«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
Деятельность правительства и кампании
Кандидаты, добивающиеся повторного избрания на выборную должность, обычно стараются обратить свое служебное положение себе на пользу. Президент, добивающийся переизбрания, запланирует важную международную встречу на высшем уровне так, чтобы подчеркнуть свое значение как международного деятеля. Такие действия являются неизбежным, хотя и, возможно, не совсем приятным аспектом демократических избирательных кампаний.
Однако нужна четкая грань. Если бы министр использовал свой служебный телефон или автомобиль для целей избирательной кампании, такие действия были бы подвергнуты критике (а возможно, и преследованию по закону) как злоупотребление государственными средствами. В некоторых случаях СМИ вольно или невольно могут поощрять министров или иных официальных лиц к использованию своего служебного положения в качестве одного из средств избирательной борьбы.
В большинстве случаев корректирующее воздействие должно быть направлено против такого официального лица, а не против СМИ. Журналистов же нужно скорее научить вырабатывать суждения о том, в чем состоит реальная новостная ценность открытия свиноводческой фермы министром Икс - и есть ли она вообще. Государственным СМИ - финансируемым из государственного бюджета - может потребоваться и более жесткая рука. Это вполне допустимо и необходимо, поскольку не является цензурой или вмешательством в свободу действий редакции, а является обеспечением должного использования государственных денег.
Черногория, например, ввела конкретные правила освещения деятельности должностных лиц в период избирательной кампании:
Программы с участием государственных должностных лиц или специальные программы о государственных должностных лицах либо их деятельности в рамках избирательной кампании не могут производиться и транслироваться до окончания выборов.
Репортажи о деятельности государственных должностных лиц, выполняющих свои обычные должностные обязанности, не могут использоваться партией для целей избирательной кампании.
Во время выборов в Малави в 1999 г. Верховный суд вынес важное постановление в отношении освещения работы президента в эфирных СМИ. Суд нашел, что такое освещение является совершенно нормальной и достойной функцией государственной телерадиокомпании, однако если в такие передачи включаются сообщения в целях избирательной кампании, то тогда вещатель обязан предоставить эквивалентную возможность оппозиции сообщить о своих взглядах в эфире.
Подобные правила могут действовать и в отношении материалов, публикуемых в рамках прямого доступа. Во Франции, например, обычно применяется правило, запрещающее кандидатам на должность президента показывать свое «обычное рабочее место» в своих избирательных роликах. Это делается для того, чтобы не позволить действующему президенту показывать себя в Елисейском дворце или во время встреч с заезжими знаменитостями.
Может возникнуть ощущение, что эти предписания заходят слишком далеко. Однако очень немногие, как в СМИ, так и в избирательном органе, захотят пойти по пути Венесуэлы. В этой стране есть особое положение об избирательной агитации действующим президентом. Запрещается призывать голосовать за одну партию, однако на практике президентская агитация планируется так, чтобы она шла в связке с политической рекламой правящей партии.
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|