Демократия.Ру




Лучше вареное яйцо в мирную пору, чем жареный бык в войну. Лион Фейхтвангер (1884-1958), немецкий писатель


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


07.11.2024, четверг. Московское время 16:22

Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 26 мая 1998 года N147/1037-II «О практике применения законодательства, регулирующего порядок проведения предвыборной агитации в ходе дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатным избирательным округам, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления»

Заслушав и обсудив сообщения секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А.А. Вешнякова и члена Комиссии Р.Т. Биктагирова о практике применения законодательства, регулирующего порядок проведения предвыборной агитации в ходе дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатным избирательным округам, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации отмечает, что избирательные объединения, избирательные блоки, зарегистрированные кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, используя предоставленные избирательным законодательством права, стали более широко и целенаправленно вести предвыборную агитацию за либо против избрания выдвинутых и зарегистрированных в установленном порядке кандидатов (списков кандидатов) в органы государственной власти и местного самоуправления. При этом субъекты агитационной деятельности используют практически все формы агитационной работы, предусмотренные законом. Наиболее активно агитационная работа ведется с использованием средств массовой информации.

Вместе с тем поступившие в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации жалобы и заявления участников избирательных кампаний, а также материалы центральной и местной прессы свидетельствуют о многочисленных нарушениях действующего законодательства, регулирующего порядок проведения предвыборной агитации.

Отдельные избирательные объединения, блоки, кандидаты, электронные СМИ и периодические печатные издания не соблюдают установленные законодательством временные рамки проведения предвыборной агитации. В частности, предвыборная агитация ведется до официальной регистрации в качестве кандидата, проведения жеребьевки и утверждения соответствующей избирательной комиссией графика предоставления эфирного времени, печатной площади либо накануне и даже в день выборов (Республика Бурятия, Чувашская Республика, г. Нижний Новгород).

Нередко зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, блоками игнорируется требование избирательного законодательства, запрещающее распространение печатных агитационных материалов без выходных данных, то есть анонимных материалов, либо материалов с неполными выходными данными. Подобные нарушения создают благоприятные условия для бесконтрольного вовлечения в избирательную кампанию денежных средств, нарушения принципа равенства кандидатов, избирательных объединений, блоков (Республика Башкортостан, Красноярский край, Хабаровский край, Пензенская область, г. Москва).

Отдельные кандидаты, избирательные объединения в нарушение требований законодательства не представляют в избирательные комиссии экземпляры выпущенных ими агитационных печатных материалов, а избирательные комиссии не проявляют к ним должной требовательности.

В ряде субъектов Российской Федерации, таких, как Удмуртская Республика, Красноярский край, Пензенская область и некоторые другие, органы местного самоуправления не всегда определяют на территории избирательного участка необходимые места для установки специальных стендов для вывешивания агитационных печатных материалов. Исполнение требования законодательства об обеспечении каждому кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку равных условий для вывешивания (расклейки) агитационных материалов избирательными комиссиями практически не контролируется.

Крайне редки случаи привлечения к административной ответственности за умышленное уничтожение, повреждение портретов кандидатов в депутаты или на выборную должность, листовок с их биографиями, иных агитационных материалов, вывешенных в установленном порядке. Не всегда удается пресечь факты ведения предвыборной агитации должностными лицами, которым федеральным законодательством запрещена подобная деятельность при исполнении ими своих обязанностей (Удмуртская Республика, Красноярский край, Нижегородская область, Пензенская область, г. Москва).

Имеют место нарушения избирательного законодательства в период агитационной кампании, связанные с фактами подкупа, обмана избирателей. Например, при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области в городе Алапаевске и Октябрьском районе города Екатеринбурга были зафиксированы факты подкупа и обмана избирателей при проведении досрочного голосования, в результате чего избирательные бюллетени, поданные в указанные территориальные избирательные комиссии в период с 28 марта по 8 апреля 1998 года, признаны комиссиями недействительными. По данным фактам прокуратура возбудила уголовное дело.

Обращают на себя внимание случаи, когда отдельные СМИ от своего имени ведут агитацию в пользу определенного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, нарушают принцип обеспечения равных условий предвыборной деятельности. Так, газета «Известия Удмуртской Республики», опубликовав агитационный материал в поддержку одного из кандидатов в мэры города Ижевска, вышла тиражом в 100 тысяч экземпляров вместо обычных 17 тысяч, газета «Советская Россия» печатает за счет собственных средств специальные выпуски для регионов, содержащие агитационные материалы. Между тем федеральное законодательство предусматривает участие СМИ в избирательной кампании как субъектов, призванных обеспечить предвыборную агитацию зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов.

Имеются факты уклонения СМИ от публичного декларирования в установленные сроки тарифов за предоставление участникам агитационной деятельности платного эфирного времени, печатной площади.

Эти и другие недостатки во многом обусловлены недостаточно высоким уровнем правовой культуры участников избирательного процесса, а также непринятием должных мер по пресечению противоправных методов и форм осуществления предвыборной агитации со стороны избирательных комиссий, правоохранительных органов.

Отдельные недостатки в организации и проведении предвыборной агитации стали следствием несовершенства избирательного законодательства.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, руководствуясь статьями 22, 37-43, 45, 47, 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», постановляет:

1. Направить избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации для ознакомления и использования в работе Записку о практике применения законодательства, регулирующего порядок проведения предвыборной агитации в ходе дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (приложение 1).

Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации по итогам прошедших в 1997-1998 годах выборов проанализировать и обобщить практику применения законодательства, регулирующего порядок проведения предвыборной агитации, ее финансирования, освещения избирательного процесса в СМИ и принять необходимые меры по устранению выявленных недостатков.

2. В сентябре 1998 года рассмотреть вопрос о проблемах применения законодательства, регулирующего порядок проведения предвыборной агитации, с участием руководителей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, контрольно-ревизионных служб при избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации, а также представителей заинтересованных федеральных государственных органов, Союза журналистов России и СМИ на совещании в городе Москве.

3. Рекомендовать избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации укрепить группы контроля за ведением предвыборной агитации, в связи с чем внести изменения и дополнения в положения об этих группах, вменив им в обязанность контроль за всем процессом проведения предвыборной агитации, а также усилить контрольно-ревизионные службы и более эффективно использовать их возможности по осуществлению контроля за формированием и расходованием средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, в том числе на проведение предвыборной агитации.

4. Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации обеспечить реализацию требований статьи 47 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о представлении учреждениями банков - держателями специальных избирательных счетов кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков информации о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, а также о ее своевременном направлении в СМИ.

5. Обратить внимание лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих на необходимость строгого соблюдения требований федерального законодательства о запрете на их участие в проведении предвыборной агитации при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей.

6. Обратить внимание средств массовой информации на необходимость четкого соблюдения требований федерального законодательства, предусматривающего их участие в избирательной кампании как субъектов, призванных обеспечить предвыборную агитацию зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов.

Рекомендовать избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации систематически организовывать пресс-конференции, брифинги, оперативно информировать журналистов об актуальных проблемах практики применения избирательного законодательства и мерах, принимаемых по фактам нарушения этого законодательства. Совместно с региональными организациями Союза журналистов России осуществлять мероприятия по повышению правовой культуры журналистов, занимающихся освещением выборов и референдумов.

7. Просить Генерального прокурора Российской Федерации, Министра внутренних дел Российской Федерации дать необходимые указания об усилении надзора и контроля за исполнением федерального и регионального избирательного законодательства, об осуществлении мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, связанных с проведением избирательных кампаний, оперативно представлять в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации информацию об имеющихся в этих органах фактах нарушения законодательства о выборах.

Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации принять меры по укреплению взаимодействия с правоохранительными органами на местах.

8. Обратиться к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации с предложением поддержать при рассмотрении во втором чтении проектов федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» поправки, направленные на обеспечение соблюдения установленных федеральным законодательством правил проведения предвыборной агитации и ее финансирования (приложение 2), а также ускорить принятие нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, включив в него подготовленные с участием Центральной избирательной комиссии Российской Федерации поправки, предусматривающие административную ответственность кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, средств массовой информации, граждан и юридических лиц за нарушение правил проведения предвыборной агитации.

9. Опубликовать настоящее постановление в журнале «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации».

Председатель Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации

А.В. ИВАНЧЕНКО

Секретарь Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации

А.А. ВЕШНЯКОВ

Москва
26 мая 1998 года
N147/1037-II




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта