Жалоба Минкина А.В. в Верховный Суд РФ на неконституционность выпущенных ЦИК РФ 20 августа 1999 г. «Разъяснений о некоторых вопросах проведения предвыборной агитации в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва»
|
В ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
|
Истец: Минкин Александр Викторович |
|
Адрес - г. Москва |
|
Адрес для извещений - |
|
Тел.: |
|
Ответчик: Центральная Избирательная Комиссия Российской Федерации |
|
Адрес - г. Москва |
|
Предмет иска: действия, нарушающие
права граждан РФ |
ЖАЛОБА
Настоящая жалоба приносится на основании ст. 90 пп. 1 и 3 Федерального Закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» (далее - «Закон о выборах»).
20 августа 1999 года ответчиком были опубликованы в «Российской газете» его официальные «Разъяснения о некоторых вопросах проведения предвыборной агитации в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва» (далее - «Разъяснения»). Отдельные положения Разъяснений расходятся с положениями Закона о выборах и Конституции РФ, произвольно ограничивая избирательные и конституционные права граждан.
Имеется в виду следующее:
1. В п. 2 Разъяснений указано:
«Федеральным законом (пункты 7 и 8 статьи 62, пункт 6 статьи 65) установлено, что предвыборная агитация может финансироваться только из избирательного фонда зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, зарегистрировавшего федеральный список кандидатов.»
Это указание не основано на законе, поскольку названные в нем статьи Закона о выборах ограничивают не источники оплаты предвыборной агитации, а устанавливают строго целевое использование избирательных фондов зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений, избирательных блоков, зарегистрировавших федеральный список кандидатов.
Приведенное выше указание безосновательно ограничивает право граждан РФ в период избирательной кампании самостоятельно высказываться за или против любого кандидата в средствах массовой информации - с оплатой таких публикаций за свой счет или за счет СМИ.
2. В п. 2 Разъяснений указано:
Действия граждан, политических общественных объединений, подпадающие под признаки предвыборной агитации и совершаемые со дня официального опубликования Указа Президента Российской Федерации о назначении выборов депутатов Государственной Думы до регистрации кандидатов, списков кандидатов, осуществляются в нарушение Федерального закона. В соответствии с подпунктами «б» и «е» пункта 2 статьи 91 Федерального закона проведение предвыборной агитации до регистрации кандидата, федерального списка кандидатов является основанием для отказа в регистрации кандидата, федерального списка кандидатов.
Включение в этот пункт Разъяснений слово «граждан» не основано на законе, поскольку в вышеуказанных пунктах закона это слово отсутствует. По закону кандидат не может быть лишен регистрации за действия иных граждан. В законе лишь факт проведения преждевременной предвыборной агитации самим кандидатом может служить основанием для отмены регистрации.
3. В п. 4 Разъяснений указано:
«На соответствующей стадии избирательного процесса граждане Российской Федерации и политические общественные объединения имеют право в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию.»
В данном указании ответчиком к п. 2 статьи 8 Закона о выборах добавлено «на соответствующей стадии избирательного процесса».
В статье 29 Конституции говорится о праве каждого производить и распространять информацию любым законным способом. Для гражданина законным способом является тот, что не запрещен законом. Хотя законодательство о выборах включает в себя и Конституцию (статья 2 Закона о выборах), ответчик предпочел вместо конституционной формулировки использовать двусмысленную формулировку Закона о выборах - «в допускаемых законах формах», предполагающую возможность прямого указания закона на допускаемую форму. Не упомянутые в законе формы при желании могут интерпретироваться как недопустимые. Именно это и проделал ответчик в п.9 Разъяснений. Но ответчику должно быть известно, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и законы, иные правовые акты не должны противоречить Конституции. Разъяснения, отменяющие в этой части действие 29 статьи Конституции, направлены на ограничение конституционных прав граждан. Временный характер этих мер не может служить оправданием.
4. В п. 9 Разъяснений со ссылкой на ст.ст. 8, 52, 55-57 Закона о выборах указывается на исключительное право зарегистрированных кандидатов пользоваться средствами массовой информации для предвыборной агитации. И далее: «Иные участники избирательного процесса не вправе проводить предвыборную агитацию через средства массовой информации».
В Законе о выборах термин «иные участники избирательного процесса» отсутствует. Очевидно, под этим термином ответчик подразумевает не только выдвинутых кандидатов, но и всех избирателей Российской Федерации, - следует признать, что Разъяснения ответчика лишают права на голос в СМИ народ России в целом.
Разъяснения в этой части не основаны на указанных в них статьях Закона о выборах и полностью противоречат статье 29 Конституции РФ. Гарантированные этой статьей свобода слова и право распространять информацию могут быть ограничены согласно статье 56 Конституции только в условиях чрезвычайного положения. В статье 55 Конституции содержится закрытый перечень случаев, в которых возможно прямое и недвусмысленное ограничение прав и свобод человека и гражданина. Но избирательная кампания не входит в число этих случаев.
5. В п. 7 Разъяснений со ссылкой на пункт 3 статьи 60 Закона о выборах указано:
«Таким образом, любая реклама деятельности указанных физических и юридических лиц на период с 10 августа 1999 г. до регистрации кандидата должна быть приостановлена...»
Это указание не основано на названной в нем статье Закона о выборах, так как содержащиеся в этом пункте ограничения на рекламу начинают действовать не с 10 августа, а с момента регистрации кандидата. К тому же, публикуя 20 августа указание о запрете, вступившем якобы в силу за 10 дней до этого, ответчик искусственно создал для себя возможность обвинения отдельных кандидатов в нарушении ими данных разъяснений.
6. В п. 8 Разъяснений со ссылкой на пункт 4 статьи 41 и пункт 8 статьи 48 Закона о выборах указано:
«Таким образом, с 10 августа 1999 года благотворительная деятельность вышеуказанных лиц и организаций должна быть приостановлена».
Это указание не основано на названных в нем статьях Закона о выборах, так как содержащиеся в этом пункте ограничения на благотворительность начинают действовать не с 10 августа, а с момента регистрации кандидата. К тому же, публикуя 20 августа указание о запрете, вступившем якобы в силу за 10 дней до этого, ответчик искусственно создал для себя возможность обвинения отдельных кандидатов в нарушении ими данных разъяснений.
Считая названные выше указания Центральной Избирательной Комиссии Российской Федерации, содержащиеся в Разъяснениях, опубликованных в «Российской газете» от 20 августа 1999 года, не основанными на Законе о выборах, противоречащими ему, а частично и Конституции РФ
ПРОШУ СУД ПО ИЗЛОЖЕННЫМ ОСНОВАНИЯМ ОТМЕНИТЬ ИХ, обязав ответчика исключить их из текста своих Разъяснений. Прошу также обязать ответчика поместить в «Российской газете» соответствующее извещение о решении Суда по моему иску - немедленно по вступлении его в силу.
А. Минкин
Приложения:
«Российская газета» от 20.08.99 года,
квитанция госпошлины (15% МОТ),
копия жалобы для ответчика.
|