Демократия.Ру




Вы видели в Красноярске, что можно даже крайизбирком купить, а один судья - это не так дорого. Глеб Павловский


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.12.2024, суббота. Московское время 18:57

Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 августа 1999 года N8/52-3 «О Разъяснениях о некоторых вопросах проведения предвыборной агитации в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва»

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации

В соответствии со статьей 24 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить Разъяснения о некоторых вопросах проведения предвыборной агитации в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва (прилагается).

2. Опубликовать настоящее постановление в журнале «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» и в «Российской газете»;

Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации

А.А.Вешняков

Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации

О.К.Застрожная

Москва
13 августа 1999 года
N8/52-3

УТВЕРЖДЕНО
Постановление Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
от 15 августа 1999 года N8/52-3

РАЗЪЯСНЕНИЯ
о некоторых вопросах проведения предвыборной агитации в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва

С 10 августа 1999 года началась избирательная кампания по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва. На телевидении и радио, в периодических печатных изданиях широко освещается начало избирательной кампании, а также деятельность политических общественных объединений, граждан, связанная с выборами.

В связи с многочисленными обращениями Центральная избирательная комиссия Российской Федерации считает необходимым разъяснить наиболее важные вопросы, связанные с проведением предвыборной агитации в период избирательной кампании.

1. В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) под предвыборной агитацией понимается деятельность, побуждающая или имеющая целью побудить избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за или против любого зарегистрированного кандидата, за любой зарегистрированный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации федеральный список кандидатов или против него.

2. Согласно пункту 1 статьи 53 Федерального закона предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата, федерального списка кандидатов и завершается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

Федеральным законом (пункты 7 и 8 статьи 62, пункт 6 статьи 65) установлено, что предвыборная агитация может финансироваться только из избирательного фонда зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, зарегистрировавшего федеральный список кандидатов.

Действия граждан, политических общественных объединений, подпадающие под признаки предвыборной агитации и совершаемые со дня официального опубликования Указа Президента Российской Федерации о назначении выборов депутатов Государственной Думы до регистрации кандидатов, списков кандидатов, осуществляются в нарушение Федерального закона. В соответствии с подпунктами «б» и «е» пункта 2 статьи 91 Федерального закона проведение предвыборной агитации до регистрации кандидата, федерального списка кандидатов является основанием для отказа в регистрации кандидата, федерального списка кандидатов.

3. Предвыборная агитация может проводиться через средства массовой информации, путем проведения массовых мероприятий, выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов, в иных не запрещенных законом формах.

4. На соответствующей стадии избирательного процесса граждане Российской Федерации и политические общественные объединения имеют право в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию.

Согласно пункту 3 статьи 52 Федерального закона запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные предвыборные материалы:

федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, военнослужащим при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения;
воинским частям, военным учреждениям и организациям;
благотворительным организациям и религиозным объединениям, а также учрежденным ими организациям;

избирательным комиссиям, членам избирательных комиссий с правом решающего голоса.

5. В соответствии с пунктом 5 статьи 48 и пунктом 3 статьи 52 Федерального закона зарегистрированные кандидаты, замещающие государственные должности категории «А» или выборные муниципальные должности, вправе вести предвыборную агитацию только в свободное от исполнения должностных обязанностей время. К свободному от исполнения должностных обязанностей времени относится время отдыха, в том числе отпуск, выходные и праздничные дни, иные дни отдыха. Указанные зарегистрированные кандидаты не вправе проводить предвыборную агитацию во время пребывания в служебных командировках.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» лицами, замещающими государственные должности категории «А», являются Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и другие лица, замещающие государственные должности, установленные для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Статья 41 Федерального закона содержит перечень нарушений принципа равного избирательного права, связанных с использованием зарегистрированным кандидатом преимуществ должностного или служебного положения, в который входят, в частности, преимущественный доступ к средствам массовой информации, использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления, для проведения предвыборной агитации. Однако соблюдение данного ограничения не должно препятствовать выполнению депутатами, выборными должностными лицами своих полномочий и обязанностей перед избирателями. В связи с этим выступления депутатов, выборных должностных лиц в средствах массовой информации, не связанные с проведением предвыборной агитации, не подпадают под действие Федерального закона и регулируются иными федеральными законами, в частности, Федеральным законом «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации».

6. Должностные лица, журналисты и творческие работники организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание (далее - организации телерадиовещания), и редакций средств массовой информации, если они являются зарегистрированными кандидатами, либо доверенными лицами зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, либо уполномоченными представителями избирательных объединений, избирательных блоков, не вправе участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации (пункт 6 статьи 48 Федерального закона).

7. В период со дня официального опубликования решения о назначении выборов до дня, предшествующего дню голосования, реклама коммерческой и иной деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, доверенных лиц и уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, доверенных лиц зарегистрированных кандидатов, а также организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации может осуществляться только на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, не подпадающих под действие пунктов 1 и 4 статьи 55 Федерального закона, по правилам платного предоставления эфирного времени и печатной площади, а также оплачиваться исключительно за счет средств соответствующего избирательного фонда (пункт 3 статьи 60 Федерального закона). Таким образом, любая реклама деятельности указанных физических и юридических лиц на период с 10 августа 1999 года до регистрации кандидата, федерального списка кандидатов должна быть приостановлена, а с момента указанной регистрации может проводиться исключительно за счет средств соответствующего избирательного фонда. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама не допускается.

8. Согласно пункту 4 статьи 41 и пункту 8 статьи 48 Федерального закона запрещается заниматься благотворительной деятельностью в ходе избирательной кампании кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, выдвинувшим либо зарегистрировавшим списки кандидатов или выдвинувшим кандидата, зарегистрированного по одномандатному избирательному округу, избирательным объединениям, входящим в состав избирательных блоков, выдвинувших либо зарегистрировавших списки кандидатов или выдвинувших зарегистрированных кандидатов по одномандатным избирательным округам, доверенным лицам и уполномоченным представителям указанных избирательных объединений, избирательных блоков, доверенным лицам зарегистрированных кандидатов, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, а равно иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц или организаций. Перечисленным лицам запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи или услуг избирателям и организациям.

Физическим и юридическим лицам запрещается осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, их уполномоченных представителей и доверенных лиц. Таким образом, с 10 августа 1999 года благотворительная деятельность вышеуказанных лиц и организаций должна быть приостановлена.

9. Статьями 8, 52, 55-57 Федерального закона устанавливается, что предвыборная агитация через средства массовой информации (на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях) может проводиться только зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, зарегистрировавшими федеральные списки кандидатов, и исключительно за счет средств избирательного фонда. Иные участники избирательного процесса не вправе проводить предвыборную агитацию через средства массовой информации.

Зарегистрированным кандидатам в депутаты Государственной Думы, избирательным объединениям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.

Согласно пункту 6 статьи 55 Федерального закона зарегистрированный кандидат, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатному избирательному округу и включенный в общефедеральную часть федерального списка кандидатов данного избирательного объединения, избирательного блока, не имеет права использовать бесплатные эфирное время и печатную площадь на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, указанных в пункте 2 статьи 55 Федерального закона.

Если кандидат, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатному избирательному округу, одновременно включен в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов этого же избирательного объединения, избирательного блока, то он использует бесплатные эфирное время и печатную площадь либо как кандидат, зарегистрированный по одномандатному избирательному округу, либо как кандидат, включенный в региональную группу кандидатов (пункт 7 статьи 55 Федерального закона).

Федеральный закон предусматривает возможность отказа от публикации каких бы то ни было предвыборных агитационных материалов при условии их полного неучастия в агитационной деятельности в какой бы то ни было форме для средств массовой информации, указанных в пунктах 4 и 8 статьи 55 Федерального закона, а также для специализированных организаций телерадиовещания и специализированных средств массовой информации (культурно-просветительские, детские, технические, научные и другие), которые при этом не вправе освещать избирательную кампанию в какой бы то ни было форме.

Согласно пункту 8 статьи 55, пункту 12 статьи 56, пункту 9 статьи 57 Федерального закона не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий обязаны опубликовать сведения о размере и условиях оплаты эфирного времени и печатной площади, предоставляемых для целей предвыборной агитации. Указанные размер и условия должны быть едиными для всех субъектов, имеющих право на проведение предвыборной агитации через средства массовой информации. Организация телерадиовещания должна опубликовать эти сведения в одном из массово распространяемых периодических печатных изданий, опубликование в которых является официальным, например, в «Российской газете». Оплата таких публикаций осуществляется по договоренности между организацией телерадиовещания и печатным изданием. Редакция периодического печатного издания осуществляет вышеуказанную публикацию в своем периодическом печатном издании.

В соответствии с пунктом 17 статьи 56 и пунктом 14 статьи 57 Федерального закона, если организации телерадиовещания и периодические печатные издания, указанные в пункте 8 статьи 55 Федерального закона, не опубликовали указанную информацию, а также не уведомили Центральную избирательную комиссию Российской Федерации о том, что готовы предоставлять эфирное время и печатную площадь зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, они не вправе предоставлять им эфирное время и печатную площадь.

Согласно пункту 24 статьи 56 Федерального закона в информационных теле- и радиопрограммах сообщения о проведении предвыборных мероприятий должны даваться исключительно отдельным блоком, как правило, в начале указанных программ, без комментариев. Такие информационные блоки не оплачиваются из средств избирательного фонда. Редакции средств массовой информации обязаны контролировать указанные информационные блоки с тем, чтобы в них не отдавалось предпочтение какому бы то ни было кандидату, зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, в том числе и по времени освещения их предвыборной деятельности.

10. В соответствии с пунктами 1, 3 и 4 статьи 59 Федерального закона зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки вправе выпускать печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы. Изготовление и распространение таких материалов должно осуществляться только с их согласия. Указанные материалы должны содержать наименования и юридические адреса организаций (фамилии, имена, отчества и места жительства физических лиц), изготовивших данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество физического лица), заказавшей (заказавшего) изготовление данных материалов, а также информацию об их тираже и о дате их выпуска. Экземпляры или копии печатных материалов до их распространения должны быть направлены в соответствующую избирательную комиссию со сведениями о местах нахождения (адресах места жительства) организаций (физических лиц), изготовивших и заказавших эти» материалы.

11. В соответствии с Федеральным законом (статьи 60 и 91) нарушение перечисленных в настоящих Разъяснениях и иных установленных Федеральным законом правил проведения предвыборной агитации, в том числе еБ финансирования, влечет отказ в регистрации кандидата, федерального списка кандидатов, отмену регистрации зарегистрированного кандидата, федерального списка кандидатов.

За проведение агитации, когда она запрещена, за нарушение условий проведения предвыборной агитации через средства массовой информации, за изготовление или распространение анонимных агитационных материалов, за умышленное уничтожение, повреждение агитационных печатных материалов участники избирательного процесса, в том числе должностные лица средств массовой информации, журналисты, несут ответственность в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.

В случае нарушения организацией телерадиовещания установленных Федеральным законом правил проведения предвыборной агитации соответствующая избирательная комиссия имеет право обратиться в правоохранительные органы, суд, исполнительные органы государственной власти, осуществляющие государственную политику в области средств массовой информации, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении организации телерадиовещания и ее должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.

В случае опубликования (обнародования) материалов, содержащих призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, пропаганду войны либо возбуждающих социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, организации телерадиовещания и периодические печатные издания на основании Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» несут ответственность за злоупотребление свободой массовой информации.




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта