«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
У
Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме
предусмотренная УК РФ ответственность за совершение преступлений, нарушающих избирательные права граждан и права граждан на участие в референдуме.
Уголовная ответственность наступает за совершение общественно опасных нарушений законодательства о выборах и референдумах, причиняющих существенный вред охраняемым законом общественным отношениям в сфере реализации гражданами избирательных прав, организации и проведения выборов и референдумов.
Уголовная ответственность регламентируется в УК РФ, который насчитывает две статьи, посвященных посягательствам на избирательные права граждан. Это - ст. 141 (»Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий») и ст. 142 (»Фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов»).
В соответствии с ч. 1 ст. 141 УК РФ уголовно-наказуемым является воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав или права участвовать в референдуме, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума. Данное преступление наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
Совершение деяний, указанных в ч. 1 ст. 141 УК РФ, с дополнительными квалифицирующими обстоятельствами (соединенных с подкупом, обманом, применением насилия либо с угрозой его применения; совершенные лицом с использованием своего служебного положения; совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой) наказывается согласно ч. 2 ст. 141 УК РФ штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
В ч. 2 ст. 141 УК РФ под подкупом понимается предоставление или обещание предоставления имущественных выгод за отказ гражданина в реализации им его избирательных прав; под обманом - преднамеренное введение в заблуждение гражданина при сообщении ложных сведений, предоставлении подложных документов или в совершении других подобных действий; под насилием - причинение побоев, легкого и средней тяжести вреда здоровью, незаконное лишение свободы; под использованием служебного положения - воспрепятствование осуществлению избирательных прав с использование служебного положения в любой форме (См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1996. С. 88-89).
В соответствии со ст. 142 УК РФ фальсификация избирательных документов, документов референдума, заведомо неправильный подсчет голосов либо заведомо неправильное установление результатов выборов, референдума, нарушение тайны голосования, если эти деяния совершены членом избирательной комиссии, инициативной группы или комиссии по проведению референдума наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет. Указанное преступление может быть совершено только с прямым умыслом.
Под фальсификацией документов в данном составе преступления следует понимать действия по изменению содержания подлинного документа путем внесения в него заведомо ложных сведений, подделки, подчистки или пометки другим числом, а также в изготовлении другого документа с ложным содержанием (См.: См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1996. С. 89). При этом избирательными документами являются предусмотренные законодательством письменные документы, имеющие определенное юридическое значение в избирательном процессе (фиксируют юридические факты, предоставляют субъективные права и др.). Законодательство к числу избирательных документов относит, в частности: избирательные бюллетени; списки избирателей; списки участников референдума; удостоверение кандидата в депутаты; подписные листы для регистрации кандидатом; протоколы избирательных комиссий.
Уголовную ответственность за совершение преступления, предусмотренного ст. 142 УК РФ несут только специальные субъекты: члены избирательных комиссий, члены комиссий по проведению референдума и члены инициативных групп. Совершение деяний, указанных в данной статье УК РФ, другими лицами не влечет ответственность по этой статье.
Удостоверение доверенного лица кандидата
документ, официально удостоверяющий статус данного гражданина в качестве доверенного лица кандидата. Выдается соответствующей избирательной комиссией. См. Доверенное лицо кандидата.
Удостоверение кандидата
документ, официально удостоверяющий статус данного гражданина в качестве кандидата. Выдается соответствующей избирательной комиссией. См. Кандидат, Зарегистрированный кандидат.
Удостоверение об избрании
документ, вручаемый от имени соответствующей избирательной комиссии лицу, избранному депутатом органа законодательной власти, представительного органа местного самоуправления или на выборную должность, официально свидетельствующий об его избрании.
Удостоверение открепительное (открепительное удостоверение) для голосования
документ, выдаваемый избирательной комиссией, комиссией референдума гражданину, обладающему активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, который не будет иметь возможности прибыть в помещение для голосования того участка, где он включен в список избирателей, участников референдума и предоставляющий право этому гражданину проголосовать на другом участке, находящимся по месту его пребывания, но в пределах того же избирательного округа либо территории, на которой проводится референдум.
Институт открепительного удостоверения обеспечивает реализацию принципа всеобщего и равного избирательного права. Порядок выдачи и голосования по открепительным удостоверениям определяется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст. 52 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае, если избиратель, участник референдума голосует по открепительному удостоверению бюллетени ему выдаются по предъявлении паспорта или заменяющего его документа, а также открепительного удостоверения.
Умышленное уничтожение, повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму
административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 40-14 Кодекса об административных правонарушениях.
Общественная вредность данного административного правонарушения выражается в том, что таким противоправным поведением сознательно осложняется проведение агитации в пользу того или иного кандидата, а также нарушаются информационные права избирателей, участников референдума.
Предметом административного правонарушения выступают печатные материалы, относящиеся к выборам и референдуму (информационные и агитационные печатные материалы), в частности: портреты кандидатов в депутаты или на выборные должности; плакаты с биографиями кандидатов; агитационные листовки.
Правонарушение может совершаться в форме уничтожения, повреждения информационных или агитационных материалов, а также их порчи путем нанесения на них надписей или изображений.
При квалификации правонарушения следует учитывать, что вывешивание агитационных и иных печатных материалов на зданиях, сооружениях и иных объектах допускается только с согласия собственника или иного владельца этих объектов. Не могут расцениваться в качестве противоправных действия собственника здания, который сорвал со своего здания агитационные и иные материалы, размещенные без его согласия.
Как прямо указано в тексте ст. 40-14 КоАП рассматриваемое административное правонарушение может быть совершено только умышленно. Неосторожное уничтожение или повреждение информационных и агитационных печатных материалов не может влечь административную ответственность по ст. 40-14 КоАП.
Субъектами административного правонарушения могут быть как граждане, так и должностные лица.
Умышленное уничтожение, повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму влечет наложение районным судом на виновных лиц штрафа в размере от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
См. Агитационные материалы, Печатные агитационные материалы.
Устав муниципального образования
основной нормативно-правовой акт муниципального образования, в котором указываются: а) границы и состав территории муниципального образования; б) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования; в) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения; г) структура, порядок формирования и организации деятельности органов местного самоуправления; д) экономическая и финансовая основы осуществления местного самоуправления, вопросы формирования и исполнения местного бюджета, местного налогооблажения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, е) другие вопросы, регламентирующие осуществление местного самоуправления. См. Муниципальное образование, Границы муниципального образования, Местное самоуправление.
Устав муниципального образования может приниматься как непосредственно гражданами на местном референдуме, так и формируемым ими представительным органом местного самоуправления.
Уставы муниципальных образований подлежат обязательной государственной регистрации в установленном законами субъектов Российской Федерации порядке. Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования может быть только противоречие его Конституции Российской Федерации, федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации.
После официального опубликования (обнародования) уставы муниципальных образований вступают в силу и являются обязательными для исполнения на территории соответствующих муниципальных образований всеми гражданами, предприятиями, организациями и учреждениями, органами и должностными лицами.
Устав общественного объединения
документ, принимаемый общественным объединением, в котором указываются: а) название, цели общественного объединения, его организационно-правовая форма; б) структура общественного объединения, его органы, территория, в пределах которой объединение осуществляет деятельность; в) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности члена объединения - для общественных объединений, предусматривающих членство; г) финансово-экономические вопросы деятельности общественного объединения и иные вопросы. См. Общественное объединение.
Уставы общественных объединений принимаются на общих собраниях или на съездах (конференциях) этих объединений.
Устав общественного объединения включен в утвержденный федеральным законом перечень документов, представляемых для государственной регистрации общественного объединения.
Устав субъекта Российской Федерации
основной закон государственного образования (края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа), закрепляющий в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственно-правовой статус данного субъекта Российской Федерации.
Устав принимается законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации. Предметом правовой регламентации в Уставе являются элементы государственно-правового статуса соответствующего субъекта Российской Федерации:
1) принципы статуса;
2) организация государственной власти;
3) механизм осуществления государственной власти;
4) территориальное устройство;
5) организация местного самоуправления;
6) внешние связи;
7) бюджет и финансы;
8) символика.
Устав является основным законом субъекта Российской Федерации. Все иные региональные законы и подзаконные акты должны соответствовать Уставу.
Участковая избирательная комиссия
вид избирательных комиссий. Образуется для организации и проведения любых выборов на территории соответствующего избирательного участка. Участковая избирательная комиссия организует на своем избирательном участке голосование в день проведения выборов.
Как правило, участковые избирательные комиссии образуются представительными органами местного самоуправления. Срок полномочий участковых избирательных комиссий истекает после официального опубликования результатов выборов. В случае обжалования или опротестовывания итогов голосования полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или судом.
Участковая избирательная комиссия: а) уточняет список избирателей по избирательному участку; б) ознакамливает избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; в) оповещает население о дне и месте голосования; г) контролирует размещение предвыборных агитационных материалов на территории участка; д) обеспечивает подготовку помещения для голосования, избирательных ящиков и другого избирательного оборудования; е) организует на своем избирательном участке голосование в день выборов; ж) производит подсчет голосов, определяет итоги голосования на участке и обеспечивает передачу документации по выборам в вышестоящую окружную (территориальную) избирательную комиссию; з) рассматривает жалобы (заявления) по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает решения по жалобам и заявлениям; и) осуществляет иные полномочия, установленные законодательством.
Участник референдума
гражданин Российской Федерации, обладающий правом на участие в референдуме. См. Право на участие в референдуме.
Участок избирательный
см. Избирательный участок.
Участок референдума
часть территории, на которой проводится референдум, образуемая для проведения голосования и подсчета голосов проживающих на ней участников референдума.
Участки референдума образуются главой муниципального образования по согласованию с комиссиями референдума на основании данных о численности зарегистрированных участников референдума на территории участка. Число участников референдума на одном участке не должно превышать 3 тысячи.
Участки референдума при проведении референдума Российской Федерации должны быть образованы не позднее чем за 45 дней до дня голосования, при проведении иных референдумов - не позднее чем за 30 дней до дня голосования.
В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях могут образовываться участки референдума в более поздний срок, но не позднее чем за 5 дней до дня голосования.
В воинских частях участки референдума могут образовываться, если такая возможность предусматривается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Списки участков референдума с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования не позднее чем за 25 дней до дня голосования.
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|