной комиссии либо осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав, а также нарушить тайну голосования. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией. При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении отстраненного члена участковой избирательной комиссии, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами.
Статья 71 - Голосование вне помещения для голосования
Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, включая избирателей, которые по состоянию здоровья или любой другой уважительной причине не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях в участковой избирательной комиссии должно быть необходимое число (но не более трех) переносных ящиков для голосования, которое определяется окружной избирательной комиссией. Каждому переносному ящику для голосования участковой избирательной комиссией присваивается порядковый номер.
Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе и переданного при содействии других лиц) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Заявление (обращение) может быть сделано избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее 4 часов до истечении времени голосования. Участковая избирательная комиссия регистрирует все поданные заявления (обращения) в специальном реестре. При регистрации устного обращения в реестре указывается время его поступления и проставляется подпись члена комиссии, принявшего телефонограмму либо сообщение лица, передавшего обращение. При прибытии членов участковой избирательной комиссии к избирателю устное обращение подтверждается письменным заявлением. В заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должны содержаться те же данные об избирателе, что и в списке избирателей, и должна быть указана причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования.
Голосование вне помещения для голосования проводят два члена участковой избирательной комиссии, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой избирательной комиссии переносной ящик, необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы, заверенную выписку из реестра заявлений (обращений) избирателей, содержащую необходимые данные об избирателе и поступившие письменные заявления избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также письменные принадлежности, необходимые для заполнения избирателем избирательных бюллетеней.
Фамилии членов комиссии, проводящих голосование избирателей вне помещения для голосования, заносятся в протокол комиссии. Эти члены комиссии получают под роспись по акту, подписываемому председателем и секретарем комиссии, избирательные бюллетени.
Непосредственно перед отправкой переносных ящиков для голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет об этом всем присутствующим в помещении для голосования, сообщает число поступивших от избирателей обращений и заявлений о голосовании вне помещения для голосования, а также число бюллетеней, выданных членам избирательной комиссии, сопровождающим переносной ящик, и приглашает наблюдателей сопровождать членов комиссии, проводящих голосование вне помещения для голосования. При этом участковая избирательная комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой комиссии возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками.
После получения избирательных бюллетеней избиратель на письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования проставляет серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа и расписывается в получении избирательных бюллетеней, после чего заполняет избирательные бюллетени с соблюдением тайны голосования. Члены избирательной комиссии своими подписями на заявлении удостоверяют факт выдачи избирательных бюллетеней. В заявлении также делаются отметки о получении нового бюллетеня взамен испорченного, а в случае получения избирателем более двух бюллетеней - об общем количестве полученных бюллетеней.
Проведение голосования вне помещения для голосования не может нарушать право избирателя на тайну голосования, оказывать влияние или искажать волеизъявление избирателя или любым другим образом нарушать избирательные права граждан.
Члены участковой избирательной комиссии, выехавшие по заявлениям (обращениям) избирателей вправе выдать избирательные бюллетени только тем избирателям, заявления (обращения) которых зарегистрированы в соответствующем реестре.
В случае, если избиратель, от которого поступило заявление (обращение) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение участковой избирательной комиссии для голосования после направления к нему членов комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования, соответствующий член участковой избирательной комиссии не вправе выдать ему в помещении избирательной комиссии избирательные бюллетени до возвращения членов комиссии, выезжавших по заявлению (обращению) данного избирателя, и установления факта, что голосование указанным избирателем не производилось.
По возвращении членов комиссии, сопровождающих переносные ящики для голосования, в помещение для голосования в списке избирателей ими проставляются серия и номер паспорта (или заменяющего его документа) избирателей, проголосовавших вне помещения для голосования, и одновременно в соответствующей графе (графах) делается особая отметка «Голосовал вне помещения для голосования». Число письменных заявлений избирателей, а также число использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте, который прилагается к протоколу участковой избирательной комиссии. В данном акте также указываются сведения о членах участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения голосования.
Переносные ящики для голосования должны находиться на виду у членов комиссии, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, иных лиц, указанных в части 2 статьи 30 и не могут вскрываться до начала подсчета голосов избирателей.
Статья 72 - Протоколы участковой избирательной комиссии об итогах голосования
Участковая избирательная комиссия затем составляет протокол комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу и протокол комиссии об итогах голосования по избирательному округу [субъекта Российской Федерации] на соответствующем избирательном участке.
Каждый из указанных протоколов участковой избирательной комиссии должен содержать:
а) номер экземпляра;
б) обозначение выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти [субъекта Российской Федерации], а также указание, по какому избирательному округу устанавливаются итоги голосования;
в) слово «Протокол»;
г) наименование избирательной комиссии с указанием номера избирательного участка;
д) строки протокола:
строка 1: число избирателей, внесенных в список избирателей;
строка 2: число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией;
строка 3: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно, в том числе отдельной строкой 4 - в помещении окружной избирательной комиссии;
строка 5: число погашенных избирательных бюллетеней;
строка 6: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования;
строка 7: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования;
строка 8: число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования;
строка 9: число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования;
строка 10: число действительных избирательных бюллетеней;
строка 11: число недействительных избирательных бюллетеней, в том числе отдельными строками 12 и 13 - число бюллетеней, признанных недействительными вследствие обнаружения в переносных ящиках для голосования большего количества избирательных бюллетеней, чем число заявлений избирателей, и число бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций;
строка14: число голосов, поданных за каждого из кандидатов, фамилии которых включены в избирательный бюллетень (за каждый из списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками, наименования которых внесены в избирательный бюллетень);
строка 15: число голосов, поданных против всех кандидатов (против всех списков кандидатов);
е) перечень жалоб (заявлений), актов и иных документов, прилагаемых к протоколу;
ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов участковой избирательной комиссии и их подписи;
з) дата и время подписания протокола;
е) печать избирательной комиссии.
Числа, указанные в части 2 настоящей статьи, заносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью.
Статья 73 - Подсчет голосов на избирательном участке
Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно. Подсчет голосов проводится непосредственно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса без перерыва до определения итогов голосования. При подсчете голосов вправе присутствовать члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, кандидаты и их доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, избирательных блоков, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели, а также представители средств массовой информации.
По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования, могут получить избирательные бюллетени и проголосовать.
Перед вскрытием ящиков для голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. При погашении бюллетеня отрезается его нижний левый угол. Число таких избирательных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования, объявляется и заносится в строку 5 соответствующего протокола об итогах голосования и в увеличенные формы протоколов об итогах голосования, находящиеся в помещении для голосования.
Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей по избирательным бюллетеням председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии уточняет, оглашает и заносит в строки 1 и 2 протоколов об итогах голосования и их увеличенные формы:
число избирателей, внесенных в список избирателей;
число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией (данные о бюллетенях, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей в помещении окружной избирательной комиссии, в указанное число не входят).
Затем в строки 6 и 7 протоколов об итогах голосования и в их увеличенные формы заносятся следующие данные:
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей).
После этого председателем или секретарем избирательной комиссии обеспечивается хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов. Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования в соответствии с настоящей статьей.
Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии для всех присутствующих при подсчете. Членам избирательной комиссии, за исключением председателя (заместителя председателя) и секретаря избирательной комиссии запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями.
При непосредственном подсчете голосов участковая избирательная комиссия отделяет избирательные бюллетени неустановленной формы. Бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются.
Председатель комиссии затем проверяет печати на всех переносных ящиках для голосования и предлагает членам комиссии, кандидатам и их доверенным лицам, наблюдателям, иностранным [международным] наблюдателям, а также представителям средств массовой информации удостовериться в том, что ящики должным образом запечатаны.
Члены комиссии с правом решающего голоса затем вскрывают переносные ящики для голосования и отдельно подсчитывают число избирательных бюллетеней для голосования по одномандатному избирательному округу и избирательному округу [субъекта Российской Федерации], содержащихся внутри каждого ящика. Число соответствующих избирательных бюллетеней установленной формы, содержащихся в переносных ящиках, определяются отдельно по каждому ящику, а общее число извлеченных соответствующих бюллетеней установленной формы заносится в строки 8 протоколов об итогах голосования и в их увеличенные формы. Если число избирательных бюллетеней для голосования по одномандатному избирательному округу или избирательному округу [субъекта Российской Федерации] внутри переносного ящика для голосования превышает число письменных заявлений избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, содержащих отметку о количестве полученных бюллетеней и соответствующих такому ящику, все соответствующие избирательные бюллетени, содержащиеся в таком переносном ящике для голосования решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными. В таком случае к протоколу комиссии прилагается акт, отражающий этот факт, с указанием фамилий и инициалов членов участковой избирательной комиссии, сопровождавших данный переносной ящик для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней вносится в строки 12 протоколов об итогах голосования и в их увеличенные формы.
Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.
Затем отделяются бюллетени для голосования по одномандатному округу от бюллетеней для голосования для избирательному округу [субъекта Российской Федерации], содержащиеся в переносных и стационарных ящиках. Первоначально производится сортировка и подсчет избирательных бюллетеней для голосования по одномандатному избирательному округу, а затем сортировка и подсчет избирательных бюллетеней для голосования по избирательному округу [субъекта Российской Федерации].
Члены участковой избирательной комиссии сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов (список кандидатов), а также по голосам, поданным против всех кандидатов (списков кандидатов), одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При этом члены участковой избирательной комиссии оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим при непосредственном подсчете бюллетеней. Одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается.
Затем производится подсчет голосов избирателей по бюллетеням установленной формы. Не менее чем два члена избирательной комиссии подсчитывают избирательные бюллетени отдельно по каждому кандидату (списку кандидатов) и по позиции «против всех кандидатов» (»против всех списков кандидатов»). Полученные данные заносятся в строки 14 и 15 протоколов об итогах голосования, а также в их увеличенные формы.
Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными признаются избирательные бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление избирателей, включая избирательные бюллетени, в которых отметка проставлена в нескольких квадратах или не поставлено никаких отметок. В случае сомнения избирательная комиссия решает вопрос голосованием. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным, участковая избирательная комиссия указывает причины недействительности на оборотной стороне избирательного бюллетеня. Эта запись подтверждается подписями не менее 3 членов участковой избирательной комиссии и заверяется печатью комиссии. Количество недействительных бюллетеней заносится в строки 11 и 13 протоколов об итогах голосования и в их увеличенные формы.
Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в строки 10 протоколов об итогах голосования и в их увеличенные формы число действительных избирательных бюллетеней.
Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают, оглашают и заносят в строки 9 протоколов об итогах голосования, а также в их увеличенные формы количество бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования.
После этого с рассортированными бюллетенями для голосования вправе визуально ознакомиться члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели, представители средств массовой информации под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
После этого производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протоколы об итогах голосования. В случае, если контрольные соотношения не совпали, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протоколов об итогах голосования.
Протоколы об итогах голосования заполняется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса с проставлением даты и времени (часа, минуты) его подписания.
Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. При подписании протокола члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
По требованию члена участковой избирательной комиссии, наблюдателя, кандидата или его доверенного лица, участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования обязана выдать указанным лицам или предоставить возможность изготовить копию протокола об итогах голосования, а также заверить ее.
Первые экземпляры протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу и по избирательному округу [субъекта Российской Федерации] после подписания их всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса незамедлительно направляются в окружную избирательную комиссию и возврату в участковую избирательную комиссию не подлежат. К первым экземплярам протоколов об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, поступившие в избирательную комиссию жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, а также принятые по данным жалобам (заявлениям) решения избирательной комиссии и составленные участковой избирательной комиссией акты. Заверенные копии указанных документов и решений избирательной комиссии приобщаются ко вторым экземплярам протоколов.
Вторые экземпляры протоколов вместе избирательными документами, предусмотренными настоящим Законом, включая избирательные бюллетени, а также печать участковой избирательной комиссии хранятся секретарем участковой избирательной комиссии в опечатанном виде в охраняемом помещении до окончания работы комиссии.
Третьи экземпляры протоколов (их копии) вывешиваются для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой избирательной комиссией.
В случаях и в порядке, предусмотренными законами [субъекта Российской Федерации], участковые избирательные комиссии вправе использовать для организации голосования и подсчета голосов на выборах технические средства подсчета голосов, в том числе сканеры избирательных бюллетеней. При использовании технических средств подсчета голосов запрещается разглашение данных подсчета голосов до окончания голосования на избирательном участке, за исключением данных об общем числе проголосовавших избирателей.
Данные протоколов об итогах голосования передаются по техническим каналам связи в электронном виде в окружную избирательную комиссию с обязательным последующим представлением первых экземпляров протоколов об итогах голосования, а также всей прилагаемой к ним избирательной документации, в окружную избирательную комиссию при наступлении первой возможности.
Статья 74 - Повторный подсчет голосов
В случае, если после подписания протокола об итогах голосования и (или) сводной таблицы и направления их первых экземпляров в вышестоящую избирательную комиссию, избирательная комиссия, направившая протокол, сводную таблицу, выявила в них неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных протоколов нижестоящих избирательных комиссий), она вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и (или) сводную таблицу. О принятом решении комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола или сводной таблицы, а также представителей средств массовой информации. В этом случае избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка «Повторный». Указанный протокол незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию.
При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и или сводных таблицах об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц, поступивших из нижестоящей избирательной комиссии, вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей нижестоящей избирательной комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке или на соответствующей территории. Повторный подсчет голосов избирателей проводится в присутствии члена (членов) вышестоящей избирательной комиссии с правом решающего голоса избирательной комиссией, составившей и утвердившей протокол, который подлежит проверке, или комиссией, принявшей решение о повторном подсчете голосов избирателей. Избирательная комиссия, осуществляющая проведение повторного подсчета голосов избирателей, извещает об этом членов соответствующей избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, кандидатов и их доверенных лиц, уполномоченных представителей и доверенных лиц избирательных объединений, избирательных блоков, представителей средств массовой информации, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей. По итогам повторного подсчета голосов избирателей избирательная комиссия, осуществившая такой подсчет, составляет протокол (протоколы) об итогах голосования, на котором делается отметка «Повторный подсчет голосов». Протокол незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию.
Статья 75 - Правила определения результатов выборов в одномандатном избирательном округе
Кандидат, получивший наибольшее количество голосов среди кандидатов, баллотирующихся по одномандатному избирательному округу, признается избранным по данному округу. В случае равенства голосов, поданных за двух кандидатов, кандидат, зарегистрированный ранее, признается избранным.
Выборы признаются несостоявшимися по одномандатному избирательному округу:
если в них приняло участие менее 25 процентов от общего числа избирателей, зарегистрированных по избирательному округу, либо
если число голосов, поданных против всех кандидатов окажется больше, чем число голосов, отданных за кандидата, получившего наибольшее число голосов по отношению к другим кандидатам (кандидату).
Выборы по одномандатному избирательному округу признаются недействительными:
если нарушения настоящего Закона, допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, или
если выборы были признаны недействительными не менее чем на одной четверти избирательных участков; либо
по решению суда.
Если выборы по одномандатному избирательному округу признаны недействительными или несостоявшимися, в таком избирательном округе проводятся повторные выборы депутатов по решению избирательной комиссии [субъекта Российской Федерации].
Статья 76 - Порядок определения результатов выборов по одномандатному избирательному округу и оформление протокола окружной избирательной комиссии
На основании данных первых экземпляров протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования по одномандатному избирательному округу, окружная избирательная комиссия определяет результаты выборов в соответствующем одномандатном избирательном округе не позднее чем через 3 дня со дня голосования. Данные протоколов участковых избирательных комиссий обобщаются и подсчитываются непосредственно членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
В соответствующие строки протокола комиссии о результатах выборов заносятся:
число участковых избирательных комиссий в округе;
число протоколов участковых избирательных комиссий, на основании которых составлен протокол окружной избирательной комиссии;
результаты суммирования данных, содержащихся в соответствующих строках протоколов об итогах голосования, полученных из участковых избирательных комиссий;
одно из следующих решений, принимаемых избирательной комиссией:.
а) о признании избранным кандидата с указанием его фамилии, имени, отчества; при этом также указывается каким избирательным объединением, избирательным блоком был выдвинут кандидат, либо отмечается его выдвижение непосредственно избирателями;
б) о признании выборов недействительными;
в) о признании выборов несостоявшимися.
Окружные избирательные комиссии составляют протокол в 3-х экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами избирательной комиссии с правом решающего голоса. При этом вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, избирательных блоков, наблюдатели, иностранные [международные] наблюдатели, а также представители средств массовой информации. К протоколу приобщается сводная таблица об итогах голосования по одномандатному избирательному округу, включающая в себя полные данные соответствующих протоколов всех участковых избирательных комиссий. Член окружной избирательной комиссии, не согласный с протоколом полностью или отдельными его положениями, вправе приложить к первому экземпляру протокола свое особое мнение, о чем делается соответствующая запись в протоколе.
Первый экземпляр протокола окружной избирательной комиссии и сводной таблицы незамедлительно направляются в избирательную комиссию [субъекта Российской Федерации]. Жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в окружную избирательную комиссию, а также принятые по ним решения избирательной комиссии приобщаются к первому экземпляру протокола.
Второй экземпляр вышеуказанного протокола и сводной таблицы хранятся у секретаря окружной избирательной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решения по ним окружной избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола. К нему также прилагается список членов окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, кандидатов и их доверенных лиц, уполномоченных представителей и доверенных лиц избирательных объединений, избирательных блоков, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, а также представителей средств массовой информации, присутствовавших при определении результатов выборов и составлении протокола.
Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомления кандидатам и их доверенным лицами, уполномоченным представителям избирательных объединений, избирательных блоков и их доверенным лицам, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, а также представителям средств массовой информации. Все вышеуказанные лица вправе получить копии третьего экземпляра протокола, заверенные окружной избирательной комиссией.
В течение 12 часов после составления протокола, окружная избирательная комиссия вывешивает ксерокопию или другое точное воспроизведение третьего экземпляра протокола и сводной таблицы для публичного ознакомления в здании, где расположена окружная избирательная комиссия, или в другом близлежащем общедоступном месте. Документы вывешиваются на десять дней и должны быть доступны для публичного ознакомления ежедневно в течение такого периода не менее чем на 3 часа во время, удобное для избирателей.
Окружная избирательная комиссия обеспечивает хранение и сохранность вторых экземпляров протокола о результатах голосования и сводной таблицы, а также документов, приобщенных к ним в соответствии с настоящей статьей, не менее года со дня назначения следующих выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти [субъекта Российской Федерации]. Избирательные бюллетени и документы избирательной комиссии, кроме протоколов и сводных таблиц, жалоб (заявлений) на нарушения настоящего Закона, поступивших в окружные избирательные комиссии, и принятых по ним решений избирательной комиссии, хранятся не менее года со дня опубликования итогов голосования и результатов выборов.
Статья 77 - Порядок определения итогов голосования по избирательному округу [субъекта Российской Федерации] и оформление протокола окружной избирательной комиссии
На основании данных первых экземпляров протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования по избирательному округу [субъекта Российской Федерации], окружная избирательная комиссия определяет итоги голосования по избирательному округу [субъекта Российской Федерации] не позднее чем через 3 дня со дня голосования. Данные протоколов участковых избирательных комиссий обобщаются и подсчитываются непосредственно членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
В соответствующие строки протокола окружной избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному округу [субъекта Российской Федерации] заносятся:
число участковых избирательных комиссий в округе;
число протоколов участковых избирательных комиссий, на основании которых составлен протокол окружной избирательной комиссии;
результаты суммирования данных, содержащихся в соответствующих строках протоколов об итогах голосования, полученных из участковых избирательных комиссий.
Протокол окружной избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному округу [субъекта Российской Федерации] и сводная таблица об итогах голосования по избирательному округу [субъекта Российской Федерации] на территории одномандатного избирательного округа, включающая в себя полные данные протоколов всех участковых избирательных комиссий, составляется, предоставляется для ознакомления и хранится в порядке, определенном частями 3-7 статьи 76 настоящего Закона.
Статья 78 - Правила определения результатов выборов в избирательном округе [субъекта Российской Федерации]
Выборы по избирательному округу [субъекта Российской Федерации] признаются несостоявшимися:
если число голосов «Против всех списков кандидатов« окажется больше совокупного общего числа голосов, поданных за все списки кандидатов, получивших не менее 5 процентов голосов от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании; либо
если все списки кандидатов получили менее 5 процентов голосов от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании; либо
если в голосовании приняло участие менее 25 процентов от общего числа зарегистрированных избирателей в [субъекте Российской Федерации].
Выборы по избирательному округу [субъекта Российской Федерации] признаются недействительными:
если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, или
если итоги голосования были признаны недействительными не менее чем на одной четверти избирательных участков; либо
по решению суда.
Если выборы по избирательному округу [субъекта Российской Федерации] признаны недействительными или несостоявшимися, в таком избирательном округе проводятся повторные выборы депутатов по решению избирательной комиссии [субъекта Российской Федерации].
Избирательные объединения и избирательные блоки, списки кандидатов которых получили менее 5% голосов от общего количества избирателей, принявших участие в голосовании, исключаются из первоначального распределения депутатских мандатов по избирательному округу [субъекта Российской Федерации]. Количество избирателей, принявших участие в выборах, определяется по общему количеству бюллетеней установленной формы, обнаруженных в избирательных ящиках.
Первоначально подлежат распределению депутатские мандаты, количество которых равно общему числу всех депутатских мандатов, распределяемых по избирательному округу [субъекта Российской Федерации], уменьшенному на [пять - десять] мандатов (которые резервируются для распределения согласно «Порядку распределения компенсационных и оставшихся нераспределенными депутатских мандатов«, установленному в Приложении N3 к настоящему Закону). Каждое избирательное объединение или избирательный блок, списки кандидатов которых получили не менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, получают депутатские мандаты пропорционально числу полученных голосов (рассчитанных с точностью до сотых процента). Избирательная комиссия [субъекта Российской Федерации] подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных по избирательному округу [субъекта Российской Федерации] за все списки кандидатов избирательных объединений и избирательных блоков, получивших не менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Эта сумма делится на число депутатских мандатов, подлежащих первоначальному распределению. Полученный результат есть избирательная квота. Затем число голосов, полученных каждым списком кандидатов, участвующим в первоначальном распределении мандатов, делится на квоту. Целая часть полученного в результате деления числа есть число депутатских мандатов, которое получает соответствующее избирательное объединение или избирательный блок при первоначальном распределении депутатских мандатов по избирательному округу [субъекта Российской Федерации].
Распределение депутатских мандатов между кандидатами из списка кандидатов избирательного объединения или избирательного блока проводится в соответствии с порядком размещения кандидатов в этом списке, установленном в соответствии с настоящим Законом. Кандидаты, избранные по одномандатному избирательному округу, исключаются из распределения мандатов по спискам кандидатов, при этом в распределении принимают участие кандидаты, стоящие следующими по порядку в списке кандидатов за кандидатом, избранным по одномандатному избирательному округу.
[От пяти до десяти] депутатских мандатов по избирательному округу [субъекта Российской Федерации], которые были исключены из первоначального распределения депутатских мандатов, а также мандаты, оставшиеся нераспределенными при первоначальном распределении из-за дробного остатка распределяются согласно «Порядку распределения компенсационных и оставшихся нераспределенными депутатских мандатов«, установленному в Приложении N3 к настоящему Закону. Депутатские мандаты, распределяемые согласно Приложению, передаются кандидатам, состоящим в списке кандидатов избирательного объединения или избирательного блока в соответствии с порядком, установленном в предыдущей части настоящей статьи.
Статья 79 - Порядок определения результатов выборов в избирательном округе [субъекта Российской Федерации] и составление протокола избирательной комиссии [субъекта Российской Федерации]
Избирательная комиссия [субъекта Российской Федерации] определяет результаты выборов депутатов по избирательному округу [субъекта Российской Федерации] на основе данных протоколов окружных избирательных комиссий об итогах голосования по избирательному округу [субъекта Российской Федерации], а также с учетом данных протоколов окружных избирательных комиссий результаты выборов в соответствующем одномандатном избирательном округе в течение 10 дней после получения указанных протоколов.
Данные протоколов окружных избирательных комиссий подсчитывают и суммируют непосредственно члены избирательной комиссии [субъекта Российской Федерации] с правом решающего голоса.
Избирательная комиссия [субъекта Российской Федерации] вносит следующие данные в протокол о результатах выборов по избирательному округу [субъекта Российской Федерации]:
- число окружных избирательных комиссий в избирательном округе [субъекта Российской Федерации];
- число протоколов окружных избирательных комиссий, на основании которых составлен протокол избирательной комиссии [субъекта Российской Федерации];
- результаты суммирования данных, содержащихся в соответствующих строках протоколов об итогах голосования по избирательному округу [субъекта Российской Федерации], полученных из окружных избирательных комиссий;
- одно из следующих решений, принимаемых избирательной комиссией [субъекта Российской Федерации]:
а) о распределении депутатских мандатов между списками кандидатов (при этом указывается общее число депутатских мандатов выделенных каждому избирательному объединению, избирательному блоку и фамилия, имя, отчество каждого из кандидатов, избранных по избирательному округу [субъекта Российской Федерации];
б) о признании выборов недействительными;
в) о признании выборов несостоявшимися.
Протокол избирательной комиссии [субъекта Российской Федерации] подписывается всеми присутствующими членами избирательной комиссии [субъекта Российской Федерации] с правом решающего голоса, к протоколу приобщается сводная таблица об итогах голосования по избирательному округу [субъекта Российской Федерации], включающая в себя полные данные протоколов всех окружных избирательных комиссий. При определении результатов выборов депутатов по избирательному округу [субъекта Российской Федерации вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений и избирательных блоков, наблюдатели, иностранные [международные] наблюдатели, а также представители средств массовой информации. Член избирательной комиссии [субъекта Российской Федерации], не согласный с протоколом комиссии в целом или с отдельными его частями, вправе приложить особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
Избирательная комиссия [субъекта Российской Федерации] предоставляет заверенные копии своего протокола и сводной таблицы по запросу лиц, указанных в предыдущей части настоящей статьи.
Оригинал протокола о результатах выборов по избирательному округу [субъекта Российской Федерации] и сводной таблицы об итогах голосования, составленные избирательной комиссией [субъекта Российской Федерации] и первые экземпляры протоколов и сводных таблиц нижестоящих избирательных комиссий, переданные в избирательную комиссию [субъекта Российской Федерации], хранятся в комиссии не менее года после назначения даты следующих выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти [субъекта Российской Федерации]. Документы избирательной комиссии, кроме протоколов и сводных таблиц, жалоб (заявлений) на нарушения настоящего Закона, поступивших в избирательную комиссию [субъекта Российской Федерации], и принятых по ним решений избирательной комиссии хранятся не менее года со дня опубликования итогов голосования и результатов выборов.
Статья 80 - Определение общих итогов выборов
На основании протокола избирательной комиссии [субъекта Российской Федерации] о результатах выборов по избирательному округу [субъекта Российской Федерации] и протоколов окружных избирательных комиссий о результатах выборов по одномандатным избирательным округам, избирательная комиссия [субъекта Российской Федерации] в течение десяти дней после составления протокола о результатах выборов по избирательному округу [субъекта Российской Федерации] подводит общие итоги выборов депутатов.
Избирательная комиссия [субъекта Российской Федерации] признает недействительными выборы по одномандатному избирательному округу по основаниям, предусмотренным в статье 75 настоящего Закона.
Статья 81 - Повторные выборы
Если по избирательному округу выборы были признаны недействительными либо несостоявшимися, в таком избирательном округе по решению избирательной комиссии [субъекта Российской Федерации] проводятся повторные выборы депутатов в течение 90 дней после принятия решения о признании выборов недействительными или несостоявшимися. При этом по решению избирательной комиссии [субъекта Российской Федерации] сроки избирательных действий могут быть уменьшены на одну треть, за исключением действий проведение которых предусмотрено в течение последних 15 дней до дня голосования.
Избирательная комиссия [субъекта Российской Федерации] объявляет о дате проведения повторных выборов не позднее, чем через семь дней со дня голосования. Данное сообщение публикуется в средствах массовой информации.
Статья 82 - Регистрация избранных депутатов
В соответствии с Уставом (Конституцией) [субъекта Российской Федерации] и законами [субъекта Российской Федерации], кандидат, избранный депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти [субъекта Российской Федерации], в письменной форме уведомляет избирательную комиссию [субъекта Российской Федерации] о сложении с себя всех обязанностей или полномочий, не совместимых со статусом депутата.
После официального опубликования общих итогов выборов, избирательная комиссия [субъекта Российской Федерации] регистрирует депутатов, избранных по одномандатным избирательным округам и по избирательному округу [субъекта Российской Федерации], и выдает им удостоверения об избрании при условии выполнения ими требований, установленных в предыдущей части настоящей статьи.
Статья 83 - Обнародование итогов голосования и результатов выборов депутатов
Итоги голосования по каждому избирательному участку, избирательному округу, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии и непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, предоставляются соответствующей избирательной комиссией для ознакомления избирателям, кандидатам, доверенным лицам кандидатов, уполномоченным представителям и доверенным лицам избирательных объединений, избирательных блоков, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию.
Избирательная комиссия [субъекта Российской Федерации], окружные избирательные комиссии направляют общие данные о результатах выборов по избирательному округу в средства массовой информации в течение суток после определения результатов выборов.
Официальное опубликование общих итогов выборов, а также данных о количестве голосов избирателей, полученных каждым из кандидатов (списком кандидатов), голосов, поданных против всех кандидатов (списков кандидатов), осуществляется избирательной комиссией [субъекта Российской Федерации] не позднее 14 дней со дня голосования.
Окружная избирательная комиссия публикует в местной печати полные данные протоколов окружной комиссии об итогах голосования и результатах выборов, а также протоколов об итогах голосования всех участковых избирательных комиссий соответствующего избирательного округа не позднее чем через 30 дней со дня голосования.
В течение 60 дней со дня голосования, избирательная комиссия [субъекта Российской Федерации] публикует в печати полные данные протокола избирательной комиссии [субъекта Российской Федерации] о результатах выборов по избирательному округу [субъекта Российской Федерации], а также протоколов всех окружных избирательных комиссий об итогах голосования.
Статья 84 - Замещение вакантных мандатов депутата
Если депутат, избранный по одномандатному избирательному округу в соответствии с Конституцией (Уставом) [субъекта Российской Федерации] будет досрочно лишен полномочий, подаст заявление о сложении с себя полномочий, либо по иной причине будет не состоянии выполнять обязанности депутата до истечения срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти [субъекта Российской Федерации], избирательная комиссия [субъекта Российской Федерации] объявляет дату проведения дополнительных выборов депутата в таком одномандатном избирательном округе. Эти выборы проводятся в течение трех месяцев после появления вакансии.
Если до истечения срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти [субъекта Российской Федерации] остается меньше года, дополнительные выборы не проводятся, при условии, что число вакансий не препятствует осуществлению полномочий законодательным (представительным) органом государственной власти [субъекта Российской Федерации] в соответствии с Уставом (Конституцией), законами [субъекта Российской Федерации] либо регламентом законодательного (представительного) органа государственной власти [субъекта Российской Федерации].
Если депутат, избранный по списку кандидатов по избирательному округу [субъекта Российской Федерации], будет досрочно лишен полномочий, подаст заявление о сложении с себя полномочий, либо по иной причине будет не состоянии выполнять обязанности депутата до истечения срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти [субъекта Российской Федерации] в соответствии с Конституцией (Уставом) [субъекта Российской Федерации], его мандат передается кандидату, находящемуся следующим по порядку в списке кандидатов, выдвинутом избирательным объединением или избирательным блоком, в котором находился выбывший кандидат. В случае, если в списке избирательного объединения или избирательного блока не осталось кандидатов, мандат остается вакантным до следующих выборов депутатов.
Статья 85 - Использование государственной автоматизированной информационной системы
При проведении выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти [субъекта Российской Федерации] может использоваться государственная автоматизированная информационная система в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», другими федеральными законами, настоящим Законом, иными законами субъекта Российской Федерации.
При использовании государственной автоматизированной информационной системы в целом либо отдельных ее технических средств при проведении выборов соответствующего уровня, в том числе при регистрации (учете) избирателей, составлении списков избирателей, установлении итогов голосования и определении результатов выборов, избирательная комиссия [субъекта Российской Федерации], окружная либо участковая избирательная комиссия образует группу из числа членов комиссии с правом решающего и совещательного голоса для контроля за использованием государственной автоматизированной информационной системы (отдельных ее технических средств). Все члены избирательной комиссии, наблюдатели имеют право знакомиться с любой информацией, вводимой в государственную автоматизированную информационную систему.
С момента начала голосования и до момента подписания протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией, государственная автоматизированная информационная система используется для наблюдения за ходом и итогами голосования путем передачи данных от нижестоящих избирательных комиссий вышестоящим избирательным комиссиям. Данные о ходе и результатах голосования, полученные через государственную автоматизированную информационную систему, являются предварительной, не имеющей юридического значения информацией.
В случае использования в ходе выборов государственной автоматизированной информационной системы данные об участии избирателей в голосовании, о предварительных и об окончательных итогах голосования должны быть оперативно доступны (в режиме «только чтение») абонентам информационно-коммуникационной сети общего пользования, в порядке установленном избирательной комиссией [субъекта Российской Федерации]. Порядок и сроки предоставления таких данных не должны противоречить требованиям законодательства Российской Федерации о выборах.
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|