Демократия.Ру




Даже у разбойников есть свои законы. Цицерон Марк Туллий


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.12.2024, суббота. Московское время 20:00


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Глава IV. Голосование на референдуме Российской Федерации и определение его результатов

Статья 31. Помещение для голосования

Статья 32. Бюллетень для голосования на референдуме Российской Федерации

Статья 33. Порядок голосования на референдуме Российской Федерации

Статья 34. Подсчет голосов граждан, принявших участие в референдуме Российской Федерации, участковой комиссией по проведению референдума Российской Федерации

Статья 35. Установление итогов голосования территориальной комиссией по проведению референдума Российской Федерации

Статья 36. Установление итогов голосования комиссией субъекта Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации

Статья 37. Определение результатов референдума Российской Федерации

Статья 38. Опубликование (обнародование) и вступление в силу решения, принятого на референдуме Российской Федерации

Статья 39. Использование автоматизированной информационной системы

Статья 40. Юридическая сила решения, принятого на референдуме Российской Федерации

Статья 41. Хранение документации референдума Российской Федерации


Статья 31. Помещение для голосования

Помещение для голосования предоставляется в распоряжение участковой комиссии по проведению референдума Российской Федерации главой соответствующей местной администрации.

В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или специально оборудованные места для тайного голосования, либо должны быть пригодные для тайного голосования комнаты. Кабины, специально оборудованные места либо комнаты для тайного голосования оснащаются столиками и письменными принадлежностями. Применение карандашей при заполнении бюллетеней для голосования на референдуме Российской Федерации не допускается.

В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая комиссия оборудует стенд, на котором помещаются образцы заполнения бюллетеней для голосования на референдуме Российской Федерации как за, так и против вопроса, вынесенного на референдум Российской Федерации, а если на референдум Российской Федерации вынесен проект закона, то на стенд помещаются текст этого проекта и текст действующего закона, который предлагается отменить или изменить.

Статья 32. Бюллетень для голосования на референдуме Российской Федерации

В бюллетене для голосования на референдуме Российской Федерации точно воспроизводится текст вынесенного на референдум Российской Федерации вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами «за» или «против», под которыми помещаются пустые квадраты.

При вынесении на референдум Российской Федерации нескольких вопросов они включаются в один бюллетень для голосования на референдуме Российской Федерации, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями. Альтернативные редакции какой-либо статьи проекта закона также последовательно нумеруются.

Бюллетень для голосования на референдуме Российской Федерации должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.

Бюллетени для голосования на референдуме Российской Федерации печатаются на русском языке. По решению комиссии субъекта Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации бюллетени для голосования на референдуме Российской Федерации печатаются также на государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации, а в необходимых случаях - на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания. Если для участка референдума Российской Федерации бюллетени для голосования печатаются на двух или более языках, текст на этих языках помещается в каждом бюллетене. Текст бюллетеня для голосования в этом случае утверждается комиссией субъекта Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации.

При вынесении на референдум Российской Федерации проекта закона Центральная комиссия референдума Российской Федерации решает вопрос о целесообразности приобщения к каждому бюллетеню для голосования текстов выносимых на референдум Российской Федерации проекта закона и действующего закона, который предлагается отменить или изменить. Если текст проекта закона и текст действующего закона, который предлагается отменить или изменить, не приобщаются к бюллетеню для голосования, то они вывешиваются в помещении каждого участка референдума Российской Федерации для всеобщего ознакомления.

В случае проведения референдума Российской Федерации в один день с местным или иным референдумом бюллетени для голосования на каждом референдуме изготавливаются на бумаге разных цветов либо каждый из бюллетеней имеет иной отличительный знак.

Форма и текст бюллетеня для голосования на референдуме Российской Федерации утверждаются Центральной комиссией референдума Российской Федерации не позднее чем за 28 дней до дня проведения референдума Российской федерации. Бюллетени для голосования на референдуме Российской Федерации печатаются не позднее чем за 20 дней до дня проведения референдума Российской Федерации по распоряжению комиссий субъектов Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации. Территориальные комиссии по проведению референдума Российской Федерации получают от комиссий субъектов Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации бюллетени для голосования не позднее чем за 16 дней до дня проведения референдума Российской Федерации. Участковые комиссии по проведению референдума Российской Федерации получают от территориальных комиссий по проведению референдума Российской Федерации бюллетени для голосования не позднее чем за три дня до дня проведения референдума Российской Федерации.

По каждому участку референдума Российской Федерации число бюллетеней для голосования не может превышать более чем на полпроцента число зарегистрированных граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации на данном участке референдума Российской Федерации. На участке референдума Российской Федерации, на территорию которого ожидается прибытие для голосования значительного числа граждан Российской Федерации с открепительными удостоверениями на право участия в референдуме Российской Федерации, число бюллетеней для голосования может быть увеличено решением комиссии субъекта Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации.

В правом верхнем углу бюллетеня для голосования ставятся подписи двух членов участковой комиссии по проведению референдума Российской Федерации, которые заверяются печатью участковой комиссии. Не заверенные участковой комиссией по проведению референдума Российской Федерации бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.

Статья 33. Порядок голосования на референдуме Российской Федерации

На всех участках референдума Российской Федерации, в том числе находящихся за пределами территории Российской Федерации, голосование проводится с 8 до 22 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковая комиссия по проведению референдума Российской Федерации оповещает граждан не позднее чем за 20 дней до дня проведения референдума Российской Федерации.

На участках референдума Российской Федерации, образованных на судах, находящихся в день проведения референдума Российской Федерации в плавании, в воинских частях, на полярных станциях, в отдаленных и труднодоступных районах, участковая комиссия по проведению референдума Российской Федерации может объявить голосование законченным ранее 22 часов по местному времени, если проголосовали все граждане Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме Российской Федерации, включенные в список.

Если менее чем за 30 дней до дня проведения референдума Российской Федерации гражданин Российской Федерации, включенный в список граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, обнаружит, что не будет иметь возможности прибыть в день проведения референдума Российской Федерации в помещение того участка референдума Российской Федерации, где он включен в список граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, он вправе получить в участковой комиссии по проведению референдума Российской Федерации открепительное удостоверение на право участия в референдуме Российской Федерации. В получении открепительного удостоверения на право участия в референдуме Российской Федерации гражданин расписывается в списке с указанием даты получения. Выдача открепительного удостоверения регистрируется в реестре выдачи открепительных удостоверений. По предъявлении открепительного удостоверения гражданин должен быть включен в список граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, на любом другом участке референдума Российской Федерации. Открепительное удостоверение погашается в присутствии предъявителя и хранится у секретаря участковой комиссии. Форма открепительного удостоверения и форма реестра выдачи открепительных удостоверений утверждаются Центральной комиссией референдума Российской Федерации.

Комиссии субъектов Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации вправе разрешить провести голосование досрочно, но не ранее чем за 15 дней до дня проведения референдума Российской Федерации, на судах торгового, рыболовного, научно-исследовательского, военно-морского и речного флотов, которые в день проведения референдума Российской Федерации будут находиться в иностранных портах, экспедициях, плавании, а также на полярных станциях, в других труднодоступных и отдаленных местностях Российской Федерации.

В 8 часов по местному времени в день проведения референдума Российской Федерации председатель участковой комиссии по проведению референдума Российской Федерации объявляет участок референдума Российской Федерации открытым и предъявляет членам комиссии, наблюдателям и присутствующим в помещении для голосования гражданам все ящики для голосования, которые затем опечатываются, после чего председатель участковой комиссии приглашает граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, приступить к голосованию.

При получении бюллетеня для голосования на референдуме Российской Федерации гражданин проставляет в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия гражданина либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его документа могут быть проставлены в списке членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Гражданин проверяет правильность произведенной записи и расписывается.

В случае, если гражданин, имеющий право на участие в референдуме Российской Федерации, не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня для голосования на референдуме Российской Федерации, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов комиссий по проведению референдума Российской Федерации и наблюдателей. Лицо, оказавшее гражданину помощь, указывает свои фамилию, имя, отчество и расписывается в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, в графе «Подпись гражданина о получении бюллетеня для голосования на референдуме Российской Федерации».

Каждый гражданин, имеющий право на участие в референдуме Российской Федерации, голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение бюллетеня для голосования на референдуме Российской Федерации производится в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было, за исключением этого гражданина. Гражданин, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень для голосования на референдуме Российской Федерации, вправе пригласить в кабину, специально оборудованное место или комнату для тайного голосования любое лицо, за исключением членов комиссий по проведению референдума Российской Федерации и наблюдателей. Фамилия, имя, отчество этого лица указываются в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, рядом с подписью гражданина, имеющего право на участие в референдуме Российской Федерации, о получении бюллетеня для голосования на референдуме Российской Федерации.

Если гражданин голосует за принятие вынесенного на референдум Российской Федерации вопроса, он ставит знак «плюс» или любой иной знак в квадрате под словом «за». Если гражданин голосует против вынесенного на референдум Российской Федерации вопроса, он ставит знак «плюс» или любой иной знак в квадрате под словом «против».

Заполненный бюллетень для голосования на референдуме Российской Федерации гражданин, имеющий право на участие в референдуме Российской Федерации, опускает в ящик для голосования. Ящики для голосования должны находиться в поле зрения членов участковой комиссии по проведению референдума Российской Федерации и наблюдателей.

Участковая комиссия по проведению референдума Российской Федерации обязана обеспечить возможность участия в голосовании всем гражданам, имеющим право на участие в референдуме Российской Федерации, в том числе гражданам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть для голосования на участок референдума Российской Федерации и сделали по этому поводу заявление в устной или письменной форме. В этих целях на участке референдума Российской Федерации должно быть необходимое количество переносных ящиков для голосования. Количество переносных ящиков для голосования определяется решением территориальной комиссии по проведению референдума Российской Федерации. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения участка референдума Российской Федерации должно быть подтверждено гражданином в письменной форме по прибытии к нему членов участковой комиссии по проведению референдума Российской Федерации. Членам участковой комиссии по проведению референдума Российской Федерации, выезжающим по заявлениям о предоставлении возможности проголосовать вне помещения участка референдума Российской Федерации, выдаются бюллетени для голосования на референдуме Российской Федерации, в получении которых они расписываются, в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений, а также число использованных и возвращенных бюллетеней для голосования на референдуме Российской Федерации указывается в отдельном акте. Одновременно в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, делается отметка о том, что гражданин проголосовал вне помещения участка референдума Российской Федерации. При проведении голосования вне помещения участка референдума Российской Федерации вправе присутствовать наблюдатели. По возвращении членов участковой комиссии по проведению, референдума Российской Федерации в помещение участка референдума Российской Федерации переносной ящик для голосования не вскрывается до начала подсчета голосов. Организация голосования вне помещения участка референдума Российской Федерации должна исключать возможность нарушения права гражданина на участие в референдуме Российской Федерации, а равно возможность искажения его волеизъявления.

Председатель участковой комиссии по проведению референдума Российской Федерации следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя участковой комиссии его заменяет заместитель председателя участковой комиссии, а при отсутствии последнего секретарь или иной член участковой комиссии, уполномоченный комиссией.

Член участковой комиссии по проведению референдума Российской Федерации отстраняется от участия в работе комиссии, а наблюдатель незамедлительно удаляется из помещения участка референдума Российской Федерации в случае, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление гражданина Российской Федерации. Решение об этом принимается участковой комиссией.

В случае, если гражданин, имеющий право на участие в референдуме Российской Федерации, считает, что при заполнении бюллетеня для голосования совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой комиссии, выдавшему бюллетень для голосования на референдуме Российской Федерации, с просьбой выдать ему новый бюллетень для голосования на референдуме Российской Федерации взамен испорченного. Член участковой комиссии выдает гражданину новый бюллетень для голосования на референдуме Российской Федерации, делая при этом соответствующую отметку в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, рядом с фамилией указанного гражданина. Испорченный бюллетень для голосования на референдуме Российской Федерации погашается, о чем составляется отдельный акт.

Статья 34. Подсчет голосов граждан, принявших участие в референдуме Российской Федерации, участковой комиссией по проведению референдума Российской Федерации

По истечении времени голосования на референдуме Российской Федерации председатель участковой комиссии по проведению референдума Российской Федерации объявляет о том, что получить бюллетени для голосования и проголосовать могут только граждане, уже находящиеся в помещении для голосования.

Перед вскрытием ящиков для голосования члены участковой комиссии в присутствии наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные бюллетени для голосования на референдуме Российской Федерации. Число этих бюллетеней оглашается и заносится в протокол участковой комиссии по проведению референдума Российской Федерации об итогах голосования, после чего председатель участковой комиссии проверяет сохранность печатей или пломб на ящиках для голосования, предлагает удостовериться в их сохранности членам участковой комиссии и наблюдателям и вскрывает ящики для голосования. Вскрытие ящиков для голосования осуществляется поочередно - вначале переносных ящиков для голосования, затем стационарных ящиков для голосования.

Вначале производится подсчет бюллетеней для голосования на референдуме Российской Федерации, находившихся в переносных ящиках для голосования. Число бюллетеней для голосования на референдуме Российской Федерации, находившихся в переносных ящиках для голосования, не должно превышать число подтверждений в письменной форме граждан о проведении голосования вне помещения участка референдума Российской Федерации.

В случае обнаружения в переносном ящике для голосования большего числа бюллетеней для голосования на референдуме Российской Федерации, чем число подтверждений в письменной форме граждан, все бюллетени, находившиеся в переносном ящике для голосования, признаются недействительными решением участковой комиссии по проведению референдума Российской Федерации.

Этот факт с указанием фамилий членов участковой комиссии по проведению референдума Российской Федерации, обеспечивавших проведение голосования вне помещения участка референдума Российской Федерации, отражается в акте, который прилагается к протоколу участковой комиссии об итогах голосования.

При подсчете голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, прежде всего отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные участковой комиссией по проведению референдума Российской Федерации, и недействительные бюллетени для голосования на референдуме Российской Федерации. Недействительными считаются бюллетени для голосования на референдуме Российской Федерации, по которым невозможно установить волеизъявление гражданина, в частности такие, в которых знак «плюс» или любой иной знак проставлен в двух квадратах или не проставлен ни в одном из них. При возникновении сомнения в недействительности бюллетеней для голосования на референдуме Российской Федерации участковая комиссия разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о признания бюллетеня для голосования на референдуме Российской Федерации недействительным участковая комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности данного бюллетеня. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой комиссии. Недействительные бюллетени для голосования на референдуме Российской Федерации хранятся упакованными отдельно от других бюллетеней.

Подсчет голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, должен проводиться непосредственно членами участковой комиссии по проведению референдума Российской Федерации с правом решающего голоса без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели.

Участковая комиссия по проведению референдума Российской Федерации составляет протокол об итогах голосования.

В протокол об итогах голосования по участку референдума Российской Федерации вносятся следующие данные:

    1) число граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, зарегистрированных по участку референдума Российской Федерации, включая граждан, внесенных в список граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, дополнительно;

    2) число бюллетеней для голосования на референдуме Российской Федерации, полученных участковой комиссией;

    3) число выданных участковой комиссией открепительных удостоверений;

    4) число предъявленных прибывшими для голосования гражданами открепительных удостоверений;

    5) число бюллетеней для голосования на референдуме Российской Федерации, выданных гражданам в помещении участка референдума Российской Федерации;

    6) число бюллетеней для голосования на референдуме Российской Федерации, выданных гражданам, проголосовавшим вне помещения участка референдума Российской Федерации;

    7) число погашенных бюллетеней для голосования на референдуме Российской Федерации;

    8) число бюллетеней для голосования на референдуме Российской Федерации, содержащихся в переносных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы);

    9) число бюллетеней для голосования на референдуме Российской Федерации, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы);

    10) число извлеченных из ящиков для голосования бюллетеней неустановленной формы;

    11) число действительных бюллетеней для голосования на референдуме Российской Федерации;

    12) число бюллетеней для голосования, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой - число бюллетеней для голосования, не содержащих отметок ни по одной из позиций);

    13) число голосов, поданных за вопрос, вынесенный на референдум Российской Федерации;

    14) число голосов, поданных против вопроса, вынесенного на референдум Российской Федерации.

В случае вынесения на референдум Российской федерации альтернативных вариантов решения вопроса в протокол вносятся все варианты и число голосов граждан, принявших участие в референдуме Российской Федерации, поданных за каждый из вариантов, а также число голосов граждан, принявших участие в референдуме Российской Федерации, поданных против всех вариантов.

В число граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, внесенных в список по участку референдума Российской Федерации, включаются также граждане, проголосовавшие по открепительным удостоверениям на данном участке референдума Российской Федерации, и не включаются граждане, получившие открепительные удостоверения на данном участке референдума Российской Федерации.

Протокол участковой комиссии по проведению референдума Российской Федерации об итогах голосования составляется в трех экземплярах в присутствии всех членов участковой комиссии и наблюдателей и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии. Член участковой комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального конституционного закона, поступившие в участковую комиссию в день проведения референдума Российской Федерации, а также принятые по ним решения участковой комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений по ним приобщаются ко второму экземпляру протокола.

Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов либо проводилось более одного референдума Российской Федерации, подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу производятся отдельно.

Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой комиссии по проведению референдума Российской Федерации об итогах голосования, а также при сомнении в правильности составления указанного протокола вышестоящая комиссия по проведению референдума Российской Федерации вправе принять решение о повторном подсчете голосов соответствующей участковой комиссией. Повторный подсчет голосов граждан проводится участковой комиссией в присутствии не менее трех членов вышестоящей комиссии по проведению референдума Российской Федерации.

Первый экземпляр протокола участковой комиссии по проведению референдума Российской Федерации об итогах голосования после его подписания незамедлительно направляется в соответствующую территориальную комиссию по проведению референдума Российской Федерации.

Второй экземпляр протокола участковой комиссии по проведению референдума Российской Федерации об итогах голосования вместе с опечатанными бюллетенями для голосования на референдуме Российской Федерации, погашенными открепительными удостоверениями, со списками членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от инициативной группы, общественных объединений, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов, хранится у секретаря участковой комиссии до окончания ее работы.

Третий экземпляр протокола участковой комиссии по проведению референдума Российской Федерации об итогах голосования предоставляется для ознакомления членам участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, представителям средств массовой информации.

Участковые комиссии по проведению референдума Российской Федерации, образованные за пределами территории Российской Федерации, незамедлительно направляют первый экземпляр протокола об итогах голосования вместе с приобщенными к нему документами непосредственно в Центральную комиссию референдума Российской Федерации.

Статья 35. Установление итогов голосования территориальной комиссией по проведению референдума Российской Федерации

На основании протоколов участковых комиссий по проведению референдума Российской Федерации об итогах голосования путем суммирования содержащихся в них данных территориальная комиссия по проведению референдума Российской Федерации не позднее чем через три дня со дня проведения референдума Российской Федерации устанавливает итоги голосования на соответствующей территории. Суммирование данных, содержащихся в протоколах участковых комиссий об итогах голосования, осуществляют непосредственно члены территориальной комиссии с правом решающего голоса.

Территориальная комиссия по проведению референдума Российской Федерации составляет протокол об итогах голосования, в который заносятся данные о числе участковых комиссий на соответствующей территории и числе протоколов участковых комиссий, на основании которых составляется протокол об итогах голосования по соответствующей территории, суммарные данные протоколов участковых комиссий, установленные частью девятой статьи 34 настоящего Федерального конституционного закона, а также общее число бюллетеней, полученных соответствующей комиссией от комиссии субъекта Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации.

Протокол территориальной комиссии по проведению референдума Российской Федерации об итогах голосования по соответствующей территории составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами территориальной комиссии. К протоколу в обязательном порядке прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех участковых комиссий по соответствующей территории. Член территориальной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального конституционного закона, поступившие в территориальную комиссию по проведению референдума Российской Федерации, а также принятые по ним решения территориальной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений по ним приобщаются ко второму экземпляру протокола.

При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе территориальной комиссии по проведению референдума Российской Федерации об итогах голосования по соответствующей территории, а также при сомнении в правильности составления указанного протокола вышестоящая комиссия по проведению референдума Российской Федерации вправе принять решение о повторном подсчете голосов соответствующей территориальной комиссией. Повторный подсчет голосов проводится территориальной комиссией в присутствии не менее трех членов вышестоящей комиссии по проведению референдума Российской Федерации.

Первый экземпляр протокола территориальной комиссии по проведению референдума Российской Федерации об итогах голосования по соответствующей территории после его подписания и сводная таблица незамедлительно направляются в соответствующую комиссию субъекта Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации.

Второй экземпляр протокола территориальной комиссии по проведению референдума Российской Федерации об итогах голосования по соответствующей территории и сводная таблица вместе с протоколами участковых комиссий по проведению референдума Российской Федерации, со списками членов территориальной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от инициативной группы, общественных объединений, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при установлении итогов голосования по соответствующей территории и составлении протокола, хранятся у секретаря территориальной комиссии до окончания ее работы.

Третий экземпляр протокола территориальной комиссии по проведению референдума Российской Федерации об итогах голосования по соответствующей территории и сводная таблица предоставляются для ознакомления членам территориальной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, представителям средств массовой информации.

Статья 36. Установление итогов голосования комиссией субъекта Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации

На основании протоколов территориальных комиссий по проведению референдума Российской Федерации об итогах голосования по соответствующей территории путем суммирования содержащихся в них данных комиссия субъекта Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации не позднее чем через 7 дней со дня проведения референдума Российской Федерации устанавливает итоги голосования по субъекту Российской Федерации. Суммирование содержащихся в протоколах территориальных комиссий данных осуществляют непосредственно члены комиссии субъекта Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации с правом решающего голоса.

Комиссия субъекта Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации составляет протокол об итогах голосования по соответствующему субъекту Российской Федерации, в который заносятся данные о числе территориальных комиссий в субъекте Российской Федерации и числе протоколов территориальных комиссий, на основании которых составляется протокол об итогах голосования по соответствующему субъекту Российской Федерации, а также суммарные данные протоколов территориальных комиссий, установленные частью девятой статьи 34 и статьей 35 настоящего Федерального конституционного закона, и общее число изготовленных бюллетеней.

Протокол комиссии субъекта Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации об итогах голосования по соответствующему субъекту Российской Федерации составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами комиссии субъекта Российской Федерации. К протоколу в обязательном порядке прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех территориальных комиссий соответствующего субъекта Российской Федерации. Член комиссии субъекта Российской Федерации, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола комиссии субъекта Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации об итогах голосования по соответствующему субъекту Российской Федерации приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального конституционного закона, поступившие в комиссию субъекта Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации, а также принятые по ним решения комиссии субъекта Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений по ним приобщаются ко второму экземпляру протокола.

Первый экземпляр протокола комиссии субъекта Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации об итогах голосования по соответствующему субъекту Российской Федерации после его подписания и сводная таблица незамедлительно направляются в Центральную комиссию референдума Российской Федерации.

Второй экземпляр протокола комиссии субъекта Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации об итогах голосования по соответствующему субъекту Российской Федерации и сводная таблица вместе с протоколами территориальных комиссий по проведению референдума Российской Федерации об итогах голосования по соответствующей территории, со списками членов комиссии субъекта Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации с правом совещательного голоса, наблюдателей от инициативной группы, общественных объединений, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при установлении итогов голосования по соответствующему субъекту Российской Федерации и составлении протокола, хранятся у секретаря комиссии субъекта Российской Федерации.

Третий экземпляр протокола комиссии субъекта Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации об итогах голосования по соответствующему субъекту Российской Федерации и сводная таблица предоставляются для ознакомления членам комиссии субъекта Российской Федерации с правом совещательного голоса, наблюдателям, представителям средств массовой информации.

При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе комиссии субъекта Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации об итогах голосования по соответствующему субъекту Российской Федерации и иных нарушений Центральная комиссия референдума Российской Федерации вправе принять решение о повторном подсчете голосов соответствующей комиссией субъекта Российской Федерации. Повторный подсчет голосов проводится комиссией субъекта Российской Федерации в присутствии не менее трех членов Центральной комиссии референдума Российской Федерации.

Статья 37. Определение результатов референдума Российской Федерации

На основании протоколов комиссий субъектов Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации об итогах голосования по соответствующему субъекту Российской Федерации и протоколов участковых комиссий по проведению референдума Российской Федерации об итогах голосования, образованных за пределами территории Российской Федерации, путем суммирования содержащихся в них данных Центральная комиссия референдума Российской Федерации не позднее чем через 10 дней со дня проведения референдума Российской Федерации определяет результаты референдума Российской Федерации. Суммирование содержащихся в протоколах комиссий по проведению референдума Российской Федерации данных осуществляют непосредственно члены Центральной комиссии референдума Российской Федерации с правом решающего голоса.

Центральная комиссия референдума Российской Федерации признает референдум Российской Федерации состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации.

Число граждан, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней для голосования установленной формы, извлеченных из ящиков для голосования.

Центральная комиссия референдума Российской Федерации признает решение принятым на референдуме Российской Федерации, если за него в целом по Российской Федерации проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Если на референдум Российской Федерации выносились альтернативные варианты вопросов и ни один из указанных вариантов не получил необходимого числа голосов, то все варианты считаются отклоненными.

Постановлением Центральной комиссии референдума Российской Федерации результаты голосования в отдельных субъектах Российской Федерации могут быть признаны недействительными из-за допущенных нарушений настоящего Федерального конституционного закона, существенно повлиявших на итоги голосования. В этом случае Центральная комиссия референдума Российской Федерации вправе поручить соответствующим комиссиям по проведению референдума Российской Федерации провести повторное голосование не позднее 15 дней со дня официального опубликования (обнародования) постановления Центральной комиссии референдума Российской Федерации.

Центральная комиссия референдума Российской Федерации составляет протокол о результатах референдума Российской Федерации, который подписывается всеми присутствующими членами Центральной комиссии референдума Российской Федерации с правом решающего голоса и в который вносятся следующие данные:

    1) число комиссий субъектов Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации и отдельно число участковых комиссий по проведению референдума Российской Федерации, образованных за пределами территории Российской Федерации;

    2) число протоколов комиссий субъектов Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации об итогах голосования и отдельно число протоколов участковых комиссий по проведению референдума Российской Федерации об итогах голосования, образованных за пределами территории Российской Федерации, на основании которых составляется протокол Центральной комиссии референдума Российской федерации;

    3) число граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации;

    4) число выданных участковыми комиссиями по проведению референдума Российской Федерации открепительных удостоверений;

    5) число предъявленных гражданами открепительных удостоверений;

    6) число бюллетеней для голосования на референдуме Российской Федерации, полученных участковыми комиссиями по проведению референдума Российской Федерации;

    7) число бюллетеней для голосования на референдуме Российской Федерации, выданных гражданам на участках референдума Российской Федерации;

    8) число бюллетеней для голосования, выданных гражданам, проголосовавшим вне помещений участков референдума Российской Федерации;

    9) число погашенных бюллетеней для голосования на референдуме Российской Федерации;

    10) число бюллетеней для голосования на референдуме Российской Федерации, содержащихся в переносных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы);

    11) число бюллетеней для голосования на референдуме Российской Федерации, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы);

    12) число извлеченных из ящиков для голосования бюллетеней неустановленной формы;

    13) число действительных бюллетеней для голосования на референдуме Российской Федерации;

    14) число бюллетеней для голосования на референдуме Российской Федерации, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой - число бюллетеней для голосования на референдуме Российской Федерации, не содержащих отметок ни по одной из позиций);

    15) число голосов, поданных за вопрос, вынесенный на референдум Российской Федерации;

    16) число голосов, поданных против вопроса, вынесенного на референдум Российской Федерации.

В случае вынесения на референдум Российской Федерации альтернативных вариантов вопроса в протокол вносятся все варианты и число голосов граждан, принявших участие в референдуме Российской Федерации, поданных за каждый из вариантов, а также число голосов граждан, принявших участие в референдуме Российской Федерации, поданных против всех вариантов.

Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов либо проводилось более одного референдума Российской Федерации, подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу производятся отдельно.

Член Центральной комиссии референдума Российской Федерации, не согласный с протоколом Центральной комиссии референдума Российской Федерации о результатах референдума Российской Федерации в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

К протоколу Центральной комиссии референдума Российской Федерации о результатах референдума Российской Федерации в обязательном порядке прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех комиссий субъектов Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации и участковых комиссий по проведению референдума Российской Федерации, образованных за пределами территории Российской Федерации.

Статья 38. Опубликование (обнародование) и вступление в силу решения, принятого на референдуме Российской Федерации

Принятое на референдуме Российской Федерации решение и итоги голосования в целом по Российской Федерации подлежат официальному опубликованию (обнародованию) Центральной комиссией референдума Российской Федерации не позднее трех дней после определения результатов референдума Российской Федерации. Центральная комиссия референдума Российской Федерации в тот же срок опубликовывает (обнародует) для всеобщего сведения итоги голосования по каждому субъекту Российской Федерации с учетом положений статьи 36 настоящего Федерального конституционного закона. Не позднее двух месяцев после определения результатов референдума Российской Федерации Центральная комиссия референдума Российской Федерации публикует в средствах массовой информации общие итоги голосования на референдуме Российской Федерации, включающие все данные, внесенные в сводные таблицы, прилагаемые к протоколам комиссий субъектов Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации согласно части третьей статьи 36 настоящего федерального конституционного закона.

Комиссии субъектов Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации публикуют в местной печати данные протоколов всех территориальных и участковых комиссий по проведению референдума Российской Федерации об итогах голосования по соответствующему субъекту Российской Федерации не позднее чем через месяц со дня проведения референдума Российской Федерации.

Итоги голосования по каждому участку референдума Российской Федерации, итоги голосования по каждому субъекту Российской Федерации в объеме данных, содержащихся в протоколах соответствующих комиссий по проведению референдума Российской Федерации об итогах голосования, должны предоставляться для ознакомления любому гражданину Российской Федерации или наблюдателю, а также представителю средств массовой информации.

Принятое на референдуме Российской Федерации решение вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования) Центральной комиссией референдума Российской Федерации, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на референдуме Российской Федерации.

Статья 39. Использование автоматизированной информационной системы

В случае использования в ходе референдума Российской Федерации автоматизированной информационной системы комиссия по проведению референдума Российской Федерации образует группу из числа членов комиссии с правом решающего голоса и членов комиссии с правом совещательного голоса для контроля за использованием автоматизированной информационной системы. Все члены комиссии по проведению референдума Российской Федерации имеют право на ознакомление с любой информацией, вводимой в автоматизированную информационную систему и выводимой из нее.

С момента начала голосования и до момента подписания протокола Центральной комиссией референдума Российской Федерации о результатах референдума Российской Федерации автоматизированная информационная система используется исключительно для наблюдения за ходом и итогами голосования путем передачи данных от нижестоящих комиссий по проведению референдума Российской Федерации вышестоящим комиссиям.

В течение этого времени запрещается передача каких-либо данных от информационных центров вышестоящих комиссий по проведению референдума Российской федерации информационным центрам нижестоящих комиссий, за исключением сигналов подтверждения приема информации.

Данные о ходе и об итогах голосования, полученные через автоматизированную информационную систему, являются предварительной информацией, не имеющей юридического значения.

К протоколу соответствующей комиссии по проведению референдума Российской Федерации об итогах голосования, хранящемуся у секретаря комиссии, должен быть приложен текст компьютерной распечатки, содержащей данные, введенные в автоматизированную информационную систему. Подлинность компьютерной распечатки подтверждается подписями членов группы контроля за использованием автоматизированной информационной системы и лица, ответственного за введение в автоматизированную информационную систему информации.

Статья 40. Юридическая сила решения, принятого на референдуме Российской Федерации

Решение, принятое на референдуме Российской Федерации, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.

Решение, принятое на референдуме Российской Федерации, действует на всей территории Российской Федерации и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме Российской Федерации.

Если для реализации решения, принятого на референдуме Российской Федерации, требуется издание дополнительного правового акта, федеральный орган государственной власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме Российской Федерации, определить срок подготовки данного правового акта.

Статья 41. Хранение документации референдума Российской Федерации

Документация участковых комиссий по проведению референдума Российской Федерации, включая бюллетени для голосования на референдуме Российской Федерации и погашенные открепительные удостоверения, передается в соответствующие территориальные комиссии по проведению референдума Российской Федерации не позднее 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума Российской Федерации.

Территориальные комиссии по проведению референдума Российской Федерации по окончании своей работы сдают всю документацию на постоянное хранение в архивное учреждение субъекта Российской Федерации.

По истечении двух лет после официального опубликования (обнародования) результатов референдума Российской Федерации бюллетени для голосования на референдуме Российской Федерации и погашенные открепительные удостоверения уничтожаются, о чем составляется акт по форме, утверждаемой Центральной комиссией референдума Российской Федерации.

Документация комиссий субъектов Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации сдается на постоянное хранение в соответствующие архивные учреждения субъектов Российской Федерации через год со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума Российской Федерации.

Документация Центральной комиссии референдума Российской Федерации сдается на постоянное хранение в Государственную архивную службу России через два года со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума Российской Федерации.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта