«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
Ю
Юридическое лицо
организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Статус юридических лиц определяется гражданским законодательством (см. главу 4 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Юридические лица, на которых не распространяется запрет, установленный в п. 4 ст. 47 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», вправе вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. При этом следует особо отметить, что юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования, запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды.
Юридические лица при перечислении средств в избирательные фонды должны указывать в платежном поручении следующие сведения о себе: идентификационный номер налогоплательщика, название, дату регистрации, банковские реквизиты, отметки об отсутствии государственной или муниципальной доли в уставном (складочном) капитале либо о наличии такой доли с указанием ее размера, об отсутствии иностранного участия в уставном (складочном) капитале либо о наличии такого участия с указанием доли этого участия. Если хотя бы один из указанных реквизитов не будет отражен в платежном поручении, то такое пожертвование признается анонимным. В соответствии с п. 5 ст. 65 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» анонимные пожертвования не позднее чем через десять дней со дня поступления на специальный избирательный счет должны перечисляться кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком в доход федерального бюджета.
За отдельные нарушения законодательства о выборах и референдумах юридические лица несут административную ответственность в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 1999 г. «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах». Данным законом установлена ответственность юридических лиц за следующие противоправные деяния: неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума (ст. 2); нарушение установленного порядка опубликования документов и информации (ст. 3); нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах условий проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума (ст. 4); нарушение условий рекламирования коммерческой деятельности (ст. 5); проведение агитации организациями, которым участие в ее проведении запрещено законом (ст. 6); изготовление или распространение агитационных материалов, не содержащих установленной законом информации (ст. 7); подкуп избирателей, участников референдума, осуществление благотворительной деятельности с нарушением закона (ст. 8); оказание финансовой или иной материальной поддержки помимо избирательных фондов, фондов для участия в референдуме (ст. 9); изготовление неучтенных тиражей бюллетеней для голосования либо сокрытие остатков бюллетеней (ст. 10); непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации (ст. 11). При выявлении указанных правонарушений административное задержание представителя юридического лица, досмотр вещей, изъятие вещей и документов осуществляются должностными лицами органов внутренних дел.
Дела об административных правонарушениях юридических лиц рассматривают районные суды (мировые судьи).
См. Анонимные жертвователи, Избирательный фонд кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.
Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах
применение установленных законом санкций к виновным лицам и организациям за нарушение законодательства о выборах и референдумах.
Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах является публично-правовым средством обеспечения общественного интереса в правопорядке при реализации гражданами избирательных прав и права на участие в референдуме.
Для правонарушителя юридическая ответственность выражается в установленной законом обязанности ответить за совершенное им правонарушение перед государством и претерпеть действие санкций в виде определенных правоограничительных мер, которые применяются к нему соответствующими юрисдикционными органами.
За нарушения законодательства о выборах и референдумах федеральными законами предусмотрено несколько видов юридической ответственности.
В зависимости от отраслевой принадлежности нормативно-правовой основы различаются три вида ответственности за нарушения законодательства о выборах и референдумах: 1) ответственность по избирательному праву; 2) административная ответственность; 3) уголовная ответственность. Каждый из указанных видов ответственности отличается друг от друга: основаниями (правовыми и фактическими), санкциями, субъектным составом, процессуальной формой реализации.
В свою очередь возможна и внутривидовая дифференциация юридической ответственности за нарушения законодательства о выборах и референдумах. Так, в зависимости от субъектного состава, индивидуальных особенностей оснований и правового содержания санкций ответственность по избирательному праву подразделяется на: 1) публично-правовую ответственность избирательных комиссий (комиссий референдума) и 2) публично-правовую ответственность кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и иных участников избирательного процесса. Административную ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах можно подразделить на: 1) административную ответственность граждан и 2) административную ответственность специальных субъектов (должностных лиц, членов избирательных комиссий, членов комиссий референдума, председателей этих комиссий и других лиц).
Следует отметить одну из важных отличительных особенностей ответственности по избирательному праву от других видов ответственности за нарушения законодательства о выборах и референдумах. По избирательному праву законодательством допускается ответственность как физических лиц (граждан), так и коллективных субъектов (избирательных комиссий, комиссий референдума, избирательных объединений, избирательных блоков). По административному и уголовному праву ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах всегда является только персональной - привлечение к административной или уголовной ответственности коллективных субъектов исключено.
См. Административная ответственность за нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме, Расформирование избирательной комиссии (комиссии референдума), Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме, Юридическое лицо.
Юрисдикция
закрепленная в законодательстве совокупность правомочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры и дела о правонарушениях.
Юрисдикционный характер носят полномочия избирательных комиссий по рассмотрению жалоб о нарушениях законодательства о выборах и референдумах.
Основы порядка рассмотрения жалоб участников избирательного процесса определен в ст. 63 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
См. Жалоба в избирательном праве.
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|