«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
И
Избиратель
гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. См. Активное избирательное право.
Законодательством о выборах предусматривается обязательность ведения регистрации (учета) избирателей. См. Регистрация (учет) избирателей, участников референдума.
Для проведения голосования и определения результатов выборов граждане, обладающие активным избирательным правом, включаются в список избирателей. См. Список избирателей, участников референдума.
Наряду с основным правом - правом участия в голосовании на выборах - законодательство наделяет избирателя широким кругом других прав и предусматривает гарантии их реализации. В соответствии с положениями Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избиратели вправе выдвигать кандидатов, участвовать в сборе подписей в поддержку выдвижения кандидатов (списков кандидатов), участвовать в предвыборной агитации, обжаловать решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан. Названным законом предусматривается судебный порядок назначения выборов по заявлениям избирателей в случаях, если уполномоченный на то орган или должностное лицо либо соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный срок выборы.
Федеральным законом предоставляется право субъектам Российской Федерации в законах, регулирующих порядок проведения муниципальных выборов, предусматривать возможность направления наблюдателей от группы избирателей. В этом случае наблюдатель от группы избирателей должен представить по прибытии в участковую либо территориальную избирательную комиссию подписной лист (листы) с подписями граждан Российской Федерации, имеющих право на голосование на соответствующем участке, территории, в количестве, установленном законом субъекта Российской Федерации, но не более 50 подписей. Наблюдатель от группы избирателей несет ответственность за правильность сведений, указанных в подписном листе (листах).
Избирательного округа границы
См. Границы избирательного округа.
Избирательный документ
См. Документ избирательный.
Избирательный залог
См. Залог избирательный.
Избирательная кампания
период со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня официального опубликования результатов выборов.
С определением временных границ избирательной кампании Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных права и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» связывает ряд избирательных действий.
Положениями ст. 21 названного закона устанавливается в период избирательной кампании особый порядок рассмотрения избирательными комиссиями поступающих обращений. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции обязаны рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушении законодательства в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
Нормами ст. 30 указанного закона устанавливается запрет на изменение наименований и символов избирательных объединений, избирательных блоков в ходе избирательной кампании.
Определение понятия агитационных материалов закон также связывает с проведением избирательной кампании. Ими признаются печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, и предназначенные для массового распространения, обнародования в ходе избирательной кампании.
Названный Федеральный закон предусматривает особый порядок вступления в силу законодательных актов, предусматривающих изменения в законодательстве о выборах и принимаемых в период избирательной кампании. В случае внесения изменений и дополнений в регулирующий проведение выборов федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации в ходе избирательной кампании, указанные изменения и дополнения вступают в силу после ее окончания.
Избирательная комиссия окружная
См. Окружная избирательная комиссия.
Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации
самостоятельный государственный орган субъекта Российской Федерации, осуществляющий подготовку и проведение выборов и референдумов в соответствии с компетенцией, установленной федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, избирательной комиссии субъекта Федерации предыдущего состава. При этом государственные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии.
Половина членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, другая половина назначается исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как законодательный, так и исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан назначить не менее одной трети назначаемого им количества членов избирательной комиссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в законодательном органе государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом в избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков.
Правовой статус избирательных комиссий субъектов Российской Федерации определяется федеральными и региональными законами.
Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами.
Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации обеспечивают соблюдение и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов в федеральные органы государственной власти на территории субъекта Федерации, в органы государственной власти субъекта Федерации, иные федеральные государственные органы, референдума Российской Федерации, референдума субъекта Федерации, муниципальных выборов, местных референдумов, отзыва депутатов и выборных должностных лиц, решении иных вопросов, отнесенных законами к компетенции данных комиссий.
Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации имеют важные полномочия, которые подразделяются в следующие группы:
1) совместные полномочия избирательных комиссий субъектов Федерации и Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
2) полномочия по участию в проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации;
3) полномочия по подготовке и проведению выборов органов законодательной и исполнительной власти субъекта Федерации, референдума субъекта Федерации;
4) полномочия по участию в организации и проведении муниципальных выборов, местных референдумов на территории субъекта Федерации;
5) полномочия по участию в реализации мероприятий федеральных и региональных целевых программ.
Правовое, организационно-методическое, документационное, информационно-аналитическое, финансовое, издательское, материально-техническое обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществляют их аппараты и службы. Структура и штаты устанавливаются избирательными комиссиями самостоятельно в пределах средств, выделенных из соответствующих бюджетов на обеспечение их деятельности. Комиссии вправе привлекать в установленном порядке внештатных работников по трудовым соглашениям в пределах объема средств, выделяемых им на оплату труда работников аппарата.
Финансирование деятельности избирательных комиссий субъектов Федерации осуществляется из федерального бюджета и бюджета соответствующего субъекта Федерации.
См. Научно-методический совет при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Избирательная комиссия территориальная
См. Территориальная избирательная комиссия.
Избирательная комиссия участковая
См. Участковая избирательная комиссия.
Избирательная система
совокупность общественных отношений, складывающихся по поводу формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления (определение в широком смысле слова). Избирательная система является одним из важнейших и необходимых элементов демократического общества (См. Демократия прямая и представительная, Прямого избирательного права принцип).
Избирательная система строится на основе следующих принципов. Принцип всеобщности - заключается в том, что в выборах принимают участие все граждане, имеющие возможность сознательно осуществлять свои действия. Ограничения устанавливаются только для граждан, не достигших совершеннолетия, страдающих расстройствами волевой сферы психики, а также лица, отбывающие наказания в виде лишения свободы за совершенное преступление (См. Всеобщего избирательного права принцип).
Принцип свободных выборов означает, что избиратель самостоятельно определяет для себя, участвовать ли ему в выборах, если участвовать - то в какой мере.
Принцип равенства граждан при выборах предполагает равную возможность для всех граждан воздействовать на результаты выборов (См. Равного избирательного права принцип).
В узком смысле термин «избирательная система» можно рассматривать как способ распределения мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей. Выделяют две основные избирательные системы - мажоритарную и пропорциональную. (См. Мажоритарная избирательная система, Пропорциональная избирательная система).
Избирательное законодательство
совокупность законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с осуществлением избирательных прав граждан.
Указанные законы и иные нормативные правовые акты являются источниками избирательного права. См. Избирательное право, Источники избирательного права.
В структуре избирательного законодательства выделяются:
1. федеральное избирательное законодательство;
2. региональное избирательное законодательство;
3. муниципальные нормативные акты, содержащие предписания избирательного права.
См. Закон, Закон субъекта Российской Федерации, Федеральный закон.
Избирательное объединение
политическое общественное объединение (политическая партия, политическая организация, политическое движение), основными, закрепленными в уставе целями которого являются: участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.
Формально-юридическими признаками избирательного объединения являются: определенная организационно-правовая форма; наличие в уставе соответствующих избирательным законам формулировок основных целей; наличие акта государственной регистрации в установленные законом сроки.
Избирательное объединение должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов, или более высоком уровне.
Политическое общественное объединение либо изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения в целях придания ему статуса политического, должны быть зарегистрированы не позднее чем за год до дня голосования, а при назначении выборов законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления в случае досрочного прекращения полномочий соответствующего органа этот срок сокращается до шести месяцев. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав политического общественного объединения.
Политическое общественное объединение приобретает статус избирательного объединения с момента заверения соответствующей избирательной комиссией списка кандидатов в соответствии с п. 8 ст. 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». С момента заверения списка кандидатов конкретное избирательное объединение становиться участником избирательного процесса и начинает сбор подписей избирателей в поддержку списка кандидатов.
В Российской Федерации избирательные объединения выполняют в настоящий период времени ту роль, которую в избирательных системах зарубежных стран выполняют политические партии.
Избирательное право объективное
подотрасль конституционного права.
В формально-юридическом смысле представляет собой систему правовых норм, направленных на регулирование общественных отношений, опосредующих реализацию и защиту права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и процедуру реализации этого права в рамках выборов и в межвыборный период. См. Предмет избирательного права.
В политико-правовом отношении избирательное право представляет собой каталог прав и обязанностей, которыми наделяются индивидуальные и коллективные участники избирательно-правовых отношений (Ю.А. Веденеев). См. Субъекты избирательного права.
Вопрос о понятии и предмете избирательного права является в отечественной юридической литературе дискуссионным. (См., например: Постников А.Е. Избирательное право России. М., 1996. С. 13; Вешняков А.А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации. М., 1997. С. 5; Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. М., 1999. С. 29-37; Князев С. Д. Очерки теории российского избирательного права. Владивосток, 1999. С. 8-30).
Несмотря на некоторую родственность отношений, избирательное право не регулирует отношения по организации и проведению референдумов (референдумные отношения), а также отношения по отзыву депутатов и выборных должностных лиц.
Объективное избирательное право является юридическим источником субъективного избирательного права. См. Избирательное право субъективное, Избирательное право активное, Избирательное право пассивное.
В качестве источников объективного избирательного права выступают: Конституция Российской Федерации; общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, федеральные законы, законы субъектов Федерации, нормативные акты местного самоуправления, нормативные акты избирательных комиссий. См. Закон, Закон субъекта Российской Федерации, Избирательное законодательство, Источники избирательного права, Инструкция в избирательном праве, Федеральный закон.
Избирательное право активное
См. Активное избирательное право.
Избирательное право пассивное
См. Пассивное избирательное право.
Избирательное право субъективное
закрепленное в Конституции Российской Федерации право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. См. Активное избирательное право, Пассивное избирательное право.
Избирательные комиссии
коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов. См. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, Окружная избирательная комиссия, Территориальная избирательная комиссия, Участковая избирательная комиссия.
Избирательный корпус
совокупность граждан, обладающих в соответствии с законом активным избирательным правом и внесенных в списки избирателей.
Различают избирательный корпус Российской Федерации, конкретного субъекта Российской Федерации и конкретного муниципального образования.
См. Активное избирательное право, Список избирателей, участников референдума.
Избирательные права граждан
конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в том числе участвовать в выдвижении кандидатов (списков кандидатов), предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в других избирательных действиях. См. Активное избирательное право, Пассивное избирательное право.
Избирательные споры
разногласия между участниками избирательного процесса, возникающие в связи с нарушениями избирательных прав граждан при проведении избирательных кампаний по выборам органов государственной власти и местного самоуправления, которые разрешаются в судебном или административном порядке.
В действующем российском законодательстве о выборах не употребляется термин «избирательные споры», а используется термин «обжалование нарушений избирательных прав граждан».
В числе характерных, типичных причин возникновения избирательных споров в юридической литературе называются: несовершенство избирательного законодательства; несоответствие регионального избирательного законодательства федеральному; недостаточный уровень правовой культуры избирателей и организаторов выборов; неоптимальное применение избирательного законодательства избирательными комиссиями разных уровней; нарушение избирательного законодательства избирателями, инициативными группами, избирательными объединениями и блоками; неправильное толкование норм избирательного законодательства избирательными комиссиями; нарушение требований избирательного законодательства органами законодательной и исполнительной власти; нарушение требований избирательного законодательства средствами массовой информации; нарушение требований избирательного законодательства кандидатами в депутаты и на выборные должности, их представителями, доверенными лицами, наблюдателями и членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса; неоднозначное толкование норм избирательного законодательства судами (См.: Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. М.: НОРМА, 1999. С. 414).
О порядке разрешения избирательных споров см. Жалоба в избирательном праве.
Избирательный блок
добровольное объединение двух и более избирательных объединений для совместного участия в выборах. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения. См. Избирательное объединение.
Избирательные блоки образуются избирательными объединениями на основе решения о вхождении в избирательный блок, принимаемого каждым из соответствующих объединений на съезде (конференции). После принятия указанных решений уполномоченные представители избирательных объединений подписывают совместное решение о создании избирательного блока.
Наименование избирательного блока определяется на съезде (конференции) представителей избирательных объединений, вошедших в данный блок. В наименовании избирательного блока не может быть использовано наименование общественного объединения, зарегистрированного на данном или более высоком применительно к выборам уровне и не вошедшего в данный избирательный блок в качестве избирательного объединения, а также наименование иного ранее зарегистрированного избирательного блока. Использование имени и фамилии физического лица в наименовании избирательного блока возможно только с письменного согласия данного физического лица.
В случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации избирательный блок одновременно с представлением списков кандидатов вправе представить в соответствующую избирательную комиссию свою эмблему. При этом избирательный блок вправе представлять эмблему любого из избирательных объединений, входящих в данный избирательный блок, либо иную эмблему, за исключением зарегистрированных эмблем других общественных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов на данных либо предыдущих выборах данного либо более высокого уровня. Символика избирательного блока не должна нарушать право на интеллектуальную собственность, оскорблять или порочить государственные символы (флаги, гербы, гимны) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, иного государства, религиозные символы и национальные чувства, нарушать общепризнанные нормы морали.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» исключает возможность изменения наименований и символов избирательных блоков в ходе избирательной кампании.
Избирательные блоки подлежат регистрации в соответствующей избирательной комиссии применительно к уровню выборов непосредственно после их образования либо одновременно с представлением в избирательную комиссию совместного списка кандидатов.
Решение о выдвижении кандидатов, списка кандидатов избирательным блоком принимается на съезде (конференции) представителей избирательных объединений, входящих в этот блок, и подписывается уполномоченными представителями этих избирательных объединений.
Список кандидатов, выдвинутый избирательным блоком, представляется в соответствующую избирательную комиссию вместе с составленными в соответствии с требованиями ст. 28 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» заявлениями кандидатов о согласии баллотироваться от данного избирательного блока по избирательному округу и (или) по списку кандидатов. В многомандатном избирательном округе избирательный блок вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе.
Избирательная комиссия в трехдневный срок заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным блоком. После этого начинается сбор подписей избирателей в поддержку выдвинутого списка кандидатов.
После представления списка кандидатов в избирательную комиссию его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением случаев, когда изменения вызваны выбытием (отзывом) кандидатов. В случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, указанное правило не применяется при проведении выборов по одномандатным избирательным округам.
Избирательный блок в любое время, но не позднее чем за три дня до дня голосования вправе отозвать список кандидатов и отказаться от участия в выборах. Такое решение принимается на съезде (конференции) представителей избирательных объединений, входящих в этот блок, и подписывается уполномоченными представителями этих избирательных объединений.
Входящие в избирательный блок избирательные объединения не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений. Политическое общественное объединение, являющееся учредителем, членом либо участником другого политического общественного объединения, выступающего на выборах в качестве избирательного объединения либо принимающего участие в образовании избирательного блока, не может выступать на тех же выборах в качестве избирательного объединения, как самостоятельно выдвигающего кандидата (кандидатов), так и участвующего в образовании избирательного блока.
Наряду с правом выдвижения кандидатов и списков кандидатов, избирательные блоки обладают другими правами, установленными законодательством для избирательных объединений.
Например, ст. 23 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривается порядок формирования избирательных комиссий, в том числе, на основе предложений избирательных блоков. В соответствии со ст. 24 названного закона избирательный блок после регистрации соответствующей избирательной комиссией выдвинутого им списка кандидатов вправе назначить в данную избирательную комиссию и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса. Положениями ст. 26 закрепляется право за избирательными блоками направлять своих наблюдателей в избирательные комиссии, которые вправе присутствовать при установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей. Нормами ст. 35 названного закона предусматривается право избирательных блоков, зарегистрировавших список кандидатов, назначать доверенных лиц.
Избирательный округ
территория, которая образована в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица).
Границы избирательных округов утверждаются на основании данных о численности избирателей в соответствие с требованиями и в порядке, предусмотренными законодательством. См. Границы избирательного округа.
С понятием избирательного округа законодательство о выборах связывает ряд важных избирательных действий. Выдвижение кандидатов, списков кандидатов, их регистрация производятся в соответствующем избирательном округе. В границах избирательного округа обеспечиваются равные условия проведения предвыборной агитации для зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков.
При проведении выборов на основе пропорциональной избирательной системы образуется один избирательный округ, включающий всю территорию, на которой назначено проведение выборов. При этом распределение депутатских мандатов производится среди списков кандидатов, зарегистрированных избирательными объединениями, избирательными блоками. Например, Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусматривается избрание половины количественного состава депутатского корпуса по одному федеральному избирательному округу, включающему всю территорию Российской Федерации.
В случае проведения выборов на основе мажоритарной избирательной системы могут создаваться одномандатные и многомандатные избирательные округа. При этом голосование производится персонально в отношении каждого из зарегистрированных кандидатов. См. Избирательный округ многомандатный, Избирательный округ одномандатный.
В каждом избирательном округе формируется окружная избирательная комиссия. В случаях, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, окружная избирательная комиссия может не образовываться, а ее функции могут возлагаться на соответствующие избирательные комиссии субъектов Российской Федерации либо территориальные избирательные комиссии (избирательные комиссии муниципальных образований), действующие на постоянной основе. Так, в ст. 20 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» определено, что окружная избирательная комиссия по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации может не формироваться, если в субъекте Российской Федерации образован только один одномандатный избирательный округ. В этом случае Центральная избирательная комиссия Российской Федерации возлагает полномочия окружной избирательной комиссии на избирательную комиссию данного субъекта Российской Федерации.
При избрании выборного должностного лица органа государственной власти или органа местного самоуправления избирательным округом является соответственно вся территория Российской Федерации - при проведении выборов в федеральные органы государственной власти; территория соответствующего субъекта Российской Федерации - при выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации; территория муниципального образования - при избрании выборного должностного лица местного самоуправления. В этих случаях функции окружной избирательной комиссии выполняет соответственно Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, территориальная избирательная комиссия (избирательная комиссия муниципального образования).
Избирательный округ многомандатный
избирательный округ, в котором избирается несколько депутатов (членов выборного органа), причем за каждого из них избиратели голосуют персонально. См. Избирательный округ.
Проведение выборов по многомандатным округам может предусматриваться федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации только при формировании коллегиальных органов - выборных органов государственной власти (например, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и выборных органов местного самоуправления (например, представительных органов муниципальных образований).
При образовании многомандатных избирательных округов должны соблюдаться требования примерного равенства округов по числу избирателей и единства территорий избирательных округов, установленные в ст. 19 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». См. Границы избирательного округа. Требование равенства многомандатных округов заключается в соблюдении при их создании правила примерного равенства числа избирателей на каждый мандат, подлежащий распределению в многомандатном избирательном округе. Положения названного закона допускают возможность отклонения числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число мандатов в данном округе, но не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях, установленных законом субъекта Российской Федерации, вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов, - 15 процентов от средней нормы представительства избирателей.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает ограничение для количества мандатов, подлежащих распределению в многомандатном избирательном округе. В соответствие с указанным требованием в каждом многомандатном избирательном округе может предусматриваться избрание не более пяти депутатов (членов выборного органа).
Положениями названного закона предусматриваются некоторые особенности в регулировании проведения выборов в многомандатных избирательных округах. Например, нормами ст. 30 закрепляется право избирательного объединения, избирательного блока выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в многомандатном избирательном округе. В соответствии с предписаниями ст. 31 установленное федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации максимальное количество подписей, необходимое для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, не может превышать 2 процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа, поделенного на число мандатов. Положения ст. 58 предусматривают особенности порядка определения результатов выборов в многомандатном избирательном округе: кандидат считается не избранным в случае, если число голосов избирателей, поданных за кандидата, меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. В этом случае по оставшимся незамещенными депутатским мандатам назначаются дополнительные выборы.
Избирательный округ одномандатный
избирательный округ, в котором избирается один депутат (член выборного органа), одно выборное должностное лицо. См. Избирательный округ.
Избрание всех выборных должностных лиц органов государственной власти (на федеральном уровне - Президента Российской Федерации; уровне субъекта Российской Федерации - главы исполнительной власти, главы субъекта Российской Федерации) и органов местного самоуправления (например, главы муниципального образования) проводится только по одномандатным избирательным округам, включающим всю территорию соответствующего образования (соответственно территорию Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).
Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации может предусматриваться избрание депутатов (членов) выборных органов государственной власти и органов местного самоуправления по одномандатным избирательным округам. При этом Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не исключает возможность формирования выборных органов на основе смешанной (при сочетании пропорциональной и мажоритарной) избирательной системы, а также предоставляет возможность проведения выборов на основе мажоритарной избирательной системы одновременно по одномандатным и многомандатным избирательным округам.
Одномандатные избирательные округа образуются в соответствии с требованиями о примерном равенстве округов по числу избирателей и единстве территории избирательного округа, установленными ст. 19 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». См. Границы избирательного округа.
Избирательный процесс
регламентированный законодательством порядок организации и проведения выборов. Состоит из относительно самостоятельных стадий, которые отличаются друг от друга задачами, кругом участников и специфичностью их правового статуса, видами составляемых процессуальных избирательных документов, конечными результатами процессуальной деятельности.
Избирательный процесс включает следующие последовательные стадии (этапы процесса): 1) назначение выборов; 2) образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей; 3) выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация; 4) предвыборная агитация; 5) голосование и определение итогов голосования, результатов выборов и их опубликование.
В свою очередь каждая стадия избирательного процесса представляет собой организованную совокупность избирательных действий и избирательных процедур, обеспечивающих реализацию избирательных прав и легитимную результативность выборов.
Избирательный процесс базируется на принципах: законности; равенства прав участников процесса; осуществления избирательных производств уполномоченными органами; гласности; непрерывности осуществления избирательных мероприятий; документирования осуществления избирательных действий и определения результатов выборов.
Избирательный участок
часть избирательного округа (территория, на которой проживают избиратели), образуемая для проведения голосования и подсчета голосов избирателей.
Избирательные участки образуются главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями на основании данных о численности зарегистрированных избирателей на территории участка. Число избирателей на одном участке не должно превышать 3 тысячи избирателей.
При формировании избирательных участков должно соблюдаться правило целостности избирательного округа. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов.
Избирательные участки должны быть образованы не позднее чем за 30 дней до дня голосования. В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях могут образовываться избирательные участки в более поздний срок, но не позднее чем за 5 дней до дня голосования. Указанные избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна.
В воинских частях избирательные участки могут образовываться, если такая возможность предусматривается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
На каждом избирательном участке должна быть образована участковая избирательная комиссия. См. Участковая избирательная комиссия.
Списки избирательных участков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования не позднее чем за 25 дней до дня голосования.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с понятием избирательного участка связывает ряд избирательных действий и важных правовых институтов. Например, в соответствии с положениями ст. 18 названного закона предусматривается, что гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Уточнение списков избирателей также производится по избирательным участкам. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его постоянного или преимущественного, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также временного проживания на территории этого участка, определяемый в соответствии с федеральным законодательством.
Статьей 26 названного закона устанавливается возможность субъектам Российской Федерации при регулировании порядка проведения выборов в органы местного самоуправления предусматривать направление наблюдателей от группы избирателей. При этом наблюдатель от группы избирателей в подтверждение своих полномочий должен представить по прибытии в участковую избирательную комиссию подписной лист (листы) с подписями граждан Российской Федерации, имеющих право на голосование на соответствующем избирательном участке.
Непосредственно с понятием избирательного участка связан институт голосования по открепительному удостоверению, предусмотренный положениями ст. 50. В соответствии с указанными нормами избиратель, который не будет иметь возможности в день голосования прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе получить в соответствующей избирательной комиссии открепительное удостоверение для голосования на выборах. На основании этого удостоверения избиратель вправе принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором будет находиться в день голосования, но только при условии, если этот участок расположен в пределах избирательного округа, где данный избиратель обладает активным избирательным правом.
Подсчет голосов избирателей, принявших участие в выборах, и первоначальные итоги голосования производятся по избирательным участкам. Положениями ст. 55 и 56 устанавливаются порядок подсчета участковыми избирательными комиссиями голосов избирателей, требования и порядок составления протокола об итогах голосования по соответствующему избирательному участку. На основании данных протоколов об итогах голосования на избирательных участках вышестоящими избирательными комиссиями устанавливаются итоги голосования на соответствующей территории, в избирательном округе.
В соответствии с нормами ст. 58 соответствующая избирательная комиссия признает итоги голосования, результаты выборов недействительными в случае, если они признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части избирательных участков.
Избирательный фонд кандидата, избирательного объединения, избирательного блока
формируемый в соответствии с законом целевой финансовый фонд, предназначенный для финансирования избирательной кампании. Создание избирательного фонда является юридически обязательным для кандидатов, а также для избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов и зарегистрировавших в соответствующей избирательной комиссии своих представителей.
Избирательные фонды могут создаваться за счет собственных средств кандидата, избирательного объединения, избирательного блока; средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком; добровольных пожертвований граждан и юридических лиц; средств, выделенных соответствующей избирательной комиссией кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку после регистрации кандидата (списка кандидатов). Предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды финансовых средств устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 47 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды: а) иностранным государствам и иностранным юридическим лицам; б) иностранным гражданам (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом); в) лицам без гражданства; г) гражданам Российской Федерации не достигшим возраста 18 лет; д) российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов; е) международным организациям и международным общественным движениям; ж) органам государственной власти и органам местного самоуправления; з) государственным и муниципальным учреждениям и организациям; и) юридическим лицам, имеющим государственную или муниципальную долю в уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов; к) воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам; л) благотворительным организациям и религиозным объединениям и учрежденным ими организациям; м) анонимным жертвователям; н) юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования.
Все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный счет в банке. Данный счет открывается кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком с разрешения соответствующей избирательной комиссии. Право распоряжаться средствами избирательных фондов принадлежит создавшим их кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам.
Средства избирательных фондов имеют целевое назначение. Они могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с проведением избирательной кампании. В частности, средства избирательных фондов могут использоваться на: а) финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидатов), в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей; б) предвыборную агитацию, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера; в) оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) юридическими лицами или гражданами Российской Федерации, а также иных расходов, непосредственно связанных с проведением избирательной кампании; г) внесение избирательного залога.
Законом предусмотрено, что граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую (материальную) поддержку деятельности, способствующей избранию кандидата (списка кандидатов), только через соответствующие избирательные фонды. Запрещается выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами, без согласия в письменной форме кандидата, зарегистрированного кандидата, лиц, им уполномоченных, избирательного объединения, избирательного блока на такие выполнение работ, реализацию товаров, оказание услуг и их оплату из соответствующего избирательного фонда. Также запрещается бесплатное выполнение или выполнение по необоснованно заниженным расценкам юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями работ, оказание услуг, реализация товаров, прямо или косвенно связанных с выборами. Законом допускается добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению выборов без привлечения третьих лиц.
Кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам запрещается использовать иные денежные средства для оплаты работ по сбору подписей избирателей, ведения предвыборной агитации, осуществления других предвыборных мероприятий, кроме средств, поступивших в их избирательные фонды. В случае, если кандидат, зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок при сборе подписей или в период проведения предвыборной агитации, иных предвыборных мероприятий помимо средств собственного избирательного фонда использовали и иные денежные средства, соответствующая избирательная комиссия вправе отменить свое решение о регистрации кандидата (списка кандидатов). В случае, если указанные нарушения обнаружены после опубликования результатов выборов, избирательная комиссия вправе обратиться в суд с представлением о признании избрания кандидата (списка кандидатов) недействительным.
Соответствующая избирательная комиссия осуществляет контроль над законностью формирования избирательного фонда и расходования средств из него. Банк - держатель счета избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока по требованию избирательной комиссии обязан периодически предоставлять ей информацию о поступлении и расходовании средств, находящихся на избирательном счете данного кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока. Избирательная комиссия до дня голосования периодически направляет в средства массовой информации для опубликования сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов.
Кандидат, зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию отчет о размерах и обо всех источниках создания своего фонда, а также обо всех произведенных затратах. Копии указанных отчетов передаются избирательными комиссиями средствам массовой информации для опубликования не позднее трех дней со дня их поступления.
Остатки неизрасходованных денежных средств, находящихся на специальном счете, кандидат, зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок обязаны перечислить пропорционально вложенным средствам на счета организаций и лицам, осуществившим пожертвования либо перечисления. По истечении 30 дней со дня голосования банк обязан в бесспорном порядке перечислить по письменному указанию избирательной комиссии долю средств, причитающуюся соответствующей избирательной комиссии, на ее счет. Другие денежные средства, оставшиеся на специальном счете кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, по истечении 60 дней со дня голосования по письменному указанию избирательной комиссии банк обязан перечислить в доход соответствующего бюджета.
Незаконное принятие средств в избирательный фонд влечет административную ответственность кандидатов либо уполномоченных представителей избирательных объединений. См. Анонимные жертвователи, Незаконное принятие пожертвований кандидатом либо избирательным объединением (избирательным блоком).
Избирательный ценз
См. Ценз избирательный.
Избирательный ящик
См. Ящик избирательный, ящик для голосования.
Изготовление или распространение анонимных агитационных материалов
административные правонарушения, ответственность за совершение которых установлена ст. 40-12 КоАП РСФСР.
Административно-наказуемыми являются несколько составов правонарушений: изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума агитационных печатных, аудиовизуальных материалов без письменного подтверждения согласия соответствующего зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, общественного объединения, инициативной группы по проведению референдума, а равно изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума агитационных печатных, аудиовизуальных материалов, не содержащих установленной законом информации об их тираже и о дате выпуска, о наименовании и об адресе организации либо о фамилии, об имени, отчестве, о месте жительства лица, изготовившего агитационные печатные, аудиовизуальные материалы, о наименовании организации либо о фамилии, об имени, отчестве лица, заказавшего изготовление этих агитационных печатных, аудиовизуальных материалов, а равно изготовление агитационных печатных, аудиовизуальных материалов, в которых перечисленные данные указаны неверно или неполно.
Предметом административных правонарушений выступают агитационные печатные и аудиовизуальные материалы.
Под агитационными печатными материалами в данных составах административных правонарушений понимаются растиражированные типографским способом (печатанием или тиснением) в каком-либо количестве идентичных экземпляров произведения письменности и (или) изоискусства, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения и обнародования в ходе избирательной кампании, при проведении референдума. Наиболее распространенными видами печатных агитационных материалов являются листовки, брошюры, буклеты, плакаты, календари.
Аудиовизуальные агитационные материалы - это вид агитационных материалов, которые представляют собой произведения, состоящие из зафиксированной серии связанных между собой кадров (как правило, с сопровождающим их звуком), предназначенных для зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих технических средств. К аудиовизуальным относятся кинематографические произведения, а также все другие произведения, выраженные аналогичными средствами (теле- и видеофильмы, диафильмы, слайдфильмы и тому подобные произведения).
Аудиовизуальные материалы признаются агитационными, если они содержат признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначены для массового распространения и обнародования в ходе избирательной кампании, при проведении референдума.
В соответствии с п. 2 ст. 43 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» печатные агитационные материалы должны содержать выходные данные: наименования и адреса организаций (фамилии, имена, отчества и места жительства лиц), изготовивших печатные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей изготовление данных печатных материалов, а также информацию об их тираже и о дате их выпуска. Федеральным законом также предусмотрено, что экземпляры агитационных печатных материалов или их копии до начала их распространения должны представляться в избирательную комиссию, зарегистрировавшую соответствующего кандидата, в комиссию референдума, зарегистрировавшую инициативную группу по проведению референдума. Вместе с данными материалами в комиссию должны быть представлены также сведения о месте нахождения (адресе места жительства) организаций (лиц), изготовивших и заказавших эти материалы. Следует учитывать также, что изготовление и распространение агитационных печатных материалов без согласия в письменной форме соответствующих зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума не допускаются. Распространение печатных агитационных материалов с нарушением указанных требований запрещается.
Правонарушение может быть совершено как в форме действий, так и бездействия. Его субъектами могут быть как граждане, так и должностные лица.
Изготовление или распространение анонимных агитационных материалов влечет наложение штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Дела об изготовлении или распространении анонимных агитационных материалов рассматриваются районными судами.
См. Агитационные материалы, Аудиовизуальные агитационные материалы, Брошюра, Буклет, Календарь, Листовка, Печатные агитационные материалы, Плакат.
Изготовление неучтенных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме
административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 40-22 КоАП РСФСР.
Объектом административного правонарушения являются урегулированные законодательством общественные отношения по изготовлению и учету тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме.
В соответствии с п. 2 ст. 51 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме изготовляются исключительно по распоряжению и под наблюдением соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума и являются документами строгой отчетности, степень защиты которых определяется в порядке, устанавливаемом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Число избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, изготовленных в порядке, установленном федеральными и региональными законами, не должно превышать более чем на 3 процента число зарегистрированных избирателей, участников референдума.
Субъектами правонарушения могут быть как граждане, так и должностные лица (председатели, заместители председателя, секретари избирательной комиссии, комиссии референдума, руководители полиграфических предприятий и др.).
Изготовление неучтенных бюллетеней может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности (например, ошибки в учете). Сокрытие остатков тиражей бюллетеней может быть совершено только умышленно.
Изготовление неучтенных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, а равно сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме влечет в соответствии со статьей 40-22 КоАП наложение штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от двадцати пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Изготовление неучтенных тиражей бюллетеней либо сокрытие их остатков, совершенные юридическими лицами (как правило, полиграфическими предприятиями) влечет наложение штрафа на этих лиц в размере от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда (статья 10 Федерального закона «Об административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах».
Дела данной категории административных правонарушений рассматриваются районными судами.
См. Бюллетень избирательный, Бюллетень для голосования на референдуме.
Инициативная группа по выдвижению кандидата
группа граждан Российской Федерации, обладающая активным избирательным правом и обратившаяся в соответствующую избирательную комиссию с уведомлением о выдвижении кандидата и начале сбора подписей избирателей в поддержку его выдвижения с целью его последующей регистрации. Выдвижение кандидата производится инициативной группой в порядке, установленном ст.ст. 28, 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». См. Выдвижение кандидата. При этом в указанных нормах содержится запрет субъектам Российской Федерации при осуществлении законодательного регулирования выборов устанавливать в качестве требования к выдвижению кандидата непосредственно избирателями необходимость проведения собрания избирателей с определенным числом его участников.
Сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов осуществляется по правилам, определенным в ст. 31 названного закона. В соответствии с указанными нормами не допускается суммирование подписей избирателей, собранных разными инициаторами выдвижения в поддержку одного и того же кандидата.
Инициативная группа проведения референдума
группа граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме, зарегистрированная в установленном законом порядке в соответствующей комиссии референдума и организующая сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума.
Порядок образования и регистрации инициативных групп, порядок их участия в подготовке и проведении референдума устанавливаются соответственно: при проведении референдума Российской Федерации - Федеральным конституционным законом от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации»; при проведении референдума субъекта Российской Федерации и местного референдума - законами субъектов Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Инициативная группа по проведению референдума может быть образована непосредственно гражданами, а также общественным объединением, зарегистрированным органами юстиции не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения, и устав которого предусматривает участие в выборах. При этом инициативная группа по проведению референдума Российской Федерации может образовываться только общероссийским общественным объединением, устав которого предусматривает участие в выборах в федеральные органы государственной власти и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации не позднее чем за шесть месяцев до обращения с инициативой.
Требование к количественному составу инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации устанавливается названным Федеральным конституционным законом. В соответствии с ним инициативная группа может создаваться в количестве не менее 100 человек. Инициативная группа по проведению референдума субъекта Российской Федерации образуется в количестве не менее 20 человек, а по проведению местного референдума - не менее 10 человек.
Инициативная группа по проведению референдума обращается с ходатайством о регистрации группы в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая действует в качестве комиссии референдума. Соответственно: по проведению референдума субъекта Российской Федерации - в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации; по проведению местного референдума - в территориальную избирательную комиссию (комиссию муниципального образования). В случае, если постоянно действующая избирательная комиссия муниципального образования отсутствует, функции комиссии местного референдума до ее сформирования выполняет представительный орган местного самоуправления, в случае отсутствия представительного органа местного самоуправления - избирательная комиссия субъекта Российской Федерации. Инициативная группа по проведению референдума Российской Федерации обращается в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которого проживает большинство членов инициативной группы.
В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должны содержаться вопрос (вопросы) либо текст законопроекта, проекта иного нормативного правового акта, предлагаемого (предлагаемых) инициативной группой для вынесения на референдум, и должны быть указаны фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории предлагаемого референдума. В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации также должны указываться субъекты Российской Федерации, на территориях которых предполагается сбор подписей.
К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.
В случае, если формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой по проведению референдума для вынесения на голосование, не отвечает указанным в законе требованиям, соответствующая избирательная комиссия (комиссия референдума), в которую направлена инициатива проведения референдума, может согласовать с инициативной группой по проведению референдума новую формулировку, не изменяющую основное содержание вопроса. Право изменения формулировки вопроса, выносимого на референдум, принадлежит исключительно инициативной группе по проведению референдума. Формулировка вопроса, выносимого на референдум, не может быть изменена после регистрации инициативной группы. См. Вопросы референдума.
Соответствующая комиссия обязана рассмотреть ходатайство инициативной группы по проведению референдума в течение 15 дней со дня поступления и принять одно из следующих решений. В случае соответствия ходатайства требованиям законодательных актов, регламентирующих порядок проведения референдума, - о направлении их в орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в орган местного самоуправления, уполномоченные принять решение о назначении референдума. В противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо орган местного самоуправления, уполномоченные принять решение о назначении референдума, обязан проверить соответствие предлагаемого вопроса для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум, требованиям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Порядок и сроки такой проверки устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. При этом федеральный закон ограничивает максимальный срок проверки двадцатью днями со дня поступления ходатайства инициативной группы.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный принять решение о назначении референдума субъекта Российской Федерации, не позднее чем через 5 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации обязан уведомить об этой инициативе Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
Орган, уполномоченный принять решение о назначении референдума, производит регистрацию инициативной группы по проведению референдума и сообщает об этом в средства массовой информации в случае признания выносимого на референдум вопроса, отвечающим требованиям закона. При этом данный орган выдает инициативной группе регистрационное свидетельство. Форма регистрационного свидетельства утверждается избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации. Решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации принимается в пятнадцатидневный срок по истечении 45 дней со дня поступления ходатайства. В случае если выносимый на референдум вопрос будет признан не отвечающим требованиям закона, инициативной группе по проведению референдума отказывается в регистрации и выдается решение соответствующего органа, в котором указываются основания отказа.
Основаниями отказа в регистрации инициативной группы по проведению референдума может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции, устава, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.
С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа по проведению референдума вправе организовать сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума. При этом учитываются лишь подписи, собранные после даты регистрации инициативной группы.
Регистрационное свидетельство действительно в течение срока, установленного федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. Регистрационное свидетельство, выданное инициативной группе по проведению референдума Российской Федерации, действительно в течение трех месяцев.
Установленный федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования период сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума должен составлять не менее 30 дней на референдуме субъекта Российской Федерации, не менее 20 дней на местном референдуме.
Расходы, связанные со сбором подписей, несет инициативная группа. Подписи граждан в поддержку инициативы проведения референдума собираются инициативной группой по проведению референдума в порядке и количестве, определяемых федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.
В поддержку инициативы проведения референдума Российской Федерации должно быть собрано подписей не менее двух миллионов граждан Российской Федерации, имеющих право участвовать в референдуме Российской Федерации, при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации проживают не более 10 процентов из них.
Максимальное количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума не может превышать соответственно: для референдума субъекта Российской Федерации - 2 процента, местного референдума - 5 процентов от числа граждан, имеющих право на участие в референдуме.
Подписи могут собираться среди участников референдума на всей территории предлагаемого референдума. Установление квот для сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума в отдельных частях территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования не допускается.
Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум. В случае вынесения на референдум законопроекта, проекта нормативного правового акта органа местного самоуправления лицо, собирающее подписи, должно представлять текст этого проекта участнику референдума по его первому требованию.
После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства инициативная группа по проведению референдума подсчитывает общее количество собранных подписей избирателей, о чем составляется итоговый протокол инициативной группы. Пронумерованные и сброшюрованные подписные листы и экземпляр итогового протокола инициативной группы по проведению референдума передаются уполномоченными представителями инициативной группы в избирательную комиссию (комиссию референдума), выдавшую регистрационное свидетельство.
Избирательная комиссия (комиссия референдума) проверяет соблюдение требований законодательства при сборе подписей в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и принимает по результатам проверки постановление. Если будут обнаружены нарушения указанных требований, избирательная комиссия (комиссия референдума) выносит постановление об отказе в проведении референдума. Копия указанного постановления направляется инициативной группе по проведению референдума. В течение двух лет со дня принятия этого решения члены данной инициативной группы не могут выступать повторно с инициативой проведения референдума.
В случае соответствия порядка выдвижения инициативы проведения референдума установленным законодательством требованиям избирательная комиссия (комиссия референдума) в течение 15 дней направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего постановления в орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в орган местного самоуправления, уполномоченные принять решение о назначении референдума. Копия постановления избирательной комиссии (комиссии референдума) направляется также инициативной группе.
Кроме определения порядка создания и регистрации инициативных групп по проведению референдума, регламентации порядка сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» содержит специальные нормы об участии инициативных групп в подготовке и проведении референдума.
Например, в соответствии со ст. 24 названного закона уполномоченные представители и доверенные лица инициативных групп по проведению референдума не могут быть членами комиссий референдума с правом решающего голоса. После принятия решения о проведении референдума уполномоченным на то органом инициативная группа по проведению референдума вправе назначить в соответствующую и нижестоящие комиссии референдума по одному члену комиссии референдума с правом совещательного голоса.
Положениями ст. 26 уполномоченным представителям и членам инициативной группы по проведению референдума предоставляется право присутствовать на всех заседаниях соответствующих комиссий референдума, а также при осуществлении участковой, территориальной комиссией референдума работы со списками участников референдума, бюллетенями для голосования на референдуме, открепительными удостоверениями для голосования на референдуме, протоколами об итогах голосования. Для присутствия на заседаниях и при осуществлении работы с указанными документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, данным лицам не требуется дополнительное разрешение. Соответствующая комиссия референдума обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа этих лиц на заседания и при осуществлении работы с указанными документами. Инициативная группа по проведению референдума также вправе направлять наблюдателей, которые вправе присутствовать в комиссиях референдума при установлении ими итогов голосования, составлении протоколов об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов участников референдума.
Положениями главы VII Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации регламентирован порядок проведения агитации при проведении референдума, включая порядок участия в такой агитации инициативных групп по проведению референдума.
Иностранный гражданин
лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющего гражданства Российской Федерации.
По общему правилу избирательными правами наделяются только граждане Российской Федерации. Исключение из этого правила установлено в п. 4 ст. 18 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому избирателями на выборах в органы местного самоуправления в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им законами могут быть иностранные граждане, достигшие возраста 18 лет, не признанные судом недееспособными и не содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, постоянно или преимущественно проживающие на территории соответствующего муниципального образования.
Правовое положение иностранных граждан на территории Российской Федерации регулируется российскими законами и международными договорами Российской Федерации.
Иностранный (международный) наблюдатель
См. Наблюдатель иностранный (международный).
Инструкция в избирательном праве
подзаконный акт избирательной комиссии, разъясняющий избирательное законодательство и направленный на его единообразное применение.
Инструкция не может противоречить избирательным законам. В случае такого противоречия действует соответствующий избирательный закон.
Инструкции, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.
К примеру, в рамках избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва Центральной избирательной комиссией Российской Федерации были приняты: Инструкция от 13 августа 1999 г. N8/54-3 «О порядке открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, другим избирательным комиссиям, комиссиям референдума»; Инструкция от 18 августа 1999 г. N9/53-3 «О порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Интервью
вид предвыборной агитации, содержанием которого являются ответы кандидата в депутаты или на выборную должность, представителя избирательного объединения, инициативной группы избирателей на вопросы, заданные им журналистами в ходе личной встречи.
См. Агитация предвыборная.
Информационная безопасность Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»
защищенность информации в ГАС «Выборы» от ее перехвата, утечки по техническим и иным каналам, от модификации, блокирования, уничтожения, несанкционированного доступа к ней, а также защищенность технических и программных средств сбора, обработки, хранения и предоставления информации, информационных и телекоммуникационных систем от нарушения их функционирования или от вывода их из строя. Защита информации в ГАС «Выборы» представляет собой совокупность организационных, правовых, технических и технологических мер по предотвращению угрозы информационной безопасности данной системы и устранению ее последствий.
Целью обеспечения информационной безопасности ГАС «Выборы» является достижение такого уровня ее защищенности, который позволит осуществлять достоверное, оперативное информационное обслуживание проведения выборов и референдумов в условиях возможного случайного или преднамеренного воздействия на информацию, обрабатываемую, передаваемую и хранящуюся в ГАС «Выборы», или несанкционированного доступа к ней.
Порядок обеспечения информационной безопасности ГАС «Выборы» определяется специальным Положением, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 июля 1999 г. N7/41-III. (См.: Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1999. N7. С. 9-18).
Информационная телерадиопрограмма
телерадиопрограмма, периодически транслируемая телерадиокомпаниями и содержащая информацию о текущих событиях и новостях.
В соответствии с п. 6 ст. 40 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в информационных телерадиопрограммах (информационных блоках) организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, не допускается отдавать предпочтение какому бы то ни было кандидату, зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, в том числе по времени освещения их агитационной деятельности.
Информация массовая
См. Массовая информация.
Информация о зарегистрированных кандидатах (списках кандидатов)
утвержденные соответствующей избирательной комиссией сведения о зарегистрированных кандидатах (списках кандидатов) с целью ознакомления избирателей. Информация о зарегистрированных кандидатах (списках кандидатов) вывешивается в помещениях для голосования и не должна содержать элементов предвыборной агитации. Как правило, эта информация включает биографические сведения о кандидатах.
В помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковой избирательной комиссией оборудуется стенд, на котором должны размещаться информационные материалы о всех зарегистрированных кандидатах, избирательных объединениях, избирательных блоках.
В соответствии с требованиями ст. 49 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в обязательном порядке в указанных информационных материалах должны также указываться сведения о судимостях и гражданстве кандидатов. При этом в случае наличия у зарегистрированного кандидата, в том числе из списка кандидатов, неснятой или непогашенной судимости в информационных материалах указываются номера и наименования статей УК РФ, на основании которых осуждался кандидат. Если кандидат был осужден не на основании положений действующего УК РФ от 13 июня 1996 г. (вступившего в силу в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 13 июня 1996 г. с 1 января 1997 года), то указываются номера и наименования статей закона, на основании которых кандидат привлекался к уголовной ответственности за деяния, признаваемые преступлением действующим УК РФ. В случае наличия у зарегистрированного кандидата, в том числе из списка кандидатов, гражданства иностранного государства в информационных материалах должно указываться наименование соответствующего иностранного государства.
Согласно предписаниям ст. 28 названного закона кандидату предоставляется возможность не позднее чем через 5 дней после последнего дня подачи документов на регистрацию зарегистрировать в соответствующей избирательной комиссии свой творческий псевдоним, а при наличии однофамильца - любой псевдоним. Кандидат вправе использовать данный псевдоним одновременно с указанием фамилии, имени, отчества в ходе предвыборной агитации. Зарегистрированный кандидатом псевдоним одновременно с указанием фамилии, имени, отчества должен указываться также во всех официальных, включая информационные, документах и в иных материалах, выпускаемых избирательными комиссиями.
Использование кандидатом (зарегистрированным кандидатом) преимуществ своего должностного или служебного положения
правонарушение (деликт) по избирательному праву, за совершение которого предусмотрена юридическая ответственность.
Субъектами данного правонарушения являются кандидаты, замещающие государственные и муниципальные должности. Запрет на использование кандидатами преимуществ своего должностного или служебного положения установлен в п. 4 ст. 28 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Под использованием преимуществ должностного или служебного положения понимается:
1) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных и муниципальных служащих для осуществления в служебное время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию;
2) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, в случае, если иные кандидаты либо зарегистрированные кандидаты не могут использовать эти же помещения на таких же условиях;
3) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления для проведения сбора подписей и предвыборной агитации;
4) бесплатное или на льготных условиях использование для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанным транспортом в соответствии с федеральным законодательством о государственной охране;
5) проведение сбора подписей, предвыборной агитации государственными или муниципальными служащими в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок;
6) преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами) к средствам массовой информации с государственным (муниципальным) участием, в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации.
Вместе с тем соблюдение перечисленных ограничений не должно препятствовать выполнению депутатами, выборными должностными лицами своих обязанностей перед избирателями.
Использование кандидатами преимуществ своего должностного или служебного положения влечет отказ в их регистрации либо отмену регистрации зарегистрированного кандидата.
Использование незаконной материальной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума
административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 40-19 КоАП РСФСР.
Предметом незаконной материальной поддержки являются материальные ценности (оргтехника, бумага, бензин, запасные части к транспортным средствам и др.), а не финансовые средства.
Незаконной признается материальная поддержка, которая оказывается в целях проведения избирательной кампании, подготовки и проведения референдума помимо средств избирательного фонда, фонда референдума. Такая поддержка может быть оказана гражданами, юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями. Незаконной признается и анонимная материальная поддержка.
Субъектами административного правонарушения являются физические лица:
кандидат;
зарегистрированный кандидат;
лицо, являвшееся кандидатом, зарегистрированным кандидатом;
руководитель избирательного объединения;
руководитель избирательного объединения, входящего (входившего) в избирательный блок;
уполномоченный представитель по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума.
Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Использование незаконной материальной поддержки влечет в соответствии со ст. 40-19 КоАП наложение штрафа на кандидата, зарегистрированного кандидата, лицо, являвшееся кандидатом, зарегистрированным кандидатом, в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, а на руководителя избирательного объединения, руководителя избирательного объединения, входящего (входившего) в избирательный блок, уполномоченного представителя по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Дела данной категории рассматриваются районными судами.
См. Избирательный фонд кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, Фонд для участия в референдуме.
Источники избирательного права
формы внешнего выражения норм избирательного права. В качестве таких форм внешнего выражения выступают, как правило, нормативные правовые акты.
Источниками избирательного права являются:
Конституция Российской Федерации (ст.ст. 1, 3, 32, 81, 95-97, 130);
общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации по вопросам избирательного права (Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.; Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 г. и др.);
федеральные законы, содержащие нормы избирательного права (Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» и др.);
законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы избирательного права (региональные законы о выборах главы исполнительной власти, о выборах депутатов законодательного (представительного) органа, о муниципальных выборах, о статусе избирательной комиссии субъекта Федерации и др.);
нормативные акты местного самоуправления, содержащие нормы об организации и проведении муниципальных выборов;
нормативные акты избирательных комиссий.
См. Закон, Закон субъекта Российской Федерации, Избирательное законодательство, Инструкция в избирательном праве, Федеральный закон.
Итоги голосования
закрепленная в протоколах избирательных комиссий совокупность данных, характеризующая результаты голосования на конкретных избирательных участках и в избирательном округе.
Общие реквизиты и строки протоколов об итогах голосования, порядок составления протокола об итогах голосования определены в ст. 55
57 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». См. Протокол избирательной комиссии, комиссии референдума.
Первоначальные итоги голосования определяются участковыми избирательными комиссиями, комиссиями референдума по окончании подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке для голосования. Подсчет голосов осуществляется открыто и гласно членами участковой избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования.
Итоги голосования определяются членами участковой избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, членов участковой избирательной комиссии, комиссии референдума с правом совещательного голоса, а также присутствующих на участке членов вышестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, зарегистрированных кандидатов и их доверенных лиц, уполномоченных представителей и доверенных лиц избирательных объединений, избирательных блоков, зарегистрировавших списки кандидатов, кандидаты, включенные в списки кандидатов, члены или уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума.
Об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума участковая избирательная комиссия, комиссия референдума составляет протокол. На основании этих протоколов вышестоящими избирательными комиссиями, комиссиями референдума путем суммирования содержащихся в них данных производится обработка итогов голосования на соответствующей территории, в соответствующем избирательном округе, субъекте Российской Федерации, в целом в Российской Федерации.
По итогам голосования вышестоящая избирательная комиссия, комиссия референдума составляет протокол, в который заносятся данные о числе непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, Российской Федерации, о числе поступивших протоколов непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, на основании которых составляется протокол об итогах голосования, а также суммарные данные по строкам протоколов участковых избирательных комиссий, комиссий референдума.
На основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования устанавливаются результаты выборов, референдума. См. Результаты выборов, референдума.
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|