По жалобе Жириновского Владимира Вольфовича об отмене... - Решение ВС от 14 декабря 1999 г. ГКПИ 99-1050
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ГКПИ 99-1050
Именем Российской Федерации
14 декабря 1999 г.
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего-судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.
народных заседателей Бабушкина В.У., Мараховского В.И.
при секретаре Дончило В.В.
с участием прокурора Федотовой А.В.
и адвоката Беляка С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Жириновского Владимира Вольфовича об отмене:
пункта 1 постановления Центральной избирательной комиссии РФ (далее ЦИК РФ) от 9 декабря 1999 года N58/715-3 в части отмены постановления ЦИК РФ от 2 декабря 1999 года N54/658-3 о регистрации федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, выдвинутого избирательным объединением ЛДПР, пункта 1 постановления ЦИК РФ от 2 декабря 1999 года N54/659-3 «О регистрации федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ третьего созыва, выдвинутого избирательным объединением ЛДПР, в части исключения из данного списка Жириновского В.В., постановления ЦИК РФ от 4 декабря 1999 года N55/568-3 «О внесении изменений в постановление ЦИК РФ от 2 декабря 1999 года N54/659-3 «О регистрации федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ третьего созыва, выдвинутого избирательным объединением ЛДПР,
об изменении пункта 2 постановления ЦИК РФ от 2 декабря 1999 года N54/659-3 и о регистрации федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ третьего созыва, выдвинутого избирательным объединением ЛДПР, в полном составе, включив в него кандидатов, зарегистрированных 2 ноября 1999 года в качестве кандидатов в депутаты Государственной Думы по избирательному блоку «Блок Жириновского», с оставлением за объединением ЛДПР номера 17,
о восстановлении в одномандатных избирательных округах 36 кандидатов в депутаты Государственной Думы, выдвинутых избирательным объединением ЛДПР и взыскании с Центральной избирательной комиссии РФ в пользу Жириновского В.В. в счет компенсации морального вреда 125 миллионов рублей,
установила:
Председатель Либерально-демократической партии России и избирательного блока «Блок Жириновского» В.В. Жириновский обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанными требованиями, сославшись на то, что Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ (далее ЦИК РФ) от 11 октября 1999 года N22/242-3 избирательному объединению ЛДПР было отказано в регистрации федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы по мотивам предоставления недостоверных сведений о доходах и имуществе кандидатами, занимающими второе и третье место в общефедеральной части заверенного списка кандидатов.
2 ноября 1999 года постановлением ЦИК РФ N36/440-3 был зарегистрирован федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы, выдвинутый избирательным блоком «Блок Жириновского» состоящий из кандидатов, ранее входивших в федеральный список избирательного объединения ЛДПР, который возглавил Жириновский В.В.
Постановлением ЦИК РФ от 2 декабря 1999 года N54/658-3 отменен пункт 2 постановления ЦИК РФ от 11 октября 1999 года N22/242-3 в части отказа в регистрации федерального списка кандидатов от избирательного объединения ЛДПР и этим же постановлением зарегистрирован данный федеральный список кандидатов в депутаты в количестве 213 человек, включая и более 70 кандидатов, состоящих уже в федеральном списке от «Блока Жириновского».
Не располагая сведениями о согласии указанных кандидатов на исключение их из федерального списка, выдвинутого избирательным объединением ЛДПР, постановлением ЦИК РФ от 4 декабря 1999 года N55/688-3 они были исключены из данного федерального списка, в связи с тем, что они значатся зарегистрированными в федеральном списке «Блока Жириновского».
Этим же постановлением ЦИК РФ неправомерно приняла решение о включении в избирательный бюллетень наименования избирательного объединения «Либерально-демократическая партия России» (ЛДПР).
Кроме того, пунктом 1 постановления ЦИК РФ от 2 декабря 1999 года N54/659-3 заявитель, по его мнению, был необоснованно исключен из общефедеральной части федерального списка кандидатов от избирательного объединения ЛДПР по мотивам, предоставления им недостоверных сведений о своем имуществе, хотя законных оснований для этого не имелось.
Полагает также, что принятое ЦИК РФ постановление от 9 декабря 1999 года, которым отменены указанные выше постановления от 2 декабря 1999 года и 4 декабря 1999 года, не основано на законе, поскольку избирательное объединение ЛДПР после регистрации его (федерального списка кандидатов каких-либо нарушений, дающих основание для отмены регистрации названного списка, не допускало.
Считает, что перечисленные выше грубые нарушения избирательного законодательства Центральной избирательной комиссией РФ свидетельствуют о несоблюдении ею требований закона об обеспечении равных возможностей для избирательных объединений, избирательных блоков и кандидатов в депутаты.
Своими действиями, по утверждению заявителя, ЦИК РФ причинила ему моральный вред, подлежащий компенсации в указанной выше сумме.
В судебном заседании заявитель Жириновский В.В. и его представители Алехичева Л.Г., Кузнецова Р.В., а также адвокат Беляк С.В. жалобу поддержали.
Представители Центральной избирательной комиссии РФ Галушко И.В. и Концедайло А.В. с жалобой не согласились и просили об оставлении ее без удовлетворения, указав при этом на то, что Центральная избирательная комиссия РФ вправе была отменить оспариваемые заявителем постановления ЦИК РФ от 2 и 4 декабря 1999 года по мотивам несоответствия их требованиям закона.
Выслушав объяснения заявителя, его представителей, представителей Центральной избирательной комиссии РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 ст. 91 и п. II ст. 51 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» регистрация федерального списка кандидатов может быть отменена Центральной избирательной комиссией РФ в случае нарушения правил, установленных пунктом 11 ст. 51 настоящего Федерального закона.
В силу же пункта II названной нормы Закона в случае выбытия одного или более кандидатов, занимающих первые три места в общефедеральной части заверенного федерального списка кандидатов (за исключением случаев выбытия по вынуждающим обстоятельствам, указанным в пункте 16 настоящей статьи). Центральная избирательная комиссия РФ отказывает в регистрации федерального списка кандидатов либо отменяет ее.
Как установлено судом, постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 11 октября 1999 года N22/242-3 в связи с выбытием кандидатов, занимающих второе и третье место в общефедеральной части заверенного списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением «Либерально-демократическая партия России» (ЛДПР), отказано в регистрации федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ третьего созыва от указанного избирательного объединения.
После этого с участием избирательного объединения ЛДПР был создан избирательный блок «Блок Жириновского», федеральный список кандидатов в депутаты от которого, включающий в себя кандидатов, входивших ранее в федеральный список избирательного объединения ЛДПР, был зарегистрирован во главе с заявителем по настоящему делу Жириновским В.В. постановлением ЦИК РФ от 2 ноября 1999 года N36/440-3.
Позднее, постановлением ЦИК РФ от 2 декабря 1999 года N54/658-3, в связи с иным трактованием Верховным Судом Российской Федерации п. 11 ст. 51 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы...» при рассмотрении им в качестве суда первой инстанции жалобы избирательного объединения «Российская Консервативная партия предпринимателей (РКПП), п. 2 постановления ЦИК РФ от 11 октября 1999 года об отказе в регистрации федерального списка кандидатов от избирательного объединения ЛДПР отменен и постановлением ЦИК РФ от этого же числа N54/659-3 указанный федеральный список кандидатов зарегистрирован в количестве 213 кандидатов. Согласно пункту первому данного постановления из этого федерального списка исключены Жириновский В.В. и Михайлов С.А. по мотивам предоставления ими недостоверных сведений о принадлежащем им имуществе.
Учитывая, что в зарегистрированном федеральном списке кандидатов от ЛДПР значился 71 кандидат в депутаты, ранее зарегистрированных в федеральном списке кандидатов, выдвинутом избирательным блоком «Блок Жириновского» и от них не поступило сведений о согласии остаться в федеральном списке кандидатов от избирательного объединения ЛДПР, постановлением ЦИК РФ от 4 декабря 1999 года N55/688-3 их регистрация по федеральному списку кандидатов от ЛДПР была отменена, с оставлением в этом списке 142 кандидатов.
В связи с отменой постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 8 декабря 1999 года ранее состоявшихся судебных решений по жалобе избирательного объединения РКПП, ввиду неправильного применения норм материального права (п. II ст. 51 ФЗ о выборах). Центральная избирательная комиссия РФ постановлением от 9 декабря 1999 года N558/715-3 отменила свои постановления от 2 декабря 1999 года N54/658-3 и N54/659-3, от 4 декабря 1999 года N55/688-3 и N55/691-3, как принятые с нарушением требований закона, фактически оставив в силе первоначальное постановление ЦИК РФ от 11 октября 1999 года об отказе избирательному объединению ЛДПР в регистрации федерального списка кандидатов в депутаты.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются материалами дела и по существу не оспаривались в судебном заседании самим заявителем Жириновским В.В. и его представителями.
По утверждению представителей ЦИК РФ Галушко И.В. и Концедайло А.В. постановление от 9 декабря 1999 года принято Центральной избирательной комиссией РФ в соответствии с требованиями избирательного законодательства и в пределах своей компетенции.
Это утверждение представителей ЦИК РФ заявителем и его представителями, а также материалами дела не опровергнуто.
При таких данных суд приходит к выводу о том, что принятое Центральной избирательной комиссией РФ постановление от 9 декабря 1999 года N58/715-3 об отмене своих постановлений от 2 и 4 декабря 1999 года, касающихся избирательного объединения ЛДПР, соответствует требованиям пунктов 3 и 4 ст. 91 и п. 11 ст. 51 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» и каких-либо оснований для отмены оспариваемого заявителем его пункта 1 не имеется.
Довод заявителя и его представителей о том, что у ЦИК РФ не имелось оснований для отмены в полном объеме принятых ею 2 и 4 декабря постановлений в отношении избирательного объединения ЛДПР, не может быть принят во внимание, поскольку он не основан на законе и опровергается материалами дела.
Как уже отмечалось выше, в соответствии с принятыми Верховным Судом РФ судебными решениями в отношении регистрации федерального списка кандидатов от избирательного объединения РКПП, Центральная избирательная комиссия РФ своим постановлением от 2 декабря 1999 года зарегистрировала федеральный список от избирательного объединения ЛДПР с одновременным исключением из него заявителя Жириновского В.В. в связи с предоставлением им недостоверных сведений о своем имуществе.
Данное постановление ЦИК РФ, по мнению суда, не может быть признано законным, поскольку принято оно с нарушением требований п. 2 ст. 45 и п. 12 ст. 47 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы...» из содержания которых следует, что регистрация федерального списка кандидатов в депутаты допускается не позднее, чем за 45 дней до дня голосования. Исходя из того, что день голосования установлен 19 декабря 1999 года, последним днем регистрации кандидатов и федеральных списков кандидатов в депутаты значилось 3 ноября ] 999 года. С учетом этого, осуществление Центральной избирательной комиссией РФ регистрации федерального списка кандидатов от избирательного объединения ЛДПР 2 декабря 1999 года, т.е. фактически за 16 дней до дня голосования, не может являться правомерной.
Ссылка ЦИК РФ при этом на состоявшиеся по этому же вопросу судебные решения в отношении регистрации федерального списка от избирательного объединения РКПП, не может быть признана обоснованной, поскольку ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы...» не предусматривает в качестве основания для регистрации федерального списка кандидатов за пределами установленного законом срока, выдвинутого конкретным избирательным объединением, судебные решения, вынесенные по жалобам других избирательных объединений, избирательных блоков, хотя бы и по аналогичному вопросу.
То обстоятельство, что постановление ЦИК РФ от 2 декабря 199?года о регистрации федерального списка от избирательного объединения ЛДПР не соответствует требованиям закона не отрицали в суде как сам заявитель, так и его представители.
В связи с этим суд не находит оснований для признания его в какой-либо части, о чем фактически просит в жалобе заявитель, правомерным.
Следовательно, принятые ЦИК РФ постановления от 2 декабря 1999 года, в том числе и об исключении заявителя Жириновского В.В. из федерального списка кандидатов от избирательного объединения ЛДПР, по мотивам предоставления им недостоверных сведений о принадлежащем ему имуществе, а также связанные с ними постановления от 4 декабря 1999 года по указанным в них вопросам, подлежат отмене, ввиду их несоответствия требованиям закона.
Кроме того, помимо указанных выше нарушений закона, допущенных при принятии названных постановлений. Центральной избирательной комиссией РФ при осуществлении регистрации федерального списка от избирательного объединения ЛДПР 2 декабря 1999 года нарушены положения п. II ст. 51 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы...», в соответствии с которым при выбытии одного или более кандидатов, занимавших три первых места в общефедеральной части заверенного федерального списка кандидатов, в регистрации данного федерального списка должно быть отказано.
Однако, несмотря на то, что из общефедеральной части заверенного федерального списка кандидатов от избирательного объединения ЛДПР выбыли в связи с их исключением два кандидата, занимавшие 2 и 3 места, подтверждением чего служит не отмененное постановление ЦИК РФ от 11 октября 1999 года, данный федеральный список, вопреки требованиям закона, 2 декабря 1999 года был зарегистрирован, что также являлось основанием к отмене принятого по этому вопросу постановления.
С учетом указанных выше обстоятельств Центральная избирательная комиссия РФ своим постановлением от 9 декабря 1999 года вправе была отменить указанные выше постановления ввиду их принятия с нарушением требований закона.
В связи с отменой оспариваемых заявителем постановлений ЦИК РФ и оставлением в силе первоначального постановления Центральной избирательной комиссии РФ от 11 октября 1999 года по вопросу регистрации федерального списка кандидатов от избирательного объединения ЛДПР, не может быть удовлетворено и требование заявителя о восстановлении 36 кандидатов в депутаты Государственной Думы по одномандатным округам, выдвинутых избирательным объединением ЛДПР, поскольку эти кандидаты включены в федеральный список кандидатов от избирательного блока «Блок Жириновского» и своего намерения о выбытии из него, что необходимо при регистрации их от избирательного объединения ЛДПР, не изъявили.
Не подлежит удовлетворению, по мнению суда, и требование заявителя о взыскании в его пользу с ЦИК РФ в счет компенсации морального вреда 125 млн. рублей.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Из обстоятельств данного дела усматривается, что избирательному объединению ЛДПР постановлением ЦИК РФ от 11 октября 1999 года в связи с допущенными нарушениями закона отдельными кандидатами в депутаты в регистрации федерального списка было отказано.
Данное постановление ЦИК РФ избирательным объединением в установленном порядке не обжаловано.
Внесение в него впоследствии Центральной избирательной комиссией РФ изменений и принятие постановления о регистрации федерального списка от избирательного объединения ЛДПР с исключением при этом из него заявителя Жириновского В.В., а затем отмена ею этого постановления и связанных с ним других постановлений с приведением фактически положения дел с регистрацией названного федерального списка в первоначальное положение, не могут быть отнесены, по мнению суда, к действиям, направленным на причинение заявителю физических или нравственных страданий.
Как свидетельствуют материалы дела, указанные выше действия со стороны ЦИК РФ явились следствием несовершенства действующего избирательного законодательства, в принятии которого участвовал и сам заявитель, а также отсутствия соответствующей правоприменительной практики, что позволяет суду прийти к выводу об отсутствии вины Центральной избирательной комиссии РФ в причинении заявителю возможных физических или нравственных страданий.
С учетом этого суд полагает возможным отнести действия ЦИК РФ к нормальным издержкам избирательного процесса, не дающим оснований к возложению на нее в данном случае обязанности по возмещению морального вреда.
Кроме того, суд принимает во внимание и то обстоятельство, что заявитель является опытным с продолжительным стажем политиком, неоднократно принимал участие в различных избирательных кампаниях и такого рода действия со стороны ЦИК РФ, в данном случае, не могли, по убеждению суда, причинить ему какие-либо существенные нравственные или физические страдания. Не представлено в подтверждение причиненных такого рода страданий каких-либо доказательств, кроме личных утверждений об этом, и самим заявителем.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191-197 и 239-7 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
решила:
жалобу Жириновского Владимира Вольфовича об отмене указанных им выше постановлений Центральной избирательной комиссии РФ и восстановлении нарушенного права, а также взыскании в счет компенсации морального вреда 125 млн. рублей оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий
Ю.Д.Редченко
Народные заседатели
В.У.Бабушкин
В.И.Мараховский
|