«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
Глава 4. Проблемы освещения избирательных кампаний в информационных программах
Введение
Обеспечение свободного и справедливого характера выборов в значительной степени зависит от беспристрастного профессионализма средств массовой информации. Принципам точности, объективности и сбалансированности в программах новостей и других информационных Программах придается первостепенное значение.
Утверждение принципов профессиональной журналистики является сложной задачей в ходе избирательной кампании в любых условиях. Для обеспечения объективности может: возникнуть необходимость обнародовать факты, задевающие интересы того или иного участника предвыборной борьбы. Интересы точности могут потребовать изложения событий в свете, отличном от понимания данной проблемы политическими соперниками. Добиться сбалансированности при освещении тех или иных событий нелегко, но к этому нужно стремиться во всех телерадиопередачах30.
Хотя в некоторых странах в период перехода к демократии могут сложиться благоприятные условия, определяемые наличием средств массовой информации, впитавших лучшие традиции независимой прессы, однако такое бывает крайне редко. Даже если вмешательство или давление со стороны правительства на средства массовой информации является весьма незначительным, в условиях отсутствия у последних опыта независимой журналистики они, вероятнее всего, будут испытывать трудности с выполнением своей роли в информационном освещении избирательной кампании. Большее впечатление производят случаи, когда правительство и средства массовой информации стараются представить народу необъективную картину для того, чтобы сохранить власть в руках правящих кругов.
Хотя проблемы, связанные с информационным освещением избирательной кампании весьма разнообразны, большинство из них сводится к следующему центральному вопросу: подходят ли правящие круги к избирательному процессу с честными намерениями или нет.
4.1. Несбалансированный подход
Наиболее распространенная проблема, связанная с освещением избирательного процесса вещательными средствами массовой информации в условиях перехода к демократии заключается в несбалансированном освещении избирательных кампаний, политических партий и кандидатов как количественно, так и качественно. Чаще всего правящая партия получает гораздо больше внимания, чем оппозиция. При этом партия, стоящая у власти, представляется в слишком благоприятном свете, а оппозиция · в негативном.
Позитивными примерами мер, направленных на предотвращение необъективного освещения избирательной кампании или манипуляции средствами массовой информации, являются выборы 1991 года в Бангладеш. Была составлена формула - проведения вечерних информационных выпусков, предусматривавшая поочередное освещение в информационных выпусках новостей кампании двух основных политических альянсов. И радиовещание, и телевидение получили от правительства указания быть объективными в освещении партий и кандидатов.
Во время выборов в Чехословакии в 1990 году в адрес вещательных средств массовой информации, находившихся под контролем государства, прозвучали обвинения в необъективном отношении и излишней благосклонности к политической группировке, которая пришла к власти за несколько месяцев в результате «Бархатной революции». Эта критика стала особенно острой после прямой трансляции двух выступлений президента Гавела. После ряда официальных протестов, поданных несколькими партиями, все партии, которые остались в проигрыше от такого освещения, получили дополнительное бесплатное эфирное время.
Во время избирательной кампании в Кении в 1992 году правящая партия иногда получала от Государственной Телерадиовещательной Корпорации Кении (КейБиСи) больше эфирного времени, чем все остальные политические партии вместе взятые. При этом правящая партия в основном представлялась в благоприятном свете, а оппозиционные партии обычно изображались негативно. Находящаяся в частном владении Кенийская Телевизионная Сеть (КейТиЭн), по сообщениям, освещала действия оппозиции более часто, чем КейБиСи, а также уделяла правящей партии значительно больше внимания, чем оппозиции.
В ходе избирательной кампании 1991 года в Замбии информационное освещение было настолько односторонним в пользу правящей партии, что Ассоциация Прессы Замбии добилась временного судебного запрета на руководство директора Национальной Телерадиовещательной Корпорации Замбии информационными программами до окончания избирательной кампании. При издании данного запрета судом была отмечена общественная заинтересованность в получении объективной информации, но, несмотря на это, запрет был отменен за два дня до выборов31.
Во время выборов в Пакистане в 1988 году члены правительства, являвшиеся членами правящей партии были в центре внимания контролируемых правительством национального телевидения и радио, при этом ни о какой критике не было и речи. На выборах в 1990 году, когда эта партия боролась за восстановление своих позиций, ее кампания получила широкое и позитивное освещение на контролируемых правительством телевидения и радио, в то время как действия альянса политических сил, возглавлявшегося Беназир Бхутго, освещались ими крайне скупо.
4.2. Дифференциация деятельности государственных чиновников и предвыборной агитации кандидатов
Вторым важным вопросом, связанным с освещением избирательного процесса вещательными средствами массовой информации, является необходимость проводить границу между заслуживающей внимания деятельностью государственных чиновников, выполняющих государственные функции, и действиями этих же лиц, ведущих предвыборную борьбу. Государственные чиновники выполняют ряд важных действий в рамках своих административных или законодательных функций во время избирательной кампании. В то же время, они часто пытаются тщательно спланировать такие действия с тем, чтобы максимально привлечь к себе внимание избирателей в ходе предвыборной борьбы.
Во время избирательной кампании государственные чиновники, кроме того, появляются на митингах и выступают на собраниях общественных организаций, а также участвуют в других мероприятиях. Для вещательных средств массовой информации крайне важно разграничивать эти два вида действий. Различие между ними не всегда является четким, и может оказаться так, что официальное мнение относительно того или иного события и точка зрения средств массовой информации не совпадают. Проблемой в данном случае является обеспечение общества важной информацией о деятельности правительства, игнорируя попытки правящей партии привлечь к себе дополнительное внимание во время предвыборной борьбы.
Вещательные средства массовой информации также должны пресекать попытки государственных чиновников получить определенные преимущества для своей предвыборной кампании за счет освещения мероприятий, которые, по их мнению, проводятся в рамках их государственной деятельности. Например, в ходе выборов в Гватемале в 1990 году во время выступления президента по телевизору присутствовал символ президентской политической партии, а не герб государства.
4.3. Манипуляция процессом освещения предвыборной кампании
В некоторых случаях степень дисбаланса при освещении политических кампаний в вещательных средствах массовой информации происходит из-за сознательных попыток со стороны радио и телевидения повлиять на исход избирательной кампании. Это становится наиболее очевидным, когда принципы объективности при передаче информации нарушаются в такой мере, что выпуски новостей и информационные программы оказываются направленными на манипулирование мнением потенциальных избирателей.
Во время выборов в Албании в 1991 году телевизионные камеры снимали митинги правящей партии под таким углом, что они казались более массовыми, чем были на самом деле. Эти митинги, включая фрагменты выступлений на них, широко освещались, в то время как митинги оппозиции получили весьма незначительное освещение. В сообщениях о митингах оппозиции приводилось только краткое содержание выступлений, сами же речи игнорировались. Освещение избирательной кампании в Кении в 1992 году также включало показ выступлений кандидатов от правящей партии, где бы они ни выступали, в то время как сообщения о выступлениях от оппозиции сопровождались незначительным показом или шли вообще без него. При помощи таких необъективных приемов освещения привилегированная партия изображается как более сильная. Постоянное использование такой тактики может вылиться во вполне существенную поддержку данной партии телезрителями и радиослушателями.
Во время выборов в Намибии в 1989 году вещательные средства массовой информации передавали неподтвержденные сообщения о вторжениях в страну вооруженных формирований СВА-ПО, но воздержались от освещения провокационных действий подразделения полиции по борьбе с повстанцами на юго-западе Африки. В сообщениях также отсутствовал показ выступлений кандидатов от СВАПО, а освещение деятельности СВАПО было полностью негативным.
Вещательные средства массовой информации при освещении в 1987 году избирательной кампании в Корее изображали бывшего президента этой страны Ро Дэ У всегда окруженным большими толпами народа, даже в те дни, когда он не предпринимал никаких действий в ходе избирательной кампании. Он всегда шел первым по счету в репортажах, связанных с избирательной кампанией, и его действия освещались более подробно. В то же время кандидаты от оппозиции изображались окруженными небольшими группами людей, часто только со спины.
Манипуляция процессом освещения избирательных кампаний может также распространяться и да программы, не являющиеся информационными. Например, во время избирательной кампании на Тайване в 1991 году телевизионные станции приглашали кандидатов от правящей партии быть ведущими различных шоу, быть гостями дискуссионных клубов и игровых передач. Некоторые эстрадные программы использовали лозунги правящей партии.
4.4. Специальные информационные программы
Специальные информационные программы могут проводиться в форме интервью с кандидатами или представителями различных политических партий, а также дебатов между соперниками. Такие программы могут быть полезными в освещении избирательной кампании вещательными средствами массовой информации как в плане информирования граждан о позициях политических партий и кандидатов по важным для страны вопросам, так и в том, что они предоставляют соперникам возможность обращаться напрямую к народу.
Индивидуальные и групповые интервью
Интервью позволяют кандидатам или представителям партий изложить свои взгляды, обращаясь напрямую к народу. Интервью могут проводиться одним лицом или группой журналистов (и не только их). Аудитория может участвовать, задавая вопросы из студии или, при наличии технических средств, из других мест.
При проведении таких программ исключительную важность имеет объективность и непредвзятость того, кто проводит интервью. Группа лиц, проводящих интервью, может быть составлена из независимых репортеров или журналистов, симпатизирующих различным политическим тенденциям таким образом, чтобы она была в целом сбалансирована по отношению к каждой партии.
Например, во время выборов в Зимбабве в 1985 году новая телепрограмма «Лицом к народу» проводила сорокаминутные интервью с лидером каждой из политических партий. Кандидаты на высшую государственную должность в Пакистане обращались к избирателям во время групповых интервью, транслировавшихся по телевидению. Тем не менее, Беназир Бхутто из Народной Партии Пакистана отказалась от приглашения на интервью из-за того, что ее требования транслировать интервью в прямом эфире и предоставить ей некоторое право выбора лиц, которые будут проводить интервью, с целью обеспечения точности и сбалансированности освещения, не были выполнены.
Встречи кандидатов и дебаты
Вещательные средства массовой информации могут собирать вместе различных кандидатов или представителей политических партий в одной программе для обмена мнениями. Преимущество таких программ заключается в том, что они позволяют слушателям или телезрителям сравнить взгляды участников предвыборной борьбы и получить более жизненное представление о них самих в ходе «боя» с их соперниками. Подобные программы могут проводиться одним ведущим или группой ведущих. Как и в случае с интервью, к участию во встречах и дебатах можно привлекать аудиторию.
Встречи кандидатов обычно дают возможность кандидатам или представителям политических партий выступить, необязательно вступая в дискуссию друг с другом; дебаты обычно ведутся по более жесткой схеме. И тот, и другой тип программы ведутся вокруг заранее оговоренных вопросов или могут заключаться в ответах на одни и те же вопросы. В таких программах может получаться так, что ведущий и тот, кто задает вопросы, окажутся необъективными. Количество участников также может усложнить условия проведения программы. На любой встрече или во время дебатов кандидатов их участники должны получать достаточно времени для того, чтобы беспрепятственно изложить свои взгляды аудитории.
Во время выборов в Гватемале в 1985 году в теле- и радио встречах и дебатах участвовали не только кандидаты на пост президента, но и кандидаты на пост мэра столицы. В Венгрии перед выборами в 1990 году транслировались четырехсторонние дебаты между двенадцатью соперничающими политическими партиями. В бывшей Югославской Республике Хорватия за два дня до выборов были показаны трехчасовые дебаты между лидерами четырех основных соперничающих политических организаций.
Смешанные программы
В идеале в течение избирательной кампании должно передаваться полное сочетание всех специальных информационных программ. Каждый тип программы имеет свои преимущества для политических партий в плане популяризации своих взглядов, а для потенциальных избирателей - в плане получения информации и формирования мнения, без которого нельзя сделать осознанный выбор среди партий и кандидатов.
В ходе избирательной кампании 1990 года в Никарагуа законодательством о выборах был предусмотрен свободный доступ к телевидению. Также не была запрещена и политическая реклама. Политическим партиям, участвовавшим в предвыборной борьбе, ежедневно бесплатно выделялось тридцать минут эфирного времени на наименее популярном канале национального телевидения. Это эфирное время поровну распределялось между партиями, и каждая партия получала по 10 минут для представления своей платформы.
Позже в ходе избирательной кампании под давлением оппозиции правительство ввело на самом популярном телеканале страны с 18.00 до 19.00 программу под названием «Выборы 1990». Эта программа состояла из двух равных частей; каждая из них была посвящена отдельной политической партии, представителям которой после программного заявления группой журналистов задавались вопросы. Журналисты представляли как правительственные, так и оппозиционные средства массовой информации, причем ведущий являлся сторонником правительства. Позже эта передача была расширена и включала вопросы, поступавшие по телефону от телезрителей, а три раза в неделю передвижные пункты собирали вопросы от людей на улице. В конце концов, в передачу включили дебаты между представителями двух политических партий, транслировавшиеся два раза в неделю, во время которых журналисты задавали вопросы на темы, определенные партиями.
Никарагуанская модель предоставляла политическим партиям достаточное количество времени для изложения своих взглядов, множество вариантов обстановки, в которой потенциальные избиратели могли наблюдать соперничество партий, а также поднимала ряд важных для страны вопросов. И хотя не нужно вырабатывать жесткую модель, подобный баланс идет на пользу свободе слова при проведении избирательной кампании.
4.5. Опрос общественного мнения и прогнозирование результатов выборов
Освещение результатов опросов общественного мнения, касающихся относительных шансов на победу на выборах той или иной политической партии или того или иного кандидата, является отдельным вопросом в освещении избиратель ной кампании вещательными средствами массовой информации. Такие опросы могут проводиться во время всей избирательной кампании и включать опрос избирателей после того, как они проголосовали. Кроме того, прогнозы в отношении вероятного исхода выборов могут делаться на основании результатов опросов избирателей после голосования и/или основываться на сводках о результатах частичного подсчета голосов. Опросы общественного мнения и прогнозирование результатов выборов могут проводиться независимыми организациями, научно-исследовательскими институтами, политическими партиями или средствами массовой информации.
Освещение таких данных вещательными средствами массовой информации иногда может быть противоречивым. Это особенно справедливо в отношении результатов опросов и прогнозов, объективность источников которых вызывает сомнения. Опросы общественного мнения и прогнозы вероятного исхода выборов скорее оказывают воздействие на реальные результаты выборов, чем просто отражают общественное мнение. По этим причинам при освещении их вещательными средствами массовой информации необходимо уделять особое внимание сбалансированности, справедливости и объективности.
В передаче должен упоминаться источник опроса общественного мнения или прогноза относительно вероятного исхода выборов, наряду с его статистическими пределами погрешности, временем проведения, количеством опрошенных и другой соответствующей информацией. Если разрыв между политическими партиями или кандидатами находится в пределах статистических пределов погрешности, этот факт также должен быть упомянут в передаче. Следует сообщать о результатах всех заслуживающих доверия опросов общественного мнения, чтобы не допустить преувеличения значения результатов одного единственного опроса. Кроме того, тенденции, возникающие при проведении опросов общественного мнения, должны также обязательно упоминаться для ясности понимания того, что результаты одного опроса не дают отчетливой картины. БиБиСи, например, как правило, не выделяет отдельные опросы, поскольку их результаты являются недостаточно достоверными32.
Государства в период перехода к демократии уделяют особое внимание данному типу освещения накануне выборов. Некоторые страны налагают запрет на предвыборную агитацию и информационное освещение избирательной кампании за 24 или 48 часов до начала выборов и в течение всего дня выборов.
4.6. Зарубежные средства массовой информации и кабельное телевидение
Зарубежные передачи, принимаемые на коротких волнах и других радиочастотах, по спутниковому телевидению и транслируемые по национальному телевидению могут оказать влияние на мнение избирателей. В этой связи полезно рассмотреть два аспекта проблемы.
Одним из них является общепризнанное право «искать, получать и распространять информацию и взгляды при помощи любых средств и вне зависимости от границ»33. Сложно представить себе обстоятельства, оправдывающие вмешательство правительства в свободу реализации этого права во время избирательной кампании либо посредством введения прямой цензуры, либо косвенно способствуя установлению самоцензуры.
Вторым аспектом является деятельность правительства по ограничению использования участниками предвыборной борьбы зарубежных средств массовой информации вне норм, установленных в данной стране. Хотя во многих ситуациях правительства предпочитают не регулировать эту сферу, в некоторых странах политическим партиям и кандидатам запрещено использовать зарубежные передачи для распространения своих взглядов. Например, во время избирательной кампании в Албании в 1991 году кандидатам было запрещено фигурировать в зарубежных вещательных средствах массовой информации.
Зарубежные информационные службы сыграли значительную роль во время выборов на Филиппинах в 1986 году. Когда президент Маркое объявил о проведении выборов в срочном порядке, первым об этом известии сообщило телевидение США.
30 Сбалансированное информационное освещение» не требует точного соблюдения исключительной точности при выделении времени для всех политических партий и кандидатов, участвующих в предвыборной борьбе. Оно предотвращает излишнее и диспропорциональное информационное освещение любой партии или кандидата. Оно также предотвращает излишнее или диспропорциональное представление партии или кандидата в положительном либо отрицательном свете с целью получения одними участниками предвыборной борьбы преимущества над другими.
31 Запрет также распространялся на редактора находящейся под контролем правительства газеты «Таймс оф Замбиа».
32 См. «Опросы общественного мнения во время общих выборов», Рекомендации для редакторов БиБиСи, март 1992 года (1).
33 Статья 19 Всеобщей Декларации Прав Человека. Полный текст данной статьи приводится в Приложении 1.
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|