Несколько мыслей по поводу разработки рабочего блокнота кандидата
Линда Эджворт
Для членов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации
Ноябрь,1996
Подготовила:
Линда Эджворт специалист по выборам
Введение
Для организатора избирательного процесса наиболее сложной и серьезной задачей при подготовке и проведении выборов является сохранение справедливых, деловых и ответственных отношений со всеми кандидатами, находясь в гуще того, что, по своей сути, является острой, «конфликтующей» политической обстановкой. Несмотря на огромные усилия и искреннее стремление обеспечить справедливое и компетентное руководство избирательным процессом, члены избирательных комиссий часто оказываются «под шквалом» требований, вопросов и жалоб кандидатов и организаций, выдвинувших кандидатов, в самом пылу «политического сражения».
Нетрудно понять, почему кандидаты иногда бывают так настойчивы в своих требованиях, если учесть то, что поставлено на карту. Они вложили свои средства, силы, свое будущее, борясь за доверие и поддержку избирателей. Каждый из них многое связывает с исходом выборов. Они знают, что им придется испытать определенные стрессовые нагрузки. В то же время, иногда чрезмерно большие, нереальные запросы, неспособность полностью понять особенности избирательного процесса, свои права и обязанности как кандидатов иногда приводят к разочарованию и огорчению.
Организаторы избирательного процесса, как никто другой, могут развеять некоторые сомнения, разрешить споры и противоречия, которые могут возникнуть ь данных обстоятельствах. Выступая в роли гарантов целостности избирательного процесса, наделенные ответственностью а полномочиями для обеспечения равных условий для всех кандидатов, избирательные комиссии должны суметь обеспечить веру и доверие всех кандидатов к системе выборов.
Одна из наиболее важных задач, стоящих перед комиссиями, заключается в обеспечении того, чтобы всем кандидатам был предоставлен равный доступ к любым материалам и информационным источникам, которые потребуются им для полного понимания особенностей процесса, что поможет им действовать в полном соответствии с соответствующим законами и нормативными актами. Разработка Рабочего блокнота кандидата открывает отличную возможность для достижения такой цели.
Данная брошюра содержит 12 разделов, в которых изложены соображения относительно того, как составить такой Рабочий блокнот. Мы надеемся, что данные предложения дадут пищу для размышлений членам избирательной комиссии субъектов Российской Федерации по мере того, как они будут осуществлять собственные планы и вести работу с кандидатами и, в конечном итоге, обслуживать избирателей в своих регионах.
1. Несколько слов о выборах
Первая тема, которую необходимо раскрыть в Рабочем блокноте кандидата, - это сами выборы. Большинство избирательных объединений и избирательных блоков уже имеют ясное представление о том, что такое выборы. Однако аудитория, на которую рассчитан Рабочий блокнот кандидата, значительно шире. Группы избирателей, в первый раз выдвигающие кандидатов, и сами кандидаты, баллотирующиеся впервые, возможно, не так хорошо знают некоторые особенности избирательного процесса по сравнению со своими более опытными «коллегами». Кроме того, некоторые особенности избирательного процесса изменились со времени прошлых выборов. Поэтому никогда не мешает включить краткое описание тех исходных, отправных данных, которые характеризуют конкретные предстоящие выборы.
В кратком описании особенностей выборов можно раскрыть следующие вопросы.
- День выборов
- Часы работы избирательных участков
- Цель выборов
При освещении данного вопроса можно не только указать избираемые на выборах должности, но также предоставить определенную информацию о сроках полномочий по каждой должности. Если выборы проводятся с целью избрания губернатора области, например, в этом случае также целесообразно напомнить читателям, что данное лицо будет представлять область в Совете федерации.
- Избирательные образования, участвующие в выборах
При выборах губернатора области вся территория области может считаться единым избирательным округом. В то же время, если на выборах избираются депутаты в парламент или законодательный совет, то в данном разделе необходимо указать число избирательных округов, а также количество мандатов, выделенных для каждого округа. Также целесообразно дать общее описание системы представительства, чтобы кандидаты имели представление о том, интересы какого количества избирателей они будут представлять.
- Кто может голосовать на выборах?
Кроме общего изложения основных избирательных требований при освещении данного вопроса необходимо предоставить информацию о тех конкретных особенностях отдельных выборов (характерных только для них и не имеющих отношения к другим), в случае проведения нескольких выборов одновременно, и как такие обстоятельства скажутся на избирательных правах граждан. Например, если выборы губернатора проводятся одновременно с выборами в парламент или иными местными выборами, а избиратель является на избирательный участок в том округе, к которому он не приписан, возможно, в отношении такого избирателя будут действовать правила, в соответствии с которыми данный избиратель может принять участие в выборах губернатора, однако избирательный бюллетень по выборам в местный парламент ему выдан не будет. Если законами субъекта Российской Федерации такое разграничение закреплено, то это необходимо указать в Рабочем блокноте кандидата.
- Кто может стать кандидатом?
Совершенно очевидно, что одним из вопросов, к которым потенциальные кандидаты проявят наибольший интерес, является избирательный ценз или критерии, соблюдение которых необходимо для выдвижения кандидатуры. Особое внимание необходимо уделить описанию установленных законом требований в отношении оседлости. В частности, кандидату необходимо четко указать, в течение какого времени он должен являться жителем данного образования, чтобы выдвинуть свою кандидатуру. Например, необходимо указать, должен ли это быть единый период непрерывного проживания или несколько периодов могут быть суммированы и зачтены в целом как один срок. Также необходимо разъяснить, должен ли кандидат проживать в данном образовании на день выборов, или период проживания в прошлом также может быть зачтен.
- Кто может выдвигать кандидата?
Необходимо описать альтернативные методы выдвижения кандидатов, как то: выдвижение кандидатов избирательными объединениями, избирательными блоками, инициативными группами избирателей и, если это допускается, выдвижение непосредственно самим кандидатом. По каждому методу необходимо дать краткую справку относительно мероприятий, требуемых для выдвижения кандидатуры, как, например, требование о регистрации организации, подача заявки о выдвижении кандидата, сбор подписей в поддержку и регистрация кандидатов.
- Права кандидатов
Необходимо дать краткую информацию о статусе зарегистрированных кандидатов, об их особых правах и льготах;: В данном разделе необходимо разъяснить права кандидатов иметь доверенных лиц, которые будут представлять их интересы по всем вопросам, связанным с выборами, назначать членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, а также наблюдателей, которые будут представлять кандидата на избирательных участках в день выборов. Также можно дать краткую информацию об общих правах кандидатов на проведение предвыборной агитации, включая право на равный доступ к средствам массовой информации, и указать предельные размеры избирательных фондов кандидатов.
- Определение победителя на выборах
Данный раздел должен содержать краткую информацию о пороговых требованиях, на основе которых определяется, являются ли выборы состоявшимися и действительными, и какой кандидат считается избранным. Также необходимо указать, при каких обстоятельствах назначается повторное голосование.
2. Специальный календарь для кандидатов
Один из наиболее важных разделов, который следует включить в Рабочий блокнот кандидата, представляет собой календарь основных событий, которые непосредственно связаны с соблюдением требований, предъявляемых к выдвигаемым кандидатам, и организациям, выдвигающим их, а также к их деятельности.
Для разработки данного календаря необходимо просмотреть соответствующие законы о выборах, которые и лягут в основу данного документа. Большинство законов о выборах содержат много, очень много сроков, закрепляющих мириады различных деталей избирательного процесса, огромное число из которых может не представлять практически никакого интереса для кандидатов. Например, законы могут, в общем, устанавливать не связанные между собой сроки, начиная от дня объявления выборов до времени образования участковых избирательных комиссий и срока предоставления финансовой отчетности избирательными комиссиями. Кроме того, законы не всегда излагают вопросы в хронологическом порядке. Напротив, они строятся по принципу поочередного освещения аспектов. И еще, законы обычно закрепляют сроки, определяя число дней до дня выборов, оставляя читателю определять рее.льные даты по каждым конкретным выборам. Таким образом, для кандидатов не всегда легко найти и уяснить сроки, непосредственно связанные с их кандидатской деятельностью. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации могут помочь им, при этом значительно сократится число вопросов, возникающих в этой связи, «закрываются двери» для разночтений, которые могут привести к разногласиям и спорам. Для этого и создается сжатый календарь, специально разработанный для кандидатов и организаций, выдвигающих кандидатов.
Закон - это не единственный источник, откуда можно получить информацию о сроках. Часто инструкции, принимаемые избирательными комиссиями субъектов Федерации, указывают конкретные даты и сроки. Инструкции избирательных комиссий могут также в административном порядке устанавливать сроки, которые имеют отношение к кандидатам в плане выдвижения, сбора подписей и проведения предвыборной агитации. Эти сроки также должны быть отражены в календаре кандидатов.
Сроки и даты, отображаемые в календаре кандидатов, должны быть расставлены в хронологическом порядке. Также в календаре целесообразно делать ссылку на законодательные и нормативно-правовые .документы, устанавливающие такие сроки. В случае применения нескольких законов необходимо сделать ссылку на каждый из них, чтобы напомнить кандидатам о том, что данный процесс подпадает под действие целого ряда правовых актов. Ссылка на законодательные и иные нормативно-правовые акты также напомнит кандидатам и организациям, выдвигающим кандидатов, об их обязанностях ознакомиться с законами и иными инструкциями, а также что никто кроме них не несет ответственности за соблюдение данных требований.
Несмотря на то, что особый упор необходимо сделать на устанавливаемых законодательством сроках, относящихся к выдвижению кандидатов, сбору подписей, сдаче подписных листов и иных документов, а также ведения предвыборной кампании, существует еще целый ряд других сроков и временных ограничений, которые представляют интерес для кандидатов. Хотя некоторые важные установленные законом сроки не имеют прямого отношения к кандидатам, последним будет полезно ознакомиться с ними для того, чтобы грамотно спланировать проведение предвыборной кампании. Например, кандидатам будет полезно знать дату представления списков избирателей для публичного ознакомления, дату проведения жеребьевки на распределение бесплатного эфирного времени на радио и телевидении. Им также будет очень интересно ознакомиться с информацией о порядке определения окончательных результатов выборов.
Образец календаря кандидата
КАЛЕНДАРЬ КАНДИДАТА НА ДОЛЖНОСТЬ_________________
(Вставить дату)
Выборы в _____________области Российской Федерации
Срок/Дата
|
Мероприятие
|
Ссылка на закон (статья Закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ»)
|
Ссылка на нормативно-правовой акm (статья закона субъекта РФ или инструкции избирательной комиссии субъекта РФ)
|
|
Дата, к которой кандидат должен получить прописку в соответствующем образовании.
|
|
|
|
Дата, к которой избирательное объединение должно быть зарегистрировано для участия в выборах.
|
|
|
|
Дата, с которой избирательным объединениям и инициативным группам граждан разрешено проводить митинги по выдвижению кандидата.
|
|
|
|
Срок формирования избирательных блоков.
|
|
|
|
Срок подачи заявления на выдвижение кандидатов избирательными объединениями, избирательными блоками или инициативными группами граждан.
|
|
|
Не позднее, чем ______ дней со дня подачи заявления
|
Срок принятия избирательной комиссией заявления о выдвижении кандидатов или выдачи отказа в таком принятии.
|
|
|
|
Срок выдачи избирательной комиссией регистрационных свидетельств уполномоченным представителям.
|
|
|
|
Даты проведения избирательной комиссией субъекта РФ инструкторско-методической подготовки со сборщиками подписей:
_______________в_______ (место)___________
_______________в_______ (место)___________
_______________в_______ (место)___________
|
|
|
Не позднее, чем _____ дней со дня отказа в принятии заявления
|
Срок обжалования отказа в принятии заявлении о выдвижении кандидата в избирательную комиссию или суд.
|
|
|
30 дней до дня выборов
|
Срок, к которому должны быть представлены подписные листы и заявление кандидата о согласии баллотироваться.
|
Статья 19
|
|
|
Срок, к которому избирательная комиссия принимает решение о регистрации кандидатов
|
|
|
|
Срок, к которому избирательная комиссия выдает обоснованный отказ в принятии подписных листов.
|
|
|
|
Срок обжалования решения об отказе в принятии подписных листов в избирательную комиссию или суд.
|
|
|
|
Дата выдачи избирательной комиссией регистрационного свидетельства кандидату.
|
|
|
|
Официальное начало предвыборной агитации.
|
Статья 26
|
|
|
Дата опубликования в средствах массовой информации сведений о зарегистрированных кандидатах.
|
|
|
|
Срок, к которому кандидат должен представить имена и иную информацию о своих доверенных лицах.
|
|
|
|
Дата, к которой кандидат должен уведомить соответствующие комиссии о назначении членов комиссий с правом совещательного голоса
|
|
|
|
Дата, к которой кандидаты должны сформировать целевые избирательные фонды.
|
|
|
|
Дата, к которой средства, выделенные избирательной комиссией субъекта РФ, должны быть переведены на счет избирательного фонда кандидата.
|
|
|
|
Периодичность предоставления отчетов о средствах, поступивших на счет кандидата для проведения предвыборной агитации, и расходов на предвыборную агитацию. Предоставляются избирательной комиссии субъекта Федерации:
(дата) кем представляется: (организация)
(дата) кем представляется: (организация)
(дата) кем представляется: (организация)
|
|
|
|
Периодичность представления соответствующими избирательными комиссиями отчетов о средствах, поступивших для проведения предвыборной кампании и расходов на предвыборную кампанию в средства массовой информации.
(дата) кем публикуется: (организация)
(дата) кем публикуется: (организация)
(дата) кем публикуется: (организация)
|
|
|
|
Дата жеребьевки для распределения бесплатного эфирного времени, предоставляемого государственными радио- и телевизионными компаниями.
|
|
|
|
Дата предоставления списков избирателей для ознакомления.
|
Статья 8
|
|
|
Дата уведомления участковыми избирательными комиссиями избирателей о дне и месте голосования.
|
Статья 30
|
|
|
Даты, когда соответствующая избирательная комиссий проводит инструкторско-методическую подготовку с наблюдателями:
_________________в: ________(место)________
_________________в: ________(место)________
_________________в: ________(место)________
|
|
|
|
Дата получения соответствующими избирательными комиссиями избирательных бюллетеней для проведения досрочного голосования
|
|
|
|
Дата начала досрочного голосования.
|
Статья 30
|
|
|
Дата доставки избирательных бюллетеней на избирательные участки.
|
|
|
|
Дата прекращения проведения опросов общественного мнения и опубликования прогнозов о результатах выборов.
|
Статья 26
|
|
|
Дата прекращения предвыборной агитации.
|
Статья 26
|
|
|
ДЕНЬ ВЫБОРОВ
|
|
|
|
Сроки завершения подсчета результатов голосования:
(дата) участковыми избирательными комиссиями
(дата) территориальными избирательными комиссиями
(дата) избирательными комиссиями субъекта Федерации
|
|
|
|
Сроки опубликования результатов выборов:
(дата) участковыми избирательными комиссиями
(дата) территориальными избирательными комиссиями
(дата) избирательными комиссиями субъекта Федерации
|
Статья 33
|
|
|
Срок опубликования окончательных результатов, определенных на основе протоколов, полученных из нижестоящих избирательных комиссий.
|
Статья 33
|
|
|
Дата выдачи регистрационных свидетельств победившим кандидатам.
|
|
|
|
Срок представления финансовых отчетов о предвыборной кампании кандидатами в соответствующие избирательные комиссии.
|
Статья 28
|
|
|
Сроки опубликования избирательными комиссиями финансовых отчетов о предвыборной кампании кандидатов в средствах массовой информации.
|
|
|
3. Определение терминов
Как профессионалы, члены избирательной комиссии субъекта Российской федерации хорошо знакомы с целым рядом технических терминов, связанных с избирательным процессом, которые, возможно, окажутся незнакомыми или неправильно понимаемыми кандидатами или другими участниками избирательного процесса. Это часто бывает, когда отдельные лица и организации участвуют в избирательном процессе впервые. Список терминов с четким определением поможет расширить знания участников избирательного процесса об избирательной системе и в то же время поможет избежать взаимного непонимания или недоразумений. Разработку списка терминов, требующих определенного разъяснения, можно начать с просмотра самих законов.
Даже общие термины, значение которых, на первый взгляд, покажется очевидным, могут внести определенную путаницу, если не дать им четкого определения. Примером этого может служить термин «период проведения предвыборной агитации». По всей Российской Федерации законы, в общем, устанавливают, что кандидаты могут начать проведение предвыборной агитации в день регистрации. В то же время на практике обычно случается так, что расходы делаются до наступления этой даты, а освещение мероприятий и выдвинутых кандидатов в средствах массовой информации, как правило, начинается на раннем этапе избирательного процесса, особенно в ходе сбора подписей. Для того чтобы избежать возможные жалобы и обвинения в нарушении закона, членам избирательных комиссий будет целесообразно сделать определенные уточнения, которые бы соответствовали букве закона и в то же время отвечали бы действительности, особенностям работы издательств и средств массовой информации по освещению мероприятий, связанных с выборами, до дня регистрации кандидатов.
Термины, которые требуют разъяснения, могут включать следующие:
- избирательное объединение;
- избирательный блок;
- общественное объединение;
- избирательный округ;
- список избирателей;
- дополнительный список избирателей;
- член избирательной комиссии с правом решающего голоса;
- член избирательной комиссии с правом совещательного голоса;
- уполномоченный представитель;
- наблюдатель;
- доверенное лицо;
- досрочное голосование;
- переносной избирательный ящик (голосование вне помещения для голосования);
- заявка о выдвижении кандидата;
- регистрационное удостоверение;
- подписные листы;
- предвыборная агитация;
- период проведения предвыборной агитации;
- государственные радио- и телевизионные компании;
- избирательный фонд;
- средства на проведение предвыборной агитации;
- предвыборные материалы;
- испорченный бюллетень;
- недействительный бюллетень;
- погашенный бюллетень;
- повторное голосование.
4. Список контактных телефонов
В ходе всего избирательного процесса кандидатам и их уполномоченным представителям нужно будет иметь непосредственную связь с различными избирательными комиссиями, в чьем ведении они находятся. Рабочий блокнот кандидата должен содержать, по возможности, максимально подробный список имен членов избирательных комиссий субъекта Российской Федерации и территориальных избирательных комиссий, а также перечень адресов и телефонов таких комиссий.
В таком перечне необходимо отразить часы работы не только накануне выборов, но и после дня голосования до опубликования окончательных результатов выборов. Контактная информация на период после дня выборов особенно важна для того, чтобы обеспечить доступ кандидатов к протоколам и сводным таблицам по итогам голосования непосредственно после проведения выборов. Доступ к должностным лицам, отвечающим за данный аспект работы, также необходим для предоставления возможности отслеживания хода рассмотрения жалоб, поданных в отношении порядка проведения выборов или передачи итогов голосования.
5. Контрольный список документов, необходимых для выдвижения кандидатуры
Рабочий блокнот кандидата будет хорошим подспорьем организациям, выдвигающим кандидатов, и самим кандидатам для обеспечения полного и своевременного представления требуемых документов, если в него будут включены контрольные перечни для выдвижения кандидатуры. Такие перечни представляют собой справочник-памятку для избирательных объединений и блоков, инициативных групп избирателей, а также самих кандидатов в отношении тех документов, которые должны быть представлены на каждом этапе избирательного процесса. В общем, имеется три категории представляемых документов:
- документы, связанные с заявлением на выдвижение кандидата;
- представление подписных листов
- документы о проведении предвыборной агитации.
В зависимости от того, кто выдвигает кандидата, будут требоваться различные документы. Например, при выдвижении кандидата избирательным блоком требуется большее количество форм и документов, чем при выдвижении кандидата избирательным объединением.
Некоторые требуемые данные должны будут быть представлены на формах единого образца, разработанных избирательной комиссией субъекта Российской федерации. В идеальном варианте такие формы будут предельно ясными и содержать достаточную информацию, объясняющую порядок их заполнения. Также на формах должно быть четко указаны требуемые подписи. Другая документация, предоставляемая в каждом конкретном случае, не будет стандартизирована, а будет предоставляться организацией на основе собственных документов. Удобный для пользователя контрольный перечень может стать хорошей помощью кандидатам и поддерживающим их организациям и обеспечит, чтобы полный комплект документов был представлен в избирательную комиссию без каких-либо упущений.
6. Законы и нормативные акты
Основу любых выборов составляет система законов и нормативно-правовых актов, регулирующих избирательный процесс. В отношении выборов, проводимых в субъектах Российской Федерации, такую основу представляют фундаментальные принципы, закрепленные в Законе «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», а также целый ряд законов, принятых местными законодательными органами. Кроме того, чтобы заполнить белые пятна, дать разъяснение тем аспектам, которые туманно или нечетко трактуются законом, а также для того чтобы более подробно разъяснить процедурные особенности, указанные законы, в общем, наделяют полномочиями избирательные комиссии субъектов Российской Федерации по принятию положений и изданию инструкций и других нормативных документов. Несмотря на то, что положения и инструкции могут освещать самые различные вопросы, несомненно, некоторые из них будут приняты как руководящие документы для кандидатов и организаций, выдвинувших кандидатов.
Очень важно, чтобы избирательные объединения, блоки, инициативные группы граждан, выдвигающие кандидата, а также сами кандидаты могли получить все законы и нормативно-правовые акты, относящиеся к выборам. Несомненно, необходимо, чтобы все документы, связанные с выборами, можно было получить в избирательной комиссии субъекта Федерации. Лучше всего, тем не менее, будет включить все документы, имеющие непосредственное отношение к кандидатам и организациям, выдвигающим кандидатов, в особый раздел Рабочего блокнота кандидата. Какие законы и нормативно-правовые акты необходимо включить в такой Блокнот, определяется конкретными обстоятельствами, сложившимися в конкретном субъекте Федерации.
Особенно важно включить в Блокнот инструкции и разъяснения избирательной комиссии субъекта Российской федерации, поскольку именно эти документы содержат четкие указания, необходимые кандидатам для выполнения всех своих обязательств, установленных законом. Для того чтобы обеспечить, чтобы такие документы были приняты на ранней стадии избирательного процесса и были полностью готовы к тому времени, когда в них возникнет реальная необходимость, а также ко времени издания Рабочего блокнота кандидата, необходимо, чтобы избирательная комиссия субъьи-та Российской Федерации заблаговременно планировала свою работу. В идеальном случае инструкции и иные регулирующие документы должны быть разработаны, обсуждены и приняты задолго до сроков проведения какого-либо мероприятия или процесса, подпадающего под действие таких документов.
Говоря в общем, кандидатам как минимум необходимо предоставить копии следующих документов:
- Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации;
- областной или местный закон, регулирующий конкретные выборы;
- инструкции, разъясняющие порядок сбора подписей на подписных листах в поддержку кандидата;
- инструкции, раскрывающие порядок предоставления бесплатного эфирного времени на каналах государственных радио- и телекомпаний;
- инструкции, регулирующие порядок финансирования и отчетности предвыборной кампании;
- _________________________________;
- _________________________________.
Также важно признать, что существует целый ряд других местных и федеральных законов, которые, в конечном итоге, могут также «вступить в игру» по мере приближения к выборам, несмотря на то, что отношение этих законов к выборам носит опосредованный характер. Например, может быть сделано обращение к Гражданскому кодексу РСФСР в случае, если предвыборные агитационные материалы кандидата наносят ущерб чести, достоинству .. или деловой репутации какого-либо лица. Положения Федерального Закона «О средствах массовой информации» могут иметь определенное значение в отношении предоставления бесплатного эфирного времени на каналах государственных радио- и телевизионных компаний, а также в отношении прав и ответственности редакторов и журналистов. Возможно, нет необходимости включать в Рабочий блокнот кандидата полный текст таких законов. В то же время было бы целесообразным сделать по крайней мере ссылку на некоторые законы, ознакомление с которыми будет полезно кандидатам. Можно поместить краткий обзор соответствующих положений. В крайнем случае, можно указать другие источники законодательного характера, тем самым предупреждая кандидатов о необходимости ознакомиться с другими положениями законов, которые могут регулировать вопросы процедурного характера и порядок проведения предвыборной агитации.
(Приблизительный перечень других федеральных законов, которые могут повлиять на избирательный процесс, приведен в Приложении.)
7. Формы выдвижения кандидатов и предвыборная агитация
Без всякого сомнения, образцы всех форм, необходимых для прохождения процедуры выдвижения кандидаты и проведения предвыборной кампании, должны быть отражены в Рабочем блокноте кандидата. Некоторые из данных форм будут официально разработаны избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. В зависимости от средств, имеющихся в наличии в бюджете субъекта, данные формы будут предоставлены кандидатам или организациям, выдвинувшим кандидатов. В других случаях будут предоставлены образцы форм, а сами кандидаты или организации должны будут размножить их за свой счет.
Независимо от того, какой из двух указанных методов будет применен в конкретном субъекте Федерации, каждая форма должна в максимально возможной степени быть разработана с «конечным расчетом на дураков». Члены избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, находящиеся на должности, должны обеспечить, чтобы каждая форма была предельно ясной. В идеальном случае каждая форма должна содержать краткую инструкцию. Это требование особенно важно в отношении таких критически значимых форм, от правильности заполнения и своевременности подачи которых зависит, будет ли принята или отвергнута выдвинутая кандидатура. Одной формой, которая должна быть разработана и разъяснена с особой тщательностью, являются подписные листы, в которых избиратели ставят свои подписи в поддержку кандидата. В подписных листах, а также во всех других формах, требуемых в данном плане, не должно оставаться места для догадок в отношении того:
- кто несет ответственность за заполнение формы;
- кто имеет право участвовать в процессе;
- что должно быть отражено в ней;
- какая информация является обязательной, и что может быть опущено, если это допустимо;
- какие подписи требуются;
- должны ли они заполняться чернилами, или допустимо заполнение карандашом;
- как можно исправлять ошибки, допущенные при заполнении;
- какие удостоверения могут потребоваться;
- в каком порядке они заполняются и
- к какому сроку они должны быть представлены.
Решения о форме составления требуемых документов могут быть предоставлены на рассмотрение кандидата или организации, выдвинувшей кандидата, с общими указаниями, какая информация должна быть представлена. И все же, даже в отношении такого рода писем или документов иногда бывает целесообразно предоставить образец приемлемой формы, что поможет обеспечить, чтобы была представлена вся требуемая информация, и добиться определенного единообразия в представляемых документах.
Например, можно представить образец письма или формы для представления списка уполномоченных представителей организации, выдвинувшей кандидата. Говоря в общем, законы о выборах, как правило, устанавливают информацию, которая должна быть представлена в отношении каждого уполномоченного представителя.
Образец письма поможет читателям убедиться, что они представили все требуемые данные и ничего не упустили. Такая мера может помочь избежать досадных упущений, которые могут привести к отказу в принятии заявления от организации или задержке в обработке документации.
8. Биографическая информация о кандидаtax
Типичным явлением для Российской Федерации является то, что материалы, отражающие биографические данные о кандидатах, готовятся избирательными комиссиями. Наиболее часто эта информация используется для издания плакатов, вывешиваемых на территории данного образования. Для того чтобы обеспечить определенное единообразие в порядке представления таких данных, возможно, будет целесообразно разработать и предоставить форму, а также дать определенные указания в отношении того, когда и каким образом должны быть представлены требуемые биографические данные. Также будет полезным разрешить кандидатам предоставить информацию по своему усмотрению, которую они могли бы включить в свою биографию в рамках установленного для этого раздела.
Если избирательная комиссия субъекта Российской Федерации установит такую процедуру для представления биографических данных, то об этом необходимо будет сообщить заранее, а также такая информация должна быть отражена в Рабочем блокноте кандидата.
Образец
указание по представлению биографических данных кандидатов
Каждый кандидат на избираемую должность может предоставить биографические данные, которые будут отражены в плакатах, и других материалах, подготавливаемых избирательной комиссией субъекта РФ для Предвыборной, публикации. Биографические данные о кандидатах призваны ознакомить избирателей с личностью кандидатов. Предоставление некоторых данных установлено законом (статья __ Закона «О выборах _____________»). Каждый кандидат также может предоставить информацию в собственном изложении. Нижеследующие инструкции призваны помочь Вам подготовить свой биографический отчет.
СРОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДАННЫХ:
|
Биографические данные должны представляться вместе с подписными листами с подписями избирателей в поддержку кандидата, а также заявлением, кандидата о согласии баллотироваться. Срок подачи; указанных документов __________________
Непредставление биографических данных к указанному сроку дает право избирательной комиссии субъекта .Российской федерации подготовить по своему собственному усмотрению биографическую информацию для размещения на плакатах и других материалах. Данные, подготавливаемые для таких целей, будут основываться на информации, представленной в других документах, связанных с выдвижением кандидата.
|
ТРЕБУЕМАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
|
Имя, фамилия, отчество
Дата рождения
Место жительства
Место работы
Должность
|
ПАРТИЙНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ:
|
По своему усмотрению (или в соответствии с требованиями закона) укажите свою принадлежность к избирательному объединению.
|
ЛИЧНЫЕ ДАННЫЕ:
|
В дополнение к обязательной информации каждый кандидат может предоставить краткие сведения в объеме, не превышающих (указать количество) слов об образовании, работе и личных качествах. Данная информация должна быть чисто биографического характера и не может содержать предвыборных лозунгов, заявлений, или положений политических программ. После принятия материала изменение и исправление содержания представленной информации не допускается.
Личная информация, превышающая (указать количество) слов или содержащая запрещенные материалы пропагандистского характера, не принимается. В случае отказа в принятии личной информации Вы будете уведомлены в течение 3 дней со дня подачи информации. Извещение будет содержать основания, на которых Ваша информация не была принята. Решение об отказе принять личную информацию может быть обжалована в избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или суде.
|
ОТЗЫВ ИЛИ ИЗМЕНЕНИЯ:
|
Личные данные могут быть отозваны, но не изменены. Вы, можете принять решение об отзыве личных данных, для чего соответствующее заявление должно быть представлено в письменном виде за подписью кандидата не позднее 17.00 на 3-й день с даты подачи личных данных.
|
9. Информация и средства, предоставляемые кандидатам и организациям, выдвигающим кандидатов
Кандидаты и организации, поддерживающие их, всегда ищут информацию и материалы, которые могут оказать им поддержку в борьбе за голоса избирателей. Они испытывают насущную необходимость во всех средствах, которые могут помочь им определить стратегическую линию предвыборной кампании. Нет ничего удивительного в том, что они обращаются в избирательные комиссии и органы власти за информацией и материалами, которые помогут им не только выполнить установленные законом требования, но также и понять особенности избирательных округов, в которых они баллотируются, и политическую обстановку, в которой они ведут предвыборную борьбу.
Неплохо бы, чтобы Рабочий блокнот кандидата содержал перечень материалов и другой информации, которую кандидаты и поддерживающие их организации могут получить в избирательных комиссиях субъектов Российской федерации или территориальных избирательных комиссиях, а также в областной и местной администрации.
Несомненно, существенно важно, чтобы избирательные комиссии и органы исполнительной власти сохраняли беспристрастное отношении при обслуживании как избирателей, так и кандидатов. Существуют материалы, которые должны быть предоставлены кандидатам и организациям, выдвигающим кандидатов, в соответствии с принципом равного доступа к информации. Этот принцип равенства может быть обеспечен за счет помещения единого списка информационных материалов в Рабочем блокноте кандидата и предоставления к ним свободного доступа.
Большинство из стандартных материалов, может быть, уже получено через обычные информационные каналы. Возможно, потребуется некоторое изменение формата материалов для удобства распространения или определенная корректировка графика их распространения. В то же время, не стоит доставлять слишком много дополнительных хлопот административным органам, поскольку наверняка эти мероприятия включены в планы подготовки к выборам или проведения повседневной административной деятельности.
Это вовсе не значит, что сопутствующие материалы и информация должны быть предоставлены безвозмездно. Нет ничего необычного в том, что официальные органы взимают определенную плату, чтобы покрыть расходы на размножение тех материалов, которые обычно предназначены для внутреннего пользования. Также вовсе не обязательно требовать, чтобы вся информация была предоставлена немедленно по требованию. Часто официальные органы устанавливают определенный срок доставки материалов в несколько дней со дня подачи заявки, чтобы у сотрудников было достаточно времени на составление и отправку материалов. Это достаточно привлекательная альтернатива, которая сможет обеспечить принцип равного доступа к информации, и в то же время решает реальную проблему нехватки бюджетных средств и недостаточного количества сотрудников, с которыми постоянно сталкиваются избирательные комиссии и органы государственной власти. Если в списке предоставляемой информации будут указаны расценки и порядок подачи, прохождения заявки, все кандидаты и организации, выдвигающие кандидатов, смогут на равной основе воспользоваться такой возможностью или отказаться от нее по своему собственному усмотрению.
Предоставляемая информация не должна сводиться только к письменным материалам. Одним из наиболее полезных мероприятий, которые избирательные комиссии могут организовать для кандидатов и поддерживающих их организаций, являются организационно-методические сборы, в работе которых могут принять участие кандидаты или их представители. Некоторые сборы могут быть организованы специально для такой аудитории. Специальные занятия могут быть посвящены вопросам прав и обязанностей в отношении какого-либо конкретного аспекта деятельности. В частности, было бы целесообразным провести семинары или ориентационные занятия для таких групп, как:
- сборщики подписей по вопросам соблюдения установленных законом требований при сборе подписей;
- представители организаций поддержки кандидатов по вопросам прав и обязанностей наблюдателей на выборах;
- доверенные лица кандидатов по вопросам финансирования и отчетности предвыборных кампаний.
В некоторых случаях будет полезно пригласить представителей организаций, поддерживающих кандидата, на учебно-методические сборы, проводимые для членов избирательных комиссий различного уровня. Например, присутствие уполномоченных представителей на учебно-методических занятиях, проводимых для членов участковых избирательных комиссий, может оказать им существенную помощь в подготовке собственных групп наблюдателей при освещении вопросов порядка работы в день выборов. Такие занятия также помогут им лучше подготовиться к наблюдению за порядком подсчета голосов. Если представители кандидатов примут участие в работе таких сборов, многие вопросы и споры, которые могут возникнуть в день выборов, удастся избежать, поскольку в данном случае наблюдатели будут лучше понимать то, что они увидят в день выборов.
Это также справедливо и в отношении учебно-методических сборов для членов территориальных избирательных комиссий, на которых раскрываются вопросы подведения итогов голосования и использования автоматизированной информационной системы. Пригласив уполномоченных представителей на такие сборы, избирательные комиссии тем самым обеспечат, что у уполномоченных представителей будет более полный объем информации, чем они получили в ходе официальных занятий, и что они смогут данные знания использовать в собственных учебных программах, организуемых для инструктажа групп наблюдателей от кандидата.
ОБРАЗЕЦ
ИНФОРМАЦИЯ И МАТЕРИАЛЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ КАНДИДАТАМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ, ВЫДВИНУВШИМ КАНДИДАТОВ
Нижеприведенная информация и материалы, связанные с выборами, предоставляются зарегистрированным кандидатам в течение 3-х рабочих дней после подачи письменной заявки. За некоторые материалы взимается определенный сбор в связи с необходимостью компенсации расходов на воспроизведение. Материалы, за которые взимается плата, будут готовы в полном объеме ко времени получения материалов в соответствующем офисе.
ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ ИЛИ ИНФОРМАЦИЯ
|
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ.
|
ОБЛАСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ
|
СБОР
|
Законы о выборах
|
Х
|
|
0
|
Инструкции
|
Х
|
|
0
|
Рабочий блокнот кандидата
|
Х
|
|
0
|
Формы для выдвижения кандидата
|
Х
|
|
0
|
Результаты предыдущих выборов
|
Х
|
|
(_) за стр.
|
Списки избирателей
|
|
Х
|
(_) за стр.
|
Демографическая информация и опросы общественного мнения
|
|
Х
|
(_) за стр.
|
Карта избирательного округа или участка
|
|
Х
|
(_) за стр.
|
Список избирательных участков
|
Х
|
|
(_) за стр.
|
Краткий справочник:
Порядок голосования
Порядок подсчета голосов
В помощь на6людателю
|
Х
|
|
(_) за копию
|
Учебно-методические сборы:
Сборщики подписей (дата)
Наблюдатели на выборах (дата)
Финансовая отчетность о предвыборной кампании (дата)
Сборы членов УИК перед днем выборов (дата)
Автоматизированная информационная система (дата)
|
|
|
0
|
Другое
|
|
|
|
Другое
|
|
|
|
10. Финансирование предвыборной кампании и отчетность
Вопрос финансового учета и отчетности по поступлениям и расходованию средств на предвыборную кампанию является одним из наиболее сложных вопросов, которые предстоит решать кандидатам. Этой теме в Рабочем блокноте кандидата должен быть посвящен отдельный раздел. Как минимум, в нем необходимо отразить информацию по следующим вопросам.
- Количество средств, выделяемых из государственного бюджета
- Когда и в каком порядке выделенные бюджетные средства будут переданы кандидату
- Требования в отношении открытия специального счета избирательного фонда кандидата
В данном разделе необходимо указать: где и когда должен быть открыт такой счет. Кандидаты также должны получить четкое представление о том, каким образом средства могут поступить на данный счет, и каким образом можно переводить средства, пожертвованные на предвыборную кампанию. Необходимо обратить особое внимание на ограничения, которые могут устанавливаться в отношении приема пожертвований в форме наличных денежных средств. Положения закона требуют, чтобы все поступления и расходы на цели предвыборной кампании осуществлялись через данный счет, и это должно быть особо отмечено в данном разделе. Кандидаты также должны знать требования, предъявляемые к филиалам банков, где открыты данные счета, в отношении отчетности.
- Использование личных средств
Если кандидаты имеют право использовать собственные средства на проведение предвыборной кампании, любые ограничения, налагаемые на такое использование, должны быть подробно освещены. Также должна содержаться информация в отношении использования средств, товаров, зданий и помещений или подчиненных одного работодателя на цели проведения предвыборной кампании, особенно если кандидат является владельцем предприятия или занимается индивидуальной трудовой деятельностью.
- Пожертвования из других источников
Перечень других источников, откуда кандидат может получить пожертвования, должен быть указан в данном разделе. В нем также должна быть отражена информация о максимальных суммах пожертвований, которые могут быть приняты от одного источника. Все требования в отношении возвращения сумм, превышающих установленную норму пожертвования, должны также быть указаны. В случае наличия каких-либо ограничений или запретов на расходование средств на приобретение каких-либо материалов или. товаров, они должны также быть отражены в данном разделе.
- Ограничения на пожертвования
Данный раздел должен дать четкое определение источников, из которых средства на проведение предвыборной кампании не могут быть приняты, как например: иностранные организации, религиозные организации, органы государственной власти и органы местного самоуправления. Особое внимание должно быть уделено вопросу учета пожертвований в форме услуг или натуральной форме, когда деньги не передаются, однако помощь оказывается в форме материалов, товаров, продуктов или услуг как безвозмездно, так и за плату.
- Ограничения на расходование средств
Кандидаты должны знать ограничения в отношении максимальных сумм расходования средств, которые установлены в отношении проведения избирательных кампаний. Необходимо четко обозначить, что ограничения распространяются на расходование всех средств, полученных из всех источников. Также должны быть даны четкие инструкции в отношении порядка и сроков предоставления отчетов о неизрасходованных средствах, а также о возвращении или перераспределении таких средств после окончания выборов.
- Требования к отчетности
В идеальном случае Рабочий блокнот кандидата будет содержать все формы, используемые для целей учета и отчетности по поступлениям и расходам на предвыборную кампанию. Там, где это возможно, целесообразно поместить образцы заполненных форм и сопроводительные инструкции так, чтобы кандидаты имели полное представление о порядке заполнения таких форм. Если это необходимо, можно дать определение терминов и разъяснения относительно того, какая информация должна быть указана в различных полях. В данном разделе также необходимо четко указать сроки предоставления различных отчетов.
- Нарушения и взыскания
Необходимо довести до сведения кандидатов те действия или формы расходов, которые считаются нарушениями требований закона. Кандидатам необходимо знать о последствиях таких действий, а также об уголовной и административной ответственности за такие правонарушения. Аналогичная информация должна быть указана в отношении несвоевременного предоставления отчетов о поступлениях и расходовании средств на проведение предвыборной кампании или предоставления неполных или заведомо ложных отчетов.
- Контактная информация
Кандидатам чрезвычайно важно иметь информацию об именах и телефонах членов избирательных комиссий, которые будут осуществлять контроль в вопросах финансирования и расходования средств на предвыборную кампанию, предоставления отчетности и опубликования финансовых отчетов. Если это возможно, также было бы неплохо, чтобы такие сотрудники организовали работу по ответу на вопросы и оказанию содействия кандидатам в соблюдении установленных законом требований.
11. Распоряжения местных органов власти, влияющие на мероприятия предвыборной кампании
Насколько это возможно, было бы целесообразно напомнить кандидатам о распоряжениях и инструкциях местных органов власти, под действие которых могут подпадать мероприятия, связанные с вывешиванием и распространением агитационных материалов в различных районах проведения предвыборной кампании. Там, где это уместно, в Рабочий блокнот кандидата можно включить текст распоряжений, в которых содержится запрет или ограничение в отношении места вывешивания предвыборных листовок и плакатов, транспарантов, а также мест проведения митингов, шествий и т.п.
Следует учесть, что при этом требуются огромные координационные усилия, чтобы обеспечить включение всех распоряжений и инструкций в Рабочий блокнот. В том случае, если невозможно включить текст различных распоряжений и инструкций, в Рабочем блокноте кандидата может быть, по крайней мере, помещено напоминание, предупреждающее кандидатов о необходимости найти такие материалы и ознакомиться с их содержанием, чтобы не допустить правонарушений при проведении избирательной кампании.
12. Что хочет знать каждый кандидат?
Объем информации, которая требуется кандидатам и поддерживающим их организациям для того, чтобы понять особенности избирательного процесса и полностью выполнить все требования, настолько велик, что трудно охватить его в одном Рабочем блокноте кандидата. В дополнение к той информации, которая предлагалась в предыдущих разделах данного пособия, возможной формой подачи материала, которая окажется наиболее эффективна для информирования кандидатов, будет форма вопросов и ответов.
Подготовка Рабочего блокнота кандидата в такой форме заставит членов избирательных комиссий поставить себя на место кандидатов. С этой точки зрения члены избирательных комиссий могут лучше почувствовать, какие вопросы представляют особую важность для кандидатов, и какие процедурные особенности могут быть недостаточно ясны. Взгляд на избирательный процесс с точки зрения кандидатов может также помочь определить, какие инструкции и разъяснения необходимо разработать.
В то же самое время этим можно достичь очень важной цели. Это в значительной степени поможет избирательным комиссиям избежать таких ситуаций, когда их членам приходится сталкиваться с неожиданным вопросом, который никогда ранее не рассматривался и который может внести сумятицу и споры в самый разгар избирательного процесса. Члены избирательных комиссий могут предусмотреть, чтобы на широкий круг вопросов были заранее подготовлены общие, хорошо продуманные ответы. И, в конечном итоге, члены избирательных комиссий могут обеспечить то, чтобы единообразные ответы были предоставлены всем кандидатам в глобальном масштабе, а не на индивидуальной основе, что, таким образом, предотвратит ситуацию, когда одни кандидаты пользуются предоставленной информацией, а другие не знают о ней.
Ниже приводятся примерные вопросы, которые могут, по всей вероятности, быть подняты кандидатами. Это всего лишь приблизительный перечень вопросов, который является как бы отправной точкой для членов избирательных комиссий субъектов Федерации в разработке своих собственных вопросников с учетом особенностей подведомственного избирательного образования.
При рассмотрении одних вопросов неизбежно возникнут и многие другие. Рассмотрение вопросов также поможет выявить те процедурные проблемы, которые требуют разрешения, или белые пятна и недоработки в системе, которые предстоит заполнить и исправить. Наиболее важно помнить то, что эти вопросы призваны помочь избирательным комиссиям в создании более крепких положительных связей с кандидатами, которые в результате будут:
- лучше информированы;
- лучше подготовлены для выполнения установленных законом требований и
- более уверены в целостности системы и справедливом беспристрастном отношении членов избирательных комиссий, с которыми им придется работать.
Что желает знать каждый кандидат?
Общая организационная информация
1. Подготовила ли избирательная комиссия субъекта Российской Федерации календарный план мероприятий? Могу ли я получить копию такого плана, чтобы я знал наиболее важные даты и мероприятия, которые имеют непосредственное отношение к моему статусу кандидата и порядку проведения предвыборной кампании?
2. Существуют ли какие-либо сроки, которые мне необходимо знать, установленные в разработанных избирательной комиссией субъекта Российской Федерации инструкциях, официальных распоряжениях или разъяснениях?
3. Могу ли я получить копии законов, приказов, инструкций или других нормативно-правовых актов в избирательной комиссии субъекта Российской федерации? Если нет, где я могут получить такие копии? Если копии не могут быть выданы мне на руки, имеется ли в избирательной комиссии субъекта Российской федерации список дат опубликования таких законов, приказов и других нормативно-правовых актов в газетах, чтобы я сам мог найти их?
4. Где я могу получить копии всех форм, необходимых мне для выдвижения своей кандидатуры и проведения предвыборной кампании? Смогу ли я получить необходимые формы в достаточном количестве, или же мне самому придется размножать выданные мне материалы?
5. Какую другую информацию или другие материалы я могу получить в избирательной комиссии субъекта Российской федерации, которые помогут мне лучше разобраться в особенностях избирательного процесса и в моих , как кандидата, установленных законом обязанностях?
6. Имеются ли другие статистические или информационные материалы в избирательной комиссии или в офисе местной администрации, которые важны для меня при подготовке предвыборной кампании? Какие это документы, и куда я могу обратиться за их получением?
Право выдвижения кандидатуры
1. Какие условия или требования должны быть соблюдены мной, чтобы я мог выставить свою кандидатуру?
2. Если существует ценз оседлости, значит ли это, что я должен проживать на территории округа в течение всего требуемого периода беспрерывно? Если я уезжал из данного района на определенный период времени, а затем вернулся, будут ли зачтены оба периода проживания в общих срок, требуемый по закону?
3. Имеет ли какое-либо значение, являюсь ли я в момент выборов жителем образования, в котором проводятся выборы, если общий период проживания отвечает установленным требованиям?
4. Какие документы необходимо представить в качестве подтверждения моего проживания на территории данного образования в течение установленного периода времени?
5. Имеются ли какие-либо иные условия или ограничения в отношении моего права выдвинуть свою кандидатуру? (Место работы, например?)
Порядок выдвижения кандидатов
1. Если меня выдвигает избирательное объединение, каковы этапы процедуры выдвижения? Если я выдвинут избирательным блоком? Если я выдвинут группой граждан?
2. Обязательно ли я должен быть выдвинут организацией, или я могу выставить свою кандидатуру по собственной инициативе? Могу ли я быть выдвинут несколькими группами?
3. Какие документы требуются для подачи заявления о выдвижении кандидатуры?
4. Требуется ли, чтобы все документы, связанные с выдвижением кандидатов, были представлены одновременно, или допускается представление их в различное время с учетом того, чтобы все требуемые документы были представлены к установленному сроку?
5. Какая информация требуется для того, чтобы зарегистрироваться в качестве уполномоченного представителя организации, выдвинувшей кандидата? На каком основании может быть отказано в регистрации уполномоченному представителю?
6. Если некоторые из уполномоченных представителей, представленные к регистрации организацией, выдвинувшей меня в качестве кандидата, получили отказ в регистрации, могу ли я быть зарегистрирован в ка честве кандидата, или же весь комплект документов, входящих в заявление, не будет принят?
7. Могут ли уполномоченные представители быть отозваны или заменены? Если да, то в каком порядке?
8. Каковы права и обязанности уполномоченных представителей?
9. Как быстро меня поставят в известность, если заявление на выдвижение меня кандидатом, представленное от моего имени, было принята?
10. Если заявление на выдвижение кандидата, представленное от моего имени, не было принято, могу ли я предпринять какие-либо меры, чтобы исправить положение?
11. Могу ли я быть выдвинут несколькими организациями? Если да, то как определить, какая организация будет официально считаться организацией, выдвинувшей мою кандидатуру?
12. Должен ли я быть членом избирательного объединения для того, чтобы быть выдвинутым этим избирательным объединением? Должен ли я быть членом хотя бы одного общественного объединения, входящего в состав избирательного блока, для того, чтобы быть выдвинутым данным блоком?
13. Когда можно начать процесс выдвижения кандидатуры?
Составление подписных листов
1. Сколько подписей требуется собрать в поддержку моей кандидатуры? Существует ли верхний предел в отношении количества представляемых подписей?
2. Кто имеет право собирать подписи от моего имени?
3. Могу ли я или организация, выдвинувшая мою кандидатуру, нанять людей и оплачивать их труд при сборе подписей в мою поддержку?
4. Где можно собирать подписи: место работы? в местах сбора людей? на улице? в университетах и институтах? в правительственных и государственных учреждениях?
5. Существуют ли какие-либо ограничения в отношении мест сбора подписей?
6. В случае подписания подписного листа в мою поддержку, разрешено ли лицу расписываться за других членов семьи?
7. Если избиратель допускает ошибку при подписании подписного листа, как можно исправить положение?
8. Каким правилам следуют избирательные комиссии при проверке и выверке подписных листов, представленных в мою поддержку?
9. Каков порядок принятия решения комиссией при выбраковке подписей?
10. Приведут ли ошибки и неточности, содержащиеся в подписных листах, к аннулированию всех подписных листов, поскольку лишь минимальное количество правильных подписей представлено вовремя? или приведут ли ошибки и выбраковка некоторых подписей к аннулированию всех подписных листов, несмотря на то, что общее количество действительных подписей соответствует установленным требованиям?
11. Если сборщик подписей или уполномоченный представитель делает ошибку при заверении страницы подписных листов, приведет ли это к выбраковке всех подписей на данной странице? Приведет ли это к аннулированию всех страниц или пачек подписных листов, заверенных таким сборщиком подписей или уполномоченным представителем?
12. Если подписные листы в мою поддержку представлены досрочно, и в них найдены ошибки, имеет ли право моя организация исправить ошибки при условии, что исправленные подписные листы будут представлены до истечения установленного срока?
13. Сбор подписей предполагает расходование определенных средств. Считаются ли эти средства частью средств предвыборной кампании? Должен ли я вести учет и отчитываться о таких расходах?
14. Если я хочу напечатать свою биографию или другую информацию о своей кандидатуре для того, чтобы распространять ее среди избирателей при сборе подписей, имею ли я на это право? Существуют ли какие-либо другие виды информирования избирателей или распространения материалов, которыми я мог бы воспользоваться для того, чтобы сообщить о том, что я выдвинут в качестве кандидата и прошу отдать за меня свои подписи?
15. Имею ли я право давать интервью представителям прессы о своих намерениях баллотироваться в ходе мероприятий по сбору подписей в мою поддержку? Если да, существуют ли какие-либо ограничения на такого рода информацию и заявления?
16. Если подписные листы в мою поддержку не приняты, как я могу обжаловать такое решение избирательной комиссии? Какие права и возможности предоставляются мне при обжаловании решения как неверного или несправедливого?
17. Куда я могу обратиться с апелляцией? Сколько времени потребуется на разрешение спора?
Регистрация кандидата
1. Какие документы будут выданы мне в утверждение моей регистрации в качестве кандидата?
2. Будут ли средствам массовой информации дана официальная информация о моей регистрации в качестве кандидата?
3. Когда я зарегистрирован, какие права или обязанности я имею в отношении постоянного места работы? Обязательно ли я должен освобождаться от занимаемой должности? Имеются ли какие-нибудь гарантии того, что моя должность будет предоставлена мне после проведения выборов?
4. Как кандидат, имею ли я какие-либо особые права в отношении перемещения на транспорте?
5. Имею ли я право на получение финансовых средств из бюджета избирательных комиссий на проведение избирательной кампании? Сколько будет мне выделено средств?
6. Когда мне будут предоставлены средства?
7. Может ли зарегистрированный кандидат быть арестован или задержан, или он пользуется иммунитетом? При каких обстоятельствах меня можно арестовать, задержать или привлечь к уголовной или гражданской ответственности?
8. Если я должен снять свою кандидатуру, что для этого необходимо сделать, и к какому времени я должен принять решение?
9. Если я должен снять свою кандидатуру, какими правами обладает организация, выдвинувшая меня, в отношении замены кандидата?
10. Если я зарегистрирован в качестве кандидата, может ли быть отменено решение о моей регистрации? Если да, то на каком основании?
Моя предвыборная кампания
1. Готовятся и оплачиваются ли избирательной комиссией какие-либо предвыборные материалы, связанные с объявлением о выдвижении моей кандидатуры? Если да, то какие? Каким образом и когда они будут вывешены и распространены?
2. Имею ли я возможность сам подготовить информацию, которая будет напечатана обо мне в материалах, подготавливаемых избирательной комиссией?
3. Какие мероприятия я могу проводить для осуществления своей предвыборной кампании?
4. Будут ли Избирательной комиссией или другим органом государственной власти организованы дебаты или другие публичные форумы, в которых я имею право принять участие?
5. Будут ли организованы избирательной комиссией телевизионные программы, в которых я имею право участвовать помимо бесплатного эфирного времени, отведенного мне как кандидату?
6. Будет ли мне предоставлено бесплатное эфирное время на каналах государственной радиокомпании? государственной телевизионной компании? в государственных печатных изданиях? Если да, то сколько времени или места будет мне выделено?
7. Каким образом будут происходить мои выступления в рамках предоставленного мне свободного эфирного времени? Должен ли я буду подготовиться к прямой трансляции, или у меня будет возможность использовать предварительно записанные материалы? Распространяется это на эфирное время, предоставляемое за плату?
8. Каким образом определяется дата и время трансляции моих выступлений?
9. Должен ли я использовать все выделенное бесплатное эфирное время за один раз, или я могу разбить его на несколько более коротких отрезков, которые будут чаще транслироваться?
10. Имею ли я право на бесплатное место на полосах печатных изданий?
11. Может ли быть мне предоставлено эфирное время и место на полосе печатных изданий за плату помимо времени и места, выделенных мне бесплатно?
12. Какие у меня имеются права в отношении эфирного времени и места на полосе в независимых средствах массовой информации?
13. Могут ли независимые средства массовой информации, не связанные ни с какой конкретной политической партией, отказать мне в предоставлении за деньги дополнительного освещения моей предвыборной кампании? Как решается этот вопрос, если они уже разместили у себя политические агитационные материалы от других кандидатов или избирательных объединений или блоков?
14. Подлежат ли цензорской проверке печатные материалы или выступления? Если да, имеются ли для этого официально установленные правила и опубликованы ли они, так как мне необходимо знать, какие ограничения имеются в отношении выступлений, и какие основания существуют для цензорской правки моих материалов?
15. Будет ли мне предоставлена возможность узнать о любой редакторской правке моих материалов? Буду ли я иметь возможность обжаловать любое решение о редакторской правке или сокращении моих материалов перед выпуском их в эфир или печать?
16. Какая информация должна быть включена в мои материалы в знак признательности за поддержку или в подтверждение ответственности за такие материалы?
17. Если я захочу организовать шествие или иное публичное мероприятие, что для этого мне необходимо сделать, чтобы действовать в соответствии с установленными правилами? К кому я должен обратиться, и какую информацию я должен представить?
18. При организации шествия или иного публичного мероприятия за сколько времени до мероприятия я должен известить о своем намерении? Должен ли я буду заплатить за здание или иное место, выделенное мне для проведения такого мероприятия?
19. Существуют ли какие-либо виды деятельности, в которых я не могу принимать участия в ходе предвыборной кампании? Если да, что они из себя представляют?
Финансирование предвыборной кампании и отчетность
1. Сколько средств я могу истратить на свою предвыборную кампанию?
2. Могу ли я использовать собственные средства для оплаты мероприятий в ходе предвыборной кампании?
3. Могу я получать пожертвования из других источников? Если да, от кого я могу принимать пожертвования в поддержку моей предвыборной кампании? От кого я не могу принять пожертвования в поддержку моей предвыборной кампании?
4. Могу ли я сам хранить у себя средства, выделенные на предвыборную кампанию, или я должен открыть специальный банковский счет, куда будут поступать средства на предвыборную кампанию? Если да, то где я должен его открыть?
5. Могут ли жертвователи делать взносы наличными денежными средствами, или же они должны перечислять деньги непосредственно на мой специальный счет?
6. Могу ли я оплачивать расходы на предвыборную кампанию наличными средствами?
7. Какие формы учета я должен вести в отношении средств на моем избирательном счету?
8. Как часто я должен отчитываться о поступлении и расходовании денежных средств на проведение предвыборной кампании?
9. Каким образом я должен отчитываться о не денежных пожертвованиях, как например, бесплатные услуги по размножению листовок?
10. Могу ли я использовать свой рабочий телефон, ксерокс, служебные помещения или подчиненных в мероприятиях, связанных с моей предвыборной деятельностью?
11. Если организация, выдвинувшая меня кандидатом, хочет выпустить материалы или купить эфирное время или место на газетной полосе в интересах моей предвыборной кампании, то будет ли это относиться на счет максимально допустимой суммы расходов на предвыборную кампанию, даже если оплата таких услуг будет производиться из средств организации?
12. Каким образом осуществляется контроль за поступлениями и расходованием средств на предвыборную кампанию?
13. Является ли информация о поступлениях и расходах на предвыборную кампанию подлежащей огласке? Предоставляются ли такие данные в средства массовой информации? Если да, то кем и когда?
14. Если в моих финансовых отчетах обнаружена ошибка, как я могу ее исправить?
15. Какие санкции могут быть применены, если я не представлю отчет, или в моем отчете будут обнаружены неточности?
О моих доверенных лицах, членах избирательной комиссии с правом совещательного голоса и обозревателях
1. Сколько доверенных лиц я могу иметь для защиты своих интересов в ходе избирательной кампании?
2. Что необходимо сделать для регистрации моих доверенных лиц?
3. Каковы права и обязанности моих доверенных лиц?
4. Имеют ли право мои доверенные лица на особые льготы в ходе проведения предвыборной кампании?
5. Могу ли я заменить своих доверенных лиц, если сочту это необходимым? Если да, что я должен для этого сделать?
6. К какому сроку я должен назначить членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса в избирательные комиссии различного уровня? Какую информацию я должен представить?
7. Какие права и обязанности членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса?
8. Какую информацию, документы или иные материалы имеют право получать по запросу назначенные мною члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса?
9. Имеются ли какие-либо совещания или собрания соответствующих избирательных комиссий, в которых члены с правом совещательного голоса не могут участвовать?
10. Существует ли какая-либо информацию, которую не могут получать члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, назначенные мной, в отношении деятельности или решений избирательной комиссии, членами которой они являются?
11. Если это необходимо, имею ли я право отозвать или заменить члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса? Если да, какие меры я должен принять для осуществления соответствующих замен?
12. Каковы права и обязанности наблюдателей, которых я могу назначить?
13. Где и когда назначенные мною наблюдатели имеют право присутствовать для осуществления контроля за избирательным процессом от моего имени?
14. Какие протоколы, документы или иные материалы могут быть получены наблюдателями по требованию?
15. Какие документы или удостоверения должны иметь наблюдатели для осуществления своих задач в установленных местах?
16. Если один из моих наблюдателей заметит, что какие-либо действия, процедуры или решения не соответствуют, по его мнению, установленному порядку, что он должен делать?
Жалобы и правонарушения
1. Если я чувствую, что мои права, предоставленные мне по закону, ущемлены или не соблюдаются, к кому я могу обратиться с жалобой?
2. Если мне не удастся получить удовлетворительное решение, существует ли вышестоящая инстанция, в которую я могу обратиться?
3. Если меня обвиняют в каких-либо правонарушениях, какими правами я обладаю для защиты?
4. Если я убежден, что мой политический противник совершает правонарушение, как и кому я должен сообщить эту информацию? Какие доказательства мне необходимо представить? Каков порядок разрешения подобных вопросов?
5. Существует ли официально установленная процедура принятия решений избирательными комиссиями в отношении жалоб или заявлений? Если да, могу ли я получить копию такого документа?
6. Если назначенные мною наблюдатели или члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса ущемлены в своих правах, или им отказано в информации, на получение которой они имеют право, как и кому я могу подать жалобу?
7. Может ли организация, выдвинувшая меня в качестве кандидата, подать жалобу от моего имени?
8. Если мои доверенные лица или уполномоченные представители заметят правонарушения, кому и как они могут сообщить данную информацию? Каким образом будет проведено расследование и принято решение по таким заявленным случаям?
9. Какие меры будут предприняты для того, чтобы обеспечить, что по поданной мной жалобе будет своевременно принято решение, когда период проведения выборов так короток?
|