Избирательные кампании и финансирование политических партий
Альфредо Сальгадо Лойо
Трехсторонняя Конференция По Избирательным Системам
Канада - Мексика - Соединенные Штаты Америки
6-8 апреля 1994 г., г. Мехико, Мексика
Новые условия избирательной борьбы в Мексике
Альфредо Сальгадо Лойо
Апрель 1994 г.
Организаторы конференции
Федеральный институт по проведению выборов «Элекшенс Кэнада» - Федеральная избирательная комиссия
Международный фонд избирательных систем
Новые условия избирательной борьбы в Мексике. Последняя реформа федерального закона об избирательных институтах и порядке проведения выборов, утвержденная Конгрессом союза в сентябре 1993 г., включает вопросы особой важности, касающиеся политических партий и условий конкурентной борьбы в ходе выборов.
В первую очередь необходимо выделить следующие аспекты:
- Относительно регистрации партий цель состоит том, чтобы позволить им обеспечить и сохранить реальное политическое присутствие по отношению к избирателям и гражданам в целом с целью объединения как такового путем более гибкого управления в случае отказа в регистрации.
- Планы состоят в том, чтобы укрепить финансовый режим политических партий, требуя от них отчетов о результатах использования ресурсов и запрещая принимать эти средства, когда они поступают от частных лиц или организаций.
- Для укрепления справедливости избирательной борьбы устанавливаются ограничения на расходы политических партий для ведения избирательной кампании.
- Изменен порядок, касающийся коалиций, чтобы предоставить им большую политическую целостность и таким образом обеспечить избирательные гарантии, касающиеся этого типа соглашений между политическими партиями.
И, наконец, необходимо отметить, что цель этих реформ заключается в предоставлении одинакового коммерческого времени на радио и телевидении и обеспечении присутствия политических партий в программах новостей средств массовой информации во время избирательной кампании.
Финансирование политических партий
Эти изменения предназначены для укрепления финансового положения политических партий с целью сделать происхождение и судьбу их источников открытыми и закрепить запреты на принятие средств, поступающих от частных лиц и организаций.
Таким образом, к четырем видам государственного финансирования существования политических партий добавляется новая форма экономической поддержки их совершенствования.
Новое финансирование предназначено для тех партий, которые на последних выборах относительного большинства депутатов получили от одного до пяти процентов голосов, а так же для партий, постоянно или условно зарегистрированных после последних выборов.
Размер этого финансирования составляет пять процентов, рассчитанных на каждый трехлетний период избирательной деятельности и он делится равными частями среди партий, на которые распространяются вышеупомянутые положения. Тем не менее, партии, за которые были отданы голоса, получат деньги, принадлежащие им, плюс равную долю, принимая во внимание то положение, что ни одна из партий не может получить больше одной пятой части упомянутого процента, так же как и на период больше, чем три года.
Реформы регулируют другие способы финансирования партий кроме общественного (государственного). Поэтому, средства от членов партии, формируемые обязательными обычными и специальными квотами членов партий и организаций, а так же за счет тех вкладов, которые кандидаты вносят за участие в кампании, представляют собой квоты, размеры которых устанавливаются самими политическими партиями и не попадают под налоговые льготы.
Кроме общественного финансирования, финансирование политических партий осуществляется так же за счет поступлений от их сторонников, вносимых частными или юридическими лицами, проживающими в стране; это финансирование осуществляется наличными или в натуре. Размер финансирования для первых составляет один процент, для вторых - пять процентов от размера государственного финансирования политических партий в рассматриваемый год. Размер поддержки со стороны лиц, пожелавших остаться неизвестными, может составлять до десяти процентов указанного объема, который так же не попадает под налоговые льготы.
Для политических партий также предусматривается самофинансирование за счет дохода от их льготной деятельности, культурных мероприятий, продажи книг, имущества или предметов пропаганды или за счет других подобных источников прибыли.
И, наконец, в дополнение к доходу от других установленных способов финансирования, учитываются денежные средства, получаемые от финансовой выручки, фондов и промышленных объединений, включая помещение капитала в обыкновенные акции, и партийные взносы. Эти средства не могут вкладываться в приобретение акций, выпускаемых промышленными объединениями, и доходы должны использоваться для достижения целей партии.
В отношении гласности управления ресурсами, реформа предусматривает создание внутреннего органа политических партий, ответственных за приобретение и распоряжение своими общими средствами и средствами, выделяемыми на проведение избирательной кампании. Этот внутренний орган выдает квитанции на взносы, поступающие от членов партии и лиц, поддерживающих партию, а также разрабатывает проект контракта на взносы, получаемые в натуре.
Таким же образом введен запрет на принятие взносов наличными или в натуре, вносимых федеральным или местным правительством, правительствами штатов или их организациями; политическими партиями;
иностранными и юридическими лицами; международными органами любого вида; религиозными организациями, ассоциациями, церковью или религиозными группами или сектами; лицами, проживающими в стране или за рубежом, мексиканскими компаниями, занимающимися коммерческой деятельностью.
Партии не должны обращаться в банки за кредитами для финансирования своей деятельности.
Другим дополнением к федеральному закону об избирательных институтах и порядке проведения выборов является создание генеральным советом Федерального избирательного института из комиссии советников, которые будут отвечать за анализ отчетов политических партий о происхождении и использовании годовых средств и средств, выделенных на избирательную кампанию. Данная комиссия должна представлять обобщенную оценку на рассмотрение генерального совета.
Генеральный совет должен опубликовать эту оценку и, если дело гарантирует ее, проинформировать центральный суд Федерального органа административной юстиции о нарушениях, отмеченных в самой оценке, с тем, чтобы были применены соответствующие санкции, которые являются действиями, возлагаемыми на упомянутый суд.
Санкции могут включать штраф в размере от 50 до 5000 минимальных зарплат, действующих в данном федеральном округе; сокращение на 50% средств, выделяемых государством; приостановление действия регистрации как политической партии или аннулирование регистрации.
Лимиты расходов на избирательную кампанию
Будучи инструментом обеспечения равноправия в избирательной борьбе, реформа имеет целью обеспечить гарантии с тем, чтобы политические партии и их кандидаты могли разработать себе политические задания на проведение избирательной кампании при наиболее равных условиях конкурентной борьбы. Учитывая это, были установлены правила, исключающие различия в экономических и финансовых ресурсах среди политических партий, существенно влияющие на результаты выборов.
Среди этих реформ следует выделить следующие определения концепций, включенных в ограничения по расходам:
1. Издержки на рекламу, которые включают окраску стен, флаги и плакаты, использование громкоговорителей, политические мероприятия, проводимые в арендованных помещениях, технические новинки для обеспечения проведения кампании и т.д.
2. Расходы на проведение избирательной кампании, включающие заработную плату временного штата, аренду недвижимости и имущества, транспортные расходы на перевозку людей и вещей, денежные пособия и издержки и др.
3. Расходы во время избирательной кампании на рекламу в прессе, по радио и телевидению, включая призывы принять участие в голосовании, объявляемые в сообщениях и рекламных объявлениях.
Реформа так же определяет расходы, не связанные с ограничениями по проведению кампании, например, такие, которые партия несет в своей повседневной деятельности и покрывает расходы своих руководящих органов и их организаций.
Таким же образом, установлены правила определения размеров ограничений на избирательную кампанию, которые будут применяться как при выборах президента Соединенных Штатов Мексики, так и при выборах депутатов, избираемых по принципу относительного большинства, и при выборах сенаторов.
Федеральным избирательным органом, наделенным полномочиями устанавливать пределы ограничений средств, расходуемых на проведение избирательной кампании по выборам президента Соединенных Штатов Мексики, является генеральный совет Федерального избирательного института, который выполняет свои функции при следующих условиях: он выделяет одинаковую сумму, установленную для государственного финансирования, при выборах депутатов, учитывающую темпы инфляции, которые определяются Мексиканским банком (Банко де Мексико). Кроме этого, принимаются во внимание граждане, включенные в список для голосования, а так же продолжительность избирательной кампании.
Для установления лимитов на проведение выборов депутатов, избираемых по принципу относительного большинства, во внимание принимается единый размер средств с учетом темпов инфляции, а так же фактор, рассчитываемый арифметическим путем с тремя переменными величинами, которыми являются: первый фактор: географический пояс заработной платы; второй: плотность населения; третий: географические условия, определяющие доступ населения в каждом избирательном округе к населенным пунктам легким или трудным.
Генеральный совет устанавливает три значения каждой переменной величины и сообщает их в исполнительные районные органы, чтобы они могли определить, в пределах этих значений те, которые приемлемы к округу по каждой переменной величине, получая фактор, который будет являться арифметическим значением таких переменных величин. Далее этот фактор накладывается на результат, полученный от умножения унитарного значения голоса, отданного за депутата, с корректировкой на темпы инфляции, на число зарегистрированных в федеральном избирательном списке граждан в данном избирательном округе. В результате этого действия получаем предельное значение стоимости избирательной кампании по выбору депутатов в соответствии с принципом относительного большинства.
При выборах сенаторов предельные значения стоимости избирательной кампании устанавливают местные исполнительные органы. Это значение представляет собой сумму значений, установленных в качестве предельных лимитов в каждом из избирательных округов, образующих соответствующее федеративное образование. Необходимо отметить, что это предельное значение стоимости кампании используется в каждой формуле по выборам сенаторов в каждом федеративном образовании.
Доступ политических партий к радио и телевидению
Реформы избирательной системы относительно средств массовой информации заключаются в создании одинаковых условиях использования, доступа к покупке эфирного времени и присутствии политических партий в программах новостей.
Основополагающими достоинствами этой реформы являются:
- наличие порядка заключения контракта на покупку эфирного времени на честной и равноправной основе со стороны политических партий на время проведения избирательной кампании.
- заверения, что расценки в течение этого периода не будут выше коммерческих.
- Федеральный избирательный институт выступает в роли посредника между средствами массовой информации и политическими партиями. Через соответствующих должностных лиц он получает два каталога по радио и телевизионным программам, содержащим время, график работы и стоимость, по которым партия может заключить контракт. Первый каталог, охватывающий период с 15 марта по 15 июня, рассылается политическим партиям в первую неделю января, второй каталог, охватывающий период с 16 июня по 17 августа, высылается в марте. Это позволит политическим партиям выбрать нужное им время и заключить соответствующий контракт.
- только в тех случаях, когда более чем одна партия заявят одно и то же временное окно в одной и той же программе и в один день, эти периоды будут распределены в двух диапазонах, каждый по 50%. Первый будет поровну разделен между заявителями, второй - в соответствии с заявкой тех, кто заинтересован в названных временных окнах.
- с целью обеспечения гарантий покупки временных окон в программах радио и телевидения политические партии должны уведомить исполнительный орган по прерогативам и политическим партиям Федерального избирательного института, какие станции, каналы и графики работ их интересуют в контрактные временные окна в соответствии с каталогами.
- после получения от политических партий заявок и завершения распределения, допустим две или более партии пожелают использовать одно и то же временное окно, исполнительный орган по прерогативам и политическим партиям должен информировать каждого из лицензиатов или тех, кому дается разрешение, о предоставлении временного окна и графика работы, для установления с ними контакта.
- в дополнение к этому включается важное дополнение, что исполнительный директор исполнительного органа по прерогативам и политическим партиям должен не позднее 15 февраля встретиться с представителями комиссии по радиовещанию и представителями национальной палаты по радио и телевидению для изложения своих предложений, в целом приемлемых для их программ новостей в отношении информации или радиовещания о деятельности политических партий в период избирательной кампании.
В соответствии с вышеизложенным, установлено следующее:
- Объективность
Информация, сообщаемая во время передачи новостей должна быть объективной. Это означает, что необходимо не допускать информации, имеющей тенденцию восхвалять или очернять какого-либо кандидата или политическую партию. Этого нельзя допускать и в комментариях редакции по информационным заметкам.
- Одинаковый подход при работе с информационным материалом
Предлагается, что лицензиат с целью достижения большей беспристрастности сообщает информацию о ходе политической кампании в соответствии с принципами одинакового подхода и качества для всех политических партий. Время и содержание должны точно отражать повседневную деятельность каждого кандидата в течение избирательной кампании.
- Возможность вносить пояснения
Предлагается, что в погоне за сенсацией те политические партии, которые неправильно отражают факты или действия, должны иметь возможность уточнить ее путем сообщения правдивой информации.
- Специальный раздел о политической кампании
Предлагается, чтобы программа новостей включала специальный раздел, касающийся проведения политической кампании. Если это реально, они должны сделать все возможное, чтобы передача вышла в эфир в установленное время, объявленное заранее, не смешивая ее с другими новостями, например, войнами, катастрофами, спортом, шоу, криминальными новостями и др.
- Равномерное распределение эфирного времени
Необходимо сделать все возможное для достижения справедливости в распределении времени передачи информации, относительно каждой политической партии и ее кандидатов.
- Важность новостей
В отношении порядка передачи информации, касающейся политических кампаний, рекомендуется учитывать важность, последствия, содержание и смысл новостей. Это способствует серьезной и беспристрастной оценке всех политических партий и их кандидатов.
- Ответственность политических партий и электронных средств массовой информации
Политические партии берут на себя ответственность информировать о ходе кампании своих кандидатов путем представления в соответствующее время сообщений для прессы или каким-либо другим образом, каким они посчитают удобным. Со своей стороны лицензиаты будут делать все возможное и не допускать никаких разграничений по выпуску сообщений, присланных политическими партиями, освещая через своих репортеров деятельность кандидатов в ходе кампании.
- Требования к выпуску информационных новостей, оплачиваемых партиями
С целью повышения доверия к передаваемой информации, рекомендуется, чтобы лицензиаты с помощью любых средств или техники освещали определенные программы или их содержание таким образом, чтобы они выглядели обычными оплачиваемыми новостями. Кроме этого, также рекомендуется, чтобы лицензиаты при кратком изложении новостей воздерживались от заголовков «Объявление оплачено политической партией».
- Уважение к частной жизни
Информация не должна связываться с частной жизнью противоборствующих кандидатов, партийных должностных лиц или представителей партии.
Альфредо Сальгадо Лойо
Исполнительный директор отдела
по вопросам прерогатив
и политических партий
Мехико,
март 1994 г.
|