Демократия.Ру




Бюрократизм — действия правильные формально и издевательские по существу. Владимир Ильич Ульянов-Ленин (1870-1924), российский революционер, крупный теоретик марксизма


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.12.2024, суббота. Московское время 19:35

По заявлению Новгородской областной организации КПРФ о признании недействительным постановления областной думы от 20 мая 1999 года о назначении выборов Губернатора области на 5 сентября 1999 года по кассационной жалобе заявителя на решение Новгородского областного суда от 5 июля 1999 года, которым постановлено: в удовлетворении заявления отказать - Определение ВС от 12 августа 1999 года дело N84 Г99-2

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело N84 Г99-2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

Председательствующего Манохиной Г.В.
судей Еременко А.М., Маслова А.М.

рассмотрела в судебном заседании от 12 августа 1999 года дело по заявлению Новгородской областной организации КПРФ о признании недействительным постановления областной думы от 20 мая 1999 года о назначении выборов Губернатора области на 5 сентября 1999 года по кассационной жалобе заявителя на решение Новгородского областного суда от 5 июля 1999 года, которым постановлено: в удовлетворении заявления отказать.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения представителя Новгородского обкома КПРФ по доверенности В.Г. Соловьева, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей Новгородской областной Думы по доверенностям: Л.А. Андреевой, А.А. Бойцева, С.Ю. Фабричного, возражавших против удовлетворения жалобы, мнение представителя Центральной избирательной комиссии А.А. Смирнова, пояснившего, что выборы губернатора должны назначаться в соответствии с федеральным законодательством и областными законами, в части не противоречащей федеральным законам, заключение прокурора М.М. Гермашевой, полагавшей решение подлежащим отмене, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Новгородская областная организация КПРФ обратилась в суд с заявлением о признании недействительным постановления областной Думы от 20 мая 1999 года о назначении выборов губернатора области на 5 сентября 1999 года.

В обоснование своего требования заявитель указал, что этим постановлением нарушаются требования закона. Так без всяких оснований сокращается срок пребывания на должности действующего Губернатора области, который составляет 4 года и истекает лишь 18 декабря 1999 года, а также нарушаются права вновь избранного Губернатора, который более трех месяцев, будучи избранным и зарегистрированным в установленном порядке, не будет осуществлять своих полномочий. Кроме того, проведение выборов 5 сентября 1999 года влечет за собой дополнительные расходы, тогда как при проведении выборов декабре совместно с выборами в Государственную Думу РФ этих расходов можно избежать.

Представители областной думы требование не признали и пояснили, что федеральными законами не разрешен вопрос о сроках назначения выборов законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации. Согласно областному закону «О выборах Губернатора области» право назначения выборов Губернатора области принадлежит областной думе (п.1 ст.3). Областная Дума в пределах своих полномочий приняла постановление о назначении выборов Губернатора области на 5 сентября 1999 года. Этим постановлением не сокращается срок полномочий действующего губернатора, так как он будет выполнять свои обязанности до окончания срока полномочий. Не нарушаются права и вновь избранного Губернатора, поскольку согласно ст.64 областного закона «О выборах Губернатора области» вступление его в должность начинается после освобождение этой должности предыдущем губернатором. Кроме того, они не согласны с доводом о том. что данные выборы повлекут за собой дополнительные расходы, ссылаясь на областной закон «Об областном бюджете на 1999 год».

Представитель администрации Новгородской области также не признал заявленное требование и пояснил, что дума действовала в пределах своих полномочий, закон при этом нарушен не был.

Решением Новгородского областного суда от 5 июля 1999 года в удовлетворении заявления отказано.

В жалобе ставится вопрос об отмене решения по тем основаниям, что суд, постановив решение, не учел, что своим постановлением областная Дума нарушила требования федерального закона.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из дела видно, что глава администрации Новгородской области был избран сроком на 4 года и его полномочия истекают 18 декабря 1999 года.

Отказывая в удовлетворении заявления о признании недействительным постановления думы о назначении выборов Губернатора области на 5 сентября 1999 года, суд исходил из того, что областная дума, принимая это постановление, действовала на основании п. 1 ст. 3 областного закона «О выборах Губернатора области» от 28 января 1999 года с изменениями, принятыми областной Думой 31 марта 1999 года. При этом суд сделал вывод о том, что довод заявителя о сокращении при этом срока полномочий действующего Губернатора не может быть признан состоятельным, поскольку указанное постановление областной думы не регулирует срок полномочий губернатора области.

При этом суд указал, что это постановление соответствует положениям п.2 ст.8 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Между тем, с таким выводом суда согласиться нельзя.

В соответствии со ст.8 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяется срок полномочий органов государственной власти.

1. Срок полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления устанавливается соответственно Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. Устанавливаемый срок полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также срок полномочий однократно избранных депутатов не может быть более пяти лет.

2. Изменение (увеличение или уменьшение) срока полномочий действующих органов или избранных депутатов, указанных в п.1 настоящей статьи не допускается.

3. Норма об изменении (увеличении или уменьшении) установленного Конституцией РФ, федеральным конституционным законом, федеральным законом, конституцией, уставом, законом субъектов РФ, уставом муниципального образования срока полномочий выборных органов или депутатов, указанных в п.1 настоящей статьи, вступает в силу после истечения срока полномочий действующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или депутата, а в случае досрочного прекращения полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления - после прекращения указанных полномочий.

В силу п.1 ст. 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выборы органов государственной власти субъектов Российской Федерации назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо со сроками, установленными Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. В случае досрочного прекращения полномочий этих органов, выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий. Голосование должно быть проведено не позднее, чем через 180 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем через 65 дней до дня истечения срока, на который был избран соответствующий орган. Указанное решение подлежит опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия.

Анализ указанных норм федерального закона свидетельствует о том. что выборы главы администрации области могут быть назначены либо в случае истечения срока полномочий, либо прекращения его полномочий в соответствии с требованиями действующего закона, в том числе и областного.

Устав Новгородской области предусмотрел, что отстранение главы администрации области от своих обязанностей возможно только в порядке и в соответствии с процедурой, предусмотренной законодательством.

Согласно ст. 41 Устава Новгородской области его полномочия прекращаются в следующих случаях:

а) отставки;
б) отрешения от должности в порядке, установленном Уставом и законом области.
в) отзыва в порядке, установленном законом области,
г
) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия,
е
) выезда на постоянное место жительства за пределы области,
ж) вступления в законную силу обвинительного приговора суда.

В материалах дела отсутствуют сведения о том, что полномочия главы администрации области прекращаются по указанным обстоятельствам.

Из дела видно, что полномочия действующего губернатора истекают лишь в декабре 1999 года.

При таком положении вывод в решении суда о том, что постановление думы о назначении выборов губернатора на 5 сентября 1999 года не направлено на изменение срока полномочий главы администрации области более чем на 3 месяца, нельзя признать правильным.

Исходя из изложенного и учитывая, что в силу п.2 ст. 8 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» изменение (увеличение или уменьшение) срока полномочий действующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации не допускается, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ приходит к выводу о том, что постановление Новгородской областной Думы от 20 мая 1999 года о назначении выборов Губернатора области на 5 сентября 1999 года является недействительным.

Нельзя согласиться и с выводом суда о том, что назначением выборов губернатора области более чем за три месяца до истечения срока действующего губернатора областной думой не нарушены права вновь избранного губернатора, поскольку в силу действующего законодательства признанный легитимным, он не сможет выполнять свои должностные обязанности длительное время.

Довод о том, что глава администрации области будет исполнять свои обязанности до истечения срока полномочий, ,то такая форма осуществления властных полномочий возможна лишь в случаях досрочного прекращения полномочий губернатора области по основаниям. предусмотренным ст. 41 Устава Новгородской области.

Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

Решение Новгородского областного суда от 5 июля 1999 года отменить, вынести новое решение, которым удовлетворить заявление Новгородской областной организации КПРФ. Признать недействительным постановление областной Думы N320 от 20 мая 1999 года о назначении выборов губернатора Новгородской области на 5 сентября 1999 года.

Председательствующий
Г.В.Манохина

Судьи
Т.И.Еременко
А.М.Маслов




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта