Демократия.Ру




Демократия спотыкается на каждом шагу по дороге к правильному решению, вместо того чтобы прямо и без запинок идти в тупик. Лоренс Питер


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


23.12.2024, понедельник. Московское время 06:43


ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

А. Постников. Обязанности средств массовой информации в период проведения выборов

Введение

В предлагаемом пособии освещаются юридические и некоторые практические вопросы, связанные с участием средств массовой информации в проведении избирательных кампаний кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. Особое внимание уделено решению этих вопросов в период проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Вступившие в силу изменения и дополнения в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации« (далее «Об основных гарантиях...»), а также новая редакция Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации« (далее «О выборах депутатов...») содержат весьма обстоятельное регулирование участия средств массовой информации в избирательных кампаниях. По сравнению с ранее действовавшими законодательными актами, которые, в частности, устанавливали порядок проведения выборов Государственной Думы в 1995 г., в вышеуказанных федеральных законах содержится значительный объем новых обязанностей и ограничений для средств массовой информации. Нормами этих законов должны руководствоваться как руководители средств массовой информации, так и журналисты, участвующие в освещении избирательной кампании. Они обязательны и для непосредственных участников избирательного процесса (кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков), являющихся в избирательной кампании партнерами СМИ.

Ранее Центральная избирательная комиссия Российской Федерации при проведении федеральных выборов издавала инструкции о порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний и публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях с государственным участием. Аналогичные инструкции издавались избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации при проведении региональных и местных выборов. Новое избирательное законодательство делает основной упор на регламентацию предвыборной агитации через СМИ в самих законах о выборах.

Нарушение СМИ порядка их участия в избирательных кампаниях может повлечь применение юридических санкций. Они включают в себя прежде всего меры административной ответственности, предусмотренные Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, которые применяются к должностным лицам СМИ и журналистам. В настоящее время перечень административных правонарушений в сфере участия СМИ в избирательных кампаниях уточняется, при этом ставится вопрос и о применении серьезных штрафных санкций за соответствующие правонарушения и к самим средствам массовой информации.

Основные термины и понятия

Нами используется две категории терминов и понятий.

Во-первых, это термины и понятия, определенные в избирательном законодательстве, и прежде всего в ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях...».

Во-вторых, это термины, которые хотя и не применяются в избирательном законодательстве, однако их использование помогает усвоить некоторые технически сложные конструкции избирательного законодательства. В частности, к числу таких терминов относится понятие т. н. «регулируемых СМИ».

«Регулируемые СМИ» - это организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и периодические печатные издания, которым присуще хотя бы одно из следующих свойств:

    - учредителем (соучредителем) данной организации или издания должны являться государственные или муниципальные органы, организации, учреждения;
    - эта организация или издание должны финансироваться не менее чем на 15 процентов от собственного бюджета за год до назначения выборов за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В Федеральном законе «Об основных гарантиях...» к «регулируемым СМИ» относятся организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и периодические печатные издания, указанные в п. 1 статьи 39 Федерального закона.

В пунктах 1-4 ст. 55 Федерального закона «О выборах депутатов...» указаны разновидности т.н. «регулируемых СМИ». Они включают:

Государственные «регулируемые СМИ» - организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и периодические печатные издания, если их учредителями (соучредителями) являются государственные органы, организации, учреждения и (или) если эти организации, издания финансировались не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации, издания за год, предшествовавший дню официального опубликования решения о назначении выборов за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации. О таких СМИ речь идет в п. 1 ст. 55 Федерального закона «О выборах депутатов...».

В зависимости от территориальных масштабов деятельности государственных «регулируемых СМИ» различаются общероссийские и региональные государственные «регулируемые СМИ».

Общероссийские государственные «регулируемые СМИ» - это государственные «регулируемые СМИ», к которым относятся организации телерадиовещания, зона уверенного приема передач которых находится в пределах половины или более половины субъектов Российской Федерации, и редакции периодических печатных изданий, распространяемых на территории половины или более чем половины субъектов Российской Федерации. О данных СМИ речь идет в п. 2 ст. 55 Федерального закона «О выборах депутатов...».

Региональные государственные «регулируемые СМИ» - это государственные «регулируемые СМИ», к которым относятся организации телерадиовещания, зона уверенного приема передач которых находится в пределах менее чем половины субъектов Российской Федерации, а также подразделения общероссийских государственных «регулируемых организаций» телерадиовещания, редакции периодических печатных изданий, распространяемых на территории менее чем половины субъектов Российской Федерации. О данных СМИ речь идет в п. 3 ст. 55 Федерального закона «О выборах депутатов...».

Муниципальные «регулируемые СМИ» отличаются от государственных «регулируемых СМИ» тем, что их учредителями (соучредителями) выступают органы местного самоуправления или же они в установленной доле (свыше 15 процентов) финансировались за счет средств, выделенных органами местного самоуправления. Об этих СМИ речь идет в п. 4 ст. 55 Федерального закона «О выборах депутатов...».

Федеральный список кандидатов - единый, заверенный Центральной избирательной комиссией РФ для сбора подписей или зарегистрированный этой комиссией список лиц, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком на выборах в Государственную Думу; федеральные списки кандидатов формируются для участия избирательных объединений, избирательных блоков в пропорциональном распределении депутатских мандатов при проведении выборов в Думу, и их следует отличать от списков кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатным избирательным округам.

Региональная группа кандидатов - формально определенная часть федерального списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком при проведении выборов в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, которая соответствует определенному субъекту Российской Федерации или нескольким субъектам РФ. Разделение федерального списка кандидатов на региональные группы является обязанностью избирательного объединения, избирательного блока (п. 8 ст. 39 Федерального закона «О выборах депутатов...»).

Предвыборная агитация - деятельность граждан РФ, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них. Соответственно граждане Российской Федерации, кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, общественные объединения являются субъектами предвыборной агитации.

Вопросы и ответы

1. Какими законодательными актами устанавливаются дополнительные обязанности средств массовой информации в период проведения выборов?

В период проведения выборов различных уровней (федерального, регионального, местного) на средства массовой информации возлагается целый ряд дополнительных обязанностей, что является важным условием проведения открытых, свободных и демократических выборов.

1.1. Общие обязанности средств массовой информации, действующие на всех выборах, проводимых в Российской Федерации, устанавливаются в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 года, который в настоящее время действует с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 30 марта 1999 года. По сравнению с другими избирательными законами этот Федеральный закон имеет более высокую юридическую силу.

1.2. Конкретизация обязанностей средств массовой информации применительно к выборам в Государственную Думу содержится в Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 24 июня 1999 года.

1.3. Конкретные обязанности средств массовой информации при проведении выборов в субъектах Российской Федерации (выборов главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, депутатов законодательных органов государственной власти, глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов представительных органов местного самоуправления) устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, которые принимаются в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях...».

2. На какие средства массовой информации возлагаются дополнительные обязанности, связанные с проведением выборов? Как дифференцируется объем этих обязанностей применительно к различным СМИ?

2.1. Есть целый ряд обязанностей средств массовой информации, которые в равной степени распространяются на все СМИ в период выборов: это, в частности, обязанность не допускать злоупотребления свободой массовой информации, соблюдать установленные сроки проведения предвыборной агитации, публиковать в установленном порядке результаты социологических исследований и ряд других.

2.2. Вместе с тем на т.н. «регулируемые СМИ» возлагается максимальный объем обязанностей, связанных с проведением избирательных кампаний.

На «регулируемые СМИ», в частности, возлагаются обязанности по обеспечению зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам равных условий проведения предвыборной агитации, предоставлению им бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади, обязанности по публикации решений избирательных комиссий, а также данных о финансовых операциях, совершаемых по специальным счетам избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков.

2.3. Объем обязанностей, возлагаемых на государственные и муниципальные «регулируемые СМИ», является неодинаковым, что определяется уровнем выборов и закрепляется в законах, регулирующих проведение соответствующих выборов. Применительно к выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания установлен следующий порядок.

- В Федеральном законе «О выборах депутатов...» установлено, что государственные «регулируемые СМИ» обязаны обеспечить зарегистрированным по одномандатным избирательным округам кандидатам, а также избирательным объединениям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, равные условия проведения предвыборной агитации, представления избирателям своих предвыборных программ (ч. 1 ст. 55 Федерального закона).

- Муниципальные «регулируемые СМИ» обязаны предоставлять равные возможности для проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов. Однако допускается отказ этих СМИ от публикации каких бы то ни было предвыборных агитационных материалов при условии их полного неучастия в агитационной деятельности в какой бы то ни было форме (ч. 4 ст. 55 Федерального закона).

2.4. Организации телерадиовещания и периодические печатные издания, не относящиеся к т.н. «регулируемым СМИ», вправе на договорной основе предоставить за плату эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам. При этом порядок такого предоставления регламентируется соответствующими законами о выборах (см. п. 8.5. и 12.2.).

3. Как влияет размер территории, на которую осуществляется вещание «регулируемых СМИ», на объем обязанностей по обеспечению равных условий проведения предвыборной агитации кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам?

3.1. Этот вопрос решается в законах, регулирующих проведение соответствующих выборов.

3.2. Применительно к выборам депутатов Государственной Думы установлены некоторые особенности проведения предвыборной агитации через «регулируемые СМИ» в зависимости от размеров территории, в пределах которой находится зона уверенного приема передач организации телерадиовещания либо на которой распространяется периодическое печатное издание. Соответственно установлены дифференцированные возможности для проведения предвыборной агитации:

    - избирательными объединениями, избирательными блоками, зарегистрировавшими федеральные списки кандидатов;
    - региональными группами кандидатов;
    - кандидатами, зарегистрированными по одномандатным избирательным округам.

Общероссийские «регулируемые СМИ» обязаны предоставлять возможность проведения предвыборной агитации избирательным объединениям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов. Перечень указанных СМИ публикуется Центральной избирательной комиссией РФ не позднее чем на десятый день после дня официального опубликования решения о назначении выборов (ч. 2 ст. 55 Федерального закона «О выборах депутатов...»).

Организации телерадиовещания, редакции периодических печатных изданий, относящиеся к региональным «регулируемым СМИ», обязаны предоставить возможность проведения предвыборной агитации соответственно региональным группам кандидатов и кандидатам, зарегистрированным по одномандатным избирательным округам, на равных условиях. Перечень региональных «регулируемых СМИ» публикуется избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации не позднее, чем на десятый день после дня официального опубликования решения о назначении выборов (ч. 3 ст. 55 Федерального закона «О выборах депутатов...»).

4. Каким образом СМИ могут участвовать в предвыборной агитации?

Средства массовой информации не относятся к самостоятельным субъектам предвыборной агитации. Однако данная агитация может осуществляться посредством СМИ теми субъектами, за которыми это право признано в законодательстве.

Следует иметь в виду, что в предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения (п. 5 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях...»). Согласно п. 8 ст. 3 этого закона иностранные граждане (за исключением случая, когда они в соответствии с международным договором имеют избирательные права при проведении муниципальных выборов), лица без гражданства, иностранные юридические лица не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов (списков кандидатов), избранию зарегистрированных кандидатов; соответственно исключается их участие в предвыборной агитации. СМИ обязаны обеспечить соблюдение этих запретов.

5. Каковы сроки проведения предвыборной агитации через СМИ?

5.1.Проведение предвыборной агитации через СМИ должно укладываться в те сроки, которые установлены для агитации в пользу соответствующих кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата (списка кандидатов) и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования.

5.2. В случае проведения повторного голосования предвыборная агитация возобновляется со дня официального опубликования решения о назначении повторного голосования и прекращается в ноль часов за сутки до дня повторного голосования.

5.3. Законами особо оговариваются сроки проведения зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками предвыборной агитации через «регулируемые СМИ». Данная агитация, как правило, начинается после распределения между кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади. Так, в соответствии со ст. 56 (п. 3 и 14) Федерального закона «О выборах депутатов...» бесплатное и платное эфирное время предоставляется организацией телерадиовещания в период, который начинается за 30 дней до дня голосования и оканчивается за день до дня голосования. Согласно же ст. 57 (п. 3 и 11) указанного Федерального закона бесплатная и платная печатная площадь предоставляется редакциями соответствующих периодических печатных изданий в период, который начинается за 40 дней до дня голосования и оканчивается за один день до дня голосования.

6. Какой порядок установлен для взаимодействия средств массовой информации с избирательными комиссиями?

«Регулируемые СМИ» должны предоставлять возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий, а также предоставлять избирательным комиссиям бесплатное эфирное время для информирования избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, о кандидатах. Согласно п. 7 ст. 18 Федерального закона «О выборах депутатов...» при проведении выборов в Государственную Думу эта обязанность возложена на государственные «регулируемые СМИ». Возникающие при этом расходы данных СМИ покрываются за счет их текущего бюджетного финансирования. Иные СМИ обязаны предоставлять избирательным комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на их обращения в сроки, установленные законами. В частности, Федеральным законом «О выборах депутатов...» (п. 8 ст. 18) установлено, что указанные обязанности должны выполняться СМИ в пятидневный срок, а за пять дней до дня выборов и в день выборов - немедленно.

Также следует иметь в виду, что акты и решения избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, являются обязательными для средств массовой информации.

7. Какой порядок установлен для предоставления бесплатного эфирного времени организациями телерадиовещания?

7.1. Организации телерадиовещания, относящиеся к «регулируемым СМИ», обязаны предоставлять бесплатное эфирное время зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам. Кроме того, в Федеральном законе «О выборах депутатов...» особо оговаривается порядок предоставления бесплатного эфирного времени региональным группам кандидатов.

При проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации обязанность предоставления бесплатного эфирного времени возлагается на государственные «регулируемые организации» телерадиовещания.

Расходы организаций телерадиовещания, связанные с бесплатным предоставлением эфирного времени зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам (а также региональным группам кандидатов при проведении выборов в Государственную Думу), покрываются за счет средств текущего бюджетного финансирования этих организаций.

7.2. Предоставление бесплатного эфирного времени зависит от масштаба территории, на которую осуществляется телерадиовещание соответствующим СМИ.

Федеральным законом «Об основных гарантиях...» установлено, что при проведении выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы общий объем бесплатного эфирного времени, выделяемого каждой общероссийской организацией, осуществляющей телерадиовещание, должен составлять не менее одного часа в рабочие дни. Соответствующие региональные организации на этих же выборах обязаны выделять не менее 30 минут бесплатного эфирного времени в рабочие дни, а в случае если их общее время вещания составляет менее двух часов - не менее одной четвертой общего объема времени вещания.

7.3. Федеральным законом «О выборах депутатов...» (п. 6 ст. 55 и п. 4 ст. 56) особо оговорено, что кандидаты, зарегистрированные по одномандатным избирательным округам (включая и тех, которые включены в общефедеральную часть федерального списка кандидатов), не вправе воспользоваться бесплатным эфирным временем на каналах общероссийских организаций телерадиовещания. В то же время зарегистрированный кандидат, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатному избирательному округу и одновременно включенный в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов этого же избирательного объединения, избирательного блока, вправе использовать бесплатное эфирное время на каналах региональных организаций телерадиовещания либо как кандидат, зарегистрированный по одномандатному избирательному округу, либо как кандидат, включенный в региональную группу кандидатов. Вышеуказанное регулирование направлено на предотвращение необоснованных преимуществ в доступе к телерадиовещанию кандидатов, зарегистрированных как в одномандатных избирательных округах, так и одновременно входящих в федеральные списки кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками.

7.4. В соответствии с законом бесплатное эфирное время должно приходиться на период, когда теле- и радиопрограммы собирают наибольшую территорию.

7.5. Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массовой информации за отдельными изъятиями, установленными законом. Так, Федеральным законом «Об основных гарантиях...» предусмотрено, что не менее одной трети от общего объема выделяемого бесплатного эфирного времени отводится кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам для совместного проведения дискуссий, «круглых столов» и иных аналогичных агитационных мероприятий.

В соответствии с п. 8 ст. 56 Федерального закона «О выборах депутатов...» отказ зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, региональной группы кандидатов от участия в совместных агитационных мероприятиях не влечет увеличения объема бесплатно предоставляемого эфирного времени.

Следует отметить, что в отличие от инструкции о порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты Государственной Думы и публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях с государственным участием, утвержденной инструкцией Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, в соответствии с которой на политическую рекламу могло выделяться не более 10 процентов от бесплатного и платного эфирного времени, выделенного избирательному объединению, избирательному блоку, кандидату, в Федеральном законе «О выборах депутатов...» не содержится каких-либо ограничений на объем политической рекламы.

7.6. Распределение бесплатного эфирного времени, как правило, осуществляется путем жеребьевки, проводимой избирательными комиссиями в присутствии кандидатов, представителей избирательных объединений, избирательных блоков и представителей соответствующих СМИ. В результате жеребьевки определяется дата и время выхода в эфир предвыборных агитационных материалов. При проведении выборов депутатов Государственной Думы данная жеребьевка проводится Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (для избирательных объединений, избирательных блоков), избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации (для зарегистрированных кандидатов, региональных групп кандидатов) в течение недели по завершении регистрации кандидатов, списков кандидатов. Эфирное время распределяется между кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками на равных основаниях, то есть никто из названных субъектов не имеет преимущества в получении эфирного времени на лучших условиях (по длительности эфирного времени, времени выхода в эфир и т.п.).

8. Каков порядок предоставления платного эфирного времени организациями телерадиовещания?

8.1. Порядок предоставления платного эфирного времени несколько отличается для организаций телерадиовещания, относящихся к «регулируемым» и иным СМИ. «Регулируемые СМИ», осуществляющие телерадиовещание на территории, на которой проводятся выборы, обязаны резервировать платное эфирное время для проведения предвыборной агитации кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками. Общий объем резервируемого эфирного времени не может быть меньше общего объема эфирного времени, выделенного бесплатно. Следует отметить, что п. 12 ст. 56 Федерального закона «О выборах депутатов...» устанавливает, что объем резервируемого платного эфирного времени не может превышать объема бесплатного эфирного времени более чем в два раза.

8.2. Платное эфирное время предоставляется по требованию кандидатов, избирательного объединения, избирательного блока. Между «регулируемым СМИ» и кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком заключается договор на предоставление платного эфирного времени. При этом тариф оплаты не может определяться отдельно для каждого кандидата, избирательного объединения, избирательного блока. Тариф должен быть единым для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. Данный тариф должен быть определен заранее и опубликован не позднее дня, когда начинается выдвижение кандидатов (списков кандидатов). При проведении выборов по мажоритарной системе, когда требуется утвердить схему избирательных округов, выдвижение кандидатов, как правило, начинается со дня утверждения схемы избирательных округов; в иных случаях выдвижение кандидатов начинается со дня назначения выборов. В соответствии с п. 12 ст. 56 Федерального закона «О выборах депутатов...» организации телерадиовещания, относящиеся к государственным «регулируемым СМИ», обязаны опубликовать размер и условия оплаты эфирного времени не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов.

8.3. Каждый кандидат имеет право на предоставление равной доли платного эфирного времени. Форма использования платного эфирного времени определяется кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком самостоятельно.

8.4. Порядок предоставления платного эфирного времени «регулируемыми СМИ» определяется в законах, регулирующих проведение соответствующих выборов. Как правило, дата и время выхода в эфир определяются путем жеребьевки, которая проводится соответствующим СМИ. Так, согласно п. 14 ст. 56 Федерального закона «О выборах депутатов...» дата и время выхода в эфир агитационных материалов определяется жеребьевкой, проводимой организацией телерадиовещания с участием заинтересованных лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных зарегистрированными кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений, избирательных блоков. Эфирное время предоставляется на основе договора, заключенного после проведения жеребьевки.

8.5. Организации, осуществляющие телерадиовещание и не относящиеся к «регулируемым СМИ», вправе на договорной основе предоставить эфирное время кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам. При этом данные организации обязаны обеспечить равный уровень оплаты эфирного времени, а также равные условия его предоставления (по времени выхода в эфир и иным существенным параметрам) для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. В соответствии с п. 16 ст. 56 Федерального закона «О выборах депутатов...» предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания, не относящихся к «регулируемым СМИ», может начинаться непосредственно после регистрации кандидата, федерального списка кандидатов в соответствии с договором, заключенным между организацией телерадиовещания и зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, зарегистрировавшими федеральный список кандидатов.

8.6. Во всех случаях, независимо от характера организации, осуществляющей телерадиовещание, оплата эфирного времени осуществляется исключительно через избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и должна производиться в полном объеме до предоставления им эфирного времени.

9. Какие предусмотрены требования к договору о предоставлении платного эфирного времени зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку? Каков порядок его исполнения?

9.1. Договор должен быть составлен в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом обязательных требований, содержащихся в законе, регулирующем проведение конкретных выборов.

9.2. В Федеральном законе «О выборах депутатов...» (п. 18 ст. 56) предусмотрено, что в договорах о предоставлении платного эфирного времени должны быть указаны следующие условия: вид (форма) предвыборной агитации, дата и время выхода в эфир, продолжительность предоставляемого эфирного времени, размер и порядок его оплаты, формы и условия участия журналиста (ведущего) в процессе теле-, радиопередачи. После выполнения условий договора оформляется акт выполнения работ и соответствующая справка об использованном эфирном времени, в которых отмечается выполнение обязательств по договору с указанием программы вещания, названия передачи и времени ее выхода в эфир. Федеральным законом также установлено, что в случае, если в ходе использования платного эфирного времени зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок нарушат условия, установленные данным Федеральным законом, организация телерадиовещания вправе обратиться в суд с требованием о расторжении договора на предоставление эфирного времени. В случае расторжения договора организация телерадиовещания не вправе использовать высвободившееся эфирное время для целей предвыборной агитации.

10. Каков учет предоставления эфирного времени и печатной площади? Кто ведет запись теле- и радиопрограмм, содержащих предвыборную агитацию?

10.1. Порядок учета предоставления эфирного времени и печатной площади для ведения предвыборной агитации, а также записи теле- и радиопрограмм, содержащих предвыборную агитацию, устанавливается законами, регулирующими проведение соответствующих выборов.

10.2. Согласно п. 9 ст. 55 Федерального закона «О выборах депутатов...» организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий, предоставившие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам бесплатные или платные эфирное время и печатную площадь, обязаны вести отдельный учет объемов и стоимости этих эфирного времени и печатной площади в соответствии с формами, установленными Центральной избирательной комиссией, и предоставлять данные этого учета за пять дней до дня голосования и в пятидневный срок после дня голосования соответственно в Центральную избирательную комиссию, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации. По запросам указанных выше избирательных комиссий им предоставляются также документы, подтверждающие согласие зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока на выполнение платных работ и оплату услуг.

10.3. Согласно п. 25 ст. 56 Федерального закона «О выборах депутатов...» теле- и радиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию, выпускаются в эфир с видео- и аудиозаписью, которая хранится в соответствующей организации телерадиовещания в течение 12 месяцев со дня выхода указанных программ в эфир. Организации телерадиовещания обязаны хранить учетные документы о предоставлении бесплатного и платного эфирного времени в течение пяти лет со дня голосования.

11. Как регулируется порядок предоставления бесплатной печатной площади печатными изданиями?

11.1. Редакции «регулируемых периодических печатных изданий», распространяемых на территории, на которой проводятся выборы, обязаны выделять печатные площади для публикации агитационных материалов, предоставляемых кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками. При проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов, имеют право на предоставление им бесплатной печатной площади в периодических печатных изданиях, относящихся к государственным «регулируемым СМИ».

Указанная выше обязанность не распространяется на периодические печатные издания, учрежденные органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для публикации официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов. В соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов...» данные издания не вправе публиковать предвыборные агитационные материалы, а также редакционные материалы, освещающие избирательную кампанию.

Обязанность публикации агитационных печатных материалов на бесплатной основе может также не распространяться на специализированные печатные издания (детские, технические, научные и т.п.) в случае, если они ни в какой форме не будут участвовать в избирательной кампании.

11.2. Общий минимальный размер печатных площадей, которые должны быть предоставлены бесплатно периодическим печатным изданием, устанавливается законом, регулирующим проведение выборов в конкретный орган государственной власти или в орган местного самоуправления. При проведении выборов депутатов Государственной Думы общий еженедельный минимальный объем печатной площади, которую каждая из редакций периодических печатных изданий, относящихся к государственным «регулируемым СМИ», бесплатно предоставляет соответственно зарегистрированным кандидатам, региональным группам кандидатов либо избирательным объединениям, избирательным блокам, должен составлять не менее 10 процентов от общего объема еженедельной печатной площади соответствующего издания в период, установленный для проведения данной агитации (см. п. 5.3). При этом редакция указанного издания обязана декларировать общий объем печатной площади, которую данное периодическое печатное издание бесплатно предоставляет для целей предвыборной агитации, не позднее чем через 20 дней после официального опубликования решения о назначении выборов.

11.3. Предоставление бесплатных печатных площадей кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам осуществляется после распределения данных площадей, которое, как правило, проводится в форме жеребьевки. В этом распределении все кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки участвуют на равных основаниях. В соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов...» указанная жеребьевка проводится в течение недели после завершения регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов (п. 3 ст. 57).

11.4. При бесплатной публикации агитационных материалов в самой публикации должно быть помещено специальное указание на факт бесплатности данной публикации, а также указание на то, какому кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку была предоставлена возможность размещения агитационных материалов (п. 29 ст. 57 Федерального закона «О выборах депутатов...»).

11.5. Расходы редакций периодических печатных изданий, связанные с предоставлением бесплатной печатной площади для целей предвыборной агитации, покрываются за счет текущего бюджетного финансирования редакций периодических печатных изданий (п. 8 ст. 57 Федерального закона «О выборах депутатов...»).

11.6. Форма использования бесплатных печатных площадей в периодических печатных изданиях определяется кандидатами, избирательными объединениями и избирательными блоками самостоятельно.

12. Какой установлен порядок предоставления платной печатной площади печатными изданиями?

12.1. «Регулируемые периодические печатные издания» обязаны выделять за плату печатные площади для публикации материалов, предоставляемых кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками. Минимальный размер таких площадей устанавливается законами, регулирующими проведение выборов в конкретный орган государственной власти, орган местного самоуправления.

При проведении выборов депутатов Государственной Думы предоставление резервированной печатной площади зарегистрированным кандидатам, региональным группам кандидатов, избирательным объединениям, избирательным блокам является обязанностью редакций периодических печатных изданий, относящихся к государственным «регулируемым СМИ». При этом размер оплаты печатных площадей должен быть единым для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и должен быть опубликован не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов. Общий объем печатной площади, резервируемой конкретной редакцией печатного издания, не может быть меньше общего объема бесплатной печатной площади, выделяемой для предвыборной агитации, но не может превышать этот объем более чем в два раза. Дата опубликования предвыборных агитационных материалов определяется жеребьевкой, проводимой редакцией периодического печатного издания с участием заинтересованных лиц (п. 9, 11 ст. 56 Федерального закона «О выборах депутатов...»).

12.2. Не относящиеся к «регулируемым» печатные СМИ вправе на договорной основе предоставить печатную площадь кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам. Данные издания обязаны обеспечить равный уровень оплаты печатной площади, а также равные условия ее предоставления (по месту на полосе и иным существенным параметрам) для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. При этом закон оговаривает единственное исключение: требования о предоставлении на равных условиях печатной площади не распространяются на редакции не относящихся к «регулируемым печатным СМИ», если редакция или само издание учреждены зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, а также входящим в избирательный блок избирательным объединением (объединениями) (п. 2 ст. 41 Федерального закона «Об основных гарантиях...», п. 19 ст. 57 Федерального закона «О выборах депутатов...»).

Во всех случаях, независимо от характера печатного издания, оплата печатной площади осуществляется исключительно через избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и должна производиться в полном объеме до предоставления им печатной площади.

Как правило, распределение печатных площадей между кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками осуществляется путем жеребьевки, проводимой соответствующим СМИ.

Согласно Федеральному закону «О выборах депутатов...» (п. 13 ст. 57) редакции периодических печатных изданий, не относящиеся к «регулируемым СМИ», вправе публиковать агитационные предвыборные материалы непосредственно после регистрации кандидата, федерального списка кандидатов в соответствии с договором, заключенным между редакцией и зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, зарегистрировавшими федеральный список кандидатов. Данный договор заключается после проведения жеребьевки.

В материалах, публикуемых в печатных СМИ и оплачиваемых за счет средств избирательного фонда, должна помещаться информация о том, из фонда какого кандидата, избирательного объединения, избирательного блока была произведена оплата соответствующей публикации. В случае если публикация материалов была произведена бесплатно, в публикации должно быть помещено указание на факт бесплатности данной публикации, а также указание на то, какому зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку была предоставлена возможность размещения соответствующей публикации.

13. Какие требования предъявляются к содержанию и форме массовой информации, распространяемой в период проведения выборов?

Избирательным законодательством установлен ряд специальных требований к содержанию и форме информации, которая публикуется либо передается в эфир СМИ в период проведения выборов.

13.1. Нейтральность. Федеральный закон «Об основных гарантиях...» устанавливает, что в информационных программах (информационных блоках) организаций, осуществляющих телерадиовещание, не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, в том числе по времени освещения их агитационной деятельности, то есть, по сути, вводится требование политической нейтральности электронных СМИ в период избирательной кампании, недопустимости ведения ими собственной предвыборной агитации. В отношении печатных изданий п. 17 ст. 57 Федерального закона «О выборах депутатов...» дополнительно предусмотрено, что публикация предвыборных агитационных материалов не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками.

В Федеральном законе «О выборах депутатов...» (п. 24 ст. 56) предусмотрено, что в информационных теле- и радиопрограммах сообщения о проведении предвыборных мероприятий кандидатами, зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками должны даваться исключительно отдельным блоком, как правило, в начале указанных программ, без комментариев. Такие информационные блоки не оплачиваются кандидатами, зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками.

Вышеуказанным Федеральным законом также установлено, что запрещается прерывать передачу предвыборных агитационных материалов зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, в том числе рекламой товаров, работ и услуг, а равно запрещается перекрывать передачу предвыборных агитационных материалов избирательных объединений, избирательных блоков на каналах общероссийских «регулируемых организаций телерадиовещания» трансляцией иных теле- и радиопрограмм (п. 22-23 ст. 56).

13.2. Опросы общественного мнения. Законодательством устанавливаются специальные правила опубликования в СМИ результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами в период проведения выборов. При публикации результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, средства массовой информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности. В течение трех дней до дня голосования, а также в день голосования опубликование в СМИ результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, не допускается.

Федеральный закон «О выборах депутатов...» (п. 2 ст. 54) устанавливает, что со дня окончания регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов организации, проводящие связанные с выборами опросы общественного мнения в целях опубликования их в средствах массовой информации, а также организации, публикующие результаты таких опросов и прогнозы результатов выборов, направляют копии этих публикаций соответственно в окружную избирательную комиссию или Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

13.3. Реклама коммерческой и иной деятельности участников избирательных кампаний и порядок ее оплаты. Федеральный закон «Об основных гарантиях...» устанавливает, что в ходе выборов рекламу коммерческой и иной деятельности кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, доверенных лиц и уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, доверенных лиц кандидатов, а также организаций, учредителями, собственниками и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, возможно проводить только в порядке, предусмотренном для предвыборной агитации кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, с оплатой соответствующих расходов из средств созданных ими избирательных фондов.

13.4. Защита чести, достоинства, деловой репутации кандидатов. «Регулируемые СМИ», участвуя в избирательных кампаниях, не вправе допускать обнародование (опубликование) информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидатов, если эти СМИ не могут предоставить кандидату возможность обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации до окончания срока предвыборной агитации.

13.5. Самостоятельность кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков в определении формы и характера своей агитации через средства массовой информации. Данный принцип закреплен как в Федеральном законе «Об основных гарантиях...» (п. 4 ст. 37), так и в Федеральном законе «О выборах депутатов...» (п. 2 ст. 52). Средства массовой информации обязаны обеспечить кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам возможность самостоятельно вести предвыборную агитацию, определять форму и характер агитации, проводимой через средства массовой информации.

14. Существуют ли обязанности СМИ по публикации информации об операциях со средствами избирательных фондов?

Избирательная комиссия, осуществившая регистрацию кандидата (списка кандидатов), должна периодически направлять в средства массовой информации для опубликования сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. «Регулируемые СМИ» обязаны за счет средств их текущего финансирования публиковать указанные сведения в течение трех дней с момента получения. Для опубликования в СМИ также передаются итоговые финансовые отчеты зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков.

В п. 6 ст. 66 Федерального закона «О выборах депутатов...» определен объем информации о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, подлежащей опубликованию в периодических печатных изданиях, относящихся к государственным «регулируемым СМИ». В частности, обязательному опубликованию подлежат сведения:

а) о финансовой операции по расходованию средств из избирательного фонда в случае, если ее размер более чем в 2 тысячи раз для избирательного объединения, избирательного блока и более чем в 500 раз для кандидата, зарегистрированного кандидата превышает минимальный размер оплаты труда;

б) о юридических лицах, внесших в избирательный фонд пожертвования в сумме, превышающей более чем в тысячу раз для избирательного объединения, избирательного блока и более чем в 250 раз для зарегистрированного кандидата минимальный размер оплаты труда;

в) о количестве граждан, внесших пожертвования в сумме более 50 минимальных размеров оплаты труда;

г) о средствах, возвращенных жертвователям, в том числе об основаниях возврата;

д) об общей сумме средств, поступивших в избирательный фонд, и об общей сумме средств, израсходованных из него.

15. Какие обязанности предусмотрены для работников СМИ, участвующих в избирательных кампаниях?

Зарегистрированные кандидаты, работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей. Они представляют в избирательную комиссию заверенную копию соответствующего приказа или распоряжения (о временном освобождении от служебных обязанностей) не позднее трех дней со дня регистрации и при ведении собственной избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Под использованием преимуществ служебного положения, в частности, понимается преимущественный доступ к «регулируемым СМИ» в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации.

Журналистам, другим творческим работникам, а также должностным лицам редакций средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных организаций, осуществляющих телерадиовещание, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами или доверенными лицами кандидатов. Согласно п. 6 ст. 48 Федерального закона «О выборах депутатов...» данный запрет также распространяется на указанных лиц, если они являются доверенными лицами или уполномоченными представителями избирательных объединений, избирательных блоков.

В случае нарушения зарегистрированным кандидатом вышеизложенных правил, избирательная комиссия может отменить свое решение о регистрации данного кандидата.

16. Каков порядок возврата «регулируемым СМИ» стоимости предоставленных бесплатно эфирного времени и печатной площади?

16.1. Законами, регулирующими проведение выборов в конкретный орган государственной власти или местного самоуправления, для избирательного объединения, избирательного блока, получившего менее определенного числа голосов избирателей на выборах, может быть предусмотрена обязанность возместить «регулируемым СМИ» стоимость бесплатно предоставленных эфирного времени и печатной площади.

16.2. Федеральным законом «О выборах депутатов...» (п. 2, 5 ст. 67) установлено, что избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрировавшие федеральный список кандидатов, получивший по результатам голосования менее 2 процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, а также избирательное объединение, избирательный блок, отозвавшие федеральный список кандидатов без вынуждающих к тому обстоятельств, обязаны возместить в полном объеме соответствующим «регулируемым СМИ» стоимость бесплатно предоставленных эфирного времени и печатной площади.

Указанное возмещение производится избирательными объединениями, избирательными блоками до дня сдачи итогового финансового отчета.

17. Как рассматриваются споры, связанные с проведением предвыборной агитации через СМИ?

Споры, возникающие в связи с проведением предвыборной агитации через СМИ, рассматриваются избирательными комиссиями и судами.

Вместе с тем некоторые споры, связанные с предвыборной агитацией в средствах массовой информации, рассматриваются Судебной палатой по информационным спорам при Президенте Российской Федерации. Данная палата осуществляет деятельность в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 января 1994 г.

Судебная палата по информационным спорам вправе принять к рассмотрению информационные споры и иные дела как по жалобам, заявлениям заинтересованных сторон, так и по собственной инициативе. С соответствующими заявлениями в Судебную палату обращаются граждане, средства массовой информации, избирательные комиссии.

Судебная палата, ее члены вправе запрашивать у государственных органов и редакций средств массовой информации материалы, необходимые для осуществления функций Судебной палаты. Предоставление таких материалов является обязательным. Судебная палата по информационным спорам вправе требовать от руководителей редакций средств массовой информации, иных должностных лиц, журналистов письменные объяснения по поводу имевших место допущенных неэтичных действий.

В целом ее решения носят рекомендательный характер, они не имеют юридической силы судебного решения. Вместе с тем государственные органы и их должностные лица, к которым обращено решение Судебной палаты, в 2-недельный срок сообщают Судебной палате об исполнении решения. Судебная палата вправе вносить представления соответствующим органам о вынесении ими письменных предупреждений учредителю и (или) редакции (главному редактору) в соответствии с требованиями ст. 16 Закона РФ «О средствах массовой информации», а также вносить в суд представления о прекращении деятельности средства массовой информации, учредителю и (или) редакции (главному редактору) которого в установленный Законом срок были сделаны письменные предупреждения.

18. Какая ответственность предусмотрена для СМИ за нарушение правил ведения предвыборной агитации?

Пунктом 7 ст. 60 Федерального закона «О выборах депутатов...» установлено, что в случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания установленных данным Федеральным законом правил проведения предвыборной агитации соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в правоохранительные органы, суд, исполнительные органы государственной власти, осуществляющие государственную политику в области средств массовой информации, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.

В частности, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (КоАП) устанавливает ответственность в виде штрафов за следующие нарушения:

    - проведение агитации в связи с выборами в период ее запрещения (ст.40-2);

    - распространение о кандидате в депутаты или на иную выборную должность путем опубликования либо иным способом ложных сведений в целях влияния на исход выборов (ст. 40-3);

    - нарушение средством массовой информации, журналистом условий проведения предвыборной агитации, предусмотренных избирательным законодательством (ст. 40-8);

    - изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов анонимных агитационных печатных материалов (ст. 40-9).

В настоящее время в Государственной Думе рассматривается вопрос о дополнении Кодекса РСФСР об административных правонарушениях новыми составами административных правонарушений, связанных с проведением выборов. В частности, предполагается установить административную ответственность за следующие правонарушения:

    - неисполнение решения избирательной комиссии;

    - нарушение средством массовой информации установленного порядка опубликования документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;

    - нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламирования коммерческой деятельности;

    - проведение агитации лицами, которым участие в ее проведение запрещено законом;

    - непредставление зарегистрированному кандидату возможности опубликовать (обнародовать) опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации;

    - финансирование избирательной кампании помимо избирательных фондов и иная запрещенная законом материальная поддержка избирательной кампании зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока (включая бесплатное или по необоснованно заниженным расценкам выполнение юридическими лицами работ, оказание услуг, реализация товаров).

А. Постников,
доктор юридических наук

Приложение к статье А. Постникова: основные тезисы

ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта