«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
Фракции и депутатские группы
Существенным элементом структуры Законодательных Собраний является существование в их составе фракций и депутатских групп. В этом вопросе различия между регионами РФ очень существенны. Мало того, что законодательные собрания имеют различное устройство, их регламентные требования также существенно отличаются. Многие легислатуры вообще не имеют своем составе зарегистрированных партий и депутатских групп, но это не означает, что все депутаты беспартийны
Отсутствовавшие на протяжении 70 лет фракции в органах власти СССР возродились 1989 году, когда на Съезде народных депутатов СССР была образована Межрегиональная депутатская группа, объединившая разношерстную демократическую и околодемократическую оппозицию. Выборы 1990 года привели к появлению фракций в региональных и даже городских Советах в РСФСР. Впереди всех, разумеется шли Моссовет* и Ленсовет*, получившие наиболее дробное фракционное деление. Фракции «Демократическая Россия» были созданы во многих областных, краевых и республиканских Советах, а также в городских советах многих крупных городов. За четырнадцать лет деятельность фракций уже прочно вошла в парламентскую практику России и ее регионов.
Разница между фракциями и депутатскими группами существует исключительно в тех законодательных собраниях, в которых регламентом предусмотрено существование и тех и других. Как правило, разница заключается в том, что фракции создаются на партийной основе, в то время как депутатские группы имеют непартийное происхождение. Обычно вхождение беспартийных депутатов в состав депутатских объединений связано с объединением части депутатов на базе того или лоббистского интереса (интересы того или иного города или конкретной отрасли) или же с целью распределения руководящих постов. Как правило, депутатские группы очень ситуативны и существуют обычно не более одного созыва. За такими объединениями нет партии, они не корреллируются с той иной общественной стриктурой и иногда объединяют представителей разных партий, но при этом иногда охватывают почти весь депутатский корпус. Так если в Московской области считать группу «Развитие. Область. Стабильность», то число депутатов входящих в депутатские объединения сразу достигнет почти полного состава областной Думы. Сюда же можно добавить группу «Доверие» в Ленинградской области.
Обычно регламент разрешает депутату входить только в одно депутатское объединение, но бывают и исключения так в Пермской области и Ставропольском крае депутатам разрешено совмещать членство во фракции и в депутатской группе. Другой яркий пример такого рода Законодательное Собрание Иркутской области, где на протяжении некоторого времени существовали две фракции («Единая Россия» и СПС) и две депутатские группы («Деловой союз» и «Народный депутат») с пересекающимися составами. При этом регламент допускал возможность одновременного нахождения депутата во фракции и депутатской группе. В то же время одновременное членство в нескольких фракциях было запрещено. Однако в большинстве регионов юридически фракция и депутатская группа равноправны и отличаются только названиями. Так фракции в Калининградской областной Думе или Законодательном Собрании Санкт-Петербурга не имеют принципиальных отличий от депутатских групп в Государственном Собрании Марий-Эл или Московской областной Думе. Но в ряде регионов (Ярославская, Архангельская, Пермская области) допускается или допускалось одновременное членство в нескольких фракциях или депутатских группах, что несколько усложняет анализ их состава.
В многих регионах распространены лоббистские группы или группы интересов типа депутатской группы промышленников в Сахалинской областной Думе, «Союза товаропроизводителей и предпринимателей» в Саратовской области, группы РОСТ («Развитие. Область. Стабильность.») в Московской областной Думе или депутатские группы «Содружество» в ЗС Оренбургской области и «Диалог» в ЗС Пермской области, представляющие интересы областных центров. Реже встречается политически-лоббистские коалиции Фракция «Единая Россия Союз промышленников» в Алтайском краевом Совете.
Особняком стоит депутатская группа «Диалог» в Законодательном Собрании Ленинградской области, она была создана на основе приемных представителя президента РФ в Северо-Западном Федеральном округе В.Черкесова. В связи с этим интересно будет наблюдать дальнейшую судьбу данной группы после смены полпреда в марте 2003 года, когда эту должность заняла Валентина Матвиенко. Кроме «Диалога» Черкесов успел создать в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга предыдущего созыва фракцию «Невский диалог», но созданная под занавес работы Законодательного Собрания после выборов данная фракция исчезла. Тем более что 3 из 5 ее депутатов не смогли подтвердить свои полномочия.
Вообще не предусмотрено регламентом существование фракций в Тамбовской областной Думе, Законодательном Собрании Красноярского края и др. Так имеющая сильно партизированный состав Московская городская Дума не имеет в своем составе не одной фракции. Попытка Союза правых сил сформировать в 2002 году таковую из 6 своих депутатов привела к выходу из СПС двух (а затем и трех) депутатов* и потери необходимой для фракции численности. Необходимое количество депутатов для создания фракций в разных регионах может колебаться от 3 (Корякский АО, Астраханская область) до 20 (Удмуртия). При этом в Удмуртии существует своеобразный двойной стандарт для образования фракции необходимо 20 депутатов, но свое существование фракция прекращает только если ее численность падает ниже 15 депутатов. В Смоленской областной думе во фракции должно состоять не менее 1/5 депутатского корпуса. В Татарстане численность фракций не регламентирована, но есть статья регламента, что по требованию группы (фракции) народных депутатов Республики Татарстан численностью не менее семи депутатов и в соответствии с их заявлением секретариат распространяет подготовленный ими материал среди народных депутатов Республики Татарстан. Однако в большинстве регионов нормой считается численность 5 депутатов.
Как показало исследование, наиболее часто представлены в законодательных собраниях фракции «Единой России», КПРФ (НПСР), СПС и Народной партии. Свои фракции в некоторых регионах также имеет АПР (Республика Алтай) или просто аграрии (Ярославская область, Чувашия). Или входит, как составляющая часть, в более широкие фракционные коалиции (Алтайский край, Курганская область).
Являющееся значимым фактором на федеральной арене «Яблоко» в регионах достаточно слабо. Свою фракцию «Яблоко» традиционно имеет только в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга. В остальных регионах «Яблоко» представляют либо 1-2 отдельных депутата, либо наблюдается полное отсутствие представительства. В тоже время соперник «Яблока» в борьбе за либеральную нишу СПС обладает фракциями во многих регионах (Архангельская, Иркутская, Пермская, Калининградская области, Эвенкийский АО) и еще больше распространено его представительство меньшими группами депутатов. Крайне незначительна представленность в составе законодательных собраний ЛДПР ни одной фракции регионального уровня, можно отметить лишь одного (было 2) депутата в Законодательном Собрании Архангельской области, одного в Калининградской областной думе, одного в Законодательном Собрании Краснодарского края, двух в Карелии. Представленность в законодательных собраниях иных партий совсем незначительна (хотя их пресс-службы иногда склонны заниматься мистификациями и сообщать о несуществующих фракциях и депутатах).
* «Отечество», «Московские левые», «Москва», «Демократическая Россия», «Христианские демократы», фракция ДПР и др.
* «Возрождение Ленинграда», «Диалог», фракция на платформе Ленинградского народного фронта, Объединенная фракция социал-демократов и республиканцев и др.
* Позднее еще один ушел из СПС в Партию жизни.
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|