ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
Методические рекомендации к решению ситуационных задач по избирательному праву и избирательному процессу
К.ю.н., доц. А.Яшин
Решение ситуационных задач является составной частью практического усвоения участниками (субъектами) избирательного процесса основ избирательного права, а также сути составляющих избирательный процесс элементов (этапов), в том числе с учетом появления нестандартных (специфических) условий для ряда субъектов этого процесса, при организации и проведения выборов в федеральные органы государственной власти: Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Самостоятельному рассмотрению содержания задач пользователем данного издания должна предшествовать определенная теоретическая подготовка и непременное ознакомление с федеральным и региональным законодательством о выборах (смотри части 1-2 настоящего Сборника).
В случае использования ситуационных задач в учебном процессе в вузах и иных учебных заведениях слушателям необходимо давать, как правило, предварительные разъяснения (консультации) преподавателями (кафедры конституционного права) по их решению.
Предварительная теоретическая подготовка по названной тематике предполагает уяснение понятия института выборов, избирательного права (в объективном и субъективном смысле), избирательной системы как способа определения результатов голосования (мажоритарная, пропорциональная, смешанные избирательные системы), принципов избирательного права, которые закреплены в федеральном законодательстве о выборах (смотри «Современное избирательное право России». Сборник нормативных правовых актов).
Принципы избирательного права необходимо рассматривать как единую систему. Вместе с тем, их необходимо разделять на две (основные) группы: во-первых, принципы организации выборов, которые включают в себя свободу, обязательность, своевременность назначения, периодичность, альтернативность, состязательность, открытость и гласность выборов; во-вторых, принципы участия избирателей в выборах всеобщие, равные, свободные и добровольные, прямые при тайном голосовании.
Формированию и закреплению необходимых навыков каждому участнику избирательного процесса будут способствовать последовательно представленные в 1, 2, 3 частях данного Сборника нормативные правовые акты, лекции и схемы по избирательному праву, интерактивная игра, иные материалы, подобранные авторами этого Издания, в том числе, с учетом индивидуальных особенностей различных пользователей, включая, организаторов выборов системы избирательных комиссий Российской Федерации, работников представительных и исполнительных органов государственной власти, работников правоохранительных органов и судебной системы, кандидатов и их доверенных лиц, наблюдателей и других участников избирательного процесса.
Любой пользователь настоящего проекта имеет реальную возможность самостоятельной работы по любому интересующему его вопросу избирательного права и избирательного процесса в Российской Федерации. Особое внимание всех участников процесса должно быть уделено изучению нормативных правовых актов о выборах, как федерального уровня, так и субъектов Российской Федерации. Соответственно каждому этапу избирательного процесса, авторами предлагается серия ситуационных задач и ответы на поставленные в них вопросы.
Решение ситуационных задач основано, прежде всего, на применении норм базового Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 года (с изменениями и дополнениями от 30 марта 1999 года); федеральных законов «О выборах Президента Российской Федерации» от 31 декабря 1999 года; «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 24 июня 1999 года, «О выборах Президента Российской Федерации» от31 декабря 1999 года, « Кодекс РСФСР об административных правонарушениях».
В некоторых задачах, одновременно приводятся в качестве примера ситуации, рассмотрение (решение) которых связано с анализом норм, в том числе Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года, Гражданского кодекса Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах» от 6 декабря 1999 года ; Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в статью 10 Закона Российской Федерации «О милиции» от 6 декабря 1999 года и других федеральных законов, имея в виду, что Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является стержневым.
Авторами рекомендуется обратить Ваше внимание на: общие положения, порядок формирования и деятельности, а также статус каждого составного элемента системы избирательных комиссий, начиная с Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и заканчивая участковой избирательной комиссией; порядок выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты по федеральным партийным избирательным спискам и одномандатным избирательным округам; права избирателей, кандидатов, зарегистрированных кандидатов и иных субъектов избирательного процесса; порядок составления списков избирателей, порядок голосования на избирательных участках.
Положения названных федеральных законов следует знать особенно в части регулирования порядка участия различных профессионально-возрастных групп избирателей, избирательных объединений в федеральных и региональных избирательных кампаниях.
Перед началом решения ситуационных задач, рекомендуется провести сеанс интерактивной игры, однако, этот вопрос определяет для себя каждый пользователь данного CDRum самостоятельно (в зависимости от уровня теоретической и практической подготовки). Указанный подход позволяет в оптимальном режиме овладеть методикой рассмотрения (решения) ситуационных задач с учетом постепенного закрепления пользователем теоретических основ и положений нормативных правовых источников. избирательного права.
Решение ситуационных задач позволит в значительной степени укрепить правовую подготовку организаторов выборов, наблюдателей, представителей средств массовой информации, кандидатов и их доверенных лиц. Возможно групповое (ролевое) решение ряда ситуационных задач командой кандидата. В частности, отдельные задачи целесообразно применять кандидату при подборе, расстановке и контроле персонала своей команды руководителя штаба избирательной кампании (менеджера), аналитиков, пропагандистов (агитаторов) и т.д. Предпочтительнее, в зависимости от ситуации, выполнять задачи индивидуально ли6о группами в пределах от 3 до 5 человек (при соответствующем оснащении конкретной группы ПЭВМ). Это будет способствовать всеобъемлющему рассмотрению ситуационных задач и более эффективному закреплению поставленных вопросов, привлечению внимания к участию в решении данной ситуации большего числа пользователей. При необходимости, пользователю может быть предложено расширение условий задания и углублен анализ аналогичных ситуаций, известных участникам избирательного процесса, из их практики участия в избирательных кампаниях, включая, рассмотрение дел в ходе судебных заседаний.
Разрешение каждой конкретной ситуационной задачи должно основываться на анализе конкретных правовых норм, сопровождаться ее оценкой, выяснением правомерности действий участников избирательного процесса. По итогам решения ситуационных задач необходимо тщательно проанализировать допущенные ошибки, рассмотреть вопросы о применении в целях закрепления полученных навыков и оптимального применения их на практике.
Каждый пользователь имеет реальную возможность четко знать не только определяемые законодательством о выборах базовые параметры своего статуса , но и правовые аспекты(вопросы) предвыборной агитации, финансирования выборов, голосования, определения результатов а также разбираться в видах юридической ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах.
ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|