«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
Глава IX. Голосование и определение результатов выборов
Глава IX. Голосование и определение результатов выборов
Статья 77. Помещение для голосования
1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой соответствующего муниципального образования, а в случае, если уставом муниципального образования должность главы муниципального образования не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то органом местного самоуправления.
2. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей.
3. Внутри помещения для голосования или непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на котором размещает образцы заполненных избирательных бюллетеней и информацию обо всех зарегистрированных кандидатах. В случае наличия у зарегистрированного кандидата, неснятой или непогашенной судимости, в информационных материалах должны указываться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. В случае наличия у зарегистрированного кандидата гражданства иностранного государства в информационных материалах должно указываться наименование соответствующего иностранного государства. В указанных материалах не должны содержаться агитационные призывы. Образцы заполненных избирательных бюллетеней не должны содержать фамилии кандидатов, баллотирующихся при проведении данных выборов.
Информационные материалы о кандидатах, помещаемые на стенд в помещении для голосования, не должны содержать агитационных призывов.
4. В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления.
5. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, кабины и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
Статья 78. Избирательный бюллетень
1. Каждый избиратель получает на соответствующих выборах под роспись один избирательный бюллетень.
2. Форма и текст избирательного бюллетеня, а также порядок изготовления бюллетеней, их число, требования, предъявляемые к изготовлению бюллетеней утверждаются соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 25 дней до дня голосования.
3. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне. Вверху, под наименованием избирательного бюллетеня, перед списком зарегистрированных кандидатов, помещается текст, разъясняющий порядок заполнения избирательного бюллетеня.
4. Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилию, имя, отчество, год рождения, место жительства, наименование занимаемой кандидатом выборной должности в органе государственной власти или в органе местного самоуправления (при ее наличии), основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) каждого зарегистрированного кандидата, наименование занимаемой каждым зарегистрированным кандидатом должности, информацию о том, кем выдвинут кандидат. В случае, если кандидатом был зарегистрирован псевдоним, этот псевдоним также указывается в избирательном бюллетене.
Принадлежность кандидата к зарегистрированному в установленном порядке не позднее чем за год до дня голосования общественному объединению и его статус в нем указываются в избирательном бюллетене на основании данных, указанных в заявлении кандидата, поданном в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 2 статьи 46 или пунктом 14 статьи 47 настоящего Кодекса, если в избирательной комиссии отсутствуют заявление самого кандидата о невключении этих данных в избирательный бюллетень или оформленный в установленном порядке документ соответствующего общественного объединения об исключении кандидата из его членов, утрате кандидатом указанного статуса в объединении.
Справа от указанных сведений о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня кандидатов помещается строка «Против всех кандидатов» с расположенным справа от нее пустым квадратом.
5. В случае наличия у зарегистрированного кандидата, чьи данные указываются в избирательном бюллетене, неснятой или непогашенной судимости в избирательном бюллетене должны указываться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. В случае наличия у зарегистрированного кандидата, чьи данные указываются в избирательном бюллетене, гражданства иностранного государства в избирательном бюллетене должно указываться наименование соответствующего иностранного государства.
6. Избирательные бюллетени изготавливаются исключительно по решению и под наблюдением соответствующей избирательной комиссии и являются документами строгой отчетности. Степень защиты избирательных бюллетеней определяется в соответствии с федеральным законом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Число избирательных бюллетеней, изготовленных для проведения выборов органов государственной власти области, органов местного самоуправления, не должно превышать более чем на три процента соответствующее число зарегистрированных избирателей.
(п. 6 в ред. Закона Воронежской области от 19.03.2001 N216-II-ОЗ)
7. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке.
8. Избирательные бюллетени типография после выбраковки передает по акту не менее чем двум уполномоченным для этого членам избирательной комиссии, разместившей в соответствии с настоящим Кодексом заказ на изготовление избирательных бюллетеней. После передачи бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники типографии в присутствии членов избирательной комиссии, доверенных лиц кандидатов уничтожают отбракованные и лишние избирательные бюллетени, о чем составляется акт, который подписывается всеми присутствующими лицами.
9. Избирательная комиссия, получившая избирательные бюллетени, передает их по акту соответствующим нижестоящим избирательным комиссиям не позднее, чем за 20 дней до дня голосования, которые передают бюллетени в таком же порядке участковым избирательным комиссиям не позднее, чем за четыре дня до дня голосования. Форма актов сдачи - приемки избирательных бюллетеней устанавливается Избирательной комиссией Воронежской области.
10. Ответственность за правильность передачи избирательных бюллетеней несут председатели избирательных комиссий, осуществляющих передачу и получение бюллетеней.
11. Число избирательных бюллетеней, передаваемых по акту участковой избирательной комиссии, определяется решением вышестоящей избирательной комиссии. При этом число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не должно превышать число избирателей, включенных в списки избирателей по избирательному участку на день передачи бюллетеней, более чем на 0,5 процента.
12. До дня голосования бюллетени должны храниться в опечатанном виде в охраняемом помещении.
13. На лицевой стороне избирательного бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Избирательные бюллетени, не заверенные участковой избирательной комиссией, признаются избирательными бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.
14. В случае выбытия некоторых кандидатов после изготовления избирательных бюллетеней участковые избирательные комиссии по указанию избирательных комиссий, зарегистрировавших кандидатов, вычеркивают в бюллетенях данные об этих кандидатах.
15. В случае проведения повторного голосования сроки, указанные в настоящей статье, могут быть сокращены по решению избирательной комиссии, назначившей повторное голосование.
Статья 79. Открепительное удостоверение для голосования
1. Открепительное удостоверение для голосования на выборах является документом строгой отчетности, степень зашиты которого определяется Избирательной комиссией Воронежской области в соответствии с требованиями, установленными Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Форма открепительного удостоверения, порядок изготовления, число открепительных удостоверений, а также требования, предъявляемые к изготовлению открепительных удостоверений, утверждаются Избирательной комиссией Воронежской области не позднее чем за 30 дней до дня голосования. Открепительные удостоверения передаются от вышестоящей избирательной комиссии нижестоящей избирательной комиссии в том же порядке, что и избирательные бюллетени. Ответственность за передачу и сохранность открепительных удостоверений несут председатели избирательных комиссий, осуществляющих передачу, получение и хранение открепительных удостоверений.
2. Избиратель, который не будет иметь возможности прибыть в день голосования в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе получить в соответствующей участковой избирательной комиссии за 24 - 1 день до дня голосования открепительное удостоверение. В случае совмещения по дате голосования выборов органов государственной власти области, органов местного самоуправления с выборами федеральных органов государственной власти по решению соответственно Избирательной комиссии Воронежской области, избирательной комиссии муниципального образования открепительные удостоверения для голосования на выборах органов государственной власти области, органов местного самоуправления могут выдаваться избирателям также в территориальной избирательной комиссии одновременно с открепительными удостоверениями для голосования на выборах федеральных органов государственной власти в сроки, установленные федеральными законами.
3. Избиратель вправе принять участие в голосовании по открепительному удостоверению на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования, в пределах:
Воронежской области - на выборах главы администрации области;
муниципального образования - на выборах главы муниципального образования, иного выборного должностного лица местного самоуправления;
избирательного округа, где данный избиратель обладает активным избирательным правом, - на выборах депутатов областной Думы, депутатов представительного органа местного самоуправления.
4. Соответствующая избирательная комиссия на основании письменного заявления избирателя с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение, выдает открепительное удостоверение лично избирателю либо его представителю на основании доверенности, удостоверенной в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации. При получении открепительного удостоверения избиратель либо его представитель расписывается в списке избирателей в участковой избирательной комиссии, указав серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа и дату его выдачи. При этом данный избиратель исключается из списка избирателей соответствующего участка на данных выборах и не учитывается при подсчете числа зарегистрированных избирателей при составлении протокола участковой избирательной комиссии.
5. Открепительное удостоверение считается действительным, если на нем стоят печать участковой избирательной комиссии и подпись члена участковой избирательной комиссии, выдавшего открепительное удостоверение.
6. По предъявлении открепительного удостоверения в день голосования избиратель должен быть включен в список избирателей на любом избирательном участке в пределах территории, указанной в пункте 3 настоящей статьи, после чего открепительное удостоверение изымается. При этом избиратель, получая избирательный бюллетень, указывает в списке избирателей дополнительно адрес своего места жительства.
7. В день голосования до начала времени голосования неиспользованные открепительные удостоверения погашаются, о чем соответствующая участковая избирательная комиссия составляет акт.
8. Если на выборах в соответствии с настоящим Кодексом допускается проведение повторного голосования, то открепительное удостоверение должно иметь отрывной талон. В этом случае на открепительном удостоверении ставятся две печати участковой избирательной комиссии и две подписи члена участковой избирательной комиссии, выдавшего открепительное удостоверение, при этом одна печать и одна подпись должны стоять на отрывном талоне. При проведении голосования на общих выборах у избирателя, предъявившего открепительное удостоверение, изымается отрывной талон, а в случае проведения повторного голосования -открепительное удостоверение. В период со дня назначения повторного голосования до дня, предшествующего дню повторного голосования, открепительное удостоверение выдается избирателю в порядке, установленном пунктами 2, 4 настоящей статьи, без отрывного талона. В случае проведения повторного голосования неиспользованные отрывные талоны открепительных удостоверений, выданных избирателям в период со дня назначения повторного голосования до дня, предшествующего дню повторного голосования, погашаются. В день повторного голосования до наступления времени голосования неиспользованные открепительные удостоверения вместе с отрывными талонами погашаются. Соответствующая участковая избирательная комиссия составляет акты о погашении неиспользованных отрывных талонов и открепительных удостоверений.
В случае, если кандидат был избран в результате общих выборов либо общие выборы были признаны несостоявшимися или недействительными, неиспользованные открепительные удостоверения вместе с отрывными талонами погашаются избирательной комиссией на третий день после официального опубликования результатов общих выборов.
Статья 80. Порядок голосования
1. Территориальные и участковые избирательные комиссии оповещают избирателей о месте и времени голосования не позднее чем за 20 дней до дня проведения голосования через средства массовой информации или иным способом, а о проведении повторного голосования - не позднее чем за пять дней до дня голосования.
2. Голосование проводится с 8 до 20 часов.
3. В 8 часов в день голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет помещение для голосования открытым. Председатель предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые стационарные и переносные ящики для избирательных бюллетеней, которые вслед за тем опечатываются печатью участковой избирательной комиссии (пломбируются). Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса получают от председателя участковой избирательной комиссии избирательные бюллетени для выдачи избирателям и расписываются в их получении. Затем председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей приступить к голосованию.
4. Избиратель предъявляет свой паспорт или заменяющий его документ члену избирательной комиссии с правом решающего голоса, ответственному за выдачу бюллетеней. Затем избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего паспорт документа могут быть внесены в список избирателей членом избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается, после чего член избирательной комиссии с правом решающего голоса выдает избирателю избирательный бюллетень.
В случае совмещения по дате голосования различных выборов (выборов и референдумов) избиратель (участник референдума) получает каждый избирательный бюллетень (и бюллетень для голосования на референдуме) под отдельную роспись. Запрещается вручать избирателю заранее подготовленный комплект из нескольких избирательных бюллетеней (и бюллетеней для голосования на референдуме). Избиратель вправе самостоятельно решить, какие избирательные бюллетени (и бюллетени для голосования на референдуме) он получает, а какие - он не желает получать.
5. Перед выдачей избирательного бюллетеня член участковой избирательной комиссии обязан удостовериться в том, что избирателю не было выдано открепительное удостоверение, заявление (обращение) избирателя о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования не зарегистрировано в реестре, и к нему не направлены члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса для проведения голосования вне помещения для голосования. Если будет установлено, что избирателю было выдано открепительное удостоверение, такой избиратель дополнительно включается в список избирателей, а открепительное удостоверение (отрывной талон) изымается у него и погашается.
6. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц запрещено. Избирательные бюллетени заполняются в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где не допускается присутствие других лиц.
7. В том случае, если из-за болезни, физического недостатка, преклонного возраста, неграмотности или незнания русского языка избиратель не может собственноручно расписаться в списке избирателей в получении избирательного бюллетеня, заполнить бюллетень, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов участковой избирательной комиссии, зарегистрированных кандидатов и их доверенных лиц, наблюдателей.
В таком случае избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения избирательного бюллетеня и о причинах этого. При этом в соответствующей графе списка избирателей указывается фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или заменяющего его документа лица, оказывающего помощь избирателю.
8. Для того, чтобы заполнить избирательный бюллетень, избиратель проставляет любой знак в пустом квадрате, расположенном справа от фамилии того зарегистрированного кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном справа от строки «Против всех кандидатов».
9. В случае, если избиратель считает, что допустил ошибку при заполнении избирательного бюллетеня, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии, который выдал ему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень вместо испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень и делает при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается (при этом должна быть обеспечена тайна голосования), о чем составляется акт, который подписывается двумя членами участковой избирательной комиссии.
10. Избиратели опускают заполненные избирательные бюллетени в опечатанные (опломбированные) стационарные ящики для голосования.
11. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя участковой избирательной комиссии, его заменяет заместитель председателя участковой избирательной комиссии. В случае отсутствия заместителя председателя - секретарь или другой член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
12. В помещении для голосования вправе присутствовать и наблюдать за ходом голосования, подсчета голосов и оформления протоколов об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями лица, указанные в пункте 3 статьи 42 настоящего Кодекса.
13. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они пытаются воспрепятствовать работе избирательной комиссии либо осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав, а также нарушить тайну голосования. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией голосованием. При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении отстраненного члена участковой избирательной комиссии, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами.
14. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, уполномоченным представителям избирательных объединений, избирательных блоков, доверенным лицам зарегистрированных кандидатов, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по поручению или просьбе указанных лиц и организаций, запрещается предпринимать любые действия, направленные на обеспечение доставки избирателей для участия в голосовании.
Статья 81. Порядок голосования избирателей вне помещения для голосования
1. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участвовать в голосовании всем избирателям, которые имеют право быть внесенными или внесены в список избирателей на данном избирательном участке и по состоянию здоровья или любой другой уважительной причине не могут прибыть в помещение для голосования.
2. Голосование вне помещения для голосования проводится в день голосования только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного по телефону или при содействии других лиц) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Заявление (обращение) может быть сделано избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее чем за четыре часа до истечения времени голосования в день голосования. Участковая избирательная комиссия регистрирует все поданные заявления (обращения) в специальном реестре. При регистрации устного обращения в реестре указывается время его поступления, фамилия члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, принявшего обращение (телефонограмму, сообщение и тому подобное), и проставляется его подпись, а также фамилия, имя, отчество лица, передавшего обращение. При прибытии членов участковой избирательной комиссии к избирателю устное обращение избирателя подтверждается письменным заявлением, которое регистрируется с указанием времени вручения этого заявления.
3. В письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должны содержаться те же данные об избирателе, что и в списке избирателей, и должна быть указана причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования.
4. Голосование вне помещения для голосования проводят два члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой избирательной комиссии переносной ящик, необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы, заверенную выписку из реестра заявлений (обращений) избирателей, содержащую необходимые данные об избирателе и поступившие письменные заявления избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также письменные принадлежности (за исключением карандашей), необходимые для заполнения избирателем избирательного бюллетеня.
5. В участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество (но не более трех) переносных избирательных ящиков, которое определяется вышестоящей избирательной комиссией. Каждому переносному избирательному ящику участковой избирательной комиссией присваивается порядковый номер, который указывается на нем.
6. Члены участковой избирательной комиссии, проводящие голосование вне помещений для голосования, получают избирательные бюллетени под роспись.
7. Непосредственно перед отправкой переносных избирательных ящиков председатель участковой избирательной комиссии объявляет об этом всем присутствующим в помещении для голосования и сообщает о числе поступивших от избирателей обращений и заявлений о голосовании вне помещения для голосования, а также о количестве бюллетеней, выданных членам избирательной комиссии, проводящим голосование вне помещения для голосования, и приглашает наблюдателей, членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, доверенных лиц зарегистрированных кандидатов сопровождать членов комиссии, проводящих голосование вне помещения для голосования. При этом участковая избирательная комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой избирательной комиссии возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса, доверенным лицам, наблюдателям, назначенным разными зарегистрированными кандидатами.
8. После получения избирательного бюллетеня избиратель на письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования проставляет серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа и своей подписью удостоверяет получение избирательного бюллетеня после чего заполняет избирательный бюллетень с соблюдением тайны голосования. Члены избирательной комиссии своими подписями на заявлении удостоверяют факт выдачи избирательного бюллетеня. В заявлении также делаются отметки о получении нового бюллетеня взамен испорченного. Выдача избирательного бюллетеня вне помещения для голосования производится с соблюдением требований, установленных статьей 80 настоящего Кодекса.
9. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения тайны голосования или иных избирательных прав граждан, а равно искажения волеизъявления избирателя.
10. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования, вправе выдать избирательные бюллетени только тем избирателям, заявления (обращения) которых зарегистрированы в соответствующем реестре.
11. В случае, если избиратель, от которого поступило заявление (обращение) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение участковой избирательной комиссии для голосования после направления к нему членов комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования, соответствующий член участковой избирательной комиссии не вправе выдать ему в помещении для голосования избирательный бюллетень до возвращения членов комиссии, выезжавших по заявлению (обращению) данного избирателя, и установления факта, что голосование указанным избирателем не производилось.
12. Переносные избирательные ящики должны находиться на виду у членов комиссии, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, а также представителей средств массовой информации и не могут вскрываться до начала подсчета голосов избирателей. При этом должна исключаться возможность попадания в переносные избирательные ящики избирательных бюллетеней избирателей, участвующих в голосовании в помещении для голосования.
Статья 82. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования
1. Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.
2. Протокол участковой избирательной комиссии должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях протокол может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый его лист должен быть подписан всеми присутствующими членами избирательной комиссии с правом решающего голоса. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования должен содержать:
а) номер экземпляра;
б) название выборов, дату голосования;
в) слово «Протокол»;
г) наименование избирательной комиссии с указанием номера избирательного участка;
д) строки протокола в следующей последовательности:
строка 1. Число избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования,
строка 2. Число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией,
строка 3. Число погашенных избирательных бюллетеней,
строка 4. Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования,
строка 5. Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования,
строка 6. Число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования,
строка 7. Число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования,
строка 8. Число избирателей, принявших участие в голосовании,
строка 9. Число действительных избирательных бюллетеней,
строка 10. Общее число недействительных избирательных бюллетеней,
строка 11. Число избирательных бюллетеней, признанных недействительными на основании пункта 12 статьи 83 настоящего Кодекса (если число избирательных бюллетеней, обнаруженных в переносном ящике для голосования, превышает число заявлений избирателей, содержащих отметку о получении избирательных бюллетеней),
строка 12. Число недействительных избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций,
строка 13. Число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией,
строка 14. Число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования,
строка 15. Число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке,
строка 16. Число неиспользованных открепительных удостоверений, (в ред. Закона Воронежской области от 19.03.2001 N216-II-ОЗ)
строка 17. Число открепительных удостоверений (отрывных талонов), погашенных в соответствии с пунктом 5 статьи 80 настоящего Кодекса,
строка 18. Число голосов, поданных за каждую из позиций содержащихся в избирательном бюллетене, включая позицию «Против всех кандидатов»;
е) перечень заявлений, жалоб, актов и иных документов, прилагаемых к протоколу;
ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов участковой избирательной комиссии и их подписи;
з) дата и время подписания протокола;
и) печать избирательной комиссии.
3. Числа, указанные в пункте 2 настоящей статьи, заносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью.
Статья 83. Подсчет голосов избирателей на избирательном участке
1. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно. При подсчете голосов вправе присутствовать члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, и лица, указанные в пункте 3 статьи 42 настоящего Кодекса.
2. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования. Сразу после окончания голосования начинается подсчет голосов, который проводится непосредственно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса без перерыва до определения итогов голосования.
3. После окончания голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени (при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных на бюллетене справа от сведений о зарегистрированных кандидатах и от строки «Против всех кандидатов»), а затем оглашают и заносят в строку 3 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число погашенных избирательных бюллетеней, которое определяется как сумма числа неиспользованных избирательных бюллетеней и числа избирательных бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования. После этого члены участковой избирательной комиссии оглашают число неиспользованных открепительных удостоверений и заносят его в строку 16 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. Открепительные удостоверения (отрывные талоны), погашенные в соответствии с пунктом 5 статьи 80 настоящего Кодекса, подсчитываются, их число оглашается и заносится в строку 17 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. С погашенными избирательными бюллетенями, с открепительными удостоверениями (погашенными отрывными талонами) вправе визуально ознакомиться члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
4. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей, члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вносят на каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице:
а) число избирателей, включенных в список (без учета избирателей, которым выданы открепительные удостоверения);
б) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);
в) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);
г) число открепительных удостоверений, выданных избирателям;
д) число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке.
5. После внесения указанных в пункте 4 настоящей статьи данных каждая страница списка избирателей подписывается членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, который проставляет эти данные и затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой избирательной комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. В последний лист списка избирателей председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии вносит итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, заверяет их подписью и печатью участковой избирательной комиссии. После этого со списком избирателей вправе ознакомиться лица, указанные в пункте 3 статьи 42 настоящего Кодекса.
6. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии уточняет, оглашает и заносит в строки 1 и 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы:
а) число избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования;
б) число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией.
7. Оглашаются и заносятся в строки 13, 14 и 15 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы следующие данные:
а) число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией;
б) число открепительных удостоверений, выданных избирателям;
в) число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке.
8. Затем в строки 4 и 5 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы заносятся следующие данные:
а) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);
б) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей).
9. После этого председателем или секретарем избирательной комиссии обеспечивается хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов. Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования в соответствии с пунктом 20 настоящей статьи.
10. Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии для всех присутствующих при подсчете. Членам избирательной комиссии, за исключением председателя (заместителя председателя) и секретаря избирательной комиссии запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями.
11. При непосредственном подсчете голосов участковая избирательная комиссия отделяет избирательные бюллетени неустановленной формы. Бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются.
12. В первую очередь производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию каждого переносного ящика для голосования предшествуют объявление количества избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования, проверка неповрежденности печатей (пломб) на них, в чем председатель участковой избирательной комиссии предлагает удостовериться членам комиссии и иным присутствующим при подсчете голосов лицам. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования, при этом отделяются избирательные бюллетени неустановленной формы. Суммарное число бюллетеней установленной формы, извлеченных из всех переносных ящиков для голосования, оглашается и заносится в строку 6 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. Если число обнаруженных в соответствующем переносном ящике для голосования избирательных бюллетеней установленной формы превышает число заявлений избирателей, содержащих отметку о получении избирательного бюллетеня, все избирательные бюллетени по данным выборам, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными, о чем составляется отдельный акт, который прилагается к соответствующему протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой избирательной комиссии, проводивших голосование вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней вносится в строку 11 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы и не учитывается при непосредственном подсчете голосов. Эти избирательные бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются.
13. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них. В первую очередь отделяются бюллетени неустановленной формы, которые не учитываются при подсчете. Число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования, оглашается и заносится в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется как сумма числа избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования, и числа избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования. Указанное число оглашается и заносится в строку 8 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.
14. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса сортируют, раскладывая в отдельные пачки, избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из зарегистрированных кандидатов, против всех кандидатов, недействительные избирательные бюллетени. При сортировке избирательных бюллетеней члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют бюллетень для визуального контроля всем присутствующим. Одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается.
15. В случае одновременного голосования на нескольких выборах (выборах и референдумах) бюллетени подсчитываются и сортируются в соответствии с пунктами 13, 14 настоящей статьи с соблюдением следующей очередности:
избирательные бюллетени по выборам федеральных органов государственной власти;
бюллетени для голосования на областном (местном) референдуме;
избирательные бюллетени по выборам главы администрации области;
избирательные бюллетени по выборам депутатов областной Думы;
избирательные бюллетени по выборам главы муниципального образования (иных выборных должностных лиц местного самоуправления);
избирательные бюллетени по выборам депутатов представительного органа местного самоуправления.
16. После сортировки избирательных бюллетеней производится подсчет голосов избирателей по избирательным бюллетеням установленной формы. Не менее чем два члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчитывают избирательные бюллетени отдельно по голосам, поданным за каждого из зарегистрированных кандидатов, и по голосам, поданным против всех кандидатов. Полученные данные после оглашения заносятся в строку 18 и последующие строки протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.
17. Недействительные избирательные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Общее число недействительных избирательных бюллетеней, включая избирательные бюллетени, признанные недействительными на основании пункта 12 настоящей статьи, оглашается и заносится в строку 10 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, при этом в строку 12 протокола и его увеличенной формы вносится число недействительных избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций. Недействительными считаются избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя, в частности, такие, в которых знак (знаки) проставлен (проставлены) более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них. В случае возникновения сомнений при признании бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия решает вопрос голосованием, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины признания его недействительным. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью комиссии.
18. Затем члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса суммируют данные строки 18 и последующих строк протокола об итогах голосования, оглашают число действительных избирательных бюллетеней и заносят его в строку 9 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.
19. С рассортированными избирательными бюллетенями вправе визуально ознакомиться члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
20. После подсчета избирательных бюллетеней производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протоколы об итогах голосования. Проверяются следующие соотношения (цифрами обозначены числа в строках протокола об итогах голосования с соответствующими номерами):
1 больше или равно 4+5
2 равно 3+4+5
8 равно 9+10
9 равно 18+все последующие строки протокола.
В случае, если контрольные соотношения не совпали, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования, включая дополнительный подсчет избирательных бюллетеней. В случае, если в результате дополнительного подсчета необходимо внести изменения в протокол об итогах голосования, заполняется новый бланк протокола, а в его увеличенную форму вносятся соответствующие исправления.
21. После завершения подсчета избирательные бюллетени упаковываются в отдельные пачки по зарегистрированным кандидатам, за которых поданы голоса в соответствующих бюллетенях. В отдельные пачки упаковываются бюллетени, поданные против всех кандидатов, а также недействительные и погашенные избирательные бюллетени. На каждой пачке указываются число содержащихся в ней избирательных бюллетеней, фамилия зарегистрированного кандидата, отмеченная в соответствующих бюллетенях, либо отметки: «Недействительные бюллетени», «Против всех кандидатов». Сложенные таким образом избирательные бюллетени упаковываются в мешки или коробки, на которых указываются номер избирательного участка, наименование выборов (для выборов депутатов - номер избирательного округа), число избирательных бюллетеней. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей избирательной комиссии или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса.
22. Протокол об итогах голосования заполняется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса с проставлением даты и времени (часа, минуты) его подписания.
23. Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
24. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. При подписании протокола члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение. Об этом в протоколе делается соответствующая запись.
25. По требованию члена участковой избирательной комиссии, лиц, указанных в пункте 3 статьи 42 настоящего Кодекса, участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования обязана выдать указанным лицам копии протокола об итогах голосования, а также заверить их.
26. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и после выдачи либо заверения копий протокола об итогах голосования всем присутствующим при подсчете голосов и потребовавшим выдать либо заверить указанные копии лицам из числа лиц, указанных в пункте 3 статьи 42 настоящего Кодекса, незамедлительно направляется в вышестоящую (территориальную, окружную) избирательную комиссию и возврату в участковую избирательную комиссию не подлежит. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и поступившие в избирательную комиссию жалобы (заявления), а также принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой избирательной комиссии и составленные комиссией акты и реестры. Заверенные копии решений участковой избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
27. Второй экземпляр протокола вместе с предусмотренной настоящим Кодексом избирательной документацией, включая опечатанные избирательные бюллетени и списки членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, лиц, указанных в пункте 3 статьи 42 настоящего Кодекса, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протокола, а также печать участковой избирательной комиссии помещаются секретарем участковой избирательной комиссии в опечатанном виде в охраняемое помещение до окончания работы комиссии. Избирательные документы, включая избирательные бюллетени, передаются в вышестоящую избирательную комиссию не позднее чем через пять дней после официального опубликования общих результатов выборов.
28. Третий экземпляр протокола (его копия) вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой избирательной комиссией.
29. При наличии необходимого оборудования в соответствии с решением Избирательной комиссии Воронежской области об использовании технических средств подсчета голосов (в том числе сканера избирательных бюллетеней) окружные, территориальные избирательные комиссии, избирательные комиссии муниципальных образований определяют избирательные участки, на которых будут применяться указанные технические средства. Итоги голосования, полученные с помощью указанных технических средств, являются предварительной, не имеющей юридической силы информацией. При использовании технических средств подсчета голосов запрещается разглашение данных подсчета голосов до окончания голосования на избирательном участке, за исключением данных об общем числе проголосовавших избирателей.
30. В соответствии с решением Избирательной комиссии Воронежской области, избирательной комиссии муниципального образования данные протокола об итогах голосования могут передаваться по техническим каналам связи в электронном виде в вышестоящую избирательную комиссию как предварительная, не имеющая юридической силы информация.
Статья 84. Обработка итогов голосования в территориальной избирательной комиссии
1. В случае, если при выборах органов государственной власти Воронежской области и органов местного самоуправления созданы территориальные избирательные комиссии, эти комиссии на основании данных первых экземпляров протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования после предварительной проверки правильности составления протоколов путем суммирования содержащихся в них данных устанавливают итоги голосования на соответствующей территории не позднее чем через два дня со дня голосования. Данные протоколов участковых избирательных комиссий суммируются лично членами соответствующей территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
2. По итогам голосования территориальная избирательная комиссия составляет протокол, в который заносятся данные о числе участковых избирательных комиссий на соответствующей территории, о числе поступивших протоколов участковых избирательных комиссий, на основании которых составляется протокол об итогах голосования, а также суммарные данные по строкам протоколов участковых избирательных комиссий.
3. Протокол территориальной избирательной комиссии составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами избирательной комиссии с правом решающего голоса. К протоколу приобщается составляемая в трех экземплярах сводная таблица об итогах голосования на соответствующей территории, включающая в себя полные данные всех поступивших в территориальную избирательную комиссию протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования. Член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его частями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
4. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов территориальной избирательной комиссии, а также поступившие в данную комиссию жалобы (заявления) и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения. Заверенные копии особых мнений, жалоб (заявлений) и решений территориальной избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
5. Первый экземпляр протокола территориальной избирательной комиссии после его подписания незамедлительно направляется вместе с первым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования в окружную избирательную комиссию - для определения результатов выборов депутатов областной Думы либо в избирательную комиссию Воронежской области - для определения результатов выборов главы администрации области или в избирательную комиссию муниципального образования - для определения результатов выборов главы муниципального образования, иных выборных должностных лиц местного самоуправления.
6. Второй экземпляр протокола вместе со вторым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования и списками членов данной территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 42 настоящего Кодекса, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протоколов, а также с другой документацией, предусмотренной настоящим Кодексом, помещаются секретарем территориальной избирательной комиссии в опечатанном виде в охраняемое помещение до окончания работы комиссии.
7. Третий экземпляр протокола и третий экземпляр сводной таблицы об итогах голосования предоставляются для ознакомления и снятия копий членам территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 42 настоящего Кодекса.
Статья 85. Порядок определения результатов выборов депутатов областной Думы и депутатов представительного органа местного самоуправления
1. На основании данных первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из непосредственно нижестоящих (территориальных, участковых) избирательных комиссий путем суммирования содержащихся в них данных соответственно окружная избирательная комиссия по выборам депутатов областной Думы, окружная избирательная комиссия по выборам депутатов представительного органа местного самоуправления определяют результаты выборов не позднее чем через три дня со дня голосования. Члены окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливают результаты выборов лично. О результатах выборов составляется протокол, в который заносятся данные о количестве соответственно территориальных, участковых избирательных комиссий в избирательном округе, о количестве поступивших протоколов территориальных, участковых избирательных комиссий, на основании которых составляется протокол о результатах выборов, а также суммарные данные по строкам протоколов территориальных, участковых избирательных комиссий, и сводная таблица о результатах выборов. При установлении результатов выборов и составлении протокола вправе присутствовать лица, указанные в пункте 3 статьи 42 настоящего Кодекса.
2. Протокол окружной избирательной комиссии о результатах выборов составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса. К протоколу приобщается сводная таблица о результатах выборов по избирательному округу, составляемая в трех экземплярах и включающая в себя полные данные всех поступивших в окружную избирательную комиссию протоколов соответственно территориальных, участковых избирательных комиссий об итогах голосования. Член окружной избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельными его частями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
3. К первому экземпляру протокола о результатах выборов приобщаются особые мнения членов окружной избирательной комиссии, а также поступившие в данную комиссию жалобы (заявления) и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения. Заверенные копии особых мнений, жалоб (заявлений) и решений окружной избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
4. Первый экземпляр протокола окружной избирательной комиссии о результатах выборов после его подписания незамедлительно направляется соответственно в Избирательную комиссию Воронежской области, избирательную комиссию муниципального образования вместе с первым экземпляром сводной таблицы о результатах выборов.
5. Второй экземпляр протокола о результатах выборов вместе со вторым экземпляром сводной таблицы о результатах выборов и списками членов окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, кандидатов и их доверенных лиц, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при установлении результатов выборов и составлении протокола, а также с другой документацией, предусмотренной настоящим Кодексом, помещаются секретарем территориальной избирательной комиссии в опечатанном виде в охраняемое помещение до окончания работы комиссии.
6. Третий экземпляр протокола о результатах выборов и третий экземпляр сводной таблицы о результатах выборов предоставляются для ознакомления и снятия копий членам окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, кандидатам и их доверенным лицам.
7. Выборы признаются окружной избирательной комиссией несостоявшимися в случаях:
а) если в них приняло участие менее 25 процентов избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования;
б) если число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, меньше чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
(п. 7 в ред. Закона Воронежской области от 19.03.2001 N216-II-ОЗ)
8. Окружная избирательная комиссия признает результаты выборов недействительными:
а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;
б) в случае, если они признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части избирательных участков;
в) по решению суда.
9. В случаях, указанных в пунктах 7, 8 настоящей статьи, назначаются повторные выборы по соответствующему избирательному округу.
10. Кандидат в одномандатном избирательном округе (кандидаты в многомандатном избирательном округе), получивший (получившие) наибольшее по отношению к другим кандидатам число голосов избирателей, признается (признаются) избранным (избранными). При равном числе голосов, полученных кандидатами, избранным считается кандидат, зарегистрированный ранее. При проведении выборов по многомандатным избирательным округам кандидат считается не избранным в случае, если число голосов избирателей, поданных за кандидата меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. В этом случае по оставшимся незамещенными депутатским мандатам назначаются дополнительные выборы.
11. В соответствующие строки протокола окружной избирательной комиссии о результатах выборов заносятся результаты суммирования данных протоколов об итогах голосования, полученных соответственно из территориальных, участковых избирательных комиссий, и одно из следующих решений, принимаемых окружной избирательной комиссией:
о признании избранным кандидата (кандидатов) с указанием его (их) фамилии, имени, отчества;
о признании выборов недействительными;
о признании выборов несостоявшимися.
12. Окружная избирательная комиссия отменяет свое решение о признании избранным кандидата, набравшего необходимое для избрания число голосов избирателей, если он не позднее чем в течение семи дней со дня официального опубликования результатов выборов не представил в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (распоряжения) об освобождении от обязанностей, несовместимых соответственно со статусом депутата областной Думы, депутата представительного органа местного самоуправления, либо копию документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей. Отмена решения окружной избирательной комиссии о признании избранным кандидата влечет назначение повторных выборов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Статья 86. Порядок определения результатов выборов главы администрации области, главы муниципального образования, иного выборного должностного лица местного самоуправления
1. На основании данных первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из непосредственно нижестоящих (территориальных, участковых) избирательных комиссий путем суммирования содержащихся в них данных соответственно Избирательная комиссия Воронежской области, избирательная комиссия муниципального образования определяют результаты выборов не позднее чем через пять дней со дня голосования. Члены Избирательной комиссии Воронежской области, избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса устанавливают результаты выборов лично. О результатах выборов составляется протокол, в который заносятся данные о количестве соответственно территориальных, участковых избирательных комиссий в области, муниципальном образовании, о количестве поступивших протоколов территориальных, участковых избирательных комиссий, на основании которых составляется протокол о результатах выборов, а также суммарные данные по строкам протоколов территориальных, участковых избирательных комиссий, и сводная таблица о результатах выборов. При установлении результатов выборов и составлении протокола вправе присутствовать лица, указанные в пункте 3 статьи 42 настоящего Кодекса.
2. Протокол о результатах выборов составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами соответственно Избирательной комиссии Воронежской области, избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса. К протоколу приобщается сводная таблица о результатах выборов по области, муниципальному образованию, составляемая в трех экземплярах и включающая в себя полные данные всех поступивших в окружную избирательную комиссию протоколов соответственно территориальных, участковых избирательных комиссий об итогах голосования. Член Избирательной комиссии Воронежской области, избирательной комиссии муниципального образования, не согласный с протоколом в целом или отдельными его частями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
3. К первому экземпляру протокола о результатах выборов приобщаются особые мнения членов соответствующей избирательной комиссии, а также поступившие в данную комиссию жалобы (заявления) и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения. Заверенные копии особых мнений, жалоб (заявлений) и решений избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
4. Третий экземпляр протокола о результатах выборов и третий экземпляр сводной таблицы о результатах выборов предоставляются для ознакомления и снятия копий членам соответственно Избирательной комиссии Воронежской области, избирательной комиссии муниципального образования с правом совещательного голоса, кандидатам и их доверенным лицам.
5. Выборы признаются Избирательной комиссией Воронежской области, избирательной комиссией муниципального образования несостоявшимися в случае, если в них приняло участие менее 25 процентов от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования, либо если число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
6. Избирательная комиссия Воронежской области, избирательная комиссия муниципального образования признает результаты выборов недействительными:
а) в случае, если допущенные при проведении голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;
б) в случае, если они признаны недействительными не менее, чем на одной четвертой части избирательных участков;
в) по решению суда.
7. В случаях, указанных в пунктах 5, 6 настоящей статьи, назначаются повторные выборы.
8. Избранным на должность главы администрации области, главы муниципального образования (если уставом муниципального образования предусмотрено проведение повторного голосования при выборах главы муниципального образования) считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Избранным на должность главы муниципального образования (если уставом муниципального образования не предусмотрено проведение повторного голосования при выборах главы муниципального образования), на должность иного выборного должностного лица местного самоуправления считается зарегистрированный кандидат, получивший наибольшее по отношению к другим кандидатам число голосов избирателей. При равном числе голосов, полученных кандидатами, избранным (вошедшим в число кандидатов, по которым назначается повторное голосование) считается кандидат, зарегистрированный ранее.
9. В соответствующие строки протокола Избирательной комиссии Воронежской области, избирательной комиссии муниципального образования о результатах выборов заносятся результаты суммирования данных протоколов об итогах голосования, полученных из территориальных (участковых) избирательных комиссий, и одно из следующих решений, принимаемых соответствующей избирательной комиссией:
о признании избранным кандидата с указанием его фамилии, имени, отчества;
о проведении повторного голосования по двум кандидатам на должность главы администрации области, главы муниципального образования (если уставом муниципального образования предусмотрено проведение повторного голосования при выборах главы муниципального образования) с указанием фамилии, имени, отчества каждого кандидата;
о признании выборов недействительными;
о признании выборов несостоявшимися.
10. Соответствующая избирательная комиссия предоставляет заверенные копии протокола о результатах выборов и сводной таблицы по запросу кандидатов и их доверенных лиц, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, а также представителей средств массовой информации.
11. Избирательная комиссия Воронежской области, избирательная комиссия муниципального образования отменяет свое решение о признании избранным кандидата, набравшего необходимое для избрания число голосов избирателей, если он не позднее чем в течение семи дней со дня официального опубликования результатов выборов не представил в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (распоряжения) об освобождении от обязанностей, несовместимых соответственно со статусом главы администрации области, главы муниципального образования, иного выборного должностного лица местного самоуправления, либо копию документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей. Отмена решения Избирательной комиссии Воронежской области, избирательной комиссии муниципального образования о признании избранным кандидата влечет назначение повторных выборов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
12. Если кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств (пункт 19 статьи 49) не сложит с себя полномочия, несовместимые со статусом главы администрации области, главы муниципального образования, иного выборного должностного лица местного самоуправления, в результате чего будут назначены повторные выборы, этот кандидат должен возместить соответствующей избирательной комиссии полностью или частично произведенные ею расходы, связанные с проведением повторных выборов.
Статья 87. Повторный подсчет голосов избирателей
1. В случае, если после подписания протокола соответствующей избирательной комиссии об итогах голосования и (или) сводной таблицы об итогах голосования и направления их первых экземпляров в вышестоящую избирательную комиссию, избирательная комиссия, составившая протокол, сводную таблицу, выявила в них неточность (в том числе описку, опечатку либо ошибку в сложении данных протоколов нижестоящих избирательных комиссий), она обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и (или) сводную таблицу. Информируя о проведении указанного заседания, избирательная комиссия, обязана указать, что на нем будет рассматриваться данный вопрос. О принятом решении избирательная комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, сводную таблицу, на которых делается отметка: «Повторный» или «Повторная». Указанные протокол, сводная таблица незамедлительно направляются в вышестоящую избирательную комиссию.
2. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах и (или) сводных таблицах об итогах голосования, составленных нижестоящей избирательной комиссией, или возникновении сомнений в правильности составления этой избирательной комиссией протоколов и (или) сводных таблиц соответствующая вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение о повторном подсчете голосов избирателей нижестоящей избирательной комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке, территории, в избирательном округе. Повторный подсчет голосов избирателей проводится в присутствии члена (членов) вышестоящей избирательной комиссии с правом решающего голоса, принявшей решение о повторном подсчете голосов избирателей.
Статья 88. Повторное голосование при выборах главы администрации области, главы муниципального образования
1. В случае, если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов на должность главы администрации области, и ни один из них не был избран по результатам общих выборов в соответствии с пунктом 8 статьи 86 настоящего Кодекса, проводится повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. Уставом муниципального образования может быть предусмотрено проведение повторного голосования при выборах главы муниципального образования. В этом случае, если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов на должность главы муниципального образования, и ни один из них не был избран по результатам общих выборов в соответствии с пунктом 8 статьи 86 настоящего Кодекса, проводится повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов.
2. Повторное голосование проводится в воскресенье через три недели после дня голосования на общих выборах. Решение соответственно Избирательной комиссии Воронежской области, избирательной комиссии муниципального образования о проведении повторного голосования публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через два дня со дня его принятия.
3. В случае выбытия кандидата (кандидатов), по которым назначено повторное голосование, место выбывшего кандидата (кандидатов) занимает (занимают) кандидат (кандидаты), получивший (получившие) на общих выборах наибольшее число голосов избирателей после кандидатов, по которым первоначально было назначено повторное голосование; этот кандидат (кандидаты) вновь приобретает (приобретают) права и обязанности, связанные со статусом зарегистрированного кандидата.
4. По итогам повторного голосования избранным считается зарегистрированный кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого зарегистрированного кандидата, при условии, что число голосов избирателей, поданных за зарегистрированного кандидата, набравшего большее число голосов избирателей, больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. Если кандидатами получено равное число голосов, избранным признается кандидат, зарегистрированный ранее.
5. Повторное голосование может проводиться по одной кандидатуре в случае, если после выбытия зарегистрированных кандидатов останется только один зарегистрированный кандидат. При этом зарегистрированный кандидат считается избранным, если он получил более половины голосов избирателей, принявших участие в повторном голосовании.
Статья 89. Определение общих итогов выборов депутатов областной Думы, депутатов представительного органа местного самоуправления избирательной комиссией Воронежской области, избирательной комиссией муниципального образования
1. На основании протоколов окружных избирательных комиссий о результатах выборов по избирательным округам избирательная комиссия Воронежской области, избирательная комиссия муниципального образования в течение пяти дней со дня голосования подводит общие итоги выборов депутатов областной Думы, депутатов представительного органа местного самоуправления. При этом вправе присутствовать лица, указанные в пункте 3 статьи 42 настоящего Кодекса.
2. Избирательная комиссия Воронежской области, избирательная комиссия муниципального образования признает недействительными выборы по избирательному округу:
в случае, если допущенные при проведении голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;
в случае, если они признаны недействительными не менее, чем на одной четвертой части избирательных участков;
по решению суда.
3. При определении общих итогов выборов избирательной комиссией Воронежской области, избирательной комиссией муниципального образования вправе присутствовать лица, указанные в пункте 3 статьи 42 настоящего Кодекса.
Статья 90. Повторные и дополнительные выборы
1. Повторные выборы проводятся, если:
- выборы были признаны решением соответствующей избирательной комиссии несостоявшимися или недействительными;
- в многомандатном избирательном округе остался (остались) незамещенным (незамещенными) депутатский мандат (депутатские мандаты);
- в избирательный бюллетень было включено два зарегистрированных кандидата на должность главы администрации области, главы муниципального образования, и ни один из них не был избран по результатам общих выборов в соответствии с пунктом 8 статьи 86 настоящего Кодекса;
- на день проведения повторного голосования все зарегистрированные кандидаты сняли свои кандидатуры;
- при повторном голосовании ни один из зарегистрированных кандидатов не был избран;
- кандидат (кандидаты по многомандатным избирательным округам) был (были) избран (избраны), но в установленный настоящим Кодексом срок не сложил (не сложили) с себя полномочия, несовместимые соответственно со статусом депутата, выборного должностного лица.
2. Повторные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня голосования на первоначальных выборах.
При признании выборов недействительными повторные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня признания выборов недействительными. При этом установленные настоящим Кодексом сроки избирательных действий могут быть по решению соответственно Избирательной комиссии Воронежской области, избирательной комиссии муниципального образования сокращены на одну треть. При принятии такого решения также вдвое сокращается число подписей, которые необходимо собрать в поддержку кандидата в соответствии с пунктом 2 статьи 48 настоящего Кодекса.
3. Избирательная комиссия Воронежской области, избирательная комиссия муниципального образования объявляет о дате проведения повторных выборов не позднее чем через пять дней после принятия соответствующего решения.
4. Подготовка и проведение повторных выборов осуществляются избирательными комиссиями, проводившими первоначальные выборы. Избирательная комиссия Воронежской области, избирательная комиссия муниципального образования вправе принять решение о формировании отдельных окружных и участковых комиссий в новом составе.
Если повторные выборы назначаются избирательной комиссией на основании нормы подпункта «а» пункта 7 статьи 85 настоящего Кодекса, то данная норма при проведении повторных выборов не применяется, и выборы считаются состоявшимися при любом числе избирателей, принявших участие в повторных выборах.
(часть 2 п. 4 введена Законом Воронежской области от 19.03.2001 N216-II-ОЗ)
5. В случае досрочного прекращения полномочий депутата областной Думы, депутата представительного органа местного самоуправления назначаются дополнительные выборы в порядке, установленном настоящим Кодексом.
6. Повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся в случае, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.
7. В случае, если повторные и (или) дополнительные выборы, проведенные в сроки, установленные настоящим Кодексом, были признаны не состоявшимися по основаниям, предусмотренным пунктом 7 статьи 85 настоящего Кодекса, следующие повторные и (или) дополнительные выборы могут быть отложены на срок, не превышающий одного года.
8. В случае досрочного прекращения полномочий депутатов в срок, когда проведение дополнительных выборов в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи не предусмотрено, а областная Дума или представительный орган местного самоуправления осталась (остался) в неправомочном составе, проводятся выборы соответственно областной Думы, представительного органа местного самоуправления в порядке и в сроки, предусмотренные настоящим Кодексом. При этом формирование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов и другие избирательные действия осуществляются в порядке, установленном настоящим Кодексом.
(п. 8 в ред. Закона Воронежской области от 19.03.2001 N216-II-ОЗ)
Статья 91. Использование государственной автоматизированной информационной системы
При проведении выборов органов государственной власти области и органов местного самоуправления может использоваться государственная автоматизированная информационная система в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», другими федеральными законами, настоящим Кодексом, иными законами Воронежской области.
Статья 92. Хранение и передача в архив избирательных документов
1. Документация участковых избирательных комиссий (включая избирательные бюллетени), территориальных избирательных комиссий хранится в охраняемых помещениях и передается в вышестоящие избирательные комиссии в сроки, установленные настоящим Кодексом, но не позднее окончания срока полномочий участковых, территориальных избирательных комиссий.
2. Документация окружных избирательных комиссий, а также Избирательной комиссии Воронежской области, избирательных комиссий муниципальных образований вместе с переданной им на хранение документацией нижестоящих избирательных комиссий хранится в соответствующих избирательных комиссиях в течение сроков, установленных настоящим Кодексом и решениями Избирательной комиссии Воронежской области, избирательных комиссий муниципальных образований. При этом избирательные бюллетени, открепительные удостоверения и списки избирателей хранятся не менее одного года со дня опубликования итогов голосования и результатов выборов, а протоколы об итогах голосования и сводные таблицы об итогах голосования избирательных комиссий, действовавших на выборах органов государственной власти области, органов местного самоуправления, - не менее одного года со дня официального опубликования решения о назначении следующих выборов соответствующих органов государственной власти области, органов местного самоуправления.
3. Избирательные бюллетени, открепительные удостоверения (отрывные талоны), списки избирателей, протоколы избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенные к ним материалы, сводные таблицы, финансовые отчеты избирательных комиссий, итоговые финансовые отчеты зарегистрированных кандидатов являются документами строгой отчетности. Ответственность за сохранность избирательной документации возлагается на председателя (заместителя председателя) и секретаря соответствующей избирательной комиссии до передачи документации в вышестоящую избирательную комиссию либо в архив.
Статья 93. Обнародование итогов голосования и результатов выборов
1. Итоги голосования по каждому избирательному участку, территории, на которую распространяется деятельность избирательной комиссии, результаты выборов органов государственной власти области и органов местного самоуправления в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии и непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, представляются для ознакомления избирателям, кандидатам и их доверенным лицам, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию. Указанные данные представляет соответствующая избирательная комиссия.
2. Избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов, направляют общие данные о результатах выборов в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов выборов.
3. Официальное опубликование результатов выборов органов государственной власти области, органов местного самоуправления, а также данных о числе голосов избирателей, полученных каждым из кандидатов, голосов, поданных против всех кандидатов, осуществляется Избирательной комиссией Воронежской области, избирательной комиссией муниципального образования не позднее 20 дней со дня голосования.
4. Избирательная комиссия Воронежской области, избирательная комиссия муниципального образования, территориальная, окружная избирательная комиссия публикуют данные, которые содержатся в протоколах этих избирательных комиссий об итогах голосования и результатах выборов, и данные, которые содержатся в протоколах непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, на основе которых определялись результаты выборов в соответствующих избирательных комиссиях.
Статья 94. Регистрация избранных депутатов и должностных лиц
1. В течение трех дней после официального опубликования общих результатов выборов либо в течение трех дней после выполнения избранными депутатами, должностными лицами в соответствии с пунктом 12 статьи 85, пунктом 11 статьи 86 настоящего Кодекса требований о сложении с себя полномочий либо о прекращении деятельности, не совместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, Избирательная комиссия Воронежской области, избирательная комиссия муниципального образования регистрирует избранных депутатов, должностных лиц и выдает им удостоверения об избрании.
Для регистрации избранных депутатов, должностных лиц не требуется решения соответствующей избирательной комиссии. Регистрация производится, если отсутствуют основания для принятия решения, указанного в пункте 12 статьи 85, пункте 11 статьи 86 настоящего Кодекса.
2. Полномочия избранных депутатов начинаются со дня их избрания при условии выполнения ими в порядке, установленном пунктом 12 статьи 85 настоящего Кодекса, требований о сложении с себя полномочий либо о прекращении деятельности, не совместимых со статусом депутата. В случае невыполнения лицами, избранными депутатами, указанных требований их полномочия считаются недействительными со дня их избрания.
3. Полномочия избранных главы администрации области, главы муниципального образования, иного выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность, которое должно состояться не позднее срока, установленного законами Воронежской области, при условии выполнения ими в порядке, установленном пунктом 11 статьи 86 настоящего Кодекса, требований о сложении с себя полномочий либо о прекращении деятельности, не совместимых со статусом соответственно главы администрации области, главы муниципального образования, иного выборного должностного лица местного самоуправления. В случае невыполнения избранными лицами указанных требований их полномочия считаются недействительными со дня их избрания.
4. Если Избирательная комиссия Воронежской области, избирательная комиссия муниципального образования не выполняют свои обязанности по регистрации избранного лица в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, а избранное лицо не имело до дня голосования полномочий (не осуществляло деятельности), несовместимых согласно федеральным законам или законам Воронежской области с соответствующим статусом, то избранное лицо считается зарегистрированным на четвертый день после дня официального опубликования общих результатов выборов;
после этого избирательные комиссии не могут признать его полномочия недействительными.
5. Полномочия зарегистрированных соответствующими избирательными комиссиями депутатов, главы администрации области, главы муниципального образования, иного выборного должностного лица местного самоуправления могут быть признаны недействительными только в судебном порядке. Регистрация депутата, главы администрации области, главы муниципального образования, иного выборного должностного лица местного самоуправления не может быть отменена (аннулирована) избирательными комиссиями.
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|