ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
В период с 20 по 29 июля 2003 года сотрудники Института социальной и политической психологии провели проективный социологический опрос взрослого населения 5 субъектов Российской Федерации (Санкт-Петербурге; республике Башкортостан; Хабаровском крае, а также в Новосибирской и Ярославской областях).
Тема опроса: «Электоральные ожидания и установки в год выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ».
Это второй опрос по данной теме. Первый проводился в период с 20 по 29 мая 2003 года в Воронежской, Московской, Нижегородской, Свердловской областей и республики Татарстан.
При сборе информации использовался метод очного интервьюирования («face to face») с применением методики стандартизированного программного интервью. Компьютерная обработка результатов опроса произведена с помощью пакета прикладных статистических программ SPSS 10,0.
Выборка бесповторная, квотная, пропорциональная. Отбор респондентов осуществлялся по референтному окружению интервьюеров. В целях повышения надёжности результатов исследования в ходе обработки использовались статистически обоснованные модели перевзвешивания данных (с учётом достоверно известных параметров населения субъектов РФ).
Анализ полученных линейных распределений по основным социально-демографическим параметрам позволяет сделать вывод о том, что полученные выборки являются репрезентативными для генеральных совокупностей, включающей взрослое (18 лет и старше) население указанных субъектов РФ. Статистическая погрешность каждой выборки для одномерных распределений не превышает 2,75% для уровня надБжности 97,5%.
Компоненты коллективного бессознательного, выявленные посредством анализа результата выполнения респондентом проективного задания, отражены в таблицах №№ 23 (мотивационная стратегия избирателя), 24 (архетип «ИСТИНА-ПОЛЬЗА»), 25 (архетип «РИТУАЛ-СВОЕВОЛИЕ»), 26 (архетип «ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ-ВЫЧУРНОСТЬ»). Краткое пояснение сущности проективных характеристик мы приводили при описании первого проективного социологического исследования, и читатель может ознакомиться с ним на сайте http://www.democracy.ru/library/practice/candidates/duma2003regvoters/index.html
Полученные результаты свидетельствуют о cтабилизации позиций партий «Единая Россия» и КПРФ. Также как и в предыдущем (майском) опросе эти партии занимают лидирующие позиции. Причем разрыв между ними несколько сократился, но лидерство КПРФ не вызывает сомнений.
Очень интересная динамика отмечается среди других партий. Так, ЛДПР и «Союз правых сил» вопреки активизации рекламной компании потеряли значительное количество голосов. А Народная Партия РФ, напротив, совершила стремительный рывок и теперь уже уверенно преодолевает 5% барьер.
Вполне вероятно, что рекламная модель 1999 года, используемая «Союзом правых сил», не отвечает требованиям сегодняшней ситуации. Более того, рекламная модель, используемая «правыми» сегодня, уступает модели 1999 года не только по критерию новизны и актуальности мессаджей, но и по совокупному образу лидеров. В 1999 году рационально-рассудочный стиль общения Кириенко дополнялся эмоционально-конфликтным стилем Чубайса, диалогичным стилем Титова и наглядно-образным стилем Хакамады. Борис Немцов, позитивно воспримаемый в качестве немой картинки («секс-символ» кампании), поддерживал эмоциональный тонус пассивных созерцателей рекламного действа, среди которых было немало сторонников СПС.
Сегодня Немцов играет совершенно несвойственную ему роль комплексного «лица партии». Он появляется на телеэкранах и для того, чтобы отреагировать на важные события, и для того, чтобы объяснить зрителям программные установки партии, и для того, чтобы поддержать позитивный тонус пассивных созерцателей. В итоге зритель имеет слишком много Немцова с уставшим и малоподвижным выражением лица. Если добавить крайне низкий уровень аналитичности изложения (здесь Немцов на порядок уступает Кириенко) и практическое отсутствие тонкого чувства образности (здесь он значительно уступает Хакамаде), то провал затеи с повторением рекламной кампании-99 становится вполне понятным.
Проблемы ЛДПР, на наш взгляд, заключаются в исчерпанности личностного ресурса В.В. Жириновского. Повторение ироничного может выглядеть смешным, однако повторение смешного представляется уже вздорным. Поэтому эскапады Владимира Вольфовича не вызывают у большинства избирателей ничего кроме раздражения.
Впрочем, Вы сами можете оценить позиции различных партий, взглянув на данные таблиц 1-26.
ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|