Демократия.Ру




Власть помещиков, в том виде, как она теперь существует, необходима для рекрутского набора. Без нее правительство в губерниях не могло бы собрать и десятой доли требуемого числа рекрутов. Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837), российский поэт


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.12.2024, суббота. Московское время 18:48

Решение Верховного Суда РФ от 19.11.99 г. по жалобе Минкина А.В. о признании незаконными некоторых пунктов постановления ЦИК РФ от 13.08.99 г. N8/52-3

Дело №ГКПИ99-934

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской, Федерации

19 ноября 1999 г.

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего Редченко Ю.Д.
при секретаре Емельяновой М.А.
с участием прокурора Федотовой А.В.
и адвоката Ария С.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Минкина Александра Викторовича о признании незаконными и отмене пунктов 2, 4, 7, 8 и 9 (в указанной в жалобе части) «Разъяснения о некоторых вопросах проведения предвыборной агитации в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва», утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 августа 1999 года №8/52-3,

установил:

Минкин А.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что положения пунктов 2, 4, 7, 8 и 9 оспариваемого Разъяснения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не основаны на законе и не соответствуют требованиям ст. 29 Конституции Российской Федерации , в связи с чем нарушают права граждан и других участников избирательного процесса на участие в предвыборной агитации.

В судебном заседании заявитель Минкин А.В. и его представитель адвокат Ария С.Л. жалобу поддержали.

Представители Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Большаков С.В., Казмин В.И., Егорова А.А. и Смирнов А.А. с жалобой не согласились и просили об оставлении ее без удовлетворения, пояснив при этом о том, что положения оспариваемых пунктов Разъяснения полностью соответствуют требованиям Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и приняты ЦИК Российской Федерации в пределах своих полномочий. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является правоприменительным органом и обязана выполнять требования закона.

Выслушав объяснения Минкина А.В. и его представителя Ария С.Л., представителей Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Большакова С.В., Казмина В.И., Егоровой А.А. и Смирнова А.А., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать. Верховный Суд Российской Федерации находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 53, п. 8 ст. 62 и п. 6 ст. 65 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее Закон о выборах депутатов) предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата, федерального списка кандидатов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

Кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам запрещается использовать иные денежные средства для оплаты ведения предвыборной агитации и других предвыборных мероприятий, кроме средств, поступивших в их избирательные фонды. При этом кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки имеют право использовать только те денежные средства, которые перечислены отправителями на специальные избирательные счета их избирательных фондов до дня голосования и в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 8 ст. 62).

Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую поддержку деятельности, способствующей выдвижению и избранию кандидата, зарегистрированного кандидата, федерального списка кандидатов, только через соответствующие избирательные фонды (п. 6 ст. 65).

Как установлено судом, постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 августа 1999 года №8/52-3 было утверждено указанное выше Разъяснение, из содержания оспариваемых пунктов которого следует, что предвыборная агитация может финансироваться только из избирательного фонда зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, зарегистрировавшего федеральный список кандидатов.

Действия граждан, политических общественных объединений, подпадающие под признаки предвыборной агитации и совершаемые со дня официального опубликования Указа Президента Российской Федерации о назначении выборов депутатов Государственной Думы до регистрации кандидатов списка кандидатов, осуществляются в нарушение Федерального закона. Проведение предвыборной агитации до регистрации кандидата, федерального списка кандидатов является основанием для отказа в регистрации кандидата, федерального списка кандидатов (п. 2).

На соответствующей стадии избирательного процесса граждане Российской Федерации и политические общественные объединения имеют право в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию (п. 4).

Любая реклама деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, доверенных лиц зарегистрированных кандидатов, а также организаций, учредителями, собственниками, владельцами или членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации на период с 10 августа 1999 года до регистрации кандидата, федерального списка кандидатов должна быть приостановлена, а с момента регистрации может проводиться исключительно за счет средств соответствующего избирательного фонда (п. 7).

Физическим и юридическим лицам запрещается осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, их уполномоченных представителей и доверенных лиц. Таким образом, с 10 августа 1999 года благотворительная деятельность вышеуказанных лиц и организаций должна быть также приостановлена (п. 8).

Предвыборная агитация через средства массовой информации (на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях) может проводиться только зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, зарегистрировавшими федеральные списки кандидатов, и исключительно за счет средств избирательного фонда. Иные участники избирательного процесса не вправе проводить предвыборную агитацию через средства массовой информации (п. 9).

По утверждению представителей Центральной избирательной комиссии Российской Федерации , содержащиеся в приведенных положениях Разъяснения правила финансирования предвыборной агитации (только через избирательный фонд), а также установленный в них порядок ее проведения и осуществления рекламной и благотворительной деятельности в период с 10 августа 1999 года соответствуют требованиям Закона о выборах депутатов.

Оспариваемые заявителем пункты Разъяснения, как и сам Закон о выборах депутатов, направлены на упорядочение проведения указанной выше деятельности и обеспечение для всех кандидатов в депутаты и избирательных объединений равных условий участия в избирательном процессе, включая и право на осуществление предвыборной агитации через средства массовой информации.

Данные утверждения представителей ЦИК Российской Федерации материалами дела не опровергнуты.

Более того, сравнительный анализ содержания оспариваемых пунктов Разъяснения и соответствующих норм Закона о выборах депутатов также свидетельствует о правомерности содержащихся в них положений.

При таких данных суд приходит к выводу о том, что предусмотренных законом оснований для отмены оспариваемых пунктов Разъяснения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не имеется.

Доводы заявителя о том, что содержащиеся в оспариваемых пунктах Разъяснения положения не соответствуют требованиям Закона о выборах депутатов не могут быть приняты во внимание, поскольку они ничем не подтверждены и фактически основаны, по мнению суда, лишь на неправильном понимании норм названного Закона.

В частности, по утверждению заявителя, приведенные в п. 2 Разъяснения нормы Закона о выборах депутатов, в отличие от содержащегося в нем указания, ограничивают не источники оплаты предвыборной агитации, а лишь устанавливают целевое использование избирательных фондов зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений, зарегистрировавших федеральный список кандидатов.

С данным утверждением нельзя согласиться, поскольку указанные нормы закона, наряду с установлением целевого использования избирательного фонда, определяют и порядок финансирования всех предвыборных мероприятий, включая проведение агитации, исключительно за счет средств избирательного фонда.

Данное обстоятельство подтверждается объяснениями представителей ЦИК Российской Федерации и содержанием п.п. 2, 3, 4, 5 и 8 ст. 62 Закона о выборах депутатов, а также п. 20 ст. 56 и п. 16 ст. 57 этого же Закона, из которых следует, что оплата эфирного времени и печатной площади должна осуществляться исключительно из средств избирательного фонда зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.

Кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям запрещается использовать иные денежные средства для оплаты ведения предвыборной агитации и осуществление других предвыборных мероприятий, кроме средств, поступивших в их избирательные фонды.

Приведенные выше нормы закона, по мнению суда, полностью опровергают указанный выше довод заявителя.

Ссылка заявителя на то, что приведенные в п. 2 Разъяснения нормы закона не содержат, как об этом указано в абзаце третьем данного пункта, термина «граждан», не может быть признана обоснованной, поскольку п. 6 ст. 65 названного Закона начинается именно с этого термина.

Кроме того, использование в данном пункте Разъяснения слова «граждан» не противоречит не только букве, но и смыслу названного Закона, поскольку как Закон, так и принятое ЦИК Российской Федерации Разъяснение призваны регулировать избирательный процесс, участниками, которого в первую очередь являются граждане.

Содержащиеся в п. 4 Разъяснения указание «на соответствующей стадии избирательного процесса», которое, по мнению заявителя, не вытекает из Закона о выборах, также не может служить основанием для признания данного пункта незаконным, поскольку названное указание данному Закону не противоречит и каких-либо прав участников избирательного процесса не нарушает. Как следует из содержания Закона о выборах избирательный процесс подразделяется фактически на несколько стадий, в частности, стадию выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты, стадию предвыборной агитации и другие. Следовательно, использование в п. 4 Разъяснения приведенного выше указания в полной мере согласуется с положениями приведенного выше Закона.

Что касается ссылки заявителя при этом на то, что Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в п. 4 Разъяснения необоснованно использована, вместо конституционной, двусмысленная формулировка Закона о выборах, предполагающая проведение предвыборной агитации только «в допускаемых законом формах», то она также не может быть признана состоятельной.

Положения ст. 29 Конституции Российской Федерации , на которые ссылается заявитель, предусматривают право каждого на производство и распространение любым законным способом лишь соответствующей информации, не носящей характера предвыборной агитации.

Согласно ч. 2 ст. 96 Конституции Российской Федерации порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом.

В силу же п. 2 ст. 8 Федерального закона о выборах проведение предвыборной агитации на соответствующей стадии избирательного процесса допускается лишь в установленных законом формах и законными методами, что непосредственно и отражено в пункте 4 Разъяснения.

Предусмотренный Законом о выборах и Разъяснением ЦИК Российской Федерации порядок осуществления предвыборной агитации, по мнению суда, прав граждан на получение и распространение информации, не связанной с предвыборной агитацией, не нарушает.

Распространяемая информация в период избирательной кампании, обладающая признаками предусмотренными п. 2 ст. 8 Закона о выборах носит особый характер и для ее распространения Законом о выборах установлен соответствующий порядок, что не противоречит требованиям ч. 4 ст. 29 и ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации.

Не может суд согласиться и с утверждением заявителя о том, что положения абзаца 1 п. 9 Разъяснения фактически ограничивают круг субъектов, по сравнению с законом, имеющим право проводить предвыборную агитацию, так как в его подтверждение каких-либо убедительных доказательств им не представлено.

Более того, данное утверждение опровергается анализом содержания п. 9 Разъяснения и норм названного Федерального закона о выборах, регулирующих порядок предвыборной агитации (ст. 52-60), которые по существу не содержат каких-либо противоречий. В силу приведенных норм закона предвыборная агитация может осуществляться, как уже отмечалось выше, исключительно лишь из средств избирательного фонда кандидата, из чего следует, что другие участники избирательного процесса, о чем правомерно указано в п. 9 Разъяснения, не вправе проводить предвыборную агитацию через средства массовой информации, поскольку ее проведение за счет иных источников, помимо избирательного фонда, не допускается.

В противном случае никаких гарантий равных условий доступа зарегистрированных кандидатов к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации, предусмотренных п. 3 ст. 8 Закона о выборах, обеспечить невозможно.

При этом суд принимает во внимание также и то обстоятельство, что любой участник избирательного процесса не лишен возможности участвовать в предвыборной агитации через средства массовой информации, но только за счет средств избирательного фонда кандидата, что будет способствовать обеспечению гарантий равного доступа кандидатов к средствам массовой информации.

Доводы заявителя о незаконности пунктов 7 и 8 Разъяснения также нельзя признать обоснованными, поскольку содержащиеся в них ограничения на проведение рекламной и благотворительной деятельности, касаются только граждан ставшими кандидатами в депутаты, и именно со дня приобретения ими такого статуса, т.е. с того времени, как это и указано в законе.

Учитывая, что политические общественные объединения, являющиеся юридическими лицами, приобретают статус избирательного объединения со дня опубликования Указа Президента Российской Федерации о начале избирательной кампании, а граждане соответственно могут приобрести статус кандидата в депутаты также с этого же дня, то в разъяснении и было правомерно указано о необходимости приостановления данными лицами рекламной и благотворительной деятельности, связанной с выборами депутатов Государственной Думы, со дня начала избирательной кампании, что полностью соответствует требованиям Закона о выборах.

Из содержания п. 1 Разъяснения следует, что под предвыборной агитацией понимается деятельность, побуждающая или имеющая целью побудить избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за или против любого зарегистрированного кандидата, за любой зарегистрированный федеральный список кандидатов или против него.

Именно в контексте с данным пунктом Разъяснения относительно проводимой рекламной и благотворительной деятельности и должен решаться в каждом конкретном случае вопрос об отнесении такого рода деятельности к предвыборной агитации.

Следовательно, если проводимая рекламная и благотворительная деятельность физических и юридических лиц после объявления начала избирательной кампании ни коим образом не связана с выборами депутатов Государственной Думы, она продолжает осуществляться в соответствии с действующим на этот счет законодательством Российской Федерации.

Заявителем в подтверждение своего довода о нарушении предусмотренного законом права на осуществление рекламной и благотворительной деятельности, не связанной с выборами депутатов, после объявления начала избирательной кампании каких-либо доказательств не представлено и его вывод об этом по существу основывается лишь на предположениях без учета фактического содержания оспариваемых пунктов.

Учитывает при этом суд и заявление представителей Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о том, что по указанным выше основаниям избирательными комиссиями никому из кандидатов в депутаты в регистрации до настоящего времени не отказано и ни по одному из зарегистрированных кандидатов она не отменена, что также опровергает указанные выше доводы заявителя.

Другие доводы, на которые заявитель и его представитель ссылались в суде, также не могут служить основанием к удовлетворению жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191-197 и 239-7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР Верховный Суд Российской Федерации

решил:

жалобу Минкина Александра Викторовича о признании незаконными и отмене в указанной части пунктов 2, 4, 7, 8 и 9 «Разъяснения о некоторых вопросах проведения предвыборной агитации в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва», утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 августа 1999 года №8/52/3, оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта