Заявление ЦИК России от 25.12.02 в Красноярский краевой суд о расформировании Избирательной комиссии Красноярского края
|
УТВЕРЖДЕНО
Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
от 25 декабря 2002 года №167/1422-3 |
|
|
|
В Красноярский краевой суд |
|
|
|
Заявитель:
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
109012, город Москва, Большой Черкасский пер., д.9 |
|
|
|
Заинтересованное лицо:
Избирательная комиссия Красноярского края 660009, город Красноярск, проспект Мира, д.110 |
Заявление
в порядке статьи 31 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о расформировании Избирательной комиссии Красноярского края
Красноярский краевой суд решением от 1 октября 2002 года удовлетворил жалобу А.Г. Хлопонина на решение Избирательной комиссии Красноярского края от 29 сентября 2002 года №571 «Об определении результатов выборов Губернатора Красноярского края», которым результаты выборов Губернатора Красноярского края были признаны недействительными, отменил указанное решение Избирательной комиссии Красноярского края, обязал ее определить результаты выборов Губернатора Красноярского края и обратил свое решение к немедленному исполнению.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации 19 ноября 2002 года оставила в силе решение Красноярского краевого суда от 1 октября 2002 года.
В ходе рассмотрения жалобы А.Г. Хлопонина Красноярский краевой суд на основании установленных им обстоятельств дела и исследованных доказательств пришел к выводу, что Избирательной комиссией Красноярского края результаты выборов Губернатора Красноярского края не определялись, а решение о признании результатов указанных выборов недействительными принято в нарушение подпункта «а» пункта 4 статьи 52 Закона Красноярского края «О выборах Губернатора Красноярского края» (далее - Закон) и подпункта «а» пункта 7 статьи 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которым основанием для признания результатов выборов недействительными являются лишь нарушения, допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования.
После вынесения решения Красноярского краевого суда Избирательной комиссией Красноярского края 2 октября 2002 года был оформлен протокол о результатах выборов Губернатора Красноярского края, а 3 октября 2002 года принято решение №574 «Об определении результатов выборов Губернатора Красноярского края». Однако в результате этих действий решение Красноярского краевого суда от 1 октября 2002 года, обязывающее Избирательную комиссию Красноярского края определить результаты выборов Губернатора Красноярского края, осталось не исполненным, о чем свидетельствует следующее.
В соответствии с пунктом б статьи 52 Закона в протоколе о результатах выборов Избирательной комиссией Красноярского края фиксируется одно из следующих решений: а) признание избранным кандидата, получившего более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, с ·указанием его фамилии, имени, отчества; б) назначение повторного голосования, если ни одним из кандидатов не набрано более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании; в) признание выборов несостоявшимися; г) признание результатов выборов недействительными.
Фактически же в протокол, подписанный членами Избирательной комиссии Красноярского края 2 октября 2002 года, не было внесено ни одно из вышеперечисленных решений, отсутствовала в протоколе и строка о признании выборов состоявшимися.
Решением от 3 октября 2002 года №574 «Об определении результатов выборов Губернатора Красноярского края» Избирательная комиссия Красноярского края повторно признала результаты выборов Губернатора Красноярского края недействительными, при этом в решении были использованы в основном те же доводы, которые содержались в ее решении от 29 сентября 2002 года №571 и рассматривались Красноярским краевым судом.
Мотивируя указанное решение. Избирательная комиссия Красноярского края руководствовалась сведениями, в большинстве своем имевшими место не в день повторного голосования, а в иной период проведения избирательной кампании, что, как указано выше, противоречит требованиям федерального и краевого избирательного законодательства, а также решению Красноярского краевого суда от 1 октября 2002 года, который прямо указал на то, что основанием для признания результатов выборов Губернатора Красноярского края недействительными являются лишь нарушения, допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования.
В частности, это касается ссылок Избирательной комиссии Красноярского края на сведения, связанные с имевшим место до дня повторного голосования распространением листовок различного содержания, действиями неустановленных лиц по подкупу избирателей на одном из избирательных участков в городе Ачинске и некоторыми другими обстоятельствами.
Именно в судебном заседании было установлено, что Избирательной комиссией Красноярского края не проверялся должным образом факт расхождения сведений протоколов 11 из 2149 участковых избирательных комиссий со сведениями, содержащимися в копиях этих протоколов, выданных наблюдателям. В этой связи Красноярский краевой суд в своем решении отметил, что решение о признании выборов недействительными не может быть основано на предположениях и непроверенных данных. Вместе с тем Избирательная комиссия Красноярского края без каких-либо дополнительных действий либо проверок работы указанных участковых комиссий повторно использовала этот довод в качестве основания для признания результатов выборов Губернатора Красноярского края недействительными.
В то же время проверка, проведенная ЦИК России в связи с поступившими к ней жалобами, показала, что в протоколах этих 11 участковых избирательных комиссий, расположенных в городе Норильске, имелись некоторые незначительные расхождения, которые в основе своей не относились к числу полученных кандидатами голосов и никак не могли повлиять на общие результаты состоявшихся выборов.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации комплексно, с учетом решения Красноярского краевого суда от 1 октября 2002 года, рассмотрев все обстоятельства, связанные с действиями Избирательной комиссии Красноярского края по принятию решения от 3 октября 2002 года №574, пришла к выводу об их несоответствии требованиям Федерального закона от 19 сентября 1997 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закона Красноярского края «О выборах Губернатора Красноярского края» и своим постановлением от 4 октября 2002 года №160/1400-3 отменила указанное решение Избирательной комиссии Красноярского края, а постановлением от 4 октября 2002 года №160/1401-3 определила результаты выборов Губернатора Красноярского края, признав их состоявшимися и действительными.
В соответствии с пунктом 2 статьи 80 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) действие Федерального закона от 19 сентября 1997 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» распространяется только на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов, назначенных до вступления в силу Федерального закона. Из статьи 2 Федерального закона от 19 сентября 1997 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» следует, что избирательная кампания по выборам Губернатора Красноярского края завершилась опубликованием результатов этих выборов 5 октября 2002 года. Таким образом, иные правоотношения, включая регулируемые подпунктом «б» пункта 1 статьи 31 Федерального закона, согласно которому избирательная комиссия субъекта Российской Федерации может быть расформирована судом соответственно подсудности, установленной пунктом 2 статьи 75 Федерального закона, в том числе в случаях неисполнения ею решения суда, подпадают под действие Федерального закона.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации считает, что Избирательная комиссия Красноярского края, неправильно признав состоявшиеся выборы Губернатора Красноярского края недействительными, неправомерно и необоснованно уклонившись не только от своей прямой обязанности определить результаты этих выборов, но и от выполнения решения Красноярскою краевого суда от 1 октября 2002 года, нарушила требования пункта 3 статьи 63 Федерального закона от 19 сентября 1997 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также пункта 3 статьи 75 Федерального закона, согласно которым решения суда обязательны для исполнения соответствующими избирательными комиссиями.
На основании изложенного, в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 и пунктом 3 статьи 31 Федерального закона, статьями 233 и 234 ГПК РСФСР просим суд расформировать Избирательную комиссию Красноярского края.
Приложения:
1. Копия решения Избирательной комиссии Красноярского края №571 от 29 сентября 2002 года «Об определении результатов выборов Губернатора Красноярского края» на 6 листах.
2. Копия решения Избирательной комиссии Красноярского края №574 от 3 октября 2002 года «Об определении результатов выборов Губернатора Красноярского края» на 3 листах.
3. Копия протокола Избирательной комиссии Красноярского края от 2 октября 2002 года о результатах выборов Губернатора Красноярского края 22 сентября 2002 года на 1 листе.
4. Копия решения Красноярского краевого суда от 1 октября 2002 года на 3 листах.
5. Копия определения Верховного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2002 года на 3 листах.
6. Копия постановления ЦИК России от 4 октября 2002 года №160/1400-3 на 2 листах.
7. Копия постановления ЦИК России от 4 октября 2002 года №160/1401-3 на 1 листе.
8. Копия обращения Председателя ЦИК России к Генеральному прокурору Российской Федерации от 12 ноября 2002 года N05-21/3197 на 1 листе.
|