По кассационной жалобе Бабаева М.С. на решение Верховного суда Республики Дагестан, дело N20-Г99-2 - Определение ВС от 25 марта 1999 года
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело N20-Г99-2
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.
судей Пирожкова В.Н., Еременко Т.И.
рассмотрена в судебном заседании от 25 марта 1999 года дело по кассационной жалобе Бабаева М.С. на решение Верховного суда Республики Дагестан от 22 января 1999 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Пирожкова В.Н., заключение помощника Генерального прокурора РФ Гермашевой М.М., полагавшей решение отменить, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ
установила:
Представители инициативной группы Бабаев М.С., Рамазанов О.М., Наврузбеков А.Р., Абдурашидов Р.Р. обратились в Верховный суд Республики Дагестан с заявлением о признании незаконным постановления Народного Собрания Республики Дагестан от 26 ноября 1998 года, которым утверждена схема образования избирательных округов по выборам депутатов Народного Собрания Республики, в части признания Дагогнинского избирательного округа азербайджанским национально-территориальным округом, ссылаясь на то, что образование на территории города Дагестанские Огни национального округа ущемляет интересы представителей других национальностей Дагестана, проживающих в этом городе, и лишает их возможности быть избранными в депутаты представительного органа от этого округа.
Решением Верховного суда Республики Дагестан от 22 января 1999 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Бабаев М.С. просит отменить решение как незаконное.
Судебная коллегия считает необходимым отменить решение по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что утверждение представительным органом Республики национально-территориальных округов, не ограничивает пассивного избирательного права граждан, поскольку не лишает возможности граждан других национальностей выдвигать свои кандидатуры по округам, соответствующим их национальности или же по свободным избирательным округам.
Между тем, с таким выводом согласиться нельзя, поскольку он сделан без учета действующего избирательного законодательства.
В соответствии с Федеральным законом от 19 сентября 1997 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (п.2 ст.4). Что же касается пассивного избирательного права, то в законе указано, что не имеют права быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (п. 3 ст.4), законами субъектов Российской Федерации могут также устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином пассивного избирательного права, связанные с достижением определенного возраста (п.6 ст.4).
Других ограничений пассивного избирательного права указанный закон не содержит.
Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться лишь гарантии избирательных прав граждан, дополняющие гарантии, установленные указанным законом (п. 3 ст. 1). Признавая, что граждане, в связи с утверждением национально-территориальных округов, в которых могут быть выдвинуты кандидаты лишь определенных национальностей, не лишены своего пассивного избирательного права, суд не учел указанные выше положения Федерального закона.
В подтверждение своих выводов суд сослался на Закон Республики Дагестан «О выборах депутатов Народного Собрания Республики Дагестан» и на то, что ограничения в области образования избирательных округов, предусмотренные этим законом, не противоречат Федеральному законодательству. Между тем эти выводы не подтверждены ссылками на соответствующие нормы закона. К материалам дела не приобщены правовые акты, на которые указывается в решении. В связи с этим, суд лишен был возможности проверить, соответствуют ли положения законодательства Республики, устанавливающие определенные ограничения избирательных прав граждан, Федеральному законодательству. При этом суд оставил без внимания то, что в соответствии с Федеральным Законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» его положения имеют прямое действие и применяются на всей территории Российской Федерации (п.2 ст. 1), в случае, если законы субъектов Российской Федерации о выборах противоречат указанному Федеральному закону, применяются нормы этого закона (п.7 ст. 1).
Рассматривая заявленные требования, суд также не проверил фактические обстоятельства по делу. Были ли в связи с образованием национально-территориального округа нарушены избирательные права граждан, которым бы было отказано в выдвижении, а также в регистрации их кандидатами представительного органа Республики в связи с их национальностью.
При таких обстоятельствах и в связи с неправильным применением норм материального права, решение Верховного суда Республики Дагестан не может быть признано законным и обоснованным.
Руководствуясь п.2 ст. 305 ГПК РСФСР, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ
определила:
отменить решение Верховного суда Республики Дагестан от 22 января 1999 года и дело направить на новое рассмотрение в этот же суд.
Председательствующий
Г.В.Манохина
Судьи
Т.И.Еременко
В.Н.Пирожков
|