«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
Глава IX. Финансирование выборов
Статья 65. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов
Статья 66. Избирательные фонды кандидатов, политических партий, избирательных блоков
Статья 67. Специальные избирательные счета
Статья 68. Избирательный залог
Статья 69. Добровольные пожертвования в избирательный фонд кандидата, политической партии, избирательного блока
Статья 70. Отчетность по средствам избирательных фондов, публикация информации о сводных финансовых отчетах политических партий
Статья 71. Возврат денежных средств кандидатами, политическими партиями, избирательными блоками
Статья 72. Финансовое обеспечение избирательных комиссий
Статья 73. Контрольно-ревизионная служба при избирательных комиссиях
Статья 65. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов
1. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, обеспечением деятельности избирательных комиссий в течение срока их полномочий, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, а также с обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета. Указанные расходы предусматриваются федеральным бюджетом в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
2. Средства на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, предусмотренные в федеральном бюджете, поступают в распоряжение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
3. В случае назначения досрочных выборов депутатов Государственной Думы объем средств, выделенных из федерального бюджета на их подготовку и проведение, не может быть меньше суммы, содержащейся в отчете Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о расходовании средств при подготовке и проведении предыдущих выборов депутатов Государственной Думы (с учетом изменения минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом для регулирования оплаты труда на день официального опубликования (публикации) решения о назначении предыдущих аналогичных выборов депутатов Государственной Думы).
4. Если на финансирование выборов депутатов Государственной Думы, в том числе досрочных, не выделен достаточный объем средств из федерального бюджета, а также в случае несвоевременного или неполного перечисления средств, выделенных из федерального бюджета, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации имеет право получить кредит на конкурсной основе в банках. При этом общий объем средств на подготовку и проведение выборов не может превышать сумму, содержащуюся в отчете Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о расходовании средств при подготовке и проведении предыдущих аналогичных выборов депутатов Государственной Думы (с учетом изменения минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом для регулирования оплаты труда на день официального опубликования (публикации) решения о назначении предыдущих аналогичных выборов депутатов Государственной Думы). Правительство Российской Федерации обязано в десятидневный срок со дня обращения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации выдать ей государственную гарантию исполнения обязательства возврата кредитных средств, включая начисляемые на них проценты. Возврат полученных кредитов и уплата процентов за пользование ими осуществляются за счет средств федерального бюджета. Объем расходов на погашение данного долгового обязательства утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год целевым назначением.
5. Объем средств на проведение выборов депутатов Государственной Думы Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем за 60 дней до дня голосования распределяет избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации, которые распределяют эти средства окружным и территориальным избирательным комиссиям не позднее чем соответственно за 40 и 30 дней до дня голосования. В случае проведения дополнительных или досрочных выборов депутатов Государственной Думы, а также в случае несвоевременного или неполного финансирования выборов избирательные комиссии распределяют средства по мере их поступления. Средства на проведение выборов депутатов Государственной Думы на избирательных участках, образованных в порядке, установленном пунктами 5 и 6 статьи 14 настоящего Федерального закона, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации распределяет государственным органам, в ведении которых находятся вопросы регистрации и учета избирателей на указанных участках, не позднее чем за 30 дней до дня голосования.
6. Председатели избирательных комиссий распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям избирательных комиссий по финансовым вопросам и представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом.
7. Не израсходованные избирательными комиссиями средства, полученные из федерального бюджета, после окончания выборов депутатов Государственной Думы остаются на счетах избирательных комиссий, действующих на постоянной основе (за исключением окружных и территориальных избирательных комиссий), для использования на цели, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
8. Неизрасходованные кредитные средства Центральная избирательная комиссия Российской Федерации возвращает банку, предоставившему соответствующий кредит, не позднее чем через три месяца со дня официального опубликования общих результатов выборов.
Статья 66. Избирательные фонды кандидатов, политических партий, избирательных блоков
1. Кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, политическая партия, избирательный блок, выдвинувшие список (списки) кандидатов, обязаны создать собственные избирательные фонды. Кандидат, выдвинутый только в составе федерального списка кандидатов, политическая партия, избирательный блок, выдвинувшие список кандидатов только по одномандатным избирательным округам, собственные избирательные фонды не создают.
2. Избирательные фонды кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, могут формироваться только за счет следующих денежных средств:
1) собственных средств кандидата, которые в совокупности не могут превышать 50 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) средств, которые выделены кандидату выдвинувшей его политической партией (не из средств избирательного фонда политической партии), политическими партиями, иными общероссийскими общественными объединениями, входящими в выдвинувший его избирательный блок (не из средств избирательного фонда избирательного блока), и которые в совокупности не могут превышать 50 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом;
3) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в размере, не превышающем соответственно 5 процентов и 50 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом, для каждого гражданина, юридического лица.
3. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата не может превышать 6 миллионов рублей.
4. Избирательные фонды политических партий, избирательных блоков могут формироваться только за счет следующих денежных средств:
1) собственных средств политической партии, избирательного блока, которые не могут превышать 50 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии, избирательного блока, установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом. Собственные средства избирательного блока образуются из совокупной суммы средств, передаваемых данному избирательному блоку создавшими его политическими партиями, иными общероссийскими общественными объединениями;
2) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц. Размер добровольного пожертвования не может превышать соответственно 0,07 процента и 3,5 процента от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии, избирательного блока, установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом, для каждого гражданина, юридического лица.
5. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда политической партии, избирательного блока не может превышать 250 миллионов рублей.
6. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, политической партии, избирательного блока, установленная пунктами 3 и 5 настоящей статьи, а также размеры средств, указанные в пункте 7 статьи 70 настоящего Федерального закона, ежегодно начиная с 1 января 2004 года индексируются с учетом уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. При этом устанавливающие уровень инфляции положения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, вступившие в силу в период избирательной кампании, в ходе данной избирательной кампании для индексации указанной предельной суммы не применяются.
7. Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, политических партий, избирательных блоков:
1) иностранным государствам и иностранным юридическим лицам;
2) иностранным гражданам;
3) лицам без гражданства;
4) гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет на день голосования;
5) российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (для открытых акционерных обществ - на день составления списка акционеров за предыдущий год);
6) международным организациям и международным общественным движениям;
7) органам государственной власти и органам местного самоуправления;
8) государственным и муниципальным учреждениям и организациям;
9) юридическим лицам, имеющим государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов;
10) организациям, учрежденным государственными и муниципальными органами, а также организациям, учрежденным юридическими лицами, указанными в подпунктах 5 и 9 настоящего пункта;
11) воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам;
12) благотворительным организациям, религиозным объединениям, а также учрежденным ими организациям;
13) анонимным жертвователям. Под анонимным жертвователем понимается гражданин, если им не указано любое из следующих сведений: фамилия, имя, отчество, адрес места жительства - или если им указаны недостоверные сведения о себе, либо юридическое лицо, если им не указано любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, название, банковские реквизиты - или если указаны недостоверные сведения;
14) юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования.
8. Право распоряжаться средствами избирательного фонда принадлежит создавшим этот фонд кандидату, политической партии, избирательному блоку. Средства избирательных фондов имеют целевое назначение. Они могут использоваться только на:
1) финансовое обеспечение организационно-технических мероприятий, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, федерального списка кандидатов, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей;
2) предвыборную агитацию, а также оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;
3) оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами Российской Федерации или юридическими лицами, а также иных расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатами, политическими партиями, избирательными блоками своей избирательной кампании;
4) внесение избирательного залога.
9. Кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам запрещается использовать иные денежные средства для оплаты работ по сбору подписей избирателей, проведения предвыборной агитации, осуществления других предвыборных мероприятий, кроме средств, поступивших в их избирательные фонды. При этом кандидаты, политические партии, избирательные блоки имеют право использовать только те денежные средства, которые перечислены отправителями на специальные избирательные счета их избирательных фондов до дня голосования и в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
10. В случае дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов при обстоятельствах, указанных в пункте 16 статьи 47 и пункте 11 статьи 52 настоящего Федерального закона, предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда ранее зарегистрированного кандидата, политической партии, избирательного блока, ранее зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, увеличивается в 1,5 раза.
11. Если кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, одновременно выдвинут на других выборах, проводящихся на территории этого одномандатного избирательного округа либо на территории, которая включает в себя территорию этого одномандатного избирательного округа, и обязан создать помимо избирательного фонда, указанного в пункте 1 настоящей статьи, иные избирательные фонды, предельной суммой всех расходов из средств этих фондов является наибольшая из указанных в настоящем Федеральном законе, ином федеральном законе, законе субъекта Российской Федерации предельная сумма.
Статья 67. Специальные избирательные счета
1. Кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, обязан открыть в этом избирательном округе специальный избирательный счет своего избирательного фонда после уведомления соответствующей избирательной комиссии о своем выдвижении. В случае, указанном в пункте 11 статьи 66 настоящего Федерального закона, кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, обязан открыть специальный избирательный счет после письменного уведомления избирательной комиссии субъекта Российской Федерации о своем выдвижении одновременно в нескольких избирательных округах на разных выборах.
2. Политическая партия, избирательный блок обязаны открыть специальный избирательный счет для формирования своего избирательного фонда после получения ими заверенной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации копии федерального списка кандидатов.
3. Специальный избирательный счет для формирования избирательного фонда открывается в филиале Сберегательного банка Российской Федерации. Кандидат, политическая партия, избирательный блок вправе открыть только один специальный избирательный счет. Незамедлительно по предъявлении документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом и оформленных в установленном настоящим Федеральным законом порядке, филиал Сберегательного банка Российской Федерации обязан открыть кандидату, политической партии, избирательному блоку специальный избирательный счет. Плата за услуги банка по открытию счета и проведению операций по счету не взимается. За пользование денежными средствами, находящимися на специальном избирательном счете, проценты банком не уплачиваются. Все денежные средства зачисляются на специальные избирательные счета в валюте Российской Федерации.
4. Кандидат открывает специальный избирательный счет в одномандатном избирательном округе, где он выдвинут, на основании документа, выдаваемого в течение трех дней после получения соответствующей избирательной комиссией уведомления о выдвижении кандидата в порядке, установленном статьей 38 или 41 настоящего Федерального закона, окружной избирательной комиссией, а если окружная избирательная комиссия не сформирована, - избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. Кандидат может в установленном порядке поручить открыть специальный избирательный счет своему уполномоченному представителю по финансовым вопросам, зарегистрированному соответствующей окружной избирательной комиссией, и предоставить ему право распоряжаться средствами, находящимися на указанном счете. Политическая партия, избирательный блок открывают специальный избирательный счет на основании документа, выдаваемого Центральной избирательной комиссией Российской Федерации после заверения ею копии федерального списка кандидатов одновременно с регистрацией уполномоченных представителей по финансовым вопросам политической партии, избирательного блока. Ответственность за нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка финансирования кандидатом, политической партией, избирательным блоком своей избирательной кампании несут лично кандидат, политическая партия, избирательный блок.
5. В случае изменения избирательного округа кандидатом по решению политической партии, избирательного блока в порядке, установленном пунктом 9 статьи 39 настоящего Федерального закона, после открытия специального избирательного счета кандидат обязан возвратить остатки средств на этом счете гражданам и юридическим лицам, осуществившим пожертвования (перечисления) в избирательный фонд, пропорционально вложенным ими средствам за вычетом расходов на пересылку, а также средства, внесенные в качестве избирательного залога (если избирательный залог был внесен) в порядке, предусмотренном статьей 68 настоящего Федерального закона. После этого кандидат обязан представить итоговый финансовый отчет в окружную избирательную комиссию данного избирательного округа, а копию финансового отчета - в окружную избирательную комиссию нового избирательного округа. Открытие специального избирательного счета в новом избирательном округе осуществляется в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
6. Все финансовые операции по оплате расходов со специальных избирательных счетов зарегистрированных кандидатов, политических партий, избирательных блоков, зарегистрировавших федеральный список кандидатов, прекращаются в день голосования. Финансовые операции по оплате расходов со специальных избирательных счетов кандидатов, политических партий, избирательных блоков, которые не представили в установленном настоящим Федеральным законом порядке в соответствующую избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации, либо получили отказ в регистрации, либо отозвали свое заявление о согласии баллотироваться, либо сняли свою кандидатуру, либо были отозваны политической партией, избирательным блоком, либо отозвали федеральный список кандидатов, либо в отношении которых было принято решение об отмене или аннулировании регистрации, прекращаются филиалами Сберегательного банка Российской Федерации по указанию соответствующей избирательной комиссии.
7. На основании ходатайства кандидата, кандидата, выдвинутого одновременно в нескольких избирательных округах на разных выборах, политической партии, избирательного блока соответственно окружная избирательная комиссия, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации могут продлить срок проведения финансовых операций:
1) кандидату, политической партии, избирательному блоку - по оплате работ (услуг, товаров), выполненных (оказанных, приобретенных) до даты отказа им в регистрации, отзыва кандидатом своего заявления о согласии баллотироваться, отзыва кандидата политической партией, избирательным блоком, отзыва политической партией, избирательным блоком федерального списка кандидатов, до установленного настоящим Федеральным законом срока представления подписных листов и иных документов для регистрации соответственно;
2) зарегистрированному кандидату, снявшему свою кандидатуру, отозванному политической партией, избирательным блоком, политической партии, избирательному блоку, отозвавшим зарегистрированный федеральный список кандидатов, зарегистрированному кандидату, регистрация которого была аннулирована или отменена, политической партии, избирательному блоку, регистрация федерального списка которых была аннулирована или отменена, - по оплате работ (услуг, товаров), выполненных (оказанных, приобретенных) до даты принятия решения об аннулировании или отмене регистрации, снятия кандидатуры, отзыва зарегистрированного кандидата, федерального списка кандидатов соответственно;
3) иным зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам - по оплате работ (услуг, товаров), выполненных (оказанных, приобретенных) до дня голосования.
Статья 68. Избирательный залог
1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обязаны обратиться не позднее чем в пятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов в филиалы Сберегательного банка Российской Федерации с просьбой об открытии специального счета для внесения избирательного залога кандидатами, политическими партиями, избирательными блоками соответственно. Филиалы Сберегательного банка Российской Федерации обязаны в пятидневный срок со дня обращения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации открыть специальный счет соответствующей избирательной комиссии для внесения избирательного залога. Плата за услуги банка по открытию указанного счета и проведению операций по счету не взимается. За пользование денежными средствами, находящимися на указанном счете, проценты банком не уплачиваются. Филиалы Сберегательного банка Российской Федерации обязаны перечислять денежные средства, внесенные в качестве избирательного залога, не позднее следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа. При этом общий срок осуществления безналичного платежа не должен превышать два операционных дня.
2. Соответствующая окружная избирательная комиссия, а если она еще не сформирована, - избирательная комиссия субъекта Российской Федерации сообщает кандидату, выдвинутому по одномандатному избирательному округу, реквизиты специального счета избирательной комиссии субъекта Российской Федерации для внесения избирательного залога в филиале Сберегательного банка Российской Федерации при получении от него заявления о согласии баллотироваться, а если к этому времени такой счет еще не открыт, - незамедлительно после его открытия. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации сообщает политической партии, избирательному блоку реквизиты своего специального счета для внесения избирательного залога в филиале Сберегательного банка Российской Федерации при заверении федерального списка кандидатов, выдвинутого этими политической партией, избирательным блоком, но не ранее даты открытия такого счета, а если к этому времени такой счет еще не открыт, - незамедлительно после его открытия.
3. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в течение трех дней со дня формирования окружной избирательной комиссии сообщает ей реквизиты специального счета для внесения избирательного залога, а также сообщает сведения о внесении кандидатами избирательного залога на специальный счет избирательной комиссии субъекта Российской Федерации для внесения избирательного залога по мере поступления избирательного залога, внесенного кандидатами, выдвинутыми по одномандатным избирательным округам.
4. Избирательный залог для кандидата составляет 15 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 66 настоящего Федерального закона. Избирательный залог для политической партии, избирательного блока составляет 15 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии, избирательного блока, установленной в соответствии с пунктом 5 статьи 66 настоящего Федерального закона.
5. Избирательный залог вносится кандидатом, политической партией, избирательным блоком исключительно из средств своего избирательного фонда единовременно и в полном объеме на специальный счет соответствующей избирательной комиссии для внесения избирательного залога не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования. Повторное внесение избирательного залога допускается только в случае повторного представления документов, необходимых для регистрации кандидата, федерального списка кандидатов. Кандидат, политическая партия, избирательный блок вправе использовать для внесения избирательного залога средства, перечисленные в избирательный фонд как с указанием их назначения для внесения избирательного залога, так и без такого указания. При внесении избирательного залога кандидат, политическая партия, избирательный блок указывают назначение платежа, кандидат также указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, номер избирательного округа; политическая партия, избирательный блок - свое наименование. Если кандидат, политическая партия, избирательный блок использовали для внесения избирательного залога средства, перечисленные в избирательный фонд с указанием их назначения для внесения избирательного залога, то такие кандидат, политическая партия, избирательный блок при перечислении средств избирательного залога на специальный счет соответствующей избирательной комиссии обязаны представить в письменной форме избирательной комиссии, осуществляющей регистрацию кандидата, федерального списка кандидатов, сведения об источнике (источниках) поступления этих средств на специальный избирательный счет кандидата, политической партии, избирательного блока: для гражданина - фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, дату рождения, а для юридического лица - наименование, реквизиты счета в банке.
6. Граждане и (или) юридические лица, направляющие средства в избирательный фонд кандидата, политической партии, избирательного блока, вправе указать, что данные средства или обозначенная часть этих средств предназначены для внесения избирательного залога. В этом случае кандидат, политическая партия, избирательный блок не вправе использовать соответствующие денежные средства на иные цели, чем внесение избирательного залога. При неиспользовании этих средств или их части на внесение избирательного залога кандидат, политическая партия, избирательный блок обязаны возвратить их (за вычетом расходов на пересылку) не позднее чем через десять дней со дня истечения срока подачи документов для регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов гражданам и юридическим лицам, внесшим (перечислившим) эти средства.
7. В случае внесения кандидатом, политической партией, избирательным блоком избирательного залога на специальный счет соответствующей избирательной комиссии в большем размере, чем это установлено пунктом 4 настоящей статьи, излишек средств возвращается избирательной комиссией в соответствующий избирательный фонд в десятидневный срок со дня поступления избирательного залога на специальный счет.
8. Перечисленные средства возвращаются избирательной комиссией в соответствующий избирательный фонд не позднее чем через 20 дней со дня их зачисления на специальный счет в случае:
1) внесения на специальный счет избирательной комиссии кандидатом, политической партией, избирательным блоком в качестве избирательного залога средств в меньшем размере, чем это установлено пунктом 4 настоящей статьи;
2) внесения избирательного залога на специальный счет избирательной комиссии после истечения срока подачи документов для регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов;
3) внесения избирательного залога из средств избирательного фонда, сформированных с нарушением настоящего Федерального закона.
9. В случаях отзыва политической партией, избирательным блоком кандидата, федерального списка кандидатов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 12 статьи 52 настоящего Федерального закона), изменения в соответствии с пунктом 9 статьи 39 настоящего Федерального закона избирательного округа, в котором выдвинут кандидат, внесенный избирательный залог возвращается избирательной комиссией в соответствующий избирательный фонд не позднее чем через десять дней со дня подачи в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, окружную избирательную комиссию политической партией, избирательным блоком, кандидатом соответствующего заявления (уведомления).
10. Если регистрация кандидата, федерального списка кандидатов была осуществлена на основании представленных подписей избирателей, избирательный залог, поступивший от этих кандидата, политической партии, избирательного блока, выдвинувших этот федеральный список кандидатов, на специальный счет избирательной комиссии, возвращается в соответствующий избирательный фонд не позднее чем через десять дней со дня регистрации кандидата, федерального списка кандидатов.
11. Если зарегистрированный кандидат набрал по результатам голосования не менее 5 процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании по одномандатному избирательному округу, либо был избран, а федеральный список кандидатов набрал по результатам голосования не менее 3 процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, или федеральный список кандидатов допущен к распределению депутатских мандатов, избирательный залог, внесенный кандидатом, политической партией, избирательным блоком, возвращается не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования результатов выборов соответствующей избирательной комиссией в избирательный фонд таких кандидата, политической партии, избирательного блока.
12. Если избирательный залог не подлежит возврату в соответствии с пунктами 8 - 11 настоящей статьи, он перечисляется соответствующей избирательной комиссией в доход федерального бюджета не позднее чем через 60 дней со дня голосования.
13. Кандидат, политическая партия, избирательный блок, на специальные избирательные счета которых соответствующая избирательная комиссия возвращает избирательный залог, в течение десяти рабочих дней со дня его поступления из избирательной комиссии возвращают гражданам и юридическим лицам средства (за вычетом расходов на пересылку), которые были внесены ими в избирательный фонд с указанием, что они предназначены для внесения избирательного залога. Оставшаяся часть возвращенного избирательной комиссией избирательного залога, если таковая имеется, включается в остатки неизрасходованных средств избирательного фонда кандидата, политической партии, избирательного блока.
14. Перечисление денежных средств, внесенных в качестве избирательного залога, в доход федерального бюджета либо их возврат в избирательные фонды осуществляется филиалами Сберегательного банка Российской Федерации по решению соответствующей избирательной комиссии. Избирательная комиссия не может распоряжаться денежными средствами, внесенными в качестве избирательного залога, иначе чем в порядке, установленном настоящей статьей.
Статья 69. Добровольные пожертвования в избирательный фонд кандидата, политической партии, избирательного блока
1. Добровольные пожертвования в избирательный фонд кандидата, политической партии, избирательного блока принимаются лично от граждан Российской Федерации отделениями связи или кредитными организациями только по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. При внесении пожертвования гражданин указывает в платежном документе следующие сведения о себе: фамилию, имя, отчество, дату рождения и адрес места жительства, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, сведения о гражданстве.
2. Добровольные пожертвования юридических лиц в избирательный фонд кандидата, политической партии, избирательного блока осуществляются в безналичном порядке путем перечисления денежных средств на специальный избирательный счет. При внесении пожертвования юридическим лицом в платежном поручении указываются следующие сведения о нем: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, дата регистрации, банковские реквизиты, отметка об отсутствии государственной или муниципальной доли в уставном (складочном) капитале либо о наличии такой доли с указанием ее размера, отметка об отсутствии иностранного участия в уставном (складочном) капитале данного юридического лица либо о наличии такого участия с указанием доли этого участия, сведения об отсутствии в числе учредителей данного юридического лица государственных и муниципальных органов, юридических лиц, указанных в подпунктах 5 и 9 пункта 7 статьи 66 настоящего Федерального закона.
3. Добровольные пожертвования граждан и юридических лиц перечисляются (зачисляются) на специальный избирательный счет отделениями связи и кредитными организациями не позднее следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа. При этом общий срок осуществления безналичного платежа не должен превышать два операционных дня в пределах субъекта Российской Федерации и пять операционных дней в пределах Российской Федерации.
4. Кандидат, политическая партия, избирательный блок вправе возвратить любое, за исключением внесенного анонимным жертвователем, пожертвование жертвователям. Если добровольное пожертвование поступило в избирательный фонд кандидата либо в избирательный фонд политической партии, избирательного блока от гражданина или юридического лица, не имеющих права осуществлять такое пожертвование, или если пожертвование было внесено с нарушением требований пунктов 1 и 2 настоящей статьи либо в размерах, превышающих размеры, предусмотренные статьей 66 настоящего Федерального закона, кандидат, политическая партия, избирательный блок обязаны не позднее чем через десять дней со дня поступления пожертвования на специальный избирательный счет возвратить это пожертвование соответственно полностью или ту его часть, которая превышает установленный максимальный размер пожертвования, жертвователю (за вычетом расходов на пересылку) с указанием причины возврата. Кандидат, политическая партия, избирательный блок не несут ответственности за принятие пожертвований, при переводе которых жертвователи указали неверные сведения, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, если они своевременно не получили сведений о неправомерности данных пожертвований.
5. Пожертвования, внесенные анонимными жертвователями, не позднее чем через десять дней со дня поступления на специальный избирательный счет должны перечисляться кандидатом, политической партией, избирательным блоком в доход федерального бюджета.
6. Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую поддержку кандидату, политической партии, избирательному блоку только через соответствующие избирательные фонды. Запрещаются без письменного согласия кандидата или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам, уполномоченного представителя по финансовым вопросам политической партии, избирательного блока и без оплаты из соответствующего избирательного фонда выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на достижение определенного результата на выборах. Запрещаются бесплатное выполнение или выполнение по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями работ, реализация товаров, оказание услуг, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на достижение определенного результата на выборах. Материальная поддержка может быть оказана кандидату, политической партии, избирательному блоку только при ее оплате за счет средств избирательного фонда соответствующих кандидата, политической партии, избирательного блока. Допускаются добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг кандидату, политической партии, избирательному блоку в ходе избирательной кампании без привлечения третьих лиц.
Статья 70. Отчетность по средствам избирательных фондов, публикация информации о сводных финансовых отчетах политических партий
1. Порядок открытия и ведения специальных избирательных счетов, учета и отчетности, а также формы отчетности кандидатов, политических партий, избирательных блоков о поступлении и расходовании средств их избирательных фондов определяются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Кандидат, политическая партия, избирательный блок обязаны вести учет поступления и расходования средств своих избирательных фондов.
2. Кандидаты, политические партии, избирательные блоки представляют в соответствующую избирательную комиссию свои финансовые отчеты со следующей периодичностью:
1) первый финансовый отчет - одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации, в соответствующую избирательную комиссию в установленном настоящим Федеральным законом порядке; в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета;
2) второй финансовый отчет - не ранее чем за 12 дней и не позднее чем за 10 дней до дня голосования; в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета;
3) итоговый финансовый отчет - не позднее чем через 30 дней после официального опубликования результатов выборов. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление и расходование средств избирательного фонда, а также материалы, указанные в пункте 5 статьи 63 настоящего Федерального закона.
3. Если кандидат утратил свой статус, обязанность сдачи финансового отчета возлагается на гражданина, являвшегося кандидатом. Обязанность сдачи финансового отчета политической партией, избирательным блоком возлагается на уполномоченного представителя по финансовым вопросам политической партии, избирательного блока.
4. Копии финансовых отчетов зарегистрированных кандидатов, политических партий и избирательных блоков, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, передаются соответствующей избирательной комиссией в средства массовой информации в течение пяти дней со дня их получения.
5. Филиалы Сберегательного банка Российской Федерации не реже одного раза в неделю, а менее чем за десять дней до дня голосования - не реже одного раза в три операционных дня представляют соответствующей окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации сведения о поступлении и расходовании средств на специальных избирательных счетах соответственно кандидатов, политических партий, избирательных блоков в соответствии с формами, установленными Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. При этом может использоваться государственная автоматизированная информационная система. Соответствующая окружная избирательная комиссия, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации периодически, но не реже чем один раз в две недели до дня голосования направляют информацию о поступлении и расходовании средств избирательных фондов в средства массовой информации для опубликования. Соответствующая избирательная комиссия знакомит зарегистрированных кандидатов, политические партии, избирательные блоки, зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов, а также средства массовой информации по их официальным запросам со сведениями филиалов Сберегательного банка Российской Федерации о поступлении и расходовании средств избирательных фондов. Филиалы Сберегательного банка Российской Федерации по представлению соответствующей избирательной комиссии, а по соответствующему избирательному фонду также по требованию кандидата, политической партии, избирательного блока обязаны в трехдневный срок, а за три дня до дня голосования немедленно представить заверенные копии первичных финансовых документов, подтверждающих поступление и расходование средств избирательных фондов.
6. Налоговые органы Российской Федерации не позднее чем через десять дней со дня обращения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации представляют ей:
1) копии сводных финансовых отчетов политических партий, выдвинувших зарегистрированные федеральные списки кандидатов, а также политических партий, иных общероссийских общественных объединений, входящих в избирательные блоки, выдвинувшие зарегистрированные федеральные списки кандидатов, за четыре отчетных года, предшествующие году проведения выборов. Если политическая партия, иное общероссийское общественное объединение были зарегистрированы менее чем за четыре года до года проведения выборов, отчеты представляются за период, который начинается с года регистрации политической партии, иного общероссийского общественного объединения и заканчивается годом, предшествующим году проведения выборов;
2) имеющиеся в распоряжении налоговых органов Российской Федерации сведения о результатах проверок сводных финансовых отчетов политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, политических партий, иных общероссийских общественных объединений, входящих в избирательные блоки, в том числе о выявленных нарушениях финансовой деятельности указанных политических партий, иных общероссийских общественных объединений.
7. Общероссийские и региональные государственные периодические печатные издания обязаны публиковать переданные им соответствующими избирательными комиссиями сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, а также сведения из указанных в пункте 6 настоящей статьи сводных финансовых отчетов политических партий, иных общероссийских общественных объединений. Обязательному опубликованию подлежат сведения:
1) о финансовой операции по расходованию средств из избирательного фонда (средств политической партии, иного общероссийского общественного объединения) в случае, если ее размер превышает 800 тысяч рублей для политической партии, иного общероссийского общественного объединения, избирательного блока и 200 тысяч рублей для кандидата;
2) о юридических лицах, внесших в избирательный фонд (на счет политической партии, иного общероссийского общественного объединения) добровольные пожертвования в сумме, превышающей 400 тысяч рублей для политической партии, иного общероссийского общественного объединения, избирательного блока и 100 тысяч рублей для кандидата;
3) о количестве граждан, внесших в избирательный фонд (на счет политической партии, иного общероссийского общественного объединения) добровольные пожертвования на сумму, превышающую 20 тысяч рублей;
4) о средствах, возвращенных жертвователям, в том числе об основаниях возврата;
5) об общей сумме средств, поступивших в избирательный фонд (на счет политической партии, иного общероссийского общественного объединения), и об общей сумме средств, израсходованных из него.
8. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченные ими органы, осуществляющие регистрацию граждан, регистрацию юридических лиц, в пятидневный срок со дня поступления представления соответствующей избирательной комиссии обязаны осуществить на безвозмездной основе проверку сведений, указанных гражданами и юридическими лицами при внесении добровольных пожертвований в избирательные фонды кандидатов, политических партий, избирательных блоков, и сообщить о результатах проверки этой избирательной комиссии. Указанные сведения представляются избирательным комиссиям в соответствии с формами, установленными Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. При этом может использоваться государственная автоматизированная информационная система. Соответствующая избирательная комиссия знакомит кандидатов, политические партии, избирательные блоки незамедлительно по их запросам с имеющейся у нее на день поступления соответствующего запроса информацией. При поступлении в распоряжение избирательной комиссии информации о перечислении добровольных пожертвований с нарушением пункта 7 статьи 66 настоящего Федерального закона указанная информация незамедлительно сообщается соответствующим кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам.
9. Кандидат, выдвинутый одновременно в нескольких избирательных округах на разных выборах, представляет копии своих финансовых отчетов по каждому из избирательных округов, в которых он выдвинут, в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации с периодичностью, установленной для представления финансовых отчетов настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации.
Статья 71. Возврат денежных средств кандидатами, политическими партиями, избирательными блоками
1. После дня голосования кандидат, политическая партия, избирательный блок, не зарегистрировавшие федеральный список кандидатов, политическая партия, избирательный блок, зарегистрировавшие федеральный список кандидатов, получивший по результатам голосования не менее 2 процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, либо допущенный к распределению депутатских мандатов, а также политическая партия, избирательный блок, отозвавшие федеральный список кандидатов по вынуждающим к тому обстоятельствам, до представления итогового финансового отчета, но не ранее возврата избирательной комиссией средств, внесенных в качестве избирательного залога (если избирательный залог был внесен), обязаны перечислить неизрасходованные денежные средства, находящиеся на специальном избирательном счете, гражданам и юридическим лицам, осуществившим добровольные пожертвования либо перечисления в избирательные фонды, пропорционально вложенным ими средствам за вычетом расходов на пересылку. Возврат средств избирательного залога осуществляется в порядке, установленном статьей 68 настоящего Федерального закона.
2. Политическая партия, избирательный блок, не подпадающие под действие пункта 1 настоящей статьи, обязаны возместить в полном объеме государственным организациям телерадиовещания и редакциям государственных периодических печатных изданий стоимость предоставленных бесплатных эфирного времени и печатной площади. Возмещение указанных денежных средств из избирательных фондов производится политическими партиями, избирательными блоками до дня сдачи итогового финансового отчета.
3. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в трехдневный срок со дня официального опубликования общих результатов выборов направляет государственным организациям телерадиовещания и редакциям государственных периодических печатных изданий список политических партий, избирательных блоков, подпадающих под действие пункта 2 настоящей статьи, а также политических партий, иных общероссийских общественных объединений, входивших на соответствующий момент в избирательные блоки, подпадающие под действие пункта 2 настоящей статьи, их юридические адреса и заверенные копии выписок из совместных решений избирательных блоков о порядке возмещения стоимости предоставленных бесплатных эфирного времени и печатной площади.
4. Государственные организации телерадиовещания и редакции государственных периодических печатных изданий в десятидневный срок со дня официального опубликования общих результатов выборов сообщают каждой политической партии, каждому избирательному блоку, подпадающим под действие пункта 2 настоящей статьи, каждой политической партии и каждому иному общероссийскому общественному объединению, входившим в избирательный блок, подпадающий под действие пункта 2 настоящей статьи, объем и стоимость предоставленных ими бесплатных эфирного времени и печатной площади, а также свои юридический адрес и банковские реквизиты.
5. Стоимость бесплатных эфирного времени и печатной площади определяется путем умножения объема эфирного времени и печатной площади, предоставленных политическим партиям, избирательным блокам в порядке, предусмотренном пунктами 1 - 3 статьи 60 и пунктами 1 - 3 статьи 61 настоящего Федерального закона, на размер оплаты эфирного времени и печатной площади, установленный и опубликованный организациями телерадиовещания и редакциями периодических печатных изданий в порядке, предусмотренном пунктом 9 статьи 59 настоящего Федерального закона. Если политическая партия, избирательный блок, зарегистрировавшие федеральный список кандидатов, использовали бесплатное эфирное время в порядке совместного проведения агитационных мероприятий, указанных в пункте 4 статьи 60 настоящего Федерального закона, объем подлежащих возврату каждой политической партией, каждым избирательным блоком денежных средств определяется организациями телерадиовещания в равных долях пропорционально общему числу участников (политических партий, избирательных блоков) каждого такого совместного агитационного мероприятия, в котором они принимали участие. Денежные средства за предоставленные бесплатные эфирное время и печатную площадь не возмещаются, если политическая партия, избирательный блок официально отказались от использования предоставленных бесплатных эфирного времени и печатной площади в порядке и сроки, которые предусмотрены пунктом 16 статьи 60 и пунктом 10 статьи 61 настоящего Федерального закона.
6. Политической партии, избирательному блоку, не подпадающим под действие пункта 1 настоящей статьи, запрещается возвращать гражданам и юридическим лицам, осуществившим добровольные пожертвования и перечисления в их избирательные фонды, неизрасходованные денежные средства избирательных фондов до возмещения политической партией, избирательным блоком стоимости бесплатных эфирного времени и печатной площади организациям телерадиовещания и редакциям периодических печатных изданий. После возмещения стоимости предоставленных бесплатных эфирного времени и печатной площади организациям телерадиовещания и редакциям периодических печатных изданий политическая партия, избирательный блок, не подпадающие под действие пункта 1 настоящей статьи, обязаны перечислить неизрасходованные денежные средства избирательных фондов пропорционально вложенным средствам на счета граждан и юридических лиц, осуществивших пожертвования и перечисления.
7. Филиалы Сберегательного банка Российской Федерации обязаны по истечении 60 дней со дня голосования перечислить по письменному указанию соответствующей избирательной комиссии в доход федерального бюджета денежные средства, оставшиеся на специальных избирательных счетах избирательных фондов кандидатов, политических партий, избирательных блоков.
8. В случае отсутствия или недостаточности денежных средств в избирательном фонде возмещение стоимости предоставленных бесплатных эфирного времени и печатной площади политическими партиями, избирательными блоками производится за счет их собственных средств. Если обязанность возместить стоимость предоставленных бесплатных эфирного времени и печатной площади возлагается на избирательный блок, то обязанность по возмещению денежных средств возлагается в равных долях на политические партии, иные общероссийские общественные объединения, входившие в этот избирательный блок на день голосования, если иное распределение не предусмотрено в совместном решении о его создании, ранее представленном в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
9. Политическая партия, избирательный блок, не подпадающие под действие пункта 1 настоящей статьи и не выполнившие требований пункта 2 настоящей статьи до сдачи итогового финансового отчета, вправе производить возмещение стоимости предоставленных бесплатных эфирного времени и печатной площади организациям телерадиовещания и редакциям периодических печатных изданий в течение 12 месяцев со дня голосования, если договором на предоставление бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади, заключенным с организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания, не установлен иной срок.
10. В случае невыполнения обязательств по договору, заключенному в связи с предоставлением бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади, денежные средства взыскиваются соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания в судебном порядке по истечении указанных в договоре сроков возмещения средств.
11. Обязательства, налагаемые настоящей статьей на избирательные блоки, по окончании избирательной кампании возлагаются на политические партии, иные общероссийские общественные объединения, участвовавшие в соответствующей избирательной кампании в составе избирательного блока.
12. Государственные организации телерадиовещания, редакции государственных периодических печатных изданий не позднее чем через 13 месяцев со дня голосования сообщают в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сведения о политических партиях, об иных общероссийских общественных объединениях, подпадающих под действие пункта 2 настоящей статьи и не возместивших полностью стоимость предоставленных бесплатных эфирного времени и печатной площади, а также сведения о ходе взыскания задолженности, образовавшейся в связи с невыполнением обязательств по договору, указанному в пункте 10 настоящей статьи, в судебном порядке.
13. Государственные организации телерадиовещания и редакции государственных периодических печатных изданий не позднее чем через десять дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (за исключением дополнительных и повторных выборов по одномандатным избирательным округам) представляют в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сведения о величине задолженности перед ними политических партий, иных общероссийских общественных объединений, подпадающих под действие пункта 2 настоящей статьи и не возместивших полностью стоимость предоставленных бесплатных эфирного времени и печатной площади на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, а также сведения о взыскании указанной задолженности в судебном порядке.
14. Политические партии, иные общероссийские общественные объединения, выступавшие самостоятельно либо входившие в избирательный блок на предыдущих выборах депутатов Государственной Думы, подпадающие под действие пункта 2 настоящей статьи и имеющие задолженность перед государственными организациями телерадиовещания и редакциями государственных периодических печатных изданий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, а также их правопреемники не вправе пользоваться бесплатными эфирным временем и печатной площадью при проведении выборов. Это положение распространяется также на избирательные блоки, созданные при участии указанных политических партий и иных общероссийских общественных объединений.
15. На основании сведений, представленных в соответствии с пунктом 13 настоящей статьи, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации определяет перечень политических партий, иных общероссийских общественных объединений, подпадающих под действие пункта 14 настоящей статьи. Указанный перечень направляется в средства массовой информации.
Статья 72. Финансовое обеспечение избирательных комиссий
1. Расходование средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, обеспечение деятельности избирательных комиссий, эксплуатацию и развитие средств автоматизации, а также на обучение организаторов выборов и избирателей, производится соответствующими избирательными комиссиями самостоятельно на цели, определенные настоящим Федеральным законом.
2. За счет средств федерального бюджета, включая остатки средств предыдущих периодов, финансируются следующие расходы избирательных комиссий:
1) на возмещение транспортных расходов (за исключением такси и заказных рейсов) кандидатам, зарегистрированным по одномандатным избирательным округам, а также кандидатам, включенным в зарегистрированные федеральные списки кандидатов, в соответствии со статьей 50 настоящего Федерального закона;
2) на дополнительную оплату труда (вознаграждение) членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, работников аппаратов избирательных комиссий, выплату компенсаций членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения выборов, а также на выплаты гражданам, привлекаемым к работе в комиссиях по гражданско-правовым договорам;
3) на изготовление печатной продукции и осуществление издательской деятельности;
4) на приобретение, доставку и установку оборудования (в том числе технологического), других материальных ценностей, необходимых для обеспечения выборов и полномочий избирательных комиссий;
5) на транспортные расходы, в том числе при проведении голосования в отдаленных и труднодоступных местностях;
6) на доставку, хранение избирательной документации, подготовку ее к передаче в архив и на ее уничтожение;
7) на развитие избирательной системы, в том числе внедрение новых избирательных технологий, средств автоматизации, на обучение организаторов выборов и избирателей, реализацию целевых программ;
8) на командировки и другие цели, связанные с проведением выборов, а также с обеспечением полномочий и деятельности избирательных комиссий.
3. Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в избирательной комиссии в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы. За членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на указанный период, сохраняется основное место работы (должность), ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации за счет и в пределах средств федерального бюджета, выделенных на проведение выборов.
4. Оплата труда членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающих на постоянной (штатной) основе, работников аппарата избирательной комиссии производится в пределах выделенных избирательной комиссии средств федерального бюджета в порядке и размерах, определяемых Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
5. Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из федерального бюджета Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, другим избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, устанавливается в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Плата за услуги банка по открытию счетов избирательных комиссий и проведению операций по счетам не взимается, за пользование денежными средствами, находящимися на счетах, банк не уплачивает проценты. Избирательные комиссии ведут бухгалтерский учет по использованию средств, выделенных им из федерального бюджета.
6. Формы отчетов избирательных комиссий о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, и формы, по которым представляются сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов, политических партий, избирательных блоков, устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
7. Участковая избирательная комиссия представляет территориальной избирательной комиссии отчет о поступлении и расходовании средств федерального бюджета, выделенных данной участковой избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов, не позднее чем через десять дней со дня голосования. Территориальная избирательная комиссия представляет избирательной комиссии субъекта Российской Федерации отчет о поступлении и расходовании средств федерального бюджета, выделенных данной территориальной избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов, не позднее чем через 20 дней со дня голосования.
8. Окружная избирательная комиссия представляет избирательной комиссии субъекта Российской Федерации отчет о поступлении и расходовании средств федерального бюджета, выделенных данной окружной избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов, а также сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов не позднее чем через 35 дней со дня официального опубликования данных о результатах выборов в одномандатном избирательном округе.
9. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации представляет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации отчет о поступлении и расходовании средств федерального бюджета, выделенных данной избирательной комиссии субъекта Российской Федерации на подготовку и проведение выборов, а также сведения по каждому одномандатному избирательному округу о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов не позднее чем через 50 дней со дня официального опубликования общих результатов выборов.
10. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации представляет в палаты Федерального Собрания Российской Федерации и передает в средства массовой информации отчет о расходовании средств федерального бюджета, а также сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов и о поступлении и расходовании средств избирательных фондов политических партий, избирательных блоков не позднее чем через три месяца со дня официального опубликования общих результатов выборов. Указанные отчет и сведения должны быть опубликованы Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в ее официальном печатном органе не позднее чем через один месяц со дня их представления в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
Статья 73. Контрольно-ревизионная служба при избирательных комиссиях
1. Для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных избирательным комиссиям, за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов, для проверки финансовых отчетов кандидатов, политических партий, избирательных блоков, а также для организации проверок достоверности представленных кандидатами сведений об имуществе, о доходах и об их источниках при соответствующих избирательных комиссиях создаются контрольно-ревизионные службы:
1) контрольно-ревизионная служба при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
2) контрольно-ревизионная служба при избирательной комиссии субъекта Российской Федерации;
3) контрольно-ревизионные службы при окружных избирательных комиссиях.
2. В контрольно-ревизионную службу входят: руководитель контрольно-ревизионной службы, его заместитель (заместители), назначенные в контрольно-ревизионную службу члены соответствующей избирательной комиссии и специалисты контрольно-ревизионной службы из числа руководителей и специалистов государственных (правоохранительных, финансовых, налоговых и других) и иных органов, организаций и учреждений, включая Центральный банк Российской Федерации и Сберегательный банк Российской Федерации, главное управление (национальный банк) Центрального банка Российской Федерации в субъекте Российской Федерации. Указанные органы, организации и учреждения по запросу соответствующей избирательной комиссии не позднее чем через один месяц со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов обязаны откомандировать специалистов в распоряжение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и избирательной комиссии субъекта Российской Федерации на срок не менее пяти месяцев, а в распоряжение окружной избирательной комиссии на срок не менее трех месяцев.
3. На время работы в контрольно-ревизионной службе специалисты, указанные в пункте 2 настоящей статьи, освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленный должностной оклад и иные выплаты по основному месту работы. Указанным специалистам также может выплачиваться вознаграждение за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов.
4. Положение о контрольно-ревизионной службе утверждается соответствующей избирательной комиссией. Организационное, правовое и материально-техническое обеспечение деятельности контрольно-ревизионной службы при избирательной комиссии осуществляется соответствующей избирательной комиссией.
5. Контрольно-ревизионная служба по поручению соответствующей избирательной комиссии:
1) проверяет финансовые отчеты кандидатов, политических партий, избирательных блоков, нижестоящих избирательных комиссий;
2) организует проверку достоверности представленных кандидатами, уполномоченными представителями политических партий, избирательных блоков сведений об имуществе, о доходах и об их источниках, о денежных вкладах, ценных бумагах, об акциях и ином участии в капитале коммерческих организаций, об имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, в том числе переданном в доверительное управление;
3) контролирует соблюдение установленного порядка финансирования проведения предвыборной агитации, осуществления иных мероприятий, непосредственно связанных с проведением избирательной кампании кандидатами, политическими партиями, избирательными блоками;
4) запрашивает и получает от кандидатов, политических партий, избирательных блоков, избирательных комиссий информацию по всем вопросам, входящим в ее компетенцию;
5) обращается в федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы, в организации любых форм собственности, а также к гражданам по вопросам, отнесенным к ведению контрольно-ревизионной службы, запрашивает необходимые сведения и материалы, связанные с финансовым обеспечением выборов. Ответы и материалы по обращениям контрольно-ревизионной службы представляются в десятидневный срок, а за пять и менее дней до дня голосования и в день голосования - немедленно;
6) составляет документы о финансовых нарушениях при финансировании выборов;
7) ставит перед соответствующей избирательной комиссией вопросы о применении мер ответственности к кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам, а также к гражданам и юридическим лицам за нарушения, допущенные ими при финансировании избирательной кампании;
8) привлекает экспертов к проведению проверок, подготовке заключений и экспертных оценок.
6. При осуществлении своих полномочий контрольно-ревизионная служба может использовать государственную автоматизированную информационную систему.
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|