Демократия.Ру




Власть существует не для себя самой, а для эффективного управления страной в интересах граждан. И именно к такой модели нам нужно стремиться. Дмитрий Медведев


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.11.2024, четверг. Московское время 22:10


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

2. Работа участковой избирательной комиссии

2.1. Организация работы участковой избирательной комиссии до дня голосования

1. Участковая избирательная комиссия:

а) заблаговременно информирует население об адресе и о номере телефона участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне, месте и времени голосования;
б) уточняет список избирателей. Если избирательный участок образован в труднодоступной или отдаленной местности, на территории воинской части, в местах временного пребывания избирателей либо если избирательный участок образован за пределами территории Российской Федерации, составляет список избирателей и уточняет его. Проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений. Накануне дня голосования на последнем заполненном листе списка избирателей ставятся подписи председателя, секретаря участковой избирательной комиссии и печать участковой избирательной комиссии;
в) перед подписанием акта о получении от территориальной избирательной комиссии открепительных удостоверений в обязательном порядке проводит их пересчет;
г) выдает избирателям открепительные удостоверения для голосования на выборах Президента Российской Федерации;
д) перед подписанием акта о получении от территориальной избирательной комиссии избирательных бюллетеней в обязательном порядке проводит их пересчет;
е) обеспечивает подготовку помещений для голосования, переносных и стационарных ящиков для голосования и другого оборудования;
ж) контролирует соблюдение на территории избирательного участка порядка проведения предвыборной агитации;
з) по разрешению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации организует на избирательном участке досрочное голосование. При этом, если на избирательном участке проводится досрочное голосование отдельной группы избирателей (отдельных групп избирателей), которые находятся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено (на полярных станциях, в отдаленных или труднодоступных местностях и т.п.), выезжающим для проведения досрочного голосования членам участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, во избежание возможных ошибок при подведении итогов голосования не рекомендуется брать с собой список избирателей, а использовать выписку из списка избирателей;
и) организует на избирательном участке голосование в день голосования;
к) обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах на основе сведений, полученных из территориальной избирательной комиссии;
л) в пределах своих полномочий рассматривает жалобы (заявления) на нарушения Федерального закона и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
м) в исключительных случаях, если участковая избирртельная комиссия, сформированная на избирательном участке, образованном в отдаленном, труднодоступном месте, на судне, находящимся в день голосования в плавании, на полярной станции, по каким-либо причинам не получила (и не имеет возможности получить) избирательные бюллетени для голосования на выборах Президента Российской Федерации в соответствии с пунктом 12 статьи 63 Федерального закона, при наличии технических средств участковая избирательная комиссия вправе самостоятельно изготовить тираж избирательных бюллетеней. Решение об изготовлении избирательной документации с указанием необходимого тиража избирательных бюллетеней принимается участковой избирательной комиссией по согласованию с соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. Если такое решение принимает участковая избирательная комиссия, сформированная на избирательном участке, образованном за пределами территории Российской Федерации, решение согласовывается с ЦИК России. Указанная участковая избирательная комиссия обязана сообщить соответствующей территориальной избирательной комиссии о самостоятельном изготовлении и тираже избирательных бюллетеней;
н) по указанию Центральной избирательной комиссии Российской Федерации вносит изменения в избирательные бюллетени после их изготовления. В случае выбытия зарегистрированного кандидата члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вычеркивают в бюллетенях данные о соответствующем зарегистрированном кандидате. Вычеркивание должно производиться прямыми линиями по всем строкам записей данных о зарегистрированном кандидате, наносимыми только шариковой ручкой или чернилами черного, фиолетового или синего цвета. При этом наносимые линии должны проходить через пустой квадрат, расположенный справа от сведений о данном зарегистрированном кандидате;
о) заранее проверяет наличие печати участковой избирательной комиссии, а также документов, необходимых для обеспечения работы участковой избирательной комиссии, в том числе в день голосования, по следующему перечню:

- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
- Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»;
- Рабочий блокнот члена участковой избирательной комиссии;
- копия постановления главы муниципального образования об образовании избирательных участков;
- описание границ избирательного участка;
- копия решения представительного органа местного самоуправления о формировании участковых избирательных комиссий;
- акт о получении первого экземпляра списка избирателей;
список избирателей (первый экземпляр);
- копия решения территориальной избирательной комиссии о количестве избирательных бюллетеней, передаваемых участковым избирательным комиссиям;
- акт о передаче территориальной избирательной комиссией избирательных бюллетеней;
- избирательные бюллетени;
- акт о передаче территориальной избирательной комиссией открепительных удостоверений;
- открепительные удостоверения;
- выписка из реестра выдачи открепительных удостоверений, заверенная территориальной избирательной комиссией;
- копия решения территориальной избирательной комиссии о количестве переносных ящиков для голосования вне помещения для голосования;
- копия решения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации о количестве переносных ящиков для досрочного голосования;
- список номеров телефонов территориальной избирательной комиссии, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, органов местного самоуправления, соответствующих органов прокуратуры, суда, МВД, пожарной охраны, скорой медицинской помощи;
- бланки протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования (с учетом выдачи копий протоколов);
- увеличенная форма протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования;
- список членов участковой избирательной комиссии (в том числе с правом совещательного голоса);
- плакаты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
- другие документы, необходимые при проведении голосования и подсчете голосов избирателей;

п) накануне дня голосования уточняет в территориальной избирательной комиссии график и формы представления сведений об открытии помещений для голосования и сведений о ходе голосования, пересчитывает неиспользованные открепительные удостоверения и составляет соответствующий акт, а также готовит необходимые для работы в день голосования формы актов, ведомостей и других избирательных документов.

2. На одном из первых заседаний участковой избирательной комиссии рекомендуется не только принять план мероприятий участковой избирательной комиссии на весь период работы, но и разработать памятки, инструкции для каждого члена участковой избирательной комиссии по этапам избирательной кампании.

2.2. Организация работы участковой избирательной комиссии в день голосования

1. Незамедлительно после открытия помещения для голосования участковая избирательная комиссия передает соответствующую информацию в территориальную избирательную комиссию по телефону; в течение дня голосования в соответствии с установленными сроками передачи сведений информирует территориальную избирательную комиссию о ходе голосования.

2. Участковая избирательная комиссия обеспечивает проведение голосования в помещении для голосования и вне помещения для голосования.

3. В пределах своих полномочий участковая избирательная комиссия рассматривает поступившие в день голосования жалобы (заявления) на нарушения Федерального закона и принимает по ним мотивированные решения.

4. Участковая избирательная комиссия осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом.

2.3. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования

1. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования должен быть подписан всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса с проставлением печати участковой избирательной комиссии и указанием даты и времени (часы, минуты) составления протокола. Протокол участковой избирательной комиссии составляется в трех экземплярах. Номер экземпляра должен указываться в специально отведенной для этого строке - вверху слева на первой странице протокола. Время составления протокола во всех трех экземплярах должно быть одинаковым.

2. Протокол об итогах голосования участковой избирательной комиссии содержит следующие данные:

а) номер экземпляра;
б) название выборов, дату голосования;
в)слово «Протокол»;
г) наименование избирательной комиссии с указанием номера избирательного участка, адреса участковой избирательной комиссии;
д) строки протокола:

строка 1. Число избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования;
строка 2. Число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией;
строка 3. Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;
строка 4. Число погашенных избирательных бюллетеней;
строка 5. Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования;
строка 6. Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования;
строка 7. Число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования;
строка 8. Число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования;
строка 9. Число действительных избирательных бюллетеней;
строка 10. Общее число недействительных избирательных бюллетеней;
строка 11. Число избирательных бюллетеней, признанных недействительными на основании пункта 14 статьи 69 Федерального закона (если число обнаруженных в соответствующем переносном ящике для голосования избирательных бюллетеней установленной формы превышает число заявлений избирателей, содержащих отметку о получении избирательных бюллетеней, либо число соответствующих отметок в списке избирателей о том, что избиратель проголосовал досрочно, все избирательные бюллетени для голосования по выборам Президента Российской Федерации, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными, о чем составляется отдельный акт, прилагаемый к соответствующему протоколу об итогах голосования);
строка 12. Число недействительных избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций;
строка 13. Число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией;
строка 14. Число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования;
строка 15. Число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке;
строка 16. Число неиспользованных открепительных удостоверений;
строка 17. Число погашенных в соответствии с пунктом 6 статьи 65 Федерального закона отрывных талонов открепительных удостоверений;

е) перечень жалоб (заявлений), актов и иных документов, прилагаемых к протоколу;
ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов избирательной комиссии и их подписи;
з) дата и время (часы и минуты) подписания протокола;
и) печать участковой избирательной комиссии.

3. В строку 18 и последующие строки протокола об итогах голосования по выборам Президента Российской Федерации дополнительно вносятся:

в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества, а при их совпадении - иные данные о внесенных в избирательный бюллетень зарегистрированных кандидатах и число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата;
число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

4. В протокол участковой избирательной комиссии дополнительно внесены:

строка 12а. Число признанных недействительными избирательных бюллетеней, в которых голоса избирателей поданы в ходе досрочного голосования за выбывшего впоследствии зарегистрированного кандидата;
строка 14а. Число открепительных удостоверений, выданных избирателям в территориальной избирательной комиссии.

5. Числа по всем строкам заносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью. Цифры вносятся в предназначенные для этих целей клетки, которые подлежат обязательному заполнению. Если при заполнении протокола участковой избирательной комиссии количество цифр в строке окажется менее четырех, то в свободных клетках, стоящих в начале ряда, проставляются нули. Например:

Если в строку должно быть внесено значение «ноль», то ноли проставляются во всех четырех клетках, а справа от них записывается слово «ноль».

В соответствии с пунктом 6 статьи 24 Федерального закона при образовании избирательных участков для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, находящихся в день голосования на территориях иностранных государств, требование о предельном числе избирателей (3 тысячи), зарегистрированных на территории избирательного участка, может не применяться. При этом, если количество цифр в строке окажется более четырех, цифра, обозначающая десятки тысяч, пишется слева от четырех клеток.

2.4. Подготовка к непосредственному подсчету голосов избирателей

1. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно непосредственно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

2. С момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, в том числе в день досрочного голосования, и до получения сообщения о принятии территориальной избирательной комиссией протоколов об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать члены и представители вышестоящих избирательных комиссий, зарегистрированный кандидат, его доверенное лицо, уполномоченный представитель зарегистрированного кандидата по финансовым вопросам. Для присутствия на заседаниях и при осуществлении участковой избирательной комиссией работы с избирательными документами перечисленным лицам не требуется дополнительное разрешение избирательной комиссии. На заседаниях при подсчете голосов избирателей и осуществлении участковой избирательной комиссией работы с избирательными документами вправе присутствовать представители средств массовой информации, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели. Участковая избирательная комиссия должна предоставить указанным лицам возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом, обеспечить свободный доступ в помещение, в котором ведется подсчет голосов и осуществляется работа с избирательными документами.

3. По истечении времени голосования (в 20 часов по местному времени) председатель участковой избирательной комиссии объявляет, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования. После этого двери помещения для голосования закрываются. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, которые должны быть доведены до сведения всех членов участковой избирательной комиссии и лиц, присутствующих при подсчете голосов.

4. В помещении, где проводится подсчет голосов избирателей, вывешивается увеличенная форма протокола участковой избирательной комиссии. В увеличенной форме протокола перечень жалоб (заявлений), актов и иных документов, прилагаемых к соответствующему протоколу, а также подписи членов участковой избирательной комиссии не воспроизводятся. Увеличенная форма протокола должна быть расположена в помещении для голосования таким образом, чтобы все лица, которые в соответствии с Федеральным законом вправе присутствовать при подсчете голосов избирателей, могли прочитать в ней данные об итогах голосования.

Увеличенная форма протокола об итогах голосования не заменяет собой протокол участковой комиссии, а данные, занесенные в нее, не имеют юридического значения.

5. После того как проголосовали все избиратели, находившиеся в помещении для голосования при объявлении председателем участковой избирательной комиссии об истечении времени голосования, председатель, заместитель председателя либо секретарь участковой избирательной комиссии доводит до сведения находящихся в помещении для голосования, в котором будет производиться подсчет голосов избирателей, что при подсчете голосов имеют право присутствовать члены и представители вышестоящих избирательных комиссий, зарегистрированный кандидат, его доверенное лицо, уполномоченный представитель зарегистрированного кандидата по финансовым вопросам, представители средств массовой информации, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.

Наблюдатели и иные лица, которые в соответствии с нормами Федерального закона имеют право присутствовать при подсчете голосов, занимают места, позволяющие им наблюдать за действиями членов участковой избирательной комиссии, но так, чтобы при этом не создавать препятствий работе членов участковой избирательной комиссии.

2.5. Объявление последовательности и порядка действий членов участковой избирательной комиссии

Председатель участковой избирательной комиссии объявляет присутствующим при подсчете голосов избирателей общую последовательность дальнейших действий членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса:

1. Подсчет и погашение неиспользованных избирательных бюллетеней.

2. Работа со списком избирателей.

3. Подсчет избирательных бюллетеней установленной формы в переносных ящиках для голосования (поочередно по каждому переносному ящику).

4. Вскрытие стационарных ящиков для голосования, сортировка избирательных бюллетеней.

5. Подсчет голосов избирателей по избирательным бюллетеням и проверка контрольных соотношений.

6. Составление протокола в трех экземплярах, подписание протокола.

2.6. Проверка готовности к подсчету голосов

Председатель участковой избирательной комиссии перед подсчетом голосов обязан проверить наличие всех составленных в день голосования либо ранее (в том числе при проведении досрочного голосования) следующих избирательных документов и готовых для заполнения бланков:

1. Акта о получении открепительных удостоверений.

2. Выписки из реестра выдачи открепительных удостоверений, заверенной территориальной избирательной комиссией.

3. Заявлений избирателей о выдаче открепительных удостоверений (если они поступили).

4. Доверенностей на получение открепительных удостоверений (если они предъявлялись).

5. Акта о получении участковой избирательной комиссией избирательных бюллетеней для выборов Президента Российской Федерации.

6. Актов о предъявлении и опечатывании пустых переносных ящиков для досрочного голосования (если проводилось досрочное голосование).

7. Актов о проведении досрочного голосования (если проводилось досрочное голосование).

8. Ведомости выдачи избирательных бюллетеней членам участковой избирательной комиссии для выдачи их избирателям при проведении голосования вне помещения для голосования (если проводилось голосование вне помещения для голосования).

9. Актов о проведении голосования вне помещения для голосования (если проводилось голосование вне помещения для голосования).

10. Реестра заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования.

11. Заявлений избирателей о предоставлении возможности голосования вне помещения для голосования (если такие факты имели место).

12. Ведомости выдачи избирательных бюллетеней членам участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса для выдачи их избирателям в помещении для голосования.

13. Актов о погашении испорченных избирательных бюллетеней (если такие факты имели место).

14. Актов о погашении отрывных талонов открепительных удостоверений в соответствии с пунктом 6 статьи 65 Федерального закона (если такие факты имели место).

15. Протокола об административном правонарушении (если такие факты имели место).

16. Увеличенной формы протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования.

17. Реестра учета жалоб (заявлений), обращений на нарушение Федерального закона, поступивших в участковую избирательную комиссию.

18. Списка членов участковой избирательной комиссии (в том числе с правом совещательного голоса).

19. Списка лиц, присутствовавших при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола об итогах голосования на выборах Президента Российской Федерации (заполняется с момента открытия помещения для голосования).

20. Проекта акта о признании недействительными избирательных бюллетеней для голосования на выборах Президента Российской Федерации, находившихся в переносном ящике для голосования, в случае выявления нарушений, предусмотренных пунктом 14 статьи 69 Федерального закона.

21. Проекта акта о признании недействительными избирательных бюллетеней для голосования на выборах Президента Российской Федерации, находившихся в переносном ящике для голосования, в случае выявления нарушений, предусмотренных пунктом 15 статьи 67 Федерального закона.

22. Проекта акта о признании избирательных бюллетеней бюллетенями неустановленной формы.

23. Бланков протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования (с учетом выдачи копий протоколов).

24. Бланка ведомости регистрации выдачи заверенных копий протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке N __ и других документов.

25. Бланков решения участковой избирательной комиссии.

26. Бланков письма участковой избирательной комиссии.

Председатель участковой избирательной комиссии, убедившись в том, что все готово к подсчету голосов, приглашает членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса приступить к процедуре подсчета голосов.

2.7. Процедура погашения избирательных бюллетеней, работа с открепительными удостоверениями и погашенными избирательными бюллетенями

1. В ходе работы по подсчету и погашению избирательных бюллетеней председатель участковой избирательной комиссии поэтапно разъясняет присутствующим при подсчете голосов избирателей требования Федерального закона и последовательность действий членов участковой избирательной комиссии.

2. Прежде всего, члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени (при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных на бюллетене справа от сведений о зарегистрированных кандидатах), а затем оглашают и заносят в строку 4 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число погашенных избирательных бюллетеней, которое определяется как сумма числа неиспользованных избирательных бюллетеней и числа избирательных бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования.

3. В увеличенную форму протокола участковой избирательной комиссии данные об итогах голосования по мере их поступления вправе заносить председатель, заместитель председателя, секретарь либо член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, организующий подсчет голосов избирателей.

4. Далее члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и оглашают число неиспользованных открепительных удостоверений и заносят его в строку 16 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.

5. Если избиратель, включенный в список избирателей данного избирательного участка, ранее получил открепительное удостоверение и, соответственно, был исключен из списка избирателей, но в день голосования явился на этот же избирательный участок, то он согласно пункту 6 статьи 65 Федерального закона по предъявлении открепительного удостоверения дополнительно включается в список избирателей и у него изымается и погашается отрывной талон открепительного удостоверения. Отрывные талоны открепительных удостоверений, погашенные в соответствии с пунктом 6 статьи 65 Федерального закона, подсчитываются, их число оглашается и заносится в строку 17 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.

6. Члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели вправе под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса визуально ознакомиться с погашенными избирательными бюллетенями, а также с отрывными талонами и открепительными удостоверениями.

2.8. Работа со списком избирателей

1. В ходе работы со списком избирателей председатель участковой избирательной комиссии поэтапно разъясняет всем присутствующим при подсчете голосов избирателей требования Федерального закона и последовательность действий членов участковой избирательной комиссии.

2. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вносят на каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице:

а) число избирателей, включенных в список (без учета избирателей, которым выданы открепительные удостоверения в территориальной и участковой избирательных комиссиях);
б) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);
в) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);
г) число избирателей, проголосовавших досрочно (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);
д) число открепительных удостоверений, выданных избирателям в территориальной избирательной комиссии (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей и проверяется по заверенной выписке из реестра выдачи открепительных удостоверений, представленной территориальной избирательной комиссией);
е) число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);
ж) число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей). В это же число входят избиратели, ранее включенные в список избирателей данного избирательного участка, однако в связи с получением открепительных удостоверений исключенные из списка избирателей, но в день голосования пришедшие на этот же избирательный участок и по предъявлении открепительного удостоверения дополнительно включенные в список избирателей.

3. После внесения указанных данных каждая страница списка избирателей подписывается членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, который проставляет эти данные и затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой избирательной комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. В последний лист списка избирателей председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии вносит итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных по каждой странице списка избирателей, заверяет их подписью и печатью участковой избирательной комиссии.

Для удобства подсчета итогов по всем страницам списка избирателей возможно использование заранее расчерченных листов для - внесения в них суммарных данных с каждой страницы списка избирателей. Однако в этом случае перед суммированием необходимо убедиться в идентичности записей по каждой странице списка избирателей и записей, внесенных на расчерченные листы для суммирования.

Если список избирателей состоит из нескольких книг, на последней странице каждой книги вносятся суммарные данные по соответствующей книге списка избирателей. При этом на последний лист последней книги списка избирателей вносятся суммарные данные по всем страницам списка избирателей.

4. После этого со списком избирателей вправе ознакомиться члены и представители вышестоящих избирательных комиссий, зарегистрированный кандидат, его доверенное лицо, уполномоченный представитель зарегистрированного кандидата по финансовым вопросам, представители средств массовой информации, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.

5. Дальнейшая работа участковой избирательной комиссии должна быть организована следующим образом: председатель участковой избирательной комиссии оглашает данные, его заместитель заносит эти данные в увеличенную форму протокола об итогах голосования, а секретарь участковой избирательной комиссии - непосредственно в протокол об итогах голосования.

6. После ознакомления присутствующих со списком избирателей уточняются, оглашаются и заносятся в строки 1 и 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы следующие данные:

строка 1. Число избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования;
строка 2. Число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией. Это число указывается в протоколе участковой избирательной комиссии на основании акта получения избирательных бюллетеней, подписанного председателями территориальной и данной участковой избирательных комиссий. В исключительных случаях, если участковая избирательная комиссия, сформированная на избирательном участке, образованном в отдаленном, труднодоступном месте, на судне, находящемся в день голосования в плавании, на полярной станции, в соответствии с пунктом 6 статьи 63 Федерального закона при наличии технических средств самостоятельно изготовила тираж избирательных бюллетеней, их количество также указывается в строке 2 протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования.

7. Оглашаются и заносятся в строки 13, 14 и 15 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы следующие данные:

строка 13. Число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией (данное число оглашается из акта получения участковой избирательной комиссией открепительных удостоверений);
строка 14. Число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке;
строка 15. Число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке.

8. Оглашается и заносится в строку 14а протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число открепительных удостоверений, выданных избирателям в территориальной избирательной комиссии.

9. Затем в строки 5, 6 и 3 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы заносятся следующие данные:

строка 5. Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования;
строка 6. Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования;
строка 3. Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно в соответствии с пунктами 2-9 статьи 66 Федерального закона (досрочное голосование групп избирателей, находящихся на полярных станциях, в отдаленных или труднодоступных местностях и т.п.).

10. После этого председателем или секретарем участковой избирательной комиссии обеспечивается хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, участвовавших в подсчете голосов. Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования.

2.9. Непосредственный подсчет голосов избирателей

1. Перед началом непосредственного подсчета голосов избирателей председатель участковой избирательной комиссии разъясняет присутствующим требования Федерального закона, предъявляемые к порядку подсчета голосов.

2. Непосредственный подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням.

3. Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в помещении для голосования на местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам участковой избирательной комиссии, за исключением председателя (заместителя председателя) и секретаря участковой избирательной комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями. При этом все присутствующие лица должны иметь возможность наблюдать за действиями членов участковой избирательной комиссии.

4. При непосредственном подсчете голосов участковая избирательная комиссия отделяет избирательные бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально и не заверенные избирательной комиссией. Указанные избирательные бюллетени при непосредственном подсчете голосов не учитываются и упаковываются в отдельную пачку. В случае обнаружения участковой избирательной комиссией в переносных или стационарных ящиках для голосования избирательных бюллетеней неустановленной формы участковая избирательная комиссия составляет соответствующий акт, в котором указывается количество обнаруженных избирательных бюллетеней неустановленной формы, причина (причины), по которой данные избирательные бюллетени считаются бюллетенями неустановленной формы. Акт с первым экземпляром соответствующего протокола участковой избирательной комиссии направляется в территориальную избирательную комиссию.

2.10. Подсчет избирательных бюллетеней в переносных ящиках для голосования

1. В ходе подсчета избирательных бюллетеней в переносных ящиках для голосования председатель участковой избирательной комиссии разъясняет присутствующим очередность действий членов участковой избирательной комиссии и порядок заполнения строк 7 и 11.

2. В первую очередь производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования: сначала - с избирательными бюллетенями, оставленными досрочно проголосовавшими избирателями, затем - с избирательными бюллетенями, оставленными избирателями, проголосовавшими вне помещения для голосования в день голосования.

3. Вскрытию каждого переносного ящика для голосования предшествует объявление числа избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования. При этом членам участковой избирательной комиссии необходимо иметь ввиду, что в соответствии с пунктом 15 статьи 67 Федерального закона все избирательные бюллетени, находящиеся в переносном ящике для голосования, признаются недействительными, если проведение голосования вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования проводилось одним членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса или при проведении голосования вне помещения для голосования участковой избирательной комиссией не были обеспечены не менее чем двум лицам из числа членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, назначенных разными зарегистрированными кандидатами, равные с проводящими голосование вне помещения для голосования членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования а также в случае предоставления возможности голосовать избирателям, не включенным в реестр регистрации заявлений (обращений) избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования.

4. Затем проводится проверка целостности печатей (пломб) на переносных ящиках, в чем председатель участковой избирательной комиссии предлагает удостовериться членам комиссии и иным присутствующим при подсчете голосов лицам.

5. Подсчет избирательных бюллетеней ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования, при этом отделяются избирательные бюллетени неустановленной формы. Число извлеченных из переносных ящиков для голосования избирательных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строку 7 увеличенной формы протокола об итогах голосования (непосредственно в строку 7 протокола вносятся только суммарные данные по всем переносным ящикам для голосования). Если в данном переносном ящике для голосования число обнаруженных избирательных бюллетеней установленной формы не превышает предварительно объявленного числа избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования, участковая избирательная комиссия приступает к вскрытию следующего переносного ящика для голосования.

6. Если после оглашения и внесения данных в строку 7 увеличенной формы протокола об итогах голосования (непосредственно в строку 7 протокола вносятся только суммарные данные по всем переносным ящикам для голосования) будет установлено, что число обнаруженных в соответствующем переносном ящике для голосования избирательных бюллетеней установленной формы превышает число отметок в списке избирателей о том, что избиратель проголосовал досрочно, либо число заявлений избирателей, содержащих отметку о получении бюллетеня, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными, о чем составляется отдельный акт, который прилагается к протоколу участковой избирательной комиссии об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой избирательной комиссии, проводивших досрочное голосование либо голосование вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными избирательных бюллетеней оглашается и вносится в строку 11 увеличенной формы протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования (в строку 11 протокола вносятся суммарные данные по всем переносным ящикам для голосования) и не учитывается при непосредственном подсчете голосов. Такие избирательные бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются.

7. После вскрытия всех переносных ящиков для голосования участковая избирательная комиссия суммирует данные по всем переносным ящикам для голосования, оглашает и заполняет строки 7 и 11 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. Затем участковая избирательная комиссия приступает к вскрытию стационарных ящиков для голосования.

2.11. Вскрытие стационарных ящиков для голосования, сортировка избирательных бюллетеней

1. Перед вскрытием стационарных ящиков для голосования председатель участковой избирательной комиссии разъясняет всем присутствующим при подсчете голосов требования Федерального закона, порядок дальнейшей работы членов участковой избирательной комиссии с избирательными бюллетенями.

2. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.

3. После вскрытия стационарных ящиков для голосования, извлеченные из них избирательные бюллетени смешиваются с избирательными бюллетенями, извлеченными из переносных ящиков для голосования членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

4. Если одновременно с выборами Президента Российской Федерации проводятся повторные выборы депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва, выборы органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, избирательные бюллетени по данным выборам сортируются в отдельные пачки. В этом случае в первую очередь ведется подсчет голосов избирателей по выборам Президента Российской Федерации, и только после составления и подписания протокола об итогах голосования по выборам Президента Российской Федерации участковая избирательная комиссия вправе приступать к составлению протоколов об итогах голосования по повторным выборам депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва, по выборам органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления. Одновременный подсчет голосов избирателей по выборам Президента Российской Федерации, повторным выборам депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва, по выборам органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления не допускается.

5. Прежде чем приступить к обработке избирательных бюллетеней по выборам Президента Российской Федерации члены участковой избирательной комиссии должны убедиться, что после проведенной сортировки в пачках с избирательными бюллетенями по повторным выборам депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва, по выборам органов государственной власти субъекта Российской Федерации либо органов местного самоуправления не содержатся избирательные бюллетени по выборам Президента Российской Федерации.

2.12. Подсчет голосов избирателей и составление протокола об итогах голосования

1. Перед началом сортировки избирательных бюллетеней для голосования на выборах Президента Российской Федерации председатель участковой избирательной комиссии разъясняет всем присутствующим при подсчете голосов порядок действий членов участковой избирательной комиссии и требования Федерального закона, касающиеся работы с недействительными избирательными бюллетенями.

2. Для удобства сортировки избирательных бюллетеней возможно использование табличек с фамилиями зарегистрированных кандидатов, с надписями «Недействительные избирательные бюллетени». Избирательные бюллетени неустановленной формы».

3. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса сортируют, раскладывая в отдельные пачки, избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из зарегистрированных кандидатов, против всех кандидатов, одновременно отделяя бюллетени неустановленной формы и недействительные избирательные бюллетени.

4. При сортировке избирательных бюллетеней члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим. Сортировка избирательных бюллетеней может проводиться двумя или более группами членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, однако одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается.

5. После сортировки избирательных бюллетеней производится подсчет голосов избирателей по избирательным бюллетеням установленной формы. Не менее чем два члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчитывают избирательные бюллетени отдельно по голосам, поданным за каждого из зарегистрированных кандидатов, и по голосам, поданным против всех кандидатов. Полученные данные после оглашения заносятся в строку 18 и последующие строки протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.

6. Недействительные избирательные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Общее число недействительных избирательных бюллетеней, включая избирательные бюллетени, признанные недействительными на основании пункта 14 статьи 69 Федерального закона (т.е. избирательные бюллетени, которые были извлечены из переносного ящика для голосования и признаны недействительными по той причине, что их количество превысило число отметок в списке избирателей о том, что избиратель проголосовал досрочно, либо число заявлений избирателей, содержащих отметку о получении избирательного бюллетеня), а также признанные недействительными на основании пункта 15 статьи 67 Федерального закона, оглашается и заносится в строку 10 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, при этом в строку 12 протокола и его увеличенной формы вносится число недействительных избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций. Недействительными считаются избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя, в частности такие, в которых знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них.

7. В случае возникновения сомнений при признании бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия решает вопрос голосованием, при этом на оборотной стороне избирательного бюллетеня указываются причины признания его недействительным. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью комиссии.

2.13. Учет участковой избирательной комиссией голосов избирателей, поданных за зарегистрированного кандидата, выбывшего после либо в период досрочного голосования

1. Если на избирательном участке проводилось досрочное голосование отдельных групп избирателей и после начала досрочного голосования один или несколько зарегистрированных кандидатов выбыли, председатель участковой избирательной комиссии разъясняет всем присутствующим при подсчете голосов порядок обработки избирательных бюллетеней, в которых избиратели поставили отметки в квадратах справа от фамилии зарегистрированного кандидата, выбывшего после либо в период досрочного голосования.

2. Если зарегистрированный кандидат выбыл после либо в период проведения досрочного голосования и на избирательном участке среди отдельных групп избирателей было проведено досрочное голосование по правилам, предусмотренным пунктами 2-9 статьи 66 Федерального закона, при установлении итогов голосования участковая избирательная комиссия после сортировки избирательных бюллетеней по голосам, в том числе поданным за указанного зарегистрированного кандидата, принимает решение о признании этих избирательных бюллетеней недействительными (приложение 1), которое прилагается к протоколу об итогах голосования.

Общее количество избирательных бюллетеней, признанных недействительными по указанному основанию, вносится в протокол отдельной строкой 12а «Число признанных недействительными избирательных бюллетеней, в которых голоса избирателей поданы в ходе досрочного голосования за выбывшего впоследствии зарегистрированного кандидата», затем суммируется с числом других недействительных бюллетеней и вносится в строку 10 протокола и его увеличенной формы.

3. Если по указанному основанию выбыло два и более зарегистрированных кандидата, количество признанных недействительными избирательных бюллетеней, в которых голоса избирателей поданы за указанных зарегистрированных кандидатов, суммируется.

4. Избирательные бюллетени, признанные недействительными по указанному основанию, упаковываются в отдельные пачки по зарегистрированным кандидатам и опечатываются по правилам, предусмотренным пунктом 23 статьи 69 Федерального закона.

2.14. Заполнение строк 8 и 9 протокола об итогах голосования, ознакомление с рассортированными избирательными бюллетенями

1. Перед заполнением строк 8 и 9 протокола об итогах голосования председатель участковой избирательной комиссии разъясняет всем присутствующим при подсчете голосов требования Федерального закона к их заполнению.

2. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса суммируют данные строки 18 и последующих строк протокола об итогах голосования, оглашают число действительных избирательных бюллетеней и заносят его в строку 9 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.

3. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса определяют число бюллетеней установленной формы, находившихся в стационарных ящиках для голосования, путем вычитания данных строки 7 из суммы данных строк 9 и 10, оглашают его и заносят в строку 8 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.

4. Члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели вправе визуально ознакомиться с рассортированными избирательными бюллетенями под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

2.15. Проверка контрольных соотношений

1. В ходе проверки контрольных соотношений председатель участковой избирательной комиссии разъясняет всем присутствующим при подсчете голосов порядок проверки.

2. После подсчета избирательных бюллетеней производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования (цифрами обозначены строки протокола, пронумерованные в соответствии со статьей 68 Федерального закона):

1 больше или равно 3+5+6
2 равно 3+4+5+6
7+8 равно 9 + 10
9 равно 18 + все последующие строки протокола.

В связи с тем, что несоответствие записи данных цифрами и прописью является наиболее распространенной ошибкой, перед проведением проверки контрольных соотношений проверяется соответствие записей данных в строках протокола, выполненных цифрами и прописью.

3. Если контрольные соотношения не совпали (первое или второе контрольные соотношения), участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования, включая дополнительный подсчет избирательных бюллетеней. При несовпадении третьего или четвертого контрольных соотношений пересчитываются значения в строке 8 или строке 9. Если в результате дополнительного подсчета необходимо внести изменения в протокол об итогах голосования, заполняется новый бланк протокола, а в его увеличенную форму вносятся соответствующие исправления. При этом на каждой странице старого бланка протокола делается отметка «Ошибочный».

4. Затем снова производится процедура проверки контрольных соотношений.

5. Если проверка показала несовпадение контрольных соотношений, то участковая избирательная комиссия обязана установить его причину: арифметическая ошибка либо описка, утрата избирательных документов, превышение необходимого числа избирательных бюллетеней.

6. Если в ходе проверки участковая избирательная комиссия пришла к выводу, что существует факт превышения необходимого числа избирательных бюллетеней, то еще раз проводится проверка всех избирательных бюллетеней на предмет их соответствия установленной форме, включая проверку оттиска печати и подписей членов участковой избирательной комиссии, заверявших избирательные бюллетени, а также достоверности акта о получении избирательных бюллетеней от территориальной избирательной комиссии. Если после произведенной проверки вышеуказанный предварительный вывод участковой избирательной комиссии не изменился, она составляет акт о факте превышения необходимого числа избирательных бюллетеней, который направляется в территориальную избирательную комиссию.

7. Если в ходе проверки участковая избирательная комиссия пришла к выводу, что имела место утрата избирательных документов, то еще раз проводится проверка избирательных бюллетеней, ранее признанных бюллетенями неустановленной формы, а также достоверность акта о получении тиража избирательных бюллетеней (либо числа открепительных удостоверений) от территориальной избирательной комиссии. Если после произведенной проверки этот предварительный вывод участковой избирательной комиссии не изменился, она составляет акт о факте утраты избирательных бюллетеней либо открепительных удостоверений, который направляется в территориальную избирательную комиссию. Участковая избирательная комиссия вправе принять решение и направить соответствующее заявление в правоохранительные органы.

8. При проведении повторного голосования участковая избирательная комиссия в ходе проверки контрольных соотношений должна принять во внимание положения подпункта 5 пункта 2.20 настоящей Инструкции.

2.16. Упаковка избирательных бюллетеней и открепительных удостоверений

1. После завершения подсчета избирательные бюллетени упаковываются в отдельные пачки по зарегистрированным кандидатам, с отметками избирателей в квадратах, расположенных справа от сведений о соответствующем зарегистрированном кандидате. В отдельные пачки упаковываются избирательные бюллетени с отметками избирателей в квадрате, расположенном справа от строки «Против всех кандидатов», недействительные и погашенные избирательные бюллетени, погашенные избирательные бюллетени, испорченные избирателями, а также избирательные бюллетени неустановленной формы, отрывные талоны открепительных удостоверений, погашенные отрывные талоны открепительных удостоверений, изъятые у избирателей (при проведении повторного голосования - открепительные удостоверения, погашенные открепительные удостоверения, изъятые у избирателей, погашенные неиспользованные открепительные удостоверения).

Следует иметь в виду, что при проведении общих выборов неиспользованные открепительные удостоверения не погашаются и не упаковываются, а хранятся отдельно до определения результатов общих выборов. Дальнейшие действия с открепительными удостоверениями проводятся в соответствие с пунктом 8 статьи 64 Федерального закона.

2. На каждой пачке указывается число содержащихся в ней отрывных талонов (при повторном голосовании - открепительных удостоверений), избирательных бюллетеней, фамилия зарегистрированного кандидата, отмеченная в соответствующих бюллетенях, либо ставится одна из следующих отметок: «Недействительные бюллетени (с указанием причины признания их недействительными)», «Против всех кандидатов», «Избирательные бюллетени неустановленной формы» и так далее.

3. Сложенные таким образом избирательные бюллетени, а также отрывные талоны открепительных удостоверений упаковываются в мешки или коробки, на которых указывается номер избирательного участка, число избирательных бюллетеней. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей избирательной комиссии или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

4. В ходе упаковки избирательных бюллетеней председатель участковой избирательной комиссии разъясняет всем присутствующим при подсчете голосов избирателей требования Федерального закона к проведению данной работы.

2.17. Подписание протокола участковой избирательной комиссии

1. Перед заполнением графы протокола «Перечень жалоб (заявлений), актов и иных документов, прилагаемых к протоколу» председатель участковой избирательной комиссии доводит до сведения всех присутствующих при подсчете голосов информацию о поступивших в участковую избирательную комиссию жалобах (заявлениях) и решениях, принятых по ним участковой избирательной комиссией, перечисляет акты и иные документы, прилагаемые к протоколу, выясняет у присутствующих при подсчете голосов наличие замечаний, жалоб на действия комиссии (при необходимости комиссия рассматривает замечание, жалобу и принимает решение). После этого подписывается реестр учета жалоб (заявлений) и заполняется графа «Перечень жалоб (заявлений), актов и иных документов, прилагаемых к протоколу».

2. Перед подписанием протокола об итогах голосования председатель участковой избирательной комиссии разъясняет присутствующим требования Федерального закона к дальнейшим действиям членов участковой избирательной комиссии.

3. Протокол об итогах голосования составляется в трех экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Каждый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии заверяется печатью участковой избирательной комиссии.

4. Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе председателем, заместителем председателя либо секретарем участковой избирательной комиссии делается об этом краткая запись с указанием причины их отсутствия. Например: «болен», «командировка» и так далее. Запись заверяется подписью соответственно председателя, заместителя председателя либо секретаря участковой избирательной комиссии. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

5. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. При подписании протокола члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение в письменном виде, о чем в протоколе делаются соответствующие записи.

6. После подписания протокола участковая избирательная комиссия принимает решение об утверждении протокола об итогах голосования.

2.18. Порядок работы с протоколом участковой избирательной комиссии после его подписания

1. После подписания протокола об итогах голосования председатель участковой избирательной комиссии разъясняет присутствующим порядок дальнейших действий членов участковой избирательной комиссии и соответствующие требования Федерального закона.

2. По требованию члена участковой избирательной комиссии, а также членов и представителей вышестоящих избирательных комиссий, зарегистрированного кандидата, его доверенного лица, уполномоченного представителя по финансовым вопросам зарегистрированного кандидата, представителей средств массовой информации, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, присутствовавших при подсчете голосов, участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования обязана выдать заверенную копию протокола об итогах голосования или предоставить указанным лицам возможность снять копии с протокола и заверить их.

3. Копию протокола заверяет председатель (в случае его отсутствия - заместитель председателя или секретарь) участковой избирательной комиссии. При этом указанные лица в обязательном порядке проверяют соответствие данных копии протокола данным, содержащимся в первом экземпляре протокола об итогах голосования, подписанном всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, после чего в заверяемом документе делают запись «Копия верна», расписываются, указывают дату и время (часы, минуты) заверения и ставят печать участковой избирательной комиссии.

4. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после его подписания всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и после выдачи либо заверения копий протокола об итогах голосования всем присутствующим при подсчете голосов и потребовавшим выдать либо заверить указанные копии лицам - членам и представителям вышестоящих избирательных комиссий, зарегистрированному кандидату, его доверенному лицу, уполномоченному представителю по финансовым вопросам зарегистрированного кандидата, представителю средств массовой информации, наблюдателю, иностранному (международному) наблюдателю - незамедлительно направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию и возврату в участковую избирательную комиссию не подлежит. Сведения, содержащиеся в протоколе об итогах голосования, после соответствующей проверки в территориальной избирательной комиссии вводятся в ГАС «Выборы».

5. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, поступившие в избирательную комиссию жалобы (заявления) на нарушения Федерального закона, а также принятые по ним решения участковой избирательной комиссии, составленные комиссией акты и реестры, а также при необходимости другие решения участковой избирательной комиссии. Заверенные копии указанных документов и решений участковой избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.

6. Второй экземпляр протокола вместе с предусмотренной Федеральным законом избирательной документацией, включая опечатанные избирательные бюллетени, отрывные талоны открепительных удостоверений и списки членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, лиц, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протокола, а также печать участковой избирательной комиссии хранятся у секретаря участковой избирательной комиссии в опечатанном виде в охраняемом помещении до окончания работы комиссии. Избирательные документы, включая избирательные бюллетени, передаются в соответствующие территориальные избирательные комиссии не ранее официального опубликования общих результатов выборов и не позднее чем через пять дней после такого опубликования.

7. Третий экземпляр протокола (его копия) предоставляется для ознакомления членам и представителям вышестоящих избирательных комиссий, зарегистрированному кандидату, его доверенному лицу, уполномоченному представителю по финансовым вопросам зарегистрированного кандидата, представителям средств массовой информации, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, присутствовавшим при подсчете голосов, а затем вывешивается в месте, установленном участковой избирательной комиссией для всеобщего ознакомления на срок, который истекает не позднее чем через пять дней после дня голосования, и передается в территориальную избирательную комиссию, где хранится до истечения срока ее полномочий, а затем передается в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации.

8. Участковые избирательные комиссии избирательных участков, образованных на судах, находящихся в плавании, на полярных станциях, в отдаленных и труднодоступных местностях, передавшие данные протокола об итогах голосования по техническим каналам связи в соответствующую территориальную избирательную комиссию, направляют первый, второй и третий экземпляры протокола с соответствующими избирательными документами при первой возможности непосредственно либо иным способом, обеспечивающим сохранность избирательной документации, в зависимости от сроков в территориальную либо в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации.

Участковые избирательные комиссии избирательных участков, образованных за пределами территории Российской Федерации, передавшие данные протокола об итогах голосования по техническим каналам связи, направляют первый, второй и третий экземпляры протокола с соответствующими избирательными документами при первой возможности непосредственно, либо через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, либо иным способом, обеспечивающим сохранность избирательной документации, в ЦИК России.

9. Если после подписания протокола об итогах голосования и направления его первого экземпляра в территориальную избирательную комиссию участковая избирательная комиссия, составившая протокол, выявила в нем неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных), она обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол. Участковая избирательная комиссия, информируя территориальную избирательную комиссию, зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, уполномоченных представителей зарегистрированных кандидатов по финансовым вопросам о проведении указанного заседания, обязана сообщить, что на нем будет рассматриваться данный вопрос.

О принятом решении участковая избирательная комиссия в обязательном порядке информирует членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола об итогах голосования, а также представителей средств массовой информации. В этом случае участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка «Повторный». Первый экземпляр указанного протокола незамедлительно направляется в территориальную избирательную комиссию.

2.19. Использование технических средств подсчета голосов, технической системы передачи информации о выборах

1. При наличии необходимого оборудования в соответствии с решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации и по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации вопроса об использовании технических средств подсчета голосов (в том числе сканера избирательных бюллетеней) территориальные избирательные комиссии определяют избирательные участки, где будут применяться указанные технические средства. Итоги голосования, полученные с помощью указанных технических средств, являются предварительной, не имеющей юридической силы информацией.

2. При использовании технических средств подсчета голосов (в том числе сканера избирательных бюллетеней) запрещается разглашение данных подсчета голосов до окончания голосования на избирательном участке, за исключением сведений об общем числе проголосовавших избирателей.

3. При наличии соответствующего оборудования (факс, радиосвязь) данные протокола об итогах голосования сразу после подписания протокола членами участковой избирательной комиссии, которая сформирована на избирательном участке, образованном на судне, находящемся в плавании, на полярной станции, в отдаленной или труднодоступной местности либо за пределами территории Российской Федерации, передаются по техническим каналам связи в вышестоящую избирательную комиссию с обязательным последующим представлением первого экземпляра протокола об итогах голосования и всей избирательной документации, включая избирательные бюллетени, в вышестоящую избирательную комиссию при первой возможности непосредственно, либо через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, либо иным способом, обеспечивающим сохранность избирательной документации и ее доставку по назначению.

2.20. Организация работы участковой избирательной комиссии при назначении повторного голосования по выборам Президента Российской Федерации

1. Если в соответствии со статьей 73 Федерального закона Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначит повторное голосование по выборам Президента Российской Федерации, участковые, территориальные избирательные комиссии субъектов Российской Федерации проводят работу по установлению итогов голосования, составлению протоколов избирательных комиссий, а также получают, передают и обрабатывают информацию с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» в порядке, установленном настоящей Инструкцией с учетом особенностей, касающихся работы с открепительными удостоверениями и отрывными талонами открепительных удостоверений при повторном голосовании.

В частности, во второй экземпляр списка избирателей непосредственно после объявления повторного голосования и получения его участковой избирательной комиссией из территориальной избирательной комиссии для проведения повторного голосования из первого экземпляра списка избирателей вносятся отметки о получении избирателями открепительных удостоверений (как в территориальной, так и в данной участковой избирательных комиссиях до дня голосования на общих выборах 26 марта 2000 года);

в строке 13 протокола участковой избирательной комиссии об итогах повторного голосования указывается число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией до дня голосования на общих выборах 26 марта 2000 года. Если после назначения повторного голосования участковая избирательная комиссия получала от территориальной избирательной комиссии открепительные удостоверения, то в строке 13 указывается суммарное число открепительных удостоверений;

в строке 14 протокола участковой избирательной комиссии об итогах повторного голосования указывается суммарное число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования на общих выборах 26 марта 2000 года и до дня предшествующего дню повторного голосования;

в строке 14а протокола участковой избирательной комиссии об итогах повторного голосования указывается число открепительных удостоверений, выданных избирателям данного избирательного участка в территориальной избирательной комиссии до дня голосования на общих выборах 26 марта 2000 года;

в строке 15 протокола участковой избирательной комиссии об итогах повторного голосования указывается число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке в день повторного голосования;

в строке 16 протокола участковой избирательной комиссии об итогах повторного голосования указывается число погашенных неиспользованных открепительных удостоверений (неиспользованные открепительные удостоверения погашаются в день повторного голосования до начала голосования);

в строке 17 протокола участковой избирательной комиссии об итогах повторного голосования указывается число открепительных удостоверений, погашенных в соответствии с пунктом 6 статьи 65 Федерального закона.

2. Следует иметь в виду, что со дня назначения ЦИК России повторного голосования до дня, предшествующего дню повторного голосования, избиратель вправе получить в участковой избирательной комиссии открепительное удостоверение. В этом случае избирателю выдается открепительное удостоверение без отрывного талона. Отрывные талоны таких открепительных удостоверений сохраняются до дня голосования, а в день повторного голосования до наступления времени голосования погашаются (для этого, как правило, отрезается левый верхний угол отрывного талона, но при этом не должен быть поврежден номер открепительного удостоверения, проставленный на отрывном талоне). Участковая избирательная комиссия составляет акт о погашении этих отрывных талонов.

3. В день повторного голосования до наступления времени голосования неиспользованные открепительные удостоверения вместе с отрывными талонами погашаются, для чего, как правило, отрезается левый верхний угол открепительного удостоверения, но при этом не должен быть поврежден номер открепительного удостоверения. После этого участковая избирательная комиссия составляет акт о погашении неиспользованных открепительных удостоверений.

4. Если Президент Российской Федерации был избран в результате общих выборов либо общие выборы Президента Российской Федерации были признаны несостоявшимися или недействительными, неиспользованные открепительные удостоверения вместе с отрывными талонами погашаются участковой избирательной комиссией на третий день после официального опубликования результатов общих выборов.

5. Перед подписанием протокола участковой избирательной комиссии об итогах повторного голосования рекомендуется проанализировать данные, внесенные в строки 13, 14, 14а, 15, 16, 17, и сравнить их с данными протокола об итогах голосования. При этом:

число в строке 13 протокола об итогах повторного голосования должно равняться числу в строке 13 протокола об итогах голосования (превышение возможно только в том случае, если участковая избирательная комиссия в период после проведения общих выборов и до дня, предшествующего дню повторного голосования, дополнительно получила бланки открепительных удостоверений);
число в строке 14 протокола об итогах повторного голосования должно равняться числу в строке 14 протокола об итогах голосования (превышение возможно только в том случае, если участковая избирательная комиссия в период после проведения общих выборов и до дня, предшествующего дню повторного голосования, выдавала избирателям открепительные удостоверения);
число в строке 14а протокола об итогах повторного голосования должно равняться числу в строке 14а протокола об итогах голосования, так как в период после проведения общих выборов и до дня, предшествующего дню повторного голосования, открепительные удостоверения выдаются избирателям только участковой избирательной комиссией;
число в строке 15 протокола об итогах повторного голосования подсчитывается только по итогам проведения повторного голосования и не соотносится с числом в строке 15 протокола об итогах голосования;
число в строке 16 протокола об итогах повторного голосования может равняться числу в строке 16 протокола об итогах голосования только в том случае, если участковая избирательная комиссия в период после проведения общих выборов и до дня, предшествующего дню повторного голосования, не выдала избирателям ни одного открепительного удостоверения, либо должно быть меньше числа в строке 16 протокола об итогах голосования на то количество открепительных удостоверений, которое участковая избирательная комиссия выдала избирателям в период после проведения общих выборов и до дня, предшествующего дню повторного голосования;
число в строке 17 протокола об итогах повторного голосования подсчитывается только по итогам проведения повторного голосования и не соотносится с числом в строке 17 протокола об итогах голосования.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта