Предисловие к модельным законам
А.Е.Постников, Роберт А.Далл
МФИС Москва 1997
А.Е. Постников, Роберт А. Далл
Предлагаемые Вашему вниманию модельные законы представляют четыре различные избирательные системы. Все институты избирательного права и избирательные процедуры, содержащиеся в представляемых моделях, были разработаны в соответствии с действующими федеральными законами по состоянию на 1 июня 1997 года. Эти системы были выработаны мировым опытом проведения выборов в законодательные органы.
В отличии от отдельных предложений по совершенствованию законов субъектов Российской Федерации предлагаемые модельные законы в систематизированной форме излагают все институты и процедуры избирательного права, достаточные для проведения выборов в представительный орган государственной власти [субъекта Федерации].
Авторы ставили целью предложить для субъектов Российской Федерации дополнительные гарантии избирательных прав граждан, которые охватывают практически все стадии избирательного процесса. При формулировании этих гарантий учитывался опыт федерального и регионального законотворчества и проведения выборов в Российской Федерации.
Вам, без сомнения, знакомы мажоритарная и смешанная мажоритарно-пропорциональная избирательные системы, уже неоднократно применявшиеся в России на выборах федерального и регионального уровня. Попытаемся дать краткую характеристику и отличия четырех систем.
Мажоритарная система голосования (Модель1)
Настоящая система преобладает во Франции, США, Англии и других странах. Законодатели избираются по одномандатным округам, а выбранным объявляется кандидат, набравший большее количество голосов избирателей.
Большинство систем не предъявляют дополнительных требований к тому, кто набрал большинство голосов, и результат не зависит от того, сколько кандидатов вообще участвовали в выборах и какой процент голосов избирателей получил победитель. В политических системах с наличием двух сильных партий такой подход может привести к недемократичным результатам, когда победившего на выборах кандидата поддерживает лишь малая доля населения, а большинство может и вообще быть против. Такая система имеет тенденцию давать чрезмерное представительство самой крупной политической группе и не давать его вообще более мелким партиям или группам политических интересов.
Для уменьшения диспропорций, вызванных голосованием по этому принципу, мажоритарные системы иногда применяют процедуру повторного голосования (2-й тур) в случаях, когда ни один из кандидатов не набирает в первом туре более 50% голосов избирателей. Второй тур проводится через две-три недели после первого, и обычно голосование проводится по двум кандидатам, набравшим простое большинство.
Предлагаемый модельный закон N1 построен на мажоритарной системе с возможностью проведения повторного голосования, если никто из кандидатов не получил 50 или более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании в первом туре.
Смешанная мажоритарно-пропорциональная система голосования (Модель2)
Как у мажоритарной, так и у пропорциональной системы есть свои преимущества и свои недостатки. Принято считать, что голосование по мажоритарной системе подчеркивает роль «представителей с мест» через одномандатные округа и поощряет создание рабочего большинства в законодательных органах. С другой стороны, мажоритарная система, особенно построенная на признании результата голосования в соответствии с простым большинством, подвергается критике за то, что предоставляет только большинство либо крупные партии и не представляет социальные, политические и этнические группы, находящиеся в меньшинстве. Считается, что пропорциональная система представляет возможность учета всех политических интересов и помогает обеспечить социальную стабильность там, где этническим и другим группам необходимо иметь представительство в законодательных органах. С другой стороны, пропорциональная система может поощрять существование мелких и экстремистских партий и предотвращает образование эффективных парламентских коалиций.
Для того, чтобы получить наилучший эффект от применения мажоритарной и пропорциональной систем голосования и смягчить их негативный эффект некоторые страны применяют смешанную систему голосования на выборах в законодательные органы (Германия, Италия, Япония, выборы в Государственную Думу в Российской Федерации).
Модельный закон N2 основан на смешанной мажоритарно-пропорциональной системе: половина депутатов избирается по одномандатным мажоритарным округам по принципу простого большинства, другая половина избирается по партийным спискам по единому многомандатному округу, образуемому в субъекте Федерации. Модельный закон N2 использует компенсационный метод для дальнейшего исправления диспропорций, возникающих при выборах по пропорциональной системе, в которой применяется 5% оговорка. Определенное количество мандатов, распределяемых по многомандатному округу (партийным спискам), зарезервировано для распределения в зависимости от результата голосования за политические партии в одномандатных округах.
Система ограниченного голосования (Модель 3)
Модельный закон N3 использует избирательную систему, строящуюся на принципе ограниченного голосования в многомандатных избирательных округах. Избирательные законы, построенные на такой системе, с успехом работают в разных странах на уровне региональных и муниципальных выборов. Количество депутатов, избираемых по каждому многомандатному округу, может быть разным. Данный модельный закон определяет, что от каждого многомандатного округа могут быть избраны не менее трех и не более семи депутатов.
Многомандатные избирательные округа образуются таким образом, чтобы во всех округах было равное количество избирателей на один мандат, а не равное количество избирателей в каждом округе. В многомандатном округе, где избираются шесть депутатов, будет в два раза больше избирателей, чем в округе, где выбирают трех депутатов. Каждому избирателю обеспечивается одинаковый уровень представительства.
Применение многомандатных округов в некоторых случаях предпочтительнее, потому что при такой системе легче провести границы округов в соответствии с административно - территориальным делением, культурными или историческими традициями, если не требуется, чтобы каждый округ содержал равное число избирателей. При обозначении границ в случае с одномандатными округами часто нужно разбивать территории или игнорировать уже установленные административные границы, чтобы получить округа примерно равного размера. Применение многомандатных округов позволяет избежать нарезки округов таким образом, чтобы какой-либо кандидат получил преимущество на выборах.
Ограниченное голосование просто означает, что каждому избирателю предоставляется право голосовать более, чем за одного кандидата в депутаты, но за меньшее число кандидатов, чем общее количество депутатских мандатов, которые распределяются в том округе, где избиратель голосует. По этому модельному закону каждый избиратель может, голосую за кандидатов, проставить в избирательном бюллетене знаки в количестве, равном числу депутатов, избираемых к конкретном избирательном округе, уменьшенному на единицу. Таким образом, избиратель может отметить двух кандидатов в округе, где избираются три депутата, или трех кандидатов в округе, где избираются четыре депутата, и т. д. Конечно, от избирателей не требуется, чтобы они отмечали в бюллетене всех кандидатов, которых им предлагается выбрать. Они могут голосовать за меньшее число кандидатов или только за одного из них, которому они хотят отдать предпочтение.
Целью системы ограниченного голосования является избежать наиболее .несправедливых последствий выборов по мажоритарной системе, когда «победитель получает все». Несмотря на то, что ограниченное голосование не является пропорциональной системой, оно помогает избежать ситуации, когда преобладающие политические интересы в округе подминают под себя своим весом на все остальные политические силы и постоянно забирают все мандаты по округу. Эта система позволяет группе (или группам) находящейся в меньшинстве выиграть один или более мандатов в многомандатном избирательном округе и получить своих избранных представителей.
Система ограниченного голосования может оказаться полезной для использования в тех субъектах Российской Федерации или в округах, где есть одно или более этнических, языковых или культурных меньшинств, которые заслуживают предоставления им дополнительных гарантий представительства в законодательном собрании или другом выборном органе. Эта система сочетает в себе положительные качества мажоритарной и пропорциональной систем голосования и способствует политической стабильности.
Система единственно передаваемого голоса (Модель4).
К числу одной из наиболее интересных избирательных систем относится система отдельно (единственно) передаваемого голоса. Эта избирательная система применяется на выборах в Ирландии, Мальте и некоторых других странах. Данная система использовалась и при проведении выборов в 1990-1991 гг. в Эстонии и Грузии.
Система единственно передаваемого голоса считается одной из самых демократических. Ее достоинства доказываются избирательной практикой западных стран. Указываются следующие преимущества данной системы:
1. избранный орган отражает (с отклонением в несколько процентов) степень влияния политических партий или других общественных группировок на избирателей;
2. любая партия или другая группа, собрав большинство голосов, получит большинство мест;
3. избирателю предоставляется возможность выбирать кандидатов, руководствуясь как их личными качествами, так и партийной принадлежностью
К числу недостатков рассматриваемой системы можно отнести относительную сложность применения методики подсчета голосов и определения результатов выборов.
Кроме уже указанных достоинств отметим, что в условиях многонационального государства система единственно передаваемого голоса способна также обеспечить представительство в избираемом органе интересов некомпактно проживающих национальных меньшинств. Мажоритарная система по своей сути не приспособлена обеспечить представительство этих меньшинств. Пропорциональная система в чистом виде, предполагающая участие политических партий в качестве основных субъектов избирательных кампаний, является не вполне адекватным средством решения проблемы национального представительства, так как ее применение будет стимулировать образование партий по национальному признаку.
А.Е. Постников, Роберт А. Далл «Предисловие к модельным законам»
|