«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
РАЗДЕЛ II. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ
1. Законодательство о выборах. Избирательные комиссии
Вопрос: Каковы главные отличия недавно принятого Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав...» от ранее действовавшего Закона с таким же названием от 19 сентября 1997 г.?
Ответ: 15 июня 2002 г. в «Российской газете» был опубликован и 25 июня 2002 г. вступил в силу Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Он распространяется на выборы, назначенные после его вступления в силу.
Этот закон — более объемный документ, чем закон с аналогичным названием, принятый в 1997 г. Он содержит более подробные правила проведения выборов в субъектах Федерации. В частности, им вводится правило, в соответствии с которым выборы законодательного органа субъекта Федерации должны проводиться с обязательным использованием принципа пропорционального представительства. При этом не менее половины депутатских мандатов в законодательном органе субъекта Российской Федерации или в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, избирательными блоками, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Ранее субъекты Федерации решали этот вопрос самостоятельно.
Изменены принципы формирования избирательных комиссий. Председатели избирательных комиссий субъектов Федерации избираются по предложению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Формирование окружных, территориальных и участковых комиссий осуществляется вышестоящими избирательными комиссиями. В целом система избирательных комиссий стала более централизованной.
Кандидаты получают право на предвыборную агитацию не с момента регистрации, как это было предусмотрено ранее, а сразу после их выдвижения. Уточнены критерии, согласно которым те или иные акции могут быть признаны предвыборной агитацией. Вводятся некоторые меры, направленные на противодействие использованию «административного ресурса». В частности, кандидаты, замещающие государственные должности категории «А» в органах исполнительной или судебной власти, после их регистрации обязаны уйти в отпуск.
Позитивное значение имеет усложнение процедуры отмены регистрации кандидатов в депутаты, что является дополнительной гарантией осуществления гражданами пассивного избирательного права. Ограничена возможность применения процедуры досрочного голосования. В Законе уточняются критерии признания недействительными результатов выборов. В целом, новый Федеральный закон более продвинут с точки зрения юридической техники по сравнению с ранее действовавшим Законом (уточнены понятия «кандидат», «избирательная кампания» и некоторые другие).
Недостаток нового Закона в том, что он достаточно сложен, что способно вызвать определенные затруднения в его практическом применении.
Вопрос: Какими правами в избирательном процессе обладают профсоюзы?
Ответ: Профессиональные союзы являются особым видом общественных объединений, поэтому о формах их участия в выборах можно судить по положениям, относящимся к общественным объединениям, которые содержатся в избирательных законах. Профсоюзы вправе участвовать в предвыборной агитации, назначать наблюдателей. В то же время следует иметь в виду, что, поскольку профсоюзы в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» не являются политическими общественными объединениями, они не могут выдвигать кандидатов, входить в избирательные блоки (п. 5 ст. 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Вопрос: Могут ли некоммерческие организации выставлять наблюдателей на выборах?
Ответ: В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 1996 г. некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных Законом. Из этих разновидностей некоммерческих организаций только общественные объединения, созданные и зарегистрированные на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне, при проведении выборов вправе назначать наблюдателей (ст. 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Вопрос: Одна из участковых избирательных комиссий избирательного округа, по которому я баллотируюсь, сформирована исключительно из лиц, работающих на одном предприятии. Я вижу в этом угрозу того, что администрацией этого предприятия против меня может быть использован административный ресурс, и опасаюсь нарушений при подсчете голосов. Допускает ли Закон такого рода формирование участковых избирательных комиссий?
Ответ: Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав...» не вводит количественных ограничений на вхождение в участковую избирательную комиссию лиц, работающих на одном и том же предприятии.
В то же время следует отметить, что в Федеральном законе предусмотрена процедура формирования участковых комиссий, которая препятствует тому, чтобы избирательные комиссии формировались под влиянием административного ресурса. Согласно статьям 22 и 27 Федерального закона участковые избирательные комиссии формируются на основе предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в представительном органе местного самоуправления, общественных объединений, а также предложений представительного органа местного самоуправления, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. При этом на основе предложений указанных политических партий, избирательных блоков назначается не менее половины от общего числа членов участковых комиссий.
Также следует иметь в виду, что для осуществления контроля за деятельностью избирательной комиссии после регистрации кандидаты вправе назначить в каждую участковую избирательную комиссию по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса, а для контроля за голосованием и подсчетом голосов направить во все участковые избирательные комиссии своих наблюдателей.
Вопрос: На какой основе (постоянной или временной) действуют территориальные избирательные комиссии?
Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» территориальные избирательные комиссии действуют на постоянной основе, то есть в течение всего срока их полномочий работают в одном и том же составе. Кроме того, законом субъекта Российской Федерации этим комиссиям может быть придан статус юридического лица (п. 4 ст. 26).
Вопрос: Я член участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса. В день выборов у меня возникли подозрения в том, что в список избирателей включены «мертвые души». Однако на мою просьбу ознакомиться со списками избирателей председатель избирательной комиссии заявил, что я не имею права работать со списками избирателей, так как в них содержится конфиденциальная информация о гражданах. Законна ли такая позиция?
Ответ: Отказ члену участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса ознакомиться со списками избирателей является незаконным. Статус членов избирательных комиссий регламентируется статьей 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав...». Члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса обладают теми же правами, что и члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключениями, прямо предусмотренными в пункте 22 статьи 29 данного Федерального закона. Право на ознакомление со списками избирателей не отнесено к числу исключительных прав членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, поэтому у члена участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса есть все основания требовать предоставить ему возможность ознакомиться со списками избирателей. Отказ в этом может быть обжалован в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
Вопрос: В день голосования члены участковой избирательной комиссии выдавали избирательные бюллетени по спискам избирателей, которые представляли собой разрозненные листы и каждый из которых не был заверен. Подменить такие листы не составляло никакой сложности. Как такая практика соответствует Закону?
Ответ: Избирательная комиссия действовала с нарушением порядка работы со списками избирателей, установленного Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Списки избирателей должны быть в обязательном порядке заверены. Согласно пункту 13 статьи 17 Федерального закона участковая комиссия вправе разделить первый экземпляр списка избирателей, участников референдума на отдельные книги. Каждая такая книга не позднее дня, предшествующего дню голосования, должна быть сброшюрована (прошита), что подтверждается печатью соответствующей участковой комиссии и подписью ее председателя.
Вопрос: Я являюсь членом территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса. Могу ли я продолжать работу в этой комиссии в случае избрания меня депутатом местного представительного органа самоуправления района, где работает другая территориальная комиссия?
Ответ: Депутат представительного органа местного самоуправления района не может быть членом территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса другого района. Запрет на членство в избирательных комиссиях депутатов представительных органов местного самоуправления, установленный в статье 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав...», носит абсолютный характер, то есть не допускает каких-либо исключений для депутатов представительных органов, деятельность которых не распространяется на территорию, подведомственную соответствующей избирательной комиссии.
Вопрос: Протокол заседания территориальной избирательной комиссии, на котором решался вопрос о регистрации кандидата, подписан только председателем и секретарем ТИК. Подписей остальных членов комиссии, участвовавших в заседании, нет. Является ли в этом случае протокол юридически значимым?
Ответ: В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав...» требование о том, чтобы протокол, составленный избирательной комиссией, был подписан всеми членами комиссии, касается только протоколов об итогах голосования и о результатах выборов. Иные протоколы подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии. Таким образом, протокол заседания комиссии, на котором рассматривался вопрос о регистрации кандидата, подписанный председателем и секретарем избирательной комиссии, формально соответствует требованиям закона.
Вместе с тем следует иметь в виду, что решения избирательной комиссии о регистрации кандидатов принимаются на заседании избирательной комиссии большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, то есть большинство считается от списочного состава комиссии, а не от числа членов комиссии, присутствующих на заседании. Результаты голосования членов избирательной комиссии должны быть отражены в протоколе избирательной комиссии. Если требуемое большинство голосов не было подано за решение о регистрации кандидата, однако такое решение принято, это является поводом для его обжалования в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации или в суд.
Вопрос: Может ли избирательная комиссия (субъекта Федерации) принять пожертвование на осуществление целевой программы? Например, для закупки современного оборудования для избирательных участков или для печати красивых плакатов, объясняющих избирателям их права в день выборов. Если да, то придется ли комиссии платить НДС?
Ответ: Избирательная комиссия субъекта Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных правЕ» является государственным органом, который может осуществлять только полномочия, установленные законами (ст. 23). Статьей 57 данного Федерального закона установлено, что расходы избирательных комиссий осуществляются за счет средств соответствующего бюджета; при этом не предусмотрено принятие избирательными комиссиями каких-либо пожертвований, в том числе и на осуществление целевых программ. Соответственно избирательные комиссии не вправе получать эти пожертвования. Иное решение вопроса потенциально могло бы создать механизм незаконного воздействия на деятельность избирательных комиссий, однако в соответствии с законом они должны быть независимы при осуществлении своих полномочий.
Вышесказанное не исключает долевого участия избирательных комиссий в осуществлении программ, которые направлены на образование избирателей, разъяснение им их прав и реализуются совместно с другими организациями. Возможность применения льгот по налогу на добавленную стоимость в данном случае зависит от характера этих затрат. Данный вопрос решается в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|