Демократия.Ру




Не может быть дружбы между господином и рабом. Курций Руф Квинт


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


22.12.2024, воскресенье. Московское время 06:22


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Глава 6. Механизмы выработки политики, касающейся освещения избирательных кампаний вещательными средствами массовой информации

Введение

Решающее значение для объективного освещения избирательных кампаний вещательными средствами массовой информации имеет создание механизмов для выработки политики в этой сфере, наблюдения за объективностью проведения выборов и рассмотрение жалоб от представителей политических партий, кандидатов, журналистов и избирателей. Без таких механизмов доверие граждан к избирательному процессу может сильно пострадать.

Ответственность за наблюдение за ходом освещения избирательной кампании в вещательных средствах массовой информации может быть возложена на специальный орган законодательной, административной или судебной власти. В некоторых странах структуры, выполняющие эту функцию, официально проводят консультации с политическими партиями и кандидатами. Соперники в политической борьбе могут играть важную роль в формировании политики в освещении ее вещательными средствами массовой информации. Такая политика может быть основана на соглашениях, достигнутых партиями. Средства массовой информации иногда играют саморегулирующую роль в освещении избирательных кампаний. Кроме того, группы граждан также могут активно добиваться возможности влиять на политику в этой сфере и проводить независимое наблюдение в средствах массовой информации.

6.1. Правительственные механизмы

Перед проведением выборов в Болгарии в 1991 году Большое Народное Собрание учредило Парламентский Комитет по Телевидению и Радиовещанию. И телевидение, и радиовещание имело отдельный совет директоров, назначенных Большим Народным Собранием. По принятии в 1991 году законодательства о выборах, Большое Народное Собрание опубликовало правила, касающиеся распределения эфирного времени в ходе избирательной кампании. Кроме того, Центральная Избирательная Комиссия, являющаяся частью исполнительной ветви власти, имела полномочия по толкованию положений данных правил и законодательства о выборах. Определения Центральной Избирательной Комиссии могли оспариваться в судебном порядке. Центральная Избирательная Комиссия во время выборов S991 года действовала на основании ограниченного понимания своих полномочий, полагая, что ее задача заключается в обеспечении выполнения мер, предусмотренных законодательством и правилами. Механизм, действовавший в Болгарии в 1991 году, был расценен как улучшение правил, использовавшихся на выборах в 1990 году, и сыграл важную роль в предоставлении равного доступа основным политическим партиям к вещательным средствам массовой информации.

Во время избирательной кампании 1984 года в Уругвае Избирательный Суд, впервые созданный в 1925 году, был учрежден заново и наделен полномочиями по организации выборов. На Суд, являвшийся независимой и автономной структурой, была возложена задача управления избирательным процессом и толкования законодательства о выборах. Суд также имел полномочия слушать дела и выносить решения по поводу конфликтных ситуаций, связанных с деятельностью политических партий. Он также имел полномочия проводить расследования, в отношении сомнений в результатах выборов. Кроме того, Суд имел полномочия объявить результаты выборов недействительными в целом или частично. Традиция справедливых выборов в Уругвае в значительной степени основана на роли Избирательного суда. Такой независимый орган наделен значительными правами в плане рассмотрения жалоб, касающихся освещения избирательной кампании вещательными средствами массовой информации, включая жалобы на злоупотребления в этой сфере и на попытки оказать на средства массовой информации давление с целью получения одностороннего освещения ими избирательной кампании.

В Конституции, принятой в 1987 году в Никарагуа было оговорено создание Верховного Избирательного Совета, независимого от законодательной, исполнительной или судебной ветвей власти. Данный Совет был уполномочен решать большинство проблем, связанных с проведением в Никарагуа в 1990 году выборов, включая применение законодательства о средствах массовой информации в части, касающейся избирательной кампании и управления процессом рассмотрения жалоб. Данным Советом был создан Отдел Средств Массовой Информации для того, чтобы решить некоторые проблемы, возникавшие в связи с процессом освещения избирательной кампании, вызывавшим жалобы. Этот отдел вынес в некоторых случаях ряд частных определений и опубликовал свои претензии, когда тот или иной печатный орган отказывал в сотрудничестве. Совет организовал передачу одной оппозиционной программы тогда, когда технический персонал с государственного телевизионного канала отказывался ее передавать. Им также было возбуждено дело против газеты, которая отказывалась прекратить использование сокращения, которое ассоциативно связывало коалицию оппозиционных сил с бывшей правительственной Национальной Гвардией.

Эти примеры демонстрируют роль учреждения независимой структуры в объективном наблюдении за политикой в сфере средств массовой информации и для осуществления объективного и быстрого реагирования на претензии, возникающие в связи с освещением избирательной кампании. Быстрое юридическое рассмотрение и приведение в исполнение решений такой структурой являются определяющими в обеспечении доверия избирателей к ее деятельности.

6.2. Саморегулирование

Во время выборов в Намибии в 1989 году находящаяся под контролем государства Радиовещательная Корпорация Юго-Запада Африки (SWABC) пригласила 14 политических партий присоединиться к постоянному комитету по консультациям по вопросам политики в сфере освещения избирательных кампаний. В результате этих консультаций был составлен график показа по телевидению выступлений кандидатов с предвыборными заявлениями. Он включал ежедневное предоставление двум партиям по пять минут эфирного времени в течение последних шести недель перед выборами. Партии сами решили, что эфирное время будет выделяться поочередно по алфавитному порядку. Несмотря на проблемы с необъективным освещением избирательной кампании, этот механизм доказал свою эффективность в решении вопросов, связанных с прямым доступом к эфиру.

Выборы в Венгрии в 1990 году явились примером саморегулирования средств массовой информации и политических партий в сотрудничестве с гражданской организацией. Форум независимых юристов помогал представителям 12 политических партий, Венгерскому агентству новостей и венгерскому телевидению в составлении добровольного Избирательного кодекса этики. Присоединение к этому кодексу включало обещание не проводить негативную агитацию. К кодексу присоединились тридцать три политические партии, включая все основные партии, а также большинство основных информационных агентств. И хотя положения кодекса были несколько непоследовательными, его создание продемонстрировало прогрессивный подход к саморегулированию34.

6.3. Наблюдение за освещением избирательной кампании в средствах массовой информации и общественная деятельность

Учреждение нейтрального органа для наблюдения за объективностью освещения избирательной кампании в выпусках новостей и информационных программах может сыграть важную роль в обеспечении справедливости и сбалансированности в этой сфере. Регулярные, систематические отчеты являются объективной основой, на которой возможно выявление нарушений со стороны вещательных средств массовой информации. Такие отчеты также могут быть полезны в ликвидации последствий необъективности, для опровержения необоснованных заявлений35.

Наблюдение за освещением избирательной кампании в средствах массовой информации может наиболее эффективно осуществляться независимыми неправительственными организациями, такими как гражданские группы, профессиональные союзы или международные наблюдательные организации, работающие в тесном контакте с местными группами. Наблюдение за Освещением в средствах массовой информации эффективно осуществлялось межправительственными организациями. Например, контролируя избирательный процесс в Никарагуа, Миссия Наблюдателей ООН анализировала передачи, связанные с избирательной кампанией.

Выборы в 1991 году в Замбии являются примером того, как наблюдение за освещением избирательной кампании в средствах массовой информации осуществлялось делегацией международных наблюдателей. В рамках Программы наблюдения за выборами в Замбии (»Z-Vote») начался независимый анализ дневных радио новостей и вечерних теле новостей контролируемой правительством Национальной Радиовещательной Компании Замбии36. Анализ новостей продолжался четыре недели и включал следующие вопросы: (1) объем времени, отведенного на избирательную кампанию каждой партии; (2) место, которое занимает данный вопрос в выпуске новостей; (3) включал ли телевизионный репортаж видеосъемку или фотографии события, включали ли радиорепортажи интервью и выступления; (4) был ли общий тон позитивным или негативным по отношению к каждой партии.

Во время выборов в Кении в 1992 году Комитет профессионалов за демократические перемены (PCDC, комитет Ассоциации Профессиональных Союзов Восточной Африки), организовал представительство для наблюдения, регистрации и анализа новостей и информационных передач Радиовещательной Корпорации Кении. Этот проект определял, обеспечивала ли Радиовещательная Корпорация Кении объективное и независимое освещение избирательной кампании, определенное Законом о Радиовещательной Корпорации Кении.

Во время проведения выборов в Румынии в сентябре 1992 года Ассоциация в поддержку демократии, независимая гражданская организация проводила программу наблюдения за освещением избирательной кампании средствами массовой информации. В ходе этого процесса анализу в течение четырех недель подвергалось освещение правительственным центральным телевидением. В анализ входили следующие вопросы: (1) тема, освещаемая информационными передачами; (2) длительность этих передач; (3) количество времени, выделенного политическим партиям и кандидатам на пост президента.

Подобные акции, предпринимаемые межправительственными и неправительственными организациями, могут стать источником достоверной информации для административных органов. Эти акции также идут на пользу журналистам, поскольку полученная информация может стать объективной основой, на которой можно добиваться изменений в политике освещения избирательных кампаний средствами массовой информации.


34 Примеры механизмов саморегулирования в демократических странах приводятся в Статье 19, Зако нодательство и практика в прессе: Сравнительный анализ свободы прессы в европейских и других демократических странах (Лондон, 1993 год).

35 См. например Статью 19, Свобода слова в Малави: Выборы и необходимость реформы средств маcсовой информации (Июль, 1994 год)

36 Программа Наблюдения за выборами в Замбии (»Z-Vote») финансировалась совместно Картеровским центром университета Эмори и Национальным Демократическим Институтом Международных Отношений.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта