Демократия.Ру




Единомыслие — это когда мыслит только один. Я. Муха


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


27.12.2024, пятница. Московское время 08:33


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Глава 2. §4. Правовой статус кандидата, зарегистрированного кандидата и его представителей

Заслуженный деятель науки РФ, д.ю.н., проф. Н. Михалева

Важнейшими субъектами избирательного процесса наряду с избирателями, избирательными объединениями (блоками), избирательными комиссиями выступают кандидаты, зарегистрированные кандидаты и их представители.

Кандидат - это лицо, выдвинутое в установленном избирательным законодательством Федерации и ее субъектов порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность в органе (палате органа) государственной власти или местного самоуправления.

Зарегистрированный кандидат - это лицо, которое зарегистрировано соответствующей избирательной комиссией на должность Президента Российской Федерации, кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти, выборный орган местного самоуправления, или на должность главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в ином избираемом непосредственно гражданами федеральном или региональном государственном органе, предусмотренном Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов, кандидатом на иную должность в органе местного самоуправления, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов.

Представителями зарегистрированных кандидатов выступают их доверенные лица.

По мнению Альхименко в.в., правовой статус кандидата в депутаты и его представителей является специальным или родовым и отражает права и обязанности определенной категории граждан, участвующих в выборах.

Конституционно-правовой статус кандидатов, зарегистрированных кандидатов и их представителей урегулирован федеральным и региональным законодательством. Среди федеральных нормативно-правовых актов следует назвать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. с изменениями и дополнениями от 30 марта 1999 г.; «О выборах Президента Российской Федерации» от 31 декабря 1999 г.; «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и др.; избирательные законы субъектов Федерации.

Исключительно важное значение для определения правового статуса кандидата, зарегистрированного кандидата и их представителей имеют инструктивные материалы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Это, в частности, постановления ЦИК РФ «О Разъяснениях некоторых вопросов применения статей 45, 47 и 64 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» при внесении избирательного залога для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, федеральных списков кандидатов» от 25 сентября 1999 г.; «О Перечне и формах документов, представляемых инициатором (инициаторами) выдвижения кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатным избирательным округам, кандидатом и зарегистрированным кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 25 сентября 1999 г.; «О перечне подлежащих опубликованию сведений о доходах и об имуществе зарегистрированных кандидатов по одномандатным избирательным округам и кандидатов, входящих в зарегистрированный федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва» и др.

4.1. Порядок выдвижения кандидатов. Кандидат может быть выдвинут тремя способами:

1) путем самовыдвижения;
2) по инициативе группы избирателей;
3) по инициативе избирательного объединения (блока).

В порядке самовыдвижения может выставить свою кандидатуру совершеннолетний, свободный, дееспособный гражданин Российской Федерации, обладающий активным и пассивным избирательным правом. Для регистрации своей кандидатуры он должен представить в соответствующую избирательную комиссию необходимые документы, надлежащее число подписей избирателей в свою поддержку или внести избирательный залог.

Если кандидата выдвигают избиратели, они должны создать инициативную группу, которая регистрируется соответствующей избирательной комиссией и проводит сбор подписей в поддержку выдвинутого кандидата.

Выдвижение кандидатов (списков кандидатов) от общероссийских избирательных объединений осуществляется тайным голосованием на федеральных съездах (конференциях) этих объединений при проведении выборов в федеральные органы государственной власти. На конференциях (собраниях) региональных отделений либо на федеральных съездах (конференциях) указанных объединений выдвигаются кандидаты при региональных выборах. На собраниях местных либо региональных отделений указанных объединений выдвигаются кандидаты при проведении выборов в органы местного самоуправления.

При выдвижении кандидатов (списка кандидатов) избирательным блоком решение принимается на съезде (конференции) представителей избирательных объединений, входящих в этот блок, и подписывается уполномоченными представителями этих избирательных объединений (блоков).

Выдвижение кандидата (списка кандидатов) возможно при условии представления каждым из выдвинутых лиц заявления о согласии баллотироваться, в котором указываются сведения биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, основное место работы или службы - род занятий), занимаемая должность, сведения о неснятых или непогашенных судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлениями действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. В заявлении кандидата о согласии баллотироваться обязательно указывается гражданство, а в случае наличия двойного гражданства - гражданство иностранного государства с указанием даты и оснований его приобретения. Кандидат дает письменное обязательство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Это заявление вместе с уведомлением о начале сбора подписей направляется в соответствующую избирательную комиссию. В случае, если кандидат, зарегистрированный кандидат использует в своей творческой деятельности псевдоним либо если среди кандидатов, зарегистрированных кандидатов имеются однофамильцы, указанный кандидат, зарегистрированный кандидат вправе не позднее чем через 5 дней после последнего дня подачи документов на регистрацию зарегистрировать в соответствующей избирательной комиссии свой творческий псевдоним, а при наличии однофамильца - любой псевдоним, который он вправе одновременно с указанием фамилии, имени, отчества использовать в ходе предвыборной агитации. Этот псевдоним должен одновременно с указанием фамилии, имени, отчества указываться во всех официальных (в том числе информационных) документах и в иных материалах избирательных комиссий.

Период выдвижения кандидатов (списков кандидатов) составляет не менее 45 дней при выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами. При выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации период выдвижения кандидатов (списков кандидатов) - 30 дней, а при выборах в органы местного самоуправления, глав и иных должностных лиц муниципальных образований - 20 дней.

Избирательная комиссия в трехдневный срок заверяет список кандидатов и только после этого начинается сбор подписей избирателей в поддержку выдвинутых кандидатов (списка кандидатов).

После представления списка кандидатов в избирательную комиссию его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением изменений, вызванных выбытием (отзывом) кандидатов.

В поддержку кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых в порядке самовыдвижения, избирателями или избирательными объединениями (блоками), собираются подписи избирателей в порядке и количестве, определяемых законами. Максимальное количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов (списков кандидатов), не может превышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа.

Участие администрации предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение избирателей за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей в процессе и местах выдачи заработной платы запрещается. Грубое или неоднократное нарушение этих запретов может быть основанием для признания соответствующей избирательной комиссией либо судом недействительности собранных подписей и (или) отмены регистрации кандидата (списка кандидатов). Подписи, собранные в поддержку кандидата, выдвинутого избирательным объединением (блоком) по одномандатному избирательному округу и зарегистрированному окружной избирательной комиссией, не могут включаться Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в число подписей в поддержку федерального списка кандидатов, выдвинутого этим объединением (блоком).

4.2. Регистрация кандидатов (списка кандидатов). Необходимой стадией избирательн6ого процесса является регистрация кандидатов (списка кандидатов).

С момента регистрации кандидат приобретает соответствующий статус, который позволяет ему беспрепятственно и на равных условиях с другими участвовать в предвыборной кампании. Факт регистрации имеет юридическое значение. Именно с момента регистрации кандидат получает право вести предвыборную агитацию, выступать перед избирателями на собраниях, митингах, в печати, по телевидению, радио, получать от государственных и общественных органов, учреждений и организаций, органов местного самоуправления необходимые справочные и информационные материалы; выступать с программой своей будущей деятельности; ставить вопрос перед соответствующими избирательными комиссиями о предоставлении помещений для встреч с избирателями; об освобождении от выполнения производственных или служебных обязанностей во время предвыборной кампании.

Кандидаты (список кандидатов) регистрируются соответствующей избирательной комиссией при наличии необходимого количества собранных подписей избирателей. В избирательную комиссию наряду со списками избирателей представляется заявление кандидата (кандидатов) о согласии баллотироваться по данному избирательному округу.

Документы на регистрацию представляются не ранее чем за 85 дней и не позднее чем за 55 дней до дня голосования (до 18 часов по местному времени). Представление необходимого комплекта документов и есть предусмотренная действующим законодательством выражение воли (усмотрения) кандидата, избирательного объединения (блока).

Представленные в избирательную комиссию для регистрации документы не могут быть отозваны. Для регистрации кандидатов (списка кандидатов) в соответствующую избирательную комиссию представляются сведения о доходах и имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности. Сведения об источниках доходов гражданина, являющегося кандидатом, представляются в виде копии его декларации о доходах за год, предшествующий году назначения выборов (с отметкой налоговых органов). В случае, если в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах гражданин, являющийся кандидатом, не обязан представлять декларацию о доходах, он представляет справку о совокупной величине своих доходов за год, предшествующий году назначения выборов, из организации по месту получения доходов.

Избирательная комиссия вправе проверять достоверность сведений о доходах и имуществе кандидата (кандидатов). Так, по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва (в 1999 году) проводилась сплошная проверка достоверности биографических сведений и иных сведений, представленных кандидатами, избирательными объединениями (блоками).

Количество представляемых для регистрации кандидата (списка кандидатов) подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата (списка кандидатов), может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, не более чем на 15%.

Избирательная комиссия может проверять либо все представленные подписи избирателей, либо их часть, но не менее 20% от установленного законом количества подписей, необходимого для регистрации кандидата. Подписи для проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия).

Если число недостоверных подписей не менее 10% и не более 20% от количества проверенных подписей, избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата (списка кандидатов).

О каждой проверке должны извещаться все представившие подписи для регистрации кандидата (списков кандидатов) кандидаты, представители избирательных объединений (блоков), выдвинувших списки кандидатов.

При проведении проверки подписей, представленных избирательными объединениями (блоками), кандидатами, включая проведение выборки подписей для проверки, вправе присутствовать все представившие подписи кандидаты, представители кандидатов, избирательных объединений (блоков), выдвинувших кандидатов (списки кандидатов), представители избирателей, осуществивших выдвижение кандидатов.

Представление подписей избирателей может быть заменено внесением в избирательную комиссию кандидатом, избирательным объединением (блоком) избирательного залога.

Избирательный залог это денежные средства, внесенные кандидатом на специальный счет избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а избирательным объединением (блоком) - на специальный счет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации из средств избирательного блока. Внесение избирательного залога кандидатом, избирательным объединением (блоком) должно сопровождаться представлением им в соответствующую избирательную комиссию копии платежного поручения о перечислении средств избирательного залога с отметкой филиала Сберегательного банка Российской Федерации о принятии к исполнению.

Если зарегистрированный кандидат не избран и набрал по результатам голосования менее установленного законодательством числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, или избирательное объединение (блок) набрал менее установленного законом число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, внесенный ими избирательный залог перечисляется в доход соответствующего бюджета (федерального, регионального или местного).

Указанное число голосов для зарегистрированных кандидатов не может быть более 5% от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании в соответствующем избирательном округе, для избирательных объединений (блоков) - 3%. Предельный размер избирательного залога установлен в размере не более 15% от предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата, соответственно избирательного объединения (блока).

Регистрация кандидата (списка кандидатов) не может превышать 10 дней при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и 5 дней - в органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления.

Кандидат может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу. Данное правило не применяется при регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением (блоком) одновременно на одних и тех же выборах в одномандатном избирательном округе и в списке кандидатов по общефедеральному избирательному округу.

В случае отказа в регистрации кандидата (списка кандидатов) соответствующая избирательная комиссия обязана в течение суток с момента принятия решения выдать кандидату либо уполномоченному представителю избирательного объединения (блока), группе избирателей, выдвинувшим кандидата либо гражданину, выдвинувшему свою кандидатуру в порядке самовыдвижения, копию решения избирательной комиссии с приложением мотивов отказа. Основаниями отказа могут быть:

1) существенное нарушение порядка сбора подписей избирателей;
2) недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов) или превышение установленной законом предельной доли недостоверных подписей, подвергшихся проверке, если кандидатом, избирательным объединением (блоком) не был внесен избирательный залог;
3) недостаточность или недостоверность представленных кандидатом сведений о себе;
4) существенное нарушение порядка создания и расходования избирательного фонда;
5) иные основания, предусмотренные действующим законодательством.

В то же время, не допускается включение в список избирательного объединения (блока) лиц, ранее в нем не состоявших, равно как и перемещение в списке кандидатов, за исключением случаев, когда такое перемещение вытекает из изменения очередности в связи с выбытием некоторых кандидатов. Избирательная комиссия не вправе отказать в регистрации списка кандидатов, если изменения произведены в соответствии с действующим законодательством.

В случае, если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного кандидата, либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, либо будет зарегистрирован только один список кандидатов, выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов (списка кандидатов) и осуществления последующих избирательных действий.

И только при выборах органов местного самоуправления может проводиться голосование по одной кандидатуре, если это не противоречит законодательству субъекта Федерации.

Регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена (аннулирована) не позднее чем в день, предшествующей дню голосования в случае:

1) нарушения правил выдвижения и регистрации кандидатов (списка кандидатов);
2) нарушения правил ведения предвыборной агитации и финансирования избирательной кампании;
3) использования кандидатами и их доверенными лицами, руководителями избирательных объединений (блоков) должностного или служебного положения в целях избрания;
4) установления фактов подкупа избирателей кандидатами, избирательными объединениями (блоками), иными организациями, действующим в целях избрания определенных кандидатов (списков кандидатов);
5) по иным основаниям, установленным действующим законодательством.

Регистрация кандидата может быть отменена (аннулирована) также в случае существенной недостоверности сообщенных о себе сведений, а также непредоставлении данных о наличии неснятой или непогашенной судимости или о наличии иностранного гражданства.

Кандидат вправе в любое время отозвать свое заявление о согласии баллотироваться, письменно уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию. Указанное уведомление не подлежит отзыву.

Зарегистрированный кандидат независимо от того, выдвинут ли он в порядке самовыдвижения, избирательным объединением (блоком) или инициативной группой избирателей по одномандатному избирательному округу или по общефедеральному избирательному округу вправе в любое время, но не позднее чем за пять дней до дня голосования, снять свою кандидатуру, подав письменное заявление в соответствующую избирательную комиссию. Указанное заявление не подлежит отзыву. Решение об отмене регистрации подавшего заявление зарегистрированного кандидата принимается в течение суток.

Избирательное объединение в соответствии со своим уставом, избирательный блок по решению уполномоченных представителей, входящих в него объединений, представляя для регистрации список кандидатов вместе с собранными в поддержку подписями избирателей, вправе исключить некоторых кандидатов из списка, заверенного соответствующей избирательной комиссией для сбора подписей. Исключение может быть проведено и после регистрации, но не позднее чем за пять дней до голосования. Однако общее число кандидатов, исключенных из списка, не должно превышать 25% от общего числа кандидатов в заверенном списке. Согласно п. 13 ст. 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливалось, что исключению из общефедерального списка не подлежат первые три кандидата в списке избирательного объединения (блока).

Конституционный Суд Российской Федерации признал эту норму Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» неконституционной, ибо запрещение права кандидата (зарегистрированного кандидата) снимать свою кандидатуру ограничивает пассивное избирательное право гражданина и волеизъявление одного кандидата не может влиять на участие в избирательной кампании остальных лиц, выдвинутых по списку кандидатов.

Зарегистрированные кандидаты лишаются своего статуса в случае прекращения деятельности политической партии, массового общественно-политического движения, выдвинувших этих кандидатов.

Если кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру либо его регистрация была отменена в связи с нарушением правил предвыборной агитации все расходы, понесенные соответствующей избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов, относятся за счет этого кандидата.

4.3. Права и обязанности кандидатов, зарегистрированных кандидатов. Все кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их представители обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных законом. Во-первых, они не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Зарегистрированные кандидаты, замещающие согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» государственные должности категории «А», а также выборные муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного положения.

Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в средствах массовой информации по трудовому (на государственных предприятиях, учреждениях) или гражданско-правовому договору (т.е. в частных фирмах), на время участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей. Они представляют в соответствующую избирательную комиссию заверенную копию соответствующего приказа (распоряжения) не позднее трех дней со дня регистрации либо копию документов, удостоверяющих, что в этот срок было подано заявление об освобождении от своих обязанностей. Соответствующая избирательная комиссия выплачивает зарегистрированному кандидату денежную компенсацию за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Если кандидатами в президенты зарегистрирован Президент Российской Федерации, баллотирующийся на второй срок, или Председатель Правительства Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации временно исполняющий обязанности Президента Российской Федерации, они продолжают выполнять свои полномочия, но не вправе использовать преимуществ своего должностного положения.

Нарушениями, связанными с использованием преимуществ должностного и служебного положения, признаются:

1) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных и муниципальных служащих для осуществления в служебное время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию;

2) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, в случае, если иные кандидаты либо зарегистрированные кандидаты не могут использовать эти же помещения на таких же условиях;

3) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления для проведения сбора подписей и предвыборной агитации;

4) бесплатное или на льготных условиях использование для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанным транспортом в соответствии с федеральным законодательством о государственной охране;

5) проведение сбора подписей, предвыборной агитации государственными и муниципальными служащими в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок;

6) преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами, зарегистрированными кандидатами) к средствам массовой информации в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации.

При этом имеются в виду организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и периодические печатные издания, учредителями или соучредителями которых являются государственные или муниципальные органы. Это требование распространяется также на средства массовой информации, которые финансируются не менее чем на 15% из бюджета учредившей их организации, учреждения.

Зарегистрированные кандидаты, замещающие государственные должности категории «А» или выборные муниципальные должности, вправе вести предвыборную агитацию только в свободное от исполнения должностных обязанностей время. Данное правило не действует при использовании этими кандидатами бесплатного эфирного времени на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания.

Запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации должностным лицам, журналистам и творческим работникам организаций телерадиовещания и редакций средств массовой информации, если они являются зарегистрированными кандидатами. Запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через СМИ уполномоченным представителям по финансовым вопросам зарегистрированных кандидатов или уполномоченным представителям избирательных объединений, избирательных блоков, членов, уполномоченных представителей инициативных групп, выдвинувших зарегистрированных кандидатов.

Соблюдение этих ограничений не должно препятствовать осуществлению депутатами, выборными должностными лицами своих полномочий.

Каждый кандидат, зарегистрированный кандидат, избирательное объединение (блок) должны идти на выборы с программой своей будущей деятельности.

Программа кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения (блока) не должна провозглашать идеи расовой, национальной, религиозной, социальной, в том числе классовой исключительности либо вражды, содержать призывы к насильственному изменению существующего конституционного строя, нарушению территориальной целостности республики, прав и свобод человека, совершению иных действий, противоречащих Конституции и законам Российской Федерации.

При нарушении указанных требований соответствующая избирательная комиссия вправе отказать кандидату в регистрации, а в случае выдвижения такой программы после регистрации - отменить ее.

Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании после письменного уведомления избирательной комиссии о начале сбора подписей избирателей в поддержку кандидата (кандидатов).

Избирательные объединения (блоки), выдвинувшие списки кандидатов, обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей (в том числе по финансовым вопросам) соответствующими избирательными комиссиями.

Кандидаты, баллотирующиеся только по спискам избирательных объединений (блоков), не вправе создавать собственные избирательные фонды.

Федеральными и региональными законами устанавливаются предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата.

Кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (блокам) запрещается использовать иные денежные средства для оплаты работ по сбору подписей избирателей, ведения предвыборной агитации, осуществления других предвыборных мероприятий кроме средств, поступивших в их избирательные фонды. В противном случае соответствующая избирательная комиссия вправе отменить свое решение о регистрации кандидата (списка кандидатов).

Каждый кандидат, зарегистрированный кандидат обязан не позднее чем через 30 дней после окончания выборов представить в соответствующую избирательную комиссию отчет о размерах, источниках и о расходовании своего избирательного фонда.

Кандидатам, зарегистрированным кандидатам предоставляется равное право проводить встречи со своими избирателями на предвыборных собраниях и в другой удобной для избирателей форме.

Собрания избирателей организуются участковой избирательной комиссией совместно с низовыми органами государственной власти и местного самоуправления.

Собрания и встречи кандидатов с избирателями проводятся в нерабочее время.

Государственные органы и органы местного самоуправления должны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (блокам) в организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов, дискуссий, митингов, демонстраций и шествий, обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприятий. Однако предоставление для этих целей зданий и сооружений, включенных в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России, запрещается.

Избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (блокам) для проведения массовых мероприятий.

Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (блокам) гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. Они имеют право на предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, в периодических печатных изданиях, учредителями которых являются государственные или муниципальные органы, организации и учреждения.

К использованию бесплатного эфирного времени все зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения (блоки) должны быть допущены на равных основаниях.

На условиях договора, за плату зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (блокам) эфирное время должно предоставляться без ограничения. Агитационные материалы в периодических печатных изданиях должны публиковаться с указанием бесплатно или за счет избирательного фонда кандидата, избирательного объединения (блока) они помещены.

Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения (блоки) вправе выпускать агитационные печатные материалы. Экземпляры агитационных печатных материалов или их копии до начала их распространения должны представляться в избирательную комиссию, зарегистрировавшую соответствующего кандидата (список кандидатов).

Распространение анонимных печатных материалов запрещается.

Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения (блоки), выдвинувшие списки кандидатов, вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массовой информации (собрания и встречи с гражданами; публичные дебаты и дискуссии; митинги, демонстрации, шествия).

Зарегистрированный кандидат не может проводить предвыборную агитацию в период или в местах, когда и где ее проведение запрещено федеральным законодательством.

Это влечет наложение штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Нарушение предусмотренных законом правил поведения предвыборной агитации в периодических печатных изданиях и на каналах организаций, осуществляющих теле- и(или) радиовещание, а равно оказание предпочтения в информационных блоках организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, какому-либо кандидату, зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку влечет наложение штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Зарегистрированный кандидат, его доверенное лицо имеют право на получение в соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации списка избирательных участков с указанием их границ, адресов и телефонов территориальных и участковых избирательных комиссий, адресов помещений для голосования.

Кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (блокам), уполномоченным представителям, а также иным организациям, участвующим в предвыборной агитации, запрещается осуществлять подкуп избирателей; вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, осуществлявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных, материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, а также предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях.

Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения (блоки), их уполномоченные представители, иные лица и организации не вправе при проведении агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг (в том числе по итогам голосования) и других материальных благ, а также предоставления услуг иначе, чем допускается нормативными правовыми актами.

Зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения (блоки), их уполномоченные представители, другие участники избирательного процесса не вправе заниматься в ходе избирательной кампании благотворительной деятельностью. Им запрещено обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложением об оказании материальной и финансовой помощи или услуг избирателям. Благотворительная деятельность не должна осуществляться также от имени или в поддержку кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений (блоков) их уполномоченных представителей и доверенных лиц.

Кандидаты, зарегистрированные кандидаты, распространяющие заведомо ложные сведения о своих конкурентах, порочащие честь и достоинство кандидатов, несут ответственность в соответствии с федеральными законами.

Зарегистрированный кандидат должен вести предвыборную агитацию, соблюдая правила, установленные федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации о выборах.

4.4. Гарантии деятельности зарегистрированного кандидата. Федеральное и региональное избирательное законодательство предусматривает гарантии деятельности зарегистрированного кандидата.

Во-первых, администрация организации, командир воинской части, руководитель органа внутренних дел Российской Федерации, в которых работает, служит, проходит военные сборы, учится зарегистрированный кандидат, со дня регистрации кандидата соответствующей избирательной комиссией до дня официального опубликования итогов выборов обязаны по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, службы, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока.

Зарегистрированным кандидатам, замещающим государственные должности категории «А», а также выборные муниципальные должности, учитывая важность соблюдения принципа равенства прав зарегистрированных кандидатов и в целях создания оптимальных условий реализации избирательных прав граждан, рекомендуется изыскивать возможность ухода в отпуск на период избирательной кампании.

В случае освобождения от работы, службы соответствующая избирательная комиссия за счет средств федерального (регионального, муниципального) бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов, выплачивают зарегистрированному кандидату денежную компенсацию в размере его средней месячной заработной платы (денежного содержания, денежного довольствия), но не превышающую минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов.

Отказ администрации (работодателя) предоставить предусмотренный законом отпуск для проведения агитационной и иной предусмотренной законодательством о выборах деятельности, способствующей избранию зарегистрированного кандидата (списка кандидатов), равно как и отказ администрации (работодателя) освободить в установленном законом порядке от работы кандидата влечет наложение штрафа в размере от пятнадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Денежная компенсация выплачивается зарегистрированному кандидату за время освобождения от основной работы на основании приказа по основному месту его работы или службы о предоставлении неоплачиваемого отпуска.

Во-вторых, кандидат, зарегистрированный кандидат должен получить от соответствующей избирательной комиссии положенные ему денежные средства, которые переводятся на его специальный избирательный счет в Сберегательном банке Российской Федерации. За несвоевременное перечисление средств кандидатам, зарегистрированным кандидатам на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, наделенных полномочиями на перечисление средств, кредитных учреждений, отделений связи, избирательных комиссий налагается штраф в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Кандидат, зарегистрированный кандидат имеет право распоряжаться средствами своего избирательного фонда как лично, так и через назначенного им уполномоченного представителя по финансовым вопросам. Избирательный фонд кандидата, зарегистрированного кандидата считается созданным со дня открытия, а ликвидируется в день закрытия специального избирательного счета в филиале Сберегательного банка Российской Федерации.

Кандидат, зарегистрированный кандидат, лицо, являвшееся кандидатом, зарегистрированным кандидатом отвечает: 1) за незаконное (нецелевое) использование денежных средств помимо собственного избирательного фонда; 2) за принятие пожертвований от организаций, если это запрещено законом; 3) за превышение установленных законом предельных сумм расходования денежных средств из избирательного фонда на не предусмотренные законом цели. Такие действия влекут наложение штрафа на этих лиц в сумме, равной трехкратному размеру использованных денежных средств.

Кандидат, зарегистрированный кандидат отвечает за использование помимо средств избирательного фонда незаконной материальной поддержки со стороны граждан, юридических лиц, их филиалов, представительств и иных подразделений, а также за использование анонимной материальной поддержки (т.е. без указания источника ее происхождения). Такие действия влекут наложение штрафа на кандидата, зарегистрированного кандидата, лицо, являвшееся кандидатом, зарегистрированным кандидатом, в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда.

По окончании избирательной кампании кандидат, зарегистрированный кандидат, лицо, являвшееся кандидатом, зарегистрированным кандидатом обязаны представить отчет об использовании средств избирательного фонда в соответствующую избирательную комиссию. Непредоставление в установленный законом срок отчета, сведений об источниках и размерах поступлений (пожертвований) в избирательный фонд, и обо всех произведенных затратах на проведение выборов, либо представление неполного отчета, либо неполное предоставление таких сведений, либо предоставление недостоверных сведений отчета, влечет наложение штрафа на этих лиц в размере от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

В-третьих, не допускается распространение информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированных кандидатов. В случае нарушения зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением (блоком) этого положения, избирательная комиссия выносит ему предупреждение либо обращается в правоохранительные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности. Избирательная комиссия вправе также отменить решение о регистрации кандидата (списка кандидатов).

В-четвертых, зарегистрированный кандидат может обжаловать распространение агитационных печатных, аудиовизуальных материалов без его письменного согласия или анонимных агитационных материалов.

Обнародование (опубликование) в теле-, радиопрограммах на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, при отсутствии либо непредоставлении зарегистрированному кандидату возможности обнародовать (опубликовать) до окончания срока предвыборной агитации в тех же теле-, радиопрограммах на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, или в тех же периодических печатных изданиях опровержение либо иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации, если в соответствии с федеральным законом предоставление такой возможности является обязательным, влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

В-пятых, зарегистрированный кандидат имеет право на возмещение транспортных расходов при пользовании любыми видами транспорта общего пользования за исключением такси и заказных рейсов в пределах территории своего избирательного округа, а если речь идет о кандидате в Президенты Российской Федерации или о кандидате, зарегистрированном по общефедеральному избирательному списку, в пределах территории Российской Федерации. При этом зарегистрированному кандидату возмещается стоимость проездных билетов при поездках на пригородном (не более 30 поездок) и на междугородном (не более 89 поездок от места жительства, указанного в заявлении о согласии баллотироваться, до центра субъекта Федерации и обратно) транспорте - по предъявлении проездных билетов, а также стоимость проездных билетов при поездках на городском транспорте - по предъявлении проездных билетов за соответствующий срок.

Возмещение зарегистрированному кандидату транспортных расходов производится соответствующей избирательной комиссией за счет средств федерального (регионального, муниципального) бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Однако зарегистрированный кандидат не может получить выплату денежной компенсации и возмещение транспортных расходов до того момента, пока он не представит в соответствующую избирательную комиссию итогового финансового отчета.

В-шестых, установлены гарантии трудовых прав зарегистрированных кандидатов. Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, в том числе на работу в другую местность, а также направлен в командировку, призван на военную или альтернативную службу и военные сборы. Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом.

В-седьмых, зарегистрированный кандидат не может быть привлечен без согласия прокурора (соответственно уровню выборов) к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия на привлечение к уголовной ответственности, арест прокурор обязан известить избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата.

4.5. Доверенные лица кандидатов Зарегистрированный кандидат, а также зарегистрировавшее список кандидатов избирательное объединение (блок) вправе назначить доверенных лиц.

Полномочия доверенных лиц начинаются со дня их регистрации соответствующей избирательной комиссией и заканчиваются вместе с утратой назначившим их зарегистрированным кандидатом своего статуса. Исключения составляют случаи, когда зарегистрированный кандидат досрочно отзывает своих доверенных лиц или доверенное лицо по собственной инициативе слагает свои полномочия. Полномочия доверенных лиц сохраняются не позднее официального опубликования общих результатов выборов, а если по жалобам в связи с нарушением избирательного законодательства ведется судебное разбирательство - до вынесения окончательного решения суда.

Доверенные лица регистрируются соответствующей избирательной комиссией в течение трех дней со дня поступления письменного заявления зарегистрированного кандидата о назначении доверенных лиц и письменного заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом кандидата. В названных заявлениях указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес, место жительства доверенного лица (наименование субъекта Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт, улица, номер дома и квартиры), а также серия, номер и дата выдачи паспорта или замещающего его документа. Список доверенных лиц представляется в соответствующую избирательную комиссию в печатном и машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Доверенные лица зарегистрированного кандидата получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверение. На срок проведения избирательной кампании доверенные лица зарегистрированного кандидата могут получить по их просьбе неоплачиваемый отпуск.

Доверенные лица зарегистрированного кандидата осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию зарегистрированного кандидата. Доверенное лицо имеет также полномочия наблюдателя.

Доверенные лица агитируют за избрание кандидата, представляют его интересы во взаимоотношениях с избирателями, государственными органами, общественными объединениями, избирательными комиссиями. Зарегистрированные кандидаты избирательные объединения (блоки), назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом избирательную комиссию. В этом случае удостоверение, выданное доверенному лицу, аннулируется. Число доверенных лиц зарегистрированного кандидата, избирательного объединения (блока) устанавливается действующим законодательством. Так, кандидат в Президенты Российской Федерации может иметь 600 доверенных лиц. Доверенное лицо не может быть членом избирательной комиссии.

Прекращение статуса зарегистрированного кандидата. Кандидат, зарегистрированный кандидат, выдвинутый избирательным объединением (блоком) может быть в любое время отозван по решению выдвинувшего его органа, но не позднее чем за пять дней до голосования. Для этого в соответствующую избирательную комиссию подается письменное заявление от избирательного объединения (блока). Указанное заявление не подлежит отзыву. В случае отзыва зарегистрированного кандидата соответствующая избирательная комиссия принимает решение об отмене регистрации кандидата и взыскивает с избирательного объединения (блока) средства федерального бюджета, полученные зарегистрированным кандидатом.

Избирательная комиссия, приняв решение об отмене регистрации кандидата, незамедлительно уведомляет об этом лицо, в отношении которого принято это решение, и выдает ему копию указанного решения.

Избирательная комиссия признает выбывшим кандидата, зарегистрированного кандидата в случае его смерти, признания его умершим или утраты кандидатом зарегистрированным кандидатом права быть избранным депутатом или должностным лицом.

В случае, если ко дню голосования останется менее двух зарегистрированных кандидатов, выборы по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются для дополнительного выдвижения кандидата и осуществления последующих избирательных действий.

Во всех случаях, если зарегистрированный кандидат снял свою кандидатуру или избирательное объединение (блок) отозвал зарегистрированного кандидата без вынуждающих к тому обстоятельств, расходы, понесенные избирательными комиссиями при подготовке и проведении выборов, взыскиваются с этого зарегистрированного кандидата, соответственно - с избирательного объединения (блока).

Расходы избирательного блока в данном случае распределяются в равных долях между избирательными объединениями, входящими в этот блок.

Обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного кандидата к снятию своей кандидатуры, а избирательное объединение (блок) к отзыву зарегистрированного кандидата, понимается: а) признание зарегистрированного кандидата судом недееспособным или ограничено дееспособным; б) тяжелая болезнь; в) стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников.

Зарегистрированный кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, связанных со статусом зарегистрированного кандидата, со дня официального опубликования общих результатов выборов.

Признание зарегистрированного кандидата избранным осуществляется при условии представления в соответствующую избирательную комиссию копии приказа (распоряжения) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата или выборного должностного лица.

В случае, если соответствующая избирательная комиссия назначит повторное голосование, зарегистрированные кандидаты, по кандидатурам которых не проводится повторное голосование, утрачивают свой статус со дня назначения соответствующей избирательной комиссией даты повторного голосования. Однако если до проведения повторного голосования один из зарегистрированных кандидатов, по которому должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру, зарегистрированный кандидат, занявший место выбывшего зарегистрированного кандидата, вновь приобретает права и обязанности, связанные со статусом зарегистрированного кандидата.

Зарегистрированный кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, связанных со статусом зарегистрированного кандидата, с момента официального объявления избирательной комиссией результатов выборов в средствах массовой информации.

Практически у него остается только одна обязанность: представить соответствующей избирательной комиссии отчет о расходовании средств избирательного фонда.

Если проводится повторное голосование, а в списках остается только один кандидат, то место выбывшего кандидата занимает кандидат, получивший на общих выборах наибольшее число голосов избирателей после кандидатов, по которым первоначально было назначено повторное голосование. Этот кандидат вновь приобретает статус зарегистрированного кандидата.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта