Демократия.Ру




Отличие государственного деятеля от политика в том что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель на следующее поколение. Уинстон Черчилль


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


24.11.2024, воскресенье. Московское время 01:16


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Глава XII - Голосование и определение результатов выборов

Статья 59 - Помещение для голосования

Помещение для голосования безвозмездно предоставляется участковым избирательным комиссиям главой соответствующей местной администрации.

В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или специально оборудованные места или комнаты, пригодные для тайного голосования. Кабины, специально оборудованные места или комнаты для тайного голосования оснащаются столами, и письменными принадлежностями (применение карандашей для таких целей не допускается).

Внутри помещения для голосования или перед ним участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на котором помещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней и информация обо всех кандидатов, баллотирующихся по данному избирательному округу, а также об избирательных объединениях или блоках, выдвинувших кандидатов. Образцы заполненных избирательных бюллетеней не должны содержать фамилий кандидатов, а также названия объединений и блоков, баллотирующихся по данному избирательному округу. Информационные материалы о кандидатах, объединениях или блоках не должны содержать агитационных призывов.

В соответствии с информацией, предоставленной окружной избирательной комиссией, каждая участковая избирательная комиссия должна на видном месте на информационном стенде поместить список всех кандидатов, которые сняли свои кандидатуры после того, как были напечатаны избирательные бюллетени.

Статья 60 - Избирательные бюллетени

Каждый избиратель получает один избирательный бюллетень для голосования по выборам депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти [субъекта Российской Федерации]. Форма избирательного бюллетеня утверждается избирательной комиссией [субъекта Российской Федерации] не позднее чем за 28 дней до дня выборов. Текст избирательного бюллетеня для каждого многомандатного избирательного округа утверждается соответствующей окружной избирательной комиссией. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне избирательного бюллетеня и должен содержать разъяснение о порядке заполнения избирательного бюллетеня в соответствии с положениями настоящего Закона (избиратель может проголосовать за такое количество кандидатов, какое количество депутатских мандатов распределяется по данному избирательному округу, за минусом одного).

Избирательный бюллетень должен содержать в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех кандидатов, зарегистрированных в избирательном округе, а также данные о кандидате, предоставленные в соответствующую избирательную комиссию в соответствии с частью 1 статьи 35 и частью 2 статьи 37 настоящего Закона. Если кандидат выдвинут избирательным объединением или блоком, в бюллетене указывается наименование такого избирательного объединения или блока. Если кандидат выдвинут непосредственно избирателями, его принадлежность к избирательному объединению указывается только по желанию кандидата. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня кандидатов помещается строка «Против всех кандидатов» и с расположенным справа от нее пустым квадратом.

Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. По решению избирательной комиссии [субъекта Российской Федерации] избирательные бюллетени печатаются на русском и других языках народов Российской Федерации на территории их компактного проживания. Если избирательные бюллетени печатаются на двух или более языках, каждый избирательный бюллетень на данном избирательном участке должен содержать текст на этих языках. Текст таких избирательных бюллетеней утверждается избирательной комиссией [субъекта Российской Федерации].

Избирательные бюллетени печатаются не позднее, чем за 20 дней до дня выборов по распоряжению окружных избирательных комиссий. Избирательные бюллетени доставляются окружным избирательным комиссиям не позднее чем за 16 дней до дня выборов, а участковым избирательным комиссиям - не позднее чем за 4 дня до дня выборов. В каждом избирательном округе число избирательных бюллетеней, передаваемых участковым избирательным комиссиям, не должно превышать число избирателей, включенных в список избирателей по избирательному участку более чем на 0,5%.

Избирательная комиссия [субъекта Российской Федерации] устанавливает форму акта сдачи-приемки бюллетеней, который подписывается в двух экземплярах председателем и секретарем каждой избирательной комиссии, которая передает или получает избирательные бюллетени. Данный акт подтверждает число переданных или полученных избирательных бюллетеней. Указанные акты должны храниться каждой комиссией вместе с другими избирательными документами. До дня выборов бюллетени должны храниться в опечатанном и охраняемом помещении.

В правом верхнем углу избирательного бюллетеня два члена участковой избирательной комиссии ставят свои подписи, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Избирательные бюллетени, не заверенные участковой избирательной комиссией (за исключением бюллетеней, заверенных окружной избирательной комиссией в случае досрочного голосования в соответствии с настоящим Законом), признаются избирательными бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются. Избирательные комиссии не должны вносить какие-либо другие отметки в избирательные бюллетени. Информация о кандидатах, снявших свои кандидатуры после того, как были напечатаны избирательные бюллетени, помещается на стенде внутри или перед помещением для голосования, а также в кабинах для голосования в соответствии с настоящим Законом; одновременно на стендах и в кабинах для голосования помещается разъяснение о юридических последствиях голосования за указанных кандидатах.

Статья 61 - Досрочное голосование

Избиратель, который в день выборов по какой-либо причине будет отсутствовать по месту своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательный бюллетень в помещении окружной избирательной комиссии (15 - 4 дня до дня выборов) или участковой избирательной комиссии соответствующей территории, на которой проживает такой избиратель (не ранее чем за 3 дня до дня выборов).

При досрочном голосовании в помещении окружной или участковой избирательной комиссии два члена комиссии должны поставить свои подписи в правом верхнем углу избирательного бюллетеня, которые заверяются печатью комиссии до выдачи избирательного бюллетеня избирателю. При этом недопустимо нарушение тайны голосования. Получение избирателем бюллетеня должно быть удостоверено подписью избирателя в списке избирателей, хранящемся в окружной избирательной комиссии. Избиратель помещает заполненный избирательный бюллетень в конверт, который затем запечатывается и передается дежурному члену участковой или окружной избирательной комиссии. Два члена комиссии ставят свои подписи на месте склейки на конверте, которые заверяются печатью комиссии.

Окружные избирательные комиссии передают список избирателей, проголосовавших досрочно, и конверты с заполненными избирательными бюллетенями соответствующей участковой избирательной комиссии не позднее, чем за 3 дня до дня выборов. Участковая избирательная комиссия обязана проверить список избирателей, проголосовавших досрочно и число запечатанных конвертов с избирательными бюллетенями, переданными и полученными участковой избирательной комиссией, после чего председатель и секретарь окружной и участковой избирательной комиссии подписывают акт сдачи-приемки бюллетеней и списка избирателей по форме, установленной избирательной комиссией [субъекта Российской Федерации]. Указанные акты хранятся в каждой комиссии совместно с другими избирательными документами.

После поступления запечатанных конвертов с избирательными бюллетенями из окружной избирательной комиссии и завершения досрочного голосования в помещении участковой избирательной комиссии, секретарь участковой избирательной комиссии делает отметку «досрочное голосование» в соответствующей строке списка избирателей и расписывается напротив каждого избирателя, проголосовавшего досрочно.

Статья 62 - Порядок голосования

Участковые избирательные комиссии оповещают избирателей о месте и времени голосования не позднее, чем за 20 дней до дня проведения голосования через средства массовой информации или иным способом.

Голосование проводится с 8:00 до 22:00 часов по местному времени в день выборов. Участковая избирательная комиссия на избирательных участках, образованных в воинских частях или в отдаленных и труднодоступных районах, может объявлять голосование завершенным до наступления 22:00 часов, если проголосовали все избиратели, внесенные в список избирателей.

В 8:00 в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым. Председатель предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые стационарные и переносные ящики для избирательных бюллетеней, которые вслед за тем опечатываются.

До того как первому избирателю будет выдан избирательный бюллетень, участковая избирательная комиссия заносит в протокол избирательной комиссии следующие данные: число избирательных бюллетеней, полученных избирателями, проголосовавшими досрочно, и число избирательных бюллетеней, полученных избирательной комиссией. Указанные данные оглашаются в присутствии наблюдателей, иностранных [международных] наблюдателей, а также представителей средств массовой информации.

Председатель участковой избирательной комиссии должен затем предъявить конверты с избирательными бюллетенями, заполненными избирателями, проголосовавшими досрочно. При этом проверяются сохранность каждого конверта и наличие заверительных подписей и печатей. Проверяется также соответствие количества конвертов числу записей «Досрочное голосование» в списке избирателей. Затем конверты вскрываются, и извлеченные оттуда избирательные бюллетени помещаются в избирательные ящики, при этом должна быть соблюдена тайна голосования. Если из конверта извлечено более одного избирательного бюллетеня, все избирательные бюллетени, извлеченные из такого конверта, признаются недействительными и погашаются, о чем делается запись в протоколе участковой избирательной комиссии.

Председатель участковой избирательной комиссии затем приглашает избирателей приступить к голосованию.

Избиратель предъявляет свой паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность, члену избирательной комиссии с правом решающего голоса, ответственному за выдачу бюллетеней. Член комиссии должен записать серию и номер паспорта избирателя или документа, удостоверяющего его личность, в списке избирателей напротив имени избирателя, после чего выдает избирателю избирательный бюллетень. Избиратель проверяет правильность записи, произведенной в списке избирателей, и расписывается в списке избирателей в получении избирательного бюллетеня.

Если избиратель не может самостоятельно расписаться в списке избирателей в получении избирательного бюллетеня, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов участковой избирательной комиссии, кандидатов и их доверенных лиц, или наблюдателей. Лицо, оказавшее помощь избирателю, расписывается в списке избирателей в строке «Подпись избирателя в получении избирательного бюллетеня» с указанием своей фамилии.

Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц запрещено. Избирательные бюллетени заполняются в кабинах, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования. Голосование в иных местах в помещении участковой избирательной комиссии не допускается.

Присутствие кого-либо другого, кроме самого избирателя в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования не допускается. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе пригласить в кабину, специально оборудованное место или комнату для тайного голосования для оказания ему помощи любое лицо, за исключением членов участковой избирательной комиссии, кандидатов, их доверенных лиц и наблюдателей. Фамилия лица, оказавшего помощь избирателю, отмечается в списке избирателей напротив подписи избирателя в получении избирательного бюллетеня.

Для того чтобы заполнить избирательный бюллетень, избиратель проставляет любой знак в пустых квадратах справа от фамилии кандидата или кандидатов, за которых он голосует, либо избиратель ставит любой знак в квадрате, расположенном справа от строки «Против всех кандидатов«. Голосуя за кандидата или кандидатов, избиратель может проставить указанные знаки справа от фамилий стольких кандидатов, сколько мандатов депутатов распределяется в данном многомандатном избирательном округе минус один (два знака - для округа с тремя депутатскими мандатами, три знака - для округа с четырьмя мандатами и т.д.).

Если избиратель считает, что допустил ошибку при заполнении избирательного бюллетеня, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии, который выдал ему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень вместо испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень и делает соответствующую запись в списке избирателей напротив фамилии соответствующего избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается (при этом должна быть обеспечена тайна голосования), о чем делается соответствующая запись в протоколе участковой избирательной комиссии.

Избиратель опускает заполненный избирательный бюллетень в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов избирательной комиссии и наблюдателей.

Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя участковой избирательной комиссии, его заменяет заместитель председателя участковой избирательной комиссии. В случае отсутствия заместителя председателя - секретарь или любой другой член участковой избирательной комиссии, должным образом уполномоченный ею.

Следующие лица вправе присутствовать в помещении для голосования и наблюдать за ходом голосования, подсчета голосов и оформления протоколов об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями:

    доверенные лица кандидатов,

    наблюдатели,

    иностранные (международные) наблюдатели,

    представители средств массовой информации.

Кандидаты вправе присутствовать при подсчете голосов избирателей и оформлении протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией. Представители государственных органов и органов местного самоуправления могут находиться на избирательных участках в ходе голосования, подсчета голосов и подведения итогов голосования участковой избирательной комиссией только по инициативе комиссии и исключительно для целей содействия проведению выборов или обеспечения порядка. Представители государственных органов и органов местного самоуправления не могут при исполнении своих служебных обязанностей одновременно выступать в качестве наблюдателей.

Статья 63 - Голосование вне помещения для голосования

Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, включая избирателей, которые по состоянию здоровья или любой другой уважительной причине не могут лично прибыть в помещение для голосования. В этих целях в участковой избирательной комиссии должно быть необходимое число переносных избирательных ящиков, которое определяется окружной избирательной комиссией. Каждому переносному избирательному ящику участковой избирательной комиссией присваивается порядковый номер.

Обращение избирателя о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования может быть сделано в письменной форме, по телефону или через другое лицо, и должно быть подтверждено избирателем в письменном заявлении по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В заявлении должны содержаться те же данные об избирателе, что и в списке избирателей.

Каждый переносной избирательный ящик сопровождают два члена участковой избирательной комиссии, которые обеспечивают его использование для голосования вне помещения для голосования. Фамилии этих членов комиссии заносятся в протокол комиссии. Наблюдатели вправе присутствовать при проведении голосования вне помещения для голосования. Непосредственно перед отправкой переносных избирательных ящиков председатель участковой избирательной комиссии объявляет об этом всем присутствующим в помещении для голосования, сообщает число поступивших от избирателей заявлений на голосование вне участка, а также число бюллетеней, выданных членам избирательной комиссии, сопровождающим переносной ящик, и приглашает наблюдателей сопровождать членов комиссии, проводящих голосование вне помещения для голосования.

Члены комиссии, сопровождающие переносные избирательные ящики, получают под роспись по акту, подписываемому председателем и секретарем комиссии, избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу обращений избирателей. После получения избирательного бюллетеня избиратель делает отметку об этом в своем заявлении, расписывается в получении и заполняет избирательный бюллетень с соблюдением тайны голосования. Проведение голосования вне помещения для голосования не может нарушать право избирателя на тайну голосования, оказывать влияние или искажать волеизъявление избирателя или любым другим образом нарушать избирательные права граждан.

По возвращении членов комиссии, сопровождающих переносные избирательные ящики, в помещение для голосования в списке избирателей делается отметка о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования. Число заявлений избирателей, а также число использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте, который прилагается к протоколу участковой избирательной комиссии. Переносные избирательные ящики должны находиться на виду у членов комиссии, наблюдателей, иностранных [международных] наблюдателей, а также представителей средств массовой информации и не могут вскрываться до начала подсчета голосов.

Статья 64 - Подсчет голосов на избирательном участке

По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования, могут получить избирательные бюллетени и проголосовать.

Перед вскрытием избирательных ящиков члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. Число таких избирательных бюллетеней объявляется и заносится в протокол об итогах голосования. В протокол также заносятся следующие данные:

    число избирателей в списке избирателей, включая избирателей, внесенных в список дополнительно;

    число избирательных бюллетеней, выданных в день голосования;

    число избирательных бюллетеней, полученных избирателями, проголосовавшими досрочно;

    число избирательных бюллетеней, полученных избирателями, проголосовавшими вне помещения для голосования;

    число испорченных избирательных бюллетеней.

Председатель комиссии затем проверяет печати на всех переносных ящиках для бюллетеней и предлагает членам комиссии, кандидатам и их доверенным лицам, наблюдателям, иностранным [международным] наблюдателям, а также представителям средств массовой информации удостовериться в том, что ящики должным образом запечатаны.

Члены комиссии с правом решающего голоса затем вскрывают переносные ящики для бюллетеней и отдельно подсчитывают число избирательных бюллетеней, содержащихся внутри каждого ящика. Число избирательных бюллетеней установленной формы и число избирательных бюллетеней неустановленной формы, содержащихся в переносных ящиках, определяются отдельно по каждому ящику и заносятся в протокол избирательной комиссии. Если число избирательных бюллетеней внутри переносного ящика для бюллетеней превышает число письменных заявлений избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, соответствующих такому ящику, все избирательные бюллетени, содержащиеся в таком переносном ящике для бюллетеней решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными. В таком случае к протоколу комиссии прилагается акт, отражающий этот факт, с указанием фамилий членов участковой избирательной комиссии, сопровождавших данный переносной ящик для бюллетеней. Затем члены избирательной комиссии с правом решающего голоса приступают с подсчету голосов по бюллетеням, содержавшихся в переносных избирательных ящиках. Избирательные бюллетени, признанные недействительными, исключаются из подсчета. Результаты подсчета голосов, поданных за каждого кандидата и «Против всех кандидатов», по бюллетеням, содержавшихся в переносных избирательных ящиках, заносятся в протокол избирательной комиссии.

Члены комиссии с правом решающего голоса затем вскрывают стационарные избирательные ящики и приступают к подсчету голосов в бюллетенях, отданных за кандидатов. Подсчет голосов проводится непосредственно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса без перерыва до определения итогов голосования. При подсчете голосов всем присутствующим должна быть обеспечена возможность наблюдать за действиями членов участковой избирательной комиссии.

При подсчете голосов избирательные бюллетени неустановленной формы (не изготовленные официально, либо не заверенные избирательной комиссией) и недействительные избирательные бюллетени отделяются и упаковываются отдельно.

Избирательные бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление избирателей, признаются недействительными, включая избирательные бюллетени, в которых отметки проставлены в большем количестве квадратов, чем допускается в соответствии с настоящим Законом, в которых не проставлено никакой или никаких отметок, либо в которых отметки проставлены одновременно в квадратах против кандидатов и в строке «Против всех кандидатов«. В случае сомнения избирательная комиссия решает вопрос голосованием. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает причины недействительности на оборотной стороне избирательного бюллетеня. Эта запись заверяется подписями не менее 3 членов участковой избирательной комиссии.

После подсчета голосов избирателей действительные избирательные бюллетени упаковываются отдельно участковой избирательной комиссией в соответствии с первыми предпочтениями по каждому кандидату, а затем опечатываются. На упаковках этих бюллетеней отмечаются кандидаты, к которым относится упаковка.

Статья 65 - Составление протокола участковой избирательной комиссии

При завершении подсчета голосов избирателей об этом уведомляются все члены участковой избирательной комиссии, кандидаты и их доверенные лица, наблюдатели, иностранные [международные] наблюдатели, а также представители средств массовой информации. Участковая избирательная комиссия затем составляет протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку.

В протокол заносятся следующие данные:

    число избирателей в списке избирателей, включая избирателей, внесенных в список дополнительно;

    число избирательных бюллетеней, полученных избирательной комиссией;

    число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в день голосования в помещении комиссии, которое определяется по подписям избирателей в списках избирателей;

    число избирательных бюллетеней, полученных избирателями, проголосовавшими досрочно, которое определяется по числу отметок в списке избирателей;

    число избирательных бюллетеней, полученных избирателями, проголосовавшими вне помещения для голосования, которое определяется по числу отметок в списке избирателей;

    число неиспользованных и погашенных избирательных бюллетеней;

    число избирательных бюллетеней, испорченных избирателями;

    число избирательных бюллетеней установленной формы, содержащихся в стационарных избирательных ящиках;

    число избирательных бюллетеней неустановленной формы, содержащихся в стационарных избирательных ящиках;

    число избирательных бюллетеней установленной формы, содержащихся в переносных избирательных ящиках;

    число избирательных бюллетеней неустановленной формы, содержащихся в переносных избирательных ящиках;

    число действительных избирательных бюллетеней;

    общее число недействительных избирательных бюллетеней;

    число избирательных бюллетеней, признанных недействительными вследствие того, что число бюллетеней в переносном избирательном ящике превысило число заявлений избирателей;

    число избирательных бюллетеней, признанных недействительными вследствие того, что в конверте, применявшемся при досрочном голосовании, было обнаружено свыше одного бюллетеня.

В протокол заносятся также следующие данные об итогах голосования:

    фамилия, имя и отчество (а в случае их совпадения - также дополнительная информация) кандидатов, внесенных в избирательный бюллетень;

    число голосов, поданных за каждого кандидата;

    число голосов, поданных «Против всех кандидатов».

Протокол составляется в 3 экземплярах в присутствии всех членов участковой избирательной комиссии, кандидатов и их доверенных лиц, наблюдателей, иностранных [международных] наблюдателей, а также представителей средств массовой информации. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом. Не допускается внесение каких-либо исправлений в протокол после того, как протокол подписан членами комиссии.

Любой член участковой избирательной комиссии, не согласный с протоколом полностью или отдельными его положениями, или желающий заявить какое-либо возражение или жалобу в отношении проведения голосования или подсчета голосов на избирательном участке, вправе приложить к первому экземпляру протокола свое особое мнение, о чем делается соответствующая запись в протоколе. Жалобы (заявления) на нарушение настоящего Закона или возражения относительно действий или решений участковой избирательной комиссии могут подаваться комиссии избирателями, кандидатами и их доверенными лицами, наблюдателями, иностранными (международными) наблюдателями, или представителями средств массовой информации. Документы с решениями участковой избирательной комиссии по таким жалобам приобщаются к первому экземпляру протокола.

Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии после его подписания с приложениями к нему незамедлительно направляется в соответствующую окружную избирательную комиссию.

Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями хранится у секретаря участковой избирательной комиссии до тех пор, пока все избирательные документы не будут переданы в окружную избирательную комиссию в соответствии с настоящим Законом. Заверенные копии документов с решениями комиссии по жалобам (заявления) прилагаются ко второму экземпляру протокола. Прилагается также список членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, кандидатов и их доверенных лиц, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, а также представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов.

Третий экземпляр протокола незамедлительно предоставляется для ознакомления членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, кандидатам и их доверенным лицам, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, а также представителям средств массовой информации. Все вышеуказанные лица вправе получить копии третьего экземпляра протокола, заверенного участковой избирательной комиссией.

В случае обнаружения ошибок в протоколе участковой избирательной комиссии, а также при сомнении относительно законности протоколов, окружная избирательная комиссия вправе принять решение о повторном подсчете голосов данной участковой избирательной комиссией. Повторный подсчет голосов проводится участковой избирательной комиссией в присутствии не менее двух членов окружной избирательной комиссии. При повторном подсчете вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, наблюдатели, иностранные [международные] наблюдатели, а также представители средств массовой информации.

Участковые избирательные комиссии передают все избирательные документы (включая избирательные бюллетени) соответствующей окружной избирательной комиссии не позднее чем через 10 дней после опубликования окружной избирательной комиссией итогов голосования, содержащихся в протоколе участковой избирательной комиссии.

Статья 66 - Правила определения результатов выборов в многомандатном избирательном округе

Окружная избирательная комиссия определяет результаты выборов по многомандатному округу на основе данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий не позднее чем через 7 дней со дня выборов. Данные, содержащиеся в протоколах участковых избирательных комиссий подсчитываются непосредственно членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Избранными признаются кандидаты, получившие наибольшее количество голосов избирателей, отданных за кандидатов, баллотирующихся по данному округу, в порядке убывания количества голосов; при этом все депутатские мандаты должны быть распределены. Если два кандидата получили равное число голосов, кандидат, зарегистрированный ранее, признается избранным.

Если в строке «Против всех кандидатов» число голосов окажется больше общего совокупного числа голосов, поданных за лидирующих кандидатов (лидирующими кандидатами признаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов избирателей; количество лидирующих кандидатов равняется числу мандатов, распределяемых по многомандатному избирательному округу), окружная избирательная комиссия признает, что ни один из кандидатов не является избранным по многомандатному избирательному округу.

Окружная избирательная комиссия признает выборы по многомандатному избирательному округу недействительными, если нарушения настоящего Закона, допущенные в ходе выборов, не позволяют с достоверностью определить волеизъявление избирателей, или если выборы в 1/3 избирательных участков были признаны ей недействительными. Если ни один кандидат не был избран, или выборы признаны недействительными по многомандатному избирательному округу, в таком избирательном округе проводятся повторные выборы депутатов по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

Статья 67 - Оформление протокола окружной избирательной комиссии

Окружная избирательная комиссия на основе подсчета данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий, вносит следующие данные в протокол о результатах выборов:

    число участковых избирательных комиссий в округе;

    число протоколов участковых избирательных комиссий, на основании которых составлен протокол окружной избирательной комиссии;

    число избирателей в избирательном округе, внесенных в списки избирателей;

    число избирательных бюллетеней, выданных участковым избирательным комиссия

    число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в день голосования в помещениях участковых избирательных комиссий, которое определялось по подписям избирателей в списках избирателей;

    число избирательных бюллетеней, полученных избирателями, проголосовавшими досрочно, которое определялось по числу отметок в списке избирателей;

    число избирательных бюллетеней, полученных избирателями, проголосовавшими вне помещений для голосования, которое определяется по числу отметок в списке избирателей;

    число неиспользованных и погашенных избирательных бюллетеней;

    число избирательных бюллетеней, испорченных избирателями;

    число избирательных бюллетеней установленной формы, содержавшихся в стационарных ящиках для бюллетеней;

    число избирательных бюллетеней неустановленной формы, содержавшихся в стационарных ящиках для бюллетеней

    число избирательных бюллетеней установленной формы, содержавшихся в переносных ящиках для бюллетеней;

    число избирательных бюллетеней неустановленной формы, содержавшихся в переносных ящиках для бюллетеней;

    общее количество действительных избирательных бюллетеней;

    общее количество недействительных избирательных бюллетеней;

    число избирательных бюллетеней, признанных недействительными вследствие того, что число бюллетеней в переносном избирательном ящике превысило число заявлений избирателей;

    число избирательных бюллетеней, признанных недействительными вследствие того, что в конверте, применявшемся при досрочном голосовании, было обнаружено свыше одного бюллетеня.

    фамилии, имена и отчества кандидатов, внесенных в избирательный бюллетень;

    число голосов, поданных за каждого кандидата;

    число голосов избирателей, поданных «против всех кандидатов».

    одно из следующих решений, принимаемых окружной избирательной комиссией:
    о признании избранными кандидатов с указанием их фамилии, имени, отчества;
    о признании выборов недействительными;
    о том, что ни один кандидат не избран по многомандатному избирательному округу.

Окружные избирательные комиссии составляют протокол в 3-х экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами избирательной комиссии. При этом вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, наблюдатели, иностранные [международные] наблюдатели, а также представители средств массовой информации. К протоколу приобщается сводная таблица об итогах голосования по избирательному округу, включающая в себя полные данные протоколов всех участковых избирательных комиссий. Член окружной избирательной комиссии, не согласный с протоколом полностью или отдельными его положениями, вправе приложить к первому экземпляру протокола свое особое мнение, о чем делается соответствующая запись в протоколе.

Первый экземпляр протокола и сводной таблицы незамедлительно направляются в избирательную комиссию [субъекта Российской Федерации]. Жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в окружную избирательную комиссию, а также принятые по ним решения избирательной комиссии приобщаются к первому экземпляру протокола.

Второй экземпляр вышеуказанного протокола и сводной таблицы хранятся у секретаря окружной избирательной комиссии в соответствии с настоящим Законом. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решения по ним окружной избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола. Также прилагается список членов окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, кандидатов и их доверенных лиц, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, а также представителей средств массовой информации, присутствовавших при определении результатов выборов и составлении протокола.

Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомления кандидатам и их доверенным лицами, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, а также представителям средств массовой информации. Все вышеуказанные лица вправе получить копии третьего экземпляра протокола, заверенные окружной избирательной комиссией.

В течение 12 часов после составления протокола, окружная избирательная комиссия вывешивает ксерокопию или другое точное воспроизведение третьего экземпляра протокола и сводной таблицы для публичного ознакомления в здании, где расположена окружная избирательная комиссия, или в другом близлежащем общедоступном месте. Документы вывешиваются на 10 дней и должны быть доступны для публичного ознакомления ежедневно в течение такого периода не менее чем на 3 часа во время, удобное для избирателей.

Окружная избирательная комиссия обеспечивает хранение и сохранность вторых экземпляров протокола и сводной таблицы о результатах голосования, также документов, приобщенных к ним в соответствии с настоящей статьей, не менее года со дня назначения следующих выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти [субъекта Российской Федерации]. Избирательные бюллетени и документы избирательной комиссии, кроме протоколов и сводных таблиц, жалоб (заявлений) на нарушения настоящего Закона, поступивших в окружные избирательные комиссии, и принятых по ним решений избирательной комиссии хранятся не менее года со дня выборов.

Статья 68 - Определение общих итогов выборов избирательной комиссией [субъекта Российской Федерации]

На основании протоколов окружных избирательных комиссий о результатах выборов по многомандатным избирательным округам, избирательная комиссия [субъекта Российской Федерации] в течение десяти дней после получения протоколов о результатах выборов по многомандатным избирательным округам подводит общие итоги выборов депутатов.

Избирательная комиссия [субъекта Российской Федерации] признает недействительными выборы по многомандатному избирательному округу, если нарушения настоящего Закона, допущенные в ходе выборов, не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

Если выборы по многомандатному избирательному округу признаны недействительными либо если ни один кандидат не избран по многомандатному избирательному округу, избирательная комиссия [субъекта Российской Федерации] объявляет дату проведения повторных выборов, проводимых в трехмесячный срок. При проведении повторных выборов сроки избирательных действий могут быть уменьшены на четверть, за исключением действий, проведение которых предусмотрено в течение последних 15 дней до дня выборов.

Общие итоги выборов заносятся в протокол избирательной комиссии [субъекта Российской Федерации], который подписывается всеми присутствующими членами избирательной комиссии. К протоколу приобщается сводная таблица о результатах голосования на территории [субъекта Российской Федерации], включающая в себя полные данные протоколов всех окружных избирательных комиссий. Член избирательной комиссии [субъекта Российской Федерации], не согласный с общими итогами выборов, содержащимися в протоколе комиссии в целом или с отдельными его частями, вправе приложить особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

Избирательная комиссия [субъекта Российской Федерации] предоставляет заверенные копии своего протокола и сводной таблицы по запросу кандидатов и их доверенных лиц, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, а также представителей средств массовой информации.

Оригинал протокола и сводной таблицы об общих итогах выборов, составленный избирательной комиссией [субъекта Российской Федерации] и первые экземпляры протоколов и сводных таблиц нижестоящих избирательных комиссий, переданные в избирательную комиссию [субъекта Российской Федерации], хранятся не менее года после назначения даты следующих выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти [субъекта Российской Федерации]. Документы избирательной комиссии, кроме протоколов и сводных таблиц, жалоб (заявлений) о нарушениях настоящего Закона, поступивших в избирательную комиссию [субъекта Российской Федерации], и принятых по ним решений избирательной комиссии, хранятся не менее года со дня выборов.

Статья 69 - Регистрация избранных депутатов

В соответствии с Уставом (Конституцией) [субъекта Российской Федерации], кандидат, избранный депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти [субъекта Российской Федерации], в письменной форме уведомляет избирательную комиссию [субъекта Российской Федерации] о сложении с себя всех обязанностей или полномочий либо о прекращении деятельности, не совместимых со статусом депутата.

После официального опубликования общих итогов выборов, избирательная комиссия [субъекта Российской Федерации] регистрирует избранных депутатов и выдает им удостоверения об избрании при условии выполнения ими требований, установленных в предыдущей части настоящей статьи.

Статья 70 - Опубликование результатов голосования по выборам депутатов

Окружная избирательная комиссия публикует в местной печати полные данные протоколов всех участковых избирательных комиссий соответствующего избирательного округа не позднее чем через 30 дней со дня выборов.

В течение 40 дней со дня выборов, избирательная комиссия [субъекта Российской Федерации] публикует в печати общие итоги выборов, а также полные данные протоколов всех окружных избирательных комиссий и информацию о избранных депутатах, представленную в соответствующую избирательную комиссию в соответствии с частью 1 статьи 35 и частью 2 статьи 37 настоящего Закона.

Статья 71 - Замещение вакантных мандатов депутата

Если депутат, избранный по многомандатному избирательному округу подаст заявление о сложении с себя полномочий, будет лишен полномочий, либо по иной причине более не состоянии выполнять обязанности депутата до истечения срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти [субъекта Российской Федерации], избирательная комиссия [субъекта Российской Федерации] объявляет дату проведения дополнительных выборов депутата в таком многомандатном избирательном округе. Эти выборы проводятся в течение 3 месяцев после появления вакансии (при этом сроки избирательных действий в соответствии с настоящим Законом могут быть по решению избирательной комиссии [субъекта Российской Федерации] быть сокращены на четверть, кроме действий, проведение которых предусмотрено в течение последних 15 дней до дня выборов). Избирательный бюллетень по дополнительным выборам предусматривает проставление только одного знака (по каждой вакансии), и кандидат (или кандидаты в случае нескольких вакансий), получивший наибольшее количество голосов избирателей, признается избранным.

Если до истечения срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти [субъекта Российской Федерации] остается меньше года, дополнительные выборы не проводятся, при условии, что число вакансий не препятствует осуществлению полномочий законодательным (представительным) органом государственной власти [субъекта Российской Федерации] в соответствии с Уставом (Конституцией), законами [субъекта Российской Федерации] либо регламентом законодательного (представительного) органа государственной власти [субъекта Российской Федерации].

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта