Демократия.Ру




Где нет свободы критики, там никакая похвала не может быть приятна. Пьер Огюстен Карон де Бомарше (1832-1799), французский драматург и публицист


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


24.11.2024, воскресенье. Московское время 01:18


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Часть первая. Организация деятельности территориальной избирательной комиссии

Раздел 1. Общие положения

1. Подготовка и проведение выборов

Подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации и контроль за соблюдением избирательных прав граждан осуществляют избирательные комиссии.

При подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации избирательные комиссии в пределах своих полномочий независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. (Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», ст.5 ч.2,3)1

2. Система избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации

Подготовку проведения выборов Президента Российской Федерации осуществляют:

    Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
    избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
    территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии;
    участковые избирательные комиссии.

Раздел 2. Территориальная избирательная комиссия

3. Полномочия территориальной избирательной комиссии

Территориальная избирательная комиссия:

    осуществляет контроль за подготовкой и проведением выборов Президента Российской федерации на соответствующей территории, информирует население об адресах и о номерах телефонов участковых избирательных комиссий;
    координирует деятельность участковых избирательных комиссий на соответствующей территории, рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) этих избирательных комиссий и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
    распоряжается денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, и распределяет их между участковыми избирательными комиссиями;
    совместно с избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на соответствующей территории обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов на должность Президента Российской Федерации;
    организует доставку избирательных бюллетеней и иных документов участковым избирательным комиссиям;
    оказывает организационно-техническую помощь участковым избирательным комиссиям в проведении голосования на избирательных участках;
    устанавливает итоги голосования при выборах Президента Российской Федерации на соответствующей территории, сообщает их средствам массовой информации и передает протоколы об итогах голосования в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации;
    обеспечивает передачу документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, в архив или вышестоящую избирательную комиссию;
    осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом. (Ст. 17 ч.1)

Территориальная избирательная комиссия выдает участковым избирательным комиссиям печати, учет которых рекомендуется вести с использованием формы N8.

4. Полномочия территориальной избирательной комиссии по формированию участковых избирательных комиссий

Участковые избирательные комиссии формируются выборными органами местного самоуправления не позднее, чем за 44 дня до дня выборов (не позднее 2 мая 1996 года) в количестве 5-10 членов.

В случае если выборный орган местного самоуправления не назначил состав участковой избирательной комиссии в установленный срок либо если на данной территории выборный орган местного самоуправления отсутствует, формирование участковой избирательной комиссии производится соответствующей территориальной избирательной комиссией (Ст. 14 ч.3).

При определении кандидатур в состав участковой избирательной комиссии учитываются предложения общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства.

Для организации голосования военнослужащих на общем избирательном участке рекомендуется в состав участковой избирательной комиссии включать представителей соответствующей воинской части.

Территориальная избирательная комиссия выдает председателям участковых избирательных комиссий, избранных на первом их заседании, удостоверения, за подписью председателя территориальной избирательной комиссии.

5. Срок полномочий территориальной избирательной комиссии

Срок полномочий территориальной избирательной комиссии истекает после официального опубликования результатов выборов Президента Российской Федерации. (Ст. 17 ч. 2)

Раздел 3. Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса

6. Права и обязанности члена избирательной комиссии с правом решающего голоса

Член избирательной комиссии с правом решающего голоса заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии. (Ст.19 ч.1, 3)

Член избирательной комиссии с правом решающего голоса вправе:

    задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
    выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования;
    знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий и получать заверенные копии этих документов.

Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии.

Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы. (Ст. 38 ч.2)

7. Оплата труда члена избирательной комиссии с правом решающего голоса

За рабочими и служащими предприятий и организаций всех форм собственности, работающими в период организации и проведения выборов Президента Российской Федерации в избирательных комиссиях в качестве членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, по месту основной работы сохраняется место работы (должность) и средний заработок. (Ст. 111 Кодекса законов о труде Российской Федерации)

Кроме того, за счет средств, выделенных соответствующей избирательной комиссии из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, членам избирательной комиссии с правом решающего голоса производится дополнительная оплата труда за работу в комиссии с отрывом от основной работы, за работу в день голосования и дни подсчета голосов, за часы дежурства в избирательной комиссии, а также выплачивается вознаграждение за активную работу по подготовке, организации и проведению выборов.

В случае если решениями федеральных органов установлены коэффициенты к заработной плате работников бюджетных организаций, вышеназванные размеры дополнительной оплаты труда повышаются соответственно установленным в централизованном порядке районным коэффициентам.

Порядок и размеры оплаты труда членов избирательных комиссий в период подготовки и проведения выборов определяются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

8. Правовые гарантии члена избирательной комиссии с правом решающего голоса

Член избирательной комиссий с правом решающего голоса в течение срока своих полномочий не может быть:

    по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу;
    привлечен без согласия соответствующего прокурора к уголовной ответственности или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. (Ст. 19 ч. 6, 7)

9. Освобождение члена избирательной комиссии с правом решающего голоса от его обязанностей

Член избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока полномочий по решению назначившего его органа, в случаях:

    подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;
    утраты членом избирательной комиссии гражданства Российской Федерации;
    вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии;
    признания члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
    выяснения либо возникновения обстоятельств, несовместимых со статусом члена избирательной комиссии. (Ст. 19 ч.2, 5)

Раздел 4. Организация и обеспечение деятельности избирательных комиссий

10. Деятельность избирательных комиссий

Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности, гласно и открыто. (Ст. 5 ч.4; ст.20 ч.1)

Избирательные комиссии работают по «Календарному плану мероприятий по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации», утвержденному Постановлением Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Избирательные комиссии могут составлять собственные планы работы. Примерный план работы территориальной избирательной комиссии представлен в части 2 настоящего справочника.

11. Избрание председателя, заместителя председателя, секретаря территориальной избирательной комиссии

Первое заседание избирательной комиссии ведет ее старейший член. Порядок проведения первого организационного заседания избирательной комиссии определяется членами комиссии с правом решающего голоса в начале заседания.

Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии. (Ст. 13 ч.1)

Рекомендуется использовать следующие формы документов:

    протокол 1-ого заседания территориальной избирательной комиссии - форма N1;
    избирательные бюллетени для голосования по выборам председателя территориальной избирательной комиссии - форма N2;
    протокол N1 счетной комиссии - форма N3;
    протокол N2 счетной комиссии о результатах тайного голосования по выборам председателя территориальной избирательной комиссии - форма N4.

Удостоверение председателя территориальной избирательной комиссии подписывается председателем избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

Оформление удостоверений заместителя председателя, секретаря и других членов территориальных избирательных комиссий производится соответствующей территориальной избирательной комиссией после утверждения ее состава.

Удостоверения заместителя председателя, секретаря и других членов территориальной избирательной комиссии подписываются председателем территориальной избирательной комиссии, в состав которой они входят. При подготовке бланков удостоверений может быть использована форма N5 .

12. Порядок проведения заседания избирательной комиссии

Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. (Ст.21 ч.1)

Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя избирательной комиссии. Заседания избирательной комиссии проводятся также по требованию не менее трети членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. (Ст. 21 ч. 10) На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать:

    кандидаты на должность Президента Российской Федерации;
    доверенные лица кандидатов на должность Президента Российской Федерации;
    уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп избирателей;
    представители средств массовой информации. (Ст.20 ч.1)

На заседаниях избирательных комиссий при рассмотрении жалоб (заявлений) вправе присутствовать представители заинтересованных сторон. (Ст.21 ч.11)

13. Оформление протокола заседания избирательной комиссии

На заседании избирательной комиссии ведется протокол, в котором рекомендуется указать:

    дату проведения заседания комиссии;
    фамилии, имена и отчества присутствующих на заседании членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса;
    фамилии, имена и отчества, должность и место работы или род занятий приглашенных лиц, представителей средств массовой информации, наблюдателей и иных лиц, присутствующих на заседании.

В протоколе отражаются повестка дня и ход обсуждения вопросов, включенных в повестку дня.

Протокол подписывает председатель и секретарь избирательной комиссии.

14. Решения избирательной комиссии

Решения избирательной комиссии об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, об установлении итогов голосования принимаются большинством голосов от общего числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. (Ст.21 ч.5)

Решения избирательной комиссии по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. (Ст.21 ч.6)

При принятии решений избирательной комиссией в случае равного числа голосов «за» и «против» голос председателя избирательной комиссии является решающим. (Ст.21 ч.2)

Решение избирательной комиссии подписывается председателем и секретарем избирательной комиссии. (Ст. 21 ч.7)

Все решения избирательных комиссий, связанные с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации, подлежат опубликованию. (Ст.9 ч.2)

15. Обязательность исполнения решений избирательной комиссии

Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также для нижестоящих избирательных комиссий. (Ст. 21 ч.3)

16. Особое мнение члена избирательной комиссии

Член избирательной комиссии, не согласный с решением, принятым избирательной комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем избирательной комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а за три дня до выборов и в день выборов - немедленно. (Ст.21 ч.8)

17. Отмена решения избирательной комиссии

Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам либо принятое избирательной комиссией с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. (Ст. 21 ч.9)

18. Печать избирательной комиссии

Избирательная комиссия имеет печать, образец которой утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. (Ст. 15 ч.1 п.11)

19. Обеспечение деятельности избирательной комиссии

Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, а также их должностные лица обязаны содействовать избирательным комиссиям в реализации их полномочий, в том числе в предоставлении необходимых помещений, транспорта, средств связи, технического оборудования, а также предоставлять сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а за пять дней до дня выборов и в день выборов - немедленно. (Ст.22)

Контроль обеспечения избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассмотрение иных вопросов материально-технического обеспечения выборов осуществляет Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. (Ст. 15 ч.1 п.13)

20. Оборудование помещения избирательной комиссии

Помещение территориальной избирательной комиссии оборудуется:

    письменными столами, стульями, столом для заседаний, шкафом для бумаг;
    телефонными аппаратами;
    сейфом или металлическим шкафом;
    настольными лампами, пишущей машинкой, калькуляторами, настенными часами, радиоприемником, канцелярскими принадлежностями;
    стендом для информации.

На здании, где находится помещение избирательной комиссии, должна быть помещена вывеска о нахождении избирательной комиссии, путь к помещению избирательной комиссии должен быть обозначен стрелками-указателями.

На входе в помещение избирательной комиссии должна быть помещена вывеска избирательной комиссии с графиком ее работы.

В помещении избирательной комиссии должны иметься тексты Конституции Российской Федерации, федеральные законы «О выборах Президента Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» нормативные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Территориальной избирательной комиссии должны быть обеспечены необходимые условия для хранения избирательной документации.

Раздел 5. Финансирование деятельности избирательных комиссий

21. Источники и порядок финансирования деятельности избирательной комиссии

Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации, а также по обеспечению деятельности избирательных комиссий в течение срока их полномочий производятся за счет средств федерального бюджета. (Ст.44 ч.1)

Расходование бюджетных средств осуществляется в порядке, предусмотренном инструкциями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

22. Распределение, распоряжение и контроль использования выделенных избирательным комиссиям денежных средств

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации распределяет между территориальными избирательными комиссиями денежные средства, выделенные на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, и обеспечивает контроль за целевым расходованием этих средств на территории субъекта Российской Федерации. (Ст. 16 ч. 1, п.6)

Территориальная избирательная комиссия распоряжается денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, и распределяет их между участковыми избирательными комиссиями. (Ст. 17 ч.1, п.3)

Председателю участковой избирательной комиссии могут по его заявлению выдаваться под отчет наличные деньги с указанием целей, на которые эти средства выдаются. Отчет о расходовании указанных денежных средств представляются председателем участковой избирательной комиссии в территориальную избирательную комиссию по форме авансового отчета с приложением первичных документов.

23. Полномочия председателя избирательной комиссии по финансированию

Председатели избирательных комиссий распоряжаются денежными средствами и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям избирательных комиссий по финансовым вопросам. (Ст.44, ч.6)

24. Финансовый отчет избирательной комиссии

Формы финансового отчета избирательных комиссий о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, и финансового отчета кандидатов устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Участковые избирательные комиссии представляют территориальным избирательным комиссиям финансовые отчеты не позднее чем через 10 дней со дня опубликования результатов выборов.

Территориальные избирательные комиссии представляют финансовый отчет избирательной комиссии субъекта Российской Федерации не позднее чем через 30 дней со дня опубликования результатов выборов. (Ст.46 ч.2, 4, 5)

Раздел 6. Доверенные лица, члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, уполномоченные представители, иностранные (международные) наблюдатели и представители средств массовой информации

25. Назначение доверенных лиц

Кандидат на должность Президента Российской Федерации может иметь до 200 доверенных лиц, которые на основании заявлений в письменной форме кандидата регистрируются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Доверенные лица получают от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации удостоверение. (Ст.37 ч.6)

26. Права доверенных лиц

Доверенные лица кандидата вправе:

    осуществлять в любых допустимых законом формах и законными методами агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидата, представлять их предвыборные программы;
    выступать на предвыборных собраниях, встречах с избирателями, участвовать в предвыборных дебатах и дискуссиях;
    получать необходимую помощь от государственных органов и органов местного самоуправления в проведении предвыборных собраний и встреч с избирателями;
    присутствовать на заседаниях избирательных комиссий; (Ст.20 ч.1)
    находиться на избирательных участках, в том числе на участках в воинских частях, при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и подведении итогов голосования;
    знакомиться с документами избирательных комиссий, а также протоколами об итогах голосования, о результатах выборов;
    обжаловать решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и присутствовать при рассмотрении жалоб и заявлений.

На заседании избирательной комиссии любого уровня, как правило, могут присутствовать не более двух доверенных лиц одного кандидата.

Доверенные лица кандидата не вправе:

    вмешиваться в работу избирательных комиссий;
    расписываться в помещении для голосования за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней, а также заполнять за него избирательные бюллетени в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования;
    вести информационные теле- и радиопрограммы (передачи), участвовать в освещении выборов через СМИ в случае, если они являются творческими работниками либо должностными лицами редакции СМИ.

Администрация (работодатель) обязана предоставить доверенному лицу по его просьбе неоплачиваемый отпуск на срок со дня регистрации его доверенным лицом до дня официального опубликования результатов выборов. (Ст.37 ч.6)

27. Назначение членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса

Каждый зарегистрированный кандидат на должность Президента Российской Федерации вправе назначить по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую избирательную комиссию. (Ст.11 ч.2; ст.12 ч.5; ст.13 ч.4; ст. 14 ч.6)

Деятельность члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса начинается с момента получения соответствующей избирательной комиссией заявления кандидата на должность Президента Российской Федерации о назначении члена комиссии, в котором указываются фамилия, имя, отчество, год (в возрасте 18 лет -дополнительно день и месяц) рождения, место жительства, номер служебного или домашнего телефона члена избирательной комиссии.

По письменному поручению кандидата уполномоченные представители избирательных объединений, инициативных групп избирателей, а также доверенные лица кандидата могут назначать членов территориальных и участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса. В этом случае в избирательную комиссию представляется заявление уполномоченного представителя или доверенного лица о назначении члена комиссии, содержащее в дополнении к вышеперечисленным данным о нем ссылку на поручение кандидата и дату этого поручения.

Территориальная избирательная комиссия выдает членам территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса удостоверения установленного образца.

Территориальная избирательная комиссия может составлять список членов территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, используя форму N6.

28. Права члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса

Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии.

Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями федерального законодательства и регламента соответствующей избирательной комиссии.

Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе:

    принимать участие в заседаниях избирательной комиссии;
    выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, требовать проведения по ним голосования;
    задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
    знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий и получать заверенные копии этих документов;
    входить в состав рабочих групп для контроля за соблюдением участниками избирательного процесса порядка и правил проведения предвыборной агитации в СМИ, за использованием автоматизированной информационной системы, а также в состав иных групп, формируемых избирательными комиссиями.

Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса не вправе:

    участвовать в голосовании при принятии решения избирательной комиссией;
    принимать участие в подсчете голосов избирателей на избирательном участке в день голосования;
    проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы.

Срок полномочий членов территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса истекает одновременно со сроком полномочий этих комиссий после официального опубликования результатов выборов Президента Российской Федерации. (Ст. 17 ч.2; ст. 18 ч.2; ст. 19 ч.9)

29. Уполномоченные представители

Избирательное объединение, избирательный блок и инициативная группа избирателей назначают своих представителей, уполномоченных представлять их по всем вопросам, связанным с участием избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы избирателей в выборах Президента Российской Федерации, в том числе по финансовым вопросам. (Ст.30)

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации регистрирует уполномоченных представителей и выдает им регистрационные удостоверения.

На заседании избирательной комиссии любого уровня вправе присутствовать те уполномоченные представители, которые представляют избирательное объединение, избирательный блок, инициативную группу избирателей по вопросу, рассматриваемому соответствующей избирательной комиссией.

30. Представители средств массовой информации

Представители российских и зарубежных средств массовой информации вправе:

    присутствовать на заседаниях избирательных комиссий;
    присутствовать на публичных предвыборных мероприятиях, освещать в средствах массовой информации ход их проведения;
    находиться на избирательных участках в день голосования при проведении голосования, а также при подсчете голосов избирателей и составлении протоколов об итогах голосования (Ст. 20 ч.4);
    знакомиться и получать заверенные в установленном порядке копии решений и протоколов избирательных комиссий, в том числе об итогах голосования.

Представителям средств массовой информации - журналистам, должностным лицам редакций печатных изданий, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении выборов через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами на должность Президента Российской Федерации, их доверенными лицами или членами избирательных комиссий.

При посещении избирательных комиссий и избирательных участков представители средств массовой информации обязаны предъявлять удостоверения, выданные им соответствующими средствами массовой информации.

Раздел 7. Список избирателей, открепительные удостоверения, избирательные бюллетени

31. Список избирателей

Список избирателей составляет участковая избирательная комиссия.

Территориальная избирательная комиссия координирует деятельность участковых избирательных комиссий по составлению списков избирателей.

Список избирателей составляется в двух экземплярах по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Первый экземпляр списка остается в участковой избирательной комиссии, второй передается в соответствующую территориальную избирательную комиссию не позднее, чем за 16 дней до дня выборов (не позднее 30 мая 1996 года).

Второй экземпляр списка избирателей по избирательному участку, образованному в соответствии с частью четвертой статьи 24 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» позднее 30 мая 1996 года, передается в соответствующую территориальную избирательную комиссию не позднее чем через 24 часа после его составления.

При составлении списка избирателей с использованием технических средств Государственной автоматизированной системы «Выборы» распечатку списка избирателей для соответствующих участковых избирательных комиссий обеспечивает системный администратор территориальной избирательной комиссии.

32. Открепительные удостоверения

Территориальная избирательная комиссия не позднее, чем за 35 дней до дня выборов передает участковым избирательным комиссиям открепительные удостоверения на право участия в выборах Президента Российской Федерации и реестры регистрации выдачи открепительных удостоверений, форма которых утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Открепительные удостоверения являются документами строгой отчетности.

Передача открепительных удостоверений оформляется актом передачи открепительных удостоверений, который подписывается председателем, а в его отсутствие - заместителем председателя или секретарем территориальной избирательной комиссии, и председателем, а в его отсутствие - заместителем председателя или секретарем соответствующей участковой избирательной комиссии, и заверяется печатью территориальной избирательной комиссии. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых остается в территориальной избирательной комиссии, другой передается в участковую избирательную комиссию.

33. Изготовление и доставка избирательных бюллетеней территориальной избирательной комиссией

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и снабжение ими территориальных избирательных комиссий. (Ст. 16 ч.1 п.4)

Территориальная избирательная комиссия организует доставку избирательных бюллетеней участковым избирательным комиссиям.

Участковые избирательные комиссии получают от территориальной избирательной комиссии избирательные бюллетени не позднее, чем за четыре дня до дня выборов (не позднее 11 июня 1996 года). (Ст.50 ч.6)

Число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число избирателей, включенных в список избирателей по избирательному участку, более чем на 0,5 процента. (Ст.50 ч.6)

При выдаче участковым избирательным комиссиям избирательных бюллетеней может быть использована форма N9.

Раздел 8. Организационно-техническая помощь участковым избирательным комиссиям в подготовке и проведении выборов

34. Выделение и оборудование помещений участковых избирательных комиссий

Помещения участковых избирательных комиссий и помещения для голосования предоставляются местной администрацией и оборудуются участковыми избирательными комиссиями при содействии территориальной избирательной комиссии.

Готовность помещения для голосования отражается в справке-акте приемки помещения для голосования (форма N10).

После окончания выборов технологическое оборудование для голосования (избирательные ящики, кабины для голосования и др.) может быть сдано на хранение по акту (форма N11).

35. Оповещение избирателей

После завершения формирования участковых избирательных комиссий и предоставления им помещений территориальная избирательная комиссия информирует население об адресах и номерах телефонов участковых избирательных комиссий (форма N7).

Территориальная избирательная комиссия, оказывая организационно-техническую помощь, может подготавливать и передавать участковым избирательным комиссиям необходимые для информирования избирателей бланки оповещения избирателей о месте нахождения участковой избирательной комиссии и времени ее работы, и бланки оповещения избирателей о времени и месте голосования (формы N12 и N13).

36. Обеспечение участковых избирательных комиссий формами избирательных документов

Осуществляя организационно-техническую помощь участковым избирательным комиссиям, территориальная избирательная комиссия может подготавливать следующие формы избирательных документов:

    бланки оповещения избирателей о месте нахождения участковой избирательной комиссии и времени ее работы (форма N12);
    бланки оповещения избирателей о времени и месте голосования (форма N13);
    акт о погашении избирательного бюллетеня, испорченного избирателем;
    ведомость учета заявлений избирателей о необходимости голосования вне помещения для голосования;
    акт о выдаче избирательных бюллетеней для проведения голосования вне помещения для голосования и о возврате неиспользованных избирательных бюллетеней;
    акт об обнаружении в переносном избирательном ящике большего числа избирательных бюллетеней, чем заявлений избирателей о проведении голосования вне помещения для голосования;
    ведомость учета жалоб (заявлений);
    список лиц, присутствовавших при подсчете голосов избирателей.

37. Избирательные ящики

Территориальная избирательная комиссия определяет необходимое количество переносных избирательных ящиков для участковой избирательной комиссии с учетом численности избирателей на соответствующем избирательном участке.

На каждом переносном избирательном ящике рекомендуется проставить его порядковой номер.

Раздел 9. Приемка территориальной избирательной комиссией избирательных документов участковых избирательных комиссий

38. Доставка избирательных документов участковой избирательной комиссией

Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии после его подписания незамедлительно направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию. (Ст.52 ч. 13)

Как правило, доставку протокола и иных избирательных документов в территориальную избирательную комиссию выполняет председатель, а в его отсутствие - заместитель председателя участковой избирательной комиссии на специально закрепленном за участковой избирательной комиссией автомобиле (ином транспортном средстве) в сопровождении охраны, выделяемой органами внутренних дел.

В случае особой отдаленности места расположения участковой избирательной комиссии избирательная документация доставляется в территориальную избирательную комиссию специальной связью. При этом на пакетах с избирательной документацией проставляется штамп «Выборная».

39. Требования к оформлению протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования

Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования составляется в трех экземплярах.

В каждой строке протокола участковой избирательной комиссии имеется по четыре свободных клеток, которые подлежат обязательному заполнению. Если при заполнении протокола участковой избирательной комиссии количество цифр в ряду окажется менее четырех цифр, в пустых клетках, стоящих первыми, проставляются нули.

Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом.

Не допускается внесение в протокол каких бы то ни было исправлений. (Ст.52 ч.11,12)

Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования должен быть подписан всеми членами участковой избирательной комиссии. (Ст.52 ч.11)

В протокол должны быть внесены фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря, а затем других членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в алфавитном порядке. Если по каким-либо причинам при подписании протокола член комиссии с правом решающего голоса отсутствует, то в графе «подпись» указывается причина его отсутствия. Если отсутствует председатель избирательной комиссии, то ставится подпись его заместителя либо члена участковой избирательной комиссии, на которого временно возложены обязанности председателя избирательной комиссии.

Член участковой избирательной комиссии, не согласный с протоколом об итогах голосования в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. (Ст.52 ч.11) В этом случае член комиссии в соответствующей строке протокола напротив своей фамилии делает запись «особое мнение» и расписывается.

40. Документы, прилагаемые к первому экземпляру протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования

К первому экземпляру протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования прилагаются следующие документы:

особое мнение члена (членов) участковой избирательной комиссии, не согласного(ых) с протоколом в целом либо с отдельными его положениями;

жалобы (заявления) на нарушения Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», поступившие в участковую избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним участковой избирательной комиссией решения;

акт об обнаружении в переносном избирательном ящике большего числа избирательных бюллетеней, чем заявлений о проведении голосования вне помещения для голосования.

41. Организация приемки территориальной избирательной комиссией избирательных документов от участковых избирательных комиссий

Для организации приемки избирательных документов территориальная избирательная комиссия может образовать:

    группу приемки протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования;
    группу контроля за использованием автоматизированной информационной системы;
    группу приемки избирательных бюллетеней и других избирательных документов.

Приемку избирательных документов выполняют члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

42. Проверка правильности оформления протокола об итогах голосования

Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования сразу после его доставки в территориальную избирательную комиссию передается в группу приемки протоколов, которая проверяет правильность его оформления.

43. Порядок ввода данных протоколов об итогах голосования в ГАС «Выборы»

Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования после проверки правильности его оформления передается в группу контроля за использованием автоматизированной информационной системы.

Клавиатурный (ручной) ввод данных из протоколов участковых избирательных комиссий осуществляет оператор, работающий под обязательным постоянным контролем одного из членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса. При вводе данных из протоколов участковой избирательной комиссии обязательно присутствие члена участковой избирательной комиссии, доставившего протокол об итогах голосования в территориальную избирательную комиссию.

При вводе данных из протоколов участковых избирательных комиссий и выполнении других операций с комплексом «Итоги» вправе присутствовать члены территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, доверенные лица, иностранные (международные) наблюдатели.

Фамилии операторов, осуществляющих ввод данных протоколов участковых избирательных комиссий в комплекс «Итоги», члена территориальной избирательной комиссии, обеспечивающего контроль за работой комплекса, и члена соответствующей участковой избирательной комиссии перед началом работы вводятся в комплекс «Итоги».

Устное разрешение на ввод протокола дает член территориальной избирательной комиссии. Оператор производит ввод лично, используя первый экземпляр протокола. Диктовка данных запрещена.

44. Повторный подсчет голосов избирателей

При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой избирательной комиссии, а также при сомнении в правильности составления протокола участковая избирательная комиссия либо вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение о повторном подсчете голосов избирателей соответствующей участковой избирательной комиссией. (Ст.52 ч.12)

Повторный подсчет голосов избирателей на избирательном участке проводится соответствующей участковой избирательной комиссией в присутствии члена (членов) вышестоящей избирательной комиссии. (Ст.52 ч.12)

При повторном подсчете голосов избирателей на избирательном участке могут присутствовать доверенные лица кандидатов, наблюдатели, члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представители средств массовой информации.

45. Приемка протокола об итогах голосования

Проверенный на правильность числовых контрольных соотношений протокол об итогах голосования передается в группу приемки протоколов об итогах голосования, после чего эта группа оформляет и передает представителю участковой избирательной комиссии справку о сдаче протокола (форма N14).

46. Приемка списка избирателей, избирательных бюллетеней и других избирательных документов

Избирательные документы, включая избирательные бюллетени, передаются в соответствующую территориальную избирательную комиссию не позднее чем через десять дней после официального опубликования результатов выборов. (Ст.52 ч. 17)

В случае отсутствия у участковой избирательной комиссии условий для хранения избирательных документов, обеспечивающих их сохранность, рекомендуется эти избирательные документы передать в территориальную избирательную комиссию одновременно со сдачей протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования.

Получив справку о сдаче протокола об итогах голосования, член участковой избирательной комиссии передает в группу по приемке избирательных бюллетеней и других избирательных документов:

    второй экземпляр протокола об итогах голосования с заверенными копиями жалоб (заявлений) на нарушения Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», поступившими в участковую избирательную комиссию, и принятыми по ним участковой избирательной комиссией решениями;
    список избирателей, сшитый и опечатанный установленным образом, с приложенными к нему заявлениями избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования;
    решения участковой избирательной комиссии о признании избирательных бюллетеней недействительными;
    опечатанные действительные избирательные бюллетени;
    опечатанные недействительные избирательные бюллетени;
    опечатанные погашенные бюллетени;
    акт о выдаче избирательных бюллетеней для проведения голосования вне помещения для голосования и о возврате неиспользованных избирательных бюллетеней;
    акт о погашении избирательных бюллетеней, испорченных избирателями;
    реестр выдачи открепительных удостоверений;
    список лиц, присутствовавших при подсчете голосов;
    другие избирательные документы участковой избирательной комиссии.

Раздел 10. Установление итогов голосования территориальной избирательной комиссией

47. Сроки и порядок установления итогов голосования территориальной избирательной комиссией

На основании протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования путем суммирования содержащихся в них данных территориальная избирательная комиссия не позднее чем через три дня со дня выборов (не позднее 20 июня 1996 года) устанавливает итоги голосования на соответствующей территории. Суммирование данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий, осуществляют непосредственно члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса. (Ст.53 ч.1)

В протокол территориальной избирательной комиссии по итогам голосования вносится информация о числе участковых избирательных комиссий на соответствующей территории и числе протоколов участковых избирательных комиссий, на основании которых составляется протокол об итогах голосования, а также суммарные данные протоколов участковых избирательных комиссий. (Ст.53 ч.2)

48. Требования к оформлению протокола территориальной избирательной комиссии об итогах голосования

Протокол территориальной избирательной комиссии об итогах голосования составляется в трех экземплярах по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. (Ст.53 ч. 3)

В каждой строке протокола территориальной избирательной комиссии об итогах голосования имеется по шесть свободных клеток, которые подлежат обязательному заполнению. Если при заполнении протокола количество цифр в ряду меньше количества клеток, в этих случаях в пустых клетках, стоящих первыми, проставляются нули.

Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом.

Не допускается внесение в протокол каких бы то ни было исправлений.

49. Особое мнение члена территориальной избирательной комиссии

Член территориальной избирательной комиссии, не согласный с протоколом об итогах голосования в целом или с отдельными их положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

В этом случае член избирательной комиссии в соответствующей строке протокола делает запись напротив своей фамилии «особое мнение» и ставит свою подпись.

50. Подписание протокола территориальной избирательной комиссией

Протокол подписывается всеми членами территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

В протокол следует внести фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря, а затем других членов комиссии с правом решающего голоса в алфавитном порядке. Если при подписании протокола отсутствует член комиссии, то в графе «подпись» указывается причина его отсутствия. Если отсутствует председатель комиссии, то ставится подпись его заместителя либо члена комиссии, на которого ее решением возложены обязанности председателя комиссии (при этом напротив своей фамилии заместитель председателя либо член комиссии не расписывается).

51. Сводная таблица

К протоколу в обязательном порядке прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех участковых избирательных комиссий на соответствующей территории. (Ст.53 ч.3)

Сводная таблица составляется только членами территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

52. Предоставление третьего экземпляра протокола территориальной избирательной комиссии для ознакомления

Третий экземпляр протокола территориальной избирательной комиссии об итогах голосования и третий экземпляр сводной таблицы предоставляются для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации, а также любому гражданину Российской Федерации по его требованию. (Ст.53 ч.7)

Раздел 11. Сдача и хранение территориальной избирательной комиссией избирательных документов

53. Передача первого экземпляра протокола территориальной избирательной комиссии об итогах голосования избирательной комиссии субъекта Российской Федерации

Первый экземпляр протокола территориальной избирательной комиссии после его подписания и сводная таблица незамедлительно направляются в соответствующую избирательную комиссию субъекта Российской Федерации (Ст.53 ч.5).

Доставку протокола и иных избирательных документов территориальной избирательной комиссии в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, как правило, выполняет председатель, а в его отсутствие - заместитель председателя территориальной избирательной комиссии на специально закрепленном за территориальной избирательной комиссией автомобиле (ином транспортном средстве) в сопровождении охраны, выделяемой органами внутренних дел.

54. Документы, прилагаемые к первому экземпляру протокола территориальной избирательной комиссии об итогах голосования

К первому экземпляру протокола приобщаются следующие документы:

    особое мнение члена (членов) территориальной избирательной комиссии, не согласного(ых) с протоколом в целом либо с отдельными его положениями;
    жалобы (заявления) о нарушениях Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», поступившие в территориальную избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним территориальной избирательной комиссией решения. Учет жалоб (заявлений) может вестись с использованием формы N15.

55. Хранение второго экземпляра протокола и других избирательных документов

До окончания работы территориальной избирательной комиссии (официального опубликования результатов выборов) у секретаря территориальной избирательной комиссии хранятся:

    заверенные копии жалоб (заявлений) и решений территориальной избирательной комиссии по ним; (Ст.53 ч.4)
    второй экземпляр протокола об итогах голосования;
    второй экземпляр сводной таблицы;
    протоколы участковых избирательных комиссий;
    другие избирательные документы территориальной избирательной комиссии.

Хранение избирательных документов территориальной избирательной комиссией должно осуществляться в сейфе или металлическом шкафу.

56. Сроки хранения документов избирательных комиссий

Все документы избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных и участковых избирательных комиссий хранятся не менее шести месяцев, протоколы об итогах голосования и о результатах выборов - до назначения даты следующих выборов. (Ст.54 ч.9)

Раздел 12. Повторное голосование

57. Порядок назначения и сроки повторного голосования

В случае если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов на должность Президента Российской Федерации, и ни один из них не был избран, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначает повторное голосование по выборам Президента Российской Федерации по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. (Ст.56 ч.1)

Повторное голосование проводится не позднее чем через 15 дней со дня установления результатов общих выборов.

Сообщение о проведении повторного голосования публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через два дня со дня принятия соответствующего решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. (Ст.56 ч.2)

58. Избирательные бюллетени при повторном голосовании

Избирательные бюллетени для повторного голосования печатаются по распоряжению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не позднее, чем за 11 дней до дня выборов.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и снабжение ими территориальных избирательных комиссий, которые в свою очередь организуют их доставку на избирательные участки. (Ст. 16 ч.1 п.4)

59. Список избирателей при повторном голосовании

Для проведения повторного голосования участковые избирательные комиссии используют второй экземпляр списка избирателей передаваемый им территориальной избирательной комиссией сразу после официального опубликования результатов выборов 16 июня 1996 года.

Не позднее, чем за пять дней до дня повторного голосования участковые избирательные комиссии вносят в список избирателей необходимые изменения.

Раздел 13. Жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) избирательной комиссии

60. Обжалование решений и действий (бездействия) избирательной комиссии

Регистрация жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) территориальной может выполняться с использованием формы N15.

Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд. (Ст.23 ч. 1,2)

61. Рассмотрение жалоб (заявлений) в территориальной избирательной комиссии

Решения по жалобам (заявлениям), поступившим в вышестоящую избирательную комиссию в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок с момента поступления жалобы в избирательную комиссию, а за пять дней до дня выборов и в день выборов немедленно. В случае если факты, содержащиеся в жалобах (заявлениях), требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. (Ст.23 ч.4)

Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, ас 12 по 15 июня 1996 года и в день выборов (16 июня 1996 года) - немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке избирателей производится участковой избирательной комиссией (председателем или секретарем) немедленно.

Вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы (заявления), отменив при этом решение нижестоящей избирательной комиссии. (Ст.23 ч.5)

62. Деятельность судов и органов прокуратуры

Жалобы (заявления), поступившие в суд, рассматриваются судом в сроки, установленные Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации». (Ст.23 ч.3)

Суды и органы прокуратуры обязаны организовать свою работу (в том числе и в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб (заявлений). (Ст.23 ч.6)

Раздел 14. Использование автоматизированной информационной системы

63. Назначение автоматизированной информационной системы

Комплекс средств автоматизации (далее КСА) ГАС «Выборы» обеспечивает подготовку данных территориальной избирательной комиссии для предварительного подведения итогов голосования и результатов выборов.

Программный комплекс «Итоги», входящий в КСА, предназначен для клавиатурного (ручного) ввода данных протоколов об итогах голосования участковых избирательных комиссий, суммирования данных, их передачи по каналам телекоммуникаций ГАС «Выборы» в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации и в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

64. Системный администратор

Работу комплекса «Итоги» обеспечивает системный администратор, который работает под руководством председателя территориальной избирательной комиссии.

Основными задачами системного администратора являются обеспечение функционирования комплекса средств автоматизации ГАС «Выборы» соответствующей избирательной комиссии и взаимодействие с системными администраторами различных уровней.

Системный администратор несет ответственность за сохранность принимаемой и достоверность передаваемой информации.

Он обязан по требованию членов территориальной избирательной комиссии разъяснять смысл и назначение производимых им действий по управлению функционированием комплекса «Итоги», а также знакомить их с имеющейся у него документацией (в том числе техническими инструкциями) и указаниями, поступающими от системного администратора вышестоящей избирательной комиссии.

65. Образование группы для контроля за использованием автоматизированной информационной системы

В случае использования в ходе выборов автоматизированной информационной системы избирательная комиссия образует группу из числа членов комиссии с правом решающего и совещательного голоса для контроля за использованием автоматизированной информационной системы. Все члены избирательной комиссии имеют право знакомиться с любой информацией, вводимой в автоматизированную информационную систему и выводимой из нее. (Ст.59 ч.1)

66. Занесение данных протокола об итогах голосования в ГАС «Выборы»

Если числовые контрольные соотношения выполнены и введенные данные протокола визуально проверены, оператор с устного разрешения члена территориальной избирательной комиссии производит запись введенных из протокола данных в комплекс «Итоги».

67. Оформление компьютерной распечатки данных, введенных в автоматизированную информационную систему

К протоколу избирательной комиссии, хранящемуся у секретаря избирательной комиссии, должен быть приложен текст компьютерной распечатки, содержащей данные, введенные в автоматизированную информационную систему. Подлинность компьютерной распечатки подтверждается подписями членов группы по контролю за использованием автоматизированной информационной системы и лицом, ответственным за введение информации. (Ст.59 ч.5)

После ввода всех протоколов участковых избирательных комиссий данные суммируются и комплекс «Итоги» выводит на печать результаты суммирования, а также сводную таблицу, включающую данные протоколов участковых избирательных комиссий.

68. Порядок использования автоматизированной информационной системы с момента начала голосования до момента подписания протокола Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

С момента начала голосования и до момента подписания протокола Центральной избирательной комиссии Российской Федерации автоматизированная информационная система используется исключительно для наблюдения за ходом и итогами голосования путем передачи данных от нижестоящих избирательных комиссий вышестоящим избирательным комиссиям. (Ст.59 ч.2)

В течение этого времени запрещается передача каких-либо данных от информационных центров вышестоящих избирательных комиссий информационным центрам нижестоящих избирательных комиссий, за исключением сигналов подтверждения приема информации. (Ст.59 ч.3)

Данные о ходе и результатах голосования, полученные через автоматизированную информационную систему, являются предварительной информацией, не имеющей юридического значения. (Ст.59 ч.4)


1 При ссылках на Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» далее указываются только номера статей, частей и пунктов. При ссылках на другие нормативные акты указывается полное их наименование

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта