Демократия.Ру




Раз хотим жить лучше, давайте постараемся выбирать людей поприличнее. Сергей Степашин


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.12.2024, суббота. Московское время 18:48

Запрос Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации О соответствии Конституции Российской Федерации пункта 2 статьи 3 Закона города Москвы «О выборах депутатов Московской городской Думы», части 2 статьи 3 Закона Московской области «О выборах депутатов Московской областной Думы», части второй статьи 44 Устава города Москвы и статьи 44 Устава Московской области»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации (г. Москва, ул. Охотный ряд, д.1) на основании Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 13 февраля 1998 г. N2192-II ГД, руководствуясь статьей 125 (пункт «б» части 2) Конституции Российской Федерации, подпунктом «б» пункта 1 части первой статьи 3, статьями 36, 84 и 85 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», просит Конституционный Суд Российской Федерации проверить соответствие Конституции Российской Федерации пункта 2 статьи 3 Закона города Москвы «О выборах депутатов Московской городской Думы» (принят 23 июня 1995 года, опубликован в газете «Тверская, 13» от 17-23 августа 1995 года), части 2 статьи 3 Закона Московской области «О выборах депутатов Московской областной Думы» (принят 16 июля 1997 года, опубликован в газете «Подмосковные известия» от 31 июля 1997 года), части второй статьи 44 Устава города Москвы (принят 28 июня 1995 года, опубликован в «Ведомостях Московской Думы», 1995, N4) и статьи 44 Устава Московской области (принят 4 декабря 1996 года, опубликован в газете «Подмосковные известия» от 18 декабря 1996 года).

Основанием для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли пункт 2 статьи 3 Закона города Москвы «О выборах депутатов Московской городской Думы», часть 2 статьи 3 Закона Московской области «О выборах депутатов Московской областной Думы», часть вторая статьи 44 Устава города Москвы и статья 44 Устава Московской области Конституции Российской Федерации.

Допустимость настоящего запроса обусловлена тем, что, по мнению Государственной Думы, пункт 2 статьи 3 Закона города Москвы «О выборах депутатов Московской городской Думы», часть 2 статьи 3 Закона Московской области «О выборах депутатов Московской областной Думы», часть вторая статьи 44 Устава города Москвы и статья 44 Устава Московской области не подлежат действию из-за своей неконституционности.

Позиция Государственной Думы по поставленному в настоящем запросе вопросу состоит в следующем.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона города Москвы «О выборах депутатов Московской городской Думы» депутатом Московской городской Думы может быть избран «житель Москвы, проживающий в соответствии с установленными правилами регистрации граждан не менее одного года в городе Москве и достигший 21 года на день выборов».

Частью 2 статьи 2 Закона Московской области «О выборах депутатов Московской областной Думы» предусматривается, что «депутатом Московской областной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов 21-летнего возраста, обладающий избирательным правом и проживающий на территории Московской области не менее 1 года или работающий не менее 5 лет в органах государственной власти и управления Московской области, а также в учреждениях, финансируемых из областного бюджета. Срок проживания исчисляется на день регистрации кандидата».

В соответствии с частью второй статьи 44 Устава города Москвы «депутатом Думы может быть избран постоянно проживающий в Москве не менее одного года гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и обладающий избирательным правом».

Статьей 44 Устава Московской области устанавливается, что «депутатом Московской областной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший ко дню выборов 21 года и обладающий избирательным правом в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и законами Московской области».

Государственная Дума полагает, что содержание пункта 2 статьи 3 Закона города Москвы «О выборах депутатов Московской городской Думы», части 2 статьи 3 Закона Московской области «О выборах депутатов Московской областной Думы», части второй статьи 44 Устава города Москвы и статьи 44 Устава Московской области противоречит статьям 6 (часть 2), 15 (часть 1), 19 (часть 2), 32 (часть 2), 71 (пункт «в») и 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации относит к основам конституционного строя Российской Федерации положение о том, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные статьей 6 (часть 2) Конституции Российской Федерации. При этом в соответствии со статьей 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Принцип равенства в полной мере относится и к регулированию права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти (активное и пассивное избирательное право), предусмотренного статьей 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации. Закрепление пунктом 2 статьи 3 Закона города Москвы «О выборах депутатов Московской городской Думы», частью 2 статьи 3 Закона Московской области «О выборах депутатов Московской областной Думы», частью второй статьи 44 Устава города Москвы и статьей 44 Устава Московской области иных условий приобретения гражданами пассивного избирательного права, чем это установлено Конституцией Российской Федерации, является нарушением этого принципа.

Пассивное избирательное право, как оно закреплено в Конституции Российской Федерации, относится к основным правам и свободам и является индивидуальным правом гражданина, важнейшим элементом его конституционного статуса в демократическом правовом государстве. Согласно статье 71 (пункт «в») Конституции Российской Федерации регулирование прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации. В соответствии со статьей 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

На основе полномочий, закрепленных статьями 71 (пункт «в») и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации, принят Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. N124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Пунктами 5 и 6 статьи 4 данного Федерального закона установлено, что «ограничения пассивного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории Российской Федерации, могут устанавливаться только Конституцией Российской Федерации. Установление федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации продолжительности и срока постоянного или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве основания для приобретения пассивного избирательного права не допускается. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста».

К правам и свободам человека и гражданина, регулирование которых в соответствии со статьей 71 (пункт «в») Конституции Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации, относится и право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации). Частью второй статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

Как следует из статьи 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным нормативным правовым актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Это требование обращено как к законодательным органам субъектов Российской Федерации, так и ко всем правоприменительным органам. Пункт 2 статьи 3 Закона города Москвы «О выборах депутатов Московской городской Думы», часть 2 статьи 3 Закона Московской области «О выборах депутатов Московской областной Думы», часть вторая статьи 44 Устава города Москвы и статья 44 Устава Московской области противоречат принятому на основе Конституции Российской Федерации Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Следовательно, положения указанных норм вступают в противоречие со статьей 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации. Кроме того, перечисленные законодательные акты субъектов Российской Федерации не соответствуют требованиям статьи 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации, согласно которой Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

На основании вышеизложенного Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации просит Конституционный Суд Российской Федерации признать не соответствующими статьям 6 (часть 2), 15 (часть 1), 19 (часть 2), 32 (часть 2), 71 (пункт «в») и 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации:

положение пункта 2 статьи 3 Закона города Москвы «О выборах депутатов Московской городской Думы», устанавливающее требование о сроке проживания (не менее одного года) в соответствии с установленными правилами регистрации граждан как об условии избрания жителя Москвы депутатом Московской городской Думы;
положение части 2 статьи 3 Закона Московской области «О выборах депутатов Московской областной Думы», устанавливающее требование о сроке проживания (не менее одного года) на территории Московской области или работы (не менее пяти лет) в органах государственной власти и управления Московской области, а также в учреждениях, финансируемых из областного бюджета, как об условии избрания гражданина Российской Федерации депутатом Московской областной Думы;
положение части второй статьи 44 Устава города Москвы о сроке постоянного проживания (не менее одного года) в Москве как об условии избрания гражданина Российской Федерации депутатом Московской городской Думы;
положение статьи 44 Устава Московской области об обладании избирательным правом в соответствии с законами Московской области как об условии избрания гражданина Российской Федерации депутатом Московской областной Думы.

Приложения*:

копия настоящего запроса в 30 экземплярах;
текст Закона города Москвы «О выборах депутатов Московской городской Думы» в 30 экземплярах;
текст Закона Московской области «О выборах депутатов Московской областной Думы» в 30 экземплярах;
текст Устава города Москвы в 30 экземплярах;
текст Устава Московской области в 30 экземплярах;
документ об уплате государственной пошлины с 30 копиями.

Председатель Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации

Г.Н. Селезнев




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта