Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 1 сентября 1995 г. N11/77-II «О Разъяснениях о порядке деятельности доверенных лиц избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва» (с изменениями от 11 октября 1995 г.)
Учитывая важную роль доверенных лиц избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации в подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и на основании части первой статьи 23 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Разъяснения о порядке деятельности доверенных лиц избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва.
2. Опубликовать настоящие Разъяснения в журнале «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» и «Российской газете».
Председатель Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
Н.Т.Рябов
Секретарь Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
А.А.Вешняков
Разъяснения
О порядке деятельности доверенных лиц избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва
(утв. постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 1 сентября 1995 г. N11/77-II) (с изменениями от 11 октября 1995 г.)
В соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) участниками избирательного процесса наряду с избирательными комиссиями, кандидатами в депутаты, избирательными объединениями, избирательными блоками являются доверенные лица, члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, наблюдателей, иностранные (международные) наблюдатели, представители средств массовой информации (далее - СМИ).
Лица, препятствующие законной деятельности доверенных лиц, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, представителей СМИ, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном федеральным законодательством.
1. Доверенные лица избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты
В соответствии со статьей 44 Федерального закона доверенные лица назначаются избирательными объединениями, избирательными блоками, кандидатом в депутаты после регистрации соответственно федеральных списков кандидатов и списков кандидатов в одномандатных избирательных округах. Доверенными лицами могут быть граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом. Доверенные лица назначаются на основании решения руководящего органа избирательного объединения, избирательного блока, заявления кандидата в депутаты, в которых должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы и место жительства доверенного лица. Избирательное объединение, избирательный блок могут иметь до 500, а кандидат в депутаты - до 10 доверенных лиц. Решение руководящего органа избирательного объединения, избирательного блока, заявление кандидата в депутаты о назначении доверенных лиц направляются соответственно в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, окружную избирательную комиссию после регистрации федеральных списков кандидатов, списков кандидатов в одномандатных избирательных округах.
Соответствующая избирательная комиссия после получения указанных документов регистрирует доверенных лиц избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты и выдает им удостоверения установленного образца.
На период со дня регистрации доверенного лица и до дня официального опубликования общих итогов выборов депутатов Государственной Думы администрация предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности обязана по личному заявлению доверенного лица предоставить ему неоплачиваемый отпуск.
Доверенные лица избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты вправе:
осуществлять в любых допустимых законом формах и законными методами агитационную и иную деятельность в пользу своих избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты, представлять их предвыборные платформы;
выступать на предвыборных собраниях, встречах с избирателями, участвовать в предвыборных дебатах и дискуссиях;
присутствовать на заседаниях избирательных комиссий;
находиться на избирательных участках, в том числе на участках в воинских частях, при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и подведении итогов голосования;
знакомиться с документами избирательных комиссий, а также протоколами об итогах голосования, о результатах выборов;
обжаловать решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и присутствовать при рассмотрении жалоб;
получать необходимую помощь от государственных органов и органов местного самоуправления в проведении предвыборных собраний и встреч с избирателями.
На заседании избирательной комиссии любого уровня, как правило, могут присутствовать не более двух доверенных лиц одного избирательного объединения, избирательного блока, кандидата в депутаты.
Доверенные лица избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты не вправе:
вмешиваться в работу избирательных комиссий;
расписываться в помещении для голосования за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней, а также заполнять за него избирательные бюллетени в комнате (кабине) для тайного голосования;
участвовать в освещении выборов через СМИ в случае, если они являются журналистами либо должностными лицами редакции СМИ.
Избирательные объединения, избирательные блоки, кандидаты в депутаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, при этом уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока, кандидат в депутаты направляют соответственно в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, окружную избирательную комиссию уведомление об отзыве для аннулирования удостоверения, выданного отзываемому доверенному лицу. Избирательные объединения, избирательные блоки, кандидаты в депутаты вправе в установленном порядке назначить новых доверенных лиц взамен отозванных.
2. Члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса
В соответствии со статьями 17, 18, 19, 20, 21 Федерального закона избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов, назначают по одному члену с правом совещательного голоса в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации и во все нижестоящие избирательные комиссии.
Кандидат в депутаты после его регистрации окружной избирательной комиссией назначает по одному члену с правом совещательного голоса в окружную, территориальные и участковые избирательные комиссии того одномандатного избирательного округа, где этот кандидат зарегистрирован. В случае если на избирательную комиссию субъекта Российской Федерации возложены полномочия окружной избирательной комиссии, кандидат, зарегистрированный по этому одномандатному избирательному округу, назначает члена комиссии с правом совещательного голоса также и в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации.
Деятельность члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса начинается с момента получения соответствующей избирательной комиссией решения руководящего органа избирательного объединения, избирательного блока, заявления кандидата в депутаты о назначении члена комиссии, в которых указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц), место работы, род занятий и место жительства члена избирательной комиссии.
Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями федерального законодательства и регламента соответствующей избирательной комиссии.
Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе:
принимать участие в заседаниях избирательной комиссии;
вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, требовать проведения по ним голосования;
задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
знакомиться с документами и материалами соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий и получать заверенные копии этих документов.
Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса не вправе участвовать в голосовании при принятии решения комиссией, а также принимать участие в подсчете голосов избирателей на избирательном участке в день голосования.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона полномочия членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и окружных избирательных комиссий с правом совещательного голоса продолжаются до окончания регистрации кандидатов при выборах депутатов Государственной Думы следующего созыва в случае, если избирательное объединение, избирательный блок либо кандидат, назначившие их, получили депутатские мандаты. Полномочия остальных членов данных избирательных комиссий с правом совещательного голоса прекращаются через 30 дней после официального опубликования общих итогов выборов. Срок полномочий членов территориальных и участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса истекает одновременно со сроком полномочий этих избирательных комиссий.
Съезд (конференция) избирательного объединения, избирательного блока, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, либо их уполномоченные органы могут принять решение о делегировании полномочий избирательного объединения, избирательного блока по назначению членов территориальных и участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса своим региональным организациям (отделениям), действующим на территориях субъектов Российской Федерации.
3. Уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков
В соответствии со статьей 34 Федерального закона избирательное объединение, избирательный блок назначают своих представителей, уполномоченных представлять объединение, блок по всем вопросам, связанным с участием избирательного объединения, избирательного блока в выборах депутатов Государственной Думы, в том числе и по финансовым.
Назначение уполномоченных представителей может осуществляться на съезде (конференции) избирательного объединения, избирательного блока или его руководящим органом. Избирательное объединение, избирательный блок самостоятельно определяют число уполномоченных представителей и выдают каждому из них доверенность: избирательное объединение - за подписью руководителя избирательного объединения, удостоверенной печатью объединения, избирательный блок - за подписями уполномоченных представителей общественных объединений, входящих в данный блок, удостоверенными печатями этих объединений либо печатью избирательного блока.
Уполномоченные представители избирательного объединения избирательного блока:
представляют в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации федеральный список кандидатов и список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатным избирательным округам;
получают от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации заверенные копни списков кандидатов;
заверяют подписные листы при сборе подписей в поддержку федерального списка кандидатов и кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатным избирательным округам;
представляют в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, окружные избирательные комиссии подписные листы в поддержку федерального списка кандидатов и кандидатов в депутаты, выдвинутых объединением, блоком в одномандатных избирательных округах, а также другие документы для регистрации федеральных списков кандидатов и кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам;
присутствуют при проверке избирательными комиссиями правильности оформления подписных листов и других документов;
получают от избирательных комиссий подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов;
проводят предвыборную агитацию, распространяют агитационные предвыборные материалы;
участвуют в жеребьевке, проводимой Центральной избирательной комиссией Российской Федерации при определении порядка размещения наименований избирательных объединений, избирательных блоков в избирательном бюллетене по федеральному избирательному округу;
осуществляют иные полномочия, установленные федеральным законодательством, а также избирательным объединением, избирательным блоком.
Уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков не вправе воздействовать на избирателей обещаниями передачи денежных средств, ценных бумаг и иных материальных благ, вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение предвыборной организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей и т.д.), проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатной продукции, связанной с предвыборной агитацией.
4. Наблюдатели
В соответствии со статьей 21 Федерального закона в день голосования с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания ее членами с правом решающего голоса протокола об итогах голосования на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, направленные избирательными объединениями, избирательными блоками, кандидатами в депутаты.
Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, кандидатом в депутаты. В документе указываются фамилия, имя, отчество наблюдателя, место жительства, а также номер избирательного участка, на который он направляется. Документ действителен при предъявлении паспорта либо удостоверения личности, его заменяющего. Предварительное уведомление участковой избирательной комиссии о направлении наблюдателя на избирательный участок не требуется.
Наблюдатель вправе:
находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в том числе на избирательном участке в воинской части;
участвовать в осмотре избирательных ящиков перед их опечатыванием и конвертов с избирательными бюллетенями, оставленных на избирательном участке досрочно проголосовавшими избирателями;
присутствовать при проведении голосования избирателей вне помещения для голосования в случае невозможности избирателей по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам прибыть в помещение для голосования;
знакомиться с протоколами соответствующих избирательных комиссий об итогах голосования и получать их копии, заверенные в установленном порядке;
обращаться к председателю участковой избирательной комиссии с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
обжаловать действия (бездействие) участковой избирательной комиссии в территориальную и вышестоящие избирательные комиссии или суд.
Наблюдатель не вправе:
расписываться в помещении для голосования за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней;
заполнять за избирателя по его просьбе избирательные бюллетени в комнате (кабине) для тайного голосования;
совершать действия, мешающие членам участковой избирательной комиссии осуществлять свои функции.
5. Иностранные (международные) наблюдатели
Иностранные (международные) наблюдатели аккредитуются при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по предложению международных и национальных правительственных и неправительственных организаций и частных лиц, имеющих признанный авторитет в области защиты прав и свобод человека и гражданина.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации выдает иностранному (международному) наблюдателю удостоверение установленного образца, являющееся основанием для его деятельности в период проведения избирательной кампании.
Иностранный (международный) наблюдатель вправе:
находиться в день выборов в помещении для голосования соответствующего избирательного участка;
присутствовать при подсчете голосов избирателей и составлении протокола об итогах голосования;
обращаться к председателю соответствующей избирательной комиссии со своими предложениями и замечаниями, высказывать свое мнение и заключение о ходе и результатах голосования;
встречаться с кандидатами в депутаты, уполномоченными представителями избирательных объединений, избирательных блоков;
информировать по итогам выборов Центральную избирательную комиссию Российской Федерации о соблюдении избирательных прав граждан Российской Федерации.
Иностранные (международные) наблюдатели не вправе использовать статус для действий, не связанных с наблюдением за ходом выборов.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе отзывать аккредитацию иностранного (международного) наблюдателя в случае нарушения им федерального законодательства или общепризнанных принципов и норм международного права.
6. Представители средств массовой информации
В соответствии с положениями Федерального закона представители СМИ призваны доводить до населения полную, объективную и достоверную информацию о ходе выборов на всех этапах избирательной кампании.
Представители СМИ как участники избирательного процесса вправе:
присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, обеспечивая гласность и открытость их деятельности;
получать заверенные в установленном порядке копии решений избирательных комиссий и передавать их для опубликования в СМИ;
присутствовать на публичных предвыборных мероприятиях, освещать в СМИ ход их проведения;
находиться на избирательных участках в день голосования при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протоколов об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями;
знакомиться с протоколами избирательных комиссий об итогах голосования.
На заседаниях Центральной избирательной комиссии Российской Федерации вправе присутствовать представители СМИ, аккредитованные при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Представителям СМИ - журналистам, должностным лицам редакций СМИ, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний - запрещается участвовать в освещении выборов через СМИ, если указанные лица зарегистрированы кандидатами в депутаты либо являются доверенными лицами избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты.
|