Письмо Центральной избирательной комиссии РФ руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и председателям избирательных комиссий субъектов Российской Федерации о содействии в деятельности избирательных комиссий в подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва
Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» возлагает на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязанность оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в том числе в представлении необходимых помещений, транспорта, средств связи, технического оборудования.
Полагаем необходимым обозначить наиболее важные вопросы, связанные с обеспечением исполнения государственными органами и органами местного самоуправления соответствующих статей федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в числе которых:
1. В соответствии со статьей 12 Закона для проведения голосования и подсчета голосов образуются избирательные участки. Как вытекает из требований данной статьи, избирательные участки образует глава местной администрации по согласованию с соответствующей окружной избирательной комиссией не позднее чем за 60 дней до дня выборов с учетом местных условий в целях создания максимальных удобств для избирателей.
Рекомендуем следующий порядок реализации указанной задачи: предложения по образованию избирательных участков готовятся главой местной администрации с учетом предложений соответствующей территориальной избирательной комиссии и представляются на согласование в письменной форме окружной избирательной комиссии. Глава местной администрации принимает постановление «Об образовании избирательных участков для проведения голосования и подсчета голосов избирателей при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва».
Эту работу необходимо завершить в соответствии с требованиями Закона не позднее 17 октября 1995 года. Вслед за этим глава администрации составляет списки избирательных участков с указанием их границ, адресов, телефонов участковых избирательных комиссий и обеспечивает их опубликование в местной печати до 6 ноября.
2. В соответствии со статьей 13 Закона глава местной администрации не позднее чем за 40 дней до дня выборов (то есть не позднее 6 ноября т.г.) представляет участковой избирательной комиссии данные об избирателях, проживающих на территории избирательного участка, по форме, утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 14 апреля 1995 года N21 (Бюллетень Центральной избирательной комиссии Российской Федерации N5 (31), Москва, 1995 г.).
Практика проведения выборов показывает, что нередко в списках присутствуют сведения об избирателях, давно выехавших на иное место жительства либо призванных на действительную воинскую службу и даже умерших. Обращаем ваше внимание на недопустимость подобных фактов и напоминаем, что при подготовке главами местных администраций сведений об избирателях обязательно должны учитываться данные органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту жительства и месту пребывания, акты органов ЗАГСа об изменении фамилий граждан и иные акты гражданского состояния, сведения военных комиссариатов о гражданах, призванных на военную службу и убывших к месту службы, сведения о гражданах, в отношении которых вступили в законную силу решения суда о признании их недееспособными, или о гражданах, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда, сведения органов Федеральной миграционной службы России о гражданах Российской Федерации, признанных вынужденными переселенцами.
3. Статьи 20 и 21 Закона определяют порядок формирования территориальной и участковой избирательных комиссий.
Территориальные избирательные комиссии образуются в районах, городах и других крупных населенных пунктах.
Допускается формирование нескольких территориальных избирательных комиссий в пределах одной административно-территориальной единицы с большим количеством избирателей. В соответствии с Федеральным законом решение по данному вопросу принимает окружная избирательная комиссия по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Состав территориальной избирательной комиссии из 5-9 членов назначается выборным органом местного самоуправления с учетом предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства.
В случае если на данной территории выборного органа местного самоуправления нет либо если существующий орган местного самоуправления не назначил состав комиссии до 17 октября т.г., формирование территориальной избирательной комиссии производится по решению окружной избирательной комиссии.
Необходимо подчеркнуть одну из особенностей: председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа назначенных членов комиссии.
Аналогичные нормы установлены Федеральным законом и по порядку формирования участковой избирательной комиссии, которая должна быть сформирована в количестве 5-10 членов не позднее чем за 44 дня до дня выборов (то есть не позднее 2 ноября т.г.). Если на территории отсутствует выборный орган местного самоуправления либо он не назначил состав участковой избирательной комиссии в установленный срок, то формирование участковой избирательной комиссии производится соответствующей территориальной либо окружной избирательной комиссией.
4. Особая роль отводится исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям и организациям в решении вопросов, связанных с материально-техническим обеспечением деятельности избирательных комиссий.
Потребность в помещениях для окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий, а также для проведения голосования определяется главой местной администрации совместно с окружными и территориальными избирательными комиссиями.
При этом следует учесть, что избирательные объединения и избирательные блоки, зарегистрировавшие в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации федеральный список кандидатов, а также кандидаты в депутаты, зарегистрированные в одномандатном избирательном округе, вправе назначить по одному члену комиссии с совещательным голосом в окружную, территориальную и участковую избирательные комиссии. Кроме членов комиссий с совещательным голосом в территориальные, участковые избирательные комиссии могут быть назначены и наблюдатели, там же могут находиться и представители средств массовой информации. Таким образом, речь идет о нескольких представителях, которым предоставлено право находиться в помещении избирательной комиссии.
По нашему мнению, отобранные помещения необходимо обследовать на предмет их противопожарной безопасности и обеспечения сохранности документов, после чего глава местной администрации издает распоряжение, предписывающее руководителям соответствующих предприятий, учреждений, организаций выделить избирательным комиссиям конкретные пригодные для их работы и проведения голосования помещения, с указанием срока, на который эти помещения выделяются.
Целесообразно, чтобы государственные органы, органы местного самоуправления, воинские части, государственные и муниципальные предприятия, учреждения, организации или юридические лица, в имуществе которых имеется государственная доля, предоставляли в пользование избирательных комиссий помещения для голосования и подсчета голосов за три дня перед днем выборов, в день выборов и на период подсчета голосов безвозмездно.
Глава местной администрации оказывает содействие соответствующим избирательным комиссиям в организации монтажа технического оборудования в выделенных им помещениях, подключении средств связи на период проведения избирательной кампании.
Порядок выделения транспорта избирательным комиссиям (с указанием вида и количества единиц) по согласованию с местной администрацией определяет соответствующая избирательная комиссия.
5. Напоминаем и просим довести до сведения органов местного самоуправления, что в соответствии со статьей 45 Закона органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые предвыборные агитационные материалы при исполнении ими служебных обязанностей.
Просим также сориентировать редакторов периодических печатных изданий, учрежденных органами исполнительной власти и местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, что статья 48 запрещает в этих периодических изданиях публиковать агитационные предвыборные материалы кандидатов в депутаты, избирательных объединений, избирательных блоков.
6. В соответствии со статьей 49 государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в депутаты, избирательным объединениям и избирательным блокам в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов в депутаты и доверенных лиц с избирателями. В этой связи необходимо, чтобы государственные органы и органы местного самоуправления совместно с окружными и территориальными избирательными комиссиями заранее определили помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которые могут быть безвозмездно предоставлены в пользование для проведения встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями в период проведения предвыборной агитации. При этом должен быть соблюден пятидневный срок рассмотрения заявлений о выделении для этих целей помещений в соответствии с порядком, установленным окружной избирательной комиссией.
7. Согласно статье 50, устанавливающей порядок распространения агитационных печатных материалов, местная администрация обязана не позднее чем за 20 дней до дня выборов, то есть не позднее 27 ноября т.г., выделить специальные места для вывешивания или расклейки агитационных печатных материалов.
Эти места должны определяться распоряжением главы местной администрации, согласованным с соответствующей территориальной избирательной комиссией, при согласии собственника или владельца помещения, здания, иного сооружения и с учетом местных возможностей.
Целесообразно, чтобы агитационные материалы размещались прежде всего в местах большого скопления людей - на остановках пассажирского транспорта, вокзалах, в аэропортах, чтобы для этого использовались специальные стенды, щиты, тумбы.
Уважаемые коллеги!
Прошу вас в ближайшее время провести совещания с участием глав местных администраций, на которых предметно рассмотреть вопросы их конкретного участия в избирательной кампании, обратить внимание на неукоснительное выполнение требований Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Просим вас всемерно содействовать реализации каждым гражданином Российской Федерации его избирательных прав, не допускать какого-либо вмешательства должностных лиц в деятельность избирательных комиссий или отдельных их членов.
Председателей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации просим обеспечить регулярные контакты с руководителями представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления и информировать Центризбирком о положении дел.
Со своей стороны Центральная избирательная комиссия Российской Федерации готова к конструктивному взаимодействию в целях успешного проведения выборов депутатов Государственной Думы.
С уважением, Н.Т.Рябов
|