Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 18 августа 1995 г. N9/60-II «О Разъяснениях о порядке сбора подписей избирателей в поддержку кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выдвинутых в одномандатных избирательных округах, и кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками в федеральном избирательном округе»
Учитывая многочисленные обращения по вопросам регулирования порядка сбора подписей избирателей в поддержку кандидатов в депутаты, выдвинутых в одномандатных избирательных округах, и кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками в федеральном избирательном округе, и на основании части первой статьи 23 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Разъяснения о порядке сбора подписей избирателей в поддержку кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выдвинутых в одномандатных избирательных округах, и кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками в федеральном избирательном округе.
2. Опубликовать настоящие Разъяснения в журнале «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» и «Российской газете».
Председатель Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
Н.Т.Рябов
Секретарь Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
А.А.Вешняков
Разъяснения
о порядке сбора подписей избирателей в поддержку кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выдвинутых в одномандатных избирательных округах, и кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками в федеральном избирательном округе
(утв. постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 18 августа 1995 г. N9/60-II)
Порядок сбора подписей избирателей в поддержку кандидатов в депутаты, выдвинутых в одномандатных избирательных округах, и кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками в федеральном избирательном округе, регулируется статьями 39-41 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее - Федеральный закон).
1. Сроки сбора и количество подписей избирателей в поддержку кандидатов в депутаты и федеральных списков кандидатов
1.1. Избирательное объединение, избирательный блок вправе начать сбор подписей в поддержку выдвинутого им федерального списка кандидатов для баллотировки на выборах по федеральному избирательному округу со дня выдачи Центральной избирательной комиссией Российской Федерации заверенной копии этого списка. До получения объединением, блоком заверенных копий списков кандидатов сбор подписей не проводится.
1.2. Избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие кандидатов в депутаты в одномандатных избирательных округах, вправе начать сбор подписей избирателей в поддержку своего кандидата со дня обнародования Федерального закона «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва», официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации списка одномандатных избирательных округов и после выдачи им Центральной избирательной комиссией Российской Федерации заверенной копии списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатным избирательным округам.
1.3. Сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинутого непосредственно избирателями, начинается со дня обнародования указанного Федерального закона и официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации списка одномандатных избирательных округов.
Согласно положениям статьи 40 Федерального закона инициаторами сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата по одномандатному избирательному округу может быть любой гражданин Российской федерации, обладающий активным избирательным правом, достигший на день выборов 21 года и пожелавший выдвинуть себя кандидатом в депутаты, а также избиратели (не менее двух человек) по месту работы, службы, учебы и жительства на территории данного избирательного округа.
Инициаторы сбора подписей обязаны уведомить о своей инициативе в письменной форме соответствующую окружную избирательную комиссию после ее образования. В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения (число, месяц, год), место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата в депутаты, а также фамилия, имя, отчество, дата рождения и место жительства каждого из инициаторов сбора подписей.
1.4. Сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов в депутаты, выдвинутых в одномандатных избирательных округах, и кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками в федеральном избирательном округе, должен быть завершен не позднее чем за 55 дней до дня выборов (не позднее 22 октября 1995 года).
1.5. В поддержку кандидата в депутаты, выдвинутого в одномандатном избирательном округе избирательным объединением, избирательным блоком или непосредственно избирателями, должны быть собраны подписи избирателей в количестве не менее одного процента от общего числа избирателей данного избирательного округа.
Если к избирательному округу приписаны избирательные участки, образованные за пределами территории Российской Федерации, число избирателей этого одномандатного избирательного округа определяется с учетом числа избирателей, зарегистрированных на приписанных к округу избирательных участках.
1.6. Избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие федеральный список кандидатов, обязаны собрать в его поддержку подписи не менее 200 тысяч избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более семи процентов от требуемого общего числа подписей, что составляет 14 тысяч подписей. Если при проверке правильности оформления подписных листов и принятии решения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации о регистрации федерального списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, количество подписей избирателей, собранных в одном субъекте Российской Федерации будет превышать 14 тысяч, то подписи, собранные сверх указанного количества, учитываться не будут.
1.7. Согласно части третьей статьи 39 Федерального закона число подписей, собранных в поддержку кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком в одномандатном избирательном округе, при соблюдении требований, изложенных в пункте 1.6 настоящих Разъяснений, после его регистрации окружной избирательной комиссией включается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в число подписей, собранных в поддержку федерального списка кандидатов, выдвинутого этим избирательным объединением, избирательным блоком. Число подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатному избирательному округу, включается в число подписей, собранных в поддержку федерального списка кандидатов независимо от того, включен этот кандидат в федеральный список, выдвинутый этим избирательным объединением, избирательным блоком, или не включен, в том числе и тогда, когда в одном и том же одномандатном избирательном округе избиратель поставил свою подпись в поддержку федерального списка кандидатов и кандидата, выдвинутого этим избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатному округу.
После регистрации кандидата в депутаты, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатному избирательному округу, соответствующая окружная избирательная комиссия обязана незамедлительно уведомить телеграммой Центральную избирательную комиссию Российской Федерации о произведенной регистрации кандидата, а затем направить в ее адрес не позднее 29 октября 1995 года письменное подтверждение числа подписей, собранных избирательным объединением, избирательным блоком в поддержку данного кандидата.
2. Изготовление подписных листов для сбора подписей в поддержку кандидата в депутаты, федерального списка кандидатов
2.1. Форма подписных листов для сбора подписей в поддержку кандидатов, списков кандидатов приведена в приложениях к Федеральному закону N1-3. Подписные листы изготавливаются избирательными объединениями, избирательными блоками или инициаторами сбора подписей.
2.2. Формат подписного листа определяется избирательным объединением, избирательным блоком, инициаторами сбора подписей. Рекомендуемый формат подписного листа - А4 (стандартный машинописный лист).
2.3. Подписные листы заполняются с одной либо с обеих сторон. Если предполагается заполнение обеих сторон подписного листа, то лицевая его сторона оформляется в соответствии с требованиями статей 39, 41 Федерального закона, а оборотная сторона представляет собой продолжение списка избирателей, помещенного на лицевой стороне, и заверяется лицом, собиравшим подписи, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока (с указанием фамилии, имени, отчества - полностью), а также кандидатом в депутаты.
2.4. Если подписи избирателей собирает в свою поддержку кандидат в депутаты, то заверять подписной лист должен он сам с указанием всех данных, предписанных лицу, собирающему подписи избирателей.
2.5. В каждом подписном листе в поддержку федерального списка кандидатов указываются без сокращений фамилия, имя, отчество, дата (число, месяц, год) рождения, место работы (указанное в трудовой книжке), занимаемая должность (род занятий) и место жительства (постоянное или преимущественное проживание) первых трех кандидатов, возглавляющих федеральную часть списка, а в случае, если сбор подписей проводится в том субъекте или группе субъектов Российской Федерации, от которых избирательным объединением, избирательным блоком выдвинута региональная группа кандидатов, также трех кандидатов, возглавляющих соответствующую региональную группу кандидатов. В каждом подписном листе должно быть также указано наименование субъекта Российской Федерации, где производился сбор подписей избирателей.
2.6. Если подписи собираются в поддержку кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком в одномандатном избирательном округе, в подписном листе должно быть указано наименование избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувшего кандидата, и принадлежность кандидата к соответствующему избирательному объединению, избирательному блоку.
3. Сбор подписей в поддержку кандидатов в депутаты, федерального списка кандидатов
3.1. Ставить свои подписи в подписных листах в поддержку кандидатов в депутаты, федерального списка кандидатов имеют право все граждане Российской Федерации, которые ко дню выборов достигнут 18 лет, кроме граждан, признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.
Сбор подписей избирателей в поддержку кандидата в депутаты по одномандатному избирательному кругу может производиться только среди избирателей того одномандатного избирательного округа, где осуществляется выдвижение кандидата, в том числе и среди избирателей, находящихся за пределами территории Российской Федерации и приписанных к данному избирательному округу.
Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, не вправе осуществлять сбор подписей в поддержку кандидатов в депутаты.
3.2. Сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов, федерального списка кандидатов проводится по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы, жительства, на предвыборных мероприятиях, а также в других местах, где сбор подписей не запрещен федеральным законом. Сбор подписей в трудовых коллективах не должен нарушать правила внутреннего трудового распорядка, трудовую дисциплину, мешать технологическим процессам. Сбор подписей в общественных местах, на улицах, по месту жительства не должен нарушать общественный порядок, правила уличного движения, право граждан на отдых и неприкосновенность жилища.
Главы местных администраций, руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны оказывать содействие лицам, собирающим подписи, выделять соответствующие места для сбора подписей.
Сбор подписей среди военнослужащих, находящихся в воинских частях, осуществляется по согласованию с командирами воинских частей. Командиры воинских частей содействуют организации сбора подписей.
3.3. При сборе подписей в поддержку федерального списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, лицо, собирающее подписи избирателей в поддержку этого списка, по требованию избирателя обязано предъявить копию всего федерального списка кандидатов, заверенного Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
3.4. При сборе подписей избирателей в поддержку кандидата, федерального списка кандидатов запрещается применять любые формы принуждения или подкупа избирателей. Под принуждением избирателя следует понимать психическое или физическое воздействие на избирателя с целью заставить последнего поставить свою подпись в подписном листе; под подкупом - передачу или обещание передать избирателю денежные средства, другие блага и преимущества имущественного характера, материальные ценности, за исключением печатных материалов, отражающих взгляды, суждения, предвыборную программу кандидата в депутаты, избирательного объединения, избирательного блока.
Запрещается также препятствовать избирателю, том числе путем применения насилия, угроз в его адрес, поставить свою подпись в поддержку кандидата в депутаты, федерального списка кандидатов.
3.5. Избиратель должен собственноручно, без сокращений заполнить указанные в подписном листе графы, и только по его личной просьбе они могут заполняться иным лицом. Подписи в подписных листах, в которых данные об избирателях будут изготовлены с применением машинописи, при проверке правильности оформления подписных листов избирательными комиссиями учитываться не будут. Также не будут учитываться подписи, поставленные карандашом, и подписи избирателей, не указавших какие-либо данные, предусмотренные формой подписного листа (приложения N1-3 к Федеральному закону).
Избиратель ставит свою подпись в подписном листе после предъявления своего паспорта или документа, его заменяющего (удостоверение личности военнослужащего, военный билет для лиц, проходящих срочную службу, справка органов внутренних дел Российской Федерации по установленной форме, иные документы, предусмотренные постановлением Совета Министров Российской Федерации от 9 декабря 1992 года N950 «О временных документах, удостоверяющих гражданство Российской Федерации»). В случае, если в подписном листе указаны данные других документов, подпись этого избирателя не может быть включена в общее число подписей избирателей.
3.6. Избиратель вправе поставить свою подпись в поддержку любых кандидатов, федеральных списков кандидатов от различных избирательных объединений, избирательных блоков, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, федерального списка кандидатов.
3.7. Избирательное объединение, избирательный блок, кандидат в депутаты вправе поручить сбор подписей избирателей любому гражданину Российской Федерации, достигшему 18 лет. При этом избирательное объединение, избирательный блок, кандидат в депутаты могут заключить с этим лицом соответствующий договор. Оплата работы по сбору подписей за счет средств избирательного фонда не допускается.
3.8. Подписные листы в поддержку федерального списка кандидатов вместе с другими документами, указанными в части первой статьи 42 Федерального закона, должны быть представлены в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации для регистрации федерального списка кандидатов не позднее 22 октября 1995 года в сброшюрованном виде по тем субъектам Российской Федерации, где производился сбор подписей избирателей, с пронумерованными страницами.
В тот же срок в пронумерованном и сброшюрованном виде представляются в окружные избирательные комиссии подписные листы с подписями, собранными в поддержку кандидатов, выдвинутых в одномандатных избирательных округах.
4. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан Российской Федерации при сборе подписей избирателей в поддержку кандидатов в депутаты, выдвинутых в одномандатных избирательных округах, и федеральных списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками в федеральном избирательном округе
4.1. В соответствии с Федеральным законом от 28 апреля 1995 года N66-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» воспрепятствование свободному осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав, соединенное с подкупом, обманом, применением насилия либо угрозой его применения, а также уничтожением имущества или угрозой уничтожения имущества, является уголовно наказуемым деянием.
Санкция за указанные действия ужесточается, если они совершены должностным лицом путем злоупотребления своим служебным положением либо лицом, в отношении которого гражданин являлся зависимым материально или по службе.
4.2. Лица, собирающие подписи избирателей, и лица, заверяющие подписные листы, допустившие внесение в подписные листы заведомо ложных сведений, их замену на подложные, а также совершившие иные действия, препятствующие осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном федеральным законодательством.
4.3. Лица, собирающие подписи избирателей, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, кандидаты в депутаты, члены соответствующих избирательных комиссий несут ответственность за нарушение порядка использования конфиденциальной информации (сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах) в соответствии с федеральным законодательством.
|