Демократия.Ру




Демократия это не только воля большинства, но и защита прав меньшинства. Юлий Рыбаков


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


24.11.2024, воскресенье. Московское время 01:14


ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Общие положения

Всех, кто участвует в организации и проведении выборов, беспокоят вопросы защищенности избирательных бюллетеней и отчетности по ним. Доверие общества к избирательному процессу напрямую зависит от степени надежности, гласности и эффективности управления выборами, включая изготовление избирательных бюллетеней и обращение с ними. Для обеспечения полной отчетности по разработке и изготовлению избирательных бюллетеней необходимо соблюдать специально утвержденные правила, которые охватывают все этапы изготовления избирательных бюллетеней, начиная от производства бумаги для бюллетеней и кончая упаковкой готовой продукции. Хотя предлагаемые правила, главным образом, заимствованы из Избирательного кодекса штата Калифорния, Административного кодекса штата Калифорния, окружных и штатных избирательных процедур, они довольно хорошо известны и в других государствах мира.

В данной методической разработке рассматриваются следующие вопросы храпения избирательных бюллетеней и отчетности по ним:

    применение специальной бумаги с водяными знаками или художественной графикой;

    изготовление избирательных бюллетеней в соответствии с утвержденными техническими указаниями;

    разработка типов избирательных бюллетеней; использование серийных номеров и перфокодов; брошюровка и упаковка избирательных бюллетеней;

    отчетность и рассылка избирательных бюллетеней.

Изготовление избирательных бюллетеней поддается контролю, если оно опирается на утвержденные процедуры и правила. Весь процесс изготовления избирательных бюллетеней можно проследить, только имея доступ к специально принятым техническим требованиям, документам по рассылке избирательных бюллетеней, а также по проверке серийных номеров и типов избирательных бюллетеней на всех этапах из размножения. Нанесение серийных номеров на безотрывные корешки избирательных бюллетеней облегчает сверку избирательных бюллетеней на избирательных участках, что в конце концов уменьшает риск ошибок при подсчете голосов и вообще ускоряет подведение результатов выборов. Хотя изготовление избирательных бюллетеней, согласно изложенным ниже правилам, и связано с более высокими, чем раньше, финансовыми издержками, новый подход предполагает экономию средств, достижимую за счет упрощения процедуры сверки и подсчета избирательных бюллетеней и устранения необходимости перепечатывать всю партию бюллетеней в случае утраты какого-то их количества.

И, наконец, по мере внедрения более жестких стандартов изготовления избирательных бюллетеней их станет гораздо труднее подделывать. Избирательный бюллетень будет выглядеть значительно более официальным и внушительным, что неизбежно увеличит доверие общества к избирательному процессу.

    См. Приложение А: Образец избирательного бюллетеня

Применение специальной бумаги с водяными знаками и художественной графикой1

Работа по защите избирательного бюллетеня начинается с подбора бумаги. Высококачественная бумага с водяными знаками является наилучшим средством защиты избирательного бюллетеня от подделки. Регламентация изготовления, хранения и уничтожения исходной бумаги значительно упрощает производство избирательных бюллетеней и обеспечивает внедрение единых технических требований для выборов всех уровней. Красиво оформленный конечный продукт, безусловно, укрепляет доверие общества к избирательному процессу.

Высшая избирательная инстанция, прежде всего, должна назначить предприятие для производства необходимой бумаги. Указания по хранению готовой бумаги для избирательных бюллетеней должны быть ясными и конкретными. Процедуры по уничтожению неиспользованной бумаги, а также время, отведенное для этого, должны быть четко определены.

Высшая избирательная инстанция определяет тип водяного знака непосредственно перед началом производства исходной бумаги. По сравнению с водяными знаками использование красителей и художественной графики для защиты избирательного бюллетеня является менее дорогостоящей альтернативой. Нанесенные на бумагу специальные красители или художественная графика существенным образом защищают избирательный бюллетень от подделки.

Секретарь штата Калифорния, к примеру, перед каждыми выборами определяет один краситель и один графический рисунок из утвержденного перечня для нанесения на исходную бумагу для избирательных бюллетеней. Применяемая художественная графика никогда не повторяется при проведении выборов, следующих друг за другом. Речь идет о таких графических символах, как: флаг штата; цветок штата, очертание границ штата, купол капитолия штата и т.д.

    См. Приложение В: Образцы графического оформления избирательного бюллетеня. Графические образцы наносятся не на бумагу, а на заготовку для печати.

    См. Приложение С: Выдержки из Административного кодекса штата Калифорния по подготовке бумаги и защите избирательных бюллетеней.

Изготовление избирательных бюллетеней согласно техническим указаниям

Субъект Российской Федерации определяет порядок изготовления избирательных бюллетеней с учетом требований к формату, шрифту, объему текста, перфокоду, необходимым инструкциям, квадратам для отметок избирателей и т.д. Текст памятки избирателю, содержащийся на самом избирательном бюллетене, должен быть определен для всех видов выборов. Например, процедуры, регламентирующие в настоящее время порядок заполнения избирательного бюллетеня при проведении местных выборов, выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации или при одновременном проведении выборов и референдума зачастую остаются различными.

Утвержденный порядок изготовления и заполнения избирательных бюллетеней обеспечивает единый подход к оформлению волеизъявления избирателей и контролируемость процесса изготовления бюллетеней, что улучшает доверие общества к проводимым выборам и референдумам.

    См. Приложение D: Требования Избирательного кодекса штата Калифорния по изготовлению избирательных бюллетеней.

Разработка типов избирательных бюллетеней, серийных номеров и кодировок

Защиту избирательных бюллетеней легче всего обеспечить использованием (а) типов избирательных бюллетеней, которые отличаются друг от друга в зависимости от своего предназначения; (b) порядковых или серийных номеров, что облегчает обработку итоговых данных; а также (с) специальных кодировок, которые определяют, где и каким образом данный избирательный бюллетень был выпущен и применен. Эти серийные номера и коды наносятся либо в процессе изготовления избирательных бюллетеней, либо отдельно.

Серии номеров, типы избирательных бюллетеней и кодировки определяет высшая избирательная инстанция перед началом изготовления бюллетеней.

Серийные номера наносятся на избирательных бюллетени для облегчения отчетности по выпущенным в обращение бюллетеням. По этим номерам невозможно проследить, кто как проголосовал, ибо бюллетени заполняются непосредственно перед тем, как их опустить в урну для голосования. Тайна голосования обеспечивается еще и тем, что серийные номера наносятся только на корешки бюллетеней, на самом же избирательном бюллетене никакого порядкового номера нет.

Типы избирательных бюллетеней

Различные типы избирательных бюллетеней применяются для того, чтобы провести разграничение между избирательными кампаниями в округах, городах и территориях, где имеются свои специфические особенности.

Например, при проведении выборов в субъекте Российской Федерации, где планируется провести выпуск 7 (семи) различных типов избирательных бюллетеней, каждый тип бюллетеня будет иметь свое цифровое обозначение. Этим типам бюллетеня может быть назначена нумерация от 01 до 07. Данные номера определяются в период разработки формата избирательного бюллетеня с учетом уровня кандидатов и проблем, внесенных в бюллетень для голосования. Такой порядок позволяет быстро ориентироваться относительно предназначения данного избирательного бюллетеня.

Идентификация типа наносится на избирательные бюллетени одним из следующих двух способов. Соответствующее обозначение наносится на избирательный бюллетень либо после его изготовления, либо в процессе его разработки и форматирования. Последний вариант является наиболее экономным.

Присвоение серийных номеров

Нанесение серийных номеров на избирательные бюллетени упорядочивает их подготовку к рассылке по различным избирательным участкам. Более подробно данный вопрос будет рассмотрен ниже.

Для обеспечения полной отчетности ведется журнал рассылки избирательных бюллетеней. Например, если 5 000 избирательных бюллетеней 2 (двух) типов с серийными номерами от 00001 до 05000 необходимо разослать по 5 (пяти) избирательным участкам, в соответствующем журнале фиксируется (см. табл. 1), какой избирательный участок какие номера избирательных бюллетеней получает.

Таблица 1. Образец рассылки избирательных бюллетеней

Избирательный участок

Тип избирательного бюллетеня

Серийные номера

А

01

00001-01000

В

01

01001-02000

С

02

02001-03000

D

02

03001-04000

Е

02

04001-05000

На каждом уровне рассылки получатель расписывается за партию полученных избирательных бюллетеней. В расписке указываются серийные номера и типы полученных избирательных бюллетеней, что обеспечивает надлежащую отчетность (см. «Отчетность и рассылка»).

В данном случае восстановление утраченных избирательных бюллетеней не представляется сложным. Количество отсутствующих избирательных бюллетеней определяется по серийным номерам бюллетеней, имеющимся в наличии. Факт утраты вносится в главный файл, и выпускается недостающая партия бюллетеней с новыми серийными номерами, которые фиксируются как дополнительные. Для различных целей, как будет указано ниже, могут назначаться различные группы серийных номеров.

Кодировка избирательных бюллетеней

Кодировка избирательных бюллетеней применяется для дифференциации бюллетеней, голосующих на избирательных участках в день выборов, бюллетеней, голосующих досрочно, и бюллетеней, голосующих вне избирательного участка. Кодировка представляет собой нанесение буквенных обозначений перед цифровым обозначением типа избирательного бюллетеня.

Используя пример в табл. 1, избирательные бюллетени, голосующие на избирательном участке, будут обозначены как 01 и 02. Избирательные бюллетени, голосующие досрочно, могут быть обозначены как ДГ01 и ДГ02, в то время как избирательные бюллетени, голосующие вне избирательного участка, могут иметь кодировку МУ01 и МУ02 (мобильная урна для голосования). Помимо этого, согласно правилам кодировки, первая цифра серийного номера избирательных бюллетеней может обозначать предназначение бюллетеня. В табл. 2 показано, что цифры 0, 5 и 9 могут обозначать избирательные бюллетени, голосующие на избирательном участке, бюллетени, голосующие досрочно, и бюллетени, голосующие вне избирательного участка, соответственно.

Таблица 2. Определение предназначения избирательного бюллетеня по серийному номеру

Первый номер серии

Предназначение избирательного бюллетеня

000001

Избирательный участок.

500001

Досрочное голосование

900001

Голосование вне избирательного участка

Применение кодировок и использование цифровых обозначений подобным образом, безусловно, способствует улучшению отчетности и укреплению доверия общества к избирательному процессу. Учитывая, что на избирательном бюллетене обозначены лишь код и тип бюллетеня, а серийный номер отсутствует, тайна голоса избирателя никак не может быть скомпрометирована.

Нанесение обозначений типов, серийного номера и кодов избирательных бюллетеней в соответствии с утвержденными техническими указаниями

Для обеспечения максимальной отчетности избирательный бюллетень состоит из трех сегментов: (а) безотрывной корешок избирательного бюллетеня, который является отчетным документом, (b) второй корешок, который служит свидетельством участия избирателя в демократическом процессе, и (с) сам избирательный бюллетень. Три поля единого документа разделены перфолиниями для более удобного разделения.

Коды и обозначения типа наносятся на специально отведенном участке избирательного бюллетеня. Это место определяется, согласно специальным техническим требованиям, разрабатываемым одновременно с подготовкой избирательного бюллетеня к изготовлению. Как уже было упомянуто ранее, обозначение типа может быть нанесено в процессе форматирования избирательного бюллетеня, а не отдельно.

Высшая избирательная инстанция определяет технические требования к избирательному бюллетеню и доводит их до предприятия-изготовителя. Утвержденные технические указания являются основанием для окончательного оформления избирательного бюллетеня, нанесения обозначения типа, серийных номеров и кодов. Технические указания также должны предусматривать размер безотрывного корешка и размещение перфолиний (см. «Перфорирование, брошюровка и упаковка избирательных бюллетеней»). В технических указаниях по изготовлению избирательных бюллетеней также должно быть оговорено количество цифр в цифровой группе, обозначающей серийный номер избирательного бюллетеня, а также порядок формирования цифровой группы, если первые цифры разрешено использовать для определения предназначения избирательных бюллетеней. Технические требования, как правило, устанавливаются одновременно с окончательным форматированием избирательных бюллетеней, что позволяет обеспечить предприятие-изготовитель полным набором условий, необходимых для завершения работы над выпуском избирательных бюллетеней.

    См. Приложение Е: Образцы инструкций по изготовлению избирательных бюллетеней.

Перфорирование, брошюровка и упаковка избирательных бюллетеней

После того, как избирательные бюллетени отпечатаны, обозначения типа и кодировки нанесены, бюллетени считаются готовыми для перфорирования, брошюровки и упаковки. Если позволяют технические возможности, операция по перфорированию избирательных бюллетеней может быть выполнена одновременно с изготовлением избирательных бюллетеней.

Операция по перфорированию необходима для того, чтобы облегчить отрыв избирательного бюллетеня и корешка-квитанции. Технические требования по изготовлению бюллетеней должны содержать четкие указания по размещению перфолиний (см. выше и Приложение Е). Как уже было сказано, по серийному номеру бюллетеня, остающемуся на безотрывном корешке и корешке-квитанции, невозможно проследить дальнейший путь избирательного бюллетеня.

После перфорирования избирательные бюллетени брошюруются в транспортабельные блокноты с учетом последовательности серийных номеров и обозначений типа. В Калифорнии, как и во многих других штатах США, избирательные бюллетени брошюруются в блокноты по 50 штук в каждом для большего удобства при выдаче в день голосования и проведения необходимых сверок. Количество избирательных бюллетеней в блокноте должно быть оговорено инструкцией по изготовлению бюллетеней.

Для обеспечения надлежащей защиты сброшюрованные избирательные бюллетени упаковываются специальным образом, для чего могут использоваться различные способы. Для большей безопасности и оптимальной отчетности блокноты с избирательными бюллетенями группируются, упаковываются и соответствующим образом маркируются для рассылки по избирательным участкам. Упаковка избирательных бюллетеней с применением плотной оберточной бумаги, бечевки и сургучной печати также обеспечивает достаточную степень защиты сброшюрованных бюллетеней. Упаковки должны быть идентифицированы по избирательным участкам, типам, кодам, а также серийным номерам избирательных бюллетеней. Такой порядок упрощает работу с избирательными бюллетенями на месте и облегчает составление отчетных докладов, что, в свою очередь, способствует повышению доверия общества к избирательному процессу.

Полный план рассылки избирательных бюллетеней должен находиться в распоряжении высшей избирательной инстанции. Нижестоящие избирательные инстанции должны иметь в части, их касающейся, аналогичные планы или журналы учета и рассылки избирательных бюллетеней согласно утвержденным типам и серийным номерам. В случае необходимости заменить часть разосланных избирательных бюллетеней в журнале учета бюллетеней делается соответствующая запись о замене утраченных документов. Выпуск части бюллетеней с новыми серийными номерами для соответствующего типа бюллетеней не будет сложной задачей. В этом случае никогда не возникает необходимости перепечатывать или изготовлять заново всю партию избирательных бюллетеней.

Отчетность и рассылка

Как уже отмечалось выше, все избирательные инстанции ведут журнал учета и рассылки избирательных бюллетеней. Эти журналы обеспечивают 100-процентную отчетность по полученным и разосланным избирательным бюллетеням. На всех этапах движения избирательных бюллетеней специально назначенные должностные лица расписываются за получение соответствующих документов (см. Приложение F).

Избирательная инстанция рассылает избирательные бюллетени в адрес окружных избирательных комиссий, которые принимают бюллетени под роспись и распределяют их между участковыми избирательными комиссиями, которые принимают адресованные им документы в соответствии с требованиями отчетности.

На каждом этапе передачи и приема избирательных бюллетеней уполномоченные должностные лица проводят внешний осмотр полученной партии документов с целью убедиться в том, что указанные типы и серийные номера бюллетеней соответствуют данным, зафиксированным в журнале учета и рассылки избирательных бюллетеней.

После подведения итогов голосования отчет по избирательным бюллетеням выполняется в соответствии с требованиями действующего законодательства о выборах. Для обеспечения полной отчетности по избирательным бюллетеням в вышестоящую избирательную комиссию должны быть представлены все бюллетени-блокноты, поступившие в распоряжение данной участковой избирательной комиссии. Безотрывные корешки, а также неиспользованные избирательные бюллетени являются важным основанием для контроля за расходом разосланных избирательных бюллетеней.

Поскольку избирательные бюллетени не только пронумерованы, но еще и сброшюрованы, процедуры контроля и проверки в значительной степени упрощаются, ускоряются и совершенствуется, что максимально сокращает риск ошибок и просчетов.

    См. Приложение F: Образец расписки в получении избирательных бюллетеней.

Выводы

Защита избирательных бюллетеней, отчетность по ним, а также доверие общества к избирательному процессу являются тремя важными задачами, которые призваны решать должностные лица, организующие и проводящие выборы различного уровня. Для успешного решения этих задач избирательные бюллетени должны:

    изготавливаться в полном соответствии с утвержденными техническими требованиями, печататься на специальной бумаге с водяными знаками и иметь соответствующее цветовое и художественное оформление для защиты от подделки;

    иметь обозначения типа, кода и серийного номера, наносимые в процессе форматирования или после изготовления для обеспечения полной отчетности;

    быть сброшюрованы и упакованы для удобства рассылки.

Должностные лица принимают все меры к тому, чтобы вышеуказанные требования были выполнены и поставленные задачи решены. Эти требования также предполагают прозрачность и подконтрольность процесса изготовления избирательных бюллетеней.

Как уже упоминалось выше, хотя выполнение данных требований и может быть связано с дополнительными производственными расходами и издержками, не следует забывать о том, что применение специальной бумаги с водяными знаками и художественной графики в конечном счете принесет экономию средств за счет устранения необходимости перепечатывать целые партии избирательных бюллетеней, не говоря уже о том, что применение такой технологии значительно повысит эффективность работы по организации и проведению выборов. Сам факт наличия профессионально выполненных и хорошо защищенных избирательных бюллетеней безусловно способствует укреплению доверия избирателей к избирательному процессу.

Серийные номера, нанесенные на избирательные бюллетени, повышают их защищенность, улучшают контроль и вместе с тем гарантируют тайну волеизъявления избирателя, поскольку номера наносятся лишь на корешки избирательных бюллетеней, которые не опускаются в урну для голосования.

Для обеспечения большей защиты избирательных бюллетеней и улучшения отчетности по ним в действующее .законодательство о выборах, возможно придется внести соответствующие поправки и дополнения. Потребуется введение новых форм и процедур для обеспечения соответствующего контроля качества изготовления избирательных бюллетеней. В случае принятия необходимых мер в направлении решения вышеназванных задач и внедрения соответствующих правил избирательный процесс в Российской Федерации безусловно будет поднят на более высокий качественный уровень.


1 С оригинальными образцами специальной бумаги с водяными знаками и художественной графикой можно ознакомиться в Московском центре избирательных ресурсов Международного фонда избирательных систем (IFES).

ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта