Демократия.Ру




Нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми. Никколо Макиавелли


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.12.2024, суббота. Московское время 18:48

Письмо Центральной избирательной комиссии РФ от 23 апреля 1999 г. N01-23/774 «Новое в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

В дополнение к переданному 13 апреля текущего года по электронной почте тексту Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» направляем информационную записку с обзором новелл, содержащихся в новой редакции указанного Закона.

Информацию рекомендуется использовать как в практической работе, так и в законотворческой деятельности, в том числе в процессе приведения в соответствие избирательных законов субъектов Российской Федерации федеральному законодательству.

С уважением, А.А.Вешняков

Информационная записка
О Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
(новое в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»)

После вступления в силу 30 сентября 1997 года Федерального закона от 19 сентября 1997 года N124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в сотрудничестве с депутатами Государственной Думы был подготовлен проект федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», который был принят Государственной Думой в первом чтении 19 ноября 1997 года.

В процессе работы над этим проектом возникла необходимость в уточнении норм Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», регулирующих статус избирательных объединений, а также в определении круга организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и периодических печатных изданий, обязанных обеспечивать зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам равные условия для проведения предвыборной агитации. В связи с этим было принято решение о внесении в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также в Федеральный закон «Об общественных объединениях» соответствующих поправок. За время работы над проектом федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» сложилась практика применения Федерального закона от 19 сентября 1997 года. Кроме того, в Государственную Думу из субъектов Российской Федерации поступил ряд предложений, касающихся внесения изменений и дополнений в этот Федеральный закон. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 30 марта 1999 года N55-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон в новой редакции) включает в себя значительное количество новелл, усиливающих гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Остановимся на наиболее важных из них.

Назначение выборов

Статья 10 Федерального закона в новой редакции более подробно регулирует порядок назначения как очередных, так и досрочных выборов.

Согласно пункту 1 указанной статьи решение о назначении выборов уполномоченный на то орган или должностное лицо должны принять не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или соответствующая часть депутатов коллегиального органа (в случае, если предусмотрена ротация части депутатского корпуса представительного органа). Если полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или депутатов данных органов прекратятся досрочно, выборы должны быть назначены уполномоченным на то органом или должностным лицом не позднее чем через 14 дней со дня досрочного прекращения полномочий. Голосование как при очередных, так и при досрочных выборах должно быть проведено не позднее чем через 180 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов.

В пункте 3 статьи 10 уточнены правила проведения избирательными комиссиями выборов в случае неназначения их уполномоченным на то органом или должностным лицом. Очередные выборы должны проводиться избирательными комиссиями в первое или во второе воскресенье месяца, следующего за месяцем истечения полномочий органа или депутатов. Досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через 180 дней со дня досрочного прекращения полномочий органа или депутатов. В обоих случаях решение избирательной комиссии о проведении выборов публикуется не позднее чем через 7 дней со дня истечения установленного в пункте 1 статьи 10 срока опубликования решения о назначении выборов.

Вышеуказанные изменения позволят, на наш взгляд, не допускать ситуаций, когда назначаются необоснованно короткие либо необоснованно растянутые по времени избирательные кампании, дадут возможность избирательным комиссиям более четко реализовывать свои полномочия по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации в таком важном вопросе, как назначение выборов.

Вместе с тем в Федеральном законе в новой редакции (ст.32, п.14, ст.59, п.5) сроки повторного голосования и повторных выборов увеличены до шести месяцев, что позволит совмещать такие выборы с основными выборами, проходящими на соответствующих территориях.

Кроме того, в пункте 7 статьи 66 Федерального закона в новой редакции закреплена возможность сокращения или продления сроков полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в целях установления единой даты выборов на территории субъекта Российской Федерации. Такое сокращение или продление может быть произведено до 1 мая 2001 года и не более одного раза.

Эти нормы, в частности, дадут возможность сократить расходы на проведение выборов, избежать «усталости» избирателей от выборов.

Статус избирательных комиссий

В главе IV «Избирательные комиссии, комиссии референдума» Федерального закона в новой редакции содержится ряд норм, уточняющих статус избирательных комиссий, комиссий референдума, порядок их формирования.

Так, на комиссии возложена обязанность рассматривать обращения о нарушении избирательного законодательства, законодательства о референдуме (ст.21, п.4), информировать избирателей, участников референдума о сроках и порядке избирательных действий, о ходе подготовки референдума, о кандидатах, зарегистрированных кандидатах (ст.21, п.5). Для обеспечения исполнения этих обязанностей комиссиям предоставлено право обращаться в правоохранительные органы и получать от них ответы в кратчайший срок, получать бесплатное эфирное время на каналах телерадиокомпаний и печатные площади в периодических печатных изданиях (ст.21, п.4, 16).

Ряд новелл Федерального закона в новой редакции призван обеспечить наибольшую открытость и гласность избирательного процесса. Так, статьи 24, 26, 27 содержат ряд норм, усиливающих гарантии прав членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, наблюдателей, доверенных лиц.

В статье 23 Федерального закона в новой редакции (п.3) учтены особенности построения системы органов государственной власти в субъектах Российской Федерации. Таким образом в субъектах Российской Федерации, система органов государственной власти которых предусматривает создание территориальных органов государственной власти районов и иных административно-территориальных единиц, территориальные избирательные комиссии, комиссии референдума соответствующего уровня образуются представительными и исполнительными органами государственной власти.

В пункте 5 статьи 23 Федерального закона в новой редакции предусмотрен случай, когда уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления по каким-либо причинам не назначили состав или часть состава окружной, территориальной, участковой избирательной комиссии, или когда такие органы вообще отсутствуют. В таком случае членов соответствующей избирательной комиссии назначает вышестоящая избирательная комиссия.

Выдвижение и регистрация кандидатов (списков кандидатов)

Вопросы выдвижения и регистрации кандидатов в Федеральном законе в новой редакции отражены более полно, чем в Федеральном законе от 19 сентября 1997 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Наиболее важным, по нашему мнению, является уточнение статуса избирательного объединения. Так, согласно абзацу одиннадцатому статьи 2 необходимые для приобретения статуса избирательного объединения на конкретных выборах или референдуме сроки, установленные для регистрации изменений и дополнений, вносимых в устав общественного объединения в целях придания ему статуса политического, не распространяются на иные изменения и дополнения.

В связи с этим следует отметить, что благодаря Федеральному закону «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях», который первоначально готовился в пакете с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», однако вступил в силу гораздо раньше - 24 июля 1998 года, в правовой оборот прочно вошло понятие «политическое общественное объединение». На политическое общественное объединение распространяется ряд дополнительных, по сравнению с иными общественными объединениями, ограничений. Вместе с тем только политические общественные объединения вправе участвовать в выборах в качестве избирательных объединений.

Кроме того, Федеральный закон в новой редакции содержит ряд положений, касающихся выдвижения и регистрации кандидатов и имеющих принципиальное значение.

Так, пункт 2 статьи 28 теперь содержит конкретные требования к содержанию заявления лица о согласии быть выдвинутым кандидатом. В частности, он обязан сообщить о себе биографические данные, в том числе сведения о непогашенных или неснятых судимостях с указанием соответствующей статьи Уголовного кодекса, по которой он был осужден приговором суда, а также сведения о наличии гражданства иностранного государства. Кроме того, такие же данные должны быть указаны в подписном листе (ст.31, п.9), в информационных материалах на избирательном участке (ст.49, п.3) и в избирательном бюллетене (ст.51, п.6).

Новеллой в пункте 2 статьи 28 также является то, что зарегистрированный кандидат может зарегистрировать в соответствующей избирательной комиссии свой творческий или любой иной псевдоним, что должно помочь определиться избирателям в своем выборе в случае наличия зарегистрированных «кандидатов-двойников». Пунктом 4 статьи 51 Федерального закона предусмотрена возможность указания в такого псевдонима в избирательном бюллетене.

В статью 30 Федерального закона в новой редакции включены новые пункты 4-7, устанавливающие требования к наименованиям избирательного объединения и избирательного блока (п. 4, 5), а также к использованию символов избирательных объединений и избирательных блоков в ходе избирательной кампании (п. 6, 7).

Статья 30 дополнена важным в правовом отношении пунктом 10, в соответствии с которым в многомандатном избирательном округе избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе.

В статье 31 Федерального закона в новой редакции пункт 8 допускает возможность внесения данных об избирателях в подписной лист не только самим избирателем, но и лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов.

Не допускается суммирование подписей избирателей, собранных разными инициаторами выдвижения кандидата в поддержку одного и того же кандидата (ст.31, п.10).

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что для регистрации кандидатов (списков кандидатов) в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения об имуществе кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), принадлежащего ему на праве собственности. Сведения о размере и об источниках доходов должны представляться в виде копии декларации о доходах гражданина, являющегося кандидатом, за год, предшествующий году назначения выборов (с отметкой налоговых органов), или справки о совокупной величине его доходов за год, предшествующий году назначения выборов.

Сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, представляются по форме, установленной в приложении к Федеральному закону в новой редакции. Избирательная комиссия вправе проверить достоверность указанных сведений о доходах и имуществе кандидатов (ст.32, п.2).

Пункт 5 статьи 32 Федерального закона в новой редакции предусматривает, что федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена возможность внесения кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком избирательного залога, вносимого из избирательного фонда. Размер устанавливаемого федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации избирательного залога не может составлять более 15 процентов от устанавливаемого этим законом предельного размера расходования средств избирательного фонда. Порядок открытия и ведения специального счета для принятия и хранения избирательного залога соответствующей избирательной комиссией также устанавливается федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации.

В статье 32 Федерального закона в новой редакции уточнен порядок проверки, в том числе выборочной, подписных листов с подписями, собранными в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидатов).

Предвыборная агитация

Федеральный закон в новой редакции содержит ряд изменений, касающихся обеспечения равных правовых условий проведения предвыборной агитации.

Так, в пункте 1 статьи 39 Федерального закона в новой редакции уточнен круг организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание и периодических печатных изданий, обязанных обеспечивать равные условия зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам для проведения предвыборной агитации, в том числе предоставлять им бесплатное эфирное время, печатную площадь. При этом следует отметить, что в соответствующих статьях главы VII «Агитация при проведении выборов и референдума» Федерального закона в новой редакции слова «средства массовой информации» заменены словами «организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий», что в большей степени соответствует Закону Российской Федерации «О средствах массовой информации». В пункт 2 статьи 39 Федерального закона в новой редакции внесена норма, согласно которой «негосударственные» организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и периодические печатные издания обязаны предоставлять всем кандидатам, избирательным объединениям, блокам эфирное время и печатную площадь за равную плату, при этом организации телерадиовещания на вправе отказать в предоставлении эфирного времени за плату какому-либо кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку. Оплата эфирного времени и печатных площадей должна производиться в полном объеме до предоставления эфирного времени и печатной площади.

Статья 40 дополнена новым пунктом 6, согласно которому организациям, осуществляющим теле- и (или) радиовещание, запрещается в своих информационных блоках отдавать предпочтение какому бы то ни было кандидату, зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку.

Статья 41 дополнена новым пунктом 3, содержащим требование о помещении во всех материалах, размещаемых в периодических печатных изданиях, информации о том, из избирательного фонда какого кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока была произведена оплата соответствующей публикации, а также указание на факт бесплатности данной публикации в случае, если публикация материалов была осуществлена бесплатно.

Экземпляры агитационных печатных материалов или их копии до начала их распространения должны представляться в избирательную комиссию, зарегистрировавшую соответствующего кандидата (соответствующий список кандидатов), в комиссию референдума, зарегистрировавшую инициативную группу по проведению референдума (ст.43, п.3).

Значительное место в Федеральном законе в новой редакции посвящено вопросам пресечения злоупотреблений в ходе предвыборной агитации. Например, расширено понятие подкупа при проведении предвыборной агитации (ст.45, п.3), а в пункте 4 статьи 45 значительно расширен круг лиц, которым в ходе избирательной кампании, при проведении референдума запрещено заниматься благотворительной деятельностью. К таким лицам отнесены члены и уполномоченные представители инициативных групп по проведению референдума, а также организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, а равно иные физические и юридические лица, действующие по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций. Физическим и юридическим лицам запрещается осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума, их уполномоченных представителей и доверенных лиц.

В пункте 5 статьи 45 содержится норма, согласно которой реклама коммерческой и иной деятельности субъектов избирательного процесса осуществляется на основаниях, предусмотренных пунктом 2 статьи 39 и пунктом 3 статьи 41 Федерального закона в новой редакции, то есть на рекламу коммерческой и иной деятельности распространяются общие условия доступа кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума к средствам массовой информации, а также распространения агитационных печатных материалов.

В случае злоупотребления свободой массовой информации зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком избирательная комиссия обязана обратиться в суд с представлением об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов). В случае нарушения зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума установленных статьями 37-45 Федерального закона иных правил проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, избирательная комиссия, комиссия референдума своим решением выносит предупреждение указанным лицам, может обратиться в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, а также вправе отменить решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) (ст.45, п.7).

Финансирование выборов и референдумов

В статье 46 Федерального закона в новой редакции нашли отражение проблемы, связанные с финансированием выборов.

В пунктах 4 и 5 статьи 46 приведены в соответствие с действующим финансовым и бюджетным законодательством нормы, касающиеся получения кредитов избирательными комиссиями, если финансирование выборов не осуществляется: уточнен перечень государственных органов, которые обязаны в 10-дневный срок выдать соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума государственную или муниципальную гарантию обязательства возврата кредитных средств в том случае, если расходы на подготовку и проведение выборов производятся за счет кредитов банков. Установлено также, что денежные средства на погашение долгового обязательства утверждаются в соответствующем бюджете на очередной финансовый год целевым назначением.

Кроме того, согласно пункту 6 статьи 46 председатели избирательных комиссий несут ответственность за целевое использование денежных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов и референдумов.

В статье 47 Федерального закона в новой редакции дополнительно установлен запрет на пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков со стороны юридических лиц, зарегистрированных менее чем за один год до дня голосования, что должно воспрепятствовать образованию юридических лиц специально, «к случаю», для внесения пожертвования в избирательный фонд.

В пункте 11 статьи 47 уточнены положения, касающиеся запретов на проведение в пользу зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков каких-либо действий (за исключением осуществляемых лично и бесплатно гражданином, т.е. волонтерских услуг), не оплачиваемых из избирательного фонда. Так, запрещается выполнение оплачиваемых работ, оказание платных услуг прямо или косвенно связанных с выборами, без письменного согласия кандидата, зарегистрированного кандидата или лиц, им уполномоченных.

Согласно пункту 16 статьи 47 федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что зарегистрированный кандидат, не избранный по результатам голосования, избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрировавшие список кандидатов, которые не приняли участия в распределении депутатских мандатов и набрали по результатам голосования менее установленного числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, обязаны возвратить средства, перечисленные из средств бюджета, соответствующего уровню выборов, и возместить организациям, осуществляющим теле- и (или) радиовещание, редакциям периодических печатных изданий, расходы, понесенные этими организациями на проведение предвыборной агитации с использованием бесплатного эфирного времени и печатной площади.

Организация и порядок голосования, подсчет голосов избирателей, участников референдума, установление результатов выборов, референдума

Изменения, вносимые в порядок организации голосования и подсчета голосов избирателей, в основном носят уточняющий характер и должны обеспечить наибольшую открытость и гласность этих избирательных действий.

Более подробно описан порядок голосования избирателя, не имеющего возможность самостоятельно заполнить бюллетень. В этом случае избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения избирательного бюллетеня. При этом в соответствующей графе списка избирателей указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, оказывающего помощь избирателю.

Опыт проведения избирательных кампаний в последние годы показал, что значительное число попыток нарушения избирательного законодательства приходится на досрочное голосование. В пункте 12 статьи 52 Федерального закона в новой редакции приведен перечень лиц и организаций, которым запрещается предпринимать любые действия, направленные на обеспечение доставки избирателей, участников референдума для участия в голосовании. Кроме того, уточнен порядок подсчета избирательных бюллетеней, оставленных досрочно проголосовавшими избирателями.

Статья 54 Федерального закона дополнена новым положением о том, что в исключительных случаях протокол участковой избирательной комиссии может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый его лист должен быть подписан всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Статья 58 «Порядок определения результатов выборов, референдума» изложена в новой редакции. Приводится полный перечень оснований признания выборов соответствующей избирательной комиссией несостоявшимися, неизбрания кандидата при проведении выборов по многомандатным избирательным округам, отмены решения избирательной комиссии о признании избранным кандидата, набравшего необходимое для избрания число голосов избирателей либо признанного избранным по результатам голосования за список кандидатов, признания референдума соответствующей комиссией референдума несостоявшимся и признания решения непринятым на референдуме, признания итогов голосования, результатов выборов, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума недействительными.

Дополнительные и повторные выборы

Порядок организации и проведения повторных и дополнительных выборов предусмотрен статьей 59 Федерального закона в новой редакции. Указанная статья была значительно дополнена новыми положениями, в частности новыми пунктами, касающимися подготовки и проведения дополнительных выборов.

Законодатель предусмотрел еще одно основание для проведения повторных выборов, кроме признания выборов недействительными и несостоявшимися: если кандидат, набравший необходимое число голосов для избрания, не сложил полномочия, не совместимые со статусом депутата или выборного должностного лица (п.6).

Федеральным законом в новой редакции установлены следующие основания для проведения дополнительных выборов:

досрочное прекращение полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу. В данном случае выборы назначаются в течение месяца со дня прекращения полномочий депутата (п.7)
досрочное прекращение полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу. Выборы назначаются и проводятся в течение месяца со дня прекращения полномочий депутата только в том случае, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов (п.8).

Кроме того, указано, что могут быть и иные основания для проведения дополнительных выборов в многомандатном избирательном округе, если это будет предусмотрено федеральным конституционным законом, федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации (п.8).

Если повторные или дополнительные выборы будут признаны несостоявшимися в случае участия в выборах меньшего числа избирателей, чем предусмотрено законом, либо если число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего число голосов по отношению к другому кандидату, будет меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, то в федеральном конституционном законе, федеральном законе или законе субъекта Российской Федерации может быть установлен срок, на который дополнительные или повторные выборы откладываются. Однако этот срок не может превышать одного года (п.10).

В федеральном законе или законе субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что повторные или дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате выборов депутат избирается на срок менее одного года (п.9). Если выбыло несколько депутатов и повторные или дополнительные выборы не могут быть проведены в связи с тем, что срок полномочий избранных депутатов составит менее одного года, но при этом законодательный (представительный) орган государственной власти или орган местного самоуправления остается в неправомочном составе, назначаются новые основные выборы (п.11).

В федеральном законе или законе субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что при проведении повторного голосования по кандидатурам, набравшим наибольшее число голосов, не будет применяться одно из оснований признания выборов несостоявшимися - если в выборах приняло участие меньшее число избирателей, чем это предусмотрено соответствующим федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п.12).

Федеральный закон в новой редакции определил порядок применения Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на повторных и дополнительных выборах: согласно пункту 4 статьи 66 при проведении дополнительных и повторных выборов депутатов применяются действовавшие при подготовке и проведении основных выборов депутатов нормы настоящего Федерального закона новой редакции, Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», регулировавшие порядок приобретения активного и пассивного избирательного права, выдвижения и регистрации кандидатов (списков кандидатов), создания избирательных фондов, определения результатов выборов.

Референдумы (выдвижение инициативы и назначение)

Федеральный закон в новой редакции содержит изменения в регулировании проведения референдумов, связанные с признанием Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации положения пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 19 сентября 1997 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о запрете выносить на референдум субъекта Российской Федерации вопросы, относящиеся к совместному ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона в новой редакции на референдум субъекта Российской Федерации не могут быть вынесены вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, когда вопрос не урегулирован Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом, федеральным законом.

Статья 33 Федерального закона в новой редакции, определяющая порядок реализации инициативы проведения референдума, существенно расширена в связи с включением в нее предварительных согласительных процедур при проведении референдумов субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения.

Так, согласно пункту 8 при поступлении в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации ходатайства инициативной группы по проведению референдума, этот орган обязан уведомить Президента Российской Федерации, Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, ЦИК России.

В пункте 10 предусмотрена возможность создания согласительной комиссии в случае возникновения спора о компетенции в связи с выдвижением инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации.

Введен новый пункт 23, где сказано, что в случае возникновения в связи с назначением референдума субъекта Российской Федерации спора о компетенции, данный спор разрешается в Конституционном Суде Российской Федерации. В этом случае подготовка референдума приостанавливается до вынесения решения Конституционным Судом Российской Федерации.

Статья 61 дополнена новым пунктом 8, согласно которому в случае, если после проведения референдума субъекта Российской Федерации по вопросу, находящемуся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, издан федеральный закон по данному вопросу, решение, принятое на референдуме и не соответствующее данному федеральному закону, не применяется.

Порядок вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вступает в силу с момента его официального опубликования, то есть с 6 апреля 1999 года. Вместе с тем в соответствии со статьей 2 данного Федерального закона при подготовке и проведении выборов и референдумов, голосование на которых должно быть проведено до 6 июля 1999 года, Федеральный закон от 19 сентября 1997 года N124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» применяется без учета изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 30 марта 1999 года N55-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Правовое управление Аппарата
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта