Демократия.Ру




Истинным поражением является измена принципу, отречение от своих прав и гнусная покорность злу. Джавахарлал Неру (1889-1964), политический и государственный деятель Индии


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


23.11.2024, суббота. Московское время 08:59

Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин (извлечения)

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

2. Право на равное участие мужчин и женщин в принятии решений на всех уровнях законодательной, исполнительной, судебной власти и в органах местного самоуправления

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин обязала государства-участники обеспечивать женщинам на равных условиях с мужчинами право участвовать в формировании и осуществлении правительственной политики и занимать государственные посты, а также осуществлять все государственные функции на всех уровнях государственного управления (статья 7). Однако до сих пор в большинстве стран мира, в том числе и в России, эта задача не решена. В Платформе действий IV Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995 год) отмечается, что многие политические партии и государственные структуры по-прежнему препятствуют участию женщин в общественно-политической жизни. В некоторых странах, в том числе в тех, где происходят политические, экономические и социальные реформы, наблюдается существенное сокращение числа женщин, представленных в законодательных органах.

В Федеральном Собрании Российской Федерации первого созыва женщин было 11,4 процента, второго созыва - лишь 7,2 процента. При этом сократилось число женщин-депутатов Государственной Думы с 13,6 процента до 10 процентов от общего числа депутатов, среди 178 членов Совета Федерации лишь одна женщина. Примерно такая же ситуация и в субъектах Российской Федерации.

Не лучше обстоит дело и с равноправием мужчин и женщин среди руководящих работников федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Так что до соответствующего международным стандартам пропорционального составу населения представительства мужчин и женщин в органах законодательной и исполнительной власти еще далеко. Недостаточно представительство женщин в руководящем звене органов судебной власти. И это при условии, что статья 15 Конституции Российской Федерации устанавливает приоритет норм международных договоров страны перед нормами национального законодательства.

В Концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 января 1996 г. N 6, содействие участию женщин в принятии решений на всех уровнях отнесено к числу стратегических задач. Однако в ней должным образом не отражены механизм и ресурсное обеспечение решения этой задачи.

В Платформе действий IV Всемирной конференции по положению женщин рекомендовано:

1) значительно увеличить число женщин на всех государственно-административных должностях в случае необходимости путем введения квоты;
2) принять в рамках избирательных систем меры, побуждающие политические партии к привлечению женщин на выборные и назначаемые государственные должности в той же пропорции и на тех же условиях, что и мужчин;
3) принять во внимание дифференцирующее воздействие избирательных систем на политическую представленность женщин в выборных органах и в случае необходимости рассмотреть вопрос о корректировке или реформе этих систем;
4) создать механизмы контроля за выполнением принятых обязательств.

В указанной Платформе политическим партиям рекомендовано включение гендерных проблем в свои политические программы и принятие мер по обеспечению возможности участия женщин в руководстве политическими партиями на равных основаниях с мужчинами.

Опыт других стран свидетельствует, что реализация принципа равных прав и равных возможностей мужчин и женщин тесно связана со значительным повышением активности соответствующих органов власти.

2.1. Совершенствование избирательного законодательства

Установление в соответствии с требованиями ратифицированных международных договоров Российской Федерации более близкого составу населения числа депутатов - женщин и мужчин в Федеральном Собрании Российской Федерации и представительных органах субъектов Российской Федерации важно не только для реализации возможностей личности независимо от пола и возраста, но и для общества в целом. Не в отсутствии ли нужного объема женского влияния коренится одна из причин недостаточного внимания преимущественно мужских по своему составу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации к важным для всего населения вопросам социальной жизни?

Учитывая опыт других развитых стран и рекомендации международных документов, следует постараться устранить по мере возможности однобокость состава депутатского корпуса в центре и в регионах. Применительно к российским условиям на уровне Российской Федерации и субъектов Российской Федерации целесообразно:

1) принятие Федеральным Собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответственно законодательных актов и целевых программ по сокращению имеющейся сейчас диспропорции представительства лиц обоего пола в законодательных и иных органах государственной власти;
2) совершенствование федерального и регионального избирательного законодательства, а также законодательства о политических партиях. При этом с учетом опыта ряда стран Европы возможно использование разнообразных поощрительных и иных мер, призванных способствовать включению большего числа женщин в партийные избирательные списки.

Первым шагом в этом направлении может стать внесение изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предусматривающих дополнительные гарантии обеспечения равных возможностей мужчин и женщин для реализации принадлежащих им пассивных избирательных прав. В развитие этого следует предусмотреть норму, в соответствии с которой федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации число мужчин и женщин, включенных в списки кандидатов, не может превышать определенный процент от общего числа кандидатов, выдвинутых избирательным объединением. Для избирательных объединений могут также предусматриваться дополнительные возможности, которые обеспечивали бы сбалансированное представительство мужчин и женщин в списках выдвигаемых ими кандидатов.

...

Заключение

Положения Концепции, определяющие общую стратегию и приоритетные направления государственной политики в области обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, могут быть осуществлены при условии согласования и реализации:

комплекса мер законодательного характера;
комплекса мер, принимаемых органами исполнительной власти, по реализации законодательных актов.

1. Комплекс мер законодательного характера

1.1. Разработка законодательных актов, направленных на соблюдение конституционного положения о равенстве прав и возможностей мужчин и женщин и ликвидацию экономической, социальной и иной дискриминации:

1.1.1. Проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» в части обеспечения равных возможностей лиц обоего пола занимать руководящие должности в органах государственной власти.
1.1.2. Проект федерального закона о политических партиях Российской Федерации в части установления норм обеспечения равного представительства мужчин и женщин в партийных списках кандидатов в выборные органы.
1.1.3. Проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в части установления мер по стимулированию включения в избирательные бюллетени кандидатов - мужчин и женщин в определенной пропорции.
1.1.4. Проект федерального закона о равных правах и равных возможностях мужчин и женщин.




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта