Демократия.Ру




Принимающий зло без сопротивления, становится его пособником... Мартин Лютер Кинг


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


23.12.2024, понедельник. Московское время 06:37


ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

1. Какими законодательными актами устанавливаются дополнительные обязанности средств массовой информации в период проведения выборов?

В период проведения выборов различных уровней (федерального, регионального, местного) на средства массовой информации возлагается целый ряд дополнительных обязанностей, что является важным условием проведения открытых, свободных и демократических выборов.

Общие обязанности средств массовой информации, действующие на всех выборах, проводимых в Российской Федерации устанавливаются в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 года, который в настоящее время действует с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 30 марта 1999 года. По сравнению с другими избирательными законами этот Федеральный закон имеет более высокую юридическую силу. Соответствующие положения закона прилагаются в конце документа.

Конкретизация обязанностей средств массовой информации применительно к федеральным выборам содержится в Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 28 апреля 1995 года и в Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации» от 17 мая 1995 года. Важно отметить, что данные законы были приняты до вступления в силу Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и должны действовать с учетом законодательных нововведений, содержащихся в этом Федеральном законе. В настоящее время в Государственной Думе к принятию во втором чтении готовится новая редакция Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Конкретные обязанности средств массовой информации при проведении выборов в субъектах Российской Федерации (выборов главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, депутатов законодательных органов государственной власти, глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов представительных органов местного самоуправления) устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, которые принимаются в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

2. На какие средства массовой информации возлагается наибольший объем дополнительных обязанностей, связанных с проведением выборов?

Есть целый ряд обязанностей средств массовой информации, которые в равной степени распространяются на все СМИ в период выборов: это, в частности, обязанности не допускать злоупотребления свободой массовой информации, соблюдать установленные сроки проведения предвыборной агитации, публиковать в установленном порядке результаты социологических исследований и ряд других.

Вместе с тем законодательством выделяется особая категория средств массовой информации, на которые возлагается максимальный объем обязанностей, связанных с проведением избирательных кампаний. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает, что к таковым относятся организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и периодические печатные издания, которым присуще хотя бы одно из следующих свойств:

    учредителем (соучредителем) данной организации или издания должны являться государственные или муниципальные органы, организации, учреждения;

    эта организация или издание должны финансироваться не менее чем на 15 процентов от собственного бюджета за год до назначения выборов за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

На указанные организации и издания (условно назовем их регулируемыми СМИ), в частности, возлагаются обязанности по обеспечению зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам равных условий проведения предвыборной агитации, предоставлению им бесплатного эфирного времени, бесплатного места на полосе печатных изданий, по публикации решений избирательных комиссий, а также данных о финансовых операциях, совершаемых по специальным счетам избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков.

3. Каким образом СМИ могут участвовать в предвыборной агитации?

Предвыборной агитацией признается деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них.

Средства массовой информации не относятся к самостоятельным субъектам предвыборной агитации. Однако данная агитация может осуществляться посредством СМИ теми субъектами, за которыми это право признано в законодательстве.

Следует иметь в виду, что в предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения. СМИ обязаны обеспечить соблюдение этого запрета.

4. Сроки проведения предвыборной агитации через СМИ.

Проведение предвыборной агитации через СМИ должно укладываться в те сроки, которые установлены для агитации в пользу соответствующих кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата (списка кандидатов) и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования.

В случае проведения повторного голосования предвыборная агитация возобновляется со дня официального опубликования решения о назначении повторного голосования и прекращается в ноль часов за сутки до дня повторного голосования.

Законами особо оговариваются сроки проведения зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками предвыборной агитации на каналах регулируемых электронных СМИ. Данная агитация, как правило, начинается после распределения между кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками бесплатного эфирного времени.

5. Какой установлен порядок взаимодействия средств массовой информации с избирательными комиссиями?

Регулируемые СМИ должны предоставлять возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий, а также предоставлять избирательным комиссиям бесплатное эфирное время для информирования избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, о кандидатах. Возникающие при этом расходы данных СМИ покрываются за счет их текущего бюджетного финансирования. Иные СМИ обязаны предоставлять избирательным комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на их обращения в сроки, установленные законами.

Также следует иметь в виду, что акты и решения избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, являются обязательными для средств массовой информации.

6.1. Порядок предоставления бесплатного эфирного времени электронными средствами массовой информации.

Регулируемые электронные средства массовой информации обязаны предоставлять бесплатное эфирное время зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам. Предоставление бесплатного эфирного времени зависит от масштаба территории, на которую соответствующим СМИ осуществляется телерадиовещание.

Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что при проведении выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы общий объем бесплатного эфирного времени, выделяемого каждой общероссийской организацией, осуществляющей телерадиовещание, должен составлять не менее одного часа в рабочие дни. Соответствующие региональные организации на этих же выборах обязаны выделять не менее 30 минут бесплатного эфирного времени в рабочие дни, а в случае если их общее время вещания составляет менее двух часов - не менее одной четвертой общего объема времени вещания.

В соответствии с законом бесплатное эфирное время должно приходиться на период, когда теле- и радиопрограммы собирают наибольшую территорию.

Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массовой информации за отдельными изъятиями, установленными законом. Так, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что не менее одной трети от общего объема выделяемого бесплатного эфирного времени отводится кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам для совместного проведения дискуссий, круглых столов и иных аналогичных агитационных мероприятий.

Распределение бесплатного эфирного времени как правило осуществляется путем жеребьевки, проводимой избирательными комиссиями в присутствии кандидатов, представителей избирательных объединений избирательных блоков и представителей соответствующих СМИ. Эфирное время распределяется между кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками на равных основаниях, то есть никто из названных субъектов не имеет преимущества в получении эфирного времени на лучших условиях (по длительности эфирного времени, времени выхода в эфир и т.п.).

6.2. Порядок предоставления бесплатной печатной площади печатными изданиями

Редакции регулируемых периодических печатных изданий, распространяемых на территории, на которой проводятся выборы, обязаны выделять печатные площади для публикации агитационных материалов, предоставляемых кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками. Как правило, к периодическим печатным изданиям относятся издания, выходящие не реже одного раза в неделю. Указанная выше обязанность не распространяется на периодические печатные издания, учрежденные органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для публикации официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов. Обязанность публикации агитационных печатных материалов на бесплатной основе может также не распространяться на специализированные печатные издания (детские, технические, научные и т.п.) в случае, если они ни в какой форме не будут участвовать в избирательной кампании.

Общий минимальный размер печатных площадей, которые должны быть предоставлены бесплатно периодическим печатным изданием, устанавливается законом, регулирующим проведение выборов в конкретный орган государственной власти или в орган местного самоуправления.

Предоставление бесплатных печатных площадей кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам осуществляется после распределения данных площадей, которое, как правило, организуется соответствующей избирательной комиссией и проводится в форме жеребьевки. В этом распределении все кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки участвуют на равных основаниях.

При бесплатной публикации агитационных материалов, в самой публикации должно быть помещено специальное указание на факт бесплатности данной публикации, а также указание на то, какому кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку была предоставлена возможность размещения агитационных материалов. Форма публикации определяется кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком самостоятельно.

7.1. Порядок предоставления платного эфирного времени электронными средствами массовой информации.

Порядок предоставления платного эфирного времени несколько отличается для регулируемых и иных электронных СМИ. Регулируемые электронные СМИ, осуществляющие телерадиовещание, на территории, на которой проводятся выборы, обязаны резервировать платное эфирное для проведения предвыборной агитации кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками. Общей объем резервируемого эфирного времени не может быть меньше общего объема эфирного времени, выделенного бесплатно.

Платное эфирное время предоставляется по требованию кандидатов, избирательного объединения, избирательного блока. Между регулируемым СМИ и кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком заключается договор на предоставление платного эфирного времени. При этом тариф оплаты не может определяться отдельно для каждого кандидата, избирательного объединения, избирательного блока. Тариф должен быть единым для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. Данный тариф должен быть определен заранее и опубликован не позднее дня, когда начинается выдвижение кандидатов (списков кандидатов). При проведении выборов по мажоритарной системе, когда требуется утвердить схему избирательных округов, выдвижение кандидатов, как правило, начинается со дня утверждения схемы избирательных округов, в иных случаях выдвижение кандидатов начинается со дня назначения выборов. Каждый кандидат имеет право на предоставление равной доли платного эфирного времени. Форма использования платного эфирного времени определяется кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком самостоятельно.

Организации, осуществляющие телерадиовещание и не относящиеся к регулируемым СМИ, вправе на договорной основе предоставить эфирное время кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам. При этом данные организации обязаны обеспечить равный уровень оплаты эфирного времени, а также равные условия его предоставления (по времени выхода в эфир и иным существенным параметрам) для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков.

Во всех случаях, независимо от характера организации, осуществляющей телерадиовещание, оплата эфирного времени осуществляется исключительно через избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и должна производиться в полном объеме до предоставления им эфирного времени. Конкретное время предоставления эфирного времени, как правило, определяется путем жеребъевки, которая проводится соответствующим СМИ.

7.2. Порядок предоставления печатных площадей на платной основе печатными изданиями

Регулируемые периодические печатные издания, как определено в пункте 6.2 выше, обязаны выделять за плату печатные площади для публикации материалов, предоставляемых кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками. Минимальный размер таких площадей устанавливается законами, регулирующими проведение выборов в конкретный орган государственный власти, орган местного самоуправления.

Нерегулируемые периодические печатные издания вправе на договорной основе предоставить печатную площадь кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам. Данные издания обязаны обеспечить равный уровень оплаты печатной площади, а также равные условия его предоставления (по месту на полосе и иным существенным параметрам) для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, при этом закон оговаривает единственное исключение: требования о предоставлении на равных условиях печатной площади не распространяются на редакции периодических печатных изданий, если редакция или само издание учреждены зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, а также входящим в избирательный блок избирательным объединением (объединениями).

Во всех случаях, независимо от характера печатного издания, оплата печатной площади осуществляется исключительно через избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и должна производиться в полном объеме до предоставления им печатной площади. Как правило, распределение печатных площадей между кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками осуществляется путем жеребъевки, проводимой соответствующим СМИ. В материалах, публикуемых в периодических печатных изданиям и оплачиваемых за счет средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, должна помещаться информация о том, из избирательного фонда какого кандидата, избирательного объединения, избирательного блока была произведена оплата соответствующей публикации. Форма использования платных печатных площадей в периодических печатных изданиях определяется кандидатами, избирательными объединениями и избирательными блоками самостоятельно.

8. Требования к содержанию информации, публикуемой (передаваемой в эфир) СМИ в период проведения выборов.

Избирательным законодательством устанавливается ряд специальных требований к содержанию информации, которая публикуется либо передается в эфир СМИ в период проведения выборов.

Нейтральность. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает, что в информационных программах (информационных блоках) организаций, осуществляющих телерадиовещание, не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, в том числе по времени освещения их агитационной деятельности, то есть, по сути вводится требование политической нейтральности электронных СМИ в период избирательной кампании, недопустимости ведения ими собственной предвыборной агитации.

В действующем в настоящее время Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусмотрено, что в информационных теле- и радиопрограммах сообщения о проведении предвыборной агитации кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками должны даваться исключительно отдельным блоком, как правило в начале указанных программ, без комментариев.

Опросы общественного мнения. Законодательством устанавливаются специальные правила опубликования в СМИ результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами в период проведения выборов. При публикации результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, средства массовой информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности. В течение трех дней до дня голосования, а также в день голосования опубликование в СМИ результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, не допускается.

Оплата. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает, что в ходе выборов реклама коммерческой и иной деятельности кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, доверенных лиц и уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, доверенных лиц кандидатов, а также организаций, учредителями, собственниками и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации возможно проводить только в порядке предусмотренном для предвыборной агитации кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, с оплатой соответствующих расходов из средств созданных ими избирательных фондов.

Право на опровержение. Регулируемые СМИ, участвуя в избирательных кампаниях, не вправе допускать обнародование (опубликование) информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидатов, если эти СМИ не могут предоставить кандидату возможность обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации до окончания срока предвыборной агитации.

9. Обязанности СМИ по публикации информации об операциях со средствами избирательных фондов.

Избирательная комиссия, осуществившая регистрацию кандидата (списка кандидатов), должна периодически направлять в средства массовой информации для опубликования сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. Регулируемые СМИ обязаны за счет средств их текущего финансирования публиковать указанные сведения в течение трех дней с момента получения. Для опубликования в СМИ также передаются итоговые финансовые отчеты кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков.

10. Обязанности для персонала СМИ, участвующего в избирательных кампаниях.

Зарегистрированные кандидаты, работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей. Они представляют в избирательную комиссию заверенную копию соответствующего приказа или распоряжения (о временном освобождении от служебных обязанностей) не позднее трех дней со дня регистрации и при ведении собственной избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Под использованием преимуществ служебного положения, в частности, понимается преимущественный доступ к регулируемым средствам массовой информации в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации.

Журналистам, другим творческим работникам, а также должностным лицам редакций средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных организаций, осуществляющих телерадиовещание, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами или доверенными лицами кандидатов.

В случае нарушения зарегистрированным кандидатом вышеизложенных правил избирательная комиссия может отменить свое решение о регистрации данного кандидата.

ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта