Демократия.Ру




Самая болезненная операция — отделение чиновника от его кресла. Ю. Булатович


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.11.2024, четверг. Московское время 11:50

По жалобе Буркова Антона Леонидовича на отдельные положения Инструкций, утвержденных постановлениями избирательной комиссии Свердловской области N13 от 11 января 2000 г. и N28 от 20 января 2000 г. - Определение ВС от 8 июня 2000 года дело N45Г00-20

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело N45Г00-20

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

Председательствующего М.Н.Лаврентьевой
судей Н.К.Толчеева, А.М.Маслова

рассмотрела в судебном заседании от 8 июня 2000 года гражданское дело по жалобе Буркова Антона Леонидовича на отдельные положения Инструкций, утвержденных постановлениями избирательной комиссии Свердловской области N13 от 11 января 2000 г. и N28 от 20 января 2000 г.,

по кассационной жалобе Буркова А.Л. на решение Свердловского областного суда от 6 марта 2000 года, которым в удовлетворении жалобы отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К., объяснения Буркова А.Л., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гермашевой М.М., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, судебная коллегия

установила:

Бурков А.Л. обратился в Свердловский областной суд с жалобой, в которой просил признать недействительными абзацы вторые пунктов 1.3 Инструкций «О порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области» и «О порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления, кандидатов на должности глав и иных выборных должностных лиц муниципальных образований при проведении выборов органов местного самоуправления», утвержденных постановлениями избирательной комиссии Свердловской области, соответственно, N13 от 11 января 2000 г. и N28 от 20 января 2000 г.

Обжалуемые положения Инструкций, предусматривающие, что кандидат, зарегистрированный кандидат могут по нотариально удостоверенной доверенности предоставить право распоряжаться средствами, находящимися на специальном временном счете другому совершеннолетнему гражданину, по мнению заявителя, противоречат российскому законодательству, так как вторгаются в сферу гражданско - правовых отношений между банком и гражданином, устанавливают иной, чем определено ст.ст. 185, 847 ГК РФ, порядок выдачи доверенности, связанный с уплатой не предусмотренных федеральным законом сборов, вследствие чего ограничивают его избирательные права по распоряжению специальным временным счетом и гражданские права на передачу полномочий по распоряжению данным счетом. Свои требования заявитель мотивировал также тем, что оспариваемые положения Инструкций не опубликованы официально и применяться не могут.

Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Бурков А.Л., ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для еБ удовлетворения.

Статьей 47 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании, все денежные средства, образующие такой фонд, перечисляются на специальный счет в банке, открываемый кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком с разрешения соответствующей избирательной комиссии.

В соответствии с пунктом 7 названной статьи при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в органы местного самоуправления порядок открытия и ведения указанных счетов, учета и отчетности по средствам избирательных фондов устанавливается соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с национальными банками, главными управлениями Центрального банка Российской Федерации в субъектах Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 70 Избирательного кодекса Свердловской области (в редакции Областного закона от 24.12.99 г. N40-ОЗ) порядок открытия и ведения указанных счетов, учета и отчетности по средствам избирательных фондов устанавливается избирательной комиссией Свердловской области, наделенной в силу п. 5 ст. 21 правом издавать инструкции по единообразному применению настоящего Кодекса.

С учетом этих правовых норм суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что избирательная комиссия Свердловской области обладала полномочиями самостоятельно урегулировать порядок открытия и ведения специальных временных счетов избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, издав Инструкции, отдельные положения которых оспариваются заявителем.

Довод Буркова А.Л. о том, что правило, предусматривающее предоставление кандидатом другому совершеннолетнему гражданину права по распоряжению средствами, находящимися на специальном временном счете, по нотариально удостоверенной доверенности, противоречит требованиям ст.ст. 185, 847 ГК РФ, несостоятелен. Эти статьи предусматривают порядок удостоверения доверенности на получение представителем гражданина его вклада в банке, денежных средств с его банковского счета, а не порядок выдачи кандидатом доверенности на право распоряжения средствами избирательного фонда.

Отношения, связанные с реализацией избирательных прав граждан, носят публично-правовой характер и не относятся к регулируемым гражданским законодательством отношениям, основанным на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников (пп. 1, 2 ст. 2 ГК РФ).

Право распоряжаться средствами избирательных фондов принадлежит создавшим их кандидатам, то есть лицам, выдвинутым в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления (ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях ...). Эти лица выступают в отношениях с банком не на общих условиях, установленных гражданским законодательством, а с учетом норм избирательного права, определяющих их статус, в том числе полномочия по распоряжению денежными средствами избирательного фонда, имеющего целевое назначение, и по передаче таких полномочий.

Поэтому избирательная комиссия области, обладая компетенцией по определению порядка открытия и ведения указанных счетов, учета и отчетности по средствам избирательных фондов, вправе была установить порядок передачи кандидатом права распоряжаться такими средствами другому гражданину, не обладающему статусом кандидата.

Оспариваемые нормы Инструкций не устанавливают какие-либо дополнительные сборы, как вопреки содержанию этих норм утверждает заявитель, в связи с чем суд правильно не усмотрел нарушения ст. 57 Конституции Российской Федерации, обязывающей каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Вывод суда о том, что обжалуемые Инструкции являются ненормативными правовыми актами, следовательно, не подлежат официальному опубликованию, ошибочен.

Данные Инструкции изданы уполномоченным на то органом, устанавливают правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и не ограниченные сроком действия, в связи с чем требуют официального опубликования.

В соответствии с п. 6 ст. 21 Избирательного кодекса Свердловской области избирательная комиссия области имеет официальный печатный орган.

Таким официальным печатным органом является информационный бюллетень «Вестник Избирательной комиссии Свердловской области», в N3(52) которого, представленном в заседание кассационной инстанция, опубликованы оспариваемые Инструкции. Следовательно, оснований признавать их не действующими по мотиву отсутствия официального опубликования не имеется.

С учетом изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

Решение Свердловского областного суда от 6 марта 2000 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Буркова А.Л. - без удовлетворения.

Председательствующий
М.Н.Лаврентьева

Судьи
Н.К.Толчеев
А.М.Маслов




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта